О.А. Давыдова
Майдан и сход как казачьи этнографизмы
Статья рассматривает слова майдан и сход как казачьи этнографизмы. Они выражают принципиальные для языковой картины мира казаков устройство общественной жизни, когда важные для жизни поселения решения принимались коллективно. На майданах (кругах, сходах) выбирали атамана, распределяли земельные наделы, наказывали провинившихся. Соответствующие словарные статьи в словаре языка писателя должны быть уточнены и дополнены.
Ключевые слова: М.А. Шолохов, казак, словарь языка М.А. Шолохова, этнографизм, майдан, сход.
Как известно, главными героями произведений М.А. Шолохова были донские казаки, среди которых он прожил всю жизнь, язык которых был для него родным, с традициями и обычаями которых лауреат Нобелевской премии по литературе познакомил граждан своей страны и читателей всего мира (произведения классика ХХ в. переведены почти на 100 языков мира).
Среди слов, отражающих языковую картину мира донских казаков, немало лексем, которые пополнили запасы русского литературного языка, их семантика содержит этнический компонент , чаще всего в виде сем 'казак', 'казачий', 'на Дону' и подобных: курень «Обл. Жилище, дом (у казаков)» [1, т. 8, с. 798]; станица 'Большое селение в казачьих областях (на Дону, Кубани и др.)' [10, т. 14, с. 721]; есаул 'В дореволюционной России - офицерский чин в казачьих войсках, соответствующий чину ротмистра в кавалерии и капитана в пехоте; лицо, имеющее такой чин' [1, т. 5, с. 543] и др. У приведенных и подобных им «этнографическая» сема входит в дефиницию главного значения слова [3]. Есть лексемы, принадлежность которых к казачьим этнографизмам выявляется не из дефиниции, а из примеров, которыми значение подтверждено [4], есть лексемы, которые отражают жизнь не только казаков, но и других жителей России, однако в языке казаков у них особые значения, которые иногда отражаются в дефинициях слов в академических словарях в виде оттенков значения, а иногда их этнографическая привязка выявляется только из сопоставления дефиниций слова в толковых словарях русского литературного языка с дефинициями из словарей, отражающих говор казаков. Такими словами являются слова майдан и сход (сходка), широко представленные в языке произведений М.А. Шолохова и отраженные в словаре языка писателя [11].
ш Слово майдан встречается на первой странице романа «Тихий Дон», £ когда писатель рассказывает о необычной жене Прокофия Мелехова, которая «развела» казака и с родной семьей, и с другими жителями хуто-й ра Татарский: С той поры редко видели его в хуторе, не бывал он и на майдане. Жил в своем курене, на отшибе у Дона, бирюком (Тих. Дон, 1, I)1. Где же не бывал Прокофий и почему для писателя важно указать, что казак не бывал на майдане?
В выходящем в настоящее время большом академическом словаре у слова майдан указано 4 значения, большая часть которых ограничена по употреблению: «1. 'В южных областях России, на Украине - базарная площадь'. 2. Устар. и обл. 'Место, площадка для выгонки дегтя, производства поташа и т.п.; лесная смолокурня'. 3. Прост. 'В воровском жаргоне - помещение, место, где идет азартная игра в карты; сама такая игра'. 4. 'В археологии - особый вид курганов, древних могил, обычно раскопанных сверху'» [1, т. 9, с. 416]. Конечно, после политических событий 2013-2015 гг. новый академический словарь, по-видимому, отразит особое значение слова и его производных как украинских экзотизмов. В предыдущем большом академическом словаре слово однозначно трактовалось как казачий этнографизм: «1. Обл. Базарная площадь, открытое место, где собирается народ (в станице, казацкой деревне)» [10, т. 6, с. 499]. К дефиниции можно предъявить претензию по поводу казацкой деревни (деревень у казаков не было, были хутора и станицы, у иногородних слободы), видимо, лексикологи посчитали нужным расширить ареал бытования слова. Понятно, что в первом из многочисленных примеров употребления слова в романе «Тихий Дон» писатель употребляет слово в другом значении: посещать ли базар, гулять ли по базарной площади - личное дело каждого жителя. Значение 'площадь базарная (главная)' характерно для казачьего диалекта и отмечено во всех словарях: «1. 'Площадь'. <...> 3. 'Главная улица'» [7, с. 179]; «1. 'Площадь перед станичным правлением'» [9, с. 309]; 'Площадь, место проведения хуторского, станичного кругов и других мероприятий' [8, с. 81]; «2. 'Площадь перед станичным управлением'» [6, с. 85]; «'Центральная площадь станицы'. Донск.» [12, с. 164]. Заметим, что подобное значение есть в говоре казаков не только европейской России (для более детального анализа нужны исследования говора разных казачьих войск). В говоре уральских (яицких) казаков Н.М. Малеча отметил: «1. 'Сборное место, площадь'» [5, т. 2, с. 389]. Естественно, это широко употребительное значение предстает и в шолоховских текстах: С поля приехал Григорий с отцом. Игнат
1 Здесь и далее при цитировании произведений М.А. Шолохова [13] после названий произведений арабскими цифрами указана часть романов, римскими - глава.
баз заплетал хворостом, подошел, и от рук его пахуче несло пряным ш х запахом листьев лежалых. - Нас, Григорий, в правление требуют. На S & майдане сход хуторной (Коловерть, VI); На майдане собрался однажды 1 сход: подходили дележ и порубка хвороста. Толпились у крыльца правле- § ния в тулупах и шубах, поскрипывали валенками. Холод загнал в правле- © ние (Тих. Дон, 1, VII) и др.
Но гораздо чаще центральную, главную площадь станицы Шолохов именует по-военному плац. Давнее немецкое заимствование отражено во всех толковых словарях русского литературного языка: 'Площадь для военных парадов, смотров, строевых занятий' [1, т. 17, с. 42]. Слово отмечено и в словарях казачьего диалекта: 'Площадь' [7, с. 231]; 'Главная площадь казачьего селения' [9, с. 422]: В хуторе хлопали закрываемые ставни, от вечерни, крестясь, спешили старухи, на плацу колыхался серый столбище пыли, и отягощенную вешней жарою землю уже засевали первые зерна дождя (Тих. Дон, 1, IV) и др. Название плац как главное место станицы, на котором происходят важнейшие события, синонимичен слову майдан: Из хутора в майские лагеря уходило человек тридцать казаков. Место сбора — плац. Часам к семи к плацу потянулись повозки с брезентовыми будками, пешие и конные казаки в майских парусиновых рубахах, в снаряжении (Тих. Дон, 1, III). Чаще писатель называет главную площадь литературным эквивалентом площадь: Все, кроме учителя Баланды, имели в хуторе собственные дома. На площади красовался ошелеванный пластинами, крашенный в синее домище Мохова. Против него на самой пуповине площади раскорячился магазин со сквозными дверями и слинявшей вывеской: «ТОРГОВЫЙДОММОХОВ С.П. и АТЕ-ПИН Е.К.» (Тих. Дон, 2, I); А на квадрате площади дыбились задранные оглобли повозок, визжали лошади, сновал разный народ; около пожарного сарая болгары-огородники торговали овощной снедью, разложенной на длинных ряднах, позади них кучились оравами ребятишки, глазея на распряженных верблюдов, надменно оглядывавших базарную площадь, и толпы народа, перекипавшие краснооколыми фуражками и цветастой россыпью бабьих платков (Тих. Дон, 3, I) и др.
Главным значением майдан в говоре казаков и в дискурсе Шолохова является лексико-семантический вариант 'Собрание казаков'. Это собрание, на котором решались важнейшие для хутора (станицы) дела, оглашались указы начальства, выбирали атаманов, - отголосок демократического устройства казачьей жизни, которым очень гордились казаки. Это собрание имело в дискурсе казаков несколько именований, главное из которых круг 'Общее собрание казаков' [2, с. 242]; 'Общее собрание казаков как орган самоуправления' [9, с. 273]. Круг - это настолько важ-
ш ное для казачьей языковой картины мира понятие, что слову должна быть
^ посвящена специальная публикация, в этой остановимся на синониме
§ сход (сходка).
й Итак, главным значением слова майдан является 'Собрание казаков'. Оно отмечено во многих словарях донских говоров [2, с. 274; 6, с. 85; 9, с. 309]; 'сборище (сход)' [7, с. 179]; в качестве оттенка значения оно отражено в академическом словаре русского литературного языка: «Устар. 'У казаков - станичный круг, сходка'» [1, т. 9, с. 416]. Отметим некоторую языковую неточность: круг (сходка) бывает не только станичным, но и хуторским. Итак, главным значением данный лексико-семантический вариант является и в дискурсе М.А. Шолохова: Заметно преобладали молодые. Но и среди них не встречалось сочувствующих. Каменные лица, чужие недоверчивые глаза, исподлобные взгляды видел на майдане Иван Алексеевич, проводя собрание (Тих. Дон, 6, XXII); Вскоре на майдане был оглашен приказ окружного атамана, обязывавший ехать в отступление всех взрослых казаков. Пантелей Прокофьевич пришел с майдана, рассказал Григорию о приказе, спросил: - Что будем делать? (Тих. Дон, 7, XXV) и др. Нетрудно понять, что именно на общие собрания казаков перестал ходить Прокофий Мелехов, о чем повествует нам Шолохов на первой странице романа «Тихий Дон».
Значение 'Собрание казаков' слово майдан получило в результате метонимического переноса с названия площади, на которой проводились такие собрания. Заметим, что другие значения слова майдан лексема приобрела в результате переноса наименования собрания на помещение, в котором проходило общее собрание казаков зимой: «4. 'Здание, где происходит собрание казаков'» [2, с. 274]; «4. 'Здание, где бывает сход казаков' 6. 'Главная комната в станичном правлении'» [7, с. 179]; 6. [9, с. 309], она также называется майданная [Там же]; «7. 'Трибуна (раньше балкон при станичном правлении, откуда говорили речи на сходе)'» [7, с. 179]; 6. [2, с. 274]; 5. Устар. [9, с. 309]. Слово майдан в таком значении употребляет и М.А. Шолохов, но его довольно трудно отграничить от второго или первого (уже указанных) значений: На собрание пошел он вместе с Кошевым и Иваном Алексеевичем. Майдан набит битком. У Ивана Алексеевича даже сердце не по-хорошему екнуло: «Чтой-то они неспроста собрались... Весь хутор на майдане». Но опасения его рассеялись, когда он, сняв шапку, вошел в круг (Тих. Дон, 6, XXIV); В стены паутинистые хуторского майдана баритон дворянски-картавый тычется. Пальцы розовато-пухлые, холеные, жестикулируют сдержанно и вполне прилично. А кругом потной круговиной сгрудились, жарко дышат махорочным
перегаром и хлебом пшеничным окисшим. Папахи красноверхие, бороды ш х цветастые (Коловерть, VII). ¡5
Из уже приведенных примеров видно, что устойчивыми являются 1 сочетания хуторской майдан и станичный майдан,
каком из казачьих поселений происходит общее собрание казаков: До ©
поздней ночи на хуторском майдане гремел гул голосов. Пахомыч пришел оттуда затемно (Коловерть, VI); По постановлению схода лишили его казачьего звания и земельного пая, всыпали на станичном майдане пятьдесят розог за неуважение к высочайшему имени, а дело постановили замять (Путь-дороженька, 1, VI). Писатель рисует читателю, что обычно общие собрания казаков проходили бурно: Майдан, как пчельник, полнился тихим шумом. Казаки переговаривались, шутили, но лица у всех были напряженные. Кто-то не выдержал ожидания, крикнул молодо: - Начинайте! Чего ждать? Все почти собрались! (Тих. Дон, 5, XXIII); поэтому неслучайно шолоховское сравнение, в котором объектом является шум майдана: По толпам делегатов зыбью прошлось волнение после того, как был оглашен приказ Каледина об аресте членов съезда. Вздыбился шум, в сто крат больший, чем на любом станичном майдане (Тих. Дон, 5, VIII).
Чаще общее собрание казаков хутора или станицы писатель называет сход: В Татарском в день приезда Григория уже сформировались две сотни казаков. На сходе постановили мобилизовать всех способных носить оружие, от шестнадцати до семидесяти лет (Тих. Дон, 6, XXX) и др. Слово сход отмечают уже далеко не все из словарей казачьего говора, видимо, полагая, что значение мало чем отличается от значения слова в литературном языке: сход 'То же, что сходка (в 1 и 2 знач.)' [10, т. 14, с. 1278); сходка «2. 'Собрание членов сельской общины в дореволюционной России и доколхозной деревне'» [Там же, с. 1288], но все же оно отмечено: сход 'Общее собрание казаков' [2, с. 52] и даже устойчивое сочетание : станичный сход «Арх. 'Собрание выборных от хуторов'» [2, с. 508]. Отметим, что сход бывает не только станичным: В исполкоме на станичных сходах шепотом сообщались новости, но дед Гаврила ни разу не ступнул на расшатанное исполкомское крыльцо, надобности не было, потому о многом не слышал, многое не знал (Чужая кровь); Так вышколил он казаков, что на станичном сходе после речи его (говорил Лихо-видов ладно; не только силой, но и умом не обнесла его природа) ревут старики, как табун сплошь из бугаев: «В добрый час, ваше благородие! Покорнейше просим!» - «Верна!» (Тих. Дон, 5, XXIV) и др., но и хуторской: А только вышло так, что в сентябре, в праздник, пришли качалов-цы с хуторского схода к двору коллективскому (Двухмужняя); До этого сидевшие на краю плетня командиры шепотом говорили о подступавшей
ш весенней пахоте, о том, что станется с хозяйствами, ежели придется ^ идти на прорыв, но после речи чирца загорланили все. Совещание разом приняло бурный характер какого-нибудь хуторского схода (Тих. Дон, 6, I XXXVI).
Заметим также, что на сходах наказывали провинившегося казака, а формой наказания нередко бывала публичная порка: - Да какой же он (Устин Рыкалин. - О.Д.) враг? - в изумлении воскликнул Осетров. -Говорю тебе, что он сам не свой становится, когда осерчает, вот и все! <...> Его, подлеца, до революции старики наши за супротивность несчетно пороли на хуторских сходах (Подн. цел., 2, 13); такую же угрозу выкрикивает Пантелей Прокофьевич, узнав о связи Григория с замужней Аксиньей: Пантелей Прокофьевич - сына по шее тугим кулаком. - На сходе запорю!.. Ах, ты, чертово семя, прокля-я-а-а-тый сын! (Тих. Дон.
1, X).
Гораздо менее частыми примерами представлен в дискурсе М.А. Шолохова абсолютный синоним сходка (это слово отмечено другими словарями казачьих говоров: 'Собрание казачьего общества, ср. круг 2' [9, с. 580]): Гляжу я, матушка, а его ведут из тюрьмы на сходку. Казаки шум приподняли, ему хоть бы что! (Путь-дороженька, 1, IV); Площадь, поросшая пышатками кучерявыми. Правление. Сходка у крыльца (Коловерть, XI); Нынче приезжает к нам сам командующий всей Донской армией, сам генерал Сидорин. Понял? Зараз получил с нарочным бумажку от станичного атамана, приказывает стариков и баб всех до одного собрать на сходку. — Да они в уме? — вскричал Пантелей Прокофьевич. —Да кто же это в такую горячую пору сходки устраивает? А сена мне на зиму припасет твой генерал Сидорин? (Тих. Дон, 7, XII).
Синонимический ряд, который составляют казачьи этнографизмы: майдан, сход, сходка, круг - дополняет у писателя и литературные эквиваленты: собрание 'Совместное заседание членов какой-либо организации, коллектива для обсуждения чего-либо' [10, т. 14, с. 42]: На собрание пошел он (Штокман. - О.Д.) вместе с Кошевым и Иваном Алексеевичем. Майдан набит битком. У Ивана Алексеевича даже сердце не по-хорошему екнуло: «Чтой-то они неспроста собрались... Весь хутор на майдане». Но опасения его рассеялись, когда он, сняв шапку, вошел в круг (Тих. Дон, 6, XXIV); сбор 'Собрание, слет членов какой-либо организации, общины' [10, т. 13, с. 235], как и сходы, они бывают хуторские и станичные: На хуторе Татарском была получена от вешенского станичного атамана бумага, извещавшая о том, что в станице Вешенской 22-го сего месяца состоится станичный сбор для выборов делегатов на Войсковой круг. <... > На станичном сборе в числе остальных делегатов на Круг
избрали и Пантелея Прокофьевича (Тих. Дон, 6, I); Оказалось, что Миш- ш х кина мать, ползая на коленях на хуторском сборе, упросила стариков, и ¡5 & те написали от общества приговор с просьбой Михаила Кошевого как 1 единственного кормильца в семье назначить в атарщики (Тих. Дон, 6, II). § Если в «Донских рассказах» и «Тихом Доне» Шолохов употребляет © целый ряд синонимов для обозначения общего сбора казаков, то в «Поднятой целине», отражая изменившиеся условия, прошедшее расказачивание, слова майдан, круг, сбор не используются, слово сход отмечено только в приведенных примерах, рассказывающих о старине, но слово собрание с разными определителями - одна из частотных лексем (приведем только несколько из многочисленных примеров): Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием. Казаки днем собирались на проулках и в куренях, спорили, толковали о колхозах, высказывали предположения. Собрания созывались в течение четырех дней подряд каждый вечер и продолжались до кочетиного побудного крику (Подн. цел., 1, XII); Утром он условился с Давыдовым встретиться там за час до общего собрания, которое должно было начаться с наступлением темноты (Подн. цел., 1, IX); На другой день, 4 февраля, общее собрание колхозников единогласно вынесло постановление о выселении из пределов Северо-Кавказского края кулацких семей (Подн. цел., 1, XIII); Колхозное собрание охотно приняло решение насчет обобществления всего скота, поскольку рабочий и молочно-продуктив-ный уже был обобществлен, <...> но по поводу птицы возгорелись долгие прения. Особенно возражали бабы (Подн. цел., 1, XVII); На следующий день на закрытом собрании гремяченской партячейки было единогласно принято решение обобществить весь скот: как крупный гулевой, так и мелкий, принадлежащий членам гремяченского колхоза. Кроме скота, было решено обобществить и птицу (Подн. цел., 1, XVII) и другие многочисленные примеры.
Итак, в языке произведений М.А. Шолохова представлен синонимический ряд слов, называющий важные для языковой картины мира казаков слова, отражающие особенности самоуправления: майдан, круг, сход, сходка, сбор. Слова майдан (во всей совокупности значений) и сход являются казачьими этнографизмами. Значение 'площадь' реализуется не только словом майдан, но и также рядом синонимов: плац, площадь. Толковый словарь языка писателя [11], в котором представлено большинство рассмотренных лексем, должен быть дополнен устойчивыми сочетаниями: сход (станичный сход), отдельно должна быть представлена статья сбор с устойчивыми сочетаниями (станичный сбор, хуторской сбор), а
ш существующие статьи сходка и сход должны быть дополнены примерами £ из «Донских рассказов» и «Поднятой целины».
о
J Библиографический список
1. Большой академический словарь русского языка. М.-СПб., 2004.
2. Большой толковый словарь донского казачества. М., 2003.
3. Давыдова О.А. Казачьи слова в русском языке // Текст: структура, семантика, стилистика: Сб. ст. по итогам Международной конференции памяти Е.И. Дибровой: В 2 ч. / Под ред. С.Ф. Барышевой, О.А. Давыдовой, Е.А. Ерофеевой, Л.Г. Чапаевой. Ч. 1. М., 2015. С. 9-17.
4. Давыдова О.А. Казачьи слова в русском литературном языке (на примере слова папаха) // Вопросы филологии. 2009. № 3 (33).
5. Малеча Н.М. Словарь говоров уральских (яицких) казаков. Т. 1-4. Оренбург, 2002-2003.
6. Маслов В.Г. Словарь говора Добринки. Изд. 2-е, испр. и доп. Тула, 2006.
7. Миртов А.В. Донской словарь. Материалы к изучению лексики донских казаков. Ростов-на/Д., 1929.
8. Ремчуков В.Н. Толковый казачий словарь. Изд. 2-е, испр. и доп. Волгоград, 2007.
9. Словарь донских говоров Волгоградской области. Изд. 2-е, испр. и доп. Волгоград, 2011.
10. Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. М., Л., 19501965.
11. Словарь языка Михаила Шолохова / Гл. ред. Е.И. Диброва. М., 2005.
12. Ткаченко П.И. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. Изд. 2-е, уточн. и доп. Краснодар, 2008.
13. Шолохов М.А. Собр. соч. В 8 т. М., 1985.