Литература
1. Человеческие документы войны. К 55-ле-
тию Курской битвы / Под ред. проф. А.Ю. Друговской. - Курск, 1998. - С. 8384.
2. К 50-летию Великой Победы. История Ве-
ликой Отечественной войны в документах и судьбах (по материалам Курской
области) / Под ред. проф. А.Ю. Друговской. - Курск, 1995.
3. Рудченко А.В. ИсторияКурского государствен-
ного медицинского института. Рукопись.
4. Центр документации новейшей истории
Курской области (ЦДНИ КО) Ф. П-2878, Оп. 1, Д. 739, Л. 101.
5. Государственный архив Курской области
(ГАКО), Ф. Р-4847, Оп. 1, Д. 8, Л. 33, 40.
A. ПЕТРОВ, профессор, ректор И. БОЛОТИН, профессор
B. ЗМЕЕВ, профессор «МАТИ»-РГТУ им. К.Э. Циолковского
МАТИ: новосибирский этап жизни
21 июня 1941 г. в высшей школе шли к завершению весенняя экзаменационная сессия и учебный год. Во многих институтах на воскресенье был запланирован «день открытых дверей», чтобы выпускники средней школы могли познакомиться с учебно-материальной базой интересующего их вуза, узнать условия приема на облюбованный факультет, побеседовать с его педагогами и студентами. И вдруг все резко изменилось в планах и судьбах юношей и девушек.
С первых дней войны коллектив МАТИ продемонстрировал патриотический настрой, уверенность в неизбежной победе над врагом. 23 июня во всех подразделениях института прошли служебные совещания и собрания, на которых каждому сотруднику были поставлены конкретные задачи. Единодушно решили временно отменить выходные дни и считать себя мобилизованными в интересах защиты Родины. Уверенность в разгроме фашистов, высокая дисциплинированность и организованность сотрудников вуза позитивно влияли на студентов.
Наркомат авиационной промышленности потребовал от директора МАТИ М.А. Попова организованно завершить весеннюю сессию, провести очередной выпуск специалистов и плановый прием студентов на пер-
вый курс. Эти и другие важные мероприятия коллектив вуза осуществил в сложных условиях лета 1941 г. Трудней всего было выполнить первую задачу. Сдача последних экзаменов проходила в обстановке, когда большинство студентов пытались посредством вступления в дивизии народного ополчения встать в ряды защитников Родины. Однако уже в июле 1941 г. военкоматы получили распоряжение Генерального штаба Красной Армии, в котором запрещалось направлять студентов оборонных вузов на фронт.
Защита дипломов выпускного курса прошла организованно. Из стен МАТИ в 1941 г. было выпущено около 100 авиационных инженеров, большинство выпускников направили на авиационные заводы, которые вскоре были эвакуированы на восток страны.
Очень сложно проходил прием на первый курс. Физически крепкие и здоровые выпускники средних школ направлялись в военные училища. Поэтому основной контингент абитуриентов составили девушки со средним образованием, а также юноши, которые по состоянию здоровья не подлежали призыву на военную службу. Среди поступивших в МАТИ в 1941 г. почти не было молодежи из провинции, поскольку приезд в Москву практически исключался.
В июле-августе почти все студенты и сотрудники института работали на строительстве оборонительных сооружений в районе Волоколамска. Студентов, переведенных на пятый курс, трудоустраивали на авиационных заводах Москвы и Подмосковья. Эта работа засчитывалась им как производственная практика. Около 200 студентов и молодых сотрудников в августе 1941 г. направили в колхозы Московской области для уборки урожая.
Постановлением Правительства СССР от 1 июля 1941 г. была введена всеобщая обязательная подготовка к противовоздушной и противохимической обороне всего взрослого населения в возрасте от 16 до 60 лет. Учащиеся готовились по месту обучения. В МАТИ эта важная работа была возложена на военную кафедру, которая также организовала подготовку из числа студентов и молодых сотрудников подразделения для охраны и обороны зданий вуза.
Позитивный резонанс вызвало постановление Совнаркома СССР от 2 июля 1941 г., которое освободило от платы за обучение в вузах детей рядового и начальствующего состава, призванного в ряды Красной Армии и Военно-Морского Флота. К началу нового учебного года под действие этого постановления попали более 100 студентов МАТИ, чьи родители оказались на фронте.
В августе 1941 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы утвердил новую программу физической подготовки студентов, которая коренным образом отличалась от прежней. Физкультура стала составной частью военной подготовки молодежи. В соответствии с новой программой студенты должны были овладеть полным объемом необходимых военно-прикладных навыков, с тем, чтобы в случае необходимости безотлагательно встать на защиту Родины.
В октябре 1941 г. Главное управление всеобщего военного обучения Наркомата обороны и Всесоюзный комитет по делам высшей школы утвердили совместное положение «Об организации военной подго-
товки студентов высших учебных заведений в 1941/42 учебном году». Согласно этому документу, к военному обучению привлекались все студенты, за исключением снятых с воинского учета. Военная подготовка студенток-женщин проводилась отдельно от мужчин. Программу всеобщего военного обучения студентов требовалось закончить к 1 апреля 1942 года.
1941/42 учебный год имел и другую существенную особенность. С 1 сентября приказом председателя Всесоюзного комитета по делам высшей школы С.В. Кафтанова вводились в действие учебные планы с сокращенным сроком обучения. В МАТИ предусматривалось время обучения студентов на всех факультетах сократить с пяти до трех с половиной лет при сохранении общего объема часов аудиторных занятий. Сокращение сроков обучения проводилось за счет уменьшения летних и зимних каникул, времени производственной практики с одновременным увеличением учебной практики в вузе, уменьшением сроков дипломного проектирования и увеличением понедельного количества учебных занятий.
Заместитель директора МАТИ по учебной и научной работе И.Л. Дегтярев совместно с деканами факультетов и ведущими
М. А. Попов
преподавателями-методистами Ю.М. Лах-тиным, М.В. Шаровым, Б.Е. Воловиком, Ю.А. Поповым, Н.Я. Фабрикантом и другими оперативно разработали переходные учебные планы подготовки специалистов, которые после обсуждения на Совете утвердил директор института М.А. Попов.
Переходные планы потребовали существенной корректировки всего уклада жизни института. Пришлось создавать лекционные потоки, включавшие студентов всего курса обучения, практические занятия проводить с группами, а не с полугруппами, как было до войны. Некоторые аудиторные занятия на пятом курсе заменялись самостоятельной работой студентов и консультациями. В новом режиме коллектив МАТИ работал чуть больше месяца, а затем начались новые испытания.
В связи с приближением немецко-фашистских войск к советской столице и угрозой захвата ее врагом началась эвакуация из Москвы многих предприятий, учреждений и учебных заведений. Согласно приказу Совета по эвакуации, наш институт должен был перебазироваться в Новосибирск.
Эвакуация МАТИ началась 14 октября 1941 г. Лишь через два месяца, 10 декабря, последний эшелон с матийцами прибыл в Новосибирск. Из 600 студентов и 60 преподавателей в столицу Сибири приехали 490 студентов и 52 преподавателя. Даже в процессе эвакуации не прекращалась учебно-воспитательная работа. Тон задавали сотрудники кафедры марксизма-ленинизма, которые в вагонах прочитали для первокурсников значительную часть учебных лекций. Ежедневно проводились беседы о текущем положении и истории народов нашей Родины. По желанию студентов в поезде читалась лекция «Отражение патриотизма русского народа в художественной литературе».
Накануне эвакуации вся «комсомольская гвардия» МАТИ во главе с секретарем комитета ВЛКСМ Клавдией Грачевой написала заявления с просьбой отправить ее на фронт. Однако этот благородный порыв
был напрасным: секретарь райкома ВЛКСМ приказал: «В 24 часа покинуть Москву». И матийская комсомолия двинулась на восток.
Дорога в Новосибирск оказалась долгой и неслыханно трудной, поскольку не хватало вагонов, крайне мало было еды. В пути питались чемпопало - грибами, найденными в придорожном лесу, мерзлой картошкой, подобранной на полях. Вместо воды глотали снег, так как растапливать его было не на чем. В вагонах страшная теснота: дети, женщины, старики, многие из которых больные.
С великим трудом студенты - оборванные, холодные и голодные - добрались до Кирова. Дальнейшая судьба матийцев во многом зависела от находчивости и упорства начальника эшелона Клавы Грачевой. Смелая и настойчивая, она пользовалась у ребят большим авторитетом. Клавдия подбадривала их как могла, хотя самой было крайне тяжело. Встал вопрос: к кому обратиться, с кем посоветоваться? Конечно, нужно было ехать в горком комсомола. Добрались до него - и снова препятствия. У дверей горкома толпы эвакуированных. Насилу прорвавшись к секретарю, Клавдия Грачева заявила: «Мы не можем бездействовать, пошлите нас на фронт!» Комсомольский секретарь помог, только не в отправке на фронт - им дали теплушки, обеспечили хлебом и направили в Новосибирск.
9 ноября 1941 г. исполком Новосибирского городского совета принял решение по обеспечению начала учебных занятий в Московском авиационном технологическом институте и закреплению за ним второго и третьего этажей здания местного авиатехникума.
Город встретил первый эшелон матий-цев неприветливо: теплушки было приказано освободить в четыре часа. А куда идти, где жить, если отведенное здание авиатехникума было переполнено эвакуированными, а бараки еще только строились? С большим трудом удалось отвоевать один этаж здания Новосибирского авиационного техникума.
Спустя некоторое время для матийцев все же выделили барак. А в нем - грязь, холод, вши и голод. И тем не менее нужно было жить и работать. Наши студенты не дрогнули и сделали все, чтобы барак стал похож на настоящий жилой дом. По крайней мере, по своему внутреннему убранству. Кроме того, своими силами была построена собственная столовая. Чтобы найти средства к жизни, матийцы подрядились работать на жировом комбинате, грузили зерно, а это доверялось далеко не всем в то трудное время. Высшей похвалой студентам были слова директора комбината: «Приехали настоящие труженики».
После прибытия в Новосибирск основного эшелона с эвакуированным МАТИ положение существенно улучшилось. В полном объеме было выполнено постановление горисполкома об обустройстве вуза на новом месте. Кроме того, для проведения занятий, размещения профессорско-преподавательского состава и студентов в распоряжение института передавалась часть здания школы № 80.
Началась напряженная работа по организации учебного процесса на новом месте. Трудности были на каждом шагу. Не было тетрадей и многих учебников. Писать приходилось в основном на газетах, а материал прорабатывать по конспектам лекций. На первых порах очень помогли библиотеки авиационного техникума и школы № 80. Заведующая библиотекой МАТИ Н.Е. Александрова сумела эвакуировать в Новосибирск 33 тыс. томов учебной литературы, что имело огромное значение для студентов.
Регулярные занятия по расписанию начались в январе 1942 г. Быстрее других подразделений института в нормальном ритме стала работать кафедра начертательной геометрии и технического черчения. Ее первое заседание в Новосибирске состоялось 3 января 1942 г. и проходило в учебном корпусе МАТИ, на Красномпроспекте, 100. На этом заседании присутствовали все члены кафедры: заведующий, старший преподаватель
А.И. Погумирский, приватный профессор Н.А. Попов, старший преподаватель М.М. Богословский, ассистент Е.К. Ходоровский и старший лаборант В.И. Апольская.
В 1941/42 учебном году заведующий кафедрой Погумирский имел аудиторную нагрузку в объеме 720 часов, а остальные штатные преподаватели - по 840. Кроме того, шесть дней в неделю преподаватели кафедры в вечернее время дежурили в чертежном зале, где давали студентам необходимые консультации. У каждого преподавателя кафедры были дополнительные нагрузки: Погумирский являлся по совместительству инспектором городского отдела народного образования по черчению, Богословский отвечал за оснащение чертежного зала методическими материалами, а Ходо-ровский разрабатывал госбюджетную тему «Принципы построения линий перехода на объектах общего машиностроения и самолетостроения».
Из-за неподготовленности учебно-материальной базы в первые месяцы преобладали занятия по общественным и общенаучным дисциплинам, а также по военно-физической подготовке. Большую активность в учебно-воспитательной работе со студентами проявляла кафедра марксизма-ленинизма, которой заведовал старший преподаватель С.Н. Полозов. В составе кафедры работали: доцент И.Е. Анфилофьев, ассистент М.Л. Рохкина, преподаватели С.М. Терехов и Б.Р. Яброва.
В период пребывания МАТИ в Новосибирске кафедра проводила большую общественную работу. Уже в феврале 1942 г. заведующий кафедрой Полозов по заданию обкома партии начал писать работу «Армия фашистов - армия убийц, грабителей и насильников». Позднее бюро городского комитета ВКП(б) назначило его руководителем семинара актива Заельцовского района Новосибирска. Все члены кафедры стали внештатными лекторами райкома или горкома партии, а доцент Анфилофьев являлся заведующим лекторской группой Новосибирского горкома партии.
С 1 февраля 1942 г. приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы было утверждено штатное расписание МАТИ в Новосибирске. Административно-хозяйственный персонал нашего вуза тогда насчитывал 97 человек. Институт имел три факультета: технологии горячей обработки металлов (№ 1), технологии авиамоторостроения (№ 2) и технологии самолетостроения (№ 3). В их состав в общей сложности входили 29 кафедр. На этих кафедрах работали 105 преподавателей, в том числе 18 профессоров и 34 доцента. Им помогали 63 сотрудника из числа учебно-вспомогательного персонала - лаборанты, техники и препараторы. Таким образом, в Новосибирске в штате МАТИ насчитывалось 265 сотрудников, из которых около 200 эвакуированных из Москвы [1].
Кроме учебы в институте, некоторые студенты МАТИ посещали занятия в Новосибирском артиллерийском училище. Мысль о фронте не покидала многих комсомольцев. На первом партийном собрании института в эвакуации секретарь комитета ВЛКСМ Грачева закончила свое выступление словами: «И все же нам хочется на фронт».
Настроение комсомольского вожака передалось юношам и девушкам. Они решили во что бы то ни стало попасть на передовую. Всеми правдами и неправдами студенты получили в райкоме ВЛКСМ 200 мобилизационных листков. На комсомольском собрании единогласно решили идти на фронт. И пошли. О бегстве «двухсот» узнал директор института, который забил тревогу. Командующий войсками Сибирского военного округа приказал студентов вернуть.
«Встречать нас высыпал почти весь город, - вспоминала Клава Грачева, - так как все знали о нашем «бегстве». А мы шли понурые и огорченные: на фронт не попали». Осуждать поведение и выносить взыскание им не стали, обсуждали только одну Грачеву как вожака, да и то не слишком строго, для видимости: все понимали, что значит
для молодежи желание отдать свои силы защите Родины.
После этой неудавшейся попытки уйти на фронт учиться стали еще лучше. У студентов практически исчезли тройки по текущей успеваемости, а двоек не было вообще. Возник лозунг: «Только отличниками вернемся в Москву!» Много лет спустя, вспоминая военные годы, доцент МВТУим. Н.Э. Баумана Клавдия Андреевна Грачева говорила: «Теперь уже полностью осознаю необходимость нашего пребывания в тылу, нашей учебы, и все-таки будь я опять на том месте, опять рвалась бы только на фронт, и не я одна». Однако наиболее упорные на фронт все же попали. Около десяти студентов МАТИ перевелись в Новосибирское артиллерийское училище, закончили его и воевали офицерами.
Директору МАТИ М.А. Попову удалось наладить тесные, разносторонние связи с дирекцией Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова. Институт остро нуждался в современной производственной базе для организации практики студентов и для трудоустройства молодежи. Во время войны завод работал в три смены, без выходных дней, поэтому ему требовались квалифицированные специалисты всех уровней. Поскольку завод с февраля 1942 г. перешел на выпуск самолетов-истребителей Як-9 и неуклонно наращивал их производство, ему дополнительно понадобились не только рабочие, но и инженерно-технические работники.
Привлечение сотрудников и студентов в конструкторские бюро, лаборатории и цеха завода им. В.П. Чкалова способствовало росту производства самолетов с трех машин в сутки в феврале 1942 г. до двадцати самолетов к концу года. Штатные работники завода высоко оценивали труд наших сотрудников и студентов.
Наши студенты работали не только на авиазаводе. Бюро Новосибирского обкома ВЛКСМ на своем заседании 20 мая 1942 г. отметило, что комсомольская организация МАТИ по-боевому отнеслась к выполнению
фронтового задания. За короткий срок, с 3 по 10 мая, матийцы выработали более 5 тысяч человеко-дней. В результате напряженной, хорошо организованной работы было погружено 1104 тонны семян, разгружено 100 тонн, переложено и сложено в штабеля 986 тонн грузов.
Мобилизация студентов МАТИ на сель-хозработы проводилась по решению Новосибирского облисполкома только в период летних каникул 1942 г. Их труд оплачивался продуктами питания наравне с колхозниками и рабочими совхозов. Директор вуза М.А. Попов осуществлял личный контроль за работой студентов, за условиями их труда, питания и отдыха, а также за производственными нормами и порядком оплаты.
Даже в труднейших условиях войны ученые МАТИ продолжали заниматься научно-исследовательской работой. Этому способствовало создание в январе 1942 г.при Новосибирском горисполкоме Комитета
нашего вуза были приглашены им в состав Комитета ученых, что благотворно повлияло на состояние научно-исследовательской работы. Чаплыгин создал 13 секций в составе Комитета ученых и привлек к работе в них в общей сложности около 500 научных работников [2]. Почти во всех секциях трудились наши ученые: доктора технических наук, профессора Б.Е. Воловик, М.В. Захаров, Ю.Г. Панов, кандидаты технических наук, доценты К.С. Кирпичников, В.Т. Ду-басов, Ю.А. Попов, Ю.М. Лахтин и многие другие.
Общение с крупными специалистами весьма положительно сказывались на учебном процессе, на развитии научных исследований в институте, на связях с производством. Это хорошо видно на опыте работы кафедры технологии литейного производства, которая входила в состав факультета технологии горячей и холодной обработки металлов. Кафедру создали в 1942 г. по ини-
Академики Б.С. Стечкин и С.А. Чаплыгин
ученых во главе с академиком С.А. Чаплыгиным, крупным русским ученым, одним из основоположников современной гидроаэродинамики. Сергей Алексеевич прибыл в Новосибирск в составе ЦАГИ и вел активную работу вплоть до своей кончины 8 октября 1942 года.
Поскольку рабочий кабинет Чаплыгина находился в здании Новосибирского авиационного техникума, ученый близко познакомился со многими преподавателями МАТИ. Наиболее крупные специалисты
циативе доцента М.В. Шарова, который стал ее первым заведующим и одновременно являлся деканом факультета № 1. Уже тогда он был известным специалистом в области фасонного литья легких сплавов.
В Новосибирске коллектив кафедры состоял всего из четырех человек: заведующего, преподавателей П.А. Сосненко и Н.И. Андронова, а также лаборантки О.И. Ни-кишаевой. Кафедра размещалась в одной аудитории площадью около 35 кв. м. Тем не менее велась не только учебная, но и науч-
но-исследовательская работа, направленная прежде всего на помощь фронту. Так, доцентом Шаровым совместно с сотрудниками ЦАГИ был разработан экономичный метод ремонта самолетных винтов, пробитых пулями.
На факультете № 1 выпускающей являлась кафедра металловедения и технологии термической обработки металлов, которой заведовал доктор технических наук, профессор Б.Е. Воловик, видный ученый-металловед, автор нескольких вузовских учебников. Вначале на кафедре велась подготовка инженеров широкого профиля по технологии горячей обработки металлов в авиастроении. Однако, в соответствии с требованиями авиационной промышленности, вскоре произошла переориентация на подготовку инженеров-технологов более узкого профиля, но с углубленными знаниями по основным заготовительным производствам: литейному, обработке металлов давлением, сварочному. Одновременно готовились специалисты по металловедению и термической обработке металлов.
В составе факультета № 1 работали также кафедры физики и химии, которые обеспечивали фундаментальную естественнонаучную подготовку будущих инженеров.
Деканом авиамеханического факультета был кандидат технических наук, доцент Василий Тимофеевич Дубасов. В Новосибирске на факультете № 2 работали кафедры производства самолетов, авиационных двигателей, технологии механической обработки, конструкции и проектирования самолетов, начертательной геометрии и машиностроительного черчения, аэродинамики, математики, сопротивления материалов и теоретической механики. Декан факультета одновременно заведовал кафедрой теоретической механики. Он преподавал основной курс теоретической механики и специальные курсы - аэродинамики и гидравлики. Лекции Василия Тимофеевича отличались глубоким содержанием и образцовой формой изложения.
В Новосибирск кафедра аэродинамики
прибыла, имея от прежнего состава лишь профессора Н.Я. Фабриканта и доцента С.М. Матвеева. А на кафедре конструкции и проектирования самолетов из старого состава работал вообще один человек - доцент А.Н. Дудаков. Коллективы этих кафедр пополнились молодыми специалистами. На кафедру конструкции и проектирования самолетов пришел Василий Яковлевич Тарутин - выпускник МАТИ 1941 г., работавший в Новосибирске. Органично войдя в коллектив кафедры, он читал курс «Летные испытания самолетов» со свойственной ему основательностью и в дальнейшем, до конца жизни, связал свою судьбу с родным вузом.
В Новосибирске кафедрой сопротивления материалов по совместительству руководил доктор технических наук, профессор И.В. Урбан. Основную работу по организации работы кафедры и ее лабораторий в тяжелых условиях эвакуации выполняли кандидаттехническихнаук, доцент Д.В. Ангельский и старший преподаватель Г.Т. Иванов. Уже в декабре 1941 г. учебная лаборатория сопротивления материалов приняла студентов для проведения практических занятий. В этой лаборатории некоторые занятия проводили преподаватели кафедры деталей машин, которой заведовал кандидат технических наук, доцент Эразм Афанасьевич Смирнов. Его заместителем был доцент Н.Ф. Руденко.
В 1942-1943 гг. кафедрой авиационных двигателей заведовал доцент А.Н. Шереметьев. При эвакуации учебно-материальная база кафедры была демонтирована и перевезена в Новосибирск. Занятия по авиационным двигателям и теплотехнике вели доценты М.А. Попов и А.Н. Шереметьев, старший преподаватель С.А. Витензон, а также работавший по совместительству студент В.Р. Солдатенко - будущий доцент МАТИ.
Не менее напряженно работали и другие кафедры МАТИ. К концу 1941/42 учебного года занятия велись строго по расписанию, без срывов. Озабоченность дирекции вуза и профессорско-преподавательс-
кого состава вызывали сокращенные сроки подготовки инженеров-специалистов для авиационной промышленности. Срок обучения в три с половиной года был явно мал для подготовки квалифицированных инженерных кадров. По поручению ученого совета директор института М.А. Попов возбудил ходатайство перед Наркоматом авиационной промышленности о возвращении к довоенным учебным планам и срокам подготовки инженеров. Аналогичные предложения представляли и другие технические вузы.
Учитывая недостатки сокращенных учебных планов, 18 апреля 1942 г. СНК СССР принял постановление о переводе вузов страны с начала 1942/43 учебного года на подготовку кадров с высшим образованием по нормальным учебным планам довоенного времени с некоторыми изменениями, продиктованными сложившейся обстановкой. Например, на третьем, четвертом и пятом курсах обучения во всех вузах изучалась тема «Великая Отечественная война Советского Союза», на которую выделялось 14 часов лекций и 6 часов семинарских занятий. После завершения изучения этой темы студенты сдавали зачет в объеме пройденного материала.
Коллектив МАТИ в полном объеме выполнил постановление Правительства СССР и новый учебный год начал организованно. В Новосибирске авторитет нашего института был очень высокий. Об этом свидетельствуют, в частности, материалы заседаний бюро Заельцовского райкома партии, рассмотревшего 20 октября 1942 г. вопрос «Об учебно-воспитательной работе в МАТИ в связи с началом учебного года».
В тяжелейших условиях эвакуации и размещения в Новосибирске с наилучшей стороны показали себя многие руководители и сотрудники административно-хозяйственных подразделений. В высшей школе этих людей не часто хвалят, а больше ругают. Нужно отдать должное добросовестным и квалифицированным сотрудникам института военного времени - заместителю дирек-
тора по административно-хозяйственной части Г.П. Гудкову, начальнику административно-хозяйственного отдела Я.А. Пальчи-кову, начальнику жилищно-коммунального отдела К.Л. Новикову, начальнику отдела снабжения З.А. Кагановичу, начальнику транспортного отдела И.И. Невзорову, главному механику И.С. Намочилину, заведую-щемутипографией З.А. Рахимову.
В 1942/43 учебном году улучшились материально-бытовые условия жизни студентов и профессорско-преподавательского состава. Летом 1942 г. коллектив вуза заработал для общественного питания 80 т. картофеля и овощей, заготовил 400 т. топлива. На уборке урожая в Михайловском районе Новосибирской области студенты выработали 12 тысяч трудодней. 10 февраля 1943 г. Совнарком СССР принял постановление, по которому для улучшения питания студентов целевым назначением выделялись жиры, мясо и крупяные изделия. На период прохождения производственной практики студенты прикреплялись к магазинам и столовым соответствующих предприятий.
Улучшение материального положения студентов и сотрудников позволило активизировать общественную работу в вузе, выступить с новыми инициативами. Прошел сбор средств на самолет МАТИ, комсомольцы направили на фронт книги и другие подарки, развернули шефскую работу в военном госпитале Новосибирска, за что институт получил благодарность от командования Сибирского военного округа, грамоту обкома ВКП(б) и облисполкома. 25 студентов и сотрудников МАТИ ушли на фронт в составе одной из сибирских дивизий. В то же время институт получил хорошее пополнение за счет перевода квалифицированных преподавателей и студентов из местных вузов.
В марте 1943 г. директор МАТИ Попов выехал в Москву для решения ряда важных вопросов. На заседании Главного управления учебных заведений Наркомата авиационной промышленности он сделал
обстоятельный доклад о работе института в условиях эвакуации. В Новосибирске коллектив вуза выполнил большой объем работы, хотя в 1942 г. выпуска инженеров-специалистов не было, что объяснялось трудностями эвакуации и размещения вуза на новом месте. Зато прием на все курсы составил 352 человека при плане 240. На 1 февраля контингент обучавшихся составил 785 человек. Студенты-выпускники 1943 г. и несостоявшегося предыдущего выпуска выполняли дипломные проекты под руководством ведущих преподавателей по специальностям «Горячая обработка», «Технология моторостроения» и «Технология самолетостроения» [3].
За 1942 г. ученые МАТИ завершили выполнение 15 тем научно-исследовательских работ по госбюджету и 26 тем по хоздоговорам. Проделана также большая работа по экспертизе изделий и консультационного характера.
План подготовки молодых ученых не был выполнен по объективным причинам. Из-за большой учебной нагрузки и различных дополнительных работ в 1942 г. кандидатскую диссертацию защитил только один преподаватель института.
Находясь в Москве, Михаил Андреевич Попов решил важные вопросы, связанные с предстоявшей вскоре реэвакуацией МАТИ. Ему удалось убедить руководство Наркомата авиационной промышленности о необходимости возврата и передачи институту ряда зданий в Москве и Подмосковье.
М.А. Попов провел детальный осмотр всех подразделений института, которые оставались в Москве под руководством его заместителя А.И. Бойченко. В столице с конца 1941 г. функционировали дирекция МАТИ, подразделение МПВО, учебная часть, отдел кадров, бухгалтерия, канцелярия, административно-хозяйственный отдел, отдел главного механика, отдел капитального строительства, радиоузел, комендатура, общежития и домоуправление. Общая численность штатных сотрудников составляла 56 человек.
В июне-июле 1943 г. в Новосибирске находился начальник отдела вузов НКАПа СССР доцент Д.А. Люкевич, который проверил ход экзаменационной сессии и готовность МАТИ к новому учебному году. В ходе этой сессии почти 90 процентов студентов получили положительные оценки. В июле-августе того же года проверку института провел начальник отдела капитального строительства Наркомавиапрома А.Г. Гордеев. Обе проверки имели положительное значение для МАТИ, поскольку их следствием стало улучшение финансирования вуза.
В январе 1943 г. СНК СССР и ЦКВКП(б) приняли постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». На основании этого документа Всесоюзный комитет по делам высшей школы разработал план реэвакуации и восстановления вузов. Летом 1943 г. были проведены подготовительные мероприятия, и в сентябре коллектив МАТИ вернулся в Москву. Реэвакуация института из Новосибирска прошла быстро, организованно, с минимальными издержками.
В течение сентября 1943 г. все сотрудники и студенты МАТИ провели колоссальную подготовительную работу по обустройству института на новом месте. Каждый студент до конца 1943 г. обязан был выполнить норму в объеме 50 трудодней либо в стенах института, либо в подсобном хозяйстве вуза - в совхозе «Боровское» Наро-фоминского района Московской области, либо на лесоразработках по заготовке дров на зиму (делянка находилась рядом с совхозом). Преподаватели и сотрудники МАТИ в этот период работали в своих подразделениях или руководили студентами, поскольку занятия начались только 1 октября [4].
Прежде всего нужно было наладить учебный процесс в строгом соответствии с Правилами внутреннего распорядка в высших учебных заведениях, утвержденными приказом Всесоюзного комитета по делам
высшей школы от 20 марта 1943 г. Дирекция института и деканаты факультетов строго следили за распорядком дня, который предусматривал как дневные, так и вечерние занятия. В 1944 г. был основан вечерний авиационно-технологический факультет, комплектовавшийся в основном за счет рабочих и техников профильных предприятий Москвы и Подмосковья, а также сотрудников МАТИ.
Дирекция, деканаты и общественные организации МАТИ жестко контролировали посещаемость занятий студентами, которая была строго обязательной. Успевающим студентам деканы факультетов разрешали работать на профильных предприятиях или в учреждениях. В таких случаях составлялся индивидуальный график обучения. При неявке на занятия по уважительным причинам студент обязан был извещать об этом деканат и представлять соответствующие документы.
В общении с преподавателями, учебно-вспомогательным и обслуживающим персоналом, а также в отношениях друг с другом студенты должны были соблюдать правила этикета. При входе преподавателя в аудиторию студенты обязаны были вставать и отвечать на приветствия. При вопросах и ответах преподавателю молодые люди и девушки также вставали. Студенты обязывались бережно и аккуратно относиться к инвентарю, учебным пособиям, приборам, книгам и прочему имуществу вуза.
Зачеты и экзамены принимались преподавателями в группах строго по расписанию. Все студенты, сдавшие в установленные сроки сессию и не имевшие дисциплинарных взысканий, получали стипендию на первом курсе - 210 руб. в месяц, на втором - 240 руб., на третьем и четвертом - 275 руб., а на пятом - 315 руб. Студентам-отличникамна-значалась надбавка в размере 25 процентов. Столь относительно высокие стипендии получали лишь студенты важнейших промышленных и транспортных вузов.
У студентов-мужчин института была и другая привилегия: они освобождались от
призыва в армию на весь период обучения в МАТИ. Такая отсрочка давалась лишь студентам технических вузов, готовивших специалистов для оборонных отраслей промышленности, транспорта и связи.
Продолжавшаяся война требовала наращивания подготовленных людских ресурсов для армии, прежде всего кадров младших офицеров. Поэтому 13 апреля 1944 г. Правительство СССР приняло постановление «О военной подготовке студентов высших учебных заведений». Перед директорами вузов и начальниками военных кафедр ставились задачи по воспитанию студенческой молодежи в духе беззаветной любви к Родине и преданности советской власти, по подготовке дисциплинированного, физически крепкого и выносливого, овладевшего военным делом офицерского и сержантского состава запаса Красной Армии [5].
Директор института М.А. Попов в июле 1944 г. издал приказ, на основе которого соответствующие подразделения должны были приступить к организации военной подготовки студентов, начиная с 1944/45 учебного года, по новым программам. Начальником военной кафедры был назначен кандидат технических наук, полковник Лев Владимирович Слепченко. В соответствии с приказом директора военная подготовка студентов проводилась по специальности «Капитально-восстановительный и полевой ремонт авиационной техники», что соответствовало профилю вуза.
Несмотря на стесненные условия, в 1943-1945 гг. наш институт продолжал развиваться, создавались новые подразделения. Важное значение имело создание в эти годы новых кафедр: технологии изготовления авиаизделий из древесных материалов - во главе с заведующим, доктором технических наук, профессором Н.Н. Чулицким, технологии переработки пластмасс в авиаизделия, которой руководил доктор технических наук, профессор И.П. Лосев, и технологии обработки металлов давлением, возглавляемой профессором Г.Г. Музалев-ским. В 1944 г. из кафедры марксизма-ле-
нинизма выделилась новая кафедра - политической экономии, которой заведовал доцент К.А. Гамазин.
18 февраля 1944 г. Совнарком СССР утвердил Положение о научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений. Этот документ имел важное значение для развития советской науки в целом, системы высшего образования, а в конечном счете способствовал ускорению победы Советского Союза на фашистской Германией.
После возвращения в Москву научно-исследовательская работа велась по многим направлениям. Сотрудники института проводили теоретические и экспериментальные исследования общенаучного и технологического характера, выполняли НИР по заданиям Наркомавиапрома СССР, писали учебники и готовили монографии, отражавшие достижения науки и техники, занимались изучением учебно-методических проблем, проводили научные конференции.
Принципиальное значение имело предоставление МАТИ в начале 1944 г. права приема к защите кандидатских диссертаций и присуждения ученой степени кандидата наук. В1944/45 учебном году почти на всех выпускающих кафедрах была создана аспирантура и началась плановая научно-исследовательская работа с перспективой за-
щиты диссертаций в своем вузе. Пример для молодых преподавателей и исследователей подал директор МАТИ Попов, который, несмотря на чрезвычайную занятость, начал готовить докторскую диссертацию.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 ноября 1944 г. группа работников высшей школы была награждена орденами, медалями и удостоилась почетных званий. Среди них был и директор Московского авиационного технологического института. За заслуги в подготовке специалистов для народного хозяйства и культурное строительство доцент, кандидат технических наук Михаил Андреевич Попов был награжден орденом Красной Звезды. Боевой орден на груди директора говорил о реальном вкладе коллектива МАТИ в повышение научно-технического и военного потенциала нашей Родины в годы Великой Отечественной войны.
Литература
1. ЦМАМ Ф. 851. Оп. 1. Д. 7. Л. 34 об.
2. Советская Сибирь. - 1942. - 7 сентября.
3. РГАЭ Ф. 8044. Оп. 7. Д. 748. Л. 23.
4. ЦМАМ Ф. 851. Оп. 1. Д. 9. Л. 67.
5. Высшая школа. Основные постановле-
ния, приказы и инструкции. - С. 127-128.
М. 1945.