Научная статья на тему 'Mathematical model of vehicle motion as a multimass system'

Mathematical model of vehicle motion as a multimass system Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
80
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОМАССОВАЯ МОДЕЛЬ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ / СВЯЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ / MULTIMASS MODEL / MATHEMATICAL MODEL OF VEHICLE MOTION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Bakhmutov S., Gusakov D.

This article examines the problems which appear while compilation of multi-mass mathematical model of vehicle movement. The main principles of movement equations deriving and simultaneous equations for several masses solving features are listed. Authors introduce connecting elements for solving of simultaneous equations which allow managing without mathematical description of guiding suspension elements. Appendixes present equations ready for calculation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Mathematical model of vehicle motion as a multimass system»

РАЗДЕЛ 1. НАЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ

УСТАНОВКИ И ДВИГАТЕЛИ

Математическая модель движения автомобиля как многомассовой системы

д.т.н., проф. Бахмутов С.В., Гусаков Д.Н.

МГТУ «МАМИ»

Пусть 0 X ^' ^' - неподвижная система координат. Зафиксируем подвижную систему координат OXYZ в центре масс автомобиля, связав ее линейные и угловые перемещения с соответствующими перемещениями подрессоренной массы, что обеспечивает постоянство моментов инерции и произведений инерции кузова как основной массы независимо от его положения в пространстве. Примем, что в начальный момент оси подвижной и неподвижной систем координат совпадают, причем плоскости XOY и X'O^' параллельны поверхности дороги.

Для описания движения принятой расчетной модели как системы взаимосвязанных масс воспользуемся уравнениями Лагранжа в независимых координатах, которые в общем виде могут быть представлены следующим образом:

d

Л

( дт Л

дТ ди дЯ

-—++—■+— = Ql (1)

\дЧг ) дЧг дЧг дЧг 1

Из теоретической механики известно, что абсолютные скорости произвольной точки

х,- У1

жесткого тела с координатами в подвижной системе 1, 1, 1 имеют вид:

х 1 = К + Г • 21 - V • У,

у1 = КУ -р• 21 +У/• х1 (2)

21 = Vг - г • х1 + р • У1 Соответственно кинетическая энергия произвольной массы:

т=1 Тт -(х 2 + У) + ¿2) (з)

Согласно выбранному в модели расположению осей координат (рис. 1), кинетическая энергия подрессоренной массы:

Т = — •Т 5т, 2 ^ 1

( +г• • У1))+(Ку-Р• 21 +у/• х^ + + ( - г • х1 + Р • УзУ

(4)

Поскольку подвижная система координат связана с подрессоренной массой, в целях определения кинетической энергии неподрессоренных масс требуется установить связи между скоростями перемещений подрессоренных и неподрессоренных масс, определяемые кинематическими характеристиками подвески, под которыми понимается отношение абсолютных скоростей перемещения неподрессоренных масс к скоростям подрессоренной массы в направлении возможных перемещений:

1 дЧг

(5)

Таким образом, перемещение каждой неподрессоренной массы определяется шестью кинематическими характеристиками подвески, соответствующими возможным перемещениям в пространстве.

Абсолютные скорости элементарной неподрессоренной массы 5т1 по направлению осей х, У, 2 найдем в соответствии с общими формулами (2):

1 Расшифровка обозначений см. приложение 1

X'■ = + г ■ г'у-(( + - кр( р - г) у'; +к]ху + кр ■ г + к? ■ р

у' ]■ = У у - (кр-р - кру2 - кр ■ г) г'; +(+кг( у - крц. р - к( ■ г) ■ -к] ■ г

(6)

- кру^р - кгуу

Рис. 1. Расчетная схема трехосного автомобиля и внешние силовые факторы,

действующие на него.

Проанализировав характер полученных производных подвески, отметим, что координаты произвольной точки неподрессоренной массы не являются постоянными, а зависят от

текущих значений

г р г

. Получим следующие выражения для

У

■ г ■

х' = х' +кгх ■г + крх ■ р + кгх ■г

у\■ = у',о -к7 ■г - кр ■р - к

(7)

г . = г

+кгг^г + крг ■р + к2* ■г

1 ~ I0 ''' ' " 1

Подставляя 1.1.8 в 1.1.7, получим:

х'1 = Ух + г ■ ( о +кг; т+кр^р+г; ■ г )-(ц+кгц у - кр( р - к( ■ г) ■

■(к' 10 -к?т - кр^р - к? ■г)+к--Уг + кг* ■г + кр^р

у 1 = уу -^■р - к7 ■ V - к7 ■ г)■ (г'1 о +кг г + ^■р + К ■ г)+ + ( + кг( ■ уг - крц ■ р - кг( ■ г) (х';0 ■г + кр^р + кр ■ г)- ку ■ г -

-кр^р-к?у

г<1 = к? у - г-((, +к-т+кр^р+г; ■г )+(кр-р - кр ■ у - кр^г) ■ ■(о -к^ • г - кр ■ р - кр ■г)+ к--г

(8)

х

г

Следовательно, кинетическая энергия неподрессоренной массы:

г(ух + т ■ (г' ,0 +¥; ■ г+кр ■ р+к? ■ г )-*+к? V - к]*- р - к* ■ т)^ ■( -к^-т - кр ■ р - кг[ ■ г)+кг;-¥г + к; ■ г+крх ■ р

Т: = — "У 8ш . 1 2 ^ 1

2 >

+

/

Су -(■р - кг] у - ктр ■ т)) ■ т + к] ■ р + к* ■ г)+ 42

+

+ * + к]* у - кр? р - к]* ■ т)•(;0 +ктх • т + к? ■ р + к™ ■ г)-

к? ■ т -кру ■ р -кгу у

\ 1 ] 1 ] 2

+

С к] у - т ■(( +кг*-т + крх ■ р + к- ■ г)+(р - гр у - к

■т)

'(0 -к7-т - ^■р - кГт)+ кгт

(9)

Решение уравнений (4) и (9) относительно каждой из обобщенных координат дает левые части уравнений Лагранжа второго рода для подрессоренной и неподрессоренных масс соответственно.

При составлении уравнений движения многомассовой системы, очевидно, необходимо исходить из того, что связь элементов системы однозначно определяется кинематическими либо силовыми факторами. В рассматриваемом случае кинематическая связь задается направляющим аппаратом подвески (математически выражается при помощи коэффициентов кинематических характеристик подвески). Неизвестным фактором является силовое взаимодействие подрессоренной и неподрессоренных масс системы. Для определения силового взаимодействия масс системы условно «разрежем» автомобиль на подрессоренные и непод-рессоренные массы. Очевидно, что границы такого раздела пройдут по элементам подвески (в нашем случае - двухрычажной независимой каждого из колес). Из курса сопротивления материалов известно, что две системы являются эквивалентными при равенстве силовых факторов, действующих на систему, и вызываемых ими перемещений. Таким образом, при разрыве связей необходимо ввести заменяющие их силовые факторы (см. схемы рис. 2 и 3).

Рис. 2. Силовые факторы, возникающие при разрыве подвески (вид спереди, схематично).

Очевидно, что на подрессоренную и неподрессоренную массы при этом будут действовать равные по величине и противоположные по направлению силы (таким образом, при суммировании они взаимно сокращаются, что подтверждает внутренний характер этих сил по отношению к системе). Также логично предположить, что силовые факторы, вводимые при разрыве подвески, будут каким-то образом приложены вдоль ее рычагов (в случае линейных сил) или представлять собой скручивающие и изгибающие моменты, действующие на рычаги подвески. В любом случае величина и направление приложения данных силовых факторов будут зависеть от направляющего аппарата подвески, что не слишком удобно при расчетах ввиду необходимости учета геометрии подвески. Поэтому целесообразно указанные силовые факторы привести к центру подрессоренных масс - таким образом при составлении

уравнений движения подрессоренной массы каждый из указанных силовых факторов будет главной и единственной силой (моментом), действующим на каждом из линейных (угловых) перемещений системы. Очевидно, что приведенные силы и моменты не являют собой реакции в пятне контакта колеса с дорогой по соответствующему направлению в чистом виде, а учитывают влияние каждой реакции через кинематические характеристики подвески, а также инерционной составляющей от движения неподрессоренной массы.

При составлении уравнений движения неподрессоренной массы таким образом необходимо в качестве внешних сил принимать каждую из приведенных сил (моментов), введенных при разрыве подвески, противоположную по направлению действующей на кузов автомобиля, с учетом кинематических характеристик подвески (поскольку приведенные силовые факторы приложены в центре подрессоренной массы).

Рис. 3. Силовые факторы, возникающие при разрыве подвески (вид сверху, схематично).

Полная потенциальная энергия системы определяется суммой потенциальных энергий от продольного и поперечного крена и вертикального перемещения подрессоренной массы:

Поскольку расчетная модель автомобиль не является консервативной системой, то есть сумма кинетической и потенциальной энергий изменяется при движении системы, необходимо определить диссипативную функцию Релея.

Принимая пропорциональность между силой сопротивления амортизатора и скоростью относительного перемещения его поршня и допуская линейную зависимость между последней и обобщенной скоростью ^, определим диссипативную функцию Релея при вертикальном перемещении подрессоренной массы:

(10)

(11б)

(11.а)

Для поперечного крена:

Кр = "2 ' (2 ' ^12 + ка12 " + К34 ' ^34 + ка34 ' ^34 + ка56 ' ЬР256 + ка56 ' ^56 )-

Аналогично для продольного крена подрессоренной массы: Я. = (к

а12 'Ь212 + кас5б 'Ь г56/' Г Г > 0

Кг =(к а12 Ь2п + К56 'Ь г56 / ' Г Г < 0

Р 2

(12)

(13.а)

(13.б)

Далее определим частные производные потенциальной энергии для подрессоренной и неподрессоренных масс по обобщенным координатам и диссипативной функции по обобщенным скоростям.

Обобщенные силы уравнений Лагранжа определим как отношения работ внешних сил

йЛ йц

1 к соответствующим возможным перемещениям 11.

Согласно внешним силам, показанным на рис. 1, и внутренним силам, динамически

связывающим подрессоренную и неподрессоренные массы (рис. 2 и 3), обобщенная сила

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б,

для подрессоренной массы на возможном перемещении йх составит (с учетом производных подвески):

б, = УР. - Р (14.а)

Обобщенная сила бу на возможном перемещении йу равна:

бу = У Р.

Для перемещения :

а= ^а -XР

Аналогично для остальных перемещений:

б = М -Ур.

^Р е /—I Р1

бг =У Р.

в

где:

&=(( + КП2 )' -((„5 + Я„6 )' 008^56 +((„2 - Я„1 +

+ ((„5 - К„6 )-|+ (( - К )-В'00^12 + (( - ^4 )В + (( - К* '<^56 +

+У1 ^-ур в

(14.б)

(14.в) (14.г) (14.д)

(14.е)

1 - угол поворота колеса (равен 0 для колес средней оси, отрицателен для колес задней оси);

Р

к - сила аэродинамического сопротивления. Для неподрессоренной массы:

б. = -008^1 - Яп] ' БШ в 1 - рщ

бУ1 = Я„, ' 00Б в1 + Я. -ап^ - Р.

б. = к7'Р, - кГ'ря + ^ 'Р - Гр'рт +1' Р^ - К.

бр. = кРХ 'Р - кРУ ' Р* + , 'Р. + кРР' РР1 - 1 Р -

кр (р - к;р' Г - к*'г)

б, =к;' р - кг' рУ1 + к;г Р - к;р Р+к7' р - м

%=Р, - М ,

где: ^ср - коэффициент сопротивления развалу,

(15.а)

(15.б)

(15.в)

(15.г)

15. д) (15.е)

кр ■(<?■р-кг[ ■ т-кгрт)= к

ср

М

= кср-р1

момент сопротивления развалу,

М

скк - момент сопротивления качению 1 -го колеса, 4 - момент сопротивления повороту 1 -го колеса,

Г Г Г Г Г Г х , у , г, р1, т , * - силовые факторы, заменяющие связи подвески, приведенные к центру масс кузова. Запишем уравнения Лагранжа в окончательном виде. Для подрессоренной массы:

уравнение движения по обобщенной координате х ( ^ ):

у-* у + т ■ у+ т2) Х0 +(т■ р-*) ■ У0 + + ( + *■р )г0

т0

= У Г - Р

Х1 V

(16)

лю).

(потенциальная энергия и диссипативная функция на данном перемещении равны ну-Для неподрессоренной массы:

уравнение движения по обобщенной координате х ( ^ )

V + т■ г'01 +кгг ■г■ т + к" ■г2 + крг ■г ■ р + крг ■г■ р + к? ■т■ г + Л

х 011 1 ]*-]*-]

+ кр ■гу - *■ у'01 +кр ■*■ т + кр ■*■ т + кр ■*■ р + +кГ ■*■ г - кг* у2-у\ . к^у-т+

т.

1 г 011 1

+ Г* кру У-р + круу-р + ¥*■ к? У-г + ¥*■ к^у? +

1 1 г ± 1 1 г ± 1 ] г 1 ] г

+ кр* ■ рр ■ у\ 1 -кр* ■ Щ ■ р т - к*, р. т - кр* ■ Щ ■ р р

- kp]*■ кр^р2 - кр* ■ к^ ■ р ■ г - кр* ■ к^р У2 + к]*

т^ у

0

- к* ■ кр ■ г ■ т - к* ■ кр ■г2 - к* ■ кру ■ г ■ р - к* ■ кру ■г ■ р

- кт* ■ кгу ■г ■ г - ^■т: К + кгху2 + ктх ■г + к

11 11 2 ] 2 ]

V + крУгТ*01 +kp■kpуz■ г +

1 ■р

+ кр^кру^р + кр ■кгг уг- г - к

рр

01

р - кр ■р^ г - kpp■kpz■p■ р -

рр 1

-крр ■к2; ■р^г + ктрт'0г + kтp■kтlz■r■ г + ^■кр^у р + kтp■kZ]■r■ г +

гг

тр

01

тр

рг

тр

+ * ■ х'01 +кр ■*■ г + крх ■*■ р + кр ■*■ г + к]* у\ ■ х'01 +к* ■ кр ■ у2т + + кр ■ у г ■ р + к*■ кр ■ у г - г - к^^ р^ х\ 1 -к^^ кр^р^ г - k]*■ кр^р^ р

V "1

]

- кр* ■ кр^р^ г - кт* ■ г ■ х'01-кт* ■ к? ■г- г - кт* ■ крт ■ р - кт* ■ к^г ■ г

т*

0

(17)

(* + к* у -kp*■ р-¥**■ т)+

+ т1

кр■ уг - г ■ х'01 -к" ■г- г - кр^у р - kzx■r■ г -

0

- круг-у 01.+кр ■кгу ут + кр ■ кр Уг- р + кр^у^г -

-кгр ■г■ у'01 +кгр ■kтy■r■ г + к^^к^ ■г ■ р + ктр ■кгу ■г ■ г + крр

1 ^ 0111 1 1 г 1 1

ГУ у 01

- kpp■kf■p■ г - kpp■kpy■p■ р - kpp■kf■p■ г + к

1тУ ■

рр

рр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гу

г =

= Яц ■0080,-ЯП1 РХ1

Таким образом, мы получаем систему, состоящую из шести уравнений движения для каждой из масс (уравнения 16 для подрессоренной массы и группа уравнений 17 для каждой

из неподрессоренных масс1). Совместное решение уравнений этой системы представляет собой математическую модель движения автомобиля.

тг

Выводы

Получена универсальная многомассовая система уравнений движения автомобиля, в которой математическое описание конструкции направляющего аппарата подвески заменено передаточной функцией - кинематической характеристикой подвески. Представлен способ вычисления инерционных характеристик отдельных масс в общей координатной системе.

Приложение 1 Обозначения и индексация переменных: Iх, I , Iг - моменты инерции в первоначальной системе координат;

Iх,, Iу,, Iг, - моменты инерции в новой системе координат;

Х , у' ,.' - соответствующие смещения осей новой системы координат относительно первоначальной;

Рху, Руг, Р.2 - произведения инерции в первоначальной системе координат; Рх,у,, Ру,г,, Рх,г, - произведения инерции в новой системе координат;

Т - кинетическая энергия системы; и - потенциальная энергия системы; Я - диссипативная функция Релея; б1 - обобщенная сила; ц1 - обобщенная координата; ц - обобщенная скорость; 0, !у0, 1.0 и Ру0, Рхг0, Руг0 - моменты инерции и произведения инерции подрессоренной массы относительно осей х, у, г; х0 , у0 , г0 - координаты центра подрессоренной массы;

Ух, Уу, Уг, р , Г, у/ - линейные и угловые скорости по соответствующим осям координат;

ц1 - возможное перемещение подрессоренной массы; ц\ - возможное перемещение неподрессоренной массы; , - номер неподрессоренной массы; Рк - сила аэродинамического сопротивления;

Я,. , Я„. , Яг. - продольная (боковая, вертикальная) реакция . -го колеса;

Рх. - эквивалентный силовой фактор, вводимый при разрыве подвески, действующий

в направлении соответствующей оси; Оа - вес автомобиля;

Ма - обозначение центра масс автомобиля; М. - крутящий момент , -го колеса; М - момент сопротивления повороту , -го колеса; М - момент сопротивления развалу , -го колеса.

Параметрическая унификация конструктивных параметров автомобиля при его конструировании и производстве

к.ф-м.н., доц. Гадельшин Т.К., Гадельшин Д.Т.

МГТУ «МАМИ»

Введение

За более чем вековую историю развития автомобилизации мы можем наблюдать, что автомобили все больше и больше влияют на различные стороны жизни и деятельности лю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.