МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНООРИЕНТИРОВАННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Специальность: Экономика и управление народным хозяйством Направление: Экономика народонаселения и демография
Авторы: М.В. ЯКИМЕНКО, к.э.н., доцент кафедры государственного и
муниципального управления Южного федерального университета,
Д.Ю. ВОСТРУХИНА, студентка 5 курса Южного федерального университета.
В России на сегодняшний день материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами значительно ухудшилось. С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Введение материнского капитала направлено на стимулирование рождаемости в стране и укрепление института семьи. Данная статья содержит в себе анализ программы поддержки семей, имеющих детей и ее особенности.
In Russia today has deteriorated financial situation of large families, single mothers, families with disabled children and young families with children. On January 1, 2007 came into force the Federal Law №256-FZ of 29.12.2006 "On additional measures of state support for families with children." Introduction of the parent capital aimed at stimulating the birth rate in the country and the strengthening of the family. This article contains an analysis of the program to support families with children and its features.
Ключевые слова: материнский (семейный капитал), семья,
демографическая политика, материальное положение, улучшение
демографической ситуации, программа «материнского капитала»,
рождаемость, численность населения, смертность, поддержка семей.
Keywords: maternal (family assets), family, population policies, financial position, improve the demographic situation, the program "maternity capital", the birth rate, population size, mortality, family support.
На сегодняшний день демографическая ситуация в России является одной из наиболее острых социально-экономических проблем. В нашей стране рождаемость населения должна стимулироваться и включать в себя комплекс мер поддержки молодой семьи. Одним из важных критериев социального государства является защита материнства, а так же помощь и защита семьи. Семья - это союз лиц, основанный на браке, а также
фактических брачных отношениях, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующейся общностью жизни, интересов, взаимной заботы. Это основная ячейка государственного организма. Государство охраняет по возможности неприкосновенность внутренней жизни семьи, опасается излишним вмешательством повредить мирным ее отношениям [3, с.5].
На протяжении последующих десятилетий социальные потрясения несколько раз приводили к снижению численности населения в России -демографическим кризисам, к ним относятся следующие события: Первая Мировая война и Г ражданская война, голод, Великая Отечественная война, послевоенный голод.
С 1925 по 2000 год суммарный коэффициент рождаемости снизился на 5,59 ребенка в расчете на одну женщину. Из них 71% (3,97 ребенка) общего снижения приходятся на 1925-1955 годы, население РСФСР за 1925-1955 годы выросло на 25 млн человек, несмотря на этот спад и потери в результате войны.
В 1935-1955 годах в СССР запрет на аборты являлся одной из мер, которая способствовала стимулированию рождаемости, а с 1941-1991 года действовал налог на бездетность, составляющий 6% от зарплаты мужчины. В 1944 году указом Президиума Верховного Совета СССР было введено звание "Мать-героиня", которое присуждалось женщине за рождение десяти детей, обладатели этого звания освобождались от уплаты подоходного налога и имели право получать ряд других льгот и «Медаль материнства». Согласно указу Президиума Верховного Совета СССР выплата государственного пособия многодетным семьям производилась в следующем порядке и размере: за рождение второго ребенка
выплачивалось 400 рублей, за рождение третьего1300 рублей, при рождении четвертого 1700 рублей, при рождении пятого 2000 рублей. В 1984 году было введено ежемесячное пособие по беременности и родам, а также выплачивалось разовое пособие: при рождении первого ребенка составляло 50 руб., при рождении последующих детей - 100 руб. По состоянию на 1 января 1995 года «Мать-героиня» было награждено приблизительность 431 тыс. женщин [4].
На рубеже 1980-1990-х годов произошел резкий спад коэффициента рождаемости, смертность в России превысила рождаемость. Начиная с 1992 года, в России рождаемость упала ниже уровня простого воспроизводства. Минимум рождаемости был зафиксирован в 2002 году (1,3 ребенка на женщину). По данным Федеральной службы государственной статистики в 2009 году численность населения России стабилизировалась. По данным Росстата статистика смертности и рождаемости с 1950 по 2000 года представлена на рисунке 1 [5].
Рисунок 1- Смертность и рождаемость населения с 1950 по 2000
года
Россия за последние годы является одним из демографических лидеров Европы, опередив многие страны. За период 2000-2006 годов, до начала реализации программы «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», количество рождений прибавлялось в среднем по 38 тысяч в год. Данную ситуацию можно объяснить компенсационным ростом после глубокого провала: люди начали
реализовывать свои семейные планы, которые отложили из-за кризиса 90-х годов.
В последующие семь лет (2007-2013гг.) благоприятных демографических предпосылок не ожидалось. Численность родившегося населения начало сокращаться, и эксперты прогнозировали снижение рождаемости, которое началось примерно с 2010 года. Однако фактически за семь лет материнского капитала рост только увеличился. В среднем ежегодное прибавление рождаемости населения составило свыше 60 тысяч, данный результат оказался в полтора раза больше, чем показатели предыдущих семи лет.
Результат исследований, которые были проведены Росстатом в 2013 году, показал, что около 6% (примерно 1,8 миллиона новорожденных) российских семей, которые участвовали в данном опросе, ответили, что их решение о рождении второго ребенка было принято с учетом ожидаемой выплаты материнского капитала. Данный процент опрошенных людей почти точно совпадает с суммарным прибавлением рождаемости после 2006 года и свидетельствует о высокой эффективности материнского капитала [5].
Президентом РФ сформулированы основные приоритеты, которые направлены на улучшение демографической политики России. В условиях демографического кризиса Указом Президента Российской Федерации №1351 от 9.10.2007 утверждена Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года. К основным задачам концепции относятся:
обеспечение постепенного увеличения численности населения до 145 млн человек; увеличить ожидаемую продолжительность жизни (до 75 лет); увеличить в 1,5 раза суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза; предусматривается с 2010 года реализация дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала [1].
С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Этот закон определяет принципы и механизмы выплат материнского капитала, направленного на стимулирование рождаемости в стране и укрепление института семьи. Данный нормативный акт дает право получить выплаты материнского (семейного) капитала для семей, в которых появился второй ребенок с 1 января 2007 года [2].
Получить выплату материнского капитала по программе возможно только один раз. Заявление о распоряжении средствами материнского капитала может быть подано в любое время, после того, как ребенку исполнится три года. В случае, если нужно осуществить уплату основного долга и уплату процентов по кредитам и займам, включая ипотечные, на приобретение (строительство) жилья, то семья вправе воспользоваться выплатой материнского капитала, до того, как ребенку исполнится три года со дня рождения. Члены семьи могут потратить материнский капитал с учетом своих интересов. Сертификат на получение материнского капитала будет действовать только при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Сертификат будет недействительным в случае смерти владельца, либо лишение его родительских прав в отношении ребенка или совершения умышленного преступления им в отношении ребенка. Получить сертификат о материнском капитале можно в территориальном органе пенсионного фонда России по месту жительства, по месту пребывания или фактического проживания [2].
После того, как начала реализовываться программа, пособия материнского капитала позволили семьям России улучшить свои жилищные условия. Данный вид является самым распространенным при использовании средств материнского капитала.
Так же в соответствии с заявлением о распоряжении выплаты(часть выплат) материнского капитала могут быть направлены на получение образования ребенком (детьми) в любую образовательную организацию на территории Российской Федерации, которая имеет право оказывать соответствующие образовательные услуги.
Материнский капитал может быть направлен на формирование накопительной части трудовой пенсии.
Материнский капитал ежегодно индексируется государством. Рассмотрим изменения размера материнского капитала с 2007 по 2014 года [2].
Тыс.руб
500000
450000
400000
350000
300000
250000
200000
150000
100000
50000
0
429408,5
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рисунок 2 - Размер материнского капитала с 2007 по 2014 года
Как следует из данных, представленных на рисунке 2, в 2007 году материнский капитал составлял 250000 рублей, и соответснвенно в последующие годы постепенно возрастал, к 2014 году сумма составила -429408,5 тыс.рублей.
Рисунок 3 - Официальная статистика коэффициента рождаемости детей с
2000 по 2013 года
Из результатов анализа статистики коэффициента рождаемости детей (рис.3) можно сделать вывод, что 2005 год можно назвать
«кризисным», с точки зрения рождаемости. Однако, численность населения стала постепенно восстанавливаться с 2007 года [5].
В основном, материнский капитал направляется на улучшение жилищных условий семьи: из числа распорядившихся материнским капиталом лишь 0,09% направили его на увеличение будущей пенсии матери ребенка и 4,78% использовали его полностью или частично на образование детей. Остальная часть семей выбрала улучшение жилищных условий.
По данным Министерства труда и социальной защиты населения РФ было выявлено количество принятых заявлений о выдаче сертификатов на материнский капитал, на основании этих данных был построен график заявлений с 2007 по 2012 года, который представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 - Количество принятых заявлений о выдаче сертификатов на материнский капитал с 2007 по 2012 года
При этом самое наибольшее количество принятых заявлений о выдаче сертификатов на материнский капитал наблюдалось в 2009 году и составило 965129 тысяч. А самое минимальное количество заявлений насчитывалось в 2007 году, в самом начале программы реализации материнского капитала, и составило 356626 тысяч обращений [2].
Так же на основании данных Министрества труда и социальной защиты населения РФ было выявлено количество выданных сертификатов по программе, на основании этого был построен график, который представлен на рисунке 5.
Рисунок 5 - Количество выданных государственных сертификатов на материнский капитал с 2007 по 2012 года
По данным графика (рис. 5) количество выданных государственных сертификатов на материнский капитал в 2009 году составляет самоее наибольшее значение - 940290 тысяч [2].
Рисунок 6 - Взаимосвязь рождаемости населения и выплат материнского капитала с 2007 по 2013 года
Анализируя данные диаграммы (рис. 6) мы видим, что оба показателя увеличиваются с каждым годом, то можно предположить, что программа «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» положительно влияет на рождаемость населения.
На основании существующей программы «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» поступило предложение от Министерства экономического развития России прекратить выдачу материнского капитала и завершить к 2016 году, таким образом оптимизировать бюджетные расходы и сэкономить 300 миллиардов рублей в год.
В Минэкономразвития отмечают, что предоставление материнского капитала не увеличивает число детей, а лишь «сдвигает календарь рождений»: семьи решаются завести еще одного ребенка значительно раньше, чем планировали», считает глава ведомства Максим Топилин.
Министерство финансов РФ полагает, что выполнение данной программы является экономически нецелесообразным, и в этом его поддерживают Министерство труда, Министерство здравоохранения и социального развития, а также Министерство экономики, ведь выплаты, которые государство возмещает по программе государственной поддержки семей, составляют более 300 миллиардов рублей ежегодно и являются немалой суммой. Возможно, после прекращения программы «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» правительство введет другие способы, которые будут способствовать стимулированию рождаемости и помощи семьям, имеющим детей, но это всего лишь предположения. В настоящее время сроки программы установлены до 2017 года включительно.
В случае если ребенок родится в семье до 31 декабря 2016 года, то получить право выплаты и выдачи сертификата материнского капитала можно в любой срок после его рождения. В случае если обращение будет после 2016 года семье не должны отказать в выдаче сертификата.
Таким образом, при анализе программы «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» была изучена статистика о количестве принятых и выданных государственных сертификатов на материнский капитал, по данным видно, что капитал с каждым годом растет, способствуя поддержке семей, имеющих детей. Результаты исследований проведенных Росстатом в 2013 году показали, что данная программа поддержки семей значительно облегчает жизнь родителей при рождении второго и последующих детей. Количество выданных и принятых сертификатов имеет высокое значение, а это значит, что большое количество семей в России улучшили свои жилищные условиями, либо воспользовались другими вариантами программы. Благодаря программе государственной поддержки семей стимулируется рождаемость в стране, семьи могут спокойно думать о рождении своих детей, зная, что данная программа может им в этом помочь.
Список литературы
1. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.: Указ Президента РФ от 09.10.2007 №1351 // СПС «Консультант Плюс». - 2014.
2. О мерах дополнительной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный Закон от 29.10.2007 № 256-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». - 2014.
3. О.А. Рузакова. Учебник семейное право. - Москва: Эксмо. - 2010, 172 с.
4. Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания мать-героиня и учреждении ордена материнская слава и медаль материнства: Указ Президиума ВС СССР от 08.07.1944 // СПС «Консультант Плюс». - 2014.
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.