УДК 347.61
С. В. Дмитриев
Российский этнографический музей ул. Инженерная, 4/1, Санкт-Петербург, 191011, Россия
E-mail: rem [email protected]
МАТЕРИАЛЫ РЕВИЗИИ СЕНАТОРА К. К. ПАЛЕНА ПО ТРАДИЦИОННОМУ СЕМЕЙНОМУ ПРАВУ КАЗАХОВ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
Сенаторская ревизия графа К. К. Палена в Турекестанском крае, которая была проведена в 1908-1910 гг., имела целью сбор материала для составления нового Положения управления Туркестаном. Ревизионному обследованию подлежали почти все стороны административно-политического устройства и экономики края. Членами ревизионной комиссии был собран обширный материал, который хранится в основном в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге (ф. 1016 и 1396) и в Центральном государственном военноисторическом архиве в Москве (ф. 400) (справку об этих материалах см. в [2]). Часть собранного, в основном в виде развернутых обзоров, была опубликована в «Материалах» ревизии. В частности, интересующим нас в данном случае материалам по юридическим обычаям народов этого региона был посвящен специальный том, в котором была глава II: «Народный суд кочевого населения» [1].
Публикация эта, несмотря на свой достаточно большой объем, все же является лишь обзором собранного материала, хранящегося в архиве. К архивному фонду ревизии К. К. Палена, в том числе к тому, что касается юридического быта кочевого населения степей (в нашем случае - казахов, которых в дореволюционной России называли киргизами), обращались многие исследователи. Однако публикация первоисточника, в дан-
ном случае материалов, предоставленных чиновниками военно-административного
управления Туркестанского края, а также опросных материалов, все же представляет большой интерес еще и потому, что в 2005 г. РГИА закрыт в связи с переездом в другое здание и доступ к материалам исследователей какое-то время будет закрыт.
Материалы публикуются в основном в той редакции, в какой они поступили в канцелярию К. К. Палена.
Список литературы
1. Отчет по ревизии Туркестанского края, проведенный по Высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером Графом К. К. Паленом: Народные суды Туркестанского края. СПб., 1909.
2. Переудина Н. В. Материалы сенаторской ревизии Туркестанского края 1908-1910 годов // История СССР. 1981. № 3.
№ 1
Программа для анкеты по обычному
праву киргиз, кара-киргиз
и др. туземцев Туркестана.
Составил П. П. Румянцев
Общие замечания
1) Народному суду (биев и съездов биев), налагавшему взыскания, помимо вознаграждения за вред и убытки потерпевшей сто-
1818-7919. Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2006. Том 5, выпуск 3: Археология и этнография (приложение 1)
© С. В. Дмитриев, 2006
роне, не свыше 300 рублей штрафа или 18 месяцев заключения под стражу, подлежат дела, возникающие между туземцами, имеющими одинаковое устройство местного суда, по всем преступлениям и проступкам, за исключением указанных в ст. 141 и 142 Положения об управлении Туркестанского края.
2) Народный суд биев в своих решениях руководствуется адатом (обычным правом), а также ранее состоявшимися решениями съездов биев (от руки: так называемыми «эрнзие»).
3) Старые, исторически сложившиеся условия быта киргиз - патриархально-родовые отношения, - служившие источником правосознания киргизского народа, подверглись значительной ломке под влиянием вторгнувшихся в степь, в связи с русской колонизацией, новых товарно-денежных отношений. Род и патриархальная семья находятся в процессе все ускоряющегося разложения и на их место становится современная индивидуальная семья и отдельная личность, со всеми присущими им и фиксированными в обще-имперском законодательстве правами и обязанностями.
4) Вследствие этого решения народного суда, руководствующегося обычным правом, приобрели в новейшее время характер неустойчивости и противоречивости. По той же причине современным исследователям обычного права киргиз и других туземцев предстоит столкнуться с особенными трудностями, свойственными перелому, совершающемуся в правосознании киргизского народа: известные нормы обычного права еще сохраняются в сознании народа, особенно старшего его поколения, тогда как в реальной жизни они уже утратили свое значение и более не применяются.
5) Поэтому при опросе следует выяснять не только юридические нормы, как они отразились в правосознании опрашиваемого, но и степень их действенности.
6) Для каждой установленной исследованием нормы обычного права следует выяснить также обычные правонарушения и обычные наказания, налагаемые за их народным судом. Таким образом, по каждому пункту нижеследующей программы должно быть два ответа: 1) о правовых нормах, 2) о правонарушениях и судебных последствиях их.
п. III. Семья (всего 34 вопроса).
РГИА. Ф. 1396. Оп. 1. Ед. хр. 390. Л. 1-6
№ 2
Обследование Правового быта киргиз из племени казак 1 Верненского уезда Семиреченской области, предпринятое по программе, выработанной Сенаторскою ревизионною комиссией
I
Право семейственное.
1. Какие обязанности создаются браком:
а) для мужа по отношению к жене.
Муж - полноправный господин своей
жены. Он содержит своих жен как может и как хочет. За детьми заставляет ухаживать самих жен. Муж может увезти жену куда хочет и отпускать на свидание с родителями, когда вздумается. Муж имеет право наказывать свою жену, как он хочет, лишать ее свободы (наказания - плети и иные истязания, лишение свободы - связывание, заковывание в железные пута и проч.).
б) для жены по отношению к мужу.
Жены одного мужа, по своим правам,
подразделяются на следующие категории:
1) старшая жена (байбиче или улькун катын, у кара-киргиз - улу-байбиче) (курсив здесь и далее наш. - С. Д.), 2) средние жены (ур-танчи-катын) и 3) младшая жена (токал);
1 Прим. автора подготовленного материала. Киргизы делятся на два племени: киргизов (кыргыз, крык-гыз) и казаков (газы-гак). Первое название получилось от искажения двух слов «крык-кыз», т. е. 40 девиц. По преданию, это племя произошло от смешения 40 воинов какого-то Зюнгарского царевича, похитившего 40 девиц из кочевого тюрско-монгольского племени. Казак происходит от искажения гази-гак, т. е. белый (в смысле, истинный, хороший) воин. Этим именем назывались кочевые монгольские племена, поставлявшие монгольским ханам конницу. Конница-подразделялась на сотни. Видимо, и русская вольница, расселявшаяся на окраине Руси и бывшая в постоянном соприкосновении с кочевниками, называлась тем же именем с прибавлением урус (русский) и получилось «казак-урус», каким именем наши казаки называются и до сего времени. Казаки наши усвоили тактику и организацию своих тезок. При одном из ханов была послана сотня казаков в Среднюю Азию для взыскания дани с тюркских кочевых племен. Казакам так здесь понравилось, что они остались в Средней Азии навсегда, переженившись (л. 20 об.), и образовали племя под названием «казак», смешавшись с кочевыми племенами тюрков. Была послана 2-я и 3-я сотни, которых постигла та же участь. Таким образом получились три группы народа казак: первая - большая орда (оглъ-дюз, т. е. старшая сотня), средняя орда (урта-дюз, т. е. средняя сотня) и младшая орда (кишик-дюз - младшая сотня). От смешения же 40 девиц из племени казак с 40 воинами зюнгров произошли, в свою очередь, киргизы. (Из преданий, собранных автором).
если муж особенно влюблен в младшую жену, она называется «наксюер-токал». Хозяйкою и помощницей мужа является бай-биче. Она, по достижении пожилых лет, т. е. выйдя из брачного возраста, наследует хозяйство мужа и имеет право участвовать в общественных делах, как кибитковладелица. Байбиче распоряжается остальными женами, на правах старшей между ними.
Уртанчи-катын повинуются мужу и старшей жене его. По смерти мужа, они остаются в его семье. Если не вышли из брачного возраста, являясь помощницами старшей жены, как главы семьи. В общественных делах участия принимать не могут.
Токал является в семье мужа существом бесправным. Она обязана повиноваться мужу, байбиче и всем уртанчи-катын. Такое положение остается за токал и после смерти мужа, если она не успела выйти в новое замужество. Жены являются собственно -стью рода или родового семейства мужа и, по его смерти, переходят к его ближайшим родственникам, если не вышли из брачного возраста. Байбиче и уртанчи при жизни мужа имеют право выйти из его семьи, выделиться вместе с одним из своих сыновей, достигших дееспособности (20-30 лет) и получивших «енче» (наследство) и жить с ними. Имущество жен, доколе они не выделились со своими выделившимися сыновьями, принадлежит мужу.
в) для родителей по отношению к детям.
При рождении детям дается имя по шариату или прозвище по обычаю (расыме). Имя выбирает старший в семье или почетный гость, случившийся при рождении. Родители должны воспитывать детей в духе повиновения старшим и приучать их ко всем отраслям хозяйства. В детях нужно воспитывать способность владеть собой, скрывать свои мысли и ощущения, а также находчивость в делах защиты семейных и родовых интересов. Детей нужно учить родословной. Сыновей следует обучать быть джигитами. Дочерей нужно холить, лелеять, не обременять работой, охранять их красоту до замужества. По достижении 12-15 лет выдать замуж за киргиза хорошего рода за «калым» (выкуп) по обычаю, за иноплеменников, даже мусульман, отдавать дочерей не следует. Сыновей в том же возрасте, как и дочерей, следует женить на девицах из хороших родов, если состояние позволяет заплатить калым. Если же на калым средств нет, следует усиленными трудами приобре-
тать нужные средства и, при первой возможности, женить сыновей. Допускается брать жен и иноплеменниц-мусульманок. После того как сын женится и достигнет дееспособности, отец обязан его выделить, дав ему часть своего имущества (енче). Часть, следуемая в надел сыну, определяется приговором собрания старших родственников, приглашаемых на совещание выделяющимся сыном. При несогласии отца, родственники связывают отца, накладывают на часть скота, отделенного ими для выделяющегося сына, его метку и отдают скот сыну, помогая последнему угнать скот на его кочевку, после чего освобождают отца и принимают все меры восстановить нарушенное согласие между отцом и сыном. Все действия и распоряжения собрания родственников по «енче» признаются окончательными и никакому обжалованию не подлежат.
При выдаче дочери в замужество, отец получает от зятя условленный вклад «каде», на который обязан завести дочери приданое по 5-ти разделам, т. е. по одному, по два, по три, по пяти или по девяти предметов, а именно: ковры (1, 2, 3, 5 или 9 ковров), шубы, халаты шелковые, халаты ситцевые, камзолы, рубахи, головные уборы, одеяла, подушки, не более одной постели, один вышитый ковер (тушкииз), 3-4 сундука, юрту в 4 каната новую, спальную занавеску (чи-мылдык), утварь; при приданном высшего разряда - 5 верблюдов, 5 лошадей, в их числе один иноходец под серебряным седлом и расшитой попоной.
После замужества, в течение 5 лет, дочь приезжает по обычаю к отцу (теркун де-мек). Отец и все родственники ее (теркун джурт) обязаны дать ей по средствам своим щедрые подарки. Если дочь останется недовольна скупыми подарками или их не получит вовремя, то родственники мужа (каин-джурт) имеют право объявить «ба-ранту», напасть на аул отца (теркун-джурт) и отобрать то, что причитается обиженным. Спор о баранте разрешается почетными представителями рода теркун-джурта и каин-джурта, причем исчерпывается присуждением с теркун-джурта, если каин-джурт захватил меньше присужденного, недостающего и с каин-джурта, если при баранте захвачен излишек против присужденного.
г) для детей по отношению к родителям.
Сыновья до выдела и дочери до замужества должны повиноваться родителям, уха-
живать за ними и покоить их старость. После выдела первых и выхода в замужество последних, кровные обязанности детей к родителям прекращаются и, если и могут существовать, то лишь добровольно.
2. Последствия неисполнения этих обязанностей (гражданско-правовые и карательные).
Так как для мужа по отношению к жене никаких обязанностей не установлено, то нарушение супружеского долга может быть односторонним. За нарушение обязанностей к мужу, жена может быть подвергнута как им самим, так и старшими родственниками мужа, самому жестокому телесному наказанию, лишению свободы и даже смерти. В последнем случае уплачивается ее родственникам лишь кун, и то для того, главным образом, чтобы не возбуждалось дело перед русским судом. При неисполнении обязанностей родителей по отношению к детям, первые понуждаются к этому насильственно собранием старших родственников.
Сыновья до выдела и дочери до выхода в замужество находятся под единоличною властью отца и старших его кровных родных.
Отец, за неисполнение обязанностей по отношению к себе, может подвергать детей даже смерти. Сыновья, за неповиновение родителям, могут быть лишены «енче» собранием родственников.
3. Как заключается брак. В чем заключается существенный момент, обуславливающий его законность.
Брак начинается договором между отцом жениха или самим женихом, если последний достиг совершеннолетия, т. е. 20-25 лет, и отцом или старшим в семействе невесты. Предметом договора является: 1) принципиальное согласие на брак и 2) определение калыма (выкупа за невесту, уплачиваемого женихом или его родными отцу или старшему родственнику невесты). По заключении договора, совершаемого на словах, сторона жениха в укрепление договора обменивается со стороною невесты подарками, которые называются «батаяк» и «ки-ит» и должны быть по ценности равны между собою. С этого момента родители жениха и невесты в отношении друг друга именуются «куда» (сват), жених по отношению к последним становится зятем (кюеу), невеста по отношению к первым - «калын-дык», все родственники невесты получают название «теркун-джурт» и жениха «каин-джюрт». Жених и невеста или один из них
могут быть не достигшими брачного возраста. По достижении брачного возраста жених и невеста вступают в фактический союз, но при том условии, если весь калым уплачен, а также уплачен каин-джуртом - вся сумма, выговоренная в течение сватовства на приданое невесте (кадэ). По уплате / калыма жених, достигший брачного возраста, имеет право вступить в плотскую связь с невестой. При этом, по обычаю, родители невесты и жених делают вид, что свидания жениха и невесты происходят в тайне. Жених прячется вблизи аула будущего тестя в каком-нибудь овраге, куда молодые женщины аула носят ему пищу, а ночью приводят невесту, за что получают от куеу подарок (дженгетай).
По выплате калыма, представители каин-джурта торжественно привозят невесту вместе с приданым в аул жениха. Вступление невесты в дом жениха и является существенным моментом, обуславливающим законность брака. Обрядности, усвоенные киргизами с принятием мусульманства, при заключении брака играют роль несущественной формальности.
При несогласии родителей невесты на брак ее с кем-либо, если на брак установлено согласие жениха и невесты, брак сплошь и рядом совершается убегом. В последствиях такого брака, законность которого обуславливается моментом вступления невесты в дом жениха, принимают участие весь род жениха и невесты. Если снаряженная погоня не настигнет беглецов по дороге, то род теркун-джурта объявляет баранту каин-джурту. Баранта часто начинается открыто нападением на аул жениха и заканчивается, если каин-джурт не отобьет нападение, угоном скота в обеспечение калыма и штрафа за увоз невесты. Во время баранты представители теркун и коин-джурта сговариваются об условиях примирения. Если договор не состоялся, дело передается в надлежащий народный суд. В утвердите льном случае стороны мирятся и в установленном обычаем порядке отец жениха едет к теркун-джурту и подносит киит, после чего начинается уплата калыма.
4. Насколько обязательно обеспечение (махари) или выкуп (калым), порядок его обеспечения и взыскания. Последствия неисполнения договора о выкупе или обеспечении.
Калым (выкуп) есть плата, за которую невеста покупается мужем. После покупки
женщина становится собственностью рода
и, во время состояния в брачном возрасте, должна переходить по смерти мужа, по наследству, как живое имущество. Калым делится на 4 разряда: 1) 54 головы скота,
2) - 47 и 3) - 30 и 4) - 9 голов. Уплата калыма безусловно обязательна. Исправность уплаты обеспечивается сроком (обыкновенно предел девичьей зрелости - 17 лет), в течение которого невеста не выдается жениху. При совершении брака убегом, калым обеспечивается захватом скота барантой или решением народного суда. При неуплате калыма в срок, предварительный договор о браке расторгается, причем теркун-джурт получает право оставить в свою пользу часть полученного калыма, обыкновенно не более / его количества, и продать невесту новому жениху.
Иски о калыме по брачным делам (дже-сыр) наиболее распространены между киргизами и, служа сплошь и рядом причиною родовой вражды, являются главным предметом разбирательства на чрезвычайных съездах, причем в разбирательстве по таким делам принимают участие не только народные судьи, но и все почетные представители обеих сторон.
5. Каково значение приданого.
Определение размеров и качество приданого (джасау) зависит от условий между обеими сторонами, заводится со стороны невесты на деньги, получаемые от жениха (кадж). Приданое, по совершении брака, принадлежит мужу.
6. Какое значение имеет согласие бра-чующихся, их родителей и законных представителей. Каково значение предварительного соглашения родителей и опекунов несовершеннолетних (не достигших брачного возраста).
Согласие невесты не имеет никакого значения, а также и согласие жениха, невыделенного от отца. Хотя киргизы, по мере все больших и больших завоеваний, делаемых мусульманством в их среде, все чаще и чаще прибегают к совершению обрядностей брака по шариату, т. е. совершают брак при посредстве духовных лиц, прочитывающих установленное место из Корана и опрашивающих брачующихся об их согласии на брак, но последнее в деле заключения брака играет роль лишь простой формальности. Брак с согласия брачующихся может иметь место лишь убегом и хотя признается в таком случае законным, но только в силу не-
избежности, считаясь все же таки за правонарушение. В остальных случаях брак составляет предмет сделки только родителей или их заместителей.
Брачный договор родителей и опекунов жениха и невесты, не достигших брачного возраста, имеет силу и значение такового же договора, заключенного между родителями и опекунами жениха и невесты совершеннолетних. Предметом иска при заключении договора в том или другом случае может служить, в случаях нарушения его, лишь калым. Поэтому из последнего положения вытекает, что брачный договор может быть нарушен, если ничего из калыма еще не уплачено.
7. Брачный возраст (см. п. 8 программы).
Брачный возраст обуславливается началом половой зрелости, т. е. моментом появления у мальчиков - поллюций и у девочек -регулов (менструаций), что происходит у киргиз в возрасте от 12-14 лет.
8. Допускается ли совершение брака до достижения брачного возраста и каковы последствия такого совершения.
Определение брачного возраста, как сказано выше, покоится на недостаточно уловимом признаке, который, за невозможностию исследования для посторонних лиц, наблюдается лишь родителями брачующихся, которым и предоставляется, поэтому, единственное и исключительное право определять брачный возраст в указанных пределах, совершенно безответственно за результаты неправильного определения его. Вследствие сказанного, брак, заключенный в возрасте брачующихся, находящемся в указанных пределах, почитается всего законным.
8а. Судьба договора.
В зависимости от изменения в состоянии здоровья невесты и жениха или в случае смерти одной из сторон.
В случае нарушения брачной сделки, по причине болезни или смерти жениха или невесты, возвращается половина калыма; в случае болезни или смерти невесты, жениху предоставляется взять следующую по возрасту сестру ее (балдыз), причем условия сделки остаются те же. Если же жених или родственники балдыз на брак не согласятся, то в первом случае калым не возвращается, а в последнем случае, возвращается половина калыма, причем уплачивается штраф (аип). Всякий, у кого умерла жена, имеет право взять балдыз за половину калыма. Если сторона балдыз на это согласна не будет, то уплачивается аип.
9. Основание прекращения брака (развода). В частности, допускается ли расторжение в случаях, когда положение мужа настолько низко, что оно признается приносящим ущерб репутации родни.
По обычному праву, законных поводов развода не существует. Мужу предоставляется развестись с любою из своих жен, по своему единоличному усмотрению.
10. Порядок прекращения брака. Последствия прекращения личные и имущественные.
Купленная за калым женщина является собственностью всего родового семейства, так как весь каин джурт участвует в уплате калыма, поэтому даже в случае, если муж прогонит свою жену по капризу, каин-джурт имеет право на получение калыма обратно. Брак прекращается с момента выдачи жене талахата. Талахат выдает муж. Но с внедрением в киргизскую среду мусульманства, все больше и больше стали иметь место случаи расторжения брака посредством народного суда.
Разведенная жена становится членом семьи своих родителей, самостоятельного значения не имеет, лишается всего своего приданого (джасау) и прав на имущество мужа не имеет.
11. Условие вторичного вступления в брак. Положение в семье вдовы: права личные и имущественные по отношению к детям от брака.
Каждая разведенная жена может быть отдана в замужество неопределенное число раз и без всякого ограничения. Вдова, перешедшая брачный возраст, т. е. по достижении сорока лет, остается в семье покойного мужа, и если она была старшею женой (бай-биче), то становится полноправным членом общества (кибитковладелицей). Вдова, не перешедшая брачный возраст, остается в семье мужа до совершения над ним поминок (тризны -ас), т. е. в течение времени не более года, после чего переходит женою к одному из родственников.
Дети всегда являются принадлежностью родового семейства и остаются с матерью только в том случае, если последняя не выходит в новое замужество, в последнем случае, т.е. при выходе матери в новое замужество, все права матери на детей, прижитых с прежним мужем, прекращаются.
12. Порядок заключения брака с второю и другими женами.
Брак с второю и другими женами заключается так же, как и с первою женою.
12а. Кто может вступать в брак (могут ли какие родственники, свойственники, близкие по воспитанию, близкие по общности кормления).
Киргизский народ подразделяется на коренные рода, выходящие из этих родов подразделения и родовые семейства, составляющие родовые подразделения. Например, киргиз Джамубай Куренбаев принадлежит к коренному роду Чапрашты, к одному из пяти подразделений этого рода - Чибыл (у родоначальника Чапрашты было 5 сыновей: Екей, Есходжа, Асыл, Чабыл и Айкым, вставших во главе 5 родовых подразделений) и к родовому семейству Кульджудурук (у Чибала было 4 сына: Ибак, Кульджурук, Иманчи и Баис, вставшие во главе родовых семейств); вступать в брак лицам одного родового семейства и одного родового подразделения воспрещается. По мнению киргиз, такие браки влекут за собою неизбежное Божеское наказание. В тех же случаях, когда такой брак желательно совершить, то вину перед Богом за совершение брака принимают на себя древние старики, которые заступают место родителей жениха и невесты. Это делается в том расчете, что избранные старики и так скоро должны умереть, почему Бог, наказывающий смертью, не вызовет тяжелых последствий этого наказания вообще и в частности для истинных виновников брака, так как предполагается, что смерть наступит немногим ранее естественной. Принятые в семью отдельного киргиза, принятые в родовое семейство или в родовое подразделение киргизы других родов считаются представителями принявшего их родового семейства или подразделения и не могут вступать в брак с членами последних. Молочные братья и сестры вступать в брак тем более не могут. Браки не допускаются в пределах до второй степени кровного родства, по восходящей и нисходящей линиям. Одновременно жениться на двух родных между собою сестрах не допускается, жениться же на сестре умершей жены не только разрешается, но составляет право.
13. Положение зятьев, взятых в дом (иш-кусу)
Брак не может быть совершен без участия родового семейства жениха и невесты. Жена, а также и дети, происшедшие от брака, являются достоянием родового семейства, поэтому среди киргиз не возможен случай принятия зятя в дом тестя.
14. Допускается ли совершение брака не лично брачующимися, а представителями
их (например, опекунами умалишенных). Может ли одно и то же лицо быть представителем обеих брачующихся сторон.
Так как существенным моментом, обуславливающим законность брака у киргиз, является вступление невесты в дом жениха, то, следовательно, вопросы, поименованные в настоящем пункте, не могут иметь никакого места в киргизском быту.
14а. Увод жены и его последствия для уведшего.
Увод жены влечет за собой ответственность лишь для уведшего. Причем, если он не возвратит жены мужу, то приговаривается для возмещения убытков мужа, уплатить последнему 70 лошадей и к штрафу (аип) в 9 голов скота во главе с верблюдом, если же возвратит жену, то к уплате одного штрафа.
15. Порядок и условия усыновления. Права усыновленных детей (личные и имущественные). Признание отцовства.
Усыновление производится: при жизни отцов усыновляемых - с согласия последних словесным договором; при отсутствии отца усыновляемого - словесным заявлением ближайшим родственникам. Усыновлять мальчиков могут лишь при отсутствии детей мужского пола, а девочек - во всех случаях.
Усыновляемые могут быть лишь дети ближайших родственников. Усыновленные дети приобретают все права родных детей. Дети по отношению к приемным родителям и приемные родители по отношению к детям несут все обязанности кровных.
16. Порядок и условия признания незаконности рождения; положение внебрачных детей.
Незаконными признаются дети, рожденные девицею или женщиною, состоящими не замужем, такие дети всегда убиваются. Глава семьи может усыновить и внебрачного ребенка. Тогда его права будут такими же, как и законного.
17. В каких случаях брак признается недействительным; последствия признания недействительности.
Всякий брак, после его совершения, признается действительным.
18. Какое имеет значение включение в брачный договор условия не брать второй жены и последствие неисполнения этого условия.
Такое условие в киргизском быту никогда не может иметь места.
РГИА. Ф. 1396. Оп. 1. Ед. хр. 390. Л. 19-24
№ 3
Протокол опроса представителей киргизского населения Восточно-и Западно-Талгарских волостей Верненского уезда 2.
18 мая 1909 года
уроч. Байсерке (Бельбулак)
Нижеподписавшимся биям были предложены вопросы правового быта, подлежащие обследованию по распоряжению Сенатской графа Палена ревизионной комиссии.
Решение вопросов производится биями по иреже или эреже (правилам), вырабатываемым совместно биями на чрезвычайных съездах, собираемых ежегодно в январе, феврале месяцах.
Случаев нарушения детьми своих обязанностей к родителям не бывает и жалоб не было. На нарушителя-сына, хотя бы и неродного (например, к мачехе и отчиму) налагается наказание, до тюрьмы включительно, но ранее все родственники прибегали бы к увещеванию и своему наказанию. Такое нарушение считается позорным. Сын на отца жаловаться не может, так как обязан полным повиновением ему. Если у отца нет средств на калым, то помогают родственники, но наказаний на отца не может быть наложено. Вообще отец и мать не могут быть судимы за неисполнение своих обязанностей к детям, родственники, обыкновенно, и общественники советуют и увещевают. Случаев жалоб жен на своих мужей не было, также и жалоб мужей на жен: это, по представлению киргиз, считается позорно, стыдно (уяд), ибо при чтении молитвы венчальной говорится, что муж и жена должны составлять не два, а одно лицо и, следовательно, жаловаться на себя нельзя. Дурное поведение жены влечет личную расправу мужа и жаловаться она не может. Вообще просить развода жена не имеет права - это право принадлежит только мужу. В случае истязания или членовредительства пострадавшая жена не может жаловаться бию, или волостному, а жалуются ее родители и ближние родственники (тюркене) по ее просьбе. Следствие производит бий, и если муж докажет вольность жены (прелюбодея-
2 Пояснение автора материала. Население - киргизы рода Джаныс, в том числе чалакиргиз (помесь сар-тов с киргизами). Чалоказаки занимаются исключительно мелкой торговлей в степи и в городе. Многие из них постоянно живут в городе Верном и в русских селениях, где имеют дома и лавки.
ние), то освобождается от штрафа (аиб: до
9 голов скота, верблюд и 8 голов лошадей) или менее, сообразно степени истязаний. Таким образом, жене недовольной мужем, нет легальных путей для протеста и ей остается только один путь - убега или с другим лицом, или к родственникам. В последнем случае жена остается у родственников только при их согласии, в противном случае родственники возвращают ее мужу. Если же муж действительно виновен или родственники не желают ее возвратить, то муж силою жену взять не может без ее согласия и ее родителей. В таком случае тюркене (родственники жены) обязаны возвратить весь калым или по соглашению часть его. Если же на суде бия присягателями (куманчи) и опросом свидетелей (куа) установится виновность мужа, в членовредительстве или истязаниях, то он, по степени виновности, приговаритвается или к куну по иреже, или же и совсем лишается получения обратно калыма. Другим наказаниям он не подвергается, жене дается развод; калым не возвращается или возвращается '/г.
Совершение брака у киргиз может быть разделено на 2 части: 1) сватовство (куда) и выплата калыма и 2) собственно обряд брака (ниже). Сватовство начинается большею частью еще в детстве и решается отцами их, которые дают торжественное обещание быть сватами (куда болдык) в присутствии родственников и читают молитву (бота), обменявшись предварительно условными подарками (батаяк и киит). С этого времени выплачивается калым скотом в условленном количестве, но обычно 47 голов скота, и взаимные обязательства уже редко нарушаются. Кроме калыма, размеры которого меняются по состоянию, достигая до 500 и более голов скота, часто уславливается, в состоятельных семьях, сумма на обзаведение хорошего приданого (тоймас и джертыс). Выплата длится очень долго, почти до совершенолетия жениха и невесты, а иногда и позже. Пока не выплачен калым, свадьбу не устраивают. В это время жених и невеста, если они взрослые, могут видеться и даже вместе спать, что обычаем не возбраняется, так как «половина свадьбы», по выражению киргиз, уже прошла, на этом основании результаты свиданий считаются законными, только ускоряя свадьбу, которая в существенных чертах не отличается от таковой же у таранчей, татар и сартов.
В доме невесты (или юрте) собираются родственники и знакомые, и чем больше гостей, тем почетнее свадьба. Приезжает жених с провожатыми и после обычных угощений (той) совершается самый обряд бракосочетания: невеста и жених чаще при-суствуют, находясь в противоположных частях юрты, хотя это присутствие для невесты не обязательно: она может быть в соседней юрте. Избирается или приглашается мулла, т. е. грамотный человек, умеющий прочитать установленную молитву (хутпа); он предлагает жениху и невесте избрать доверенных (вакиль) по одному с каждой стороны. Вакилем могут быть родители, но в большинстве случаев избираются другие родственники или даже посторонние лица. Брачующимися и родственниками избираются, кроме того, два свидетеля (куа). Засим свидетели, по поручению муллы, подходят к жениху и невесте (сидящей за перегородкой или занавесью) и каждого отдельно опрашивают о их согласии вступить в брак друг с другом. Вакили, как представители жениха и невесты и в тоже время посаженные отцы, опрашивают также свидетелей (куа), как отцы брачующихся - желают ли они заключения брака. После опроса куа громко и торжественно свидетельствуют, что бра-чующиеся согласны на брак, после чего мулла читает установленную молитву (хут-па), перед ним стоит чашка с водой, покрытая платком. По окончании молитвы куа подносит чашку с водой жениху и невесте, которые должны испить немного воды, а затем все присуствующие также пьют воду. Это делается с тем, чтобы брачующиеся жили дружно и в любви согласии. На голову невесты надевается женский головной убор (киймешек). Этим обряд заканчивается.
Существенный момент, обуславливающий законность брака, заключается в опросе свидетелями (куа) согласия брачующихся, как и у прочих мусульман, но, кроме того, по словам киргиз, обязательным является чтение молитвы (хутпа), без чего они считают брак тоже недействительным. Случев браков без молитв не было. Согласие несовершеннолетних (до 15 лет) заменяется согласием их родителей. В последнем случае брачующимся предоставляется право разойтись (развестись), но этого не бывает: жена покупается очень дорогою ценою, чтобы после возможно было обращать внимание на ее желания, родственники с обоих сторон, чтобы избежать дурной славы, применяют все меры против этого.
Калым считается всегда обязательным, хотя, при желании и дружбе родителей, он может и не весь взыскиваться, но это исключительный случай, имеющий место при добровольном желании богатого отца невесты простить часть калыма обедневшему своему свату, который пользуется большим личным расположением. Жених (или его отец) сам заботится об исправной выплате калыма; никаких мер обеспечения и взыскивания не полагается. Отец только напоминает о своевременно уплате калыма. Если калым не выплачен до 20 лет невесты, то отец ее является к бию и просит «очистить от обязательства» (бас ашуга). Решает бий по иреже: если невесте больше 20 лет, то родителям разрешается отдать ее за другого, а взятый ранее скот возвратить. Бывают иногда случаи, что родители невесты, когда явится богатый жених, отказываются от слова и отдают за другого. По жалобе жениха такие родители подвергаются штрафу (аиб) в размере верблюда и 8 лошадей и уплате, кроме сего, по иреже, 70 голов скота, также, как воры чужой невесты.
Приданое рассматривается как возврат калыма, хотя чаще всего бывает, что оно по ценности меньше калыма. Чадолюбивые и богатые родители, желая обеспечить дочь всем необходимым, а также из тщеславия, дают большое приданое, но это исключение. В замену приданого иногда засчитывается часть калыма, которая уже не взыскивается.
Согласия брачующихся, с формальной стороны, безусловно требуется при совершении самого брака. Когда дети совершеннолетние (больше 15 лет), это согласие проявляется самостоятельно, а до этого, при браках в 12-15 лет, решающее значение имеет согласие родителей. Правда, по достижении 15 лет, закон предоставляет им право просить развода, но это не выполняется.
Опекунами и, следовательно, законными представителями сирот, являются всегда ближние родственники, которые, вступая в обязанности родителей, обязаны, по обычаю, подыскать хорошую невесту и женить опекаемого. В этом отношении они действуют как отец.
Закон не разрешает брака до 16 лет, поэтому они не заключаются, по словам киргиз, ранее этого срока, хотя по обычаю и Шариату возможно заключение браков в 12-15 лет. Каков возраст брачующихся -никто не проверяет, записывается только со слов родителей, поэтому возможны браки и
ранее 16 лет. Случаев заявления претензий или разводов в таком случае не было.
Если невеста будет неизлечимо больна и не может быть взята в жены или умрет до выплаты калыма, то возвращается / уплаченного скота или же считается невестой другая сестра, если она есть и если родственники жениха или жених на это согласятся. Болезнь и смерть жениха не освобождают невесту и она должна выйти замуж или за брата, или за другого ближнего родственника своего жениха. Согласия ее обыкновенно не спрашивают, хотя бы ей было и 20 лет, как заявили бию. Если в детстве, до свадьбы, с женихом или невестой случилось какое-либо увечье или обезображивание, то это не создаст права требовать расторжения обязательств. Такой случай почитается происшедшим от Бога, помимо человека (судьба). Жениха обыкновенно также заставляют вступить в брак, боясь потери уплаченного калыма. Случаев расторжения браков или предварительных договоров по этому поводу не было.
Хотя Шариат и обычай разрешает брак жен с 12 лет, что прежде, по словам киргиз и делали, но по местным условиям («мелкий народ», по определению биев) более желательно установить возраст 15 лет для жениха и невесты. Ныне разрешено по русскому закону вступать в брак не ранее 16 лет.
Из изложенного выше видно, что брак является гражданской сделкой между семьями жениха и невесты, в которой принимают участие и ближние родственники, оказывая помощь при выплате калыма (считается обязательным, чтобы братья платили калым за брата). Согласие жениха носит формальный характер, а невесту и совсем не спрашивают, или принуждают дать согласие в виду полной подчиненности воле родителей...
Вторично вступает в брак муж когда пожелает, но для формального соблюдения требования обычая, - спрашивать желание своих жен - призывает двух свидетелей и при них жена дает свое согласие. На этой почве недоразумений семейных не возникает, так как первая жена не только всегда соглашается, но наблюдаются случаи, когда первая жена помогает мужу увезти (умыкать) вторую жену. Объяснение этому явлению можно видеть в том, что первая жена, по обычаю, считается старшею, пользуется некоторым преимущественным положением в семье и потому смотрит на вторую жену как на подчиненную себе, которой можно
отдавать приказания и поручать по дому и хозяйству как помощнице.
Вдовами в семье мужа остаются только пожилые женщины, у которых взрослые дети и которую никто не желает взять себе из ближних родственников; если же жена молодая, хотя бы и с детьми, она переходит к брату или другому ближнему родственнику мужа. Хотя по закону и требуется ее согласие и ей иногда предоставляется право выбора между кандидатами, изъявившими на нее свое право, но чаще всего она как бесправная беспрекословно подчиняется, а в случае протеста ее принуждают. Уход за постороннего хотя и разрешается, но влечет за собой уплату калыма: или по соглашению, или по решению бия присуждается по иреже 70 голов скота в пользу семьи умершего мужа или его родственников, как с уведшего чужую жену. Возвращение ее к родственникам (тюркане) без согласия ближних родственников мужа не допускается и влечет за собой иск в их пользу также 70 голов скота. Вдова при малолетних детях заменяет отца и считается полной распорядительницей всего имения и дети ей подчиняются, как отцу, до соврешеннолетия; с 15 лет сын считается уже хозяином вместо матери. Такие случаи вдовства бывают очень редки. Только старухи при взрослых детях вдовствуют и пользуются полным уважением, но без права распоряжения имуществом. Все же вообще вдовы переходят к каким-либо родственникам мужа.
Порядок заключения брака вторично остается без изменения как в калыме, так и в обрядовой стороне. Если вдова переходит к родственнику мужа, то остается только обряд (нике) брака, а калыма нет, присутствие ее родственников не обязательно и они никаких подарков не получают. Выдача за брата или родственника производится после поминок умершего мужу.
Вступление в брак не разрешается следующим родственникам: родным брату и сестре (двоюродным разрешается), дяде на племяннице, или племяннику на родной тетке, сын не может жениться на неродной разведенной жене своего отца, возможно жениться стороннему на родных сестрах последовательно, но не одновременно, и выходить сторонней за родных братьев, отец не может жениться на оставшихся женах своих сыновей, вообще не разрешается жениться по прямому восходящему родству. Близость по воспитанию не служит препят-
ствием к браку, а при общности кормления грудью - в брак вступать нельзя.
Зятья, взятые в дом, пользуются одинаковым положением и правом, как и родные сыновья. Принимая зятя, необходимо разрешение его родителей. По смерти принявшего зять, принятый в дом, получает равную часть с родными сыновьями, хотя бы и не было завещания.
Одно и тоже лицо представителем обеих брачующихся сторон быть не может. Безусловно необходимо, чтобы жених был известен родственникам и невесте, если она взрослая. Брачующиеся могут и не присутствовать лично при совершении брачного обряда, но они обязательно в это же время опрашиваются свидетелями (куа) и выбирают своих представителей (вакиль) для присут-ствования при обряде вместо своей личности. Таким образом, отсутстствие исключает отлучку, оно условно: брачующиеся не должны быть так далеко от места брака, чтобы не было возможности во время самого брачного обряда опросить их согласие; они же должны выбрать доверенных. Опрос свидетелей раньше обряда или позже обряда считается недопустимым. Хотя бы все присуствующие и совершенно были уверены в согласии бра-чующихся и опрашивали их за час раньше обряда, все же необходимо, по существу самого обряда, опросить жениха и невесту лично.
Браки с глухими, немыми разрешаются по согласию сторон, если он каким-либо путем (мимикой) может выражать свои мысли и желания. На этом же основании не может вступить в брак человек совершенно ненормальный (умалишенный), не понимающий обращенной к нему речи. Таким образом, совершение браков с совершенным устранением личности брачующихся не допускается: не присутствуя лично, они должны участвовать волей и словом при выборе доверенных и опросе: при отрицательном ответе одной стороны брак не совершается. Практически, конечно, воля молодых бра-чующихся в большинстве подчиняется воле их родителей.
Увод жены наблюдается очень редко и обычно совершается с ее согласия. Если уведенная согласна возвратиться к мужу, то уведший подвергается только штрафу по иреже - 1 верблюд и 8 лошадей; если же не желает, то остается у него, а мужу выплачивается по иреже 70 голов скота.
Усыновление встречается довольно часто. Усыновлять могут только детей своего
брата или родственника с согласия родителей усыновляемого; от сестры можно усыновить только дочь. Посторонних никогда не усыновляют. Для законности усыновления достаточно только согласия родителей, при этом закалывается баран, усыновляемому усыновитель дает кость и прикладывает к груди своей жены. С этого момента он считается его сыном и вносится в его посемейный список. Усыновленный пользуется правами родного сына личными и имущественными при жизни и по смерти усыновителя. Детей вне брака не признается, почему и признания отцовства нет.
Незаконных рождений, по пониманию киргиз, и по их обычному праву, не существует; женщина еще с детства уже принадлежит какому-нибудь мужчине и еще до половой зрелости уже жена. По смерти первого мужа она переходит, как наследство, брату и ближнему родственнику, поэтому понятно, что у киргиз нет и не может быть случаев незаконного рождения. Возможно допустить, что уплата калыма затянулась, родившийся все же признается принадлежащим жениху, которому разрешены свидания. Но до этого не затягивают свадьбу и невеста уходит убегом, по общему соглашению. Женщин вообще мало, поэтому и вдовы не засиживаются. Родившийся после развода признается принадлежащим первому мужу, который дал развод.
Всякий мужчина, возмужавший настолько, что может самостоятельно вести хозяйство, признается дееспособным. Обычно это возраст 15 лет, если это лицо не находится на попечении старших (напр., отца), в противном случае оно не может вступать в договорные обязательства без разрешения старших. Женщины никогда вполне не правоспособны и не дееспособны. Даже если она вдова-опекунша и свободно распоряжается имуществом, куплей и продажей, все же заключение официальных сделок и обязательств (напр., вексель, расписка) она по обычаю делать не должна без совета ближайшего родственника мужа. Женщине никто не даст денег и не будет вступать в договорные обязательства, так как бий, в случае иска, откажет.
Лица, неспособные вести хозяйство (по старости, болезни или увечью, умалишенные и пр.) и состоящие потому на попечении других, не дееспособны. Вступать в договорные обязательства такие лица не могут
потому, что не имеют в своем распоряжении какого-либо имущества, а потому не может быть и самих обязательств. В таком же отношении находятся неотделенные сыновья при отце, который еще не передал им права распоряжения имуществом. При сделке с неправоспособным за сделку истец лишается права взыскивания, но не правоспособный за сделку не наказуется.
В тех же пределах, как дееспособность, ограничивается и правоспособность лиц: приобретается она с достижением 20 лет, если живет отдельно от отца и имеет собственное хозяйство. Живущий при отце не считается правоспособным, воля его ограничена волей отца, его обязательства не действительны. Утрата ее наступает с лишением способности вести самостоятельно хозяйство (по старости, болезни). Осуждение за преступление не влечет утраты правоспособности по отбытии наказания.
Население на классы в общественном отношении не делится. Есть 14 кибиток рода Аблай-хана, называемые «тюре», потомки султанов, по заслугам их предков им оказывается особый почет. Остальное же население разделяется на богатых и бедных. Первые в экономическом отношении подчиняют себе вторых и оказывают влияние на общественные дела. Пользуются уважением также люди грамотные, а особенно те, которые ходили в Мекку (ажи); почитаются также старики (аксакал). Судьями избираются все богатые влиятельные люди (бии), из них же избирается волостной управитель, почему в руках богатых сосредотачивается власть над массой.
Группа богатых благодаря своим средствам, заняла привилегированное положение, имея в руках суд и управление волости и избирая на второстепенные должности (старшин и пятидесятников) зависимых и покорных им людей. Даже родовитые «тюре» уже не имеют большого влияния на дела волости, им остаются только внешние почести, выражающиеся в том, что при встрече с «тюре» киргиз привествует с большим почтением и прибавляет слово «алдыяр». На общественные должности они избираются только тогда, когда выделяются личными качествами или примыкают к какой-либо богатой партии.
РГИА. Ф. 1396. Оп. 1. Ед. хр. 390.
Л. 57 - 69 об.
№ 4
А. Соколов Брак у киргиз
(записано со слов представителей киргиз Восточно-и Западно-Талгарских волостей Верненского уезда)
В киргизской семье, при приниженном положении женщины, все обязанности по отношению к детям, которые предписываются установившимся обычаем и мусульманским законом, лежат на отце, как на единственном распорядителе и ответственном лице не только по имуществу, но и над личностью членов своей семьи. В числе этих обязанностей считается одной из главных - обязанность подыскать своему сыну хорошую невесту и женить его. Но так как женщин у киргиз сравнительно мало, как видно из предложенных справок о населении исследуемых волостей (мужчин 12 257, а женщин - 6 621), то величина калыма, а особенно подарков при сватовстве (батаяк и проч.) настолько значительна, что даже состоятельные семьи часто не в силах выплатить всю эту дань в короткий промежуток времени. Кроме сего, и установившийся издавна обычай - вступать в близкие отношения посредством сватовства, имевший огромное значение при прежнем пастушеско-скотоводческом образе жизни, и почти утерявший ныне свое значение, заставляет киргиз и в настоящее время начинать сватовство возможно раньше, когда будущим жениху и невесте нет еще и года. Между хорошими знакомыми (дос, тамыр), стремящимися породниться, бывают случаи сватовства, когда их дети еще только ожидаются. Во всяком случае, за общее правило можно признать тот порядок, когда родители вступают в договорные свадебные обязательства, когда жених и невеста еще дети. Особенно же часто практикуется просватание малолетних девиц (1-9 лет). Таким образом, киргизские свадебные обязательства и связанные с ними обряды и обычаи растягиваются на несколько лет и могут быть разделены на две части:
1) сватовство (куда болдык), кончающееся выплатой условного калыма, и 2) собственно свадебный обряд (нике)...
I
Сватовство не имеет совершенно установившейся обрядовой формы и всецело зависит от отцов жениха и невесты. Первый из
них, выполняя свою родительскую обязанность, узнает, где есть девицы, подходящие по возрасту, и каковы их родители: личные качества родителей и их известность играют главную роль при выборе невесты. Обязанности брать вне своего рода или же, наоборот, только из числа родственников - в настоящее время, по словам киргиз, совершенно не существует; сватающиеся руководятся или личными симпатиями, или интересами своей семьи. По обычаю, отец или глава семьи (например, дед) не обязан просить совета или совещаться с женой и сыновьями, но в хорошей семье отец, прежде чем приступит к сватовству, сообщает о своем выборе семье. Резких протестов и возражений, по складу взаимных отношений в семье, он не встречает, так как жена и дети обязаны безусловно ему повиноваться.
Для иллюстрации этих отношений можно привести следующий пример: у неотделенного сына родился сын. Глава семьи (дед) подыскал ему невесту и сообщает об этом своему сыну (отцу жениха), который при нежелании или несогласии обыкновенно отвечает: «люди говорят дурно о ХХ (родителях невесты)». Это и есть знак того, что действительный отец жениха не желает брать намеченную невесту. Другие родственники в предварительной стадии переговоров почти никакого участия не принимают, хотя при сплоченной жизни им хорошо известны переговоры, а ближние родственники о всех важных событиях всегда оповещаются. Женщины в разрешении этого вопроса также очень редко принимают какое-либо участие - роль их всегда пассивна.
Отец жениха, наметив свата, или сам к нему едет, или отправляет кого-нибудь из своих родственников для переговоров и условий. В случае согласия отца невесты, приступают к выработке условий калыма, уговорившись предварительно о величине взаимных подарков при сватовстве (батаяк и киит). Эти предварительные переговоры не создают еще взаимных обязательств договаривающихся сторон, хотя бы они и происходили при посторонних. Посланец (сват) по возвращении сообщает отцу жениха условия, и если последний согласен, то в этот же или на другой день отправляется условленный «батаяк». Только с принятием батаяка отцом невесты сватовство считается состоявшимся, и этим устанавливаются взаимные обязательства.
Отец невесты, получив батаяк, или также, или через некоторый промежуток времени (иногда через месяц и более) пригла-
шает к себе свата, отца жениха (куда) для получения обратного подарка (киит). Собрав ближайших родственников, отец жениха отправляется по приглашению и здесь, в присутствии родственников с обеих сторон, закалывается баран, устраивается угощение, окончательно устанавливаются подробности выплаты калыма, а также взносов - на приданое невесте (тоймал и джертыс). В знак окончательного соглашения и обещания исполнять данное слово произносится «бота» (краткая молитва). После этого обе стороны отказаться не могут: если бы нашелся и более выгодный жених, отец невесты обещать или передавать ему невесту не имеет право.
Размер батаяка и киика бывает различен и зависит от условия и от состояния договаривающихся: у бедных - обыкновенно нетель или лошадь, у богатых - верблюды, иноходцы и до ста баранов, но обязательно скот, а не деньги. В условленное время сам отец невесты (куда) приезжает за получением первоначальной части калыма, который всегда состоит тоже из скота, редко заменяясь другими предметами; исключение составляет уплата на приданое «джертыс», который часто вносится и деньгами. Свата встречают с большим почетом, для него устраивается угощение (той), на котором присутствуют все родственники будущего жениха. Последующие части условленного калыма выплачиваются по мере возможности. Калым у бедных и среднего достатка семей установился почти во всех случаях одинаковый - 47 голов скота (нарк - установившаяся цена). Больше 47 голов калым выплачивается только у богатых и по соглашению, достигая в единичных случаях до нескольких тысяч голов. Так, про одного волостного управителя говорят, что он взял за свою дочь, - в переводе на деньги, - до
10 тыс. руб. Куда (сват) может, если того пожелает, и не требовать всего взноса калыма, но это исключительные и очень редкие случаи и зависят всецело от приятельских отношений сватов и их достатка. Например, богатый жених, пользующийся большим расположением родителей невесты, вдруг разорился от джута - в таком случае ему прощается часть калыма, если им дорожат, или же ему помогают все родственники, что случается чаще.
II
Выдача без калыма, по представлению киргиз, совершенно невозможна. Под словом «калым» разумеются все виды выдач за
невесту, кроме подарков при сватовстве. В частности, калым составляют: 1) «юйго-керер» (за вход жениха в юрту) - 1 лошадь;
2) «илюу» (за хорошее воспитание невесты) - 1 лошадь; 3) «сют-ака» (за молоко матери) - 1 лошадь; 4) «тойга-сояр» - на устройство угощения - 1 лошадь. Остальная часть калыма особого названия не имеет и подразумевается, что поступает в пользу отца невесты (пайда) на воспитание невесты до совершеннолетия. В счет этой же части у бедных заготовляется и приданое невесты. Таким образом, у них не берут особо
5) «той-мал» и 6) «джертыс» - на приданое. В таком случае жених не может требовать или выражать неудовольствие, если невеста явится с небольшим приданым или совсем без него. У лиц более состоятельных две последние части калыма выделяются особо, если жених желает получить хорошее приданое; в этом случае он уплачивает «тоймал» - 9 лошадей и «джертыс» - 100-300 и даже 500 рублей. За это родители невесты обязуются прислать в приданое 3 верблюда,
2 лошади, 9 ковров, 9 дорогих меховых шуб, 9 чепанов (халатов), 9 платьев, по 9 шт. разного белья и 9 головных уборов. Размеры тоймала и джертыса могут и увеличиваться по соглашению.
Таким образом, калым может разрастаться до весьма внушительных размеров. Ввиду этого почти всегда он выплачивается не только одной семьей, но и ближайшими родственниками. Так, обычаем установлено, что отделенные от отца и, следовательно, живущие самостоятельным хозяйством сыновья выплачивают совместно с отцом, по мере своего достатка, калым за невесту младшего брата. Близкими родственниками считаются также дяди. Если остались от отца неженатые братья, то они не разделяют имущество, пока не выплатят калым за всех, причем соблюдается такая постепенность: выплачивают сначала за старшего брата, который затем выплачивает калым за младшего.
У бедных такая уплата иногда сильно затягивается за недостатком средств. Родители невесты в таком случае могут требовать уплаты калыма или же заявляются к своему бию и просят «очистить их от обязательств» (бас-ашуга). Если невесте уже 20 лет и жених не может выплатить оставшуюся часть калыма, то бий освобождает от обязательств невесту и она может выйти за другого, возвративши взятый калым.
Если же невеста будет увезена другим лицом или сами родители ее за другого до
выплаты калыма, против желания родственников жениха, то это считается совершенно одинаковым поступком и наказуется штрафом (аип) - 1 верблюд и 8 лошадей, и возвратом калыма (калым-мал) в 70 голов скота (джесыр) в пользу жениха. Эта величина может меняться и находиться в зависимости от постановлений (иреже) чрезвычайного съезда биев уезда.
При исправном выплачивании калыма между сватами (куда) поддерживаются самые лучшие отношения: приезд свата сопровождается угощением и подарками. За многосложностью выплат свадьба обыкновенно назначается после окончательных рассчетов, что чаще совпадает с возрастом 15-18 лет жениха и невесты. По достижении брачного совершеннолетия, что, по словам киргиз, наступает с 15 лет для невесты, жениху разрешается, по обычаю киргиз, ездить к ней на свидания, но входить в юрту и даже в аул ему запрещается, поэтому он останавливается где-либо вблизи; случается даже, что ему выставляют особую юрту в стороне от аула. Родители невесты делают вид, что об этом ничего не знают, хотя свиданиям никогда не препятствуют.
Отправляясь на свидание, жених одевается в лучшую одежду и не забывает захватить с собой сластей и побольше мелких монет (джинги-тай). Приезд жениха с быстротою молнии становится известным в ауле между женщинами, особенно молодыми, и представительницы прекрасной половины человеческого рода спешат с предложением устроить свидание с невестой. Здесь и являются необходимыми «джинги-тай»: жених раздает их женщинам за услугу оповещения и привода к нему невесты. Строгий обычай старины, запрещавший жениху явиться даже в аул, где живет невеста, ныне не всегда выполняется, и наблюдаются даже, по рассказам киргизских представителей, случаи, когда жених только днем не показывается на глаза родителей невесты, скрываясь в соседней юрте, а ночью какая-нибудь услужливая дама, друг дома или даже родственница невесты проводит жениха прямо в юрту невесты, где она ютится за какой-нибудь занавескою; родители делают вид, что они спят и ничего не знают. Разумеется, жених должен исчезнуть при первых лучах рассвета незамеченным, что он и старается исправно выполнить.
В случае если обозначается результат таких свиданий, то жених умыкает свою не-
весту (конечно, по тайному соглашению) и сейчас же в доме жениха устраивается обряд свадьбы (нике) до выплаты всего калыма, который родители невесты все же взыскивают впоследствии.
Родившиеся до свадьбы или до срока после свадьбы все равно считаются законными и принадлежащими жениху, но такие случаи чрезвычайно редки и споров на этой почве никогда не возникало в исследуемых волостях. Подобное отношение киргиз имеет свое законное, по мнению представителей, объяснение в том, что с установлением сватовства (обещание родителей, подтверждаемое молитвой - бота) и с уплатой большей части калыма выполнена уже «половина свадьбы», по выражению киргиз. Особого опроса о согласии жениха и невесты также в таких случаях не требуется, так как сам по себе факт свиданий считается достаточно красноречивым. Однако же и в этих случаях требуется оформить брак выполнением обряда (нике), без чего он был бы недействительным.
III
При обычном течении сватовства по окончании выплат калыма, назначается день свадьбы по обоюдному соглашению родственников, причем родственники жениха, если брачующиеся достигли совершеннолетия, настаивают на скорейшей выдаче невесты. Свадьба всегда назначается у невесты и только при тайном увозе - у жениха. Первый день свадьбы состоит из «тоя» -угощения, пиршества, на которое съезжаются не только все родственники невесты, но и масса посторонних даже из других волостей. Родители невесты приглашают почетных лиц и иногда родственников жениха, если последние живут близко. Родители же жениха обыкновенно на той к невесте не приглашаются. Жених приезжает только с несколькими вожатыми, обыкновенно из числа родственников, причем число провожатых должно соответствовать числу жен у отца невесты. Иногда жених (къёгу) приезжает за неделю и более до свадьбы и живет у невесты, не особенно стесняясь, на этот раз, ее родителей; днем он удаляется и живет в совершенно отдельной юрте вблизи.
Родственники жениха, приглашенные на той, по окончании его, уезжают в первый же день, не дожидаясь обряда венчания (нике), которое происходит на второй день. К вечеру первого дня мужчины и женщины, приглашенные на той, разъезжаются и со-
бираются девицы и молодые люди (джигиты) и составляется вечеринка - тоже с угощением. Танцев у киргиз никаких нет. Весь вечер поются песни, для чего поющие разбиваются на группы - по две девицы и по два джигита. Кавалеры-певцы располагаются снаружи, а девицы внутри юрты около «кереге» (деревянный остов юрты) с приподнятыми краями кошм. Поют попеременно в виде куплетов парами: 2 девицы и
2 кавалера, причем поющая сторона должна отвечать на содержание предшествующего куплета. Поют одновременно несколько пар, поэтому в юрте стоит шум и гомон.
Содержание песен, которые могут быть названы свадебными, так как они в другое время не поются, мне за недостатком времени записать не удалось. По словам киргиз, содержание их не изменяется, остается всегда одинаковым и передается из рода в род, хотя допускаются и импровизации. Эта вечеринка затягивается иногда до поздней ночи. На другой день утром приглашается мулла, т. е. грамотного человека, умеющего прочитать установленную молитву (хутпа). За последнее время в волостях избираются и утверждаются так называемые «указные муллы», соответствующие имамам в мечетях оседлых туземных поселений. Более состоятельные приглашают такого муллу, если он находится недалеко. Большею же частью бракосочетание (нике) совершает аульный грамотный и уважаемый человек.
В юрту, где совершается обряд, собираются родственники невесты (мужчины), а также и вообще почетные и уважаемые лица аула с муллой во главе и приглашается жених, который помещается где-либо в стороне, у края юрты; но он может быть и за юртой. Присутствие невесты не обязательно -обычно она помещается в другой юрте рядом, но нередко сидит за занавескою в этой же юрте или избушке. Мулла предлагает жениху и невесте избрать доверенных (ва-киль или уакиль), по одному от жениха и от невесты, которые являются представителями их личности, которые являются и соответствуют нашему посаженному отцу. Ва-килями могут быть отцы брачующихся, но обычно избираются другие лица, преимущественно влиятельные и богатые родственники. Такие лица заранее, конечно, намечаются, но обязательно требуется, чтобы сами жених и невеста указали каждый своего представителя, а также и свидетелей при бракосочетании (гуа или куа). Чаще всего
выбор последних двух лиц - куа - производится и без опроса жениха с невестой всеми собравшимися в юрте лицами из своей среды - или из дальних родственников, или совсем посторонних, но почтенных лиц.
Названия избранных лиц схожи с соответствующими тарачинскими, но обязанности их значительно разнятся. Избранные вакили (доверенные) садятся около муллы один против другого, перед муллой стоит закрытая платком чашка с водой. Избранные куа (свидетели) приближаются к мулле, который приказывает им опросить вакилей и брачующихся. Куа обращаются к вакилю невесты с вопросом: «По доброму ли согласию и желанию выходит замуж дочь (имя рек дочери и отца) за такого-то или за сына (имя рек)?»; а вакиля жениха справшивают: «По доброму ли согласию и желанию берет в жены себе такой-то или сын (имя рек отца и сына) такую-то (имя рек)?». Вакили отвечают утвердительно, и свидетели (куа) направляются сначала к невесте, а потом к жениху и спрашивают их в такой же форме о согласии вступить в брак. Возвратившись к мулле и стоя перед ним, куа громко и торжественно говорят: «Дочь такого-то (имя рек - дочери и отца) желает выйти замуж за сына такого-то (также имя рек), а последний желает ее взять. Заявляем при всей присуст-вующих, что это есть правда, а не ложь, за которую мы должны дать перед Богом на том свете ответ». После чего мулла читает установленную молитву (хутпа) из Корана.
Эта молитва, как и самый Коран, переведены на тюркский язык и имеется, по словам киргиз, в каждом ауле. Но так как много слов в молитве арабских, то содержание ее многие не понимают. Хотя указанные муллы и передавали содержание этой молитвы через переводчика, но так как двойной перевод не может считаться правильным, то он здесь поэтому не переводится. В этом нет особой надобности еще и потому, что Коран и Шариат переведены на русский язык, и эта молитва читается у всех мусульман одинаково, без изменений.
После хутпы произносится всеми прису-ствующими краткая поздравительная молитва (бота) с пожеланием счастливой жизни брачующимся. Засим свидетели (куа) берут чашку с водою, стоявшую около муллы, и подносят ее жениху, который обязан испить этой воды; затем чашка тем же краем подносится к губам невесты. Куа следят, чтобы невестка пила воду от того же места
чашки, где пил жених. Это делается из уверенности, что в таком случае молодые будут жить дружно, в любви и согласии. Тут же надевается на невесту головной убор женщины (киймешек). Этим свадебный обряд (нике) оканчивается. Жених или остается на несколько дней, или в тот же день уезжает с молодой женой и приданым.
В число приданого, кроме домашних вещей и одежд, обязательно входит скот: верблюды и лошади, смотря по достатку родителей. Все вещи навьючиваются так, чтобы наиболее дорогие и яркие были на виду, например, ковры и проч.
В день приезда молодых оповещаются все родственники жениха и устраивается угощение (той). Свадебный караван с женихом и невестой встречается около аула и пока молодые подъезжают к своей юрте, их осыпают просом или хлебом, испеченным в виде орехов (боурсаки), или урюком, изюмом и другими сластями. Одноаульцы, особенно дети, а также провожатые стараются налету ловить бросаемые сласти, это считается признаком удачи и довольства в будущей жизни молодых. На тое идет поздравление молодых (кельн-кутту босын). Молодым полагается поставить отдельную юрту. Богатая невеста иногда приносит юрту в виде приданого.
Молодая (келен) может ездить к своим родным, когда пожелает: новые родственники и муж не только не запрещают, но даже иногда и поощряют это, но зато ее родственникам и особенно родителям частые свидания с дочерью бывают хотя и приятны, но не всегда желанны. Дело в том, что у киргиз существует обычай старины, соблюдаемый и ныне, что родители и родственники невесты (тюркене), при приезде к ним на свидание новобрачной, обязаны ее отпустить с подарками, а если она что-либо попросит, то отказать не могут. Обычай этот настолько твердо держится, что если бы приехавшая дочь попросила у своего бедного отца последний его чапан (бешмет), то он обязательно снял с себя и отдал ей. Поэто-му-то всякая поездка «желен» к своим родным сопровождается приводом или лошади, или коровы, или барана. Поэтому же такие посещения не бывают часты: 1-2 раза в год; после третьего раза родные могут и не давать подарков. При взаимных посещениях родителей брачующихся и их родственников, хотя и принято давать подарки, но они носят характер взаимности: всякий старается отдарить (сделать такой же подарок).
Рассматривая свадебную обрядность киргиз, мы видим, что у них совершенно не делается и не записывается брачное условие на случай развода, как это выполняется у таранчей. Старшина хотя и записывает имена и возраст брачующихся, но это только формальность, выполняемая по долгу службы и по приказанию начальства. Некоторые браки и совсем не записываются или записываются задним числом.
Совершенно утрачивается также значение вакилей как представителей интересов сторон: у таранчей вакили являются настоящими адвокатами, стремящимися защитить интересы своих доверителей при установлении той суммы (мяхри-насье), которую муж обязан выдать своей жене в случае, если он пожелает дать ей развод (толак). Это обеспечение или обязательство мужа вносится в брачный договор и величина его будет зависеть от того, насколько красноречив и опытен был адвокат (вакиль) у невесты. У киргиз ничего этого нет: у них существует вакиль только потому, что этого требует их закон и обычай. Правда, у киргиз бывает очень мало разводов, но это объясняется тем, что очень уж дорогой ценой покупает киргиз свою жену и потому старается извлечь из нее все, что возможно. Даже по смерти мужа она не имеет права уйти к родителям или выйти замуж за постороннего: она переходит как жена к брату или другому ближайшему родственнику, т. е. к лицам, которые принимали участие в платеже за нее калыма.
Женщина бесправна, она не может жаловаться на своего мужа и тем паче просить развода. Дурное поведение мужа и даже истязание и увечье не создают ей легального права просить развода помимо желания мужа, по обычному праву киргиз. За увечье или истязание муж только платит кун ее родным (тюркене), но может все же не дать ей развода.
При таких условиях единственный путь протеста для киргизской женщины - это убег или к родственникам своим (тюркене) или к другому лицу. В том и другом случае, по толкованию киргизских биев, лица, принявшие чужую жену, рассматриваются как воры и присуждаются к уплате штрафа (аип) - 1 верблюд и 8 лошадей - и обратного калыма (калым-мал) в 70 голов скота (дже-сыр) - по ныне действующему постановлению (иреже) чрезвычайного съезда Вернен-ского уезда. Ясно, что и этот путь не
достигает цели: вряд ли согласятся даже и родственники уплачивать такую огромную дань мужу. Всякий такой побег оканчивается очень печально: непокорную жену, уже при помощи ее родственников, водворяют снова к мужу. Между тем муж может дать развод (толак) своей жене, когда пожелает - он ничем не связан, кроме, конечно, своих материальных рассчетов. Разводов, как я выше сказал, среди киргиз бывает очень мало.
В заключение считаю не безынтересным указать те виды или степени толака (развода), которые допускаются и иногда практикуются местным туземным населением, особенно таранчами: 1) толак-кинае - угроза или предупреждение жены, что она будет отпущена, если не исправится: при этом предупреждении жена уходить не должна. Вообще же муж не должен при своей жене говорить слово «толак»; 2) «толак-
раджи» - при произнесении этих слов жена должна уйти от мужа. В течение 3 месяцев муж может вернуть ее к себе, если пожелает, опять жить с ней, но для этого он должен прийти к ней, положить на нее руку (вообще прикоснуться к ней рукой) и сказать при свидетелях: «Ты моя жена». Она не может отказаться и обязана вернуться к мужу;
3) «толак-баин» - когда муж не может вернуть к себе жену без ее согласия; по истечении 3-х месяцев брак считается расторгнутым и 4) «уш-толак» - это такой вид толака, когда муж, отпустивший свою жену при этих словах, не может ее взять обратно, если бы даже было и обоюдное желание на это.
25 мая 1909 года, гор. Верный.
РГИА. Ф. 1396. Оп. 1. Ед. хр. 390. Л. 71-84
Материал поступил в редколлегию 28.08.2006