ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 1997, Экспресс-выпуск 16: 17-20
Материалы по птицам среднего течения реки Волхов (Ленинградская и Новгородская области)
И.В.ИЛЬИНСКИЙ1», в.а.федоров2)
|} Лаборатория зоологии позвоночных, Биологический институт,
Санкт-Петербургский университет, Старый Петергоф, 198904, Россия 2) Биологическая станция "Рыбачий", Зоологический институт РАН,
Университетская набережная, 1, Санкт-Петербург, 199034, Россия
Поступила в редакцию 23 июня 1997
2-4 июля 1995 мы совершили орнитологическую экскурсию на байдарке по Волхову с целью обследования среднего течения реки и двух соединенных с ней озерных систем. Маршрут начался от станции "Волхов Мост" на ж.д. Петербург-Москва (Новгородская обл.) и закончился в г. Кириши (Ленинградская обл).
Берега Волхова в первой половине маршрута, примерно до устья р. Оскуя, большей частью безлесные, лишь на двух участках по левому берегу к реке подступает вторичный мелколиственный лес. На значительном протяжении вдоль Волхова располагаются разнотравные и злаково-осоковые луга, иногда сырые или заболоченные. Местами по прирусловому валу растут группы ив, осин, изредка встречаются дубы. За валом среди лугов довольно много мелких озер, стариц и проток, что особенно характерно для правого берега. Здесь от пос. Гру-зино до устья Оскуя параллельно руслу Волхова протянулась озерная система, состоящая из трех крупных озер: Пучинного, Островского и Подолья,— и системы речек и проток.
Пойменные озёра Островское и Подолье нами обследованы. Они глубокие, почти без надводной растительности (относительно обычен здесь лишь рдест). На оз. Подолье имеются только редкие куртинки хвоща. На протоке Ваволь местами произрастает белая кувшинка. Так же как и на других ранее осмотренных водоемах, тростник отсутствовал и на оз. Островском, на котором были обнаружены лишь куртины хвоща и стрелолиста. Обширные пойменные луга к моменту их осмотра возвышались над уровнем воды на 1-1.5 м. Луга разнотравно-злаковые с преобладанием на большей их части злаков, в т.ч. вейников. Травостой высокий, местами до 0.8-1 м. По берегам озер и проток обычны островки крупных ивняков, есть небольшие рощи из дубов и осин.
От устья Оскуя до г. Кириши берега Волхова преимущественно облесенные. Древостой состоит главным образом из осин (группами), древовидных ив, вяза; встречаются также липы и дубы, кусты ивняка, березы, а иногда и хвойные породы. Изредка леса прерываются небольшими пойменными лугами.
В 200 м выше устья Пчевжи в Волхов впадает небольшая речка Кола, соединяющая его с озёрами Подвынезда, Хотино, Большое и Малое Овсыня. Эта озерная система была также обследована. Указанные водоемы, подобно оз. Подолье и Островское, также бедны надводной растительностью, представленной преимущественно хвощами. Озера окаймлены сырыми пойменными вейниково-осоковыми лугами и рощами. Причем дубово-осиновые рощи сохранились
Рус. орнитол. журн. 1997 Экспресс-выпуск № 16 лп
лишь на отдельных участках. Наиболее обычны вторичные древостой, преимущественно молодые березняки. По мере удаления от озер, прежде всего на грядах между протоками, гораздо чаще встречаются участки старых осинников с примесью широколиственных пород, в первую очередь дуба.
Всего за время экскурсии мы отметили 67 видов птиц. Некоторые встречи, представляющие определенный фаунистический интерес, описаны ниже.
Большая выпь Botaurus stellaris отмечена 3 июля перелетающей в южной бухте оз. Островского.
Серая цапля Ardea cinerea. Одну птицу видели 3 июля на Волхове в 2.5 км ниже устья р. Кересть. В тот же день еще четырех цапель одновременно вспугнули с маленького озерка в пойме Волхова около устья Оскуя; затем еще двух подняли в южной части оз. Островского. 4 июля две цапли отмечены в 1315 на берегу Волхова в 0.5 км ниже устья Тигоды. Эти птицы явно следовали одна за другой при смене мест охоты.
Черный аист Ciconia nigra кормился 4 июля в 630 на пойменном лугу на берегу оз. Подвынезда. В этот же день еще одного аиста видели над Волховом в 10 км ниже устья Тигоды, напротив северной оконечности оз. Киришского. Расстояние между точками наблюдений составила около 12 км.
Серая утка Anas strepera. Самку серой утки с выводком обнаружили 4 июля на оз. Подвынезда возле устья. Птица активно отводила от птенцов. Ранее о встречах одиночных взрослых серых уток на разливах Волхова в окрестностях дер. Кипрово сообщал И.И. Риз-нич (1968).
Скопа Pandion haliaetus. Первая наш встреча со скопой произошла 2 июля в 1930 на Волхове, между дер. Марьино и урочищем Пшеничище (правый берег, менее чем в 4 км от железной дороги); птица охотилась над старицей. На следующий день скопы дважды наблюдались над оз. Подолье (в 16 км от места первой встречи). Вначале здесь была отмечена одна птица, которая охотилась на озере; затем удалось наблюдать одновременно двух скоп — одна с криками кружила около озера, другая пролетела над поймой южнее озера по направлению к Волхову. Возможно, что одна из этих птиц была зарегистрирована через несколько часов в 5 км от этого места над Волховом на участке ниже дер. Водосье. Учитывая, что расстояние между местами встреч скоп было довольно значительным, вполне возможно, что отмеченные нами особи принадлежали по крайней мере к двум различным парам.
Хотя район, прилежащий к пойме Волхова, уже указывался как возможное место гнездования скопы (Мальчевский, Пукинский 1983), на участке, обследованном нами, она ранее не регистрировалась.
Черный коршун Milvus migrans трижды регистрировался 3 июля над рекой в окрестностях дер. Водосье. На следующий день (4 июля) коршун охотился в II00-II30 над Волховом на участке возле устья Пчевжи, в 12 км от места предыдущей встречи. Здесь же он был отмечен и в 1240-1300, а спустя 10 мин наблюдался в 1.5 км — чуть ниже устья Тигоды. Через некоторое время коршуна видели еще раз — примерно в 5 км ниже по течению Волхова.
Орлан-белохвост Haliaeetus albicilla. 3 июля взрослую птицу (с белым хвостом) видели у дер. Лезно над Волховом. В тот же день вечером орлан охотился на оз. Подвынезда. Здесь же он отмечен и утром 4 июля в 630. Через 2 ч удалось наблюдать охоту орлана на озере Большая Овсыня. Птица улетела с добычей в сторону Волхова по направлению к населенным пунктам Лезно и Водосье.
Поскольку весной 1996 при осмотре этого района с самолета была отмечена пара взрослых орланов (В.Г.Пчелинцев, устн. сообщ.), можно с уверенностью полагать, что участок между озёрами Хотино, Большое и Малое Овсыня и поймой Волхова служит местом постоянного гнездования пары орланов. Ранее этот вид здесь зарегистрирован не был (Мальчевский, Пукинский, 1983).
Коростель Сгех сгех. Два-три самца токовали вечером 2 июля на лугах подле устья Керести. Утром 3 июля еще два коростеля отмечены в 2 км ниже устья Оскуи; затем еще один у дер. Лезно. Вечером этого дня токующего коростеля обнаружили на пойменном лугу на берегу оз. Подвынезда.
Травник Tringa totanus. Пару травников встретили 2 июля над правым берегом Волхова в 2 км ниже пос. Краснофарфорный.
Дупель Gallinago media. Одиночную птицу подняли 3 июля на берегу протоки Ваволь (правый берег Волхова).
Малая чайка Lams minutus. Единичные особи обнаружены в колонии озёрной чайки Larus ridibundus на левом берегу Волхова ниже пос. Краснофарфорный (перед устьем Керести). Обычна малая чайка была над Волховом лишь на участке от Краснофарфорного до Лезно. Над старицей среди пойменного луга возле оз. Островского 3 июля малые чайки вместе с озёрными атаковали залетевшую сюда ворону Corvus comix. На участке от Лезно до Киришей рассматриваемый вид наблюдали лишь один раз.
Кроме перечисленных видов, в течение экскурсии были отмечены: Anas platyrhynchos, A. crecca, A. querquedula, A. clypeata, Aythya fuli-gula, Bucephala clangula, Pemis apivorus, Circus aeruginosus, Accipiter ni-sus, Buteo buteo, Porzana porzana, Vanellus vanellus, Tringa ochropus, T. glareola, Actitis hypoleucos, Gallinago gallinago, Larus canus, L. argentatus, L. ridibundus, Chlidonias nigra, Sterna hirundo, Dendrocopos major, D. mi-
nor, Alauda arvensis, Riparia riparia, Hirundo rustica, Delichon urbica, Mo-tacilla flava, M. alba, Anthus trivialis, Oriolus oriolus, Stumus vulgaris, Pica pica, Corvus comix, Troglodytes troglodytes, Locustella fluviatilis, Acroce-phalus schoenobaenus, A dumetorum, A palustris, Sylvia atricapilla, S. bo-rin, 5. communis, Phylloscopus trochilus, Ph. collybita, Muscicapa striata, Luscinia luscinia, Turdus pilaris, T. me ru la, Parus palustris, P. montanus, Sitta europaea, Fringilla coelebs, Spinus spinus, Carpodacus erythrinus, Pyr-rhula pyrrhula, Emberiza schoeniclus.
Литература
Мальчевский A.C., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 1: 1-480.
Ризнич И.И. 1968. Встречи с серой уткой //Наша охота 4: 236-238.
Ю 03
/.S'.5W 0869-4362
Русский орнитологический журнал 1997, Экспресс-выпуск 16: 20-22
Встречи редких видов овсянок в Крыму
А.Н.Цвелых, А.И.Астахов, В.Е.Панюшкин
Институт зоологии НАН Украины, Киев, 252601, Украина Поступила в редакцию 4 февраля 1997
Белошапочная овсянка Emberiza leucocephalos. Впервые в Крыму была отмечена 13 ноября 1987 в окрестностях Севастополя (Клестов, Осипова 1991). По нашим данным, в настоящее время регулярно зимует в этом районе в период с середины ноября по середину марта (крайние даты встреч: 15 ноября 1993 — 13 марта 1994).За период наших исследований белошапочную овсянку отлавливали дважды: в январе 1992 (самец) и декабре 1993 (самка). Обычно зимующие овсянки придерживаются густых кустарниковых зарослей. Чаще встречаются поодиночке, однако водопои обычно посещают в стайках с обыкновенными овсянками Е. citrinella.
В последние годы белошапочная овсянка стала регулярным мигрантом Северо-Западного Причерноморья (Корзюков 1991), участились залеты этого вида и в Западную Европу. Нам представляется, что образование пролетных путей и регулярных зимовок этого вида в регионе обусловлено расширением гнездовой части ареала вида в западном направлении, повлекшим за собой соответствующее смещение зимовочной части ареала.