ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1175: 2822-2825
Материалы по новым и малоизученным видам птиц Ханкайского заповедника
Е.А.Волковская - Курдюкова
Второе издание. Первая публикация в 2004*
Материал собран в 2002-2003 годах на многочисленных учётных маршрутах на территории и в буферной зоне государственного заповедника «Ханкайский», в восточной, южной и северно-восточной частях Приханкайской низменности (Спасский, Хорольский, Ханкайский и Кировский районы края). В результате этой работы нами были обнаружены два новых вида птиц для Ханкайского заповедника (Глущенко 1997): красноногий погоныш и японская зарянка; изменён статус ещё трёх: пятнистого сверчка, толстоклювой пеночки и индийской кукушки; расширены границы гнездового ареала в пределах Приханкайской низменности и, в частности, заповедника у сибирского конька и индийской камышевки; получены новые данные о пролёте чёрного журавля.
Красноногий погоныш Porzana fusca. Ранее достоверно на территории заповедника не отмечался (Глущенко 1997). Одна птица отмечена нами 18 сентября 2002 поздним вечером (в сумерках, около 19 ч) по характерному крику в окрестностях озера Корейское (Кировский район). Вид внесён в Красную книгу России.
Японская зарянка Luscinia akahige. В Приморском крае единственная встреча с этим видом известна для Сихотэ-Алинского заповедника (Волошина и др. 1999). Самец в необношенном оперении с остатками чешуйчатого рисунка на груди и боках тела встречен нами 10 мая 2003 в зарослях ивы на ирригационном канале (недалеко от военного авиационного полигона) между сёлами Сосновка и Лебединое (Спасский район).
Сибирский конёк Anthus gustavi menzbieri Shulpin, 1928. Границу гнездового ареала вида проводят вдоль восточного побережья озера Ханка до устья реки Сунгача (Глущенко 1981; Назаров 1981). По -видимому, этот же подвид (конёк Мензбира) обитает в Среднем Приамурье (Смиренский 1979 — цит. по: Назаров 1989). В Китае известно гнездование A. g. menzbieri на северном побережье озера Ханка (Cheng 1976). Сибирский конёк отмечен нами 10 июня 2003 по плавневым болотам вдоль русла реки Белой, притока Сунгачи (Кировский район).
* Волковская-Курдюкова Е.А. 2004. Материалы по новым и малоизученным видам птиц государствен-ного Ханкайского заповедника // Научные исследования в заповедниках Дальнего Востока: Материалы 6-й Дальневост. конф. по заповедному делу. Хабаровск: 67-70.
На маршруте по краю плавневых болот здесь было учтено 3 поющих самца на 2.84 км.
В восточной части Приханкайской низменности в настоящее время отмечена тенденция расселения сибирского конька на соседствующие с болотами многолетние залежи (брошенные уже около 12 лет), расположенные на рисовых системах, заросших преимущественно вейника-ми и напоминающие сырые вейниково-разнотравные луга. Найденное здесь 4 июня 2003 гнездо с 5 голыми птенцами располагалось под навесом полёгшего прошлогоднего вейника на участке выгоревшего пятнами травостоя. Численность A. g. menzbieri здесь в мае 2003 года составила 13 поющих самцов на 4 км маршрута. В северо-восточной части низменности в таких же по структуре и положению биотопах этот конёк не наблюдался, вероятно, в виду того, что здесь сплошные массивы полёгшего вейника не были затронуты пожарами.
Индийская камышевка Acrocephalus agricola tangorum La Touche, 1912. Известный район обитания этого вида: восточное и южное побережье озера Ханка (Глущенко 1981). В последние годы отмечается тенденция экспансии в северном направлении у трёх разных подвидов индийской камышевки от Северо-Запада России до Дальнего Востока (Антонов и др. 2003; Фефелов 2003). В северо-восточной части озера Ханка, в охранной зоне заповедника, поющий самец отмечен нами 11 июня 2003 в небольшом участке тростника на затянутых преимущественно дальневосточным вейником чеках давно недействующей рисовой системы, под плавневыми болотам вдоль русла реки Белой, притока Сунгачи (Кировский район).
В восточной части Приханкайской низменности также заметна тенденция заселения индийской камышевкой не только густых массивов тростника, но и относительно разреженных заболоченных вейниково-тростниковых зарослей. Так, 2 июня 2003 в подобной обстановке под селом Лебединное (охранная зона заповедника, Спасский район), примерно на 1 км маршрута было встречено 4 поющих самца.
Индийская кукушка Cuculus micropterus. Редкий пролётный и летующий вид Ханкайского заповедника (Глущенко 1997), возможно, размножается здесь. Поющий самец отмечался нами 10-11 июня 2003 в окрестностях села Павло-Федоровка (Кировский район) в подходящих для гнездования стациях, где отмечена высокая численность сибирского жулана Lanius cristatus - вида-воспитателя индийской кукушки (Нейфельдт 1959, 1963; Neufeldt 1966). Численность жулана здесь составляла 27/2-61/8 пар/км2, или 4-9/1 пар/1 км маршрута.
Пятнистый сверчок Locustella lanceolata. В Южном Приморье распространён крайне неравномерно - в виде изолированных популяций и мелких поселений в горных заболоченных лиственничных лесах и прилежащих к ним заболоченных вейниковых редколесьях (Наза-
ренко 1971). В заповеднике рассматривается как летующий вид (Глущенко 1997). Нами получены серьёзные основания предполагать возможность гнездования пятнистого сверчка на некоторых, локальных участках Приханкайской низменности. Так, 18 июня 2003 при обследовании пойменных осоково-вейниковых и вейниково-разнотравных лугов среднего течения реки Мельгуновки (Ханкайский район) обнаружено довольно многочисленное поселение этого вида, где в подходящих местообитаниях в среднем учтено 2.6 поющих самца на 1 км маршрута (в общей сложности, найдено 18 разных самцов). В пользу возможного гнездования говорит встреча беспокоившейся на ограниченном участке пары сверчков. Кроме того, при повторном посещении этого района 6-8 июля 2003 мы нашли сверчков на тех же самых индивидуальных участках. Все три дня наших работ поющие самцы отмечались на одних и тех же территориях и у них была хорошо выражена суточная ритмика пения. Пятнистые сверчки в этом районе населяли довольно своеобразные биотопы — участки сырого вейниково-разнотрав-ного с осокой луга, где вейник узколистный формировал не сплошные травостои, а был представлен в виде отдельных куртин, чередующихся с такими же по площади участками разнотравья, в отличие от певчего сверчка Locustella certhiola, который более тяготел к сплошным вейни-ковым зарослям у реки. Наличие разреженной древесно-кустарнико-вой растительности на участках пятнистых сверчков не играло определяющей роли, местами она была представлена лишь отдельными низкорослыми кустиками спиреи.
Толстоклювая пеночка Phylloscopus schwarzi. В бассейне озера Ханка известна как немногочисленный гнездящийся вид лишь для долины верхнего течения реки Комиссаровки (Глущенко и др. 1995). Толстоклювая пеночка найдена нами довольно обычной летом в среднем течении реки Мельгуновки (Ханкайский район) (1.5 поющих самца на 1 км маршрута), где населяет опушки ивовых и прочих древесно-кустарниковых зарослей вдоль водотоков в типичном агроландшафте. Эти местообитания более характерны для бурой пеночки Ph. fuscatus, которая в действительности здесь и преобладает (5.4 поющих самца на 1 км маршрута).
Чёрный журавль Grus monacha. Для территории Ханкайского заповедника рассматривается как случайных пролётный вид (Глущен-ко 1997), известны единичные встречи. 20 мая 2002 один чёрный журавль в стае из 32 даурских Grus vipio и стая из 7 чёрных журавлей наблюдались нами (совместно с Ю.Н.Глущенко) кормящимися на рисовых чеках под селом Лебединое (буферная зона заповедника, Спасский район). 23 мая 2002 летящая стая из 4 чёрных журавлей отмечена под селом Новосельское (Спасский район). 2 и 3 июня 2003 один чёрный журавль в стае из 34 даурских наблюдались на кормёжке на
брошенных рисовых полях под селом Сосновка (Спасский район). Ещё три чёрных журавля встречены 2 июня 2003 кормящимися на залитых рисовых чеках под селом Лебединое.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1175: 2825-2826
Первая регистрация сирийского дятла Dendrocopos syriacus на востоке Тамбовской области
А.Н.Гудина
Второе издание. Первая публикация в 2010*
В Центральном Черноземье расселяющийся на восток сирийский дятел стал более или менее обычным, в том числе на гнездовании, только в Воронежской области (Белик 1999; Барышников 2001; Венге-ров, Смирнов 2002; и др.). Вместе с тем, в Воронежском заповеднике этот вид зарегистрирован только 15 июня 2005 (Венгеров, Лихацкий 2008). В Курской области сирийский дятел впервые отмечен 23 августа 2005 в Обоянском районе (Власов 2005), в Центрально-Чернозёмном заповеднике - 14 апреля 2007 (Власов, Миронов 2008). В Липецкой области эта птица впервые обнаружена 5 февраля 2005 в городе Грязи (Сарычев 2009). Этот город находится всего в 10 км от границы с Тамбовской областью. Однако на территории Тамбовщины сирийский дятел пока ни разу встречен не был (Лада, Соколов 2007).
30 января 2010 пара сирийских дятлов встречена нами в районном посёлке Инжавино. В первый после сильных крещенских морозов тёплый день птицы в течение нескольких часов (примерно с 13 до 16 ч) держались в одном из приусадебных садов на Ленинградской улице. Самец периодически вылетал из сада с сохранившимися плодами фруктовых деревьев (яблоки или сливы) и долбил их, усаживаясь на уличном столбе. До 8 февраля 2010 (включительно) эти дятлы почти ежедневно наблюдались в радиусе 150 м от места первой встречи.
Литератур а
Барышников Н.Д. 2001. Сирийский дятел - новый гнездящийся вид Воронежской области // Орнитология 29: 292.
* Гудина А.Н. 2010. Первая регистрация сирийского дятла Dendrocopos syriacus (Hemprich et Ehrenberg, 1833) на востоке Тамбовской области // Науч. вед. Белгород ун-та. Сер. естеств. науки 10, 3: 45-46.