Литература
Зубань И.А., Калашников М.Н. 2015. О залёте щуров Pinicola enucleator в Северо-Ка-
захстанскую область зимой 2014/15 года // Рус. орнитол. журн. 24 (1112): 722-723. Митропольский М.Г. 2015. Массовый налёт щура Pinicola enucleator в город Тюмень
зимой 2014/15 года // Рус. орнитол. журн. 24 (1130): 1285-1287. Словцов И. Я. 1892. Позвоночные Тюменского округа и их распространение в Тобольской губернии // Материалы к познанию фауны и флоры Российской империи. Отд. зоол. 1: 187-264.
Якименко В. В. 1998. Материалы к распространению птиц в Омской области // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург: 192-221.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1SS?: 5131-5137
Материалы по экологии певчего дрозда Turdus philomelos в окрестностях Новосибирска
Т.К.Джусупов
Талгат Каисарович Джусупов. Улица Арбузова, дом 16, кв. 89, Новосибирск, 630117, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 25 декабря 2016
Певчий дрозд Turdus philomelos — относительно обычная птица в окрестностях Новосибирска. Гнездится ежегодно в подходящих стациях, уступая по численности лишь рябиннику Turdus pilaris и отчасти белобровику Turdus iliacus. Общеизвестен весьма широкий диапазон вокальных данных у самцов этого вида. Причём чем старше дрозд, тем богаче его удивительная песня. С давних времён певчий дрозд является излюбленным объектом любительской ловли птиц. Держать его в неволе решаются немногие охотники «за певчей птицей» — тому служат дикий нрав и долгий период приручения свежепойманного дрозда. Но всё это окупается с лихвой, когда певчий дрозд начинает исправно браться за предложенный ему корм и наконец в один из прекрасных дней оглашает комнату своей гармонично-чистой, девствен-«_» «_»«_» «_» i g i но-лесной и громкой песней, от которой поистине захватывает дух! Я,
как большой любитель певчих птиц с детства, ещё в далёкой юности обратил внимание во время своих орнитологических экскурсий на этого замечательного певца. Естественно, я тут же загорелся желанием подержать эту птицу у себя дома, дабы целыми днями слушать её чарующую песню. Но при первых же попытках отлова меня стали преследовать неудачи, и я незаметно для себя увлёкся изучением образа жизни этого вида, наблюдая за его повадками вокруг новосибирского
Академгородка. В моих потрёпанных полевых дневниках накопилось довольно много записей по данному виду — всего за 35 лет, начиная с 1981 года. Далее я кратко изложу результаты своих наблюдений, надеясь, что они смогут послужить отправной точкой для более детального изучения певчего дрозда на юге Западной Сибири, в частности — в окрестностях Новосибирска.
Появление первых певчих дроздов весной — незаметное явление. Прилетевшие в середине второй декады апреля самцы, как правило, молчаливы и скрытны. Лишь спустя 3-5 дней на утренних и вечерних зорях можно услышать их песню. Ночью поют не все самцы. Предположительно, большая часть ночных вокалистов — мигрирующие птицы, поющих торопливо и «скомкано». Время их остановки (и пения) сравнительно невелико. Это максимум одна ночь, а утром они исчезают с участков. Замечено, что подобные самцы появляются неожиданно, занимая на кратковременный период свободные от местных певчих дроздов участки леса. Весной основная часть пролётных певчих дроздов встречена нами в мелколиственных лесах-колках, расположенных «пятнами» среди открытых сельскохозяйственных полей Экспериментального хозяйства СО РАН. Иногда здесь наблюдалось по несколько птиц сразу, кормящихся на обширных весенних проталинах. Отношения между дроздами было нейтральное.
В течение дня и сумерек на таких проталинах происходила постоянная смена кормящихся птиц — снова и снова прилетающие дрозды сменяли недавно улетевших. Особенно чётко такая картина наблюдалась в ранние и тёплые вёсны с быстрым снеготаянием и стремительным образованием всё новых проталин. Подобные скопления пролётных певчих дроздов можно с успехом использовать для их отлова с целью кольцевания, применяя для ловли птиц автоматические лучки с приманкой из дождевых червей, хорошо зарекомендовавшей себя. Использование в качестве приманки мучных «червей» и муравьиных «яиц» в этот период было неэффективным.
Основную стацию певчего дрозда указать трудно. Эта птица отмечена нами под новосибирским Академгородком в самых разных типах леса. Но всё же чаще всего этот вид придерживается участков, граничащих с опушками, оврагами, просеками и лесными дорогами. Непременным условием является наличие на гнездовом участке дрозда подроста из молодых ёлочек либо захламлённость его валежником (рис. 1). За годы наблюдений нами избран определённый маршрут в окрестностях Академгородка, охватывающий разнообразные биотопы. В целом под наблюдения попадала местность площадью около 30 км2. В разные годы здесь гнездилось в подходящих биотопах от 3 до 11 пар певчих дроздов на 1 км2 (в среднем — 7 пар/км2). Возможен недоучёт части птиц. По грубой оценке, в окрестностях новосибирского Академгородка
ежегодно гнездится в среднем около 300 пар певчих дроздов (±25 пар). К сожалению, число этих птиц неуклонно сокращается, чему есть причина — крупномасштабные вырубки леса близ городка (и в его черте) под строительство новых жилых массивов.
Рис. 1. Самый характерный биотоп певчего дрозда ^urdus philomelos в окрестностях новосибирского Академгородка. 7 апреля 2012. Фото автора.
Хотелось бы сказать несколько слов об учёте певчего дрозда в весенний период, а вернее, о более точной оценке гнездящихся поющих самцов на определённой территории. Нами использован метод акустических аттрактантов. Сама по себе эта методика не нова и для выявления некоторых видов птиц абсолютно приемлема. Например, уже много лет, мы её с успехом применяем для учёта пастушковых птиц Ка1Мае в пойме Оби близ Новосибирска, выявляя таким образом в брачный период большинство «местных» самцов этих весьма скрытных птиц. Метод акустических аттрактантов использован нами изначально для индивидуального отлова некоторых самцов певчего дрозда на их гнездовых участках, но в дальнейших исследованиях применялся и на маршрутных учётах, как правило, в первые дни прилёта этих птиц, когда самцы скрытны и молчаливы. Более правдивую информацию о численности поющих и осевших на своих гнездовых участках самцах может дать только учёт этих птиц в сумеречно-ночное время, либо в
предрассветные часы суток, когда вокальная активность певчих дроздов наиболее высока, а их реакция на демонстрацию песни «потенциального конкурента» весьма агрессивна. Следует сказать, что пролётные самцы чаще всего совершенно не реагируют на «провокации», а даже наоборот — включённая нами запись песни его вида заставляет «пришельца» относительно спешно ретироваться с участка «хозяина». Представляет некий интерес и тот факт, что среди пролётных ранне-весенних самцов иногда (1 из 15 в среднем) встречаются особи с красивой и богатой по числу строф (колен) песней, в которой присутствует классический «спиридон» (или «филипп») и мало т.н. «помарок», как говорят птицеловы. Напрашивается мысль, что часть самцов певчего дрозда из северных популяций — обладатели более качественной песни (репертуара), чем их южные «собратья». Вполне возможно, что «северные» самцы старше, так как разнообразие песни у певчего дрозда прямо связано с возрастом птицы. Но этот вопрос требует дальнейших исследований.
Рис. 2. Гнездо певчего дрозда Turdus philomelos с полной кладкой из 4 яиц.
9 мая 2013. Фото автора.
К постройке гнёзд певчие дрозды приступают в конце апреля — начале мая. Гнёзда располагаются в самых разных местах. Чаще всего гнёзда (n = 10) можно найти на молодых елях, растущих среди леса близ опушек (60%), либо непосредственно в самом лесу на таких деревьях, как сибирский кедр, берёза и сосна (по 10% соответственно). Одно гнездо (10%) обнаружено нами близ торца бруса, из которого была
построена лесная избушка, почти заброшенная людьми. Оно размещалось на высоте 2.5 м и было заметным. Несмотря на это, пара певчих дроздов успешно вывела здесь птенцов.
Высота расположения гнёзд певчего дрозда колеблется от 1.0 до 4.5 м, в среднем — 2.6 м (п = 10). Найти гнездо певчего дрозда — большая удача, несмотря на относительную частоту встреч поющих самцов весной. Данный факт обусловлен хорошей маскировкой самих построек и одиночным гнездованием этого вида. В отличие от белобровика, а тем более рябинника, певчий — скрытная у гнезда птица. Лишь, когда наблюдатель находится у гнезда (снимает промеры яиц или осматривает птенцов), то взрослые птицы могут появиться поблизости, иногда «осторожно» атакуя человека, но чаще всего они держатся на расстоянии, выдавая своё беспокойство лишь негромкими криками.
Рис. 3. Самка певчего дрозда Тмгймзphilomelos насиживает кладку.
9 мая 2013. Фото автора.
За всё время наблюдений нам удалось найти только 10 жилых гнёзд певчего дрозда. Размеры 4 из них следующие, мм: внешний диаметр 170-180x130-170 (в среднем 172.5 х143.3); диаметр лотка 80-110 Х75-90 (93.8x80.0); высота гнезда 110-140 (127.5), глубина лотка 65-89 (72.5). Лоток из трухлявой древесины ещё с неделю после окончания строительства гнезда остаётся сырым и лишь к началу плотного насиживания заметно подсыхает.
Сроки появления первых яиц в гнёздах певчего дрозда относительно постоянны и мало зависят от погодных условий. Средняя многолет-
няя дата приходится на первую декаду мая: гнёзда с первым снесённым яйцом найдены 2, 5, 8, 10 и 11 мая. Часть птиц приступает к размножению несколько позднее, но их доля, видимо, невелика. Для певчего дрозда в районе наших наблюдений выявлены две успешные кладки за сезон (Г.Тетенок, устн. сообщ.). Взамен гнезда с погибшей кладкой или выводком птицы обычно строят новое, но число яиц в нём на 1-2 меньше. Основные хищники, разоряющие гнёзда певчего дрозда в окрестностях Академгородка - это сорока Pica pica, серая ворона Corvus cornix, белка-телеутка Sciurus vulgaris exalbidus Pallas 1778, а также человек, чьё любопытство негативно сказывается на успешности размножения птиц.
Средняя величина кладки певчего дрозда (n = 7) - 5.8 яиц, при варьирование от 4 до 6 яиц. Размеры яиц (n = 23), мм: 25.2-30.2x20.1-21.4, в среднем 27.6x21.2. По наблюдениям за 3 гнёздами, насиживание (от откладки последнего яйца до вылупления первого птенца) длится 1516 сут (рис. 2, 3).
Несколько слов следует сказать о птенце-выкормыше, взятом нами 29 мая 2013 из гнезда в 6-суточном возрасте. Несколько дней птенец жил в сообществе пуховичка камышницы Gallinula chloropus, при этом птенцы обогревали друг друга во время сна. С первых минут пребывания у нас птенца певчего дрозда его рацион состоял исключительно из муравьиных «яиц», мучных «червей», белой булки, смоченной в воде, и нежирного куриного фарша, смешанного с творогом. С месячного возраста певчий дрозд стал кормиться самостоятельно. В его рацион добавили дождевых червей, различных насекомых и мелко нарезанные листья одуванчика и молодой крапивы. Примечательно, что в 15-су-точном возрасте птенец начал тихонько «шебуршать» («петь под нос»), таким образом показав нам свой пол. Месяца через полтора молодой дрозд был переведён с «вольного» образа жизни в большую клетку, где живёт до сих пор. Он совершенно ручной и любит, когда его кормят с пинцета мучными «червями». Вместе с другими птицами он круглогодично живёт на застеклённой лоджии, стойко перенося зимой отрицательные температуры. Особо следует отметить два момента. Первая линька у дрозда началась, когда ему исполнилось уже три года - летом 2016 года. Весной этого же года, в возрасте 3 лет, он впервые запел в полный голос. Небезынтересно сказать, что в течение долгого времени, начиная с момента появления птенца у нас дома, мы относительно часто «прокручивали» дрозду с переносного аудио плеера песни его диких собратьев - песни 7 великолепных певцов, записанных в разных частях ареала вида (из Интернета). Многие из услышанных колен наш дрозд запомнил и воспроизводит их совершенно точно. Так же он перенял некоторые фрагменты песни другого нашего певчего дрозда, живущего у нас уже более 5 лет.
В заключение немного об осенней миграции певчего дрозда. В районе наших наблюдений она довольно заметна и порой поражает своими масштабами. В сентябре — начале октября мигрирующие певчие дрозды часто встречаются «высыпками». По несколько птиц сразу могут быть подняты на крыло из увядающих зарослей крапивы вдоль лесных оврагов и близ захламлённых опушек. Реже птицы встречаются в лесу (сосново-берёзово-осиновый), нижний ярус которого представлен в основном папоротникам и осоковым разнотравьем. В бытность своих осенних охот в Морозовском хозяйстве (Искитимский район Новосибирской области) я при случае стрелял осенних дроздов, среди которых бывали изредка и певчие (не больше 5 птиц). Дрозды поражали своей упитанностью (5 баллов по 5-балльной шкале). В желудках добытых птиц в основном находились остатки моллюсков, вид которых, к сожалению, нами не определялся тогда.
В относительно тёплые зимы в окрестностях Новосибирска из дроздов встречаются только рябинники. Небольшими стайками и реже поодиночке дрозды чаще всего кочуют по пригородным дачным посёлкам в поисках рябины и мелкоплодных сортов яблони. Несколько устных сообщений от новосибирских птицеловов о встречах, якобы, зимующих певчих дроздов мы ставим под сомнение.
Автор благодарен М.Т.Джусуповой за оказанную помощь в работе
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1387: 5137-5138
Серый сорокопут Lanius excubitor в окрестностях деревни Дубровы (Новоржевский район Псковской области)
Э.В.Григорьев
Эдуард Вячеславович Григорьев. Новоржевский историко-краеведческий музей. Деревня Дубровы, Новоржевский район, Псковская область, 182457, Россия. E-mail: e dik .grigoriev [email protected]
Поступила в редакцию 18 декабря 2016
Серый сорокопут Lanius excubitor в Псковской области - редкий гнездящийся вид (Борисов 2014), чаще встречающийся на пролёте или зимовке. В окрестностях деревни Дубровы (Новоржевский район Псковской области) мною наблюдались почти исключительно пролётные или зимующие в некоторые годы особи. В летнее время серый сорокопут отмечен только один раз: 18 августа 2016 у деревни Савино (в 3 км к