Д. С. Мочалов, главный архивист отдела публикации документов ГУ ЦАНО, аспирант кафедры истории России досоветского периода ННГУ им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород)
Материалы малоизвестных монастырей Нижегородской епархии в фондах ГУ ЦАНО
История православных монастырей неотделима от истории России. Издревле православные обители были распространителями духовности. На монашескую жизнь, согласно евангельской традиции, наши предки смотрели как на идеал, в котором можно достичь максимального духовного совершенства. Кроме того, монастыри были крупными землевладельцами и активно участвовали в хозяйственной жизни Российского государства. Однако, на наш взгляд, история монашества недостаточно изучена и осмыслена на современном научном уровне, а трудов, посвященных анализу этого вопроса на локальном уровне Нижегородской епархии, мы вовсе не имеем. Всё, что издавалось на протяжении последних десятилетий по истории монастырей Нижегородской епархии, носило чисто описательный характер, не претендуя на глубокий научный
анализ. Но даже и в этих трудах делался акцент на самые известные обители Нижегородской земли или на монастыри, связанные с жизнью и деятельностью знаменитых граждан Нижегородского края или подвижников благочестия. Такова, например, работа О. В. Буковой, посвященная обителям, так или иначе связанным с именем Серафима Саровского1. Возможно, такой пробел в историографии имеется из-за недостаточности материалов по истории нижегородских монастырей, введенных в научный оборот, для глубокого исторического анализа. Исходя из вышеозначенных размышлений, пишется данный очерк. Цель автора — привлечь внимание потенциального исследователя к изучению истории малоизвестных монастырей Нижегородской епархии, дабы когда-нибудь разбросанная мозаика монастырской жизни земли Нижегородской сложилась воедино, и труд, посвященный анализу истории монашества Нижегородчины в целом, все-таки увидел свет.
В Центральном архиве Нижегородской области сохранились отдельные фонды некоторых из малоизвестных сегодня монастырей. Они, правда, очень малы, однако вполне могут стать отправной точкой для изучения истории каждой конкретной монашеской обители. Рассмотрим их и приведем самые интересные дела.
Фонд 581: Дальне-Давыдовский женский монастырь. Содержит 34 дела, охватывающих период с 1850 по 1918 год. Начинается фонд с дела об учреждении женской общины в Дальнем Давыдове, из которого мы узнаём, что в 1850/51 годах коллежский асессор Аристов приобрел 309 десятин земли, в числе их — пашни 79 десятин, лугов 28 десятин и 202 десятины дровяного лесу. Он решил подарить эту землю в пользу престарелых, больных и неимущих сирот женского пола и просил учредить здесь женскую общину2.
Сохранились купчие крепости на эту землю. Так, в одной из них читаем, что один из участков земли продан Аристову Авдотьей Ивановной Суровцевой. В купчей она подтверждает, что «земля никому не продана, не заложена, ни у кого ни в каких крепостях не укреплена». Если же кто будет предъявлять на нее претензии, то продавщица обязывалась защищать покупателя по закону, причем распространяла ответственность на своих потомков3.
В фонде можно также найти документы, проливающие свет на последующие пожертвования монастырю. Например, крестьянин деревни
Стёпанова Владимирской губернии Муромского уезда Казаковской волости Артемон Терентьев Шутов в 1895 году жертвовал землю, купленную им в 1871 и 1876 году у местных крестьян. Жертвовал он эти земли на вечное поминовение4.
Сохранился план монастыря 1873 года, на нем мы видим множество строений, среди которых — церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (это главный храм монастыря), церковь Всех святых и колокольня. Сохранился также план двухъярусного иконостаса5.
Исследователь может ознакомиться с ведомостью о священнике монастыря Иоанне Колосове, за 1890 год. Узнаём, что ему 44 года, по своему происхождению — пономарский сын. После окончания Нижегородской духовной семинарии в низшем отделении преосвященным Филаретом 26 октября 1869 года он был рукоположен во диакона, в село Белкино Семеновского уезда; 22 декабря 1871 года переведен в село Конаново того же уезда, а 27 июля 1876 года высокопреосвященным Иоанникием рукоположен во священника в Дальне-Давыдовскую общину ко храму «Утоли моя печали»; с 1876 по 1879 год состоял в должности учителя пения при монастыре, безвозмездно. 27 февраля 1880 года ему «за честную службу в сане священника в течение трех лет преподано архипастырское благословение со внесением онаго в послужной список». 16 января 1885 года награжден набедренником. Жена его, 44-х лет, писать и читать умеет. Сын их, 20-ти лет, учится в Казанском пехотном юнкерском училище6.
Исследователь может ознакомиться и со свидетельствами экономической жизни монастыря. Из ведомости прихода и расхода денежных средств за 1905 год выясняется, что монастырь получил в том году 6480 рублей 87 копеек, из них 250 рублей — остаток с прошлого года, 135 рублей получено по годовым сборным книгам, 200 рублей составляли пожертвования, 150 — доход от рукоделия сестер, 115 — от продаж рогатого скота, «от печения просфор» из Нижнего Новгорода получено 379 рублей. Еще доходными статьями бюджета монастыря были продажа восковых свечей, просфор, кошельковая сумма, возврат налога на капиталы монастыря и ряд других статей. Основным источником дохода были проценты с капитала монастыря, составившие в 1905 году 4923 рубля 249 копеек. Главная же статья расхода обозначена в документе как «разные экономические расходы» и составила 3924 рубля 87 копеек7.
Из описания монастыря за 1907 год становится известным, что у монастыря есть в Нижнем Новгороде на Похвалинской улице «каменный двухэтажный дом с пристроями и службами к оному», в 1899 году выстроен полукаменный двухэтажный флигель. Из дела можно узнать численность сестер монастыря. Всего их было 209, из них инокинь — 308. Заканчивается отчет словами игумении обители: «милостию Божией и молитвами нашего архипастыря и отца в Дальне-Давыдовском Богородицком общежительном женском монастыре в нравственном и экономическом отношениях состоит в надлежащем порядке, мире, согласии и благополучии»9.
Сохранился также акт об изъятии крепостных свидетельств на земли 1918 года10.
Фонд 1395: Медянская Покровская женская община Курмышского уезда Симбирской губернии. Первое упоминание об обители относится к 1861 году. Община была учреждена под духовным руководством арзамасского священника Авраамия Некрасова, который сподвиг крестьянку села Пильна Дарью Оленеву начать создание женской обители. Обитель, как предполагалось, должна была стать примером духовной жизни. 8 мая 1862 года в Пильне было утверждено строительство дома-богадельни, которое окончилось в 1865 году11. К этому времени в общине уже состояло 6 сестер12. В 1872 году был решен вопрос о переводе обители, по просьбам сестер, в село Медяны, на место разоренного в 1775 году пугачевцами мужского монастыря. 18 сентября 1877 года община официально утверждается царем и Синодом13. В 1897 году обитель получила статус монастыря14.
Сохранилось 18 дел монастыря периода с 1890 по 1916 год, в подавляющем большинстве это ведомости о монашествующих.
Из отчета о состоянии обители за 1892 год узнаём, что здесь живет настоятельница, 11 указных сестер и 93 послушницы, еще 14 человек женского пола живут в богадельне при обители15. Также из этого документа известно, что одними из основных статей дохода монастыря были арендная плата за сдаваемые земли и добровольные пожертвования16.
Фонд 2718: Гуляевская Преображенская пустынь17. Возникла в середине 1650-х в лесу, на левом берегу реки Инсар, близ села Гуляева Алатырского уезда. К моменту ликвидации монастырей в 1764 году в пустыни имелись: настоятельский корпус, 4 кельи, дом для причта,
несколько служебных построек. В 1743 году епископ Нижегородский Димитрий (Сеченов) назначил в Гуляево строителя иеромонаха Аарона, которого в 1754-м сменил иеромонах Герман. В 1756-1764 годах братией управлял иеромонах Даниил, при котором пустынь сгорела и попала в число упраздненных. В конце XIX века пустынь возродилась в виде скита Оранского монастыря, но развиться не успела — погибла во время революции. Корпус, построенный монахами, поначалу использовался как летний лагерь для детей и дом отдыха, затем тоже был снесен. В октябре 2000 года на месте пустыни был установлен памятный крест18.
В фонде сохранилось 11 дел за период с 1910 по 1918 годы. В большинстве своем это приходо-расходные книги. Но внимание хочется обратить на Синодик монастыря за 1910-1918 годы.
В приложении к Синодику читаем, что пустынь возникла по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Назария19. Первая церковь — в честь святителя Николая, аналойную икону в которую владыка дал в благословение на начатие пустыни в 1910 году20.
На пустынь жертвовали и москвичи. Например, от И. И. Мотягина из Москвы 10 декабря 1912 года получен перевод на 20 рублей за поминовение о упокоении отрока Аркадия (приложена фотография). 18 января 1913 года было прислано еще 15 рублей с обещанием пожертвовать вновь21.
Наше внимание привлекло письмо от 27 февраля 1916 года к игумену монастыря Аркадию. Позволим себе процитировать его. «Христос посреди нас! Многочтимый и незабвенный мною о. Аркадий!... Повергаю себя перед Вашими стопами и заочно целую Вас, от души желаю Вам доброго здоровья и душевного спасения на многия лета! При сем прилагаю деньги 3 рубля. Покорнейше прошу Вас, прикажите отцу Понтелеймону отслужить заупокойную литургию 4 марта, помянуть сии имена... Остаюсь всегда с истинным почтением к Вам нижайший послушник иеромонах Рафаил.»22
По материалам ЦАНО мы также можем проследить историю некоторых единоверческих монастырей Нижегородской епархии. Например, Керженский Благовещенский единоверческий мужской монастырь Семеновского уезда (Фонд 2719). Изначально это один из известнейших и крупнейших старообрядческих скитов, основанный на правом берегу реки Керженец в Семеновском уезде Нижегородской губернии.
В 1848 году скит был запечатан властями. Поводом к этому стал найденный в нем подложный указ, будто бы от имени императора, о свободе старообрядческого богослужения всех толков и сект, написанный рукой инока Дионисия (Дмитрия Рахманова) и предназначавшийся для пропаганды старообрядчества. Началось уголовное следствие. Оно было поручено чиновнику особых поручений Министерства внутренних дел по искоренению церковного раскола Нижегородской губернии П. И. Мельникову. Над настоятелем иноком Тарасием и братией нависла неминуемая угроза уголовного преследования23. П. И. Мельников убедил Тарасия перейти в единоверие, чтобы избежать всякого наказания. Вскоре скит был вновь открыт уже как Керженский Благовещенский единоверческий мужской монастырь, первым игуменом которого стал всё тот же Тарасий24. Обитель была причислена к 3-му классу, без содержания из казны25. Часть бывшей братии также приняла единоверие и осталась в скиту, часть разбрелась по другим старообрядческим скитам. В конце XIX века в этом монастыре было 3 храма и 25 иноков26. Но после смерти последнего настоятеля, архимандрита Филарета, в монастыре начались нестроения, и иноки разошлись по другим обителям. В 1908 году Керженский Благовещенский мужской монастырь был преобразован в женский монастырь27. Обитель прекратила свое существование в годы советских репрессий против Церкви.
К сожалению, сохранились всего два дела монастыря: Ведомость о монашествующих за 1883 год28 и Ведомость о проживающих по увольнительным видам на испытании за 1897 год29. Они дают нам возможность проследить лишь количество и состав живших в монастыре на тот момент. В 1883 году в монастыре был 21 насельник, из них — 10 указных и 11 живущих по видам30, а в 1897 году проживало 32 насельника, из них — ровно половина указных31.
Еще один монастырь, фонд которого хранится в ГУ ЦАНО, — Медведевский Покровский единоверческий женский монастырь Семеновского уезда Нижегородской губернии (Фонд 1021). Обитель в своей истории прошла путь от богадельни до монастыря 2-го класса, которым она стала в 1858 году. Расположена она была в четырех верстах к югу от города Семенова32. К сожалению, в фонде лишь одно дело — опись церковного имущества монастыря за 1859 год. Но в нем сохранилось и некоторое описание монастыря, из которого узнаём, что первоначально
община была основана по благословению преосвященного Амвросия в 1833 году, на приобретенные «трудами строительницы Черниговского третьеклассного Максимовского Троицкого единоверческого женского монастыря инокини Анфисы на казенном близ села Медведева за речкой Чернушкой на ровном пустопорожнем месте при кладбищенской онаго села деревянной церкви, освященной в честь Покрова Пресвятой Богородицы»33. Церковь эта просуществовала до 1853 года, в котором по благословению преосвященного Иеремии передана и перевезена в деревню Пуреховский скит. Затем стараниями той же Анфисы, ставшей уже игуменией этого монастыря, «сделана каменная церковь, вокруг которой на законном расстоянии были возведены на каменных фундаментах деревянные общежительные корпуса»34. По состоянию на 1859 год территория монастыря составляла участок земли размерами 18 на 16 сажень35. В деле имеется и описание церкви. В нем читаем, что в обители была церковь двупрестольная каменная, о девяти возвышенных куполах, с полукружным алтарем, покрыта листовым железом, с пятью семиконечными крестами, по дереву опоясанными белым железом, из коих средний вызолочен червонным золотом36. Главный алтарь ее был освящен в честь Вознесения Господня, имелся придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы37.
В ЦАНО имеются также фонды Спасо-Зеленогорской общины Нижегородского уезда (три дела с 1814 по 1886 год: описи имущества за 181438 и 188639 годы и приходо-расходная книга 1841 года40); Спасского Белогорского монастыря (Выписка из межевых книг за 1698 год41) и Арзамасской Алексеевской женской общины (списки монашествующих и послушниц 1864 года42)43.
Внимания заслуживает фонд 2244: Николаевская Кожирова пустынь Ветлужской волости Галицкого уезда. Этот монастырь был в составе Нижегородской епархии до 1744 года, то есть до основания Костромской епархии. Фонд содержит 118 дел временной протяженностью с 1679 по 1790 год. В нем находим документы, посвященные, в большинстве своем, хозяйственной деятельности, но по ним вполне можно очертить и быт монастыря. Начинается фонд с грамоты патриарха Иоакима 1679 года, в которой преподается первосвятительское благословение на возведение нового храма — строителю монастыря черному попу Антону с братиею. В грамоте дается ряд указаний по сооружению
церкви. Патриаршая грамота указывает, что новый храм должен быть «нешатровым», с круглым тройным алтарем44. Здесь же мы находим приговор монахов, вкладчиков и всех жителей Кожировой пустыни о поручении настоятелю Иакову и схимонаху Корнилу обратиться с ходатайством в Синод по поводу возобновления пустыни, приписанной к Варнавинской по указу легендарного нижегородского архиепископа Питирима45. С точки зрения бытописания монашеской жизни, думается, интересна расходная книга монаха Куприяна. Из нее мы узнаём о передвижениях ее автора, о расходах на быт пустыни и не только. Например, в одной из записей читаем: «В Нижной поехал, до Нижнего коням на сено издержано 10 алтын. Приехал в Нижной, куплено гороха на 3 алтына 2 деньги»46 или «Старцу Марку дано надерж рубль 17 алтын 4 деньги, на Унже старцам молодым дано 7 рублев»47.
На этом завершим краткое описание фондов Центрального архива Нижегородской области с документами малоизвестных монастырей, существовавших в Нижегородской епархии. Как уже было сказано ранее, эти фонды лишь открывают исследователю путь к изучению истории упомянутых обителей. Достаточно много документов по истории перечисленных монастырей можно найти в материалах Нижегородской духовной консистории (фонд 570), где сохранились ведомости о монашествующих, описания некоторых обителей, дела, связанные с церковным судом, касающиеся монастырей, и другие документы по истории монашества в Нижегородском крае.
Примечания и библиографические ссылки
1. Букова О. В. Женские обители преподобного Серафима Саровского. Н. Новгород, 2003.
2. ГУ ЦАНО Ф. 581. Оп. i. Д. i. Л. i.
3. Там же. Д. 2. Л. 5.
4. Там же. Д. 9. Л. i.
5. Там же. Д. io. Л. i.
6. Там же. Д. i3. Л. i-2.
7. ГУ ЦАНО Ф. 58i. Оп. 2. Д. i3. Л. 3-4.
8. Там же. Д. i4. Л. 3.
9. Там же. Л. 4.
10. ГУ ЦАНО Ф. 58i. Оп. i. Д. i8. Л. i.
11. История, легенды и мифы Медянского края / Сост. В. И. Мельникова. Арзамас, 1999. С. 9.
12. Там же. С. 9-10.
13. Там же. С. 10.
14. Булгаков С. В. Русские монастыри в 1913 году // Русские монастыри / Сост. К. П. Михайлов, А. А. Логунов и др. Т. 1. Центральная часть России. Приложение. М., 1995. С. 388.
15. ГУ ЦАНО Ф. 1395. Оп. 1. Д. 2. Л. 44-47 об.
16. Там же. Л. 43 об.
17. Ныне место, где была пустынь, находится на территории Республики Мордовия.
18. Гуляевская Спасо-Преображенская (в честь Преображения Спаса и Господа нашего Иисуса Христа) мужская пустынь. Режим доступа: www.gidrm. ги/01. 10. 2010.
19. В Синодике речь идет, разумеется, о возобновлении пустыни.
20. ГУ ЦАНО Ф. 2718. Оп. 1. Д. 1. Л. 13.
21. Там же. Л. 74.
22. Там же. Л. 180.
23. Краткое описание Керженского единоверческого монастыря и находящейся в нем чудотворной иконы Казанской Богоматери. Семенов, 1907. С. 2.
24. Там же. С. 3.
25. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1890. С. 86.
26. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86-ти т. СПб., 1890-1907. Режим доступа: http://be.sci-lib.c0m/01.10.2010.
27. Булгаков С. В. Русские монастыри в 1913 году. Указ. изд. С. 379.
28. ГУ ЦАНО. Ф. 2719. Оп. 1. Д. 1.
29. Там же. Д. 2.
30. Там же. Д. 1. Л. 11.
31. Там же. Д. 2. Л. 18.
32. Зверинский В. В. Цит. соч. С. 208.
33. ГУ ЦАНО. Ф. 1021. Оп. 2295. Д. 1. Л. 1.
34. Там же.
35. Там же. Л. 2.
36. Там же.
37. Там же. Л. 3.
38. Там же. Ф. 2724. Оп. i. Д. i.
39. Там же. Д. 3.
40. Там же. Д. 2.
41. Там же. Ф. 586. Оп. i. Д. i.
42. Там же. Ф. Ю24. Оп. i. Д. i.
43. Подробную информацию об Алексеевской общине см.: Дёгтева О. В. Арзамасский Алексеевский женский монастырь // Нижегородская старина. 2007, № i4. С. 34-46.
44. ГУ ЦАНО. Ф. 2244. Оп. 2249. Д. i. Л. i.
45. Там же. Д. 27. Л. i-2.
46. Там же. Д. 23. Л. i.
47. Там же. Д. 23. Л. 4.