Научная статья на тему 'Материалы к "запискам" М. С. Сабининой: музыка и время'

Материалы к "запискам" М. С. Сабининой: музыка и время Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
171
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРФА САБИНИНА / "ЗАПИСКИ" / ФЕРЕНЦ ЛИСТ / КЛАРА ШУМАН / СЕРГЕЙ БУГОСЛАВСКИЙ / РЕДКИЙ ФОНД / БИБЛИОТЕКА ИМ. В. В. МАЯКОВСКОГО / КОНВОЛЮТ / ACHT LIEDER / МАРГИНАЛИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лабазова А.С.

Данная статья посвящена представлению новых материалов, связанных с жизнью Марфы Степановны Сабининой (1831-1892) значительной фигуры для истории России. Марфа Степановна обладала многими талантами, и большую часть своей жизни посвятила на благо империи: от придворной службы в качестве учителя музыки детей императора Александра II до организации российского Общества Красного Креста и активной деятельности на фронте. Основным источником биографии Сабининой являются оставленные ею самой «Записки», созданные в конце 80-х годов XIX века в Крыму и опубликованные в нескольких номерах журнала «Русский архив». В 2017 году в санкт-петербургской библиотеке им. В. В. Маяковского, в редком фонде нот и книг были обнаружены два издания из считающегося утраченным семейного архива Сабининых. Первый сборник содержит фортепианные и камерные произведения Клары Шуман; второй четыре тетради вокальных сочинений самой Марфы Степановны. На титульных листах находятся маргиналии владельцев: Клары Шуман, Марфы Сабининой и Сергея Бугославского. Ремарками, указывающими на принадлежность нот Марфе Степановне, являются дарственная надпись и печать «M. Sabinin». Расположенные на титульных листах изданий даты соотносятся с событиями жизни Сабининой, и на этом основании обнаруженные сборники представляются непосредственными «участниками», которые позволяют дополнить эпизоды «Записок». В статье определяется значимость обнаруженных изданий для исследователей как с точки зрения музыковедения, так и в русле изучения деятельности и творчества Марфы Степановны Сабининой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материалы к "запискам" М. С. Сабининой: музыка и время»

УДК 930.2+785

DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-25-29

МАТЕРИАЛЫ К «ЗАПИСКАМ» М. С. САБИНИНОЙ: МУЗЫКА И ВРЕМЯ

А. С. Лабазова

ЦГПБ им. В. В. Маяковского, г. Санкт-Петербург

MATERIALS TO THE "NOTES" OF M. S. SABININA: MUSIC AND TIME

A. S. Labazova

Central City Public Library named after V. V. Mayakovsky, St. Petersburg

Данная статья посвящена представлению новых материалов, связанных с жизнью Марфы Степановны Сабининой (1831-1892) - значительной фигуры для истории России. Марфа Степановна обладала многими талантами, и большую часть своей жизни посвятила на благо империи: от придворной службы в качестве учителя музыки детей императора Александра II до организации российского Общества Красного Креста и активной деятельности на фронте. Основным источником биографии Сабининой являются оставленные ею самой «Записки», созданные в конце 80-х годов XIX века в Крыму и опубликованные в нескольких номерах журнала «Русский архив». В 2017 году в санкт-петербургской библиотеке им. В. В. Маяковского, в редком фонде нот и книг были обнаружены два издания из считающегося утраченным семейного архива Сабининых. Первый сборник содержит фортепианные и камерные произведения Клары Шуман; второй - четыре тетради вокальных сочинений самой Марфы Степановны. На титульных листах находятся маргиналии владельцев: Клары Шуман, Марфы Сабининой и Сергея Бугославского. Ремарками, указывающими на принадлежность нот Марфе Степановне, являются дарственная надпись и печать «M. Sabinin». Расположенные на титульных листах изданий даты соотносятся с событиями жизни Сабининой, и на этом основании обнаруженные сборники представляются непосредственными «участниками», которые позволяют дополнить эпизоды «Записок». В статье определяется значимость обнаруженных изданий для исследователей - как с точки зрения музыковедения, так и в русле изучения деятельности и творчества Марфы Степановны Сабининой.

Ключевые слова: Марфа Сабинина, «Записки», Ференц Лист, Клара Шуман, Сергей Бугославский, редкий фонд, библиотека им. В. В. Маяковского, конволют, Acht Lieder, маргиналии.

This article is devoted to the presentation of new materials related to the life of Marfa Stepanovna Sabinina (1831-1892) - a significant figure in the history of Russia. Marfa Stepanovna possessed many talents, and devoted most of her life to the benefit of the empire: from courteous service as a music teacher of the children of Emperor Alexander II to the organization of the Russian Red Cross Society and active work at the front. The main source of Sabinina's biography is the "Notes" by her, created in the late 80-ies of the XIX century in the Crimea and published in several issues of the journal "Russian archive". In 2017 at the St. Petersburg library named after V. V. Mayakovsky in a rare fund of notes and books two editions from the Sabinins'family archive, which was considered to be lost, were found. The first collection contains piano and chamber works by Clara Schumann; the second-four notebooks of vocal compositions by Marfa Stepanovna. On the title pages are the marginals of the owners: Clara Schumann, Marfa Sabinina and Sergei Bugoslavsky. Remarks, indicating the belonging of notes to Marfa Stepanov-na, are the inscription and the seal "M. Sabinin". The dates, located on the title pages of the editions, are correlated with the events of Sabinina's life, and on this basis the discovered collections appeared to be direct "participants", which allow you to complete the episodes of "Notes". The article determines the significance of the found publications for researchers -both from the point of view of musicology, and as part of studying the activities and works of Marfa Stepanovna Sabinina.

Keywords: Marfa Sabinina, "Notes", Ferencz Liszt, Clara Schumann, Sergei Bugoslavsky, rare fund, the library named after. V. V. Mayakovsky, Convolut, Acht Lieder, marginalia.

В настоящее время наблюдается все возрас- прошлого, значимость которых обнаруживается тающий интерес относительно многих явлений лишь в наши дни. Это обусловлено многими

© Лабазова А. С., 2018

Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки . Юридические науки». 2018. Т. 4. № 2

факторами, в том числе и тем, что становятся доступными архивные документы. Они позволяют раскрыть неизвестные факты, узнать новое о выдающихся, но забытых сегодня исторических фигурах (явлениях, предметах), или дополнить уже существующий материал.

В русле этого процесса интерес вызывает имя Марфы Степановны Сабининой; сегодня оно становится известно все большему количеству людей.

Она родилась в 1831 году в Копенгагене, в семье священника, служившего при русском посольстве. По семейному преданию, предком семьи являлся русский национальный герой Иван Сусанин, дочь которого вышла замуж за Сабинина. Марфа Степановна являлась одной из старших дочерей; в семье было одиннадцать детей. В 1837 году ее отец, Стефан Карпович Сабинин, был переведен на службу в немецкий город Веймар и назначен духовником великой княгини Марии Павловны. «В то время слава Гёте, Шиллера, Гердера и Виланда озаряла поэтическим блеском неприглядный маленький Веймар; не видавшие знаменитых поэтов при жизни совершали туда как бы паломничество, желая видеть места, где жили и вдохновлялись величайшие писатели Германии» [5, с. 527]. Творческая атмосфера семьи также была благоприятной для развития талантов детей, которые раскрылись широко и многогранно. В работах о М. С. Сабининой часто цитируют заметку М. П. Погодина: «Вот как застал я семейство: жена со старшею дочерью писали картину масляными красками, которая с честию могла бы занять место в академическом классе; другая твердила урок на фортепиано, какую-то сонату Моцарта, сыновья сидели за Латинскими авторами, а отец читал католический журнал. Столько образованности, любознательности, вкуса, нашел я во всем семействе, сколько мудрено найти у какого-нибудь Русского князя или графа» [1, с. 31]. Марфа Степановна занималась музыкой; ее мастерство пианистки, композитора, педагога сформировалось в результате занятий с Ф. Листом, Кларой Шуман, а также благодаря творческим контактам с другими выдающимися музыкантами того времени -композиторами, дирижерами, исполнителями.

Служба Марфы Сабининой в России началась со времени приглашения ее ко Двору в качестве преподавателя музыки для детей императора Александра II в 1860 году по протекции фрейлины императорского двора А. Ф. Тютчевой [6, с. 544].

Этому событию предшествовали две поездки Сабининой с концертами в Москву и Петербург в 1855 и 1857 гг. Интересные сведения о пребывании Сабининой во дворце содержатся в книге И. В. Зимина «Люди Зимнего дворца», где автор приводит многочисленные документы из фондов российских архивов [6].

Придворная служба Сабининой окончилась через восемь лет; по истечении установленного срока Марфа Степановна переехала в Крым и развернула широкую общественную деятельность. Главным и значимым для России делом стала организация Общества Красного Креста, в котором Марфа Степановна приняла непосредственное участие. Жизнь Сабининой, наполненная самоотверженным служением России, окончилась в Крыму; именно здесь обнаруживаются некоторые документы, бывшие свидетелями событий жизни Марфы Степановны.

Основным источником биографии М. С. Сабининой являются оставленные ею самой «Записки», созданные в конце 80-х гг. XIX века в Крыму и опубликованные в нескольких номерах журнала «Русский архив» в 1900-1902 гг. [3; 4; 5]. В качестве дополнительных служат свидетельства современников, выдающихся людей своего времени. Среди них - имена Ф. Листа, М. П. Погодина, великого князя Сергея Александровича, А. Ф. Тютчевой и других известных людей. Отметим, что в современной немногочисленной литературе о М. Сабининой авторы практически повторяют друг друга: приводят одни и те же цитаты, факты, фразы, так, что представляется затруднительным определить «первоисточник» материала.

Из авторитетных исследований можно выделить статью Г. В. Рокиной «Крымская история Марфы Сабининой» о крымском периоде жизни М. С. Сабининой и деятельности Общества Красного Креста [9]. В 2012 году в Государственном Институте искусствознания была защищена докторская диссертация О. В. Лосевой «Роберт и Клара Шуман: русские пути. К проблеме взаимодействия культур», где в контексте исследования один из разделов носит название «Три жизни Марфы Сабининой» [7]. В настоящее время это самая полная работа, раскрывающая музыкальную сторону деятельности М. С. Сабининой на основании архивных источников - писем, афиш, цитат из газет, воспоминаний современников. Однако вне поля зрения автора оказались

два сборника, некогда принадлежавшие Марфе Степановне Сабининой. Эти издания были обнаружены в собрании редкого фонда нот и книг санкт-петербургской библиотеки им. В. В. Маяковского в 2017 году и связаны с именем еще одного выдающегося человека - музыковеда, композитора, историка русской литературы С. А. Бугославского. В период с 1917 по 1922 годы он находился в Крыму, преподавал в Ялтинской и Симферопольской консерваториях, также читал курс палеографии, древнерусской агиографии и летописания в Крымском университете [2].

Обнаруженные сборники представляют ценность по нескольким параметрам. Они являются:

• изданиями из считающегося утраченным семейного архива Сабининых;

• сборниками с владельческими записями и автографами;

• изданиями, которые содержат музыкальные произведения редко исполняемых композиторов.

Главная ценность заключается в том, что обнаруженные ноты служат живым свидетельством времени и позволяют дополнить эпизоды «Записок» Марфы Степановны Сабининой.

Сборники представляют собой типичное для середины XIX века немецкое издание: плотная бумага, яркий, крупный текст, заставки на титульных листах. Оба тома являются конволютами: в первом собраны фортепианные и камерные произведения Клары Шуман, во втором - вокальные сочинения Марфы Сабининой. Каждый опус издан отдельно, со своим титульным листом; на каждом из них - автограф С. А. Буго-славского, почтовая марка и дата. Некоторые даты внутри одного сборника могут расходиться. Так, на предваряющем «Скерцо» Клары Шуман титульном листе расположен сокращенный автограф «Серг. Бугослав., Ялта, 1919»; на первой странице «Скерцо» - другая почтовая марка, еще одна запись «Серг. Бугослав., Ялта», но - 1918 год.

Вплетенное в этот сборник фортепианное трио также датировано 1918-м годом. В этот период С. А. Бугославский являлся преподавателем Ялтинской консерватории. Каким образом попала к нему часть библиотеки Сабининых и существуют ли еще какие-либо экземпляры - неизвестно. Возможно, свет могли бы пролить дневники крымского периода, которые хранятся в личном архиве семьи Бугославских, но они недоступны для читателя. Еще более загадочным представляется путь этих сборников в Петербург. Редкий

фонд нот и книг библиотеки Маяковского начал формироваться в 70-е годы XX века из даров жителей Ленинграда. Заинтересованному ученому трудно обнаружить материал в фонде, научное и искусствоведческое описание которого по ряду обстоятельств не проводилось. Возможно, по этой причине о сборниках Марфы Сабининой до сих пор не было известно.

Обнаруженные издания датированы 1851 и 1855 годами и соотносятся с событиями, описанными Марфой Степановной в «Записках».

Сборник 1851 года содержит два произведения Клары Шуман: Скерцо и Фортепианное Трио. Дата, расположенная на титульном листе, совпадает с периодом обучения фортепианному мастерству Марфы Сабининой у Клары Шуман в Дюссельдорфе. Ценность этого издания определяют содержание, маргиналии и адресат сборника. На титульном листе расположена дарственная надпись на немецком языке и дата: «Fr. Martha Sabinin [...], März, Düsseldorf 1851». В «Записках» находим дневниковую запись: «Марта 19-го (7). Я пошла прощаться с Шуманами и сидела у них довольно долго [...]. Шуман был очень любезен и сказал мне: "Leben Sie wohl, schreiben Sie uns bald und denken Sie an uns". ("Будьте здоровы, напишите нам поскорее и вспоминайте о нас"). С Кларой Шуман мы раз-стались очень сердечно. "Я была бы очень счастлива", сказала она, "если бы все доставляли мне столько удовольствия, сколько вы". Она повторила просьбу своего мужа о том, чтобы я им писала, и просила передать поклон Листу, Монтагу, Иоахиму [...]» [3, с. 123]. Вероятно, во время создания «Записок» сборник с дарственной надписью мог находиться в руках Марфы Степановны и дополнить дневниковую запись прошлого деталями; однако она осталась в первоначальном варианте, и о подарке в «Записках» упомянуто не было. Мы предполагаем, что «Скерцо» явилось прощальным подарком Клары Шуман талантливой ученице.

Наибольший интерес представляет авторский сборник, изданный в Веймаре в 1855 году. Он содержит четыре тетради (ор. 1, ор 2, ор. 3 и ор. 4) вокальных сочинений Марфы Степановны Сабининой, изданных в разное время и в различных издательствах. На титульных листах всех тетрадей стоит автограф Сергея Бугославского с датой, а на первой тетради - печать «M. Sabinin», что указывает на принадлежность нот самой

Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки . Юридические науки». 2018. Т. 4. № 2

Марфе Степановне. Ор. 1 носит название «Acht Lieder Martha v. Sabinin»; романсы созданы на стихи немецких авторов - Г. Гейне, А. Плате-на, В. Гете и других. Ноты из этого тиража хранятся в зарубежных библиотеках и доступны исследователям, но представленный экземпляр интересен многочисленными заметками, расположенными на полях. На обложке издания рукой С. А. Бугославского сделана ремарка: «С пометками Ф. Листа? Шуман?». Вероятно, Бугослав-ский предполагал, что маргиналии могут принадлежать Кларе Шуман или Ф. Листу, однако при сравнении почерка оказалось, что записи сделаны другим человеком. По размеру и аккуратности почерк напоминает женскую руку; возможно, записи создавались самой Марфой Степановной, но окончательные выводы можно будет сделать после детального анализа почерка. Прочтение и перевод этих заметок представляются трудновыполнимыми, однако очевидно, что комментарии относятся к композиции произведений и затрагивают преимущественно партию фортепиано. В отделе рукописей Российской национальной библиотеки хранятся 16 писем Ф. Листа к Сабининой веймарского периода, которые, вероятно, могли бы прояснить суть запи-

Литература

сей на полях. В «Записках» Марфа Степановна умалчивает о подробной критике своих произведений, ограничиваясь лишь общими сведениями: «В конце мая я получила из печати первую тетрадь своих романсов, ор. I. Странное чувство видеть в первый раз свои мысли напечатанными. Интересны были для меня появившияся критики. Рейнский музыкальный журнал признал во мне талант, и даже рутину» [4, с. 140]. Беглый взгляд современного музыканта, несомненно, выделит в этих вокальных миниатюрах мелодичность и красоту гармонии.

Обнаруженные нотные издания открывают перед исследователями ряд задач. Прежде всего, необходимой представляется полная расшифровка и перевод записей каждого сборника, что позволит выявить атрибуцию ремарок, их характер и назначение. Во-вторых, имя С. А. Бугославско-го, последнего владельца изданий, вызывает интерес; исследование его жизни и творчества позволит пролить свет на некоторые факты его биографии и расширить сведения о крымском архиве Сабининых. Самой главной и важной задачей представляется всестороннее изучение документов и материалов, связанных с жизнью Марфы Степановны Сабининой.

1. Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. Кн. 7. СПб.: типография М. М. Стасюлевича, 1893. 603 с.

2. Бугославский // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/153545.html

3. Записки М. С. Сабининой 1850-1852 // Русский архив. 1900, № 6. С. 113-144.

4. Записки М. С. Сабининой // Русский архив, 1901/ № 1. С. 119-140.

5. Записки Марфы Степановны Сабининой 1843-1844 // Русский архив. 1900, № 4. С. 519-543.

6. Зимин И. В. Люди Зимнего дворца. СПб.: Центрполиграф, 2015. 718 с.

7. Лосева О. В. Роберт и Клара Шуман: русские пути. К проблеме взаимодействия культур: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2012. URL: http://dissers. ru/avtoreferati-doktorskih-dissertatsi

8. Мильштейн Я. Ф. Лист. Т. I. М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. 538 с.

9. Рокина Г. В. Крымская история Марфы Сабининой // Запад - Восток. 2015. № 8. С. 96-110.

References

1. Barsukov N. P. Zhizn' i trudy M. P. Pogodina [Life and works of M. P. Pogodin]. Kn. 7. Saint Petersburg: tipografiya M. M. Stasyulevicha, 1893. 603 p. (In Russ.).

2. Bugoslavskiy [Bugoslavsky]. Pravoslavnaya entsiklopediya = Orthodox Encyclopedia, Available at: http://www.pravenc.ru/ text/153545.html (In Russ.).

3. Zapiski M. S. Sabininoy 1850-1852 [Notes by M. S. Sabinina 1850-1852]. Russkii arkhiv = Russian Archive, 1900, no. 6, pp. 113-144. (In Russ.).

4. Zapiski M. S. Sabininoy [Notes by M.S. Sabinina]. Russkii arkhiv = Russian archive, 1901, no. 1, pp. 119-140. (In Russ.).

5. Zapiski Marfy Stepanovny Sabininoy 1843-1844 [Notes of Marfa Stepanovna Sabinina]. Russkii arkhiv = Russian archive, 1900, no. 4, pp. 519-543. (In Russ.).

6. Zimin I. V. Lyudi Zimnego dvortsa [People of the Winter Palace]. Saint Petesburg: Tsentrpoligraf, 2015, 718 p. (In Russ.).

7. Loseva O. V. Robert i Klara Schumann: russkie puti [Robert and Clara Schumann: Russian Ways] K probleme vzai-modeistviya kul'tur = On the problem of interaction of cultures: avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedeniya. Moscow, 2012. Available at: http://dissers.ru/avtoreferati-doktorskih-dissertatsi (In Russ.).

8. Mil'shtein Ya. F. List [Ferencz Liszt]. Vol. I, Moscow: Gosudarstvennoe muzykal'noe izdatel'stvo, 1956, 538 p.

9. Rokina G. V. Krymskaya istoriya Marfy Sabininoy [Crimean story of Marfa Sabinina]. Zapad - Vostok. Nauchno-prakticheskii ezhegodnik = West - East. Scientific and practical yearbook. 2015, no. 8, pp. 96-110.

Статья поступила в редакцию 15.04.2018 г.

Submitted 15.04.2018.

Для цитирования: Лабазова А. С. Материалы к «Запискам» М. С. Сабининой: музыка и время // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. № 2. С. 25-29. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-25-29

Citation for an article: Labazova A. C. Materials to the "Notes" of M. S. Sabinina: music and time.

Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2018, vol. 4, no. 2, pp. 25-29. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-25-29

Лабазова Анна Сергеевна, библиотекарь, ЦГПБ им. В. В. Маяковского, г. Санкт-Петербург, labazovaanna55@mail.ru

Anna S. Labazova, librarian, Central City Public Library named after V. V. Mayakovsky, Saint Petersburg, labazovaanna55@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.