же в одних случаях человек заболевает туберкулезом, а в других — брюшным тифом? Это, по автору, зависит не от возбудителя, а от организма. «Что может дать практике и человеческому обществу теория туберкулеза, где микробный фактор почти все определяет и специфицирует?»— спрашивает он.
Трудно понять его иронию. Ведь на такой вопрос можно ответить общеизвестными фактами, указав, в частности, что прививки против туберкулеза делаются вакциной БЦЖ, а не какой-либо иной. Именно современная теория туберкулеза, согласно которой это заболевание вызывается и специфицируется палочкой Коха, лежит в основе блестящих успехов в борьбе с туберкулезом во всех культурных странах мира.
Приверженность автора -к кондиционализму приводит его к абсурдным утверждениям. Кондиционализм, отрицая главную причину болезни, обусловливающую ее специфику, тем самым обезоруживает как лечебную, так и профилактическую медицину. Кондиционализм — главный врач тигиены. Зачем оздоровлять внешнюю среду, если 'причины болезней лежат не в ней, а в самом организме? Недаром И. В. Давыдовский высмеивает гигиену, заявляя, что она якобы занимается «нормированием грязи».
Мы любим и уважаем И. В. Давыдовского как крупного ученого. Но мы обязаны критиковать его ошибки, вносящие разброд в умы советских ученых, особенно молодежи. Истина нам дороже.
На нескольких примерах я показал, что проникновение к нам чуждых взглядов из-за рубежа, подражание иностранной моде, перенос зарубежных теорий на нашу почву без критического отношения к ним приносят большой вред не только идейному воспитанию молодых ученых, но и медицинской (в том числе гигиенической) науке, а следовательно, и практике здравоохранения.
Научное общество гигиенистов и санитарных врачей и журнал «Гигиена и санитария» должны усилить внимание к идеологическим вопросам. Этого требуют насущные интересы дела.
Поступила 17/Х1 1064 I
УДК 614.7.'
МАТЕРИАЛЫ К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ХЛОРБЕНЗОЛА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ
■ ^ Л. П. Тархова
Кафедра коммунальной гигиены Центрального института усовершенствования врачей, и Свердловский медицинский институт
Хлорбензол получают хлорированием бензола; его применяют как полупродукт в синтезе красителей, взрывчатых веществ, ядохимикатов и лекарственных препаратов, а также как растворитель.
Источником загрязнения атмосферного воздуха хлорбензолом служат все виды предприятий, производящих и употребляющих это вещество. При производстве его хлорбензол выделяется в атмосферный воздух в процессе хлорирования, когда в результате образования тепла происходит испарение реакционной массы. Н. Д. Розенбаум и соавторы обнаружили на производстве перхлорвиниловаго лака хлорбензол в концентрациях от 0,034 до 1,44 мг/л.
По литературным даным, токсичность хлорбензола отмечается лишь при больших концентрациях его (Н. В. Лардев; Н. Д. Розенбаум и соавторы; С. Габор и К- Раухер; Риз1аги, и др.).
Данных же о содержании этого вещества в атмосферном воздухе, о действии малых концентраций его на человека не существует. Не установлена предельно допустимая концентрация хлорбензола в атмосферном воздухе населенных мест. Чтобы восполнить этот пробел, мы предприняли настоящее исследование.
Для выявления хлорбензола в атмосферном воздухе применен метод, предложенный С. Л. Гинзбург. Хлорбензол нитровали до динитро-хлорбензола, который затем определяли по реакции со щелочью в растворе кетона. Поглотительным раствором служила нитрационная смесь; воздух просасывался через поглотитель с пористой пластинкой со скоростью 0,25 л/мин.
Максимально разовые предельно допустимые концентрации имеют целью предупредить такое загрязнение атмосферного воздуха, которое может вызвать рефлекторные реакции через раздражение рецепторов органов дыхания, поэтому мы устанавливали порог запаха и изучали влияние малых концентраций хлорбензола на электрическую активность коры головного мозга.
Для определения порога запаха использовали динамический способ: обследуемый свободно вдыхал воздух из широкого цилиндра, через который непрерывно двигалась смесь воздуха и хлорбензола определенной концентрации. Запах хлорбензола определяли в сравнении с вдыханием чистого воздуха.
В опыте участвовало 20 человек в возрасте от 16 до 62 лет. Было исследовано 12 концентраций хлорбензола в пределах 1,8—0,31 мг/м3. Всего проведено 318 исследований. Концентрация хлорбензола 1,8 мг/м3 ясно ощущалась всеми испытуемыми, а концентрация 0,31 мг/м3 не ощущалась ни одним из них. Концентрация вещества, минимально ощутимая разными лицами, колебалась от 1,5 до 0,41 мг/м3, а максимально неощутимая — от 1,4 до 0,3 мг/м3. Таким образом, порог обонятельного ощущения хлорбензола для наиболее чувствительных лиц составил 0,41 мг/м3.
При определении порога действия паров хлорбензола на электрическую активность головного мозга использован метод усиления его собственных биопотенциалов. Этот метод, применявшийся ранее на кафедре коммунальной гигиены Центрального института усовершенствования врачей для изучения порогов рефлекторного действия некоторых атмосферных загрязнений (О. В. Елисеева, Н. Г. Андреещева), позволяет судить о функциональном состоянии центральной нервной системы.
Исследовали 4 здоровых лиц в возрасте от 17 до 24 лет с нормальным состоянием функции обоняния и дыхательных путей.
Наблюдаемые находились в слабо освещенной (I—1,5 лк), непрерывно вентилируемой электроэнцефалографической камере. На близком расстоянии перед лицом испытуемого помещали стеклянный цилиндр, через который непрерывно поступал чистый воздух со скоростью 20 л/мин. Воздух предварительно очищался путем прохождения через систему фильтров, задерживающих газы, пары и аэрозоли. В нужный момент к нему добавляли пары хлорбензола определенной концентрации. Установка для дозированной подачи паров располагалась вне камеры.
Электрические потенциалы головного мозга регистрировались на 8-канальном черпильнопишущем электроэнцефалографе фирмы «Кайзер». Световые раздражения оптимальной для каждого исследуемого частоты давали с помощью фотостимулятора той же фирмы. Ксеноводородная лампа фотостимулятора с бело-матовым экраном, спектр которого близок к спектру дневного света, помещалась перед глазами наблюдаемого.
Для 3 наблюдаемых оптимальная частота стимулирующего ритмического света составляла 10 гц, для 1 —8 гц, длительность каждой вспышки равнялась 10 мсек. Переменной величиной была интенсивность световых вспышек — 0,1, 0,2 0,6 дж. Интенсивность ритмично мигающего света меняли каждые 5 сек. на протяжении 25 сек. Двадцатипятисекундные серии следовали каждую минуту в продолжение всего опыта (13 мин.). Электроэнцефалограмму (ЭЭГ) отводили биполярным способом в комбинации с униполярным одновременно от затылочных и височно-теменных областей.
В начале каждого исследования устанавливали усиление собственного ритма, адекватное интенсивности наносимых световых стимулов. Для этого импульсную лампу фотостимулятора помещали на таком расстоянии от исследуемого, при котором наблюдалась минимальная амплитуда собственного ритма на меньшую интенсивность вспышки (0,1 дж) и максимальная амплитуда на большую интенсивность вспышки (0,6 дж). Суммарную амплитуду за каждые 5 сек. регистрировали интегратором конструкции инженера Б. Н. Балашова. Определив оптимальное расстояние импульсной лампы от лица исследуемого, приступали к регистрации электрической активности головного мозга при вдыхании чистого воздуха, а затем различных концентраций хлорбензола.
Все исследования мы разделили на 4 периода: 1-й (3 мин.), в течение которого фиксировали фоновое состояние центральной нервной системы; 2-й (2'/г мин.), в течение которого к струе вдыхаемого воздуха примешивали и пары хлорбензола; 3-й (3 мин.), который следовал сразу за 2-м периодом и рассматривался как период «близкого последействия», и, наконец, 4-й период (4 мин.), который рассматривался как период отдаленного последействия паров хлорбензола или восстановления деятельности центральной нервной системы по сравнению с ее фоновым состоянием.
Полученные в каждом опыте ЭЭГ анализировали по изменению амплитуды собственного ритма, регистрируемой кривой интегратора по всем интенсивностям и выражали в процентах; за 100% брали среднюю суммарную амплитуду, выведенную из данных первых 3 мин.
Действие исследуемых концентраций токсического вещества на электрическую активность головного мозга проверяли не менее 3 раз в течение 3 дней на каждом испытуемом. Контролем служило такое же число опытов с регистрацией и анализом ЭЭГ при вдыхании чистого воздуха. Полученные данные при вдыхании паров хлорбензола обрабатывали по правилам вариационной статистики с нахождением степени достоверности полученных измененнй усиления амплитуды ритма. Концентрацию, которая не давала статистически достоверных изменений указанного показателя, считали недействующей.
Наблюдения велись при концентрациях хлорбензола во вдыхаемом воздухе 0,3, 0,2 и 0,1 мг/м3.
Для каждого наблюдаемого действие малых концентраций хлорбензола оказалось индивидуальным. Концентрация 0,3 мг/м3 была действующей для 3 испытуемых, но в разные периоды: для наблюдаемого Р. — в период вдыхания газ'а, для наблюдаемого Г. — в период отдаленного последействия. Две другие концентрации (0,2 и 0,1 мг/м3) во всех 3 периодах оказались недействующими для этих испытуемых. У наблюдаемой Е. при концентрации 0,2 мг/м3 отмечены статистически достоверные изменения в периоды близкого и отдаленного последействия. У наблюдаемой К. при концентрации 0,3 и 0,2 мг/м3 статистически достоверные изменения наблюдались в периоды близкого и отдаленного последействия. Концентрация, близкая к 0,1 мг/м3, у всех 4 наблюдаемых во всех 3 периодах не вызывала статистически достоверных изменений амплитуды собственного ритма.
На основании полученных нами данных можно предложить в качестве максимально разовой предельно допустимой концентрации хлорбензола в атмосферном воздухе 0,1 мг/м3.
Для обоснования среднесуточной предельно допустимой концентрации хлорбензола в атмосферном воздухе мы провели непрерывную 60-суточную затравку 45 белых крыс-самцов весом 80—100 г. Все они 5ыли разбиты на 3 группы, по 15 крыс в каждой. Крысы 1-й группы подвергались воздействию хлорбензола в концентрации 1 мг/м3, крысы 2-й группы — в концентрации 0,1 мг/м3.
Затравка проведена в камерах емкостью 100 л. Смесь воздуха с хлорбензолом подавали в камеры воздуходувками со скоростью 25—30 л в минуту. До затравки в камерах было установлено постоянство концентраций. В процессе затравки пробы воздуха из «амеры отбирали 1 раз в сутки. Концентрации хлорбензола в первой камере колебались от 1,2 до 0,8 мг/м3 (ст=±0,08), во второй —от 0,15 до 0,09 мг/м3 (ст= ±0,012). Мы периодически исследовали воздух в контрольной камере; хлорбензол в ней отсутствовал.
В период затравки вели наблюдения за общим состоянием животных, их весом, моторной хронаксией мышц-антагонистов, активностью
холинэстеразы, соотношением белковых фракций сыворотки крови и количеством лейкоцитов с подсчетом лейкоцитарной формулы. Хлорбензол не оказал существенного влияния на общее состояние и вес животных. К концу затравки
Таблица 1
Соотношение хронаксий мышц-антагонистов у подопытных животных в процессе затравки
Контрольная Концентрация хлорбензола (в мг/м')
Дата исследования группа 1.0 0,1
животных М М м *
14/\Ш1 24/УШ 3/1Х 14/1Х 3/Х 14/Х 23/Х 1,13 1,40 1,23 1,19 1,36 1,21 1,27 1,5 1,51 1,63 1,08 0,98 0,83 0,78 0,86 0,35 1,07 1,37 3,9 (в*) 3,8(в') 2,72 (а1) 1,56 1,34 1,72 1,36 1,38 1,28 0,46 0,75 0,12 1,40 0,89 0,28
2/Х1 1,16 0,86 3,0(в1) 1,18 0,28
1 а — достоверность изменении по сравнению с контролем 95%; в — достоверность изменений по сравнению^ контролем 99%.
все крысы были здоровы и прибавили в весе.
Моторную хронаксию мышц сгибателей и разгибателей голени задней правой конечности мы определяли с помощью импульсного хронакси-метра ИСЭ-01 по методике, принятой на кафедре коммунальной гигиены Центрального института усовершенствования врачей. Это делали раз в 10 дней. Концентрация хлорбензола 1 мг/м3 вызвала на 39-й день затравки изменения в соотношении моторной хронаксии
мышц сгибателей и разгибателей. Обратное соотношение возникло в результате нарушения регулирующего влияния центральной нервной системы. У крыс 2-й и контрольной групп соотношение хронаксий аналогичных групп мышц на всем протяжении затравки не изменилось (табл. 1).
Для изучения влияния хлорбензола на активность холинэстеразы цельной крови был использован химический метод определения этого показателя. Сущность этого метода состоит в том, чтобы установить, сколько времени необходимо для изменения цвета индикатора вследствие действия на него уксусной кислоты, образовавшейся в результате гидролиза ацетилхолина (А. А. Покровский; А. П. Мартынова).
Активность холинэстеразы исследовали на 5 крысах каждой группы. Кровь у »их брали каждые 14 дней путем надреза. Снижение времени разложения ацетилхолинхлорида, т. е. повышения активности холинэстеразы, наблюдалось у крыс 1-й группы на 36-й день затравки. У крыс, подвергавшихся действию хлорбензола в коцентрации 0,1 мг/м3, активность холинэстеразы не изменилась (см. рисунок).
1/Щ 15/1Х 29/а 13/Х дни исследокния
Время разложения ацетилхолинхлорида цельной кровью белых крыс в процессе затравки хлорбензолом.
1 — контрольная группа животных; 2 — воздействие хлорбензола в концентрации 0,1 мг/м3; 3 — воздействие хлорбензола в концентрации 1 мг/м3; в — достоверность изменений, составляющая 99%; с — достоверность изменений, составляющая 99,9%.
И
С целью изучения влияния хлорбензола на соотношение белковых фракций сыворотки крови был использован метод, предложенный А. Е. Гурвичем. Для электрофоретического определения на бумаге фракционного состава белков брали стерильно кровь из хвостовой вены. Центрифугированием отделяли сыворотку крови от форменных элементов. Электрофорез протекал в камере, заполненной вероналовым буфером с ионной силой 0,1 и рН 8,6. Окрашивание электрофореграмм проводили амидошвар-цем 0,1% в 10% растворе уксусной кислоты. Окрашенные фракции разрезали на поперечные полосы шириной 0,5 см. Количественное определение фракций проводили методом элюирования.
Общее количество белков сыворотки крови у животных обеих групп в процессе хронической затравки не менялось.
Мы отметили снижение количества а-глобу-линов у животных 1-й группы на 40-й день затравки и увеличение р-глобулинов на 60-й день. У крыс той же группы изменился и аль-бумино - а-глобулиновый коэффициент по сравнению с контрольной группой. У животных 2-й группы достоверных изменений белковых фракций сыворотки крови не было (табл. 2).
При воздействии
хлорбензола в концент-
1 а — измейения достоверны по сравнению с конт- рации 1 и 0,1 мг/м3 из-роле.м на 95%; с — изменения достоверны по сравне- менений В количестве нию с контролем на 99,9%. лейкоцитов И лейкоци-
тарной формуле также не обнаружено.
Выводы
1. Порог обонятельного ощущения хлорбензола для наиболее чувствительных лиц составляет 0,4 мг/м3. Порог действия этого вещества на электричеокую активность головного мозга составляет 0,2 мг/м3; недействующая концентрация равна 0,1 мг/м3. Максимально разовая предельно допустимая концентрация хлорбензола находится на уровне 0,1 мг/м3.
2. Хлорбензол в концентрации 1 мг/м3 при хронической затравке белых крыс вызывает у них снижение и извращение правильного со-
Таблица 2
Белковые фракции сыворотки крови (в мг%) у подопытных животных
Даты исследования Контрольная группа животных М Концентрация хлорбензола (в мг/м')
1,0 0.1
М * М *
Альбумины
19/1Х 3,05 4,11 2,25 3,10 0,001
10/Х 3,39 3,78 0,88 3,59 0,47
29/Х 3,41 3,58 0,57 3,63 0,58
а-глобулины
19/1Х 1,72 1.0 2,40 1,26 0,46
10/Х 1.55 0,89 4,50 (с1) 0,87 2,25
29/Х 1,16 1.0 1,0 0,77 2,16
р-глобулины
19/1Х 1,22 1,26 0,015 1,51 1,85
10/Х 1,39 1,35 0,01 1,71 0,78
29/Х 1,35 2,11 2,45 (а1) 1,95 2,12
■у-глобулины
19/1Х 1.11 1,31 2,10 1,33 0,12
10/Х 1,08 1,18 0,01 1,14 0,28
29/Х 0,8 1,44 1,24 1,30 1,6
Альбумино-а-глобулиновый коэффициент
19/1Х 1,98 4,31 2,71 (а1) 2,65 0,12
10/Х 2,2 4,64 2,8 (а1) 4,33 2,19
29/Х 3,75 3,60 2,48 (а») 5,01 1,70
отношения хронаксии мышц-антагонистов, повышает активность хо-линэстеразы и снижает содержание а-глобулинов в сыворотке крови. Хлорбензол в концентрации 0,1 мг/м3 при хроническом воздействии на белых крыс не вызывает изменений, наблюдавшихся при высокой концентрации этого вещества (1 мг/м3). Среднесуточная предельно допустимая концентрация хлорбензола может быть на уровне максимально разовой (0,1 мг/м3).
ЛИТЕРАТУРА
Гинзбург С. Л. В кн.: М. С. Быховская, С. Л. Гинзбург, О. Д. Хализова. Методы определения вредных веществ в воздухе и других средах. М., 1961, ч. 2, стр. 119.—Гурвич А. Е. Лабор. дело, 1955, № 3, стр. 3.—Мартынова А. П. Гиг. труда, 1957, № 4, стр. 23.—Л а з а р е в Н. В. Химически вредные вещества в промышленности. Л.—М., 1951, ч. 1. стр. 193.—Покровский А. А. Воен.-мед. ж., 1953, № 9, стр. 61.—Розенбаум Н. Д. и др. Гиг. и сан., 1947, № 1, стр 21.—Pislaru V., Igiena (Вис.), I960, v. 2, p. 127.
Поступила 16/VI 1964 г.
DATA FOR SUBSTANTIATING THE MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATION OF CHLORBENZOL IN THE ATMOSPHERIC AIR
L. P. Tarkhova
The effect of chlorbenzol was studied in short-term and chronic poisoning tests. The olfactory threshold value of this substance for the most sensitive persons comprises 0.4 mg/m3; the threshold value affecting the electric activity of the cerebral cortex equals 0.1 mg/m3. Chlorbenzol at a concentration of 1.0 mg/m3, when administered continuously for a period of 65 days, disturbs the proper chronaxy correlation of the muscle-antago-nists, increases the cholinesterase activity and lowers the alpha-globulin content of the blood serum. Chlorbenzol at a concentration of 0.1 mg/m3 causes no shifts which were noted at that of 1.0 mg/m3. The maximum single and average daily permissible concentration of chlorbenzol in the atmospheric air is suggested to be set at a level of 0.1 mg/m3.
УДК 614.777 : 543.361] : 615.778.3
МАТЕРИАЛЫ К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ГЕПТАХЛОРА В ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОДАХ
В. Н. Чекаль
Украинский научно-исследовательский институт коммунальной гигиены, Киев
Гептахлор (С10Н5С17) — сравнительно новый хлорированный углеводород, обладающий инсектицидными свойствами. Чистый препарат гептахлора — белое кристаллическое вещество с выраженным хлорным запахом, с молекулярным весом 373,5 и точкой плавления 95—96°. Препарат хорошо растворим в маслах и органических растворителях. При синтезе вещества и систематическом применении его в сельском хозяйстве можно ожидать загрязнения им водоемов, когда он попадает туда со сточными водами в виде смывов с обработанных поверхностей.
Отсутствие в литературе описания методов количественного (химического) определения малого количества гептахлора в водных растворах, а также данных о растворимости его в воде обусловило необходимость специальных исследований. С этой целью мы применили хрома-тографическое изучение гептахлора при помощи цветообразующей реакции с диэтаноламином в щелочно-метаноловой среде (Е. С. Косматый) .
По данным наших исследований, растворимость вещества в воде находится на уровне 0,1 мг/л. Стабильность вещества мы устанавливали по указанному методу. Как показали эксперименты, гептахлор в течение 7 суток оставался стабильным и был на уровне исходных величин.