Научная статья на тему 'Материалы к изучению соколов Салаирского кряжа'

Материалы к изучению соколов Салаирского кряжа Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
113
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материалы к изучению соколов Салаирского кряжа»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1691: 5469-5477

Материалы к изучению соколов Салаирского кряжа

С.В.Важов, В.М.Важов, А.В.Грибков, В.Н.Никулкин, А.В.Одинцев

Сергей Викторович Важов, Виктор Маркович Важов, Алексей Валерьевич Одинцев. Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М.Шукшина. Ул. Короленко, д. 53, Бийск, 659333, Россия. E-mail: vazhov49@mail.ru

Алексей Владимирович Грибков, Виктор Николаевич Никулкин. Геблеровское экологическое общество. Ул. 50 лет СССР, д. 8, кв. 72, Барнаул, 656057, Россия. E-mail: gribkov2005@list.ru

Поступила в редакцию 5 ноября 2018

Салаирский кряж (рис. 1) имеет значительную площадь и является одной из самых крупных низкогорных возвышенностей в Сибири. Кряж представляет собой обособленные низкие горы с отметками высот 200600 м н.у.м., протяжённостью около 300 км с максимальной шириной территории до 40 км. Низкогорье занимает северо-западную часть Ал-тае-Саянской горной страны и частично включает территорию трёх регионов: Алтайского края, Кемеровской и Новосибирской областей. Для Салаирского кряжа характерен главным образом долинно-балочный тип рельефа, расчленённый густой и сложной речной сетью. Овраж-ность территории низкая, составляет 1-5%, преобладают пологие горные склоны разных экспозиций (Атлас... 1978).

Рис. 1. Черневая тайга Салаира. Тогульский заказник. 29 сентября 2014. Фото А.В.Грибкова.

Салаирский кряж характеризуется уникальной для Сибири природой: здесь пока ещё сохранились черневые (рис. 1) и кедровые леса, реликтовые липовые рощи, многие виды редких растений и животных. Наряду с этим значительная часть территории кряжа преобразована деятельностью человека и являет собой хаотично расположенные скопления карьеров, отвалов и вырубок, особенно со стороны Кемеровской и Новосибирской областей. Это обусловлено наличием на территории полезных ископаемых, лесных и других ресурсов. В настоящее время на Салаире продолжается добыча полезных ископаемых, ведутся геологоразведочные работы и промышленная лесозаготовка. Современная система истощительного ресурсопользования создаёт большой риск потери уникальности природы Салаира в ближайшем будущем. В связи с этим возникла необходимость создания особо охраняемой природной территории федерального значения. В настоящее время ведётся разработка проекта федерального национального парка «Тогул», который будет располагаться на нынешней территории Ельцовского и То-гульского заказников Алтайского края.

Местность предполагаемого парка труднодоступна и слабо изучена, в том числе, недостаточно исследованы фауна и экология птиц семейства соколиных Falconidae Vigors, 1824, многие виды которых относятся к редкими или находятся под угрозой исчезновения. Гнездование таких видов в природных ландшафтах Салаира является важным фактом обоснования создания особо охраняемой природной территории федерального значения - национального парка «Тогул». Придание особо защитного статуса местам обитания редких видов птиц будет способствовать сохранению их популяций (Важов и др. 2018).

В данной статье представлены предварительные результаты исследований территориального размещения и гнездования соколиных птиц в условиях Салаира, проведённых в 2013-2018 годах. На данный момент на Салаирском кряже и сопредельных территориях установлено обитание 7 видов Falconidae. Ниже приводится их повидовое описание.

Балобан Falco cherrug. Редкий сокол, занесён в Красные книги Российской Федерации (2001), Алтайского края (2016), Новосибирской (2008) и Кемеровской (2012) областей. В последние годы численность уменьшилась до критического уровня, так что в ближайшее время балобан может исчезнуть на территории указанных субъектов Российской Федерации (В.М.Важов и др. 2016; С.В.Важов и др. 2016). Мониторинг популяции балобана в Алтае-Саянском регионе показывает устойчивое падение численности вида. Основной вклад в снижение численности популяций балобана вносит нелегальный отлов птиц как в регионе, так и на миграциях соколов в соседних странах: Монголии и Китае (Карякин и др. 2010).

На Салаирском кряже и в его предгорьях балобан ранее отмечен гнездящимся на территории Кемеровской области (Хахлов 1937; Гаги-на 1979). В гнездовое время отмечен также в Ельцовском районе Алтайского края, не исключено его присутствие и в Тогульском заказнике (Материалы... 2018). Нами этот сокол на Салаире не обнаружен.

Сапсан Falco peregrinus. Редкий сокол (рис. 2), занесённый в Красные книги Российской Федерации (2001), Алтайского края (2016), Новосибирской (2008) и Кемеровской (2012) областей. Сапсан гнездится на скальных обнажениях речных долин, склонов хребтов и на денудационных останцах, причём яйца, в отличие от балобана, как правило, откладывает прямо в ниши и на полки скал, обычно под прикрытием кустарников или травы (спирея, карагана, шиповник, можжевельник, крапива и т.д.). Питается сапсан почти исключительно птицами, причём ловит их в воздухе. Зимующие особи часто держатся в местах скопления голубей, врановых и других птиц.

Рис. 2. Молодой сапсан Falco peregrinus. Алтайский край. 6 июля 2016. Фото С.В.Важова.

На Салаирском кряже сапсан отмечен как редкая на гнездовании птица (Гагина 1979), перелётный, хотя иногда отмечается и в холодное время года. Ранее на Салаире был обычным видом, гнёзда сапсана располагались с интервалом 4-5 км, иногда на этом расстоянии гнездились по две пары (Хахлов 1937).

В 2002 году, впервые за 50 лет, сапсан отмечен на гнездовании в отрогах Салаирского хребта на приречных скальных обнажениях на

правобережье Оби в Новосибирской области (Карякин и др. 2005). В долине реки Бердь выявлено 3 гнездовых участка, на 2 из которых птицы размножались и лишь на одном участке размножение оказалось успешным — вылетели 3 слётка. Занятость гнездовых участков составила 67.7%, успех размножения — 1.5 слётка на гнездившуюся пару (33.3%) при возможных четырёх.

Рис. 3. Гнездо сапсана Falcoperegrinus с кладкой. Река Чумыш. 12 мая 2013. Фото С.В.Важова.

Вблизи села Черемшанка, расположенного в долине Чумыша, в предгорьях Салаира, 12 мая 2013 проверены 2 ранее установленных (Карякин и др. 2005) гнездовых участка сапсана. Они были жилыми: в нише скалы у реки на одном из участков было гнездо, где находилось

2 яйца, на втором гнездо пустовало, но в нём обнаружены свежие остатки корма и погадок. Это предполагает неудачное размножение в этом году. Здесь же обнаружены два новых гнездовых участка сапсана на бывшем гнездовом участке филина Bubo bubo. На одном из них на приречной скале имелась гнездовая полка с находящейся там кладкой из 4 яиц (рис. 3). На втором участке на гнездовой скале найдено большое количество остатков пищи и погадок, поблизости от неё беспокойно летала взрослая птица. Из-за трудной доступности скалы гнезда не удалось обнаружить. В итоге на обследованном участке долины реки Чумыш в 2013 году установлено обитание 4 пар сапсанов. Гнездовые участки располагались в среднем на расстоянии 900 м один от другого. В конце мая 2018 года эти гнездовые участки были проверены нами: все они по-прежнему были жилыми.

В Тогульском заказнике неподалёку от села Верх-Коптелка у реки Уксунай 13 августа 2013 наблюдался выводок сапсана из 2 хорошо летающих слётков (Бахтин, Важов 2014; Бахтин, Важов 2016). Гнездовой участок сапсана выявлен нами 7 мая 2017 на реке Чумыш в окрестностях села Мостовая (на границе Кемеровской области и Алтайского края). Неоднократно наблюдались птицы, проявляющие беспокойство, но гнездо найти не удалось из-за труднодоступности частично облесённых скальных обнажений.

В ходе сплава по 59-километровому участку реки Чумыш от села Сары-Чумыш до села Ельцовка (территория проектируемого национального парка «Тогул») с 8 по 14 июля 2017 нами обнаружено 7 гнездовых участков сапсанов с жилыми гнёздами и 1 участок со старым гнездом. Средняя плотность составила 1 гнездящуюся пару на 7.4 км речной долины с таёжными склонами и многочисленными скальными обнажениями.

Чеглок Falco subbuteo. По всему Салаиру в прежнее время это был довольно обычный гнездящийся вид (рис. 4) (Гагина 1979). Нами территориальные пары чеглоков (гнездовые участки) неоднократно отмечались в долине реки Чумыш весной и летом 2017 и 2018 годов, поэтому гнездование данного вида в настоящее время на Салаире не вызывает сомнений.

Дербник Falco columbarius. Редкий гнездящийся вид на Салаирском кряже (Гагина 1979). В настоящее время стал очень редким (Ва-сильченко 2004). Включён в Красные книги Алтайского края (2016), Новосибирской (2008) и Кемеровской (2012) областей. Возможно гнездование в Тогульском заказнике (Материалы... 2018). Нами дербник на Салаире не обнаружен.

Кобчик Falco vespertinus. Редкий сокол (рис. 5) с негативной динамикой численности, включён в Красные книги Алтайского края (2016), Новосибирской (2008) и Кемеровской (2012) областей.

Рис. 4. Чеглок Falco subbuteo. Алтайский край. 10 июля 2015. Фото С.В.Важова.

Рис. 5. Кобчик Falco vespertinus (самка). Алтайский край. 22 мая 2016. Фото С.В.Важова.

На Салаирском кряже в прошлые годы кобчик считался обычной гнездящейся птицей (Хахлов 1937; Гагина1979). Отмечен ранее также на территории Тогульского заказника (Инвентаризация...1995). Сейчас можно констатировать почти полное исчезновение данного вида на гнездовании в пределах Салаирского кряжа, по крайней мере на тер-

ритории Алтайского края, которая нами обследована значительно лучше. Причины исчезновения гнездовой группировки кобчика не совсем ясны. Вероятно, это массовая гибель птиц на путях миграций или местах зимовки. В настоящее время гнездование кобчика в пределах Са-лаира возможно (Материалы. 2018), однако представляется весьма сомнительным.

Степная пустельга Falco naumanni. Отмечена на Салаире в Кемеровской области как редкий залётный вид (Гагина1979). В настоящее время это очень редкий сокол с негативной динамикой численности, включённый в Красные книги Российской Федерации (2001), Алтайского края (2016) и Кемеровской (2012) области.

Обыкновенная пустельга Falco tinnunculus. Обычный гнездящийся перелётный вид (рис. 6), плотность которого в ХХ столетии достигала в приопушечной части 1.5 ос./км2 (Чунихин 1965). Часть птиц, по-видимому, зимует. Ранее на Салаирском кряже в качестве гнездящегося вида отмечена в Кемеровской области (Гагина 1979). Нами территориальные пары этих соколов, а также жилые гнёзда в постройках врановых и лётные выводки неоднократно отмечались в долине Чумы-ша весной и летом 2017 и 2018 годов. Точное количество гнездовых участков пустельги на Салаирском кряже неизвестно, так как основное внимание мы, как и другие исследователи, уделяли поиску гнёзд редких видов пернатых хищников.

Рис. 6. Обыкновенная пустельга Falco tinnunculus. Алтайский край. 20 июля 2010. Фото С.В.Важова.

Таким образом, на Салаирском кряже отмечено 7 видов соколов, но достоверно гнездится в настоящее время только 3 из них. Процесс изменения естественных ландшафтов Салаирского кряжа и возникновение трансформированных сопровождается появлением негативных факторов для орнитофауны. В таких условиях отдельные виды птиц (например, чеглок и обыкновенная пустельга) проявляют экологическую пластичность и адаптируется к жизни в новых условиях среды. Другие же (такие, как балобан и кобчик) оказываются на грани исчезновения.

Гнездование в малонарушенных естественных экосистемах Салаи-ра такого глобально редкого вида, как сапсан, подтверждает необходимость создания особо охраняемой природной территории федерального значения — национального парка «Тогул». Придание гнездовым стациям редкого сокола особого защитного статуса и включение их в национальный парк позволит по меньшей мере исключить браконьерский отлов и отстрел, а при прочих благоприятных условиях даст возможность роста численности популяции.

Авторы выражают благодарность Л.В.Пожидаевой, Р.Ф.Бахтину и А.А.Чухлову за помощь в организации и проведении полевых исследований на Салаире.

Литератур а

Атлас Алтайского края. 1978. Москва; Барнаул, 3: 1-222.

Бахтин Р.Ф., Важов С.В. 2014. О встречах редких хищных птиц на Салаире в 2013 году

// Успехи современного естествознания 5, 2:190. Бахтин Р.Ф., Важов С.В. 2016. Гнездовые находки большого подорлика Aquila clanga и сапсана Falco peregrinus на Салаире в 2013 году // Рус. орнитол. журн. 25 (1372): 4669-4670.

Важов В.М., Черемисин А.А., Фефелова А.Ю. 2016. Экология и распространение редких соколов в агроландшафтах Алтая (литературный обзор) // Научное обозрение. Биол. науки 6: 5-13.

Важов С.В., Бахтин Р.Ф., Важов В.М. 2016. О статусе некоторых видов птиц в Красной книге Алтайского края // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований 4, 2: 504-506. Важов С.В., Важов В.М., Черемисин А.А. 2018. Материалы к изучению ястребиных

птиц Салаирского кряжа // Рус. орнитол. журн. 27 (1664): 4393-4403. Васильченко А.А. 2004. Птицы Кемеровской области. Кемерово: 1-488. Гагина Т.Н. 1979. Птицы Салаиро-Кузнецкой горной страны (Кемеровская область) //

Вопросы экологии и охраны природы. Кемерово: 5-17. Инвентаризация заказников Алтайского края. 1995. Отчёт о научно-исследовательской работе. Барнаул, 2.

Карякин И.В., Смелянский И.Э., Грабовский М.А., Рыбенко А.В., Егорова А.В. 2005.

Крупные пернатые хищники Алтайского края // Пернатые хищники и их охрана 3: 28-51.

Карякин И.В., Николенко Э.Г., Важов С.В., Митрофанов О.Б. 2010. Результаты мониторинга популяции балобана в Алтае-Саянском регионе в 2009-2010 годах, Россия // Пернатые хищники и их охрана 19: 136-151. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. 2016. 3-е изд., переработ. и доп. Барнаул, 2: 1-312.

Красная книга Российской Федерации (животные). 2001. М: 1-863.

Красная книга Кемеровской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения

виды животных. 2012. 2-е изд., перераб. и доп. Кемерово, 2: 1-192. Красная книга Новосибирской области: Животные, растения и грибы. 2008. 2-е изд.,

перераб. и доп. Новосибирск: 1-528. Материалы комплексного экологического обследования участков территории Заринско-го, Тогульского и Ельцовского районов Алтайского края, обосновывающие придание им правового статуса особо охраняемой природной территории федерального значения - национальный парк «Тогул» (Эколого-экономическое обоснование). 2018. Барнаул: 1-159 (рукопись). Хахлов В.А. 1937. Кузнецкая степь и Салаир (Птицы). Ч. 1, 2 // Учён. зап. Перм. пед. ин-та 1: 1-243.

Чунихин С.П. 1965. Фауна и распространение птиц горно-таёжных лесов Салаирского кряжа // Орнитология 7: 76-82.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1691: 5477-5479

Встреча кобчика Falco vespertinus в долине реки Катанги (Усть-Илимский район, Иркутская область)

В.В.Попов

Виктор Васильевич Попов. Байкальский центр полевых исследований «Дикая природа Азии». Иркутск, Россия. E-mail: vpopov2010@yandex.ru

Поступила в редакцию 3 ноября 2018

Кобчик Falco vespertinus включён в Красную книгу Иркутской области (Попов 2010) как исчезнувший вид, последние двадцать лет на территории области встреч этого вида не отмечено. Обзоры встреч кобчика на территории области мы уже публиковали ранее (Попов 2000, 2003а, 2010, 2012).

В 2018 году во время проведения полевых работ в Усть-Илимском районе в долине реки Катанга (так в верхнем течении на территории Иркутской области называется река Подкаменная Тунгуска) на территории Катангской дачи Сосновского участкового лесничества нами был дважды встречен кобчик. На правом берегу Катанги, примерно в 10 км от реки на восток, 22 июля мы наблюдали самца на старой зарастающей гари примерно 5-летней давности. Птица несколько раз перелетала лесную дорогу, охотясь на насекомых, по поведению напоминала птицу на гнездовом участке. 25 июля самца кобчика мы наблюдали уже на левом берегу Киренги примерно в 500 м на границе леса и вырубки 2-3-летней давности. Следует отметить, что как на вырубках,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.