Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ТЕТРАГИДРОФУРИЛОВОГО (ТГФ) СПИРТА В ВОДОЕМАХ'

МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ТЕТРАГИДРОФУРИЛОВОГО (ТГФ) СПИРТА В ВОДОЕМАХ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ТЕТРАГИДРОФУРИЛОВОГО (ТГФ) СПИРТА В ВОДОЕМАХ»

ских провинциях (северная Армения), где биосфера обогащена молибденом, выявлено заболевание, протекающее по типу подагры. Имеются указания на связь этого элемента и с другими заболеваниями. Так, Н. М. Уразаев установил обратную зависимость между степенью распространения эндемического зоба и уровнем содержания молибдена во внешней среде Татарской АССР и Марийской АССР. Автор указывает, что недостаток молибдена служит одним из предрасполагающих факторов в развитии эндемического зоба.

В природных водах это вещество встречается главным образом в пятивалентной форме в виде аниона Мо02. Т. А. Асмангулян рекомендует предельно допустимую концентрацию молибдена в воде открытых водоемов на уровне 0,5 мг/л. Низкое содержание молибдена (следы) отмечают в поверхностных водах горного Алтая — бассейне р. Иша (А. А. Кулик и Е. В. Чечегоева), в водах Саратовского Поволжья (И. Ф. Лобанов), почти во всех минеральных водах Румынии (Soos и соавторы).

По данным В. П. Карловой, содержание молибдена в природных водах юга Красноярского края достигает 0,5 мкг/л.

Поставив своей задачей изучить содержание молибдена в водоисточниках Томской области, мы отбирали образцы проб из различных мест рек Оби и Томи и притоков (Басандайка, Ушайка, Киргизка, Черная), а также из артезианских скважин и шахтных колодцев с учетом районирования области по зонам в зависимости от характера почв. В северную зону вошли Александровский и Каргасекский районы с подзолистыми и болотистыми почвами, в среднюю — Бачкарский и Колпашевский районы с преимущественным распространением дерново-подзолистых почв и в южную — Аси-новский, Томский и Шегарский районы с преобладанием серых лесных почв. Всего было исследовано 260 проб. Содержание молибдена в питьевой воде определяли по общепринятому методу, основанному на образовании окрашенного молибден-роданид-ного комплекса. Колориметрирование проводили на фотоэлектроколориметре типа ФЭК-М.

Полученные результаты обработаны методом вариационной статистики (см. таблицу).

Как видно из таблицы, содержание изученного нами элемента в питьевых водах Томской области невелико, что, очевидно, связано с характером почв, которые бедны молибденом.

В открытых водоемах молибдена меньше (0,061 мкг/л), чем в почвенных водах (0,072 мкг/л), причем содержание его подвержено сезонным колебаниям: в р. Оби летом оно варьирует от 0,111 до 0,150 мкг/л, а зимой — от 0,028 до 0,06 мкг/л.

ЛИТЕРАТУРА

Асмангулян Т. А. Гиг. и сан., 1965, № 4, с. 6. — Карлова В. П. В кн.: Микроэлементы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Улан-Удэ, 1962, т. 1, с. 25.— Ковальский В. В., Яровая Г. А., Ш м а в о н я н Д. М. Ж. общей виол., 1961, т. 22, № 3, с. 179. — Кулик А. А., Чечегоева Е. В. В кн.: Микроэлементы в сельском хозяйстве и медицине. Киев, 1963, с. 196. — Лобанов И. Ф. В кн.: Материалы Са-ратовск. научной конференции по обмену опытом работы с микроэлементами. Саратов, 1960, с. 26. —Уразаев Н. М. В кн.: Сборник научных работ Казанск. мед. ин-та, 1957, т. 1, с. 65.— Coma г С., Singer L., Davis G. К., J. biol. Chem. 180, 1949, N 180, p. 913. — Soos P., Szabo-Selenyi S., Szocs J. В кн.: Conferinta naTionala de balneologie (Lucrari) Bucuresti, 1963, c. 263.

Поступила 19/11 1966 r.

УДК 613.32:661.725

МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ТЕТРАГИДРОФУРИЛОВОГО (ТГФ) СПИРТА В ВОДОЕМАХ

А. Г. Поздняков

Кафедра коммунальной гигиены Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института

Тетрагидрофуриловый (ТГФ) спирт, попадая в водоемы со сточными водами ряда производств, способен сообщать запах воде. Порог восприятия запаха (1 балл) равен 8,6 мг/л, но при нагревании он снижается до 3 мг/л; практический порог (2 балла) — 14,1 мг/л. На свету в водопроводной воде происходят превращения продукта, обусловливающие окрашивание ее в темно-бурый цвет1. Однако окрашивание возникает лишь при значительных концентрациях ТГФ спирта (250 мг/л).

1 К сожалению, автор оставил этот факт недостаточно освещенным. — Ред.

7*

99

С целью гигиенического нормирования ТГФ спирта в воде мы изучали стабильность его путем количественного определения по методике, разработанной Е. В. Деяно-вой для тетрагидрофурана в воздухе. Метод основан па образовании продуктов конденсации тетрагидрофурана с парадиметилбензальдегидом в сернокислой среде. Применение этого метода оказалось возможным и для исследования ТГФ спирта. При увеличении объема раствора до 10 мл и использования ФЭК чувствительность метода

составляла 0,005 мг/л. ТГФ спирт обнаруживался в воде в зависимости от исходных концентраций 0,5 10 и 50 мг/л соответственно в течение 2,8, 10 и 30 суток. Это указывало на то, что вещество сравнительно стабильно в воде.

Учитывая литературные данные о высокой реактивности вещества (А. А. Пономарев и В. В. Зеленкова), мы выявляли возможность химического окисления ТГФ спирта в дистиллированной воде без добавления бытовой сточной жидкости. Оказалось, что этот спирт в концентрациях 0,5, 5 и 10 мг/л потребляет соответственно на 5— 7, 28 и 39% больше растворенного в воде кислорода, чем контроль. Исследования на связывание йода изучаемым веществом дали отрицательные результаты. На основании полученных результатов можно считать, что ТГФ спирт может окисляться за счет имеющегося в воде растворенного кислорода.

Мы изучали также влияние ТГФ спирта в концентрациях от 0,5 до 100 мг/л на процессы биохимического потребления кислорода (ВПК). Установлено, что этот продукт повышает уровень ВПК (см. рисунок). Величина ВПК воды при концентрации ТГФ спирта 2,5 мг/л уже на 2-е сутки превышала данные контроля на 25—50%. То же вещество в концентрации 5 мг/л вызывало увеличение ВПК на 150—170%, а в концентрации 25 мг/л и выше потребляло весь растворенный в воде кислород в течение 5—7 суток. Не влияла на процессы ВПК лишь концентрация ТГФ спирта, равная 1 мг/л. Большие же концентрации его приводили к нарушению кислородного режима водоемов. Константа скорости потребления кислорода равна 0,16.

В концентрации 0,5 мг/л ТГФ спирт не оказывал существенного воздействия на процессы накопления азота аммонийного, азота нитритов и нитратов.

В первые же сутки это вещество вызывало интенсивный рост и развитие сапрофитной микрофлоры. Так, при концентрациях его от 0,5 до 10 мг/л общее количество бактерий через 14 часов после начала опыта было выше контроля на 70—200%, а затем наблюдалось их отмирание.

Что касается содержания растворенного в воде кислорода, то уровень его ниже санитарных норм не уменьшался при концентрации ТГФ спирта, равной 5 мг/л. При концентрациях же этого вещества, составляющих 10 мг/л, содержание растворенного кислорода снижалось до 3,1 мг/л; большие концентрации изучаемого продукта приводили к полному исчезновению растворенного в воде кислорода.

ТГФ спирт не изменял рН воды и не снижал эффективности хлорирования.

Из литературы известно, что ГГФ спирт представляет собой наркотик, по токсичности близкий к пропиленгликолевым спиртам (McCornick). Его среднесмертельная доза (LD50) для белых крыс и морских свинок соответственно равна 1,6—2 и 0,8—1,6 г/кг. По данным Browning, LD50 ТГФ спирта для белых крыс при его перораль-ном введении составляет 4 г/кг.

По нашим данным, LD50 ТГФ спирта равнялась для белых мышей 2,3 (1,65— 3,19) г/кг, для морских свинок 3 (2,53—3,42) г/кг и для белых крыс 2,5 (2,40—3,20) г/кг. После введения вещества у животных наступал наркоз, стадия возбуждения отсутствовала. Средненаркотические дозы для белых мышей и морских свинок еоответственно составляли 1,4 (1,04-1,9) и 2 (1,8-^3,6) г/кг.

Сенсибилизирующей активности продукта при опытах на морских свинках по методике, разработанной Центральным кожно-венерологическим институтом, мы не смогли выявить.

Способность ТГФ спирта к кумуляции изучалась нами на белых мышах, которым ежедневно перорально вводили 1/10 LD50 в виде водных растворов. Коэффициент кумуляции, рассчитанный по методу Веренса — Шлоссер с учетом рекомендации Ю. С. Кагана, оказался равным 0,78. Это позволяет отнести ТГФ спирт к веществам, обладающим выраженными кумулятивными свойствами.

Подострые опыты мы провели на белых мышах и белых крысах. В течение 11/2 месяцев животные получали ТГФ спирт в дозах 20, 40 и 100 мг/кг. Мы фиксировали состояние периферической крови (содержание эритроцитов и лейкоцитов, лейко-

Сутни

Динамика ВПК (в %) при различных концентрациях ТГФ спирта в воде.

/ — концентрация 0,5 мг/л-, 2 — концентрация 1 мг/л; 3 — концентрация 2,5 мг/л-, 4 — концентрация 5 мг/л; 5 — контроль.

цитарная формула, уровень гемоглобина), состояние центральной нервной системы путем регистрации латентного периода безусловного рефлекса. У крыс изучали активность каталазы, динамику потребления кислорода, протромбиновый индекс сыворотки крови.

У животных, получавших вещество в дозе 100 мг/кг, наблюдалось значительное снижение веса тела, увеличение потребления кислорода, протромбинового времени и лейкоцитов; при дозе 40 мг/кг отмечалась лишь тенденция к лейкоцитозу. При патогистологическом исследова-

Замедление скорости воспитания условных рефлексов у белых крыс при хроническом отравлении ТГФ спиртом

Доза (в мг/кг) Количество таний соче- Статистические параметры

положительные

всего абс. * Р

Контроль 5 10 20 123 123 123 123 69 73 34 24 56 58 27 19 1,02 19,30 33,60 >5 <1 <1

нии животных, получавших ТГФ спирт в дозах 100 и 40 мг/кг, выявлены полнокровие всех внутренних органов, жировая и белковая дистрофия печени.

Доза 20 мг/кг не вызывала ни функциональных, ни морфологических изменений систем организма.

В хронический опыт было взято 15 кроликов, 25 белых крыс и 40 белых мышей. Кроликам и мышам ежедневно вводили через зонд пе-рорально водные растворы ТГФ спирта в дозах 10 и 20 мг/кг, что составляет '/250 и '/125 На белых крысах испы-

тывали дозы 5, 10 и 20 мг/кг. Все подопытные животные, получавшие 20 мг/кг, отставали в приросте веса тела. Доза 20 мг/кг вызвала также снижение активности холинэстеразы на 56% после 2 месяцев отравления, увеличение протромбинового времени на 40—70%, повышение уровня гликогена в печени, значительный лейкоцитоз и повышение потребления кислорода.

После 100 дней отравления кролики были иммунизированы брюшнотифозной тетравакциной, затем в течение 4 недель у них определяли титр О- и Н-агглютининов и содержание С-реактивного белка в сыворотке крови. При этом титр О- и Н-антител в опытной группе (20 мг/кг) был значительно ниже, чем в контрольной. Уровень С-реактивного белка устанавливали с помощью реакции преципитации со специфической иммунной сывороткой в капиллярах (П. М. Пашинин). В опытной группе (20 мг/кг) его количество было в 3 раза выше, чем в контрольной, нарастало медленнее; С-реактив-ный белок определялся в течение 16 суток, тогда как в контрольной группе — 6 суток.

ТГФ спирт в дозе 10 мг/кг вызывал лишь изменения в центральной нервной системе; они выражались в замедлении скорости воспитания условных рефлексов (по методу А. А. Голубева). Соответствующие данные приведены в таблице.

При патогистологическом исследовании внутренних органов животных, получавших ТГФ спирт в дозе 20 мг/кг, обнаружено поражение печени в виде белковой и жировой дистрофии. Дозы вещества, равные 10 и 5 мг/кг, изменений внутренних органов не вызывали.

Выводы

1. Тетрагидрофуриловый (ТГФ) спирт при концентрации 8,6 мг/л сообщает запах воде в 1 балл.

2 При концентрации ТГФ спирта, равной 1 мг/л, не отмечается нарушения процессов биохимического потребления кислорода.

3. Недействующая в хроническом опыте доза ТГФ спирта равна 5 мг/кг или 100 мг/л. В качестве предельно допустимой можно рекомендовать концентрацию ТГФ спирта на уровне 1 мг/л; лимитирующий показатель — общесанитарный.

ЛИТЕРАТУРА

С К а г а н Ю. С. В кн.: Фармакология и токсикология. Киев, 1964, в. 1, с. 231.—

Пашинин Г1. М. Лабор. дело, 1961, № 5, с. 3. — Пономарев А. А., 3 е л е н к о в а В. В. Успехи химии, 1951, № 5, с. 589. — Browning Е., Brit. J. industr. Med., 1959, v. 16, p. 23. — M с С о r n l с k W., Industr. Med. Surg., 1957, v. 26, p. 271.

Поступила 9/IX 1965 r.

t

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.