Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ МЕТАКРИЛОВОЙ КИСЛОТЫ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ'

МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ МЕТАКРИЛОВОЙ КИСЛОТЫ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DATA FOR HYGIENIC STANDARDIZATION OF METACRYLIC ACID IN WATER BODIES

The minimum effective dose of methacrylic acid equaled 0,5mg/l. The maximum permissible concentration of this acid in a water body is suggested to be set at a level of 1 mg/l; its limiting index being toxicologic.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ МЕТАКРИЛОВОЙ КИСЛОТЫ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ»

на дозу 0,001 мг/кг, которая отличается от действующей пороговой на 2 порядка.

Комплексная оценка всех экспериментальных данных позволяет считать лимитирующим показателем вредности СДБОсанитарно-токсикологический и рекомендовать предельно допустимую концентрацию его на уровне 0,02 мг/л.

ЛИТЕРАТУРА. Черкинский С. Н., Миклашевский В. Е., Мурзакаев Ф. Г. В кн.: Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. М., 1964, в. 6, с. 323.

Поступила 6/1II 1973 г.

EXPERIMENTAL DATA ON HYGIENIC STANDARDIZATION OF DIBUTYL IN

SULFIDE IN WATER BODIES

V. T. Mazaev, T. G. Shlepnina

On the basis of experimental data the authors suggest a maximum permissible concentra-tion in water bodies of dibutyltin sulfide (DBTS) a new stabilizer of Polyvinylchloride.

УДК «14.777:547.391.3

H. В. Климкина, Р. С. Ехина, А. Н. Сергеев, J1. В. Жидкова

МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ МЕТАКРИЛОВОЙ КИСЛОТЫ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Производство акриловых кислот и их эфиров (акрилатов) в нашей стране является крупнотоннажным. Метакриловая кислота (МАК) представляет собой легко подвижную жидкость с запахом, напоминающим запах уксусной кислоты; в воде она растворяется хорошо. Попадая в воду, МАК в концентрациях более 50 мг/л придает ей неприятный запах. Под воздействием сапрофитной микрофлоры она способна окисляться. Растворы МАК в дистиллированной воде в течение 10 суток наблюдения стабильны (Е. С. Брук и Н. А. Забежинская).

Проведены исследования с химически чистым препаратом МАК, стабилизированным гидрохиноном (0,1%). Порог ощущения ее по запаху равен 116±10 мг/л. При нагревании до 60° интенсивность запаха кислоты несколько увеличивается. Концентрация МАК до 10 мг/л не придает воде постороннего привкуса. Опыты по изучению стабильности водных растворов МАК поставлены в условиях, имитирующих водоемы летом (модели открытых водоемов, температура 16—20°, дехлорированная водопроводная вода с добавлением хозяйственно-бытовых стоков) и зимой (температура 4°, закрытые склянки с водой, содержащей гетерогенную микрофлору). Проведены опыты и с растворами МАК в дистиллированной воде. Исходное содержание МАК составляло 200, 300 и 500 мг/л. Наряду с косвенным исследованием стабильности МАК в воде по запаху проведены опыты по прямому определению в ней вещества методом бромирования. Запах МАК из водоема исчезает медленно. Так, при концентрации МАК 200 мг/л (2 балла) запах полностью исчезает лишь на 4-е сутки, а при концентрации 300 мг/л (3 балла) — на 9-е сутки. Сточная вода, добавленная в дехлорированную водопроводную воду, не оказала заметного влияния на стабильность запаха МАК-Из герметически закрытых сосудов она практически не исчезает в течение 30 дней наблюдения.

Биохимическое потребление кислорода в модельных склянках в присутствии МАК определяли в течение 20 суток (БПКполн)- Испытывали концентрации 0,5, 1, 2, 3, 4, 10 и 100 мг/л. Опыты показали, что МАК в концентрациях 0,5—2 мг/л частично окисляется в течение 10—15 суток с константой, равной 0,11. Минерализация больших количеств кислоты (более

10 мг/л) идет значительно медленнее. Так, на окисление 1 мг вещества в течение 5 суток при исходном содержании МАК 1 мг/л расходуется 0,95— 1,3 мг Ог/л, при 10 мг/л расход составляет 0,68 мг Ог, а при 100 мг/л — 0,06 мг.

Наблюдения за течением второй фазы минерализации в моделях водоемов проведены в течение 40 дней. Установлено, что МАК в концентрациях 1—10 мг/л не оказывает существенного влияния на процессы превращения азотистых веществ бытовых стоков. При концентрации вещества 100 мг/л наблюдается слабое торможение процессов минерализации. Так, полная минерализация органики бытовых стоков в этих моделях заканчивается на 42-е сутки, тогда как в контрольной пробе и в пробах с меньшим содержанием МАК этот процесс завершается к 30-м суткам. Количество растворенного кислорода в водоемах значительно снижается со 2—3-х суток и в отдельные сроки падает до 1 мг/л. При концентрации МАК 100 мг/л активная реакция воды слабокислая (рН 6,0—6,8).

Изучение острого токсического действия МАК проводилось на 150 белых мышах, 50 белых крысах и 15 кроликах. Животные получали вещество в виде водных растворов в желудок и в ротовую полость. Опыты показали, что чувствительность данных видов лабораторных животных к острому действию МАК при введении в желудок примерно одинакова. Среднесмертель-ная доза для мышей составляет 1332±77 мг/кг, для крыс и кроликов — 1060 и 1200 мг/кг.

Для выявления кумулятивного действия МАК поставлен опыт на 34 белых мышах, половине из них вводили дозу 270 мг/кг (V» Ю50). Наблюдения вели за общим состоянием и поведением, выживаемостью и весом животных. После 10 введений МАК у всех мышей была проведена проба на длительность гексеналового сна. В течение опыта погибло 6 животных. После 25 введений растворов МАК выжившим животным опытной и контрольной групп была введена в желудок доза кислоты, равная '/г Ю :,о (680 мг/кг). В течение 6 дней наблюдения в опытной группе погибло 30%, а в контрольной — 17% мышей. Повторное введение МАК приводит к выраженной интоксикации животных, в том числе и к поражению клеток печени и обусловленному этим снижению ее антитоксической функции, что проявлялось в значительном увеличении длительности гексеналового сна. Коэффициент кумуляции МАК, рассчитанный по эмпирической формуле, предложенной С. Н. Черкинским и Г. Н. Красовским (1964), равен 6,02; привыкания к МАК не отмечается.

В хронический санитарно-токсикологический эксперимент было взято 2 вида лабораторных животных — 40 белых крыс и 20 кроликов. В серии опытов на крысах изучено влияние МАК в дозах 0,05 , 0,5 и 5 мг/кг на характер их условнорефлекторной деятельности — выработку рефлекса и формирование стереотипа на фоне интоксикации МАК. В опытах на кроликах исследовано влияние длительного введения малых доз (0,5 и 5 мг/кг) на некоторые биохимические тесты, позволившие оценить функциональное состояние печени, почек и системы гипофиз — кора надпочечников, реактивность организма, уровень его окислительно-восстановительных реакций и пр.

Как показали исследования на кроликах, при введении им МАК в дозе 5 мг/кг уровень щелочности крови к концу опыта существенно снизился. Более низким он оказался у всех особей и в течение всего периода наблюдения. В те же сроки обнаружились колебания содержания хлоридов в крови. К концу 1-го месяца опыта в группе животных, подвергавшихся воздействию дозы 5 мг/кг оно снизилось с 477±4,2 до 359±6,9 мг% и осталось более низким, чем в других группах животных. Все эти данные свидетельствуют о том, что под влиянием перорального введения МАК довольно быстро развиваются ацидотические процессы. И хотя ацидоз в крови кроликов невысок, однако продолжается он длительное время, что не может не отразиться на состоянии организма в целом.

В крови кроликов, подвергавшихся воздействию большей из испытанных доз, отмечалась эритропения без выраженного ретикулоцитоза. Резистентность эритроцитов животных, получавших МАК, была снижена по сравнению с контрольной группой. Начало гемолиза наступало примерно в одни сроки, зато конец процесса у подопытных кроликов затягивался. В прямой связи с состоянием буферных систем крови находилась активность ферментов группы оксиредуктаз.

После 5—6 месяцев отравления у кроликов, получавших МАК в дозе 5 мг/кг, снизилась активность каталазы гемолизированной крови с некоторым параллельным повышением активности п-дифенолоксидазы и щелочной фосфатазы сыворотки крови. Для выявления характера действия МАК на функциональное состояние печени велись наблюдения за белковообразо-вательной, ферментной, углеводной и антитоксической функцией. Длительное введение МАК приводило к диффузному поражению печени, что проявилось практически по всем показателям, отражающим деятельность этого органа. Следует указать, что наиболее четкие данные получены при определении ферментативной функции печени и изучении биологической активности гомогенатов. Наряду со сдвигами в функциях печени отмечалось четкое воздействие МАК на систему гипофиз — кора надпочечников и почек, а также на бактерицидность кожи как показателя состояния иммунобиологической реактивности организма.

Изменения в группе животных под воздействием МАК в дозе 0,5 мг/кг, как правило, были кратковременны и менее выражены. Так, повышение активности ферментов уроканиназы и аминотрансферазы у них отмечалось на 3—4-м месяце опыта с последующей нормализацией показателей. Вычислялись весовые коэффициенты паренхиматозных органов. Сравнивая полученные данные, мы нашли некоторое увеличение весовых коэффициентов надпочечников кроликов, получавших МАК в дозе 0,5 мг/кг. Различие существенно по отношению не только к контрольной группе, но и к литературным данным. В группе животных, получавшей МАК в дозе 5 мг/кг, зарегистрировано некоторое уменьшение как абсолютного, так и относительного веса надпочечников и селезенки.

В эксперименте на белых крысах основное внимание было уделено изучению функционального состояния коры головного мозга. Кроме того, ввиду особенностей токсикодинамики МАК в серии опытов на кроликах у крыс исследовали функциональное состояние эритроцитов методом кислотных эритрограмм (37г и 6 месяцев) и печени — гексеналовый наркоз, активность аминотрансфераз и уровень гистамина, определяли весовые коэффициенты почек, надпочечников, селезенки и печени. Длительное введение белым крысам МАК в дозе 5 мг/кг вызывало в коре головного мозга развитие разлитых процессов торможения, что проявилось в значительном увеличении числа выпадений рефлексов на положительные раздражители, появлении большого числа фазовых состояний и случаев последовательного торможения. У значительной части (у 6 из 9) животных положительный рефлекс на звонок не был укреплен в течение всего периода эксперимента. Действие дозы МАК 0,5 мг/кг проявлялось лишь в некотором увеличении количества выпадений и фазовых состояний. У крыс, получавших МАК в дозе 5 и 0,5 мг/кг отмечалось повышение содержания гистамина в гомогенате, снижение относительного веса печени и надпочечников. Действие кислоты в этих дозах прослеживалось и по показателям, характеризующим степень резистентности эритроцитов к лизирующему действию кислоты.

Для микроскопирования были взяты кусочки печени, почек, селезенки, надпочечников, поджелудочной железы, сердца, желудка, двенадцатиперстной кишки, тонкого и толстого кишечника, весь головной мозг. Исследования показали, что хроническое пероральное введение МАК в дозе 5 мг/кг вызывает во внутренних органах ряд патологических изменений. По силе поражения на первом месте стоят печень и почки (дистрофическое поражение клеток). В общий патологический процесс вовлекаются надпочечники,

в клетках их паренхимы отмечаются дистрофические явления и перераспределение липоидов с уклоном в гиперсекрецию. При исследовании центральной нервной системы не обнаружено каких-либо отклонений от общепринятой нормы у подопытных и контрольных кроликов. У животных, получавших МАК в дозе 0,5 мг/кг, изменения в печени, почках и надпочечниках непостоянны и выражены слабее.

Выводы

1. Действие МАК на органолептические свойства воды выражены слабо, пороговой по запаху является ее концентрация 106 мг/л.

2. МАК в концентрациях до 10 мг/л не задерживает процессов минерализации органического вещества хозяйственно-фекальных сточных вод; сама частично окисляется.

3. По характеру острого действия МАК относится к среднетоксичным соединениям. Для клинической картины острой и подострой интоксикации животных характерно не только местное раздражающее и прижигающее, но и общетоксическое действие.

4. Наблюдение за состоянием организма лабораторных животных (крысы, кролики), длительно получавших МАК в дозах 5 и 0,5 мг/кг, показало, что у них развивается хроническая интоксикация. Из 3 испытанных доз лишь при введении 0,05 мг/кг отсутствовали какие-либо изменения в организме, что позволяет считать эту дозу подпороговой, недействующей.

5. Сопоставление полученных данных позволяет рекомендовать в качестве предельно допустимой для водоемов концентрацию МАК 1 мг/л (доза 0,05 мг/кг), установленную по влиянию на организм животных. Эта концентрация не окажет неблагоприятного влияния и на другие показатели воды.

ЛИТЕРАТУРА. Черкинский С. Н., Красовский Г. Н., Ту-гаринова В. Н. В кн.: Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. М., 1964, в. 6, с. 290.

Поступила 30/VIII 1972 г.

DATA FOR HYGIENIC STANDARDIZATION OF METACRYLIC ACID IN WATER

BODIES

N. V. Klimkina, R. S. Ekhina, A. N. Sergeev, L. V. Zhidkova

The minimum effective dose of metacrylic acid equaled 0,5mg/l. The maximum permissible concentration of this acid in a water body is suggested to be set at a level of 1 mg/1; its limitting index being toxicologic.

УДК 615.26.015.11:612.6

Проф. А. И. Штенберг, канд. биол. наук Н. В. Орлова, А. М. Торчинский

О ДЕЙСТВИИ ПЕСТИЦИДОВ РАЗЛИЧНОЙ ХИМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ

НА ГОНАДЫ И ЭМБРИОГЕНЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ

Институт питания АМН СССР, Москва

Важной и вместе с тем еще недостаточно изученной является проблема взаимосвязи между химической структурой препаратов и характером их токсического действия на организм теплокровных животных. Проводимые в лаборатории токсикологии пестицидов Института питания АМН СССР работы по выяснению действия ряда пестицидов из группы карбаматов на гонады и эмбриогенез белых крыс дают возможность подойти к рассмотрению некоторых сторон этой проблемы. В настоящей статье представлены результаты изучения влияния севина, бенлата и манеба на уровень течения ферментативных процессов в гонадах и эмбриогенез.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.