Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ИЗООКТАНОЛА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ'

МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ИЗООКТАНОЛА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DATA FOR HYGIENIC STANDARDIZATION OF IZOOCTANOL IN THE ATMOSPHERE

The single time maximum permissible concentration ol izooctanol in the atmosphere is recommended to be set at a level of 0.15 mg/m3 as the result of studying the reflex action of the substance on the bioelectric cerebral activity. In a chronic test carried out on 120 albino rats for a period of 96 days there was studied the effect of izooctanol at concentrations of 1.5, 0.15 and 0.08 mg/m3. Its daily average permissible concentration in the atmosphere is suggested to be set at the same level as the single time maximum one.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ИЗООКТАНОЛА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ»

A STUDY OF THE JOINT RESORPTIVE ACTION OF ATMOSPHERIC POLLUTIONS

(GASES AND DUST)

E. V. Elfimova, M. I. Gusev, Yu. V. Novikov, T. V. Yudina, A. N. Sergeev

The joint resorptive action of small concentrations of such atmospheric pollutions as sulphurous gas, carbon monoxide, phenol and dust manifest themselves as a summation of all their effects.

УДК 614.72:661.725.681:613.155.3

МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ИЗООКТАНОЛА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ

Канд. мед. наук В. Р. Цулая, канд. хим. наук Л. И. Зефирова, Э. А. Пе-

реверзева

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Изооктанол относится к числу продуктов, широко используемых в различных областях промышленности (производство пластмасс, антибиотиков и др.). Обследование атмосферы вокруг завода, производящего антибиотики, технологический процесс которого предусматривает использование изооктанола в качестве растворителя, показало, что на расстоянии до 500 м от источника выброса воздух загрязнен этим веществом. Так, число положительных проб на расстояниях 100 и 300 м составляет 100%, на расстоянии 500 м — 3%; лишь на удалении 1000 м изооктанол в отобранных пробах не обнаружен.

Определение изооктанола проводилось методом, основанным на экстракции его бензолом с активированного угля, на который отбирались пробы воздуха, с последующим колориметрическим анализом по реакции с 8-оксихинолиновым комплексом (И. А. Пинигина). Чувствительность метода 2 мкг в объеме 2,5 мл пробы.

Действие на организм малых концентраций изооктанола, регистрируемых в атмосфере, как нам известно из данных литературы, не изучалось, поэтому нашей задачей явилось исследование рефлекторных реакций человека под влиянием кратковременного воздействия вещества, а также выяснение характера его влияния на организм животных в условиях длительного эксперимента.

С целью установления порога рефлекторного действия изооктанола на организм человека мы определили порог обонятельного ощущения у 17 лиц. Проведено 269 определений запаха с концентрациями 0,47, 0,39, 0,26 и 0,22 мг/м3. У 8 испытуемых, наиболее чувствительных к изооктанолу, концентрация его 0,26 мг/м3 явилась пороговой, а концентрация 0,22 мг/м3 — подпороговой.

Для установления субсенсорного порога рефлекторного действия изооктанола на организм человека был использован метод оценки функционального состояния головного мозга с помощью электроэнцефалографических кривых усвоения ритма (метод усиления собственного ритма, А. Д. Семе-ненко и Б. Н. Балашов).

В наблюдениях участвовали 4 человека, у которых порог запаха определялся на уровне 0,26 мг/м3. Проведено 64 исследования. Вдыхание паров изооктанола в концентрации 0,22 мг/м3 вызвало уменьшение энергии потенциалов мозга у всех наблюдаемых. Полученные данные статистически достоверны. Концентрация 0,15 мг/м3 не оказала существенного влияния на энергию потенциалов головного мозга. Таким образом, концентрация изооктанола 0,22 мг/м3 явилась пороговой, а 0,15 мг/м3 — подпороговой.

На основании полученных данных рекомендуется максимальная разовая предельно допустимая концентрация изооктанола в атмосфере, равная 0,15 мг/м3.

Сведения о токсичности изооктанола относятся в основном к большим концентрациям его. Для изучения длительного влияния малых концентраций вещества на организм проведена круглосуточная ингаляционная затравка 60 белых крыс-самцов весом 110—150 г в течение 96 дней. Животные были разбиты на 4 группы по 15 в каждой. 1-я группа подвергалась воздействию изооктанола в концентрации 1,5 мг/м3, т. е. в 10 раз превышающей максимальную недействующую, выявленную при изучении рефлекторного влияния на биоэлектрическую активность головного мозга. 2-я группа крыс вдыхала изооктанол в концентрации 0,15 мг/м3 — на уровне максимальной недействующей на биотоки мозга. 3-я группа подвергалась воздействию вещества в концентрации 0,08 мг/м3 — вдвое меньшей максимальной недействующей. Животные 4-й группы служили контролем и вдыхали чистый воздух.

В течение всего периода затравки животные всех групп находились в одинаковых условиях. Чистый воздух и воздух в смеси с парами изооктанола подавался в затравочные камеры со скоростью 30—35 л/мин. Пробы воздуха на содержание изооктанола отбирали ежедневно.

Ввиду того что изооктанол обладает раздражающим, гепато- и нейро-тропным действием, для исследований использовали следующие тесты: наблюдение за общим состоянием и динамикой веса животных, определение порога нервно-мышечной возбудимости, динамики активности холинэсте-разы крови (Fleisher и Pope), содержания гликогена в крови (Horejsi и со-авт.), уровня аскорбиновой кислоты в крови и печени (Н. И. Пушкина), патоморфологические и гистохимические исследования, определение весовых коэффициентов внутренних органов.

В течение всего эксперимента крысы, подвергавшиеся затравке изоокта-нолом в концентрации 1,5 мг/м3, были беспокойны, раздражительны. Остальные подопытные животные по поведению не отличались от животных контрольной группы.

У животных 1-й группы со 2-й до 10-й недели затравки отмечалась тенденция к снижению прироста веса по сравнению с контрольной группой. С 10-й недели и до конца опыта прирост веса животных 1-й группы почт» не отличался от такового в контроле. Животные 2-й и 3-й групп прибавляли в весе столько же, сколько и животные контрольной группы.

Порог нервно-мышечной возбудимости определяли раз в 2 недели у 5 крыс из каждой группы. Динамика этого порога представлена на рис. 1. До затравки он находился примерно на одном уровне у всех групп животных. С 4-й недели затравки у животных 1-й группы наблюдалось некоторое его снижение, которое с 6-й недели эксперимента было статистически достоверным. Через 2 недели восстановительного периода порог нервно-мышечной возбудимости достиг фоновых значений. На величину этого порога у животных 2-й и 3-й групп изооктанол не оказал существенного влияния. Таким образом, это вещество лишь в концентрации 1,5 мг/м3 вызвало снижение порога нервно-мышечной возбудимости; этого и следовало ожидать, так как все наркотические вещества влияют преимущественно на нервную систему.

Активность холинэсте-разы крови животных мы определяли раз в 15 дней. У животных 1-й группы установлено выраженное угнетение ее с 8-й недели

-1-1-1-1_I_I_I_i

Фон г 4 6 8 W ПЗосстано-

Недели Вительный

Рис. 1. Динамика порога нервно-мышечной возбудимости белых крыс в опыте с изоктанолом. 1 — концентрация \.Ь мг/м1'. 2 — концентрация 0,15 мг/м'; 3 — концентрация 0,08 мг!м'\ 4— контроль.

эксперимента (рис. 2). Активность холинэстеразы крови у животных 2-й и 3-й групп почти не отличалась от контроля. Обнаруженное нами угнетение активности холинэстеразы крови наряду с изменением порога нервно-мышечной возбудимости у животных 1-й группы может рассматриваться как проявление функциональных сдвигов в центральной нервной системе.

На 3—8-й неделе эксперимента у животных 1-й группы наблюдалась тенденция к снижению содержания гликогена в крови по сравнению с контролем. Однако статистическая обработка данных не выявила достоверного изменения содержания гликогена в крови. Содержание аскорбиновой кислоты в крови достоверно уменьшилось с начала эксперимента у животных, подвергавшихся затравке изооктанолом в концентрации 1,5 мг/м3. У животных 2-й и 3-й групп оно мало отличалось от контроля.

После окончания ингаляционной затравки часть животных была забита. У забитых крыс изучали содержание аскорбиновой кислоты в печени. Статистическая обработка соответствующих данных не показала достоверных изменений.

По окончании хронического эксперимента были определены весовые коэффициенты внутренних органов (печени, почек, надпочечников и селезенки), а также проведено гистологическое исследование легких, печени, селезенки, почек, семенников, надпочечников щитовидной железы. У животных 1-й и 2-й групп наблюдалась тенденция к снижению весовых коэффициентов печени и почек. Однако достоверных сдвигов весовых коэффициентов не наблюдалось ни в одной из групп.

Токсическое действие изооктанола в концентрации 1,5 мг/м3 проявилось небольшими изменениями в организме. Наблюдалось умеренное полнокровие внутренних органов с некоторым повышением проницаемости базальных мембран капилляров, активация клеток ретикуло-эндотелиаль-ной системы, небольшая гипертрофия клубочковой зоны коры надпочечников и умеренная гипоплазия белой пульпы селезенки; в легких отмечен бронхит с интерстициальной реакцией, в паренхиме печени — небольшие дистрофические изменения. Действие изооктанола в концентрациях 0,15—0,08 мг/м3 не вызвало в органах подопытных животных каких-либо структурных изменении.

Выводы

1. Малые концентрации изооктанола (1,5 мг/м3) при непрерывном длительном воздействии вызывают в организме животных определенные функциональные и морфологические сдвиги.

2. Безопасно для организма как кратковременное, так и длительное вдыхание вещества в концентрации 0,15 мг/м3. Эта величина рекомендована как максимальная разовая и средне-суточная предельно допустимая в воздухе населенных мест.

ЛИТЕРАТУРА. ПинигинаИ. А. Гиг. и сан., 1966, № 1, с. 51. — П у ш-к и н а Н. Н. Биохимические методы исследования. М., 1963, с. 55. — F I е i s h е г S. Н., Pope Е. L., Arch, industr. Hyg., 1954, v. 9, p. 323. — H о i e j 5 i I. et al. Z^klady chemickeho vySctfovani v lekafstvi. Praha, 1957.

Поступила 9/XI1 1971 r.

Рис. 2. Динамика активности холинэстеразы крови белых крыс в опыте с изооктанолом.

Обозначения те же. что на рис. 1.

DATA FOR HYGIENIC STANDARDIZATION OF IZOOCTANOL IN THE ATMOSPHERE V. R. Tsulaya, L. I. Zefirova, E. A. Pereverzeva

The single time maximum permissible concentration of izooctano! in the atmosphere is recommended to be set at a level of 0.15 mg/m3 as the result of studying the reflex action of the substance on the bioelectric cerebral activity. In a chronic test carried out on 120 albino rats for a period of 96 days there was studied the effect of izooctanol at concentrations of 1.5, 0.15 and 0.08 mg/m3.Its daily average permissible concentration in the atmosphere is suggested to be set at the same level as the single time maximum one.

УДК 613.34

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ СОЛЯМИ И ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ДЕМИНЕРАЛИЗОВАННОЙ ВОДЫ

Д. П. Погосов, канд. мед. наук Н. И. Омельянец, доктор мед. наук JI. В. Григорьева, канд. мед. наук И. Н. Медведев, Н. В. Миронец

Киевский институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева

В настоящем сообщении представлены результаты гигиенической оценки анионита АВ-17х8чС в бикарбонатной форме, контактного гранулированного минерализатора М-16 для обогащения солями и асбестосеребря-ного стерилизатора для обеззараживания обессоленной воды. Употребление обогащенной солями и обеззараженной названными материалами воды для питья предусматривается в сроки не более 30 суток.

Анионит АВ-17х8чС в бикарбонатной форме — высокоосновная ионообменная смола гелевой структуры, синтезированная на основе сополимера стирола с 8% дивинилбензола, является аналогом анионита АВ-17х8. От последнего он отличается тем, что подвергается специальной очистке от растворимых примесей. Анионит предназначен для обогащения обессоленной воды ионами бикарбоната путем обмена на содержащиеся в ней ионы хлора и сульфаты. Смола представляет собой круглые, правильной формы светло-желтого цвета зерна диаметром 0,4—1,2 мм. Анионит хранится под слоем 1 % раствора бикарбоната натрия.

Минерализатор М-16 — белые матовые шарообразные водостойкие гранулы диаметром 7—10 мм, в состав которых входят химически чистые гипс, окись магния, хлористые натрий и калий в соотношении 3 : 1 : 0,1 : 0,01. Применяется он для обогащения воды минеральными солями за счет частичного равномерного растворения гранул.

Стерилизатор — асбестовые волокна, импрегнированные азотнокислым серебром и обработанные сегнетовой солью для восстановления металлического серебра, которое за счет кислорода воздуха окисляется до окиси серебра. Обеззараживание воды по техническому заданию должно происходить за счет равномерного выделения в воду ионного серебра в концентрациях 0,5—0,1 мг/л.

Анионит АВ-17х8чС, минерализатор и стерилизатор рассчитаны на обработку определенного количества воды. Минерализующая способность анионита и минерализатора считается исчерпанной при жесткости воды менее 1 мг-экв/л, а обеззараживающая способность стерилизатора — при содержании в обрабатываемой воде ионов серебра меньше 0,1 мг/л.

В основу гигиенической оценки анионита АВ-17х8чС положены Методические указания по санитарно-гигиенической оценке ионообменных смол, рекомендованных к применению в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения (Н. И. Омельянец), а минерализатора и стерилизатора — принятые в гигиенических исследованиях приемы оценки реагентов, используемые в практике водоснабжения.

Изучение качества дистиллированной воды после встряхивания в течение 1 часа на шюттель-аппарате 3 мл смолы в 1,5 л воды показало, что ее окисляемость увеличивается с 0,8 до 1,6 мг О J л, плотный остаток —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.