Секция I. Архивоведение и археография
П.А. Кюнг
МАТЕРИАЛЫ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАК ИСТОЧНИКИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-АРХИВОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья освещает современную ситуацию, сложившуюся в законодательном регулировании архивной деятельности коммерческих организаций.
Ключевые слова: бизнес-архив, арбитражный суд, «архивный спор», судебная практика.
В начале 1920-х гг. в США на почве широкого общественного интереса к истории компаний появляется новое направление в исторической науке - «бизнес-история»1, а потом и новое направление в архивоведении - «бизнес-архивоведение».
На международном уровне бизнес-архивоведение было институционально оформлено в 1978 г. созданием Профессионального комитета по архивам предприятий при Международном совете архивов. В 1992 г. на международном конгрессе архивов в Монреале он преобразовывается в Секцию архивов бизнеса и труда (Section on business and labour archives), существующую и в настоящее время.
Ее основными задачами являются:
• организация профессионального и научного сотрудничества;
• популяризация деятельности по сохранению бизнес-архивов на международном уровне;
• изучение вопросов доступа к документам этих архивов;
• сотрудничество с государственными архивами, хранящими документы по истории предпринимательства и трудовым отношениям.
© Кюнг П.А., 2013
50
П.А. Кюнг
Основной проблемой при сохранении и использовании документов бизнес-архивов, как отмечают европейские архивисты, является противоречие двух основополагающих демократических прав: на доступ к информации и на неприкосновенность частной собственности. Этот тезис, звучащий в докладе Секции архивов бизнеса и труда Международного совета архивов, полностью применим и к России.
В Российской Федерации хранение и использование документов в коммерческих организациях традиционно не воспринимается «неархивистами» в качестве значимой и интересной проблемы. Тем не менее в последние годы информация о судебных разбирательствах, связанных с нарушениями архивного дела в фирмах, регулярно публикуется в ведущих газетах. Почему же столь узкоспециализированная отрасль вдруг становится публичной?
Это связано с ужесточением регулирующей и контролирующей функции государства в области экономики. Следует отметить, что данное явление характерно не только для России. Специалисты выделяют ряд глобальных тенденций в этой области:
• заинтересованность государства и общества в усилении контроля над деятельностью публичных компаний с целью предотвращения создания финансовых пирамид, манипуляций на рынке ценных бумаг и фальсификации финансовой отчетности корпораций;
• ужесточение государственного контроля над финансовой деятельностью коммерческих организаций с целью борьбы с отмыванием денег;
• необходимость обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных при ведении коммерческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий2.
Вопросы законодательного регулирования деятельности коммерческих организаций на современном этапе неоднократно ставились многими авторами, и даже беглый обзор результатов их работ приводит нас к следующему выводу - в настоящее время нормы, регулирующие вопросы организации хранения, учета и использования архивных документов, содержатся во множестве законодательных и нормативных актов. Тенденцией современного периода является бессистемное увеличение количества подобных норм. Это приводит к тому, что практически ни один специалист в области архивного дела не может быть в курсе всех законотворческих нововведений в своей области.
Материалы арбитражных судов.
51
На мой взгляд, ситуация, сложившаяся в законодательном регулировании архивной деятельности коммерческих организаций, требует теоретического и методического осмысления. Следует отметить, что одной из наиболее значимых проблем изучения архивов коммерческих организаций в России является отсутствие достоверной информации о характере хранящихся в них документов, условиях их хранения, используемых методиках и т. д. К счастью, активная информатизация судебной отрасли, проводимая в последнее десятилетие в Российской Федерации, дает нам в руки бесценный и легкодоступный источник по интересующей нас проблематике.
Его предоставление базируется на Федеральном законе от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Статья 4 этого закона устанавливает, что основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности судов являются открытость и доступность.
В настоящее время основным ресурсом, содержащим информацию об арбитражных делах, является сайт Высшего Арбитражного Суда РФ, на котором с февраля 2010 г. размещен общедоступный банк решений всех арбитражных судов Российской Федерации «Картотека арбитражных дел». В картотеку поступают сведения обо всех делах, рассматриваемых 112 арбитражными судами Российской Федерации3. Она предоставляет пользователям информацию как по завершенным судебным делам, так и по делам, находящимся в производстве.
Знакомство с решениями арбитражных судов в области «архивных споров» организаций показало их существенную информационную значимость для изучения деятельности бизнес-архивов в РФ. Как правило, в них содержится констатация проблемной ситуации, вызвавшей судебное разбирательство сторон, фактические условия организации работы с архивными документами, приведшие к конфликту, приводятся нарушенные законодательные нормы и выносится мотивированное решение.
В моем выступлении предполагается проанализировать основные проблемы в области законодательного регулирования архивной деятельности, определить роль арбитражных судов в разрешении «архивных споров» и выявить основные статьи российского законодательства, применяемые арбитражными судами РФ при рассмотрении «архивных споров» государства, организаций и граждан. Будут приведены наиболее характерные примеры из судебной практики.
52
П.А. Кюнг
Примечания
Поткина И.В. Становление дисциплины «история предпринимательства» в XX в. // На Олимпе делового успеха: Никольская мануфактура Морозовых 1797-1917. М., 2004. С. 7-20.
Храмцовская Н. Ужесточение требований к документам коммерческих организаций // Делопроизводство и документооборот на предприятии. 2009. № 3. С. 76.
Специалисты оценили работу информационных сервисов ВАС 30 августа 2011 [Электронный ресурс] // URL: http://pravo.ru/edition/view/59949/
2
3