Научная статья на тему 'Материальные вещи как часть исторической реальности'

Материальные вещи как часть исторической реальности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
834
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ВЕЩИ / ПРОШЛОЕ / БЫТИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ОНТОЛОГИЯ / ВРЕМЯ / MATERIAL OBJECTS / THE PAST / EXISTENCE / HISTORICAL REALITY / ONTOLOGY / TIME

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Щербаков Дмитрий Александрович

Статья посвящена обоснованию тезиса о том, что материальные вещи, будучи частью исторической реальности, являются формой объективного бытия исторического прошлого в настоящем. Показано, что реальное прошлое материальной вещи составляют все изменения, произошедшие с ней в ходе её существования, и поэтому её изменчивость есть признак её историчности. Выявлено, что элементами исторической реальности, транслируемыми в настоящее посредством материальных вещей, являются физические свойства и характеристики вещи, заложенные в неё идеи и привносимые социумом относительные статусы и качества вещи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATERIAL OBJECTS AS AN ELEMENT OF HISTORICAL REALITY

The article justifies the thesis that material objects, being an element of historical reality, are a form of objective existence of historical past in the present. It is shown that actual past of a material object includes all the transformations it has undergone during its existence, and, consequently, its variability is a feature of its historicism. Among the elements of historical reality transferred into the present by means of material objects, the author identifies the following ones: physical features and characteristics of an object, inherent conceptions as well as relational statuses and qualities imparted by the society.

Текст научной работы на тему «Материальные вещи как часть исторической реальности»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.10.25

Щербаков Дмитрий Александрович

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ВЕЩИ КАК ЧАСТЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Статья посвящена обоснованию тезиса о том, что материальные вещи, будучи частью исторической реальности, являются формой объективного бытия исторического прошлого в настоящем. Показано, что реальное прошлое материальной вещи составляют все изменения, произошедшие с ней в ходе её существования, и поэтому её изменчивость есть признак её историчности. Выявлено, что элементами исторической реальности, транслируемыми в настоящее посредством материальных вещей, являются физические свойства и характеристики вещи, заложенные в неё идеи и привносимые социумом относительные статусы и качества вещи. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/972019/10725.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 10. C. 133-137. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/10/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 115 Дата поступления рукописи: 05.08.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.10.25

Статья посвящена обоснованию тезиса о том, что материальные вещи, будучи частью исторической реальности, являются формой объективного бытия исторического прошлого в настоящем. Показано, что реальное прошлое материальной вещи составляют все изменения, произошедшие с ней в ходе её существования, и поэтому её изменчивость есть признак её историчности. Выявлено, что элементами исторической реальности, транслируемыми в настоящее посредством материальных вещей, являются физические свойства и характеристики вещи, заложенные в неё идеи и привносимые социумом относительные статусы и качества вещи.

Ключевые слова и фразы: материальные вещи; прошлое; бытие; историческая реальность; онтология; время.

Щербаков Дмитрий Александрович, к. филос. н., доцент

Оренбургская духовная семинария am720@ya.ru

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ВЕЩИ КАК ЧАСТЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Материальные вещи есть часть исторической реальности, несущая в себе прошлое. Материальными объектами, созданными трудом людей, а также составлявшими среду обитания человека и попадавшими в сферу его интересов само прошлое присутствует в настоящем.

Целью статьи является онтологическое обоснование тезиса о том, что прошлое своими фрагментами реально в настоящем посредством материальных вещей и, таким образом, существует объективно. Для достижения этой цели предстоит решить следующие задачи: во-первых, следует объяснить, почему именно материальные вещи выбираются из всего многообразия объектов в качестве представителей прошлой исторической реальности, во-вторых, необходимо показать, что аргумент об изменчивости материального мира сам по себе не может быть использован только как опровержение защищаемого здесь тезиса и не может быть использован как вполне достаточный аргумент такого опровержения, и, в-третьих, следует выявить то, что от прошлого, каким образом, в «каком объёме» и почему содержится и хранится в материальных вещах.

Актуальность предпринимаемого исследования объясняется теоретической полемикой об онтологическом статусе исторического прошлого и научной новизной защищаемого здесь утверждения о сохранении прошлой исторической реальности в изменчивых вещах материального мира.

Мысль о физическом существовании прошлого встречается в философской литературе, например, Лев Карсавин писал: «Перед нами развалины храма. Это, несомненно, само прошлое» [7, с. 424]. Но в большинстве случаев подобные суждения даются без онтологических оснований и встречаются гораздо реже, чем противоположные им мнения, которые отрицают объективное физическое бытие прошлого. Есть работы, в которых понятие «историческая реальность» обозначает не сами события, а знание о последовательности событий, набор представлений [12]. Весьма распространённым является стереотипное мнение, что прошлое существует только субъективно в сознании человека как память и историческое знание и не имеет никакого объективного бытия вне сознания [1; 2; 10]. Но онтологически такое утверждение почти равносильно полному отрицанию существования прошлого как такового, как реальности. Отрицание содержится в имплицитно предполагаемом мнении, что работа сознания есть процесс, идущий во времени, и все создаваемые им образы существуют только в настоящем моменте, то есть образы памяти не есть само прошлое. Равно как и историческое знание есть не прошлое, а знание о нём, существующее в настоящем.

Но даже в случае согласия с этими доводами мы понимаем, что при потере памяти прошлое остаётся, и при последующем воспоминании прошлое не «придумывается» заново и произвольно, а это даёт основания полагать, что оно всё-таки существует реально и объективно вне нашего сознания. Если при забывании и даже при смерти человека прошлое остаётся, то где и как оно остаётся? Л. П. Карсавин пишет, что «прошлое живёт в вещественных своих остатках, в них говорит нам о том, что оно как-то ещё существует» [7, с. 427]. Попытаемся исследовать эту мысль. Так как материальный мир есть реальность, и его бытие объективно, то логично предположить, что поиски объективного и реального бытия прошлого следует вести, именно вглядываясь в объекты материального мира.

Кроме этого, в решении нашей первой задачи важны ещё два момента. Выбор предмета данного исследования определён тем, что даже терминологически материальные вещи являются «первыми представителями реального», ибо реальность в позднелатинском обозначает нечто вещественное и действительное [4, с. 392]. И поэтому здесь не придётся обосновывать утверждение о реальности материальных вещей. Правда, философия Платона и его последователей квалифицирует существование изменчивых физических вещей понятием «становление», отказывая им в «подлинном бытии» [13, с. 209]. Однако само это «становление» Платон не отрицает и не отказывает ему в объективности. Понятие же «реальность» отсутствовало во времена Платона, но из разговоров Сократа с его современниками следует, что они вполне признают то, что физический мир действительно есть, и всё то, что в нём происходит, не является плодом воображения, а это и составляет разделяемое нами современное широкое понятие реальности (реальность - это то, что есть).

Возражение нашей позиции возможно и с точки зрения субъективного идеализма. Однако последовательный субъективный идеализм, доходящий до солипсизма, не отрицает реальности материальных вещей, а просто констатирует, что они непознаваемы, и мы не можем знать, реальны они или нереальны, есть ли что-то там, за пределами сознания или нет. Из наиболее известных традиций мысли, пожалуй, только древнеиндийская философия Упанишад и Веданты прямо говорит об иллюзорности материального мира, называя его «майей», чем-то обманчивым и нереальным. Оставаясь в рамках научности, а посему не вступая в спор с этой религиозно-философской традицией, мы будем исходить из более привычного для большинства мыслителей положения об объективной реальности материальных вещей.

Второй момент, определяющий выбор именно материальных вещей как представителей исторического прошлого, есть мысль о том, что если бы не было всех этих осязаемых реликтов прошлого - этих каменных рубил и костяных гарпунов, глиняных горшков и медных монет, старинных зданий, кораблей, доспехов и домотканых рубах, то мы легко могли бы счесть все наши представления о прошлом выдумкой и полагать, что прошлого самого по себе нет и не было, а если оно и было, то мы никогда о нём ничего истинного не узнаем, ибо память подводит, дряхлеет и стирается, а исторические трактовки сочиняются вновь и вновь для удовлетворения наших сегодняшних потребностей. Но мы более или менее уверены в прошлом благодаря таким упрямым фактам, как вещи, которые нас окружают на протяжении длительного времени.

Таким образом, признание объективной реальности материального мира, терминологическая тождественность понятий «вещественность» и «реальность», а также осязаемость и «весомость» физических предметов определили выбор именно материальных вещей в качестве представителей исторического прошлого, сущего и реального в настоящем. Так решается первая задача нашего исследования. Но, говоря о весомости и осязаемости материальных предметов, все люди понимают, что все эти вещи изменчивы, что они уже не те, что были прежде, и ещё не таковы, какими станут в будущем, что все они существуют в настоящем, и поэтому онтологически совсем не ясно, есть ли они прошлое в настоящем или это выражение является всего лишь поэтической метафорой. Здесь нам предстоит решить вторую нашу задачу, то есть рассмотреть тезис об изменчивости материального мира, используемый как аргумент, приводимый в опровержение нашего предположения о сохранении исторического прошлого в настоящем посредством вещей.

Мы вполне согласны с общей мыслью, выраженной в древности ещё Гераклитом Эфесским, что в природе «всё течёт», всё изменяется, «всё есть движение, и нет ничего кроме него», и «в тот же поток дважды не вступишь» [6, с. 143, 171, 173]. Но следует ли из этого, что в этом текущем потоке физического мира ничего не сохраняется, а протекшее сразу утрачивается? Полагаем, что нет. Течёт всё, но с разной скоростью и неравномерно. Рыбы и опавшие листья, плывущие в воде, в которой стоял человек, погружавшийся в этот «всегда иной» поток, на самом деле всё так же плывут в нём и некоторое время спустя, уже немного поодаль от человека, и то же самое можно сказать о молекулах воды, чей состав, свойства и форма по-прежнему всё те же, что и были. Камни на дне этой реки ещё более постоянны, чем рыбы и уносимые течением листья. Вода камень точит, но не сразу и не бесследно. В природе всегда что-то остаётся прежним по сравнению с чем-нибудь другим при их одновременном существовании, и получается, что среди относительно недолговечных объектов и процессов нечто может оказаться всё тем же в своей сути, форме, составе, функциях и качествах на тот момент, когда мы смотрим на эту вещь и квалифицируем её как частицу прошлого в настоящем. Зима прошла, снег растаял, а дома на улице стоят, как и много лет назад. Советский Союз распался, а томик Ленина всё так же стоит на книжной полке. Реальность, в прошлой ли своей части или будущей, состоит из процессов разной длительности и скорости. Что-то меняется быстрее, а что-то - медленнее, и в доме по-прежнему стоит «всё та же» прялка, хотя давно уже нет тех заботливых рук, которые вытягивали нить.

Кроме этого, реальность в нашем понимании не есть нечто неизменное. Состояния материальной реальности всегда изменяются, сменяя друг друга. И прошлая реальность, несмотря на свою неизменность в себе самой, была на самом деле чередой протекавших некогда изменений. И поэтому мы не обязаны думать, что в артефактах и реликтах прошлое всегда есть только некоторое одно из состояний прошлой реальности, неизменное прошлое, так сказать, одного какого-то момента. Со временем в предметах что-то утрачивается, что-то добавляется. Неизменно в их истории то, что всё было в их существовании только так, как оно было, порядок и фактичность в этой цепи перемен никогда уже не изменяются [14]. При этом интересно, какой момент прошлого мы силимся «уловить» в этих объектах, чтобы потом объявить это состояние исчезнувшим и нереальным, замещённым чем-то другим, воспользовавшись аргументом об изменчивости материального мира?

Должны ли мы принять что-либо за «то самое» аутентичное прошлое, которое пытаемся разглядеть или объявить его небытием? Может быть, имеется в виду момент изготовления данной вещи? Но почему этот момент должен считаться «прошлым» больше, чем, скажем, многолетнее последующее использование этой вещи, её ремонт, реставрация, переход от владельца к владельцу или перемещения её в пространстве, утрата или приобретение функций, ценности и всё остальное в таком же роде? Да, есть более раннее и более позднее прошлое, но они всё равно суть прошлое. Более позднее прошлое не является каким-то «второсортным» и неподлинным, ненастоящим прошлым в сравнении с более ранним. Каждая вещь аккумулирует в себе все моменты своего прошлого бытия тем, что она есть совокупный последовательный результат их всех - и своего создания, и использования, и ремонта, и принадлежности кому-либо и т.д. Моменту создания вещи вообще предшествует время ощущения потребности в ней, вынашивания замыслов её изготовления и обдумывания проекта. В большинстве случаев вполне заурядная обыденная вещь может вдруг в некоторый момент своего существования приобрести большое значение только потому, что именно ей начал пользоваться какой-нибудь

великий человек. И, наверное, именно с этого момента «начнётся её история», а вовсе не с момента её изготовления для тех, кто, исходя из сегодняшних своих интересов, рисует субъективную картину прошлого, и в сознании которых изменчивость вещей является доказательством отсутствия прошлого в них. Неважен момент появления гусиного пера, хранящегося ныне в музее, важно, что им Пушкин писал строки своих стихов. Но все эти моменты прошлого в вещи равнозначны в отношении простого отнесения их к прошлому.

Кроме того, изменчивость вещи вовсе не означает утраты её прошлого. Подобно тому, как прошлое не исчезает вместе с утратой памяти о нём, оно не исчезает и из-за износа вещи. Да, со временем изменяются в некоторой степени форма, химический состав и предназначение той или иной вещи, но та работа, которую проделывали с её помощью, навсегда вошла в тотальность исторической реальности как одна из причин нынешнего её состояния, как последовательность сменяющих друг друга состояний реальности [Там же]. Да, колесо стёрлось, катясь по дороге, но пройденный благодаря этому чей-то путь стал неискоренимым и неизменным фактом реальности.

Вообще стоит заметить, что изменчивость артефакта есть не столько повод для онтологического сомнения в реальности прошлого в нём, сколько основание для гносеологического сомнения в истинности исторического знания, получаемого при использовании данной вещи в качестве исторического источника. Знание о прошлом становится неполным или даже искажается при использовании в качестве источника информации старинной вещи, подвергшейся деформации и утрате части своих фрагментов. Но, попав из исторической эпистемологии в онтологию, делающую своим объектом тоже прошлую историческую реальность, аргумент об изменчивости физических предметов, столь сильный в теории познания, может некритически использоваться в качестве основания для мнения об утрачивании прошлого в ходе изменения вещи.

Если история есть процесс развития человеческого общества, то следует полагать, что изменчивость есть одна из неотъемлемых сущностных характеристик историчности вообще [5, с. 544]. Вечные и неизменные объекты, если таковые существуют (может быть, идеи Платона?), в принципе не историчны. Поэтому рассматриваемый нами аргумент может не только использоваться для опровержения тезиса о сохранении прошлого в настоящем посредством материальных вещей, но и, наоборот, быть доказательством того, что материальные вещи есть часть исторической реальности, несущая в себе прошлое. Для того чтобы мы нечто считали историческим и реальным, это нечто должно быть изменчивым.

Такими доводами решается вторая задача данного исследования, и мы понимаем, что все изменения, происходившие и произошедшие с данной вещью, и составляют её реальное прошлое, которое не пропадает и не обращается в ничто в ходе этих изменений, и изменчивость сама по себе есть один из признаков как реальности вообще, так и особенно всего того, что относится к миру истории. Теперь остаётся выявить то, что из прошлого мира содержится в материальных вещах, в каком объёме, как долго, и показать этим путём, что материальные вещи есть часть исторической реальности, несущая в себе прошлое.

Люди живут в окружении вещей, каждая из которых возникла или была создана в прошлом. Фактом своего происхождения вещи связаны с прошлым миром, который их породил и частью которого они были. Наличие такой фактической связи с прошлым даёт основание предполагать возможность его сохранения в них некоторыми своими элементами до тех пор, пока существуют сами эти вещи. Что это за элементы? Во-первых, сама вещь как целостность была частицей прошлого мира. Во-вторых, элементами, некогда составлявшими прошлую историческую реальность и сохраняющимися в настоящий момент, можно считать такие материальные характеристики вещи, как форма, размер, масса, плотность, вещество (химический состав), свойства и т.д. В-третьих, это идеи и информация, заложенные в предмет его изготовителем и всеми последующими процессами, происходившими с ней, ведь любой артефакт есть материальный носитель многообразных идей [7, с. 425]. Эту мысль красиво выражает Ключевский, говоря, что «набожное представление выси небесной отливается в купол Софийского собора» [8, с. 32]. Идеи красоты, величественности, симметрии, соразмерности заложены в древних храмах афинского Акрополя, идея круга - в колесе, идея прямой - в отвесе и правиле строителя, идеи красоты, пользы, размера и целесообразности - в керамике древнего мастера. Примеры бесконечны. Именно поэтому древние храмы, старинная утварь, орудия труда, оружие, украшения и прочие материальные артефакты, используемые историками в качестве первоисточников исторического знания, могут «рассказать» и о математических знаниях времени своего создания, и о потребностях людей, о способах производства и уровне развития технологий, о формах социальной организации, религиозных, эстетических, этических, идеологических и других представлениях [7, с. 424-425]. Материальная вещь - это результат того, о чём думал человек, создавший и использовавший её, и все эти мысли в ней «записаны» [9, с. 191]. В-четвёртых, это «привносимые» социумом относительные свойства, статусы и качества вещи как части человеческого мира, как пассивного участника социальных отношений (например, отношений собственности, значимости и т.п.).

Материальная вещь - это часть материи, имеющая некоторую определённую целесообразную форму, удобную для выполнения тех или иных функций. Вещь - это состояние реальности, определённое формой и предназначением данного предмета, возникшим из той или иной человеческой потребности. Поэтому можно считать, что от прошлого мира сохраняются и передаются в современный нам мир посредством сохранившейся вещи её форма, материал, из которого она состоит, во многих случаях сохраняются и длительное время существуют предназначение и функция данной вещи (например, тогда, когда мы продолжаем чем-то пользоваться по назначению - несколько поколений семьи живут в этом доме, и я продолжаю забивать гвозди молотком, который достался мне от отца). У И. М. Савельевой и А. В. Полетаева встречаются формулировки, определяющие вещи, которые мы практически используем в повседневности как прошлое, физически присутствующее

в настоящем [15, с. 228-229]. Но место вещи в этом мире, её предназначение, положение в пространстве, ценность, стоимость, принадлежность в отношениях собственности и прочие относительные привносимые свойства могут как угодно измениться и при сохранении её физических свойств. Выйдя из употребления по первоначальному целевому предназначению, вещь становится анахронизмом, путешественником во времени, попавшим к нам из другой эпохи и удивляющим своим непривычным видом. Но этот осколок прошлой реальности так и остался реальным и как артефакт был и есть часть мира людей и их творений, то есть исторического мира. Можно согласиться со словами Хайдеггера, что прошлое «невозвратимо принадлежит более раннему времени, оно принадлежало к тогдашним событиям и способно тем не менее ещё "сегодня" быть в наличии, к примеру, остатки греческого храма. "Осколок прошлого" оказывается с ним ещё "настоящим"» [18, с. 378].

Следует подчеркнуть, что материальные вещи ни поодиночке, ни в своей совокупности не являются целостной прошлой исторической реальностью. Они - её фрагменты, представляющие самые различные пласты времени, самые разные эпохи и культуры. Они представляют собой только часть исторического мира уже хотя бы потому, что другими его частями являются сами люди и их деяния, социальные связи, учреждения, общности, институты и отношения, а также духовные, идеальные сущности. Всё это в совокупности образует мир истории. Каждый раз очередное во временной последовательности состояние исторической реальности проходит, размывается, и составлявшие его компоненты либо гибнут и разрушаются, либо в новых сочетаниях образуют новые её состояния. И как раз во многих случаях именно материальные вещи благодаря своей прочности и стабильности с минимальными изменениями становятся содержанием новых состояний человеческого мира. Здесь релевантно всё, что было сказано выше о разной скорости протекания процессов. Целиком прошлым оказывается мир, понимаемый здесь как некоторый качественный этап развития общества, как некоторая целостность, объединённая общим качеством (семья, государство, народ, эпоха, некоторая локальная цивилизация). А присутствовавшие и употреблявшиеся в том мире вещи, сохранив в той или иной мере свои качества, становятся частью новых сочетаний реальности, предметом новых человеческих отношений.

Возражая на доводы о непрерывной текучести физического мира, о непрерывном движении материи, стирающем все следы и остатки прошлого, следует принять во внимание понятие о сути вещи и мере её изменения, переходя которую, вещь перестаёт быть сама собой и превращается во что-нибудь иное. Вслед за Аристотелем справедливо полагать, что вещь остаётся вещью и сама собой, пока она сохраняет свою форму в известных пределах [3, с. 124, 131, 191, 202]. Поэтому временной границей, в пределах которой фрагмент прошлого продолжает присутствовать в настоящем посредством данной вещи, является чрезмерное изменение формы, то есть разрушение самой этой вещи. В свою очередь каждый её остаток, обломок, фрагмент также может рассматриваться как вещь, соразмерно себе сохраняющая вместе с собой своё прошлое. И так до полной неразличимости форм масс материи на уровне макромира.

Дэвид Лоуэнталь в своей книге «Прошлое - чужая страна» писал, что «артефакты одновременно принадлежат и прошлому, и настоящему» [11, с. 389]. Слово «одновременно» употребляется здесь в специфическом смысле, ибо прошлые и настоящие состояния реальности не одновременны. Имеется в виду, что Парфенон принадлежал и античной Элладе и принадлежит также нашему современному миру. «Исторический источник -единственная вещь, которая принадлежит сразу двум темпорально различным мирам» [17, с. 221]. Строго говоря, артефакты не могут одновременно принадлежать прошлому и настоящему, потому что прошлое и настоящее, понимаемые как состояния реальности, не одновременны. Но понимаемые как модусы времени, являющиеся неразрывными аспектами первоначального синтеза, моментами целого, прошлое, настоящее и будущее не существуют изолированно друг от друга сами по себе [16, с. 201]. Прошлое есть не само по себе, отдельно от настоящего, а существует только как прошлое некоторого настоящего - прошлое вот этого человека, этого народа и вот этой страны, а не автономное прошлое того, чего нет и никогда не было. «Ничто» не имеет прошлого.

Прошлое как целостная череда прошедших перемен, которые привели к нынешнему состоянию того или иного объекта, вообще есть только в настоящем, ибо, парадоксально говоря, в «прошлом» этого самого прошлого не было. В прошлом ещё не было того целостного процесса существования этого объекта со всеми его стадиями, результатами и сменившими друг друга состояниями мира, который мы обозреваем сегодня. То есть прошлое России 2018 года существует только у России 2019 года, а до 2018 года этого отрезка прошлого не было, как не было и целостного прошлого 2018 года в середине того года. Прошлое всегда есть прошлое какого-то настоящего. Поэтому выражение «прошлое в настоящем» не является всего лишь поэтической метафорой, но несёт и онтологический смысл, выражающий истину.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что прошлое, аккумулированное и объективированное в сохранившихся материальных вещах, реально в настоящем состоянии исторического процесса, и поэтому справедливо полагать, что, несмотря на изменчивость материальных вещей, до тех пор, пока они существуют, они представляют собой часть исторической реальности, несущую в себе прошлое.

Список источников

1. Августин Аврелий. Исповедь. СПб.: Азбука, 2011. 400 с.

2. Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлёт и падение метафоры. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2009. 400 с.

3. Аристотель. Метафизика. М.: Эксмо, 2015. 448 с.

4. Гартман Н. К основоположению онтологии. СПб.: Наука, 2003. 639 с.

5. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Философия истории. М.: Эксмо, 2007. 880 с.

6. Гераклит Эфесский. Всё наследие: на языках оригинала и в русском переводе / подгот. С. Н. Муравьёв. М.: Ad Marginem Press, 2012. 416 с.

7. Карсавин Л. П. Философия истории. М.: АСТ; Хранитель, 2007. 510 с.

8. Ключевский В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3-х кн. Мн.: Харвест, 2007. Кн. 1. 592 с.

9. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. 486 с.

10. Копосов Н. Е. Как думают историки. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 326 с.

11. Лоуэнталь Д. Прошлое - чужая страна. СПб.: Владимир Даль; Русский Остров, 2004. 623 с.

12. Никитин В. Е. Проблема исторической реальности // Метафизические исследования: альманах. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. Вып. 2. История. C. 47-59.

13. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-книга, 2013. 1311 с.

14. Попов Н. А. Сущность времени и относительности. М.: Либроком, 2013. 320 с.

15. Савельева И. М., Полетаев А. В. Знание о прошлом: теория и история: в 2-х т. СПб.: Наука, 2003. Т. 1. Конструирование прошлого. 632 с.

16. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: АСТ; Астрель, 2012. 925 с.

17. Табачков А. С. Метатеоретическая репрезентация исторического прошлого. Мн.: РИВШ, 2009. 242 с.

18. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Академический Проект, 2011. 460 с.

MATERIAL OBJECTS AS AN ELEMENT OF HISTORICAL REALITY

Shcherbakov Dmitrii Aleksandrovich, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Orenburg Theological Seminary am720@ya.ru

The article justifies the thesis that material objects, being an element of historical reality, are a form of objective existence of historical past in the present. It is shown that actual past of a material object includes all the transformations it has undergone during its existence, and, consequently, its variability is a feature of its historicism. Among the elements of historical reality transferred into the present by means of material objects, the author identifies the following ones: physical features and characteristics of an object, inherent conceptions as well as relational statuses and qualities imparted by the society.

Key words and phrases: material objects; the past; existence; historical reality; ontology; time.

УДК 111:[159.96+17] Дата поступления рукописи: 17.07.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.10.26

Статья посвящена сравнительному исследованию экзистенциальных функций двух повседневных явлений: измененных состояний сознания (ИСС) и нравственности. Если нечто является повседневным и затрагивающим основы человеческого существования, актуальным становится вопрос о влиянии феномена на человеческую жизнь, о его «экзистенциальных функциях». Сопоставление экзистенциальных функций измененных состояний сознания и морали, нравственности представляет особый интерес, поскольку традиционно они рассматривались по отдельности. В ходе исследования выявлено сходство экзистенциальных функций изучаемых явлений.

Ключевые слова и фразы: измененные состояния сознания; экзистенциальные функции; нравственность; стремление к счастью; духовный опыт; субъективность.

Ярославцева Анна Владимировна, к. филос. н.

Новосибирский государственный медицинский университет almarlis@yandex. гы

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ И НРАВСТВЕННОСТЬ: СХОДСТВО ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

Экзистенциальные проблемы уникальны, поскольку уникальна экзистенциальная ситуация каждого живущего человека, повседневны, так как являются неотъемлемой частью бытия-в-мире, практически и теоретически актуальны, потому что затрагивают основы человеческого существования. Благополучное разрешение экзистенциальных проблем и экзистенциальных кризисов - единственная возможность практического достижения самореализации, становления человеческого в человеке, экзистенциальной полноты, свободного самоопределения, включая определение собственной идентичности; реализации фундаментальных человеческих стремлений к аутентичности, справедливости, счастью, к переживанию ценностей и формированию их систем, физическому выживанию и духовному росту. В решении экзистенциальных затруднений задействованы различные биологические и культурные феномены, так, экзистенциальные функции нравственности обозначаются, описываются, являются предметом осмысления всю многотысячелетнюю историю цивили-зационного развития человечества. Измененные состояния сознания (ИСС) стали предметом систематических психологических и философских исследований сравнительно недавно, однако экзистенциальная роль,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.