Научная статья на тему 'Материальное производство и сфера услуг в современной экономике'

Материальное производство и сфера услуг в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3037
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СФЕРА УСЛУГ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СТОИМОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / MATERIAL PRODUCTION / SERVICESPHERE / SOCIAL SPHERE / COST / ECONOMIC GROWTH / SOCIALREPRODUCETION / SCIENTIFIC-TECHNICAL REVOLUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабаев А.П.

Показано, что в отличие от других сфер и структурных делений общественного воспроизводства сфера услуг как единое целое обладает системой качественных признаков. Показаны основные формы интеграции материального и нематериального производства, происходящей в условиях и под воздействием современной научно-технической революции. Они проявляются, с одной стороны, в виде тенденции возрастания элементов духовно-творческой деятельности в материальном производстве, а с другой в форме проникновения функции материального производства в сферу услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of material production and social sphere in the total national package of reproduction process

It has been proved that, unlike the other spheres and structural division of social reproduction, the service sphere as the single unity possess the system of qualitative features. The main forms of integration of material and non-material production, happening in condition and under the influence of modern leading edge have been shown.They have been revealed from one hand on the form of tendention of increasing the elements of spiritual-creative activity in material reproduction, in the other hand in the form of penetration of the function of material production in service sphere

Текст научной работы на тему «Материальное производство и сфера услуг в современной экономике»

А. П. Бабаев1

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И СФЕРА УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Актуальность сферы услуг с точки зрения экономической теории (политэко -номии) представляет большое значение. Это, в первую очередь, связано с возрастанием роли социальных отраслей сферы услуг и значимостью экономических видов деятельности по оказанию социальных услуг, совокупность которых образует социальную сферу в экономическом и социальном развитии цивилизованных стран. В числе наименее исследованных в последнее время проблем можно назвать проблемы качественно нового построения социальной сферы, духовного производства, являющихся интеллектуальным потенциалом общества. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что никакой прогресс в обществе, а также в экономике невозможен за пределами развития человека и производства, распределения, обмена и потребления нематериальных благ и услуг.

Хозяйственный опыт стран мира показывает, что преимущественный рост сферы услуг в сравнении со сферой материального производства является закономерным фактом и проявляется во всех развитых цивилизованных государствах. Во-первых, уровень развития этих сфер служит одним из показателей экономического развития страны, производительности общественного труда и эффективности экономической системы в целом. Во-вторых, развитие сфер услуг отражает гуманизацию общественных отношений, образно говоря, тенденцию перехода от производства вещей к «производству человека». Преимущественный рост сферы услуг свидетельствует о тенденции серви-зации современного общества. Известный американский экономист У Ростоу в своей работе «Политика и стадии роста» (1971 год) делит общество с точки зрения развития производственных сил на стадии роста, характеризуя последнюю шестую стадию как «поиск качества жизни». В этом обществе духовное развитие человека, преимущественный рост сфер услуг уже переходят на первый план.

На рубеже 80-90-х годов доля сферы услуг в валовом внутреннем продукте в развитых странах мира составляла 63%, а в развивающихся странах - 49%. В настоящее время в развитых странах абсолютная и относительная численность занятых в сфере услуг превышает численность занятых в материальном производстве национального хозяйства. В США доля занятых в сфере услуг превысила 50%-ный рубеж в 1955 году, в Великобритании - в 1960 году, во Франции - в 1970 году, в Японии - в 1975 году, в ФРГ и Италии - в 1980 году, в России - в 1995 году. Превращение сферы услуг в доминирую-

1 Алиджан Пириджаноглы Бабаев, заведующий кафедрой экономической теории Азербайджанского государственного экономического университета (ЦКЕС), д-р экон. наук, профессор.

щий сектор национального хозяйства по производству валового внутреннего продукта и численности занятых получило название сервисной революции [ 4, с. 21].

1. Критерии разграничения материального производства и сферы услуг

Вся человеческая деятельность характеризуется, прежде всего, ее отношением к производству материальных благ. Основным отличительным признаком или критерием выделения материального производства из всех других видов жизнедеятельности общества и человека является ее преобразующее воздействие на вещество и силы природы, создание общественно-потребительных стоимостей, продуктов в вещной форме, форме энергии или в форме полезного эффекта труда - услуги перемещения, связи, информации, услуги, связанные с обслуживанием движения продуктов за пределами сферы материального производства. Сущность материально-трудовой деятельности определяется обменом веществ между человеком и природой, при котором в качестве предмета труда выступает вещество и силы природы, а преобразующее воздействие на последнюю, происходит при помощи средств труда. Следовательно, критерием выделения материального производства является содержание процесса труда и наличие трех его моментов - целесообразная деятельность или сам труд, предмет труда и средства труда. Все другие виды деятельности общества, не обеспечивающие непосредственный обмен веществ между человеком и природой, находятся за пределами сферы материального производства и образуют в своей совокупности сферу услуг экономики. «Под сферой услуг понимается совокупность разнородных отраслей национальной эко -номики, труд работников которых непосредственно направлен не на изменение и преобразование форм материи и сил природы, а на производство особой потребительной стоимости в форме конкретной трудовой деятельности и ее полезного эффекта, удовлетворяющего потребности общества и производства в целом, а также личные потребности людей» [ 4, с. 12].

Существует старый вопрос: вещная форма продукта труда присуща только материальному производству или же она возникает и в сфере услуг. Так, результаты труда социальных отраслей сферы услуг - писателей, скульпторов, художников существуют отдельно от труда создающего их субъекта, принимают вещную форму - книги, скульптуры, картины и могут вовлекаться в экономический оборот, отделяясь от труда исполнителей. Однако не вещная форма определяет содержание и функциональное назначение этих видов труда, а творческое отражение ими внешнего материального мира. Труд этих работников, хотя и связан с вещами и принимает вещную форму, призван оказывать воздействие на человека, на его духовное развитие через вещи, воплощающие определенную идею. Потребительское свойство результатов этой деятельности определяется не естественными свойствами вещей, а талантливостью духовного, художественного выражения образов. Поэтому, строго говоря, материализует результаты деятельности писателей, скульпторов, художников не их труд, а труд в отраслях материального производства (типография), которые тиражируют произведения искусства и тем самым превращают его в продукт материального производства, в товар.

В сфере услуг деятельность человека, в отличие от материального производства, не связана с преобразующим воздействием на вещество и силы природы, и не вступает как обмен веществ между человеком и природой. Объектом ее воздействия является человек, социальное условие его функционирования и деятельности, а также общество как социальный организм. Результаты труда работников сферы услуг не материализуются, а выступают, во-первых, в виде целесообразной полезной деятельности, отража-

ющей материальный мир в человеческой голове (в виде научных знаний, произведений искусства и т.д.), во-вторых, в виде деятельности, оказывающей услуги в форме полезного эффекта, потребляемого в самом процессе труда (образование, здравоохранение и т.д.). В этой сфере создается и реализуется специфическая потребительная стоимость-услуга. Характеризуя понятие услуги, К. Маркс писал: «Это выражение означает вообще не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому труду; он особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги» потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности...»[ 6, с. 151].

Вторая отличительная особенность труда в социальных отрасляхсферы услуг (актеров, учителей, врачей и т.д.) состоит в том, что в ней имеет место совпадение процесса создания и потребления услуг, результаты труда здесь неотделимы от их исполнителей, не существуют отдельно от него, не принимают вещественной формы, а следовательно, не подлежат хранению. Создание многих видов услуг выступает в форме «потребительного производства» в качестве деятельности. Невещный характер результатов усложняет потребительский выбор. Полезность услуг оценивается не заранее, а после их создания, косвенным путем на основе мнения других потребителей. Невещная форма услуг делает невозможным их транспортировку и накопление, развитие сферы услуг, по сравнению с материальным производством, в большей мере зависит от регионального фактора, и в связи с этим рынок услуг носит локальный характер.

Третья специфическая особенность сферыуслуг заключается в том, что результаты ее труда используются только для непроизводственного потребления. Материальные средства, используемые в сфере услуг, выступают не в качестве средств труда, а как предметы потребления. Следовательно, сфера услуг не обладает необходимыми признаками процесса труда, поскольку в этой сфере, строго говоря, нет средств труда, а имеются предметы потребления. Материальные средства, применяемые в данной сфере (так называемые непроизводственные фонды), создаются не в I, а во II подразделении общественного производства.

Четвертой особенностью сферы социальных услуг является также и то, что труд в ней не создает стоимости и не переносит стоимость используемых в данной сфере материальных средств на результат труда. Нестоимостный характер отношений в сфере социальных услуг признается как отечественной, так и мировой экономической теорией и практикой [9, с. 60-67]. Подтверждением этого является то, что оценка бесплатных услуг в международной статистической практике в рамках ООН производится на основе данных о затратах на текущее содержание учреждений, оказывающих бесплатные услуги без учета прибавочного труда работников сферы услуг. Однако в условиях рынка услуги принимают стоимостную, денежную форму. Услуга, приобретающая форму стоимости (цену) и вместе с тем не имеющая стоимости, не является единственным случаем. В реальной действительности стоимостную оценку получают вещи, которые не обладают стоимостью. Так, денежную оценку получают земля, ценные бумаги, дары природы, которые имеют цену, но не имеют стоимости.

Автор возражает тем экономистам, которые в качестве критерия разграничения материального производства и сферыуслуг берут характер применяемого труда - производительного труда - в сфере материального производства и непроизводительного труда - внепроизводственной сфере [8, с. 16].Представляется, что рассмотрение производительного и непроизводительного труда в методологическом плане является самостоятельной проблемой и не может выступать в качестве решающего критерия разгра-

ничения двух сфер общественного труда. Не следует отождествлять понятие производительного труда не только с трудом в материальном производстве, но и с трудом в сфере услуг. В материальном производстве может функционировать непроизводительный труд и, наоборот, в сфере услуг - производительный труд. Мы исходим из того, что определение производительного труда как экономической категории выводится не из сущности процесса труда, а из его специфически общественной формы, включая и внешние формы его проявления [1, с. 9].

Разграничение народного хозяйства на сферу материального производства и сферу услуг позволяет выделить своего рода первичный сектор экономики, который образует материальную основу всех видов деятельности, и вторичный, который не принимает непосредственного участия в производстве материальных благ, а функционирует на материальном базисе, создаваемом первичным сектором. Однако это вовсе не означает, что сфера услуг полностью находится на иждивении материального производства и что здесь вообще ничего не создается. Сфера услуг вносит существенный вклад в увеличение экономического роста страны и роста благосостояния народа. Это находит свое выражение в создании нематериальных (непроизводственных) услуг, которые выступают в качестве особых потребительных стоимостей. Они с экономической точки зрения такие же продукты труда, как и материальные блага. Поэтому не следует отрицать реальность результатов сферы услуг и в то же время допускать их отождествление с результатами материального производства. Выяснение роли и места любой отрасли и вида деятельности должно начинаться с того, что, куда и к какому сектору они относятся.В этой связи в международной статистической службе ООН выделяются три сектора национальной экономики. Первичный сектор включает сельское хозяйство и добывающую промышленность, вторичный - обрабатывающую промышленность, третичный - сферу услуг. Первичный и вторичный секторы охватывают отрасли и виды деятельности материального производства, а третичный - включает как услуги производственного, так и непроизводственного характера.

В зависимости от характера труда и его результатов различают услуги материальные и нематериальные, чистые услуги. Результаты труда по оказанию материальных услуг не выражаются в создании новых, вещественных продуктов, не приобретают форму вещей, а восстанавливают потребительную стоимость вещественных продуктов и тем самым увеличивают срок их потребления. Поэтому материальные услуги по характеру производственной деятельности не включаются в социальную (непроизводственную) сферу и их следует отнести к сфере услуг. Последняя отличается от социальной (непроизводственной) сферы тем, что она представляет собой комплекс отраслей, результаты труда, которые не принимают предметную форму, не получают самостоятельную форму существования, а выступают в форме услуг, полезного эффекта, удовлетворяющих разнообразные общественные потребности. С этой точки зрения сфера услуг представляет собой набор отраслей народного хозяйства, включающих услуги транспорта и связи, торговли и общественного питания производственного назначения, производственные виды бытового обслуживания, а также все непроизводственные виды деятельности общества. Технологическое единство создания материальных и нематериальных услуг, общность их управления и сервисное назначение всех услуг позволяют рассматривать третичный сектор каким-то интегрированным хозяйственным комплексом. В то же время целостное рассмотрение сферы услуг не исключает возможности выделения социальной (непроизводственной) сферы в целом из третичного сектора народного хозяйства как сферы, создающей нематериальные услуги.

В современной науке всё большее признание получает мнение, что выделение весьма разнородной сферы услуг в третичный сектор экономики весьма спорно. Так, пятисекторальная модель Д. Белла, хотя и имеет в своей основе трёхсекторальную модель, однако дополнена ещё двумя секторами («четвертичным» и «пятеричным»), делающими переход от индустриального к «постиндустриальному» обществу более многоэтапным. Последователи теории постиндустриального общества признают, что современная сфера услуг весьма неоднородна, кроме того, частично может быть отнесена к материальному производству. Они учитывают этот факт, выделяя различные секторы уже внутри самой третичной сферы. В первую очередь, это относится к таким отраслям, как транспорт, связь, коммунальное хозяйство, деятельность которых в значительной степени представляет собой продолжение процессов производства в сфере обращения и потребления. Эти отрасли сферы услуг относятся собственно к третичному сектору экономики. Очевидно, что и результаты деятельности этих отраслей, по крайней мере в основной их части, по объективным основаниям теоретически должны быть отнесены к результатам материального производства. К «четвертичному» сектору экономики относятся торговля, услуги банковского дела, финансов, страхования, а также операции с недвижимостью. Представляется, что торговлю более логично было бы отнести к третичному сектору, поскольку эта отрасль выполняет ряд функций производственного характера (хранение, упаковка, доставка и т.п.), связанных с представлением произведённых товаров-вещей конечному потребителю. Что же касается услуг финансового характера, то их отделение от третичного сектора выглядит вполне уместным. К «пятеричному» сектору экономики Д. Белл относит здравоохранение, образование, научно-исследовательскую деятельность, государственное управление, а также виды деятельности, связанные с обеспечением условий для отдыха людей [2, с. 158].

Всё вышеизложенное пока относится к чисто теоретическим научным изысканиям, поскольку в официальной международной статистике такая классификация, основанная на пятисекторальной модели экономики, в настоящее время не применяется. Тем не менее, следует признать, что пятисекторальная модель имеет ряд преимуществ, связанных с тем, что в ней отдельное внимание уделяется отраслям пятеричного сектора, развитие которых крайне важно для формирования будущего высокотехнологического общества.

2. Усиление взаимосвязи материального производства и сферы услуг

Экономически обе сферы общественного труда - материальное производство и сфера услуг - находятся в диалектической взаимосвязи. Взаимосвязь двух сфер просматривается как с точки зрения влияния материального производства на развитие сферы услуг, так и, наоборот, воздействия последнего на первое. Влияние материального производства на сферу услуг осуществляется как путем оснащения социальных отраслей материальными средствами, так называемыми непроизводственными основными фондами, лекарствами, различными материалами, энергией, так и путем обеспечения работников сферы услуг предметами первой необходимости - питание, одежда, жилье и т.д. Следовательно, взаимосвязь обеих сфер экономики осуществляется по вещественным и личным факторам. В процессе создания нематериальных благ и услуг участвуют оба эти фактора. Внедрение достижений научно-технического процесса во всех отраслях сферы услуг, выражается в том, что удельный вес прошлого труда по сравнению с живым в совокупных затратах возрастает, что проявляется в росте технического строения сферы услуг - отношения непроизводственных основных фон-

дов к численности занятых в этой сфере. В современных условиях происходит рост технического строения сферы услуг, которое является результатом применения в сфере науки, медицины, образования и т. д. различных машинных систем, механизации и автоматизации трудовой деятельности работниковсферы услуг. Однако внедрение достижений науки и техники в сфере услуг не заменяет собой живой труд, не вытесняет последнее в той мере, как это имеет место в сфере материального производства. Характерная особенность роста технического строения в сфере услуг в отличие от материального производства состоит в том, что она влияет не столько на увеличение количества конечного результата, сколько на повышение качества конечного нематериального результата, за счет сокращения затрат труда на вспомогательные операции и сосредоточения усилий работников на выполнение основных функций. Так, применение различных машинных систем в здравоохранении, оснащение медицинских кабинетов передовой техникой не только связаны с увеличением количества принятых пациентов, хотя и это имеет место, сколько с повышением качества и эффективности медицинского обслуживания. Технические средства обучения, широко применяемые в сфере народного образования, не ведут к увеличению наполняемости классов, а способствуют повышению качества преподавательского труда, делают его более эффективным.

Переход к новому качеству экономического роста, усиление его социальной направленности предусматривают значительное опережение развития сферы услуг, возрастание роли нематериальных элементов накопления. Высокие уровни развития образования, здравоохранения, науки, культуры становятся непосредственными факторами экономического роста. Вложения в сферу услуг, по сравнению с вложениями в вещественные элементы производства, приобретают большую эффективность. Остаточный принцип выделения ресурсов, технократизм, недооценка «человеческого капитала» привели к существенному отставанию материально-технической базы сферы услуг. Приоритетное развитие сферы услуг, преодоление отставания ее материально-технической базы как новая модель экономического роста предполагают изменение ряда народнохозяйственных пропорций. Поскольку материальную основу функционирования сферы услуг составляет общественное материальное производство, то приоритетное развитие сферы услуг оказывает влияние на динамику и структуру общественного производства, в частности его I и II подразделения.

Возрастание роли и значения услуг во всей жизнедеятельности общества предполагает перераспределение ресурсов в пользу отраслей, материального производства как создающих предметы потребления, материальные средства сферы услуг (II подразделение), так и в пользу отраслей, производящих средства производства для производства средств сферы услуг («I для II»). Используя продукт второго подразделения в качестве непроизводственных фондов в сфере услуг, общество получает возможность расширить численность занятых в данной сфере и тем самым создавать больше нематериальных благ и услуг. Ускоренное развитие сферы услуг требует дополнительных вложений - ресурсов в производство средств производства для этой сферы. В современных условиях сфера услуг становится одним из главных потребителей «средств производства» - приборов, оборудования, инструментов, зданий. Так, современная медицина использует множество видов продукций медицинской, приборостроительной и электронной промышленности, которые ориентируются на выпуск диагностических приборов, устройств для наблюдения за больными, средств обработки медицинской информации, лазерной аппаратуры, электронных приборов и аппаратов для массовых медицинских обследований, медицинских инструментов и средств механизации труда в боль-

ницах. Сфера образования предъявляет спрос на звуко- и видеозаписывающую аппаратуру, телевизоры, магнитофоны, информационную аппаратуру, вычислительную технику, которые широко применяются в учебном процессе. Настало время создания новой подотрасли машиностроения - образовательного машиностроения. В бытовом обслуживании широко применяются культурно-бытовая техника, различные машины и приборы, предназначенные для механизации труда в домашнем хозяйстве. Следовательно, для удовлетворения потребностей сферы услугв современной технике и технологии необходимо обеспечить ускоренное развитие машиностроения, прежде всего приборостроения и электронного машиностроения. Сфера услуг оказывает влияние на развитие II подразделения общественного производства непосредственно и I подразделения - опосредованно.

В условиях современной научно-технической революции усиливается интеграция материального производства и сферы услуг для достижения конечных социально-экономических результатов. Внутри сферы услуг возрастает влияние элементов материального производства, применение машинных систем, которые требуют совместного труда ученых, инженеров, техников и рабочих. Одновременно внутри материального производства происходит усиление роли сферы услуг, что проявляется в повышении роли интеллектуального и культурного развития человеческого фактора, соединении профессионально-технического и среднего образования с производительным трудом, влияний здравоохранения на поддержание и развитие всесторонних способностей личности. Усиление связи индустриального производства с услугами здравоохранения, образования и науки находит отражение в создании единого медицинско-промышлен-ного научно-производственного комплекса, научно-учебно-производственных объединений. Однако возрастание функциональной роли, духовного элемента, умственного труда, усиление роли науки, знаний, охраны здоровья и физической культуры в производстве не означает, что границы между материальным производством и сферой услуг и их результатами исчезают, это также не означает, что материальное производство преобразуется в разновидность нематериального и, наоборот, нематериальное производство - в разновидность материального. Качественное отличие материального производства и его роль основы всей жизни общества и всех других видов деятельности, включая и сферу услуг, сохраняется на всех этапах развития человеческого общества. Непроизводственная форма деятельности выступает не как однопорядковая с материальной, она экономически вторична по отношению к ней по своему содержанию и функциональной роли в общественном воспроизводстве.

Развернувшаяся в последние десятилетия научно-техническая революция обусловила коренные изменения в развитии общественного производства. Доля традиционных отраслей (в том числе материального производства) в ВВП относительно сокращается, а получают развитие отрасли сферы услуг, среди которых выделяются образование, наука, культура, здравоохранение и разного рода финансовые и торговые услуги. Удельный вес сферы услуг в ВВП в начале ХХ! в. варьирует в пределах от 62% в Японии до 72% в США, а в ее составе опережающими темпами развиваются услуги социально-культурного профиля (сферы образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания и т.д.) [7, с. 59]. Это обстоятельство, однако, в литературе трактуется неоднозначно. Некоторые авторы пытаются обосновать вывод о том, что сфера производства замещается социальной сферой тем, что экономика в целом превращается в постэкономику, а само общество, соответственно, в постиндустриальное, постэкономическое. Бесспорно, под воздействием НТР, новых информационных технологий про-

изошла реструктуризация экономики, которая не могла не отразиться на динамике занятости. Но это вовсе не означает, что материальное производство как таковое упраздняется вообще, вследствие чего наступает некая эпоха постэкономики,постэкономи-ческого общества. Такой вывод вряд ли можно признать обоснованным, поскольку он не соответствует реальной действительности.

По нашему мнению, необходимо отказаться от парадигмы постиндустриального общества, поскольку никакого постиндустриального общества пока нет, и, скорее всего, наступает новый этап наукоемкого индустриального общества. Следует согласиться с В. Н. Черковцом, который отмечает, что нет оснований судить об уровне так называемого «постиндустриального» развития страны по таким «вторичным» показателям, как возрастание доли услуг в ВВП, доли ассигнований на социальную сферу из государственного бюджета и т.д. Такие показатели могут отражать как высокий, так и низкий уровень развития страны [ 5, с. 121-122].

Принципиально важнее «первичные» показатели, на которых должен выводиться анализ коренных сдвигов в отношении людей к природе, т.е. в материальном производстве, и в характере труда, занятого в нем. Именно в орудиях, средствах труда и технологиях - главный пункт качественных изменений в производительных силах. Глубокие перевороты в этой сфере приобретают, видимо, форму революций как в производительных силах, так и в общественно-экономическом строе. Современная экономика, даже в США, продолжает оставаться преимущественно индустриальной [ 3, с. 34-35]. Именно индустриальный базис является фундаментальной основой современного развития отдельных инноваций, таких, как новейшие информационные системы, биотехнологии и нанотехнологии.

Выводы

Разделение совокупного общественного труда на материальное производство и сферу услуг актуально как с теоретической, так и практической точки зрения. В теоретическом отношении актуально потому, что такое деление позволяет выделить своего рода ядро экономики, которое образует материальную основу всех иных видов деятельности. А в практическом отношении такое деление показывает роль и соотношение материального производства и сферы услуг в производстве благ в форме вещей и услуг во внутренней структуре валового национального продукта.

Экономически обе сферы совокупного общественно полезного труда - материальное производство и сфера услуг - находятся в диалектической взаимосвязи. Связанные обменом деятельности обе сферы экономики характеризуются отношениями взаимной зависимости. Необходимость взаимосвязи определяется непрерывностью процессов производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Список литературы

1. Бабаев, А. П. Непроизводственная сфера: социальная сущность и динамика / А. П. Бабаев. - М., 1992. - 176 с.

2. Белл,Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. - М., 1999. - 956 с.

3. Бодрунов, С. Д. Грядущее. Новое индустриальное общество: перезагрузка / С. Д. Бод-рунов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб., 2016. - 328 с.

4. Жильцов, Е. Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг: учеб. пособие / Е. Н. Жильцов, В. Н. Казаков. - М., 2007. - 288 с.

5. Зяблюк, Р. Т. Неоиндустриализация экономики России: необходимость и возможность: обзор материалов круглого стола по неоиндустриализации экономики России / Р. Т. Зяблюк, Н. И. Титова // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2016. - №2. -С.119-135.

6. Маркс, К. Теории прибавочной стоимости // К. Маркс, Ф. Энгельс. - Соч. - 2-е изд. -Т. 26, ч. I.

7. Смолин, О. Н. Образование и глобальный контекст Российской модернизации / О. Н. Смолин // Экономическое возрождение России. - 2016. - № 2(48). - С. 59-64.

8. Социальная инфраструктура: вопросы теории и практики. - Киев, 1982.

9. Черковец, В. Н. Образовательная сфера: Взаимодействие с материальным производством в инновационном развитии экономики / В. Н. Черковец // Российский экономический журнал. - 2009. - №9-10. - С. 51-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.