Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВИАЦИОННЫХ ШКОЛ В ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ'

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВИАЦИОННЫХ ШКОЛ В ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПАРК / АЭРОСТАТ / ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хороших Владимир Алексеевич

Автор ставит задачу по анализу отдельных событий истории воздухоплавания в России. Выявлены факты формирования Российской системы подготовки воздухоплавательных кадров, летного и технического состава авиации для практических целей. Также рассматривается деятельность Царской семьи по созданию воздушного флота Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATERIAL SUPPORT AVIATION SCHOOL AT THE IMPERIAL RUSSIA

The author puts the task of analyzing the individual events in the history of aeronautics in Russia. Revealed the formation of the Russian system of training of aeronautical personnel, pilots and aircraft maintenance personnel for practical purposes. Also consider the work of the royal family to build the fleet of the Russian Empire.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВИАЦИОННЫХ ШКОЛ В ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ»

Анализируя представления баронессы необходимо учитывать, что в прибалтийском крае тесно соприкасались пришедшее от тевтонских рыцарей католичество, привнесенное реформацией протестантство, возникшие позднее секты, и, наконец, распространенное русскими православие [3, с. 5-6]. Это обстоятельство отразилось на церковно-религиозных воззрениях Крюденер, которая восприняла универсальную мистическую концепцию над-церковного христианства, но так и не ответила - на основании каких догматов, католических или православных, должно произойти будущее воссоединение церквей? Хотя для осуществления этой утопической затеи баронесса выбрала российского императора, который являлся одним из самых популярных государственных деятелей после свержения Наполеона и в то же время проявлял неподдельный интерес к ее проповедям.

Литература

1. Баронесса Крюденер. Неизданные автобиографические тексты / Перевод с фр., состав., вст. статья Е.П. Гречаной. М., 1998.

2. Гетце П. П. Из записок Петра Петровича фон Гетце "Князь Голицын и его время"// Русский архив. 1902. Кн. 3.

3. Гречаная Е.П. Феномен баронессы Крюденер (вступительная статья) // Баронесса Крюденер. Неизданные автобиографические тексты.

4. Князь А. Н. Голицын (в его письмах) // Русский архив. 1905. Кн. 3.

5. Лагерь при Вертю. СПб., 1815.

6. Письма баронессы Крюденер к императору Александру I и к князю А. Н. Голицыну (пер. с фр. - Н. С.) // Вел. Кн. Николай Михайлович. Император Александр I. М., 1912. Т. 1.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВИАЦИОННЫХ ШКОЛ

В ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ

Хороших Владимир Алексеевич

Кандидат ист. наук. Рыльский авиационный технический колледж - филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации. г. Рыльск. Преподаватель.

Заслуженный работник транспорта РФ.

MATERIAL SUPPORT AVIATION SCHOOL AT THE IMPERIAL RUSSIA

Khoroshikh Vladimir, Candidate ist. Sciences Rila Aviation Technical College - a branch of the Moscow State Technical University of Civil Aviation. of Rylsk. Teacher. Honored. Transport Worker of the Russian Federation. АННОТАЦИЯ

Автор ставит задачу по анализу отдельных событий истории воздухоплавания в России. Выявлены факты формирования Российской системы подготовки воздухоплавательных кадров, летного и технического состава авиации для практических целей. Также рассматривается деятельность Царской семьи по созданию воздушного флота Российской империи. ABSTRACT

The author puts the task of analyzing the individual events in the history of aeronautics in Russia. Revealed the formation of the Russian system of training of aeronautical personnel, pilots and aircraft maintenance personnel for practical purposes. Also consider the work of the royal family to build the fleet of the Russian Empire.

Ключевые слова: Россия; воздухоплавание; учебный парк; аэростат; воздушный флот; институт; школа. Keywords: Russia, ballooning, educational park, balloon, air force, institute, school.

Руководство России в начале ХХ века до конца не осознавало необходимости принятия целевой программы авиации. В это время просматривается стремление государства организовать создание воздушного флота для военных целей с наименьшими затратами, что заставило военное ведомство экономить отпускаемые на авиационное строительство финансовые ресурсы, привлекать пожертвования коммерческих организаций, населения и других ведомств, с учетом зарубежного опыта.

С этой целью расквартированная в столице Российской империи кадровая команда военных воздухоплавателей 22. 04. 1887 года была переименована в учебный воздухоплавательный парк (УВП), который принял на себя научные и просветительные функции [4, с. 347].

Команда военных воздухоплавателей под руководством поручика А.М. Кованько в первый год своего существования выполнила большой объем работ по теоретическому и практическому обучению личного состава для

получения положительных оценок военного ведомства и Русского технического общества. По программе, постоянному составу УВП предстояло изучить воздушное течение, получить навыки для их использования при полёте и посадке с определением места нахождения, апробировать форму отчёта, испытать фотоприборы. Оплата воздухоплавателям учебного учреждения определялась из усиленных окладов, с различными доплатами: за полеты, сложные условия, на питание и другие виды довольствия [4, с. 367-369].

В послужном списке руководителя учебного воздухоплавательного парка есть и такие записи: «вместе с батальоном пересёк границу Империи 1904 года сентября 29. Прибыл на театр военных действий 5 октября 1904 года». С 13 февраля по 4 марта А.М. Кованько командовал сводным полком резерва главнокомандующего в бою под

г. Мукденом. Воздухоплаватели заслужили 15 Георгиевских крестов, все офицеры батальона были представлены к наградам[5].

С 1890 г. военное ведомство впервые утвердило штат крепостного воздухоплавательного отделения в количестве 3 офицеров во главе с командиром в звании капитана и 52 нижних чинов. Примечательно, что для крепостных отделений от инженерного ведомства так же выделялось 50 рублей, на учебные пособия, материалы и инструменты для практических занятий 1000 руб-лей.[4,с.456-461].

При реорганизации 19 мая 1909 года учебного кадрового воздухоплавательного парка, в названии последнего исчезло слово «Кадровый, а первый отечественный дирижабль А.И. Шабского стал «Учебной Партой» для воздухоплавателей. Эта дата стала переломным моментом перехода от практического обучения воздухоплаванию всех желающих к системному военному образованию для решения трех основных задач:

- подготовки личного состава для службы в воздухоплавательных частях;

- производства опытов и проверок на практике открытий и изобретений по воздухоплавательному делу;

- хранения запасов специального воздухоплавательного имущества, которым снабжались воздухоплавательные части в масштабе России.

Говоря современным языком, в соответствии положению «Об офицерской воздухоплавательной школе» (ОВШ) утвержденному императором 19 июня 1910 года при главном инженерном управлении Российской армии была создана не обычная школа, а вертикально - интегрированный образовательно-имущественный комплекс: учебный комитет по учебной части; мастерскую для сборки, ремонта и снаряжения специальных имуществ; испытательную станцию; центральный воздухоплавательный склад для пополнения инженерного имущества во всех воздухоплавательных частях; фотографический павильон воздухоплавательный музей; метеорологическую станцию.

УВП стал первым образовательным авиационным учреждением которому потребовалось создание физиологической лаборатории во главе с врачом школы.

Оборудование этой лаборатории необходимыми приборами, аппаратами и инвентарем требовало единовременный расход до 600 руб. и ежегодно на ремонт приборов и аппаратов 200 руб. [8, с.3527-3529].

Весь постоянный и переменный составы школы состояли на довольствии при воздухоплавательном батальоне. Во время полевых практических занятий, а также в командировках должностных лиц школы для специальных учебных целей и опытов, им дополнительно отпускались суточные деньги: начальнику школы — 3 рубля; офицерам — по 2 рубля; а обер-офицерам и всем офицерам переменного состава по одному рулю в сутки [9, с.3534].

На содержание школы ежегодно отпускались средства от интендантского ведомства - 8850 рублей и от инженерного ведомства - 22140 рублей [9,с.3539].

Следующим направлением финансирования подготовки воздухоплавательных и авиационных кадров было участие государства в форме субсидий, в том числе:

- императорскому всероссийскому воздухоплавательному обществу, аэроклубам;

- издателям воздухоплавательных журналов обществам и другим организациям;

- Особому комитету по усилению воздушного флота и пожертвования;

- для полетов на аэропланах во время Всероссийского праздника и призы [2,с.162].

Для исследователей будет интересен перечень охранительных свидетельств выданных русским изобретателям в сентябре - декабре 1909 г. на разработки в области авиации и воздухоплавания по которым можно увидеть направления авиационного творчества: на способ достижения устойчивости аэропланов автоматически; на винтовую летательную машину; на летательную машину; на самолет; на воздушный пропеллер; на летательный прибор с механизмом, регулирующим шаг пропеллера, и с приспособлением для подъема со снежной поверхности; на управляемые воздушные корабли и т. д. В перечне изобретателей отмеченных государством представители различных сословий, но преимущественно гражданских профессий увлеченных авиацией: [1, с. 70-71].

Количество людей, которые стремились открыть для себя новые направления в освоении воздушного пространства стремительно возрастало. Уже в 1910 году только инженерным управлением военного ведомства были рассмотрены и даны заключения по 120 проектам и предложениям по воздухоплаванию. Научно-технический комитет ИВАК за тот же период рассмотрел 104 проекта воздухоплавательных аппаратов, представленных различными изобретателями. В том числе: аэропланы - 32, воздушные змеи - 1, парашюты - 3, планеры - 1, двигатели - 2 и т.д., где также представлены увлеченные люди различных регионов России и в основном гражданских профессий [2, с. 173-176].

Общество Х. С. Леденцова организованное Н.Е. Жуковским при Московском университете и Императорском Московском техническом училище регулярно рассматривали обращения изобретателей. В Совет общества неоднократно обращался К.Э Направляя чертежи изобретений для получения патентов Циолковский Константин Эдуардович Циолковский. Эксперты дали положительную оценку многим его изобретениям. в том числе по металлической оболочке дирижабля изменяемого обьема. [2, с. 19, 35, ].

29 января 1912 года в царском селе собственноручно его императорским величеством был подписан Именной Высочайший указ Правительственному Сенату «Об отчуждении в городе Санкт-Петербурге для надобностей офицерской воздухоплавательной школы». В соответствии указа на Волковом поле были изъяты около 6,5 тысяч квадратных саженей у десяти собственников с перечислением фамилий и площадей, и требованиями по финансовым компенсациям на общих основаниях по закону [9,с.514-516].

В Ливадийском дворце 9 апреля 1912 года Император подписал также два закона одобренных Госсоветом и Госдумой по финансированию образовательных расходов: - начиная с 1912 года планировалось отпускать из средств государственного казначейства по 9600 рублей в год на расходы по обучению офицеров генерального штаба воздухоплаванию; - следующий предписывал отпустить на 1911 год дополнительный кредит в 258263 руб.

на работы по приобретению табельного имущества воздухоплавательных частей. С 1913 года эти расходы должны были осуществляться регулярно [9, с.1174-1177].

С 10 мая года по 01 июня 1912, Николай II подписал следующих два закона по финансированию авиации: -37890 руб. на расходы по расширению авиационного отдела офицерской воздухоплавательной школы, с продлением кредитов на 1913 г. [9, с.1536]; - 67188 руб. на образование и содержание авиационных отрядов воздухоплавательных рот [9, с.1542].

Центром технического и прикладного развития отечественного авиационного производства и подготовки кадров для него становится Санкт-Петербург. Именно в столице Российской империи многие начинания в области воздухоплавания были осуществлены впервые.

В 1909 году в ангаре мастерской на Сабировской улице рядом с Коломенским ипподромом Яков Модестович Гаккель построил свой самолет, который взлетел в небо 24 мая 1910г. Этот полет был официально зарегистрирован комиссией ИВАК, как первый аэроплан русской конструкции.

Все воздухоплаватели, занимавшиеся изучением и популяризацией достижений науки и техники, в том числе авиационной, были на особом контроле Департамента полиции МВД. Студенческие кружки и клубы утверждались советами учебных заведений, в которых действовали с предоставлением информации в Департамент полиции. В секретном Циркуляре от 27 февраля 1911г. предписывались исчерпывающие меры по предотвращению попыток «обращения летательных снарядов в орудия преступных замыслов». Таким образом, поддерживая и развивая авиацию, государство вынуждено было тратить значительные финансовые ресурсы на его защиту от террористов [7, с. 63-65].

Гатчинский аэродромный комплекс под Санкт-Петербургом в 1910 г. становится общепризнанным авиационным центром. Именно здесь находились как минимум 4 авиационных школы пилотов и технического состава: -офицерская воздухоплавательная школа Главного инженерного управления военного ведомства; - офицерская школа авиации отдела воздушного флота особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования; - авиационная школа Императорского Всероссийского Аэроклуба; - платная авиационная школа «Га-маюн» первого всероссийского товарищества воздухоплавания С.С. Щетинина.

В этот же период военному ведомству удалось организовать в России авиационное производство на заводах: товарищества Российско-американской резиновой мануфактуры и Августа Редигера в Петербурге; Лесснера; Путиловском и Рудзского; Южно-русского общества; адмиралтейских Ижорских; общества «Дукс» в Москве и Семенова в Петербурге; в мастерских механика Гарутаю. В России стали появляться десятки отдельных мастерских, иногда в сараях, где пытались конструировать и строить планеры и аэропланы и т.д.[2,с.32].

На 1 марта 1911 года в России имелось отечественных: 181 аэростат и 6 аэропланов. Для воздухоплавательных частей было заготовлено имущества на 2322000 рублей в России, в том числе некоторые аэропланы кроме двигателей и отдельных точных приборов. Для поощрения Русских заводов устраивались конкурсы с призами на

сумму 25000 рублей. В России в это время имелось 18 воздухоплавательных рот. Их снабжение замедлилось в связи с передачей части разведывательных функций аэропланам. [6].

Особое направление финансирования подготовки технических воздухоплавательных кадров относится к высшим учебным заведениям, в составе которых предполагалось создать специальные курсы, отделения и факультеты. Общая сумма расходов включала: для Санкт-Петербургского политехнического института в сумме 45000 руб., в том числе 20000 руб. на подстройку здания для двух лабораторий и музея и 25000 руб. на их оборудование; для Донского института в сумме 157000 руб. [1,с.79-81].

Император Николай II благосклонно относился к идее создания гражданских школ по воздухоплаванию, поддерживал решения по этим вопросам в Госдуме и правительстве. Для организации школы требовалось - 160 тыс. руб. и ежегодно 50 тыс. руб. на содержание [1,с.83].

Во многих городах воздухоплавательная деятельность существовала за счет пожертвований частных лиц. Наиболее известный из них Французский подданный Василий Захаров пожертвовал капитал в 200 тысяч рублей, на проценты от которого были образованы курсы авиации в Санкт-Петербургском политехническом институте для учеников Севастопольской практической школы авиации. К занятиям допускали лиц окончивших одно из высших технических учебных заведений. Учащиеся имели право на получение удостоверений о прохождении курсов. Правила были утверждены министром торговли и промышленности 09. 06. 1911 г. [10, Д. 291. Л. 5].

Принятию этого решения способствовали так же поддержка курсов со стороны военного ведомства [3, с. 88-90]. А принятие закона 18. 05. 1911 г. «Об учреждении при кораблестроительном отделении курса по воздухоплаванию и потребовала выделения, на его содержание, начиная с 1911 г. в течение 4-х лет по 12 000 руб. ежегодно. Смета расходов была исчислена в 15000 руб., из которых часть с процентов капитала В.В. Захарова (900 рублей) [11, Л.6].

Император так же подписал закон №7135 от 25. 06. 1912 г. одобренный государственным советом и государственной думой « Об отпуске в 1912 г. из средств государственного казначейства пособия на устройство воздухоплавательной школы на реке Кача, Таврической губернии четырехсот тысяч рублей» [9, с.2478].

В связи с начавшейся первой мировой войной, все авиационные школы и курсы перешли в подчинение Военного ведомства России [4,с.110].

Но издание законов по финансирование гражданских организаций продолжалось: - 28. 05. 1916 г. «Об отпуске из государственного казначейства пособий императорскому всероссийскому клубу в сумме 5 тысяч рублей и журналу «Воздухоплавание» в сумме 3-тысяч рублей»[10, с.1249]; - 10. 06. 1916 г. «Об отпуске из Государственного казначейства средств на содержание постоянного курса по воздухоплаванию в Петроградском политехническом институте в сумме 25 тыс. рублей» [10, с.1266].

Подготовка авиаторов в Санкт-Петербургском институте проводилась до осени 1917 г. Все расходы на обучение на курсах с 1911 по 1916 годы нес отдел воздушного флота Военного ведомства, а с лета 1916 года по август

1917 года - управление Военно-Воздушного флота и управление морской авиации [12].

Из выявленных сведений следует сделать выводы:

- Руководство России в конце XIX не осознавало необходимости принятия целевой программы развития воздушного флота и как следствие поставило воздухоплавание в зависимость от Германии, а авиацию от Франции.

- К 1910 г. кабинет министров централизовал управление, и финансирование основных направлений авиационной деятельности.

- Просматривается стремление государства организовать воздушный флот для военных целей с наименьшими затратами, что заставило военное ведомство привлекать пожертвования коммерческих организаций, населения и других ведомств, с учетом зарубежного опыта.

- Главными факторами роста активности населения России в создании воздухоплавательных обществ, кружков, аэроклубов стало улучшение экономического положения России после Русско-японской войны и революции 1905года, а так же достижения российских гражданских авиаторов в Европе.

Список литературы

1. Авиация и воздухоплавание в России в 19071914гг.. Сб. док. и мат. / сост. Н.И. Шауров, М.А. Сидорова. Вып. 1. (1907 - 1909гг.). М.: 1966.

2. Авиация и воздухоплавание в России в 1907-1914гг. Сб. док. и мат. / сост. Н.И. Шауров, М.А. Сидорова. Вып. 2. 1910г. М.: 1968.

3. Авиация и воздухоплавание в России в 19071914гг.. Сб. док. и мат. / сост. Н.И.Шауров, М.А. Сидорова. Вып. 3. 1911г.. М.:1971.

4. Воздухоплавание и авиация в России до 1907 года. Сб. док. и материалов / под. ред. В.А. Попова. М.: Оборонгиз. 1956. 952с.

5. Российский государственный военный исторический архив (РГВИА). 802.(Главное военно-техническое управление). Оп. 2. Д. 1081. Л. 3.

6. РГВИА. Ф. 802.(Главное военно-техническое управл.). Оп. 3. Д. 108. Л. 31-32.

7. Пиджаков А.Ю., Хороших В.А. Зарождение. авиационных обществ и образования в дореволюционной России // Вестник Ленинградского госуниверситета имени А.С. Пушкина. 2011. № 2. Том 4. С. 60-70.

8. Собр. узакон. и распоряж. правительства Рос. Имп. 1910. Ст.1929.

9. Собр. узакон. и распоряж. правительства Рос. Имп. 1912. Ст. 214. Ст. 514.

10. Собр. узакон. и распоряж. правительства Рос. Имп. 1916. Ст. 1249.

11. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб.) Ф. 3121.(Ленинградский политехнический институт). Оп. 3. Д. 291. Л. 1-3.

12. Центральный государственный исторический архив. Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 478 (Петроградский политехнический институт). Оп.14. Д. 528. Л. 25-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.