Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ КАК ФАКТОР СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗА БЛАГОПОЛУЧИЯ В СОЗНАНИИ БЕЛГОРОДЦЕВ'

МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ КАК ФАКТОР СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗА БЛАГОПОЛУЧИЯ В СОЗНАНИИ БЕЛГОРОДЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лаврентьева Анастасия Владимиовна

В статье рассматривается влияние материального благосостояния на формирование субъективного образа благополучия в сознании представителей населения г. Белгорода. Отмечается неоднозначное отношение к людям с высоким материальным достатком по причине неравенства, несправедливости, а также зависти. Указываются также факторы благополучия, наиболее важные для ощущения счастья и удовлетворенности жизнью среди белгородцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATERIAL WELL-BEING AS A FACTOR OF THE SUBJECTIVE IMAGE OF WELL-BEING IN THE MINDS OF BELGOROD RESIDENTS

The article examines the influence of material well-being on the formation of a subjective image of well-being in the minds of representatives of the population of Belgorod. There is an ambiguous attitude towards people with high material wealth due to inequality, injustice, as well as envy. The factors of well-being that are most important for the feeling of happiness and satisfaction with life among Belgorod residents are also indicated.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ КАК ФАКТОР СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗА БЛАГОПОЛУЧИЯ В СОЗНАНИИ БЕЛГОРОДЦЕВ»

Материальное благосостояние как фактор субъективного образа благополучия в

сознании белгородцев

Material well-being as a factor of the subjective image of well-being in the Minds of Belgorod

residents

Лаврентьева Анастасия Владимиовна

Студент 4 курса

Факультет Институт общественных наук и массовых коммуникаций

НИУ "БелГУ" г. Белгород, Россия e-mail: 1325638@bsu.edu.ru

Lavrenteva Anastasia Vladimirovna

Student 4 term

Faculty ofInstitute of Social Sciences and Mass Communications Belgorod State National Research University

Belgorod, Russia e-mail: 1325638@bsu.edu.ru

Научный руководитель Хашаева Светлана Владимировна

доцент НИУ "БелГУ" г. Белгород, Россия e-mail: hashaeva@bsu.edu.ru

Scientific adviser Hashaeva Svetlana Vladimirovna

docent

Belgorod State National Research University

Belgorod, Russia e-mail: hashaeva@bsu.edu.ru

Аннотация.

В статье рассматривается влияние материального благосостояния на формирование субъективного образа благополучия в сознании представителей населения г. Белгорода. Отмечается неоднозначное отношение к людям с высоким материальным достатком по причине неравенства, несправедливости, а также зависти. Указываются также факторы благополучия, наиболее важные для ощущения счастья и удовлетворенности жизнью среди белгородцев.

Annotation.

The article examines the influence of material well-being on the formation of a subjective image of well-being in the minds of representatives of the population of Belgorod. There is an ambiguous attitude towards people with high material wealth due to inequality, injustice, as well as envy. The factors of well-being that are most important for the feeling of happiness and satisfaction with life among Belgorod residents are also indicated.

Ключевые слова: материальное благосостояние, субъективное благополучие.

Key words: material well-being, subjective well-being.

Отечественные социологи, такие как О.С. Ширяева, Е.Б. Весна и П.П. Фесенко, ранее уже занимались данной проблемой, отделяя материальное благосостояние от счастья и удовлетворенности собой и жизнью в целом. Российская социология даже выделила особое понятие - «личностное благополучие»: его связывали с психологическим и субъективным одновременно. «Материальное и финансовое благополучие», а также «межличностное благополучие», по мнению Н.В. Гафаровой, слишком ограниченны в своих определениях и требуют гораздо более глубокого теоретического анализа.

В ходе исследования Г.Г. Татаровой и А.В. Кученковой, выделивших структуру благополучия и факторы, в нее входящие, выяснилось, что 43,1% респондентов, которым предлагалось из 22 позиций отметить 5, наиболее важных для них, одним из пяти таких позиций выбирали деньги, при том, что первыми по популярности все же стали «здоровье» и «семья». Данная тенденция, как оказалось, прослеживается и в результатах исследования, которое провели мы.

Проблема нашего исследования включала в себя противоречие между тем, что представления о достижении субъективного благополучия прочно и напрямую связаны с наличием при этом материального благосостояния, и тем, что как таковое благополучие при этом потенциально отсутствует. Объектом исследования при этом выступил пресловутый субъективный образ благополучия, а предметом - роль материального благосостояния в его формировании. Так, основная цель нашей работы представляет собой роль материального благосостояния в акте укрепления в сознании населения образа благополучия.

Как писал А. Маслоу, первичные и наиболее важные в его пирамиде - это потребности физического характера, а также потребность в безопасности. Все это подлежит обязательному удовлетворению, после которого индивид будет иметь силы и энергию для мыслей о потребностях уровнями выше. Р. Инглхарт своим исследованием охватил большое количество стран и городов, придя, наконец, к выводу, что материальные ресурсы все же взаимосвязаны с субъективным благополучием. Те, кто в большей степени обеспечен финансово, оказывались чаще довольны собой и свой жизнедеятельностью. При этом, однако, они указывали, что после того как достигают какого-то уровня достатка, он уже не в такой степени влияет на рост их благополучия.

Весьма логичным представляется тот факт, что чем более кризисной является ситуация внутри страны, тем стремительнее воспроизводятся материалистические ценности. Также, в ходе нашего исследования, мы выяснили, что люди склонны сравнивать уровень своего дохода с доходами других, живущих с ними в одном регионе, и вместе с этим, как бы ни увеличивался данный абсолютный доход, относительный будет иметь гораздо большую ценность, а, следовательно, влиять на снижение благополучия в сознании населения.

Например, по мнению К. Проктора, россияне разделяют понятия «удовлетворенность» и «счастье», приписывая первому более материалистичные черты, а второму - субъективно-нематериальные. К счастью, по мнению А.В. Андреенковой и В.Е. Сариса, ведут события личного характера, поэтому нет ничего удивительного в том факте, что счастливые люди зачастую вовсе не удовлетворены своей жизнью.

Медиа и социальные сети не могут не влиять на формирование неблагополучия и увеличение числа запросов и потребностей: люди склонны следить за чужой жизнью и «считать чужие деньги», отчего формируют у себя многочисленные комплексы и предрассудки о тех, чей доход является более высоким. Направление, внутри которого проводятся исследования взаимосвязи достатка и ощущения благополучия, давно возникло как в зарубежной, так и в отечественной социологии. Было определено, что так или иначе благополучие зависит от дохода, при этом важны не сами его размеры, а именно то, соответствует он или не соответствует текущей ситуации в жизни.

Мы провели авторское исследование по теме: «Материальное благосостояние как фактор субъективного образа благополучия в сознании белгородцев», в котором поучаствовало 400 жителей города Белгорода. Помимо опроса, были проведены два фокусированных интервью с представителями населения от 14 до 85 лет и старше, а также три экспертных интервью, участниками которых стали преподаватели НИУ «БелГУ», ранее занимавшиеся изучением влияния достатка на формирование благополучия.

Важно отметить, что в представлениях белгородцев, высокое материальное благосостояние представляет собой «возможность помогать близким материально» (43,5%), «возможность не думать о завтрашнем дне» (36%)

и «возможность путешествовать» (33%). Было отмечено, что эти три компонента - наиболее значимые, в их представлениях, из всего того, что может олицетворять высокий достаток (рисунок 1).

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Что в Вашем представлении олицетворяет высокое материальное

благосостояние? (Выберите не более 3-х вариантов ответа)»

Через открытый вопрос мы смогли выяснить, может ли материальное благосостояние принести респондентам счастье, получив большинство весьма однозначных ответов. Опрошенные заявляли, что материальное благосостояние может дать комфорт и открыть безграничные возможности заботы о себе, своей жизни, здоровье и о близких. 75% респондентов ответили, что материальное благосостояние является для них важнейшей составляющей счастливой жизни. Участники фокус-групп высказывали несколько иные мнения, однако, в итоге, сошлись на том, что материальный достаток может дать возможность не ограничивать себя даже в крупных покупках, а также обеспечить себе и своей семье высокий уровень жизни. К слову, эксперты заявляли, что богатство и материальное благосостояние назвать синонимичными понятиями нельзя, так как богатство -гораздо шире и чаще подразумевает не только достаток, но и избыток, приводящий, зачастую, к различным извращениям психики, а также к потребительскому отношению к жизни в целом.

Как говорили участники фокус-групп, «в нашем обществе есть тенденция показывать уровень жизни гораздо более высоким, чем он есть на самом деле, используя кредитные карты и занимая деньги в долг». Мы пришли к выводу, что белгородцы не только боятся бедности, но и стыдятся такими быть. Так, под бедностью -низшей чертой материального достатка, они понимают, как «постоянную жизнь в долгах» (39,8%), «отсутствие нормальных жилищных условий» (37%) и «полную неопределенность в завтрашнем дне» (36,8%) (рисунок 2).

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Что в Вашем представлении олицетворяет бедность (низкое материальное состояние)? (Выберите не более 3-х вариантов ответа)»

Необходимо было выяснить и то, какие факторы благополучия наиболее важны для белгородцев, то есть компоненты их счастливой жизни. Для респондентов мы предложили небольшой список, из которого каждый из них должен был выбрать не более трех вариантов ответа. Совершенно ясно, что лидировала позиция «крепкое здоровье и достаточное количество энергии»: его посчитали важной составляющей благополучия 60,3% респондентов. Также «наличие семьи и детей» оказалось важным фактором благополучия - 57% опрошенных отмечали и его. Данный вопрос был необходим нам, чтобы определить приоритеты респондентов, в соответствии с которыми они формируют у себя представления о материальном благосостоянии (рисунок 3).

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Отметьте наиболее важные для Вас факторы благополучия (не

более 3-х вариантов ответа)»

Вероятно, причиной стремления белгородцев к улучшению уровня своего материального состояния до более высокого являются возможности, которые данный уровень способен дать. Оказалось, что основными преимуществами высокого материального достатка белгородцы считают «возможность не беспокоиться за будущее своих детей» и «уверенность в завтрашнем дне», набравшие 62% и 53% соответственно, что напрямую коррелирует с факторами благополучия, где лидируют здоровье, семья и дети (рисунок 4).

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос: «Что, по Вашему мнению, дает высокое материальное благосостояние человеку (не более 3 -х вариантов ответа)»

Для определения предрассудков и представлений о высоком материальном достатке, мы решили поинтересоваться, как белгородцы относятся к людям, которые данным уровнем достатка обладают. Самой популярной позицией оказалась «нейтрально» - 47% опрошенных отметили именно ее. Почти 40% все же

склонны уважать людей с высоким материальным достатком, что говорит об отсутствии негативных установок, связанных с хорошим благосостоянием среди белгородцев (рисунок 5).

Не симпатизирую

■ Нейтрально

■ Уважаю таких людей

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «Каково Ваше отношение к людям с высоким материальным

достатком?»

Эксперты заявили, что для того чтобы относиться к людям с достатком выше, индивиду необходимо удовлетворять свои важнейшие потребности, причем делать это нужно стабильно. Так, человек становится культурнее, развитее, интереснее и уважительнее к другим. Материальное благосостояние друзей и близких: именно важность данного фактора для белгородцев мы попытались выявить в еще одном вопросе. Полученные результаты показали, что 70% респондентам совершенно не важно, какой уровень достатка у их друзей. Один из экспертов объяснил это тем, что «своим достатком никто не поделится, а вот социальным капиталом, связями -да» (рисунок 6).

0 5,5 24,5

1 26,5

■ мне очень важно, какой уровень материальных благ у моих друзей

■ я придаю большое значение материальному уровню своих друзей;

■ бывает всякое: и придаю значение, и нет;

■ придаю небольшое значение материальному уровню своих друзей;

■ мне абсолютно не важно, какой уровень материальных благ у моих друзей;

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «В какой степени важен для Вас уровень материального состояния Ваших друзей?»

Материальное благосостояние, как считают респонденты, участники фокус-групп и эксперты, так или иначе теряет свою значимость после достижения какого-то определенного уровня, до которого человек склонен ощущать эйфорию и прилив счастья. Это отнюдь не означает, что люди становятся менее зависимыми от высокого уровня дохода: они привыкают и уже вряд ли имеют желание сменить свой комфортный уровень жизни на менее обеспеченный. Можно предположить, что деньги все же не являются единственной переменной в определении благополучия: скорее, это инструмент, позволяющий поправить здоровье, помочь близким, получить незабываемые эмоции и сделать свое существование наиболее комфортным.

Довольно тревожной и негативной статистикой является тот факт, что 87,7% респондентов испытывают чувство безнадежности из-за уровня своего материального благосостояния. Вероятно, что это взаимосвязано с

тем, что белгородцы не чувствуют себя в безопасности и не удовлетворяют свои основные потребности. 56 % респондентов хотят повысить уровень своего материального состояния в средней, большой и очень большой степени.

Выяснилось, что жители г. Белгорода склонны иметь достаточно четкие представления по поводу того, что способно увеличить их доход: проблема кроется в том, что данные способы заработка не всегда, скорее всего, эффективны на практике. Респонденты отметили, что частное предпринимательство и добросовестный труд - это наиболее гарантированные способы хорошего заработка.

Также мы заметили, что белгородцы зачастую стесняются своего уровня достатка и чувствуют себя ниже тех, у кого больше денег, что, возможно, порождает следующий факт: более 50% опрошенных ответили, что их финансовые дела хуже, чем думает их окружение. Как заявляли участники фокус-групп, в современном обществе присутствует тенденция «жить в кредит», чтобы казаться более состоятельными, чем есть на самом деле.

В ходе нашего исследования, мы получили большой массив данных, благодаря чему смогли сделать следующие выводы:

1. Было проведено авторское исследование на тему: «Материальное благосостояние как фактор субъективного образа благополучия в сознании белгородцев» тремя методами: массовый опрос среди населения от 14 лет, экспертное интервью с экспертами, занимающимися изучением влияния материального благосостояния на ощущение благополучия в сознании населения, и фокус-группа со представителями разных возрастных групп.

2. Был проведен анализ линейного распределения по результатам исследования «Материальное благосостояние как фактор субъективного образа благополучия в сознании белгородцев», в ходе которого мы выявили, что 75% белгородцев убеждены в прямой взаимосвязи их субъективного благополучия с материальным благосостоянием.

3. Был произведен корреляционный анализ, позволивший выявить зависимость между вопросами анкеты. Благодаря этому, мы смогли определить наиболее важные факторы благополучия для белгородцев разного возраста и уровня заработка, а также выяснить, что именно, согласно их представлениям, может принести высокий материальный достаток в их жизнь.

4. По результатам исследования «Материальное благосостояние как фактор субъективного образа благополучия в сознании белгородцев» были разработаны рекомендации, способствующие уравновешиванию и сбалансированию выявленной тенденции.

Список используемой литературы:

1. Saris W.E., Andreenkova A. Following changes in living conditions and happiness in postcommunist Russia: the russet panel [Текст] / W.E. Saris // Journal of Happiness Studies. - 2001. - Vol. 2. - № 2. - P. 95-109.

2. Easterlin R.A. Income and happiness: Towards a unified theory [Текст] / R.A. Easterlin // The Economic Journal. - 2001. - Vol. 111. - № 473. - P. 465-485.

3. Алимбаева Р.Т. Субъективное благополучие и удовлетворенность жизнью. Режим доступа к изд. : https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnoe-blagopoluchie-i-udovletvorennost-zhiznyu (дата обращения: 07.04.2022).

4. Андреенкова, Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов. Мониторинг общественного мнения. - 2010. - № 5 (99). - С. 189-215.

5. Ануфриев Д.С, Каргаполова Е.В., Потапова И.И. Материальное благополучие как индикатор качества жизни населения. Режим доступа к изд. : https://cyberleninka.m/article/n/materialnoe-blagopoluchie-kak-indikator-kachestva-zhizni-naseleniya-na-primere-astrahanskoy-oblasti (дата обращения: 07.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.