Научная статья на тему 'Материально-техническая база биотехнологической научной школы университета'

Материально-техническая база биотехнологической научной школы университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / BIOTECHNOLOGY SCIENTIFIC SCHOOL / LABORATORY EQUIPMENT / RESEARCH ACTIVITY / INNOVATION PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабин Юрий Владимирович, Колпакова Ксения Вадимовна

Сформулированы цели, задачи, механизмы и принципы формирования современной лабораторной базы образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза. На конкретных примерах показана практическая значимость модернизации материально-технической базы для повышения уровня научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Описана организационная деятельность ректората университета, направленная на развитие ведущей научной школы биотехнологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Material and technical resources of biotechnological scientific school of psue

The article describes the process of university laboratory equipment modernization aimed at further development of biotechnology scientific school.

Текст научной работы на тему «Материально-техническая база биотехнологической научной школы университета»

та качества Тихоокеанского государственного экономического университета базируется не только на требованиях Минобрнауки России и стандарта ИСО 9001:2000 (^О

9001:2000), но и на внутренних стандартах ТГЭУ, регулирующих большинство процессов. Это позволяет университету предлагать высококачественные образовательные услуги, ориентированные на удовлетворение запросов потребителей -как внутренних, т.е. обучающихся в университете, так и внешних - работодателей.

Литература

1. Международный стандарт ИСО 9001. Системы менеджмента качества. Требования: Пер. с англ. М: НТК «Трек», 2001. 33 с.

YURCHENKO V. A., KOROTKOVA T. V. EXPERIENCE OF INTRODUCING QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

The article is devoted to the practical experience of solving the problems appeared during creation, introducing and certification of the Quality management system at Pacific State University of Economics according to the requirements of international standards ISO 9001:2000. The authors focus on the concrete problems and problem-solving methods acknowledged and approved by certification body.

Keywords: Quality management system, standard, process approach, university mission, quality of specialists’ training, quality guidance, certification.

ю.в. бабин, профессор, Материально-техническая

проректор по научно- база биотехнологической

техническим программам

К.В. КОЛПАКОВА, инженер- научной шк°лЫ

исследователь университета

Сформулированы цели, задачи, механизмы и принципы формирования современной лабораторной базы образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза. На конкретных примерах показана практическая значимость модернизации материально-технической базы для повышения уровня научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. Описана организационная деятельность ректората университета, направленная на развитие ведущей научной школы биотехнологии.

Ключевые слова: лабораторное оборудование, научно-исследовательская деятельность, инновационный проект, качество образования, высшее учебное заведение.

В течение последних лет большинство российских вузов по известным причинам стремились получить лицензию на ведение образовательной деятельности в области экономики и юриспруденции, что привело к значительным перекосам в структуре подготовки кадров высшей квалификации. Это стремление объяснялось не только востребованностью данных специальностей на рынке образовательных услуг, но и отсутствием существенных материальных затрат, в частности, на содержание лабораторной материально-технической базы. Ректорат Тихоокеанского государственного экономического университета, напротив,сделал ставку на развитие сложившихся в вузе научных школ, и в первую очередь - ведущей научной школы в области пищевых биотехнологий. Эта работа потребовала значительных организационных усилий и финансовых средств для привлечения наиболее квалифицированных специалистов и совершенствования материальнотехнической базы.

Процесс модернизации лабораторной базы, в том числе измерительного и технологического оборудования, имеет для нас особую актуальность, так как позволяет одновременно решать задачи:

• обеспечения учебного процесса;

• повышения уровня научных исследований;

• освоения и совершенствования новых методик экспертных исследований;

• освоения новых технологий и повышения качества опытных партий продукции;

• привлечения дополнительных внебюджетных средств;

• повышения показателей государственной аккредитации;

• формирования привлекательного имиджа вуза.

Необходимость поиска дополнительных источников денежных средств в условиях резкого сокращения бюджетного финансирования высшей школы в 90-е годы побудило вузы к участию в специальных конкурсах ведомственных и федеральных

целевых программ. Дирекции НИИ экономических исследований и наукоемких технологий ТГЭУ была поручена организация закупок лабораторного оборудования, включая мероприятия по сбору и анализу внутривузовских заявок, проведение торгов и контроль поставок материально-технических средств, а также подготовка конкурсных заявок на участие в целевых программах.

Ректорат университета сумел организовать работу по реализации внутривузовских инновационных проектов, предполага-ющихконцентрацию ресурсов на модернизации отдельного объекта (например, лаборатории), реконструкцию и ремонт помещений этого объекта, оснащение их самым современным лабораторным оборудованием и обучение персонала на принципах комплексного подхода. При этом значительная часть расходов на реализацию этих проектов приходилась на долю внебюджетных средств. В рамках стратегических направлений развития вуза за последние годы было реализовано несколько отобранных на конкурсной основе инновационных проектов. Вкратце о них будет рассказано ниже.

Кафедры Института пищевых технологий и товароведения. Одним из важнейших аспектов обеспечения качества подготовки выпускников является современное состояние материально-технической базы лабораторий, в особенности лабораторий при выпускающих кафедрах. Сегодняшние студенты - это завтрашние инженеры и специалисты, и учить их надо передовым технологиям на самом современном оборудовании. В последние годы ректорат университета уделяет этому вопросу большое внимание.

Лаборатории кафедры технологии пищевой продукции были значительно модернизированы: отремонтировано и заново оснащено помещение лаборатории «Технологии пищевой продукции», установлены новые электроплиты и жарочные поверхности, новые рабочие столы, холодильники, фритюрницы, гриль, пароконвектомат, льдогенератор кубикового льда, тестомесильная машина, приобретена современная посуда и мебель. Общая стоимость нового оборудования составила 3,7 млн. руб. Аналогичное оборудование используется на современных отечественных и зарубежных предприятиях общественного питания, что позволяет готовить студентов этой специальности на высоком уровне.

Лаборатория «Технологическое оборудование» полностью укомплектована необходимыми учебно-технологическими приборами, требующимися для обучения студентов навыкам работы на действующей аппаратуре.

Создание современной технологической базы для кафедры технологии пищевой продукции позволило значительно повысить качество выпускных квалификационных работ студентов. На базе кафедры проводятся международные кулинарные конкурсы и профессиональные мастер-классы для шеф-поваров и специалистов ведущих предприятий общественного питания.

Кафедра товароведения и экспертизы продовольственных товаров получила в 2004 г. 30 новых микроскопов для выполнения студентами лабораторных работ по

микробиологии и микроскоп с большим увеличением МС-10, оборудованный цифровой видеокамерой для научных исследований, высокоточные аналитические электронные весы ОНАТО, ротационный испаритель ИР-1М3. В связи с новыми направлениями НИР и тематикой выпускных квалификационных и диссертационных работ в 2008 г. лаборатория доукомплектована современным оборудованием.

За последние пять лет на кафедре защищено 11 кандидатских и 2 докторские диссертации. Объем финансирования выполняемых на кафедре НИР вырос с 1,2 млн. руб. в 2003 г. до 3,3 млн. руб. в 2007 г. Кафедра постоянно участвует в выполнении престижных научно-исследовательских проектов в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России».

Комплексный подход позволил кафедре химии и технологии живых систем существенно укрепить свою материальнотехническую базу. Были отремонтированы все помещения, приобретена новая мебель, химические лабораторные столы, вытяжные шкафы, электронные весы, в том числе высокоточные аналитические электрон-

ные весы фирмы SHIMADZU, компьютеризированный учебно-лабораторный комплекс «ХИМИЯ». Эта кафедра является выпускающей по специальности «Технология бродильных производств и виноделие», поэтому для подготовки студентов по этой специальности была создана лаборатория ферментации и биокатализа, оснащенная аппаратурой стоимостью 940 тыс. руб.

Кафедра физики впервые за последние 15 лет получила возможность обновить свою лабораторную базу комплектами учеб-но-лабораторныхпрактикумов «Электричество и магнетизм» и «Оптика» на общую сумму около 1 млн. руб.

Для вновь созданной кафедры пищевой биотехнологии приобретено учебное и научно-исследовательское оборудование стоимостью более 5 млн. руб. Оно активно используется при подготовке студентов и аспирантов кафедры. В 2007 г. объемы вы-полненныхкафедрой госбюджетных и хоздоговорных НИР выросли до 2 млн. руб.

В 2008 г. в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» кафедрами ИПТТ были выполнены три инновационные комплексные межкафедральные выпускные квалификационные работы.

Малотоннажное производство по выпуску рыбной продукции. МТП ежегодно осваивает 3-5 новых видов пищевой продукции, разработанной специалистами вуза; в настоящее время ассортимент составляет более 100 наименований. По итогам 2008 г. объем выпускаемой продукции составил 48,1 млн. руб., прирост относительно 2007 г. составил 27,6%. Этот результат был обеспечен прежде всего масштабной модернизацией материально-технической базы производства.

Качество продукции МТП отмечено дипломами, золотыми медалями международных и всероссийских выставок и конкурсов, подтверждено долгосрочными контрактами на поставку продукции с такими компаниями, как “Аэрофлот”, “Владивосток Авиа”», а также с оптовыми торговыми компаниями различных регионов России.

МТП является лабораторной базой, где проводятся практические занятия, а кроме того, ежегодно проходят производственную и преддипломную практику более 150 студентов. Регулярно организуются ознакомительные семинары в производственных условиях для студентов ТГЭУ, Даль-рыбвтуза, Владивостокского рыбопромышленного колледжа.

Испытательный центр «Океан». В состав центра «Океан» входят аккредитованные в системе ГОСТ Р лаборатории для проведения физико-химических, токсикологических, радиологических, микробиологических испытаний продуктов питания, спиртных и безалкогольных напитков, тары и игрушек. Здесь также выполняются отдельные, наиболее сложные научные эксперименты студентов и аспирантов кафедр ИПТТ.

Бюджетное финансирование на модернизацию этих лабораторий общим объемом более 6,5 млн. руб. было получено по результатам специального конкурса Министерства образования РФ на предоставление целевой финансовой поддержки для развития приборной базы научных исследований в 2003-2005 гг.

Инновационно-технологический центр пищевых биотехнологий. ИТЦ является учебно-научно-производственным структурным подразделением вуза, в состав которого входят несколько экспериментальных цехов. Кроме производственной деятельности и практического обучения студентов в них выполняются экспериментальные научно-исследовательские работы.

На базе центра был разработан и внедрен большой ассортимент продуктов функционального назначения (мясные полуфабрикаты и кулинарные изделия под торговой маркой «Вкусъ», полуфабрикаты диетического детского питания под торговой маркой «Вкусняшкино » и др.).

В результате выполнения вузом государственного контракта в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 20072012 гг.» получили практическое развитие

два новых направления инновационной деятельности - производство фитонапитков и функциональных молочных продуктов.

Модернизация материально-технической базы ИТЦ позволила увеличить объем выпускаемой продукции с 1,1 млн. руб. в 2004 г. до 5,5 млн. руб. в 2008 г., а также значительно повысить ее качество.

Лабораторный комплекс санитарно-ветеринарной экспертизы. Специалистами кафедры пищевой биотехнологии и ИТЦ при поддержке ректората в 2008 г. завершен крупный проект по организации лабораторного комплекса санитарно-ветеринарной экспертизы в составе лабораторий микробиологии, иммуно-ферментного анализа и полимеразно-цепной реакции для выявления генетически модифицированных ингредиентов. Для этой цели в 2007 г. была приобретена микробиологическая экспресс-лаборатория «Бак Трак», которая позволяет в течение часа обработать одновременно в автоматизированном режиме 64 образца, прибор «Микротакс» для определения устойчивости штаммов патогенных микроорганизмов и другая аппаратура общей стоимостью 4,5 млн. руб. Оборудование для лаборатории передано вузу городской ветеринарной службой на условиях аренды.

Научно-исследовательская лаборатория энергосберегающих технологий. В работе этой лаборатории принимают участие сотрудники кафедры инженерных дисциплин и ресурсосберегающих технологий. Среди уникального оборудования - дистанционный лазерный термометр, анализатор электрических сетей, тепловизор, ультразвуковой толщиномер для выявления дефектов стальных конструкций, расходомер для обследования трубопроводов и определения объемов протекающих по ним жидкостей, газоанализатор для определения концентраций вредных примесей в воздухе. Все эти приборы поставлены по подпрограмме энергосбережения в рамках Федеральной программы развития образования.

Сегодня НИЛЭСТ - это база для выполнения диссертационных и хоздоговор-

ных работ. Наличие уникального оборудования позволило получить аккредитацию на проведение энергоаудита и сертификат на проведение экспертных работ для оценки потерь в электрических и тепловых сетях. В 2008 г. сотрудниками лаборатории завершен монтаж гелиоустановки для горячего водоснабжения общежития ТГЭУ стоимостью более 2,5 млн. руб.

Центр Здоровья. Оснащение центра диагностической и терапевтической аппаратурой первоначально проводилось в рамках Федеральной программы развития образования (2003 г.). По конкурсу федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» в 2004 г. было получено оборудование для комнаты психологической разгрузки и тренажерного зала на сумму 504 тыс. руб.

В 2005 г. для экспресс-диагностики студентов и преподавателей был приобретен комплекс биорезонансного тестирования и терапии. На базе центра здоровья ежегодно проводятся массовые обследования состояния здоровья студентов и преподавателей университета, в рамках договора с профсоюзным комитетом действует программа оздоровления сотрудников. Приборная база центра позволяет не только проводить диагностику, но и осуществлять мониторинг состояния здоровья преподавателей и студентов при коррекции пищевого статуса с помощью функциональных продуктов питания, разработанных специалистами ТГЭУ и выпускаемых инновационными структурными подразделениями вуза.

За период 2004-2008 гг. за счет участия в различных конкурсах федеральных целевых программ Министерства образования и науки и ведомственныхпрограмм Федерального агентства по образованию, а также собственных средств, - для подразделений вуза было получено и закуплено оборудование на общую сумму более 40 млн. руб.

Важным аспектом всей этой работы является анализ результатов деятельности подразделений и разработка мероприятий по эффективному использованию приобретен-

ного оборудования. Для производственных подразделений главным критерием этого анализа является доход от реализации продукции и услуг, обеспечение производственных практик и лабораторных занятий студентов; для кафедр и научных подразделений - результаты образовательной и научно-исследовательской деятельности. Практическим результатом совместной деятельности научноисследовательских и экспериментально-про-изводственныхподразделений является коммерциализация вузовских разработок и по-

явление на продовольственном рынке Дальнего Востока и других регионов новых продуктов здорового питания.

Создание современной материальнотехнической базы структурных подразделений и кафедр позволяет не только обеспечить уровень подготовки специалистов, отвечающий жестким требованиям рынка труда, но и ставить перед коллективом вуза амбициозную цель международного признания высоких достижений в области науки и образования.

BABIN Y. V., KOLPAKOVA K. V. MATERIAL AND TECHNICAL RESOURCES OF BIOTECHNOLOGICAL SCIENTIFIC SCHOOL OF PSUE

The article describes the process of university laboratory equipment modernization aimed at further development of biotechnology scientific school.

Keywords: biotechnology scientific school, laboratory equipment, research activity, innovation project.

Г.А. БОГДАНОВИЧ, доцент, Социально-

проректор по общим вопросам воспитательная работа

Статья посвящена вопросам воспитательной работы в вузе. В ТГЭУ выстроена целостная система подготовки не только грамотного специалиста, но и высококультурного человека с активной жизненной позицией.

Ключевые слова: воспитательная работа, внеучебный процесс, куратор, молодежный центр, волонтёрское объединение, спортивно-массовая работа, социальная работа, самоуправление.

В ТГЭУ воспитание студенческой молодежи является неотъемлемой частью процесса образования, профессиональной обязанностью каждого преподавателя и сотрудника. Получение высшего образования является добровольным делом, но если человек поступает в учебное заведение, то вуз принимает на себя обязанность сформировать не только грамотного специалиста, но и высококультурного человека с активной жизненной позицией. Поэтому в Тихоокеанском государственном экономическом университете придают огромное значение общественному, социальному, гуманитарному, физическому развитию молодёжи.

Руководство социально-воспитательной работой осуществляется администрацией вуза в лице ректората и непосред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.