В.Г. БЕЛКИН, профессор, ректор Тихоокеанский государственный экономический университет
Лидер экономического образования на Дальнем Востоке
В статье рассматриваются основные направления реформирования экономического образования в Тихоокеанском государственном экономическом университете, их влияние на развитие экономического образования и формирование нового экономического мышления управленческих кадров региона. Приводится опыт формирования и развития учебно-научно-производственного комплекса как одной из форм инновационной деятельности в вузе.
Ключевые слова: реформирование экономического образования, фундаментализа-ция экономического образования, методика преподавания экономических дисциплин, бизнес-образование, инновационная деятельность, учебно-научно-производственный комплекс, малотоннажное производство, инновационно-технологический центр, лаборатория ферментации и катализа, испытательный центр, продукты питания функционального назначения.
К началу радикальных социальноэкономических преобразований отечественное экономическое образование оказалось в сложном положении. Нарождающейся рыночной экономике России нужны были специалисты с совершенно иным типом экономического мышления, экономические кадры с другим экономическим менталитетом, навыками и умениями.
В отличие от математического, естественно-научного и технического высшего образования, преподавание экономических дисциплин базировалось на принципах лишь одной экономической школы - марксистской трудовой теории стоимости, т.е. по содержанию, формам организации и методике существенно отличалось от международных аналогов. В связи с этим, если другие направления высшего образования в России нуждались в модернизации, то экономическое - в коренной перестройке, что поставило экономические вузы России, особенно находящиеся в отраслевом подчинении и осуществляющие подготовку
экономистов-плановиков для конкретной отрасли и региона, в особо трудные условия.
Именно таким вузом накануне экономической реформы в России был и Тихоокеанский государственный экономический университет, тогда - Дальневосточный институт советской тор-
говли (позднее и до 2004 г. - Дальневосточная государственная академия экономики и управления), осуществлявший подготовку экономистов, бухгалтеров, товароведов, технологов общественного питания для торговли и общественного питания Дальнего Востока по очной и заочной форме обучения. Ежегодный выпуск специалистов в то время составлял около 700 человек. Вуз имел хорошую репутацию в регионе, а конкурс на специальности «Экономика торговли», «Бухгалтерский учет», «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров» был очень высок. В условиях рыночных реформ ДВИСТ был вполне логично преобразован в Дальневосточный коммерческий институт. Политика вуза строилась в соответствии с пониманием, что экономика переходного периода, начавшееся формирование ее новых сфер (банковской, страхования, малого бизнеса), развитие внешнеэкономической деятельности предприятий требуют специалистов широкого экономического профиля, обладающих определенными компетенциями. Спрос на такое образование в Дальневосточном регионе стал расти не только среди молодежи, получающей первое высшее образование, но и среди лиц, желающих получить экономическое образование как второе высшее; формировался спрос организаций различных сфер экономики на бизнес-образование (переподготовку экономических и управленческих кадров).
Перед ректоратом встал ряд фундаментальных вопросов: какие экономические специальности развивать, в каком направлении модернизировать содержание существующих, как сохранить качество подготовки экономических кадров, не потерять свою репутацию одного из ведущих вузов экономического образования на Дальнем
Востоке. Для того чтобы выбрать стратегические ориентиры вуза в период экономических реформ, необходимо было оценить, какие экономисты и управленцы потребуются региональной экономике. Созданный в вузе Научноисследовательский институт рынка, сертификации и технологии производства товаров народного потребления получил от Министерства высшего образования РФ заказ на проведение исследований по теме: «Тенденции изменения потребности в кадрах высшей квалификации для Дальневосточного региона в сфере экономики, бизнеса и новых пищевых технологий при переходе к рыночным отношениям». В рамках проекта на основе опроса ведущих специалистов банков, страховых компаний, торговых и промышленных предприятий Дальневосточного региона было определено, какие новые специальности потребуются рынку труда в 90-е гг. и в первое десятилетие XXI в., в каком количестве потребуются специалисты по традиционным для вуза и новым специальностям. Результаты этого исследования позволили руководству выстроить научно обоснованную стратегию развития вуза - стратегию фундаментализации экономического образования, постепенного освоения новых специальностей, сохранения качества образования. Для ее реализации институт располагал необходимыми ресурсами: профессорско-преподавательским составом экономического профиля, учебно-лабораторной базой, научно-исследовательским институтом, долговременными связями с Институтом экономики ДВО РАН, РЭА им. Г.В. Плеханова, Санкт-Петербургским финансовоэкономическим университетом и другими экономическими вузами.
К началу реформирования высшего экономического образования в России в вузе работали три доктора экономи-
ческих наук, профессора (Д.К. Шевченко, А.Д. Нестеренко, Л.С. Пузы-ревский), 51 кандидат экономических наук. Многие закончили аспирантуру МИНХа им. Г.В. Плеханова, Ленинградского института советской торговли им Ф. Энгельса, Ленинградского финансово-экономического института им Н.А. Вознесенского. Эти вузы славились хорошими экономическими школами, высоким уровнем подготовки специалистов общеэкономического профиля, широким спектром экономических исследований как теоретикометодологического, так и прикладного характера, активным использованием в экономических исследованиях математического аппарата, позволяющего изучать как детерминированные, так и стохастические связи в экономике. Экономические кадры, способные неординарно мыслить, хорошо знавшие теорию и традиции русской экономической школы, имевшие большой опыт научных исследований в различных сферах экономики, явились главным ресурсом вуза в проведении намеченных стратегических преобразований. Патриоты своего вуза, вкусившие всю прелесть научного творчества, они активно включились в самообразование, познавая не только теорию и практику рыночной экономики, но и пересматривая сложившуюся годами практику преподавания экономических дисциплин. Что касается методики, то и в этой области у нас был накоплен определенный опыт. Начиная с 1979 г. институт стал активно внедрять в учебный процесс разнообразные деловые игры, хозяйственные ситуации, круглые столы, семинары-конференции и другие активные методы обучения, сквозное курсовое и дипломное проектирование. В 1990 г. издательство «Экономика» опубликовало учебное пособие «Экономика торговли: деловые игры», подготовленное учеными кафедры
«Экономика торговли» и рекомендованное Министерством торговли для всех вузов, находящихся в его ведомстве.
Все это позволило коллективу вуза, решая проблему «выживания» в условиях острого дефицита бюджетного финансирования, превратить отраслевой экономический институт в современный учебно-научно-производственный комплекс.
Реформирование экономического образования в регионе
Проблемы модернизации высшего экономического образования в регионе усложнились в связи с постепенной изоляцией региона от центра, что привело к ослаблению долговременных связей, налаженных с ведущими экономическими вузами России, являющимися своеобразными анклавами реформирования экономического образования в России. Вузу пришлось самостоятельно, без поддержки министерства решать многочисленные организационные и педагогические проблемы, осуществлять при этом подготовку и повышение квалификации профессоров и преподавателей экономических дисциплин. В 1993 г. была открыта аспирантура по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством», затем по специальности 08.00.13 «Математические методы и применение вычислительной техники в экономических исследованиях, управлении народным хозяйством и его отраслями» и специальности 08.00.10 «Финансы и кредит». В 2000 г. была открыта докторантура, а также Совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по этим специальностям, что позволило ТГЭУ решать проблему подготовки научнопедагогических кадров не только для собственных нужд, но и для вузов региона.
Для удовлетворения потребностей работодателей в бизнес-образовании в 1996 г. был открыт Институт повышения квалификации с факультетом повышения квалификации преподавателей, который сыграл большую роль в формировании нового экономического мышления специалистов-практи-ков из различных секторов региональной экономики. Факультет сосредоточил свою деятельность в области методики преподавания, продвигая активные методы обучения, информационные образовательные технологии, что позволило осуществлять переподготовку не только собственных кадров, но и преподавателей из других вузов региона.
Учитывая растущий спрос на экономическое образование в регионе, наш институт первым среди экономических вузов Дальнего Востока открыл подготовку по ускоренным образовательным программам сначала для лиц, желающих получить второе высшее (экономическое) образование, затем для имеющих среднее профессиональное образование, на компенсационной основе. Кроме того, на условиях трехсторонних договоров «вуз - студент - работодатель » мы стали привлекать молодых людей на очную и заочную формы обучения. Это позволило нам не только сохранить, но и значительно увеличить контингент студентов, в какой-то мере решив проблему финансирования вуза в условиях модернизации.
Введение заочной формы обучения по образовательной программе с сокращенным сроком обучения для лиц, работающих в реальном секторе и постоянно решающих на практике проблемы перехода экономики своих предприятий на рыночные «рельсы», стало одновременно и хорошей школой для преподавателей прикладных экономических дисциплин. Студенческая аудитория коренным образом изменилась:
она превратилась в активных слушателей, требующих, чтобы вуз давал те знания и навыки, которые будут востребованы реальной практикой. Это побудило преподавателей экономических дисциплин обновлять и пополнять свои знания, искать новые, соответствующие требованиям студентов и времени методы преподавания. Содержание как базовых, так и прикладных экономических дисциплин, методика их преподавания были существенно изменены. Постепенно разрабатывались и внедрялись ИКТ: электронные учебники, презентации, различного рода обучающие и тестирующие компьютерные программы, работа с базой данных, программными продуктами, предназначенными для использования в определенной профессиональной среде. Не была забыта самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов, которая теперь приобрела новые формы: подготовки рефератов, экономических эссе, реферирование экономических журналов, в т.ч. на иностранном языке, работа с базами статистических данных, компьютерными и мультимедийными источниками, а позднее - с информационными ресурсами центральных вузов.
Перестроив содержание и методику преподавания прежних экономических дисциплин и освоив новые, вуз перешел к открытию новых специализаций как на традиционных, так и на новых специальностях. По экспертным оценкам ведущих экономистов вуза и специалистов различных сфер экономики региона, они будут востребованы рынком труда не только в ближайшем будущем, но и в более отдаленной перспективе.
Осуществляя подготовку экономических кадров по достаточно широкому кругу специальностей и специализаций, ДВКИ перерос рамки института и в 1996 г. был преобразован в Дальневос-
точную государственную академию экономики и управления (ДВГАЭУ).
В конце 90-х гг. в академии была проведена кардинальная реорганизация внутренней структуры: факультеты были упразднены, их специальности перегруппированы, и открыты следующие институты: экономический, управления, товароведения и пищевых технологий, международный институт финансов, кредита и банковского дела, заочный институт.
Многие предприятия Дальнего Востока, утратив плановые межрегиональные связи, гарантировавшие им рынки сбыта, стали заказывать вузу маркетинговые исследования региональных и некоторых мировых товарных рынков, а также разработку бизнес-проектов, корпоративных стратегий, стратегий маркетинга и др. Учитывая растущий объем НИР по экономической проблематике не только за счет хоздоговоров, но и за счет госбюджетных тем и различного рода грантов, включая гранты международных организаций, Институт рынка, сертификации и технологии производства товаров народного потребления был преобразован в Институт экономических исследований. Кроме того, были созданы и до сих пор функционируют общеуниверситетские научные и научно-практические лаборатории: менеджмента и качества систем управления, моделирования социально-экономических процессов, интеграционных процессов в АТР, управления финансовыми потоками. Вышеперечисленные структуры работают в
тесном контакте с администрациями Владивостока и Приморского края.
Перестроив содержание экономических дисциплин и освоив новые, преподавательский состав начал подготовку учебных пособий и учебников, монографий, сборников научных трудов. Только за период с 1995 по 2003 гг. было издано более 150 учебных пособий, учебников и монографий. Издательская деятельность вуза оказала большое влияние на развитие экономического образования в регионе.
Чтобы выжить в условиях бюджетного недофинансирования, непрофильные вузы региона стали открывать экономические специальности, спрос на которые носил массовый характер. Экономические кадры начали готовить и негосударственные вузы. Они не имели соответствующего библиотечного фонда, опыта преподавания экономических дисциплин, научных исследований в этой области, а самое главное - квалифицированных преподавателей. Ректорат помог вузам Владивостока в какой-то мере решить эту проблему, не препятствуя профессорам и доцентам работать в них по совместительству. Они проектировали курсы экономических дисциплин, делились учебно-методичес-
кими материалами, методикой преподавания.
Реформирование экономического образования способствовало развитию студенческой науки. Несмотря на финансовые трудности, регулярно проводятся внутривузовские олимпиады по экономической теории, маркетингу, экономике, менеджменту в туризме, бухгалтерскому учету и аудиту, внутривузовские конкурсы научных студенческих работ, научные студенческие конференции по экономической теории, прикладной экономике и другим экономическим направлениям. Студенты участвуют в региональных олимпиадах по маркетингу, бухгалтерскому учету, статистике, информатике, в конкурсах бизнес-проектов, во всероссийских конкурсах научных студенческих работ по прикладной экономике, маркетингу и коммерции, в международных, региональных и внутри-вузовских конференциях, привлекаются к выполнению хоздоговорных работ и научных исследований по грантам.
Проделанная вузом существенная работа в области реформирования подготовки экономических кадров, интеграции учебной, научной и производственной деятельности, внедрение в учебный процесс инновационных технологий дали ему возможность получить статус университета. В новом качестве он продолжил курс на интеграцию учебного процесса с научной и практической деятельностью.
С 2006 г. центр маркетинговых исследований экономического института ТГЭУ ежегодно публикует результаты различных исследовательских проектов, реализованных преподавателями кафедры маркетинга, ее аспирантами, магистрантами, студентами-выпускниками и стажерами, в сборниках статей «Маркетинговый взгляд (Аналитические обзоры региональных рынков товаров и услуг)». Они пред-
назначены для бизнес-сообщества региона, практикующих маркетологов, маркетинговых агентств, торговопромышленных палат и получил достаточно высокую их оценку. Это издание можно считать солидным вкладом университета в формирование нового экономического мышления управленческих кадров региона и развитие экономического образования.
Учебно-научнопроизводственный комплекс
В последние десятилетия в мире наблюдается тенденция развития университетов инновационного и исследовательского типов, в которых на новый уровень эффективности выходит система трансферта, коммерциализации и капитализации научных знаний и разработок, доведенных практически до завершающих стадий в виде готовых продуктов для промышленной реализации.
В нашей стране также предприняты попытки сформировать группу инновационных вузов в рамках национального проекта «Образование», ожидается проведение федерального конкурса на присвоение категории исследовательского университета.
Формирование посредством государственных инвестиций крупных, мощных учреждений в сфере высшего профессионального образования - явление в целом позитивное. В экономической теории на обширном фактическом материале доказано, что при переходе отрасли в олигополистическое состояние, характеризуемое малым количеством и крупными размерами предприятий, наблюдается рост производительности и снижение цены произведенных продуктов и услуг.
Для успешной реализации инновационных проектов в вузах необходима современная материально-техническая база с уникальным оборудованием, вы-
СУі
4^
Учебно-научно-производственный комплекс Тихоокеанского государственного экономического университета
I. ОБРАЗОВАНИЕ
Институт пищевых технологий и товароведения
+ :
Кафедры
Кафедра пищевой биотехнологии
Кафедра товароведения и экспертизы продовольственных ____________товаров____________
Кафедра технологии пищевой продукции
кафедра хіімшш іехноюпої
АШЫХСИСПЫ
Кафедра инженерных дисцнтнп и ресурсосберегающих технологий
Кафедра товароведения и экспертизы непродовольственных товаров
Кафедра фпзпкп
Уровни профессионального образования ^
НПО Аспирантура
спо Докторантура
впо Дополнительное
III. ПРОІВВОД (ТВО
Малотоннажное производство по выт еку рыбы и морепродуктов
И нноваці юнно-технолопіческі і й центр в области пищевых биотехнологий
Цех по производству колбасноветчинной продукции
Цех по производству хлебобулочной II кондитерской продукции
Лаборатория ферментации и оно катализа
Орган по сертификации товаров народного потребления и услуг _________«Наука^ервнс»_________
Аккредіпованньїн испытательный центр продуктов питания, сырья, упаковки
Лабораторный комплекс ветеринарно-санитарной экспертизы
II. НАУКА
Научно-исследовательский институт экономических исследований и наукоемких технологий (НИИ ЭИНТ)
Диссертационные советы по защіпе диссертаций на соискание ученой степени доктора п кандидата наук
Центр коллективного пользования оборудованием
Лаборатория фундаментальных и прикладных проблем пищевой биотехнологии
Лаборатория проблем технологий и безопасностіі продовольственныX товаров
Лаборатория функциональных продуктов питания
Лаборатория физико-химических испытаний
Лаборатория микробиологии и токсикологии
Лаборатория энергосберегающих технологий
Рис. 1. Структура учебно-научно-производственного комплекса ТГЭУ
Высшее образование в России • № 6, 2009
сококвалифицированные кадры и продвинутые научные школы, дееспособный управленческий аппарат, стратегии и программы инновационного развития и другие предпосылки. Без этого никакие инвестиции не позволят активизировать инновационную деятельность. Вместе с тем есть еще один аспект проблемы, который зачастую упускают из виду, несмотря на его важное значение. Для разработки стратегий и программ инновационного развития необходимо предварительно определиться с формами (типами, видами) инновационной деятельности в сфере высшего профессионального образования, их особенностями и характерными свойствами, возможностями, определяющими основные направления развития высшей школы на ближайшую и отдаленную перспективы.
Инновационная деятельность, в том числе и в высшей школе, трактуется в современных российских условиях довольно широко. Прежде всего, сюда относят инновации в образовании, которые обусловлены новыми идеями и технологиями в области производства и распространения знаний, умений, компетенций.
Другое направление связано с оказанием консультационных услуг, созданием бизнес-инкубаторов на базе вуза, ведь для эффективного инновационного развития страны необходимы специалисты, способные реализовать трансферт новых знаний и технологий в производство. Такие специалисты должны обладать инновационным мышлением, быть готовы к предпринимательской деятельности. Подготовить их может только вуз, в котором преподаватели сами активно занимаются инновационной деятельностью.
Существенное развитие в зарубежных и отечественных вузах получило такое направление, как разработка новых видов продукции и услуг и созда-
ние в лабораторных условиях опытного, как правило единичного, образца для последующей его передачи в серийное производство.
Помимо перечисленных, одной из форм инновационной деятельности в высшей школе может быть, на наш взгляд, развитие вуза как учебно-научно-производственного комплекса, обладающего следующими основными свойствами:
• имеет широкий спектр образовательных программ, связанных с большим объемом профильных научных исследований как фундаментального, так и прикладного характера;
• занимает лидирующее положение на региональном рынке труда в сегменте выпускаемых специальностей;
• располагает широкой сетью научно-исследовательских лабораторий, экспериментальных производств и консалтинговых центров;
• активно интегрируется в международный научно-образовательный процесс.
Другими словами, речь идет о формировании особых типов учебных заведений, где происходит глубокая интеграция учебного процесса, науки и производства. Тихоокеанский государственный экономический университет является одним из первых представителей такого типа университетов на российском Дальнем Востоке.
На сегодняшний день наиболее динамично развивающимся в ТГЭУ является учебно-научно-производственный комплекс в области биотехнологий, пищевых технологий, товароведения, сертификации и управления качеством. Структура комплекса представлена на рис. 1.
Учебно-научно-производственный комплекс ТГЭУ обеспечивает многоуровневую подготовку кадров с начальным, средним, высшим профессиональным и послевузовским образова-
нием, позволяет внедрять результаты научных исследований в учебный процесс и проводить апробацию новых технологий в производственных условиях. Структурные подразделения комплекса одновременно обеспечивают прохождение студентами производственной практики.
Одним из структурных подразделений университета является Институт пищевых технологий и товароведения, в состав которого входят семь профильных кафедр (пищевой биотехнологии, товароведения и экспертизы продовольственных товаров, технологии пищевой продукции, химии и технологии живых систем, инженерных дисциплин и ресурсосберегающих технологий, товароведения и экспертизы непродовольственных товаров, физики), где работают высококвалифицированные научно-педагогические кадры (13 докторов и 56 кандидатов наук).
Многоуровневая подготовка осуществляется через аспирантуру (три научные специальности), программы ВПО -бакалавриат, специалитет (шесть основных образовательных программ), программы СПО (пять основных образовательных программ), программы НПО (две основные образовательные программы) и дополнительные образовательные программы.
Малотоннажное производство по выпуску рыбы и морепродуктов является первым предприятием ТГЭУ, организованным 12 лет назад как одно из научных структурных подразделений вуза для апробации и внедрения нового ассортимента пресервов и других видов рыбной продукции. В настоящее время ассортимент выпускаемой продукции малотоннажного производства составляет более 100 наименований, при этом все виды продукции разработаны в научно-исследовательских лабораториях вуза.
В состав инновационно-технологи-
ческого центра в области пищевых биотехнологий входят два производственных цеха по выпуску пищевой продукции. На его базе проводятся курсы подготовки специалистов-тех-нологов для малого и среднего бизнеса Дальневосточного региона, практические занятия со студентами, выполняются дипломные работы и научные исследования аспирантов. Каждый из цехов (один по производству колбасно-ветчинной продукции, другой -хлебобулочной и кондитерской продукции) представляет собой полуавтоматическую линию, где постоянно идет поиск, отрабатываются и внедряются более совершенные технологии производства и новые виды колбасно-ветчинных и хлебобулочных изделий, разработанные нашими специалистами.
В связи с открытием в вузе новой специальности «Технология бродильных производств и виноделие» в составе кафедры химии и технологии живых систем организована лаборатория ферментации и биокатализа, имеющая многоцелевое назначение (обслуживание учебного, научного и производственного процессов).
Входящий в состав учебно-научнопроизводственного комплекса ТГЭУ орган по сертификации продукции и услуг осуществляет проведение независимой экспертизы и сертификационных процедур с выдачей сертификатов и экспертных заключений, лабораторные испытания, аудит на предприятиях. Работа проводится 17 аттестованными экспертами на основании аттестатов аккредитации Госстандарта России по таким направлениям, как пищевые продукты, тара и упаковка, общественное питание.
Испытательный центр «Океан» имеет аккредитованные лаборатории для проведения физико-химических, токсикологических, радиологических, микробиологических исследований сырья и
продуктов. Лаборатории оснащены современным отечественным и зарубежным оборудованием и являются базой для выполнения курсовых, дипломных, диссертационных работ и проведения научных исследований.
Руководители УНТК СПК «Наука-сервис» стали инициаторами открытия в университете новых специальностей - «Стандартизация и сертификация» и «Управление качеством». Силами специалистов данного подразделения разработана система менеджмента качества ТГЭУ, которая сертифицирована в одной из международных систем.
Лабораторный комплекс ветеринарно-санитарной экспертизы с лабораториями иммуноферментного анализа, физико-химических исследований, технологической экспертизы и микробиологии осуществляет научные исследования в области пищевой биотехнологии, технологии общественного питания, экспертизы и контроля качества и безопасности сырья и продуктов животного и растительного происхождения. В лабораторном комплексе проводится ветсанэкспертиза сырья и продукции растительного и животного происхождения.
Организацию и координацию научных исследований в университете, внедрение результатов НИОКР в производство осуществляет специально созданная для этих целей структура -НИИ экономических исследований и наукоемких технологий. Его руководителем является проректор ТГЭУ по научно-техническим программам. Эта должность была введена в нашем вузе более 10 лет назад, когда стало понятно, что в новых социально-экономических условиях «классическому» проректору по НИР тяжело справляться с новым классом задач и их объемом.
Структурным подразделением этого НИИ является центр коллективного пользования оборудованием, включа-
ющий 10 научно-исследовательских лабораторий. В их задачу входит проведение работ по созданию новых безотходных, ресурсо- и энергосберегающих технологий производства продуктов питания, оценке их качества и безопасности; разработка учебно-методического обеспечения образовательных программ вуза и поддержка молодых ученых при выполнении докторских и кандидатских диссертаций.
Профессорско-преподавательский состав университета участвует в проблемно-ориентированных поисковых исследованиях в рамках федеральных целевых научно-технических программ. За последние годы с Федеральным агентством по науке и инновациям заключен ряд государственных контрактов на право проведения проблемно-ориентированных поисковых исследований и создания научно-технического задела по приоритетному направлению развития науки, технологий и техники «Живые системы».
В научных прикладных исследованиях лидирующее положение занимают разработки по созданию новых продуктов питания функционального назначения по следующим основным направлениям:
• продукты, компенсирующие воздействие повышенных нагрузок (физических, психогенных, умственных, стрессовых). Это безалкогольные напитки на основе уникального дикорастущего сырья Дальнего Востока, в которых сохраняются биологически активные нутриенты и которые обладают направленным фармакологическим действием;
• продукты для населения, проживающего в неблагоприятных экологических и климатических условиях (повышенный радиационный фон, различные химические загрязнения и другие неблагоприятные факторы окружающей среды). По этому направле-
нию конструируются низкокалорийные функциональные эмульсии, обогащенные альгинатами - уникальными природными сорбентами, эффективно связывающими и выводящими из организма человека тяжелые металлы и радионуклиды;
• продукты на основе нетрадиционных малоиспользуемых, но биологически ценных видов гидробионтов. По этому направлению создан широкий ассортимент функциональных деликатесных продуктов; предложенные способы обработки моллюсков позволяют сохранить их уникальную пищевую и биологическую ценность, увеличить выход готовой продукции.
• продукты питания для людей с нарушением белкового обмена.
Новизна разработанных технологий по отмеченным направлениям подтверждена патентами Российской Федерации. За последние 15 лет получено 52 патента и утверждено 160 наименований технической документации на ассортимент функциональных продуктов питания.
Выполнение инновационных проектов дало возможность оснастить имеющийся в вузе технопарк современным оборудованием и доказать успешность коммерциализации научно-технических идей вузовских специалистов.
Внедрение научных результатов в производство позволило ТГЭУ занять лидирующее положение в регионе по формированию ассортимента пищевых продуктов и использованию ресурсосберегающих экобиотехнологий, обеспечивающих экономический подъем и динамичное развитие ряда пищевых и рыбоперерабатывающих предприятий Дальнего Востока.
Создание учебно-научно-производственного комплекса во многом стало возможным благодаря тесному взаимодействию с научными коллективами. ТГЭУ плодотворно сотруднича-
ет со специалистами ведущих научных школ вузов, РАН и РАМН.
На базе университета функционирует Приморское отделение общества биотехнологов России, которое объединило научные исследования ученых Дальневосточного федерального округа в области пищевых биотехнологий.
Достижения творческого коллектива ТГЭУ признаны специалистами ведущих научных школ российских вузов, РАН и РАСХН России, неоднократно отмечены медалями и дипломами ВВЦ и международных выставок.
Уровень подготовки выпускников ТГЭУ подтверждается высокой результативностью научно-исследовательской работы студентов. За последние 10 лет по итогам Всероссийского конкурса Минобрнауки РФ на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам получено 62 награды (18 медалей и 44 диплома) по научным разделам «Биотехнология» и «Технология продовольственных продуктов».
Выпускники ТГЭУ, специализирующиеся в области создания продуктов направленного действия и использования ресурсосберегающих технологий, становятся руководителями и ведущими специалистами крупных российских и международных предприятий и успешно применяют полученные знания в практической деятельности, работая над внедрением и пропагандой функциональных продуктов питания.
К разрабатываемым в ТГЭУ новым технологиям и ассортименту пищевой продукции функционального назначения проявляют повышенный интерес не только приморские производители пищевых продуктов, но и торгово-производственные фирмы Китая, Кореи, Японии. Реализовано несколько совместных научно-исследовательских проектов с учеными Северо-Восточного сельскохозяйственного университе-
та (КНР), Харбинского коммерческого университета (КНР), Университета г. Нячанг (Вьетнам).
Результатом научных исследований по созданию функциональных продуктов питания, по профилактике и пищевой коррекции социально значимых заболеваний стала успешная защита 8 докторских и более 60 кандидатских диссертаций. Деятельность профессорско-преподавательского коллектива научных школ находит отражение в научных статьях, монографиях, учебных пособиях, сборниках научных трудов. На базе ТГЭУ ежегодно проводятся симпозиумы и конференции международного уровня, что дает возможность ведущим и молодым ученым обмениваться мнениями, идеями, получать новые знания и тем самым способ-
ствовать развитию инновационно-технических решений.
На сегодняшний день ТГЭУ является уникальным на Дальнем Востоке вузом, способным решать как региональные проблемы развития пищевой и перерабатывающей промышленности, так и фундаментальные, связанные с созданием продуктов направленного действия, отвечающих современной мировой концепции функционального питания.
Таким образом, научно-педагогический потенциал Тихоокеанского государственного экономического университета как исследовательского вуза позволяет ему вести подготовку высококвалифицированных кадров, обеспечивая стратегическое развитие российского Дальнего Востока.
BELKIN V.G. THE LEADER OF ECONOMIC EDUCATION IN RUSSIA’S FAR EAST The article deals with the basic trends of reforming economic education in PSUE which is one of the leading universities in the Russian Far East, their influence on the development of economic situation and creating new economic thinking of managerial staff of this region and also accumulated experience of economic staff training. There has also been presented the experience of creating and developing the educational-scientific-production complex as one of the forms of the innovative activities in the Pacific State University of Economics.
Keywords: economic education reforming, fundamentalisation of economic education, methods of teaching economic subj ects, business education, innovative activities, educational-scientific-production complex, innovation, small-tonnage production, innovative technological centre, laboratory of fermentation and catalysis, experimental centre, functional foodstuffs.
Ill Международный Симпозиум
пвж-биятолопи: гробимы и в ХХ| в'к<1
R пядивосток, 8-10 октября, 2008 г. _____
Theili International Symposium ^ntliru>>
:ood Biotechnologies: Problems and Perspectives In XXI Century» 08 -10 of Oct 2008, Vladivostok, Russia
ТИХООКЕАНСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ экономим КС ГИ Я
I I ll\. J I I I 1 j
a HP 11 r ' ^ ш U S