Научная статья на тему 'Материальная культура старообрядцев симбирскоульяновского Поволжья (поселения и жилища)'

Материальная культура старообрядцев симбирскоульяновского Поволжья (поселения и жилища) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
289
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материальная культура старообрядцев симбирскоульяновского Поволжья (поселения и жилища)»

Проведены наблюдения за зрительной деятельностью оператора при обзоре сзади. Технологическая операция: культивация по стерне после уборки зерновых культур. МТА: трактор К - 744Р2 с культиватором 300-310-КПА «Лидер».

Оператор: стаж работы 20 лет, класс первый, возраст 38 лет.

Длина поля 2200 м, ширина - 1800 м, рельеф поля равнинный, с небольшим уклоном, засоренность растительными остатками большая.

Способ движения МТА - челночный с петлевыми поворотами. Средняя скорость движения МТА 8.. .12 км/час.

Выводы

Для контроля работы сельхозмашин

оператор вынужден поворачивать туловище и голову назад. Доля времени на обзор сзади составляет от 0,15 до 0,29, следовательно, механизатор работает с высоким физическим напряжением из-за поворота туловища и головы назад. Такие повороты для человека связаны с напряжением мускулатуры и расходом энергии.

Улучшение обзорности задних зон с рабочего места оператора машины важно как для улучшения условий труда, так и для повышения экономических показателей.

Разработанная система показателей оценки обзорности при применении зеркал позволяет объективно и всесторонне оценить условия работы операторов.

УДК 316.334:21 И УДК 23/29

материальная культура старообрядцев симбирско-ульяновского Поволжья (поселения и жилища)

А.А. Виноградов, к.ист.н. Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия

В зависимости от расположения в тех или иных условиях местности старообрядческие поселения так же, как и православные, относятся к трём основным типам: долинному, водораздельному, притрактовому. Наиболее распространённым является долинный тип. Преобладающей планировкой селений была линейная, уличная.

В состав старообрядческой сельской усадьбы XIX века входили: жилой дом (изба), двор с надворными постройками и «зады». Надворные постройки были связаны с избой по-разному, но преобладающей являлась открытая П-образная (постройка с жилым домом в плане имели форму буквы «п»), характерная для лесостепной ландшафтной зоны Среднего Поволжья.

Дома (4-стенки и 5-стенки) строили преимущественно из круглого леса, в южной, более степной части края, встречались саманные и глинобитные (у старообрядцев это встречалось среди выходцев с Украины и Астрахани). Сруб ставили на дубовые стойки, столбы. Он состоял из 12-15 брёвен-венцов.

Пол настилали на переводины, укреплённые во 2-3 венце сруба; окна вырубались в 5-7 венцах, окаймлялись наличниками, ставнями. Крышу дома устраивали на стропилах, преобладающей являлась её 2-х скатная форма. Крестьянские дома крылись соломой («в щётку», «в натруску»), а также дранкой, тёсом. В доме устраивали два выхода: один с фасадной части дома (оформлялся в виде парадного крыльца), другой - на двор усадьбы. В XIX веке жилые постройки сельского населения как старообрядческого, так и православного, имели 3-х камерное членение (изба - сени -клеть с подклетом), встречались 2-х камерные (изба - сени).

Крытые соломой крестьянские старообрядческие избы в конце XIX века в отличие от православного сельского населения составляли небольшую часть жилых строений (таблица). Преобладание сельских домов из более дорогих материалов у старообрядцев связано с тем, что они, как отмечалось выше, были более зажиточны.

Особенно много зажиточных старооб-

рядцев проживало в Алатырском уезде, где были значительно развиты промыслы. В том же уезде у старообрядцев встречалось немало каменных домов, крытых железом, что являлось наивысшим признаком сельской зажиточности не только во второй половине XIX века, но и в первой половине XX века. Такие дома в сёлах Ульяновского Поволжья были в диковинку [1].

Симбирские старообрядцы по своей зажиточности уступали Нижегородским. Одним из показателей этого факта являлось то, что в Нижегородских старообрядческих беспоповских общинах часто встречались двухэтажные молельни. В Симбирской же губернии во второй половине XIX века, по данным миссионеров официальной церкви, преобладали молельни в виде пристроев к жилым домам глав старообрядческих общин [2]. Этот факт является местной особенностью и ярким отличием от сельских православных жилых домов.

Встречались и отдельно стоящие молельни, но православные миссионеры часто обнаруживали их и делали всё от них зависящее, чтобы уничтожить данные строения [2].

Существовало и такое понятие, как келья. Это, как правило, были дома одиноких женщин, в которые постепенно переселялись старые девы, решившие полностью посвятить свою жизнь молитве. В XX в. в старообрядче-

ских общинах, испытавших на себе сильное нестарообрядческое влияние, как, например, в общине села Красный Яр Чердаклинского района, кельями называли любые дома одиноких старообрядок, но и там сохранилась традиция, не позволявшая посещать эти дома мужчинам и замужним женщинам.

Преобладающей внутренней планировкой избы была среднерусская (печь справа или слева у входа с челом к фасаду, передний угол

- по диагонали от печи). В южных районах встречалась западнорусская постановка печи (печь у входа челом к двери).

Жилое помещение избы состоятельных старообрядцев разделялось со второй половины XIX века на переднюю, чистую и заднюю, кухонную половины. Для отопления домов, помимо русской печи использовались подтопки, круглые голландки. В обстановке дома иногда встречались покупные предметы: шкафы для посуды, стулья, кровати, зеркала и прочая мебель городского быта. Обстановка же изб малоимущего крестьянства оставалась без изменения. «В избе, в переднем углу стоит всегда стол, а кругом, вдоль стен - лавки, кривое зеркало, большой крашенный масляной краской сундук, деревянная кровать (конник), изредка немудрёный шкаф для посуды

- состовляют всю мебелировку крестьянских изб... » - писал симбирский художник Д.И. Архангельский [3].

Жилище старообрядцев с. Троицкий Сунгур и с. Монастырский Сунгур Самайкин-ской волости Сызранского уезда, с. Полянки Промзинской волости Алатырского уезда, с. Томылово Малоборлинской волости Сенгилеевского уезда Симбирской губернии по результатам первой Всероссийской переписи 1895-97 гг., %

Населённый пункт Всего домов Деревянный дом Каменный дом

крытый соломой крытый тёсом крытый тёсом крытый железом

Монастырский Сунгур Сызранского уезда 61 29 32 - -

100% 47,54% 52,46% - -

Троицкий Сунгур Сызранского уезда 73 30 43 - -

100% 41,1% 58,9% - -

с. Полянки Алатырского уезда 17 4 11 - 2

100% 23,53% 64,71% - 11,76%

с. Томылово Сенгилеевского уезда 20 5 14 1 -

100% 25% 70% 5% -

Итого 171 68 100 1 2

100% 39,77% 58,48% 0,58% 1,17%

Таблица составлена автором по данным: ГАУО, ф. 597, оп. 1, д. 25, 31, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 62.

Во внутреннем убранстве избы старообрядцев отличались большей строгостью, меньшим количеством ярких красок и узоров, нередко отличало наличие специальных полок, как правило, вдоль восточных стен для установки икон. Особенно это характерно было для пристроев, служивших молитвенными помещениями (молельнями). В них отводились места для аналоев и иконостасов со священными вратами. Все перечисленные богослужебные атрибуты в промежутки времени между богослужениями прятались в различные тайники.

Фасад дома, особенно наличники окон, украшали резьбой (ногтевидно-выемчатой, барельефной, пропильной, наиболее поздней).

К хозяйственным постройкам усадьбы относились: для содержания скота (хлева,

конюшни), для хранения хозяйственного инвентаря сараи, различные амбары, подвалы, погреб, баня; на «задах» усадьбы для выполнения хозяйственных работ устраивались гумно с током и др. Количество и добротность хозяйственных построек зависели от состояния хозяина.

Подводя итоги, можно заметить, что у старообрядцев сельские дома преобладали из более дорогих материалов в связи с тем, что староверы были более зажиточны, чем православные селяне. А это в свою очередь объясняется, как подчёркивалось выше, аскетичным образом жизни представителей старообрядчества, которые в труде и молитве видели смысл своего существования, а потому много работали и практически не тратились на различные праздники и увеселительные мероприятия.

Использованные источники:

1. Государственный Архив Ульяновской области, Фонд 597 - Фонд Всеобщая перепись Российской империи, оп. 1, д.17, 22, 24, 25, 26, 27, 30, 31, 47, 55.

2. ГАУО, Ф. 134, оп. 7, д.699.

3. Xудожественный краеведческий музей города Ульяновска, Фонд Д.И. Архангельского.

УДК 316.334:12

традиция празднования мусульманских праздников: вчера и сегодня (на материалах села ПОПОВКА)

О.Р Хасянов, ассистент Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия

Религия на протяжении столетий оставалась связующей нитью, объединяющей прошлое и настоящее. Поволжье исторически ощущало на себе влияние христианской и мусульманской культуры. На территории Поволжья ислам начинает утверждаться с 922 г., т.е. с момента принятия Волжской Булгарией в качестве официальной религии. Во многом исламская культура влияет и на жизнь современных жителей нашего региона.

Цель статьи рассмотреть традицию празднования исламских праздников в поволжском регионе, на примере села Поповка

Чердаклинского района Ульяновской области.

Данное село является этноконфессио-нальным. Большинство жителей исповедуют ислам, по национальному признаку большинство татары. Село было основано в начале XIX века на удельных землях.

В дореволюционное время ключевую роль в жизни селян играл ислам, нормы которого были непререкаемы. Ислам с идеей религиозной общины объединял людей. До установления советской власти в селе действовали две мечети, а при них приходские школы. Священнослужители обучали араб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.