Научная статья на тему 'Материальная база и источники финансирования Ярославского училища высших наук в первой трети XIX В. '

Материальная база и источники финансирования Ярославского училища высших наук в первой трети XIX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
187
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯРОСЛАВСКОЕ УЧИЛИЩЕ ВЫСШИХ НАУК / THE SCHOOL OF HIGHER SCIENCES IN YAROSLAVL / НАРОДНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / PUBLIC EDUCATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / MATERIAL AND TECHNICAL BASE / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FUNDING / СТИПЕНДИИ / SCHOLARSHIPS / УСТАВ / CHARTER / БИБЛИОТЕКА / LIBRARY / П.Г. ДЕМИДОВ / P.G. DEMODOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иерусалимская Светлана Юрьевна

В статье рассматривается материальное положение Ярославского училища высших наук в первой трети XIX в. Анализируется комплекс источников по хозяйственной деятельности училища, финансированию материально-технической базы, оплата труда профессорско-преподавательского состава, поощрение талантливых учащихся и др. Рассматриваются особенности формирования и использования бюджета училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MATERIAL FOUNDATIONS AND FINANCIAL SOURSES OF THE SCHOOL OF HIGER SCIENCES IN YAROSLAVL IN THE FIRST THIRD OF THE 19 TH CENTURY

This article due to economic conditions of the School of Higher Sciences in Yaroslavl in the first third of the 19 th century. It analyzed the complex of historical sources of the economic activities the School, Technical-Material Base, the staff salaries, scholarship grants. It considered the main problems of the budgeting and financial expenses. It was P.G. Demidov who laid the material basis of the School of Higher Sciences in Yaroslavl in 1803 and sponsored it till his death in 1821. Demidov started the formation of the library funds of the School of Higher Sciences in Yaroslavl by presenting hundreds of books on different languages to it. The budget of the School of Higher Sciences in Yaroslavl was about 55 thousands roubles in the year1836 and income was about 49 thousands roubles. The main financial sources of the School of Higher Sciences in Yaroslavl were: quit-rents from the peasants, investments of the ministry of public education, interest rate from the school''s 100-thousand budget, private investments and charity, fees for the studying and lodging.

Текст научной работы на тему «Материальная база и источники финансирования Ярославского училища высших наук в первой трети XIX В. »

МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОГО УЧИЛИЩА ВЫСШИХ НАУК В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX В.

С.Ю. Иерусалимская

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова ул. Советская, 14, Ярославль, Россия, 150000

В статье рассматривается материальное положение Ярославского училища высших наук в первой трети XIX в. Анализируется комплекс источников по хозяйственной деятельности училища, финансированию материально-технической базы, оплата труда профессорско-преподавательского состава, поощрение талантливых учащихся и др. Рассматриваются особенности формирования и использования бюджета училища.

Ключевые слова: Ярославское училище высших наук, народное просвещение, высшее образование, материально-техническая база, финансирование, стипендии, устав, библиотека, П.Г. Демидов.

Об основании и деятельности Ярославского училища высших наук (1) имеется достаточно обширная исследовательская литература: от работ середины XIX в. до наших дней, включающая как небольшие статьи, так и солидные монографии. Большую роль в раскрытии истории Демидовского училища сыграли исследования К.Д. Головщикова, В.Г. Щеглова, С.П. Покровского, увидевшие свет во второй половине XIX - начале XX в. (2). В конце XX - начале XXI столетия появились труды А.Д. Егорова, Ю.А. Диссон, С.Ю. Иерусалимской, Ю.Ю. Иерусалимского, В.М. Марасановой и др., посвященные различным аспектам функционирования ярославского училища высших наук и его преемников (3). Особо стоит отметить обширные работы С.А. Егорова по становлению и развитию первого высшего учебного заведения в Верхнем Поволжье (4). Однако материальная база училища и источники его финансирования изучены недостаточно. Между тем без солидной материальной поддержки развитие одного из первых высших учебных заведений Росси было невозможно.

В первой четверти XIX в. государственная власть стремилась расширить сеть учебных заведений на территории страны, сделать их всесословными и доступными для различных социальных групп.

В начале столетия одновременно с развитием основных типов высших, средних и низших общеобразовательных учебных заведений в России вырабатывался новый тип школы, «гимназии высших наук» или лицея, соединившего в себе основные черты гимназии и университета. Значительная часть этих учебных заведений приравнивалась к университетам.

Так, к университетам приравнивались привилегированные учебные заведения гуманитарного профиля - лицеи (Царскосельский под Санкт-Петербургом, созданный в 1810 г., и Ришельевский в Одессе, открывшийся в 1817 г.) и основанное в 1803 г. на средства представителя известного рода промышленников, землевладельцев, благотворителей и меценатов П.Г. Демидова (5) училище высших наук - первое высшее учебное заведение во всем Верхнем Поволжье.

В кругу перечисленных учебных заведений существовала внутренняя иерархия. Самым элитным и статусным по праву считался Царскосельский лицей - его лучшие ученики могли рассчитывать на получение 9-го класса. Несколько ниже по статусу было Демидовское училище высших наук, дававшее своим учащимся право на чины в гражданской службе не выше 12-го класса, но согласно 20-й статье Устава училища - не ниже 14-го. Выпускники училища, избравшие военную карьеру, на основании Высочайшего указа от 18 февраля 1818 г. производились в офицеры после шестимесячной службы низшими чинами (6), что также немало способствовало росту популярности данного учебного заведения среди различных слоев населения.

Открытие учебного заведения такого уровня, как Демидовское училище высших наук, являлось для губернского города начала XIX столетия делом новым, малоосвоенным и непростым. В указанное время дворянское образование в России в целом ряде случаев ограничивалось домашним обучением (7). Подавляющее большинство представителей отечественного дворянства в рассматриваемое время, делая выбор в сфере получения образования (в том числе высшего), отдавали предпочтение военной карьере. В свете этого Училищный совет при Московском Императорском университете 2 декабря 1827 г. даже издал особый документ «О малом числе дворян в училищах и гимназиях» (8).

В то же время российское торгово-предпринимательское сословие, активно способствуя созданию национальной промышленности, одновременно осваивало новые знания. Отдельные представители отечественного купечества приобщались в начале XIX в. к культурным ценностям и понимали роль и значение естественных и гуманитарных наук. Так, уже упоминавшийся П.Г. Демидов осуществлял серьезную финансовую помощь Московскому и Харьковскому университетам, Киевской и Тобольской гимназиям (9).

В 1803 г. П.Г. Демидов направил министру просвещения письмо, в котором изъявил желание, чтобы в Ярославле был открыт университет для дворянства. Его устраивала географическая близость Ярославля к Москве, наличие в городе достаточного количества жителей, культурные традиции ярославцев.

На организацию в Ярославле высшего учебного заведения П. Г. Демидовым было ассигновано сто тысяч рублей и пожертвовано 3 578 душ крепостных в Угличском и Романово-Борисоглебском уездах (количество крепостных изменялось от ревизии к ревизии), а также доход от 10 угличских во-

дяных мельниц (10). В своем прошении к императору он высказал пожелание, чтобы упомянутая денежная сумма составляла вечный капитал училища, а последнее пользовалось только процентами с него, употребляя эти средства на содержание «неимущих ярославских дворян и другого состояния людей».

Основную же часть дохода училище должно было получать в качестве оброка с приписанных к нему крепостных крестьян демидовских вотчин Угличского уезда. Согласно уставу училища двадцать его студентов из числа «недостаточных» (т. е. нуждавшихся в финансовой помощи) лиц дворянского сословия находились непосредственно на иждивении училища, получая содержание из Демидовского фонда; остальные учащиеся содержались за счет собственных денежных вложений и считались «своекоштными». Перечень нуждавшихся в денежном вспомоществовании лиц ратифицировался основателем учебного заведения П.Г. Демидовым вплоть до его смерти в 1821 г.

Признанием заслуг П. Г. Демидова ярославцами явился факт сбора средств уже в 1822 г. на сооружение ему по высочайшему повелению памятника (11). В самом центре Ярославля был установлен Демидовский столп. Вот как описывает этот памятник источник: «В самой середине площади возвышается на мраморном четвероугольном пьедестале бронзовая колонна с географической сферой и вызолоченным двуглавым орлом, воздвигнутая, около 1825 года, ярославским дворянством на память основателя высших наук училища, Павла Григорьевича Демидова». Демидовский столп был уничтожен в советское время и воссоздан на рубеже XX-XXI вв. по инициативе Музея истории Ярославля, Ярославского госуниверситета им. П.Г. Демидова и мэрии Ярославля.

П.Г. Демидов положил начало комплектации библиотечных фондов книгохранилища Ярославского училища высших наук, преподнеся в дар учебному заведению 263 экземпляра книг на различных языках. Через пару десятков лет библиотечные собрания училища насчитывали 2 830 книг, а учебный фонд по описи 1829 г. имел в своем составе 850 учебных пособий (12). В середине 30-х гг. XIX в. при камеральном лицее, в который только что было преобразовано училище, располагались две библиотеки: главная и студенческая. В главной количество книг, периодических изданий, планов, гравюр и пр. насчитывалось 3 936 наименований в 8 425 томах на сумму 14 861 руб. 77 коп. В студенческой число книг, периодических изданий, планов, рисунков и пр. достигало 255 наименований на сумму 2 303 руб. 73 коп. Для пополнения библиотеки были приобретены «иностранные книги в Лейпциге, а русские в Санкт-Петербурге на сумму 11 690 руб.» (13).

П.Г. Демидов содействовал организации ряда учебных кабинетов, на предоставленные им финансовые средства были приобретены пособия, приборы, коллекционные собрания по флористике, коллекции камней и минералов (14), ставшие основой фундаментального физического и минерального кабинета училища. В 1829 г. в Ярославском Демидовском училище высших наук функционировали физический кабинет с 46 инструментами и кабинет

естественной истории, насчитывавший 2 631 камней и минералов, 977 раковин, 2 слитка серебра, найденные в Рязани (они ходили в древности в качестве звонкой монеты) и бивень мамонта (15).

Здесь необходимо отметить, что возникновение в начале XIX в. при учебных заведениях империи подобных учебно-вспомогательных учреждений (так называемых «кабинетов») являлось органичной частью эволюции российских университетов. Основными функциями подавляющего большинства кабинетов являлись собирательство тех или иных научных коллекций, составление их подробных описаний, изучение и последующее экспонирование (16).

Училище в самом начале своей деятельности не имело собственного здания и помещалось в наемных. Однако это состояние длилось недолго. Уже в 1804 г. ему был Высочайше пожертвован 2-этажный каменный дом, до этого являвшийся резиденцией ярославского архиерея. Затем к зданию был пристроен 3-й этаж, и в 1825-1827 гг. совершен еще ряд перестроек с целью увеличения общей учебной площади (17). Уже упоминавшийся пансион размещался в трехэтажном каменном училищном здании с домовой церковью и содержался за счет самих пансионеров, плативших ежегодно весьма солидную по тем временам сумму в 500 руб. каждый (18). Училище также имело второй отдельно стоявший дом, приобретенный в 1825 г. покупкой с аукционного торга за 6 198 руб. из принадлежащей пансиону денежной суммы (19).

Доходы учебного заведения в 1830 г. составили несколько статей: с пожертвованных основателем в начале XIX столетия Демидовскому училищу 3578 крепостных, которые в 1830 г. превратились по новой ревизии в 3619 душ крестьян (2315 угличских и 1304 романово-борисоглебских), по 10 руб. (20) в год, всего 36190 руб.; проценты с 100-тысячного капитала, данного при основании его П.Г. Демидовым - 4973 руб. 36 коп.; небольшие доходы с девяти водяных мельниц в Угличской земле - 314 руб. 75 коп.; капитал, составившийся из отсылаемых ежегодно в Совет Ярославского дома призрения ближнего, - 1500 руб.; на пансионы профессорам шла значительная сумма - 63645 руб. 86 коп. и капитал в Ярославском приказе общественного призрения - 10711 руб. 26 коп.

По мнению министра народного просвещения князя К. Ливена и почетного попечителя Демидовского училища князя С. Н. Урусова, оброк, уплачиваемый крестьянами, был необременительным и умеренным, поэтому в 1830 г. они поставил вопрос об увеличении оброка до 12 руб. и даже до 15 руб.

С.Н. Урусов отмечал в своем обращении к министру, что состояние крестьян, принадлежащих Демидовскому училищу, «есть вообще цветущее» (21). По отзывам попечителя, крестьяне вносят в казну подушных и других сборов по 3 руб. 83 коп. и «оброчных в доход Демидовского училища по 10 руб. с души. За сей ничтожный оброк они освобождены от всех крестьянских повинностей и работ. Напротив того, помещичьи крестьяне близлежащих име-

ний платят оброк по 30 руб. и более с души, и почитают себя совершенно довольными» (22). Увеличение оброка с крестьян, по мысли министра, позволило бы увеличить жалование профессорам Демидовского училища и «усилить некоторые другие статьи расходов» (23).

Однако угличский уездный предводитель дворянства П. П. Смагин, знающий положение местных крестьян, отверг мнение о необходимости повысить оброк для них, мотивируя это тем, что и при существующем, незначительном, по мнению министра и попечителя, оброке имелись серьезные недоимки (24). Всего за угличскими крестьянами на рубеже 20-30-х гг. накопились существенные недоимки: 2770 руб. (1829 г.) и 1315 руб. 45 коп. (1830 г.), а также 984 руб. 25 коп. за водяные мельницы (25). За крестьянами Романо-во-Борисоглебского уезда (1294 душ в 1830 г.) недоимок накопилось за это же время в весьма ощутимой сумме 2640 руб. (2620 руб. за 1829 г. и 20 руб. за 1830 г.) (26).

Данная тенденция сохранилась и в последующие годы. Например, в 1836 г. недоимки с оброчных крестьян Угличской и Романово-Борисоглебской волостей составляли еще более крупную сумму - 10 477 рублей (27).

До 1816 г. имения, пожертвованные П.Г. Демидовым, управлялись непосредственно Советом училища, который аккумулировал у себя оброчные деньги, а после управление высочайшим указом от 7 декабря 1816 г. было передано местному гражданскому начальству с тем, чтобы облегчить ведение собственно училищных дел проректору и профессорам (28). В 1830 г. почетный попечитель князь С. Н. Урусов предложил вернуть управление крестьянами исключительно Демидовскому училищу, т. к. теперь в отличие от 1816 г. в данном учебном заведении появилась должность директора (29).

Для решения вышеупомянутого вопроса об увеличении доходной части бюджета и повышения жалования профессорам почетный попечитель училища сообщил министру народного просвещения князю К. Ливену, что продолжает изыскивать требуемые средства. Так, он предложил представить крестьянам Демидовского училища определенные выгоды: свободный переход в мещанство и купечество с взносом некоторой денежной суммы в пользу училища; передача училищных мельниц по окончании контракта волости, т.е. самим крестьянам (30).

Важной составляющей доходной части училища и пансиона являлась плата за обучение. Не все учащиеся имели возможность вовремя вносить необходимую сумму, поэтому в платежных ведомостях часто встречалось упоминание о суммах, недополученных от студентов и пансионеров. Так, в 1830 г. долги по пансиону упоминались в количестве 100 - 250 руб., а всего с пансионеров недополучили 2641 руб. 10 У копеек (31).

Были и обратные примеры. Так, благотворительная деятельность дворян позволила ряду учащихся продолжить обучение. Например, в 1830/1831 учебном году из министерства народного просвещения в Совет Демидовского училища пришла бумага, согласно которой штабс-капитан Гарчеинов выра-

зил желание содержать на свой кошт трех воспитанников, причем готов был заплатить необходимую сумму вперед за полный курс (32).

Совет Демидовского училища высших наук просил об увеличении его штата еще в 1812 г., однако решение данной проблемы в то время было отложено в связи со значительными издержками России на ведение военных действий в период Отечественной войны 1812 г. Лишь через 11 лет, 9 мая 1823 г., был утвержден новый штат Демидовского училища, согласно которому финансирование увеличивалось с 21 530 руб. до 41 495 руб. На данном этапе развития учебного заведения средняя заработная плата профессорского корпуса, работавшего в его стенах, стала составлять 1 400 руб., в то время как ежегодное жалованье обыкновенного преподавателя равнялось 300-500 руб.

Кроме того, увеличение добавочного содержания коснулось проректора, инспектора, секретаря и библиотекаря; была учреждена новая должность -директора при больнице с ежегодным жалованьем 250 рублей (33).

Отдельно следует отметить факт увеличения финансовых затрат на содержание училищного здания - 4500 руб. и оплату работы обслуживающего персонала - 1664 руб. В штат расходов Демидовского учебного заведения в 1823 г. также было включено финансирование закупки необходимых учебников для «казенных студентов» (150 руб.), расходы на медали для награждения учащихся, отличившихся в учебном процессе (120 руб.), на канцелярские нужды (400 руб.) и на «непредвиденные расходы» (3001 руб.).

Бюджет высшего учебного заведения продолжал расти и в последующее время. Так, в 1836 г. приход недавно образованного камерального лицея достиг серьезной денежной суммы и составил 54079 руб. 44 % коп., а расход немногим уступал приходу - 49113 руб. 10 % коп. (34).

Таким образом, основы материальной базы Ярославского училища высших наук были заложены при основании данного высшего учебного заведения П.Г. Демидовым в 1803 г. и неустанно находились в поле внимания мецената вплоть до его смерти в 1821 г.

Вполне закономерно, что основными источниками финансирования всех сторон деятельности училища являлись оброк с тысяч крестьян, пожертвованных П. Г. Демидовым высшему учебному заведению, проценты с подаренного им громадного по тем временам 100-тысячного капитала училищу, инвестиции со стороны министерства народного просвещения, деньги от состоятельных частных лиц-благотворителей, плата за обучение и пансион и т.д.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) В Уставе училища, официальной делопроизводственной документации встречаются различные наименования данного учебного заведения: «училище высших наук» и «высших наук училище». В нашей статье мы будем применять первый термин, поскольку он употребляется в Уставе - основном документе, определяющем всю внутреннюю жизнь учебного заведения.

(2) Головщиков К.Д. Черты жизни и деятельности Демидовского высших наук училища и потом лицея. - Ярославль, 1869; Он же. Павел Григорьевич Демидов и история основанного им в Ярославле училища (1803-1886). - Ярославль, 1887; Он же. История Демидовского юридического лицея в Ярославле (1803-1899). - Ярославль, 1900; Шеглов В.Г. Высшее учебное заведение в г. Ярославле им. П.Г. Демидова в первый век его образования и деятельности. - Ярославль, 1903; Покровский С.П. Демидовский лицей в его прошлом и настоящем. - Ярославль, 1914.

(3) Егоров А.Д. Ярославский юридический лицей. - Иваново, 1994. Ч. 1-2; Имени П. Г. Демидова. Ярославский университет в его прошлом и настоящем. - Ярославль, 1995; Марасанова В.М. и др. Ярославский край в XIX веке. - Ярославль, 2001. - С. 49-52; Диссон Ю.А. Лицеи и благородные пансионы в системе народного просвещения России в первой трети XIX века. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. -М., 2008; Иерусалимский Ю.Ю., Иерусалимская С.Ю. К истории создания и деятельности Демидовского юридического лицея // Человек в контексте эпохи. Личность. Культура. Образование. - Ярославль, 2008. - С. 10-13; Энциклопедия Ярославского края с древнейших времен до 1917 г. Антология / под ред. Ю.Ю. Иерусалимского. - Ярославль, 2009; Иерусалимская С.Ю., Иерусалимский Ю.Ю. Роль ярославского учебного заведения имени П. Г. Демидова в системе университетского образования российской империи // Человек в пространстве культуры: «русский мир» в контексте полилога культур. - Ярославль, 2011. - С. 78-81; Иерусалимская С. Ю. Вклад П. Г. Демидова в создание Ярославского училища высших наук // Человек в пространстве культуры: исторические традиции и задачи модернизации России. - Ярославль, 2012. - С. 218-222 и др.

(4) Егоров С.А. Ярославское высших наук училище. - Ярославль, 1980; Он же. «На честное дело жизни». Ярославское высших наук училище. Демидовский лицей: Ярославская юридическая школа. - Ярославль, 1997 и др.

(5) Семенова А.В. Демидовский временник // Российская история. - 2008. - № 5. -С. 195.

(6) Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). - Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 2. -Л. 19-20. Копию Указа Александра I см. на Л. 21.

(7) Солодянкина О.Ю. Иностранные наставники в дворянском домашнем воспитании в России (вторая половина XVIII-XIX в.): автореф. дис. ... докт. ист. наук. - М., 2008. - С. 4.

(8) Государственный архив Костромской области (ГАКО). - Ф. 429. - Оп. 1. - Д. 9. -Л. 349-352.

(9) ГАЯО. - Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 1. - Л. 1-2.

(10) ГАЯО. - Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 2. - Л. 18.

(11) ГАЯО. - Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 1. - Л. 1-2; Д. 2. - Л. 3.

(12) ГАЯО. - Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 2. - Л. 3.

(13) Журнал Министерства народного просвещения. Часть четырнадцатая. № IV. -СПб., 1837. - С. 35.

(14) Егоров С.А. «На честное дело жизни». Ярославское высших наук училище. Демидовский лицей: Ярославская юридическая школа. - Ярославль, 1997. - С. 19.

(15) ГАЯО. - Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 2. - Л. 3-4.

(16) Назипова Г.Р. Казанский университет и музеи: проблема культурного взаимодействия (XIX - начало XX вв.): автореф. дис. ... докт. ист. наук. - Казань, 2009. - С. 24.

(17) ГАЯО. - Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 2. - Л. 20.

(18) ГАЯО. - Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 2. - Л. 5.

(19) ГАЯО. - Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 2. - Л. 4.

(20) В 1803 г. по 5 руб., в 1810 г. по 8 руб., с 1819 г. по 10 руб. с души в год. - ГАЯО. -Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 2. - Л. 18; Д. 4. - Л. 10.

(21) ГАЯО. - Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 4. - Л. 33.

(22) ГАЯО. - Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 4. - Л. 34.

(23) ГАЯО. - Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 4. - Л. 10.

(24) ГАЯО. - Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 4. - Л. 18.

(25) ГАЯО. - Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 4. - Л. 3.

(26) ГАЯО. - Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 4. - Л. 1.

(27) ГАЯО. - Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 20. - Л. 11-15.

(28) ГАЯО. - Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 2. - Л. 4; 18.

(29) ГАЯО. - Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 4. - Л. 35.

(30) ГАЯО. - Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 4. - Л. 36.

(31) ГАЯО. - Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 2. - Л. 22.

(32) ГАЯО. - Ф. 571. - Оп. 2. - Д. 6. - Л. 1.

(33) См. подробнее: Иерусалимская С.Ю. Деятельность Ярославского высших наук училища в первой трети XIX в. // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - № 4. - С. 17-20.

(34) ГАЯО. Ф. 571. Оп. 2. Д. 20. Л. 2-7.

REFERENCES

(1) The Charter School, the official record keeping documents use different names for this institution, "School of Higher Sciences" and "School of Higher Sciences". In our article we will use the first term because it is used in the Constitution - the main document defining the entire inner life of the institution.

(2) Golovshhikov K.D. Cherty zhizni i dejatel'nosti Demidovskogo vysshih nauk uchilishha i potom liceja [Features the life and activities of the Demidov School of Higher Sciences and then the Lyceum]. Yaroslavl, 1869; Golovshhikov K.D. Pavel Grigor'evich Demidov i istorija osnovannogo im v Jaroslavle uchilishha (1803-1886) [Pavel Grigor'evich Demidov and history which he founded in Yaroslavl School (1803-1886)]. Yaroslavl, 1887; Golovshhikov K.D. Istorija Demidovskogo juridicheskogo liceja v Jaroslavle (1803 - 1899) [History of Demidov Juridical Lyceum in Yaroslavl (1803-1899)]. Yaroslavl, 1900.; Sheglov V.G. Vysshee uchebnoe zavedenie v g. Jaroslavle im. P.G. De-midova v pervyj vek ego obrazovanija i dejatel'nosti [Institution of higher education in the city of Yaroslavl behalf of P.G. Demidov during the first century of its formation and activities]. Yaroslavl, 1903; Pokrovskij S.P. Demidovskij licej v ego proshlom i nastoja-shhem [Demidov Lyceum in its past and present]. Yaroslavl, 1914.

(3) Egorov A.D. Jaroslavskij juridicheskij licej [Yaroslavsky Law Lyceum]. Ivanovo, 1994, part 1-2.; Imeni P.G. Demidova. Jaroslavskij universitet v ego proshlom i nastojashhem [Behalf of P.G. Demidov. Yaroslavl University in its past and present]. Yaroslavl, 1995; Marasanova V.M. Jaroslavskij kraj v XIX veke [Yaroslavl region in the XIX century]. Yaroslavl, 2001, pp. 49-52; Disson Ju.A. Licei i blagorodnye pansiony v sisteme narod-nogo prosveshhenija Rossii v pervoj treti XIX veka. Avtoref. ... kand. ist. nauk [High schools and boarding school in the Russian system of public education in the first third

of the XIX century. Author. ... PhD in History]. Moscow, 2008; Ierusalimskij Ju.Ju., Ierusalimskaja S.Ju. Chelovek v kontekste jepohi. Lichnost'. Kul'tura. Obrazovanie [Man in the context of the era. Personality. Culture. Education]. Yaroslavl, 2008, pp. 10-13; Jenciklopedija Jaroslavskogo kraja s drevnejshih vremen do 1917 g. Antologija [Encyclopedia of the Yaroslavl region from ancient times to 1917 Anthology]. Ed. Ju.Ju Ierusalimskij, Yaroslavl, 2009; Ierusalimskaja S.Ju., Ierusalimskij Ju.Ju. Chelovek v prost-ranstve kul'tury: "russkij mir" v kontekste poliloga kul'tur [The man in the space of culture: "Russian world" in the context of polylogue cultures]. Yaroslavl, 2011, pp. 78-81; Ierusalimskaja S.Ju. Chelovek v prostranstve kul'tury: istoricheskie tradicii i zadachi modernizacii Rossii [Man in the cultural space: historical traditions and challenges of modernizing Russia]. Yaroslavl, 2012, pp. 218-222.

(4) Egorov S.A. Jaroslavskoe vysshih nauk uchilishhe [Yaroslavl Higher School]. Yaroslavl, 1980; Egorov S.A. "Na chestnoe delo zhizni". Jaroslavskoe vysshih nauk uchilishhe. Demidovskij licej: Jaroslavskaja juridicheskaja shkola ["At the honest business of life". Yaroslavl Higher School. Demidov Lyceum: Yaroslavl School of Law]. Yaroslavl, 1997.

(5) Semenova A.V. Rossijskaja istorija - Russian history, 2008, 5 Number, p. 195.

(6) State Archive of the Yaroslavl region (GAJaO), f. 571, op. 2, d. 2, ll. 19-21.

(7) Solodjankina O.Ju. Inostrannye nastavniki v dvorjanskom domashnem vospitanii v Rossii (vtorajapolovinaXVIII-XIXv.): avtoref. dis. ... d.i.n. [Foreign teachers in a nobleman's home education in Russia (second half of XVIII-XIX c.): Author. dis. ... PhD in History]. Moscow, 2008, p. 4.

(8) State Archive of the Kostroma region (GAKO), f. 429, op. 1, d. 9, ll. 349-352.

(9) GAJaO, f. 571, op. 2, d. 1, ll. 1-2.

(10) Ibid., d 2, l. 18.

(11) Ibid., d. 1, ll. 1-2; Ibid., d. 2, l. 3.

(12) Ibid., d. 2, l. 3.

(13) Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshhenija -Journal of the Ministry of Education. St. Petersburg, 1837, part 14, no. 4, p. 35.

(14) Egorov S.A. "Na chestnoe delo zhizni"...

(15) GAJaO, f. 571, op. 2, d. 2, ll. 3-4.

(16) Nazipova GR. Kazanskij universitet i muzei: problema kul'turnogo vzaimodejstvija (XIX-nachaloXXvv.): avtoref. dis. ... dokt. ist. nauk [Kazan University and museums: the problem of cultural interaction (XIX - early XX centuries).: Author. dis. ... PhD in History]. Kazan, 2009, p. 24.

(17) GAJaO, f. 571, op. 2, d. 2, l. 20.

(18) Ibid., l. 5.

(19) Ibid., l. 4.

(20) In 1803, 5 rubles., In 1810 to 8 rubles., Since 1819 10 rubles. soul with a year - Ibid., l. 18; Ibid., d. 4, l. 10.

(21) Ibid., l. 33.

(22) Ibid., l. 34.

(23) Ibid., l. 10.

(24) Ibid., l. 18.

(25) Ibid., l. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(26) Ibid., l. 1.

(27) Ibid., d. 20, ll. 11-15.

(28) Ibid., d. 2, ll. 4, 18.

(29) Ibid., d. 4, l. 35.

(30) Ibid., l. 36.

(31) Ibid., d. 2, l. 22.

(32) Ibid., d. 6, l. 1.

(33) Ierusalimskaja S.Ju. Vestnik Jaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demi-dova. Serija Gumanitarnye nauki - Bulletin of the Yaroslavl State University. P. G. Demidov. Humanities Series, 2011, no. 4, pp. 17-20.

(34) GAJaO, f. 571, op. 2, d. 20, ll. 2-7.

THE MATERIAL FOUNDATIONS AND FINANCIAL SOURSES OF THE SCHOOL OF HIGER SCIENCES IN YAROSLAVL IN THE FIRST THIRD OF THE 19th CENTURY

S.J. Ierusalimskaya

Yaroslavl Demidov State University Sovetskaya Str., 14, Yaroslavl, Russia, 150000

This article due to economic conditions of the School of Higher Sciences in Yaroslavl in the first third of the 19th century. It analyzed the complex of historical sources of the economic activities the School, Technical-Material Base, the staff salaries, scholarship grants. It considered the main problems of the budgeting and financial expenses.

It was P.G. Demidov who laid the material basis of the School of Higher Sciences in Yaroslavl in 1803 and sponsored it till his death in 1821. Demidov started the formation of the library funds of the School of Higher Sciences in Yaroslavl by presenting hundreds of books on different languages to it. The budget of the School of Higher Sciences in Yaroslavl was about 55 thousands roubles in the year1836 and income was about 49 thousands roubles. The main financial sources of the School of Higher Sciences in Yaroslavl were: quit-rents from the peasants, investments of the ministry of public education, interest rate from the school's 100-thousand budget, private investments and charity, fees for the studying and lodging.

Key words: the School of Higher Sciences in Yaroslavl, public education, higher education, material and technical base, funding, scholarships, charter, library, P.G. Demodov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.