Научная статья на тему 'Материал в архитектуре'

Материал в архитектуре Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1289
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материал в архитектуре»

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

ЕсауловГ.В., член-корр. РААСН, д. арх, проф. Российская академия архитектуры и строительных наук

МАТЕРИАЛ В АРХИТЕКТУРЕ

Во все эпохи материал оказывал огромное влияние на архитектуру, ее конструктивные, функциональные и эстетические свойства.

Порой его конструкционная, функциональная роль и художественно-тектоническая выраженность в архитектурных формах была столь велика, что саму архитектуру именовали по материалу строительства: деревянное зодчество, кирпичный стиль (конец XIX века -начало XX века). Архитектуру второй половины XX века называли строениями из стекла и бетона. В конце же XX века появилась «архитектура стекла». Одним из лидеров этого направления становится американский архитектор Хельмут Ян, постройки которого именуют новым интернациональным стилем. Здания Яна полностью, исключая перекрытия, некоторые перегородки и каркас, выполнены из стекла. Будучи по общей структуре подобны традиционным постройкам, эти произведения принципиально отличаются от сородичей. Ян применяет прозрачное голубоватое стекло, полностью конструируя из него фасады зданий, формируя аквариумные, насквозь просматриваемые, пространства холлов и фойе.

Архитектор оперирует огромными, в несколько метров, навесами и форматом «джамбо» (3 х 6 м) в заполнении фасадной структуры.

Современное состояние взаимоотношений материала и архитектуры может быть охарактеризовано через решение проблем, традиционно возникающих в русле триады Витрувия обозначившей архитектуру как единство пользы, прочности, красоты.

1. Польза сегодня - это проблема реализации функциональных потребностей человека при соблюдении экологических требований и принципов ресурсо- и энергосбережения. Важность применения экологически чистых, экономичных, обладающих заданными теплотехническими, светотехническими и другими свойствами традиционно сопровождает отрасль строительного материаловедения в XX-XXI вв. Материал выступает как средство, способствующее решению функциональных задач архитектуры.

Согласно Европейской Хартии по Солнечной Энергии в Архитектуре и Градостроительстве ««несущие конструкции и оболочки зданий должны быть более долговечными, чтобы гарантировать эффективное использование материалов, труда и энергии и минимизировать стоимость ликвидации отходов. Следует добиться оптимального соотношении между продукцией или вложен-

ной энергией (также известной как материализованная энергия) и долговечностью».

Все большая дифференциация функций среды жизнедеятельности вызывает к жизни рождение новык материалов, отвечая запросам современной архитектуры.

2. Прочность - проблема конструкционной безопасности, надежности, «живучести» строений.

Материалы определяют возможности перекрытия пространств или размер консоли: какими им быть? Камень, дерево, металл, кирпич, бетон, пластики, их сочетания дали свои ответы на этот вопрос: от сводчатых каменных перекрытий древности до вантовых конструкций покрытий аэропортов и спортивных сооружений, торговых центров ангарного типа.

Важно заметить, что технологии проектирования и производства работ, учитывающие палитру современного материаловедения, все больше и больше определяют успешность осуществления архитектурных идей.

В качестве примера назовем строительство здания оперного театра в Сиднее (1959-1966 гг., арх. Й. Утцон) и музея Гугенхейма в Бильбао (1996-1997 гг., арх. Ф. Гери).

Разработка и строительство еще более сложнык, чем у театра, форм оболочек здания музея стало возможно благодаря компьютерному комплексу CAD/CAM, ускорившему все проектно-строительные работы в несколько раз.

Бетоны, укладываемые подобно передаче воды, быстро твердеющие и прочные, дают возможность строить здания самых сложных форм и значительных размеров.

Конструктивные элементы и их системы во многом определяют возможности архитектурного формообразования. Характерен локальныш пример из сферы массового жилищного строительства. Сооружение мансард в 1990-2000 гг. обогатило облик типовой застройки (19601970-х годов) с плоскими кровлями и увеличило полезные площади жилищ. Вместе с тем это же потребовало иных решений конструкций оконных проемов и применения новых материалов покрытий.

Революционное обновление облика зданий и нетрадиционное решение задачи энергосбережения дали навесные вентилируемые фасады, с применением кера-могранита, фибробетона и металла в качестве наружных облицовочных материалов.

Третья составляющая архитектуры по Витрувию -красота: извечная проблема создания эстетически выразительной формы.

Пожалуй, ближе всего к предмету творчества архитектора его формотворческая и пространствообразую-щая деятельность: первая составляющая (польза) - это, скорее, обязательства архитектора; вторая (прочность) -это его возможности, в том числе их пределы, границы.

Красота же была и остается вектором и целью реализации устремлений и творческого вдохновения зодчего.

X. Борчер (чилийский теоретик архитектуры) называет архитектуру «языком неутомленной неподвижности». Неподвижность как синоним недвижимости из этого определения, наиболее понятный термин профессионалам, и общественности в условиях развития частной собственности. Именно материал обеспечивает «неутомляемость» и «неподвижность» архитектуре.

В решении возникающей перед каждым зодчим проблемы создания новой архитектурной формы, воплощающей современное понимание красоты, традицио-нен учет пространственных условий реализации проектного замысла (новое строительство на свободных территориях, реконструкция сложившейся застройки и т.д.) как контекста его рождения.

Особого внимания требуют материалы для осуществления реставрационных работ. Условие сохранения подлинности определяет все направления этих работ, в том числе и материаловедческие.

Каждая эпоха демонстрирует спектр своих реакций, в том числе на учет строительных и отделочных материалов как составляющей пространственного контекста. Чем отличается начало XXI века?

Широкий спектр архитектурных поисков предопределил многообразие путей формообразования: от рет-роверсий постмодернизма до электронного морфози-са. Очевидно, что уже многие архитектурные новации не могут быть воплощены в привычном бетоне и кирпиче, а металл, дерево, стекло нуждаются в модификациях, обеспечивающих их новые роли. Из множества векторов развития архитектурного материаловедения все ярче выделяются два: создание новых (не существовавших ранее) материалов и все более полное раскрытие различных свойств традиционных благодаря новым технологиям обработки (будь то природный камень, кирпич, дерево, бетон, металл, стекло). Все отчетливее в архитектуре утверждается позиция на раскрытие эстетических свойств строительных и отделочных материалов, предопределенных их естественным строением и новыми технологиями.

При этом закономерности между используемыми материалами и стилевой характеристикой архитектуры далеко не однозначны. Так, в постройках ретроспективных и, постмодернистских направлений, использующих ордерную стилистику, нередко применяют современные отделочные материалы (имитации природных камней, современную керамику). Наоборот, новейшим вариациям минимализма не чужды природный камень и дерево, кирпич и бетон, стекло и керамика. Причем, их текстуре, фактурам, цвету уделяется пристальное внимание.

Архитекторы словно зачарованы любованием плоскостями стен, выполненных их идеально обработанного камня, перфорированного металла, лицевого бетона, хрома... Загадочная, непредсказуемая игра бликов и отражений на фасадах, апплицированных супрематическими сочетаниями стекла, металла и камня или сложные криволинейные конструкции из металла и пластика сменили объемную телесность кирпично-бетонных оштукатуренных фасадов времени модернизма.

Кристаллические структуры жилого комплекса «Аэробус» (арх. В. Плоткин, С. Гусаров, С. Успенский, Е. Кузнецова, С. Бутусов, 2004-2007) в Москве построены на примате стекла в решении фасадов и строгом геометризме структуры. Элегантность, присущую дому в Зубовском проезде в Москве (ООО»Сергей Киселев и партнеры», 2006), обеспечили изысканные сочетания стекла, камня, металла в композиционном решении фасадов здания. «Медный дом» (арх. С. Скуратов и др., 2004) демонстрирует нетрадиционное взаимодействие стекла и металла.

Поиск оригинальной архитектурной формы в ее новаторской чистоте, характерный зарубежной архитектуре рубежа ХХ-ХХ1 веков, сопровождается выбором материалов и их фактур, наиболее точно и полно соответствующих форме сооружения, словно раскрывающих ее пластические свойства. Традиционная тектоника, опирающаяся на законы земной гравитации, сменяется в конце ХХ века появлением множества «невозможных» форм, словно парящих в пространстве. Их «неутомленная неподвижность» фиксируется оболочкой полированного титана, тонированной меди, поликарбоната или алюкобонда и т.д. Не менее оригинальны формы, созданные из гнутого клееного дерева, подобные цветочным лепесткам, или зооморфным оболочкам.

Таковы работы финских, шведских, норвежских архитекторов. Еще редкий для России пример - деревянные оболочки в интерьере ресторана «Кокон» в Москве (арх. В. Савинкин, В. Кузьмин, 2004).

Таким образом развивается процесс взаимодействия архитектуры и материала, основанный на максимальном раскрытии качеств и применении свойств материала в демонстрации выраженности и строения формы здания. Самоценность эстетики материала как никогда востребована современной архитектурой, осознанно апеллирующей то к природному естеству, то к синтетической искусственности. Нарочито подчеркивая визуальные качества материала, проектировщик встраивает их палитру в сложнейшие образы архитектуры, балансирующей между парадигмой геометрической стерильности минимализма и гламуром коммерческих версий постмодернизма.

В зависимости от стилевой направленности архитектуры и выразительных возможностей формы архитектор направляет свойства материала на моделирование пластической содержательности формы или ее рациональную выверенность, подчеркивая тягучую мягкость криволинейных очертаний или кристальную геометрическую артикуляцию объектов и элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.