МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИИ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СТУДЕНТОВ г. ЯРОСЛАВЛЯ
УДК 32.019.52:316.35 +519.25
Вера Витальевна Жолудева,
кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой статистики и математики Ярославского филиала МЭСИ Эл. почта: VZholudeva@mesi.ru
Николай Семенович Панарский
кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и экономических дисциплин Ярославского филиала МЭСИ
Эл. почта: NPanarskij@mesi.ru
математико-статистическиИ анализ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СТУДЕНТОВ Г. ЯРОСЛАВЛЯ
В данной статье авторы представляют результаты проведенного социологического исследования по определению основных идейно-политических предпочтений и условий их формирования у студенческой молодежи, на примере г. Ярославля. В ходе исследования авторами применялись как эмпирические, так и математико-ста-тистические методы обработки информации.
Кпючевые слова: политика, идеология, молодежь, студенчество, математико-статистические методы.
Vera Vitalievna Zholudeva
Doctorate in Pedagogical sciences, the head of the chair of Statistics and Mathematics Yaroslavl branch of Moscow State University of the Economics, Statistics and Informatics (MESI)
E-mail: VZholudeva@mesi.ru
Nikolaj Semenovich Panarsky
Doctorate in History, associate professor, the head of the chair of Humanitarian and Economic disciplines
Yaroslavl branch of Moscow State University of the Economics, Statistics and Informatics (MESI)
E-mail: NPanarskij@mesi.ru
THE MATHEMATICAL AND STATISTICAL ANALYSIS OF SOCIAL AND POLITICAL VIEWS OF STUDENTS IN YAROSLAVL
The results of sociological studies for detection of main political preferences of students in Yaroslavl and its creation conditions are represented. The authors have applied both empirical methods of information processing and mathematical and statistical ones.
Keywords: politics, ideology, youth, studentship, mathematical and statistical methods.
1. Введение
Политика, как неотъемлемая сфера человеческой деятельности, затрагивает жизненные интересы подавляющего большинства людей. В настоящее время практически все взрослые дееспособные граждане Российской Федерации через различные формы политического участия имеют возможность воздействовать на процессы политического управления страной и в том числе на формирование органов государственной власти. В тоже время возникает вопрос, насколько осознано каждый человек становится субъектом политических отношений, в какой мере обдумано делает он свой политический выбор.
В этой связи особый интерес для оценки современного политического процесса в России представляет собой молодежь, как группа, являющаяся чутким индикатором проходящих социально-политических преобразований.
Анализ состояния политической социализации общества показывает, что по ряду объективных причин, в отличие от предшествующих поколений, современная молодежь не обладает достаточным социальным опытом, социально-политической памятью и активностью. У большинства сегодняшних юношей и девушек отношение к политике, к государственной власти носит нейтральный характер, без ярко выраженной позитивной или негативной эмоциональной окраски, что, на наш взгляд, свидетельствует о значительной отстраненности молодежи от политической жизни в России [1, 2].
Однако, несмотря на явно наметившийся кризис процесса политического становления молодежи, данная проблема в научной литературе скорее намечена, чем глубоко проанализирована.
Особое положение среди молодого поколения занимают люди, обучающиеся в высших учебных заведениях. Студенчество, представляя собой наиболее образованную и деятельную часть молодежи, на протяжении длительного исторического периода, как в России, так и в других странах выступало активным участником политических движений, а зачастую и инициатором общественных акций. Отсюда, во многом, проистекает особый интерес исследователей к политической активности именно этой части молодых людей.
Для изучения степени политизации студенческой молодежи было проведено исследование данной группы методами социологического опроса и математико-статистического моделирования.
Цель работы заключается в изучении сформированности политических взглядов студентов вузов г. Ярославля.
Данным социологическим исследованием решались следующие задачи:
1) выявление политических предпочтений студентов г. Ярославля;
2) определение степени сформированности политических взглядов у исследовавшейся группы респондентов;
3) выявление основных факторов, влияющих на формирование социально-политических взглядов и определение наиболее значимых из них;
4) определение основных проблем, поиск путей их решения, выработка рекомендаций на основе полученных данных.
Объектом данного социологического исследования являлись студенты высших учебных заведений г. Ярославля (в том числе и студенты Ярославского филиала МЭСИ). Предметом исследования выступали социально-политические взгляды студентов.
Сбор информации осуществлялся методом интервьюирования, состоящего из закрытых и открытых вопросов. Выборка респондентов строилась пропорционально численности студентов города Ярославля. Всего было опрошено 365 респондентов. Репрезентативность выборки обусловлена тем, что в ней представлены студенты, обучающиеся в вузах разного статуса (институт, академия, университет), различных направлений (гуманитарное, юридическое, экономическое, техническое), различных правовых форм (государственный вуз, частный вуз). По выбранным признакам (критериям) состав обследуемых приближается к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности, выборка соответствует
характеристикам генеральной совокупности. При этом допустимо отклонение от базовых характеристик генеральной совокупности в пределах 5%.
2. Анализ результатов проведенного анкетирования респондентов
Предложенная в исследовании анкета включала несколько основнык блоков, помимо общих сведений, предлагалось ответить на вопросы, касающиеся общественно-политических процессов в стране, различных молодежных организаций и объединений, а также жизненных ценностей. Вопросы анкеты были направлены на определение характера вовлеченности молодежи в политическую жизнь страны, уровня их компетенции в этой сфере.
В анкетировании приняли участие студенты в возрасте от 18 до 23 лет. Средний возраст составил 20 лет. Из числа опрошенных респондентов юноши составили 48% от общего количества, девушки - 52%. Из общего количества студентов 23% имеют технический и 77% экономический профили обучения.
Свой социальный статус молодые люди определили следующим образом: из рабочих - 33%, из служащих - 37%, предпринимателями являются родители у 27% студентов, творческими работниками - у 3%.
Респондентам было предложено определить черты своего характера (допускалось несколько ответов) и свой темперамент. Результаты тестирования по этим вопросам приведены в таблицах 1 и 2.
В анкете было представлено семь основных общественно-политических идейных течения в алфавитном порядке (анархизм, коммунизм, консерватизм, либерализм, национализм, национал-социализм (фашизм), социал-демократизм) с указанием основных док-тринальных положений. Респондентам предлагалось ответить на вопрос, каким социально-политическим идеям они отдают предпочтение. При этом степень заинтересованности оценивалась по пятибалльной шкале, и разрешалось выбирать несколько направлений. На этой основе рассчитывались количественный (общее число выбравших данную идеологию) и качественный (средний балл степени восприятия) уровни привлекательности представленный политических доктрин. Полученные результаты сведены в таблицу 3.
Кроме того, нами было проведено определение типа политической идеологии, оказывающей доминирующее
Таблица 1. Основные черты характера студентов
Черты характера Общее количество в % Черты характера Общее количество в %
агрессивность 10% пессимизм 7%
до брожелате льно сть 67% рассудительность 51%
жизнерадостность 55% резкость 24%
импульсивность 35% решительность 36%
неуверенность 15% скептицизм 11%
оптимизм 54% спокойствие 46%
Таблица 2. Типы темперамента
Темперамент Общее количество в %
Мел анхоличе ский 12%
Сангвинический 41%
Флегматический 22%
Холерический 25%
Таблица 3. Общий уровень и степень идейно-политических предпочтений студентов
Название идеологии Общее количество Средний балл
респондентов, степени восприятия
выбравших данную политических идей
идеологию (в %)
Анархизм 41 1,61
Коммунизм 51 2,04
Консерватизм 55 2,62
Либерализм 73 3,51
Национализм 39 2,54
Социал-демократизм 84 3,74
Фашизм 31 1,52
Таблица 4. Политическая идентификация мужчин и женщин
№ п/п Политические взгляды мужчины женщины итого
В % Средний балл В % Средний балл В % Средний балл
1 Анархические 44 1,71 38 1,5 41 1,61
2 Коммунистические 54 1,85 48 2,24 51 2,04
3 Консервативные 54 2,62 56 2,62 55 2,62
4 Либеральные 71 3,41 75 3,59 73 3,51
5 Националистические 48 2,52 31 2,56 39 2,54
6 Национал -социалистичес кие 37,5 1,56 25 1,46 31 1,52
7 Социал-демократические 75 3,69 92 3,77 84 3,74
8 Отсутствие политических взглядов 17 3,25 2 3 9 3,22
влияние на каждого конкретного студента. Критерием отбора послужил выбор респондентом той или иной идеологии с оценкой не ниже 3 баллов.
Как свидетельствуют результаты исследования, основная масса студенчества придерживается левоцентристских позиций. Это подтверждается как общим количеством человек отдавших предпочтение социал-демократическим и либеральным идеям, так и доста-
точно высоким уровнем восприятия этих концепций. Значительная часть респондентов, хотя и с меньшим уровнем восприятия придерживается коммунистических взглядов. Некоторая «левизна» идейно-политических взглядов студенчества является вполне логичной, учитывая как морально-психологические доминанты современной молодежи, так и источники формирования их политических взглядов.
№2, 2011
164
Определенным влиянием среди студентов пользуются консервативные и националистические идеи. При этом, несмотря на относительно небольшое общее количество приверженцев, национализм имеет среди своих сторонников достаточно высокий уровень восприятия.
Наименьшее влияние на студенчество оказывают как ультралевые (анархизм), так и крайне правые идеологии (фашизм).
Ответы на вопрос о политических предпочтениях в зависимости от гендер-ного признака выглядят следующим образом (таблица 4).
Можно отметить, что, несмотря на имеющуюся разницу в количестве сторонников различных доктрин, существует достаточно высокий уровень качественных совпадений ответов юношей и девушек на этот вопрос. И те, и другие считают наиболее привлекательными социал-демократические и либеральные идеи, а наименее значимыми полагают фашистские и анархические доктрины. Более того, общий уровень восприятия социально-политических идей у юношей и девушек фактически аналогичен и составляет соответственно 3,09 и 3,08 балла.
В то же время, различия все же обнаруживаются. Особенно это заметно при оценке уровня восприятия коммунистических и анархических идей. В первом случае разница в пользу девушек составляет 0,39 балла, а во втором 0,21 балла в пользу юношей.
Причины подобного распределения политических предпочтений, на наш взгляд, обусловлены рядом объективных факторов:
- общей альтруистичностью и свободолюбием молодежи, которая способствовала выбору идеологий провозглашающих равенство, справедливость, свободу личности и соответственно неприятию идей расового или иного превосходства, насилия над личностью;
- усталостью населения нашей страны, в том числе и молодежи, от «великих потрясений» и, соответственно, стремлением к стабильности и повышению благосостояния;
- относительно высоким уровнем жизни основной части студенчества и желанием его сохранить;
- нацеленностью основной части молодежи на достойную жизнь путем создания собственного или участия в частном бизнесе.
Хотелось бы также отметить, что
грань между некоторыми политическими взглядами достаточно тонка (например, на первый взгляд очень похожи коммунистические и социал-демократические идеи; националистические и национал-социалистические) и возможно, что не все респонденты, указавшие их в своем профиле, четко понимали разницу.
Следующий вопрос анкеты касался факторов оказавших влияние на формирование политических взглядов респондента. Здесь также как и в предыдущем вопросе, уровень влияния оценивался по пятибалльной шкале, и разрешалось указывать несколько факторов. Результаты представлены в таблице 5.
Таким образом, основными факторами оказывающими влияние на формирование политических взглядов студентов выступают в количественном отношении - телевидение, родители, литература. Наиболее сильное качественное воздействие оказывают - родители, телевидение и преподаватели вузов. Наименьшее влияние как количественное, так и качественное, оказывают друзья. В тоже время необходимо отметить, что все указанные факторы по степени воздействия превысили средний уровень.
Следующий вопрос анкеты был посвящен политической активности студентов. Как и следовало ожидать, основной формой политического участия молодых людей оказалась электоральная (73%). Пятая часть опрошенных (21%) вообще не принимала участия в политической деятельности. И лишь незначительное количество студентов участвовало в предвыборной агитации (14%), распространении политической литературы (8%), демонстрациях (7%), митингах (5%), других формах (8%).
Отвечая на следующий вопрос анкеты «Поддерживаете ли Вы контакты с друзьями схожих политических взглядов?», 30% респондентов ответили отрицательно, 34% - поддерживают ред-
кие контакты, 25% - регулярные и только 11% - постоянные.
Таким образом, проведенный анализ позволяет отметить, что политика не является приоритетной сферой интересов студентов. Их интерес к ней обусловлен в основном получением информации. Реальная вовлеченность в политические процессы достаточно низка. Абсолютное большинство опрошенных студентов (98%) не состоят ни в каких политических организациях. Политические взгляды своих родителей разделяют 67% респондентов.
Политические пристрастия, касающиеся деятельности российских политических партий, распределились следующим образом: 43% респондентов не поддерживают ни одной партии, остальные готовы голосовать за «Единую Россию» (37%), ЛДПР (11%), КПРФ (6%). По 1% респондентов проголосовали бы за «ЯБЛОКО», «Патриотов России» и Справедливую Россию. Никто из опрошенных студентов не хотел бы голосовать за «Правое дело».
Высокая популярность политической партии «Единая Россия», на наш взгляд, определяется рядом факторов:
1. Официальный запрет на ведение политической пропаганды и агитации в учебных заведениях фактически исключает возможность оказывать непосредственное и целенаправленное воздействие на студенчество всеми политическими силами.
2. Политическая партия «Единая Россия», активно используя административный ресурс, через подконтрольные государству средства массовой информации проводит «косвенную пропаганду» своей организации, какой возможности почти полностью лишены другие политические силы.
3. Во многом популярность «Единой России» непосредственным образом связана с личностным фактором и популярностью ее фактического лидера В.В.Путина, что подтверждается и ма-
Таблица 5. Основные факторы, оказавшие влияние на формирование политических взглядов
Факторы Общее количество респондентов, указавших на данный фактор (в %) Средний балл
ВУЗ (преподаватели) 56 3,05
Друзья 48 2,6
Интернет 57 2,81
Литература 60 2,77
Родители 80 3,53
Телевидение 81 3,15
Школа (учителя) 56 2,71
териалами опроса.
Анализируя мнения респондентов по поводу того, кого они считают наиболее выдающимся политиком современности, можно сделать следующие выводы. Больше половины респондентов (51%) вообще не ответили на этот вопрос. Голоса остальных распределились между четырьмя российскими политиками: В.В. Жириновским, Г. А. Зюгановым, Д.А.Медведевым и В.В. Путиным. На сегодняшний день самый высокий рейтинг популярности среди студентов г. Ярославля имеет Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин (32%). Данное обстоятельство является закономерным и связано на наш взгляд, как с информационной «раскрученностью» данного политика, так и с его непосредственной деятельностью в качестве руководителя государства и правительства, добившегося значительных успехов в развитии страны, особенно на фоне предыдущего правления.
Относительно высокий рейтинг имеет также лидер ЛДПР В.В.Жириновский (10%). Это можно объяснить с одной стороны скандальным, эпатажным поведением В.В.Жириновского в СМИ, что возможно привлекает молодежь. С другой стороны Ярославская область является регионом, которому руководство ЛДПР оказывает особое внимание. В.В.Жириновский часто посещает наш город, проводит встречи с молодежью и студенчеством. На местном телеканале регулярно выходили передачи подготовленные функционерами ЛДПР. Президенту РФ Д.А. Медведеву отдали предпочтение 6% респондентов, лидеру КПРФ Г.А. Зюганову - 1%.
3. Результаты проведенного анализа с использованием математико-ста-тистических методов
Помимо приведенной выше описательной статистики, было осуществлено изучение взаимосвязи между социально-политическими идеями и следующими факторными признаками: пол, социальный статус, профиль обучения, тип темперамента, наиболее значимые и яркие черты характера респондента, предпочтительность современным политическим партиям России с использованием математико-статистических методов.
В частности, для изучения взаимосвязи был применен коэффициент взаимной сопряженности Пирсона и получены следующие результаты:
1) Установлена умеренная связь
между типом темперамента и предпочтительностью социально-политическим идеям. Наличие данной связи полностью согласуется с психологическими исследованиями, так как с точки зрения психологии и практики наиболее спокойные по типу темперамента личности (флегматики) склоны выбирать менее радикальные идеи (консервативные, либеральные, социал-демократические); холерики наиболее импульсивны и предпочитают националистические и коммунистические идеи.
2) Между предпочтительностью политическим идеям и наиболее значимыми чертами характера респондента имеется связь, хотя и достаточно слабая.
3) На формирование социально-политических взглядов студентов довольно существенное влияние оказывает социальная среда, в которой родился и живет студент, и это вполне объяснимо. Исторически различные политические партии отдают приоритет в своей агитационной деятельности отдельным слоям населения, например социал-демократические и коммунистические партии - это исторически партии рабочего класса, поэтому студенты, родители которых являются рабочими, отдали, в основном, свое предпочтение социал-демократическим идеям; либеральные партии искали опору в среде интеллигенции, средних и крупных собственников. Видимо поэтому либерализм был выбран приоритетной идеей студентами из семей служащих и предпринимателей.
4) Профиль обучения студента не оказывает влияния на формирование политических взглядов студентов.
4. Заключение
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Политическое сознание молодого ярославца на данный момент обучающегося в ВУЗе очень сложно и многообразно. В нем одновременно существует и интерес к политическим событиям, и низкая активность к участию в политической жизни; неприятие политических институтов и вера в верховную власть; отсутствие интереса к каким-либо объединениям и партиям; критическое отношение к политической ситуации.
В целом можно отметить, что студенты в основной массе, в процессе политической социализации, достаточно успешно прошли этап политической адаптации. Они понимают сущность политики, ориентируются в структуре
государственных органов, имеют представление об основных политических силах России. В тоже время, процесс определения своей роли и значения в политической деятельности не закончен. Студенты, за редким исключением, еще только определяются со своими политическими интересами, и отсюда возникает неопределенность в выборе идеологии. Этот выбор часто осуществляется на уровне эмпирического сознания. Рациональному определению предпочтений препятствует «информационный голод», причины которого нами уже неоднократно указывались.
Видимо поэтому студенты плохо отождествляют понравившиеся им социально-политические идеи с конкретными политическими партиями и движениями. Более того, значительная часть студентов (43%) вообще не видит возможностей реализовать свои политические устремления через деятельность конкретных политических партий.
Нами были сделаны следующие рекомендации по формированию политического сознания студенческой молодежи:
1) Необходим комплекс государственных мер, направленный на преодоление аполитичности, безразличия к судьбам общества молодых людей путем реформирования системы образования, сделав ее более эффективной в этом направлении. В частности путем повышения доли предметов социально-гуманитарной направленности, вне зависимости от специализации вуза.
2) Требуется усилить эффективность работы государственных и общественных политических институтов в области молодежной политики, увеличить их значимость в молодежной среде путем аттракции к решению самых важных проблем, касающихся молодежи, а также к расширению возможностей доступа к участию в деятельности политических институтов молодым специалистам.
3) Необходимо построение четкой структуры СМИ и коммуникаций, направленных на объективное и плюралистичное освещение политических событий.
4) Желательно активизировать создание и осуществлять эффективную поддержку самостоятельных молодежных организаций.
Будущее России, перспективы ее развития, надежды на лучшую и достойную жизнь во многом зависят от
№2, 2011
166
того, как будет подготовлено молодое поколение к грядущей самостоятельной жизни. В этом процессе не последнюю роль играет и политическое воспитание молодежи. Формирование у юношей и девушек высокой гражданственности, активной жизненной позиции, ответственности за будущее своей страны должно выступать приоритетной задачей, как для государственных органов, так и для всех прогрессивных политических сил страны. В этой связи
хочется напомнить слова Антона Павловича Чехова: «Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной; надо работать, имея в виду только будущее».
Литература
1. Социология молодежи: Учебник / Ю.Р.Вишневский, В.Т.Шапко. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ -УПИ, 2006
2. Чупров В.И. Молодежь в обще-
стве риска / В.И.Чупров, Ю.А.Зубок. - М: Мысль, 2007
References
1. Youth sociology: Textbook / Y.R.Vishnevsky, V.T. Shapko.; Yekaterinburg: State Educational Institution of Higher Professional Training USTU-UPI, 2006
2. Chuprov V.I. Youth in the risk society/ V. I. Chuprov, Y.A.Zubok. - М: Mysl, 2007