Научная статья на тему 'Математическое описание динамического поведения поршней главного тормозного цилиндра типа «Тандем»'

Математическое описание динамического поведения поршней главного тормозного цилиндра типа «Тандем» Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
161
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
усилие / поршень / пружина / давление / реакция / расход жидкости / упор / перемещение / полости
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematical description of dynamic behaviour of pistons in "Tandem" master brake cylinder with several methods of their fixing in the initial position has been developed. Dependences of the speed of fluid pressure changes in cylinder voids have been given.

Текст научной работы на тему «Математическое описание динамического поведения поршней главного тормозного цилиндра типа «Тандем»»

УДК 629.62-59

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОРШНЕЙ ГЛАВНОГО ТОРМОЗНОГО ЦИЛИНДРА ТИПА «ТАНДЕМ»

С.Н. Шуклинов, доцент, к. т. н., ХНАДУ

Аннотация. Разработано математическое описание динамического поведения поршней главных тормозных цилиндров типа «тандем» с различными способами их фиксирования в исходном положении. Приведены зависимости скорости изменения давления жидкости в полостях цилиндра.

Ключевые слова: усилие, поршень, пружина, давление, реакция, расход жидкости, упор, перемещение, полости.

Введение

В гидравлических тормозных системах широко используются главные тормозные цилиндры типа «тандем». Их конструкция постоянно совершенствуется с целью повышения надежности и расширения функциональных возможностей. Так, например, тормозная система с антиблокировочными или с притивобуксовочными устройствами предполагает использование главного тормозного цилиндра с возможностью обеспечения увеличенного расхода жидкости через компенсационное устройство (компенсационные отверстия или клапан). Оценка адекватности конструкции главного тормозного цилиндра и её параметров, предъявляемым, со стороны гидравлической системы, требованиям, может быть дана с помощью математического описания динамического поведения поршней.

Анализ публикаций

В работе [1] автором рассмотрены начальные условия, определяющие очередность срабатывания тормозных контуров, однако динамическое поведение поршней здесь не рассматривались. D.K. Fisher в своей работе предложил математическую модель, позволяющую выполнить оценку динамических качеств главного тормозного цилиндра. Представленное математическое описание справедливо только для конструкций, у которых плавающий поршень в исходном положении фиксируется предварительно сжа-

той возвратной пружиной первичного поршня. При этом в работе не приведено условие синхронного движения поршней.

Цель и постановка задачи

Целью данной работы является совершенствование математического описания динамического поведения поршней главного тормозного цилиндра типа «тандем» с различными способами фиксирования плавающего поршня в исходном положении. Необходимо сформировать:

- начальные условия;

- уравнения движения поршней при различных режимах работы;

- зависимости давления жидкости в полостях от динамического состояния поршней.

Математическое описание динамического состояния поршней главного тормозного цилиндра

Баланс сил, действующих на первичный поршень, для схемы, представленной на рис. 1, может быть записан виде равенства

+ Я, = щХ, + кхХх + ^пр1 + Р^ +

где - управляющее усилие на первичном поршне со стороны толкателя; - реакция упора поршня; Х1,Х1,Х1 - соответственно ускорение, скорость и перемещение первич-

ного поршня; т1 - масса первичного поршня; к\ - коеффициент демпфирования первичного поршня; - усилие возвратной пружины первичного поршня; ^тр1 - сила трения первичного поршня; Р1 - давление жидкости в первичной полости; - площадь поршня главного тормозного цилиндра.

Хх Хх

Рис. 1. Расчетная схема главного тормозного цилиндра с фиксированием плавающего поршня упором, установленным на корпусе цилиндра

Усилие возвратной пружины первичного поршня в общем случае можно записать виде уравнения

Р^С^+Х.-Хг), (2)

где Спр1 - жесткость возвратной пружины первичного поршня; Ь1 - предварительное сжатие пружины первичного поршня; Х2 -перемещение вторичного поршня (далее в тексте идентификаторы, имеющие индекс 2 относятся к вторичному поршню).

В исходном состоянии, то есть при Х1=0, реакция упора первичного поршня определяет выражение

+ (3)

После начала движения поршня (то есть при Х1 > О), когда нет его контакта с упором то^=0.

КР2=спр2 ф2+х2). (5)

В исходном состоянии поршня, то есть когда Х2=0, реакция упора равна

К2 = Сщ2ъ2 - Спр1 фг + Х1) + (Р2- Рх )Б, (6) причем, если Х2 > 0, то Я2 - 0 .

Для обеспечения гарантированного возвращения поршней в исходное положение, после снятия управляющего усилия ^Т, необходимо обеспечить начальное условие

СпрА+^1р1+^тр2<Спр262. (7)

Баланс сил, действующих на поршни, главного тормозного цилиндра с фиксацией вторичного поршня с помощью предварительно сжатой первичной пружины (см. рис. 2) представлен уравнением (8) для первичного

и уравнением (9) вторичного поршней.

=

= т1Х1 + к1Х1 + ^ + Р^ + Р^г^г^Х^); (8)

Рт81 + =

• • (9)

т2Х2 + к2Х2

Реакция упора первичного поршня Я1 и значение ^ определяются в соответствии с условиями

- если Х1 = 0 и Х2 — 0,

то Я1=Рщ1+{Р2-Р1)8 и^пр=^пр1;

- если Х1 = О иХ2 >0,

тоЛ1 = (Р2-Р^иРпр=0; (10)

- если Х1 - Х2 > 0 , то ^=0 и^ =Рпр1;

- если Х1 > Х2, то /•;„, = Рпр1 .

Баланс сил, действующих на второй поршень, можно представить в виде

^ + Рт +Я2= т2Х2 + к2Х2 + +

+ КР2^§п(Х2).

(4)

Для обеспечения гарантированного возвращения поршней в исходное положение после снятия управляющего усилия необходимо обеспечить начальное условие

Оф А > > -^тр! + -^тр2

(11)

Усилие возвратной пружины вторичного поршня, в общем случае, определяется уравнением

Рис. 2. Расчетная схема главного тормозного цилиндра с фиксированием плавающего поршня предварительно сжатой пружиной

Уравнение динамического равновесия вторичного поршня

^ + Д2 = т2Х2 + к2Х2 + Рпр2 +

(12)

где Н2 = /<|ф ; /',|р - усилие сопротивления возвратной пружины первичного поршня в соответствии с начальными условиями (10); -реакция предварительно сжатой пружины первичного поршня.

Увеличение управляющего воздействия Рт на первичном поршне главного тормозного цилиндра, выполненного по схеме (рис. 1), вызывает его ускорение

Хх=рт+К1

т

(13)

т

соответствующее перемещение Х1 и изменение давления в первичной полости

Рг =

(^тах -X, +х2)8

(14)

где 1\ - скорость изменения давления в первичной полости; (Ух — расход жидкости через компенсационное отверстие (или компенсационный клапан); (?1 — расход жидкости в первый тормозной контур; Р1 - модуль упругости тормозной жидкости в первом тормозном контуре; Х1тях - расстояние между торцами первичного и вторичного поршней.

Возрастание давления Р1, а также усилия

вызывает ускорение вторичного поршня, которое можно определить из выражения (4) в виде

^2 =

т-,

к2*2 + ^пр2 + ^ + )

(15)

т

и соответствующее перемещение Х2, что определяет скорость роста давления во вторичной полости

Р2 =

(Х2тах~Х2)8 '

(16)

где Х2тах -расстояние между торцом вторичного поршня и донной частью цилиндра.

Увеличение управляющего воздействия Рт на первичном поршне, исходное положение которого определено в соответствии со схемой (рис. 2), вызывает ускорение первичного поршня и связанного с ним (предварительно сжатой пружиной) вторичного поршня

^1,2 -

РТ+Ц ~(кх +к2)Хх

пр1

т

+Р2)$ + (Р-гр! + ^тр2 )

(17)

т

и соответствующее синхронное перемещение поршней Х1 — X2, что приводит к изменению давления во вторичной полости согласно выражению (16).

Повышение давления Р2 приводит к увеличению сопротивления вторичного поршня и его замедлению по отношению к первичному поршню. При этом пружина первичного поршня сжимается, и поршни могут двигаться с различной скоростью. Такой режим движения поршней наступает после достижения условия

ОрА <

< т2Х1 + к2Хх + Р2Б + Fтp2sгgn(X2).

Соответственно ускорение первичного поршня равно

Ft _Кхх -Pis-F .signiX,)

m

,(19)

а вторичного поршня

(A-r2)S + Kp<

Хг=-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m

k2X2+Fuv2+FTv2sign{X2)

(20)

При этом скорость изменения давления жидкости во вторичной полости определяется выражением

Р2 =

(X2S-Q2)E2 (X^-X^s'

(21)

Заключение

Используя предложенное математическое описание динамического поведения поршней можно дать оценку динамических качеств главных тормозных цилиндров типа «тандем» с различными способами фиксирования плавающего поршня.

Литература

1. Шуклинов С.Н. Перестановка «слагае-

мых», меняющая эффективность тормозной системы // Автомобильная промышленность. - 1999. - №11. - С. 35-37.

2. Fischer D.K. Brake system component dy-

namic performance measurement and analysis // SAE paper, 1970. - № 700373. - P. 265 - 287.

Рецензент: В.П. Волков, профессор, д.т.н.. ХНАДУ.

и соответственно в первичной полости

Pi =

(22)

Статья поступила в редакцию 5 июня 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.