Научная статья на тему 'Математическое обеспечение автоматизированной системы управления транспортными потоками угольных компаний'

Математическое обеспечение автоматизированной системы управления транспортными потоками угольных компаний Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
382
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ / АСУ / УГОЛЬ / TRAFFIC FLOWS / AUTOMATIC TRAFFIC CONTROL SYSTEM / COAL

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Приступа Ю. Д.

Математическое обеспечение автоматизированной системы управления транспортными потоками угольных компаний/ Приступа Ю.Д. // Вестник КузГТУ, 2012, № 1. С. 91-96 Рассматривается реальная автоматизированная система управления технологическими процессами погрузоч-но-транспортных предприятий и система поддержки принятия решений, составной частью которой входят информа-ционное, программное, техническое, организационное, метрологическое, правовое и лингвистическое обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Приступа Ю. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Software for automatic traffic control system of coal mining companies / Pristupa Yu.D. // The bulletin of KuzSTU, 2012, No 1. Р. 91-96 Real automated process control system for loading and transport companies and decision support system which includes part of the information, software, technical, organizational, metrological, legal and linguistic ensure biscuits are considered.

Текст научной работы на тему «Математическое обеспечение автоматизированной системы управления транспортными потоками угольных компаний»

УДК 681.5:656.073:622.33

Ю.Д. Приступа

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ ПОТОКАМИ УГОЛЬНЫХ КОМПАНИЙ

В условиях проводимых экономических реформ повышаются требования к эффективности работы железнодорожного транспорта и взаимодействию в работе между станцией примыкания и железнодорожными путями необщего пользования промышленных предприятий на основе единой технологии.

В настоящее время каждый угольный холдинг включает совокупность угледобывающих предприятий, угольных складов различного назначения и объёмов, транспортных путей и железнодорожные станции, технических устройств, потребителей угольной продукции. Эта совокупность объектов, их функциональная взаимосвязь, пространственно-временное расположение характеризуется всеми признаками сложной управляемой системы (рис.1).

Угольный холдинг

л

сз

&

к

Шахты, разрезы, обогатительные фабрики

Угольные

склады

Предприятия

ПТУ

-ЛЛЛ^

*

о

к

3

а

3 к

4 2

-ЛЛЛ^

ржд

Рис. 1. Структурно-функциональная схема производства и реализации угольной продукции

Функционирование этой системы происходит в стохастической среде в виде внешних и внутренних воздействий, под влиянием которых вероятность детерминированного развития системы в пределах проектных параметров и режимов не всегда обеспечивается. На рис. 1 функциональные

связи, имеющие свойства детерминированных связей, обозначены прямыми стрелками, а стохастические - извилистыми.

Основными причинами и факторами, влияющими на стабильность работы угольного холдинга, являются неравномерные потребности угольного рынка, недостаточный уровень разведанности угольных месторождений по качеству и количеству угля, аварии и инциденты, климатические условия, ограничения по промышленной и экологической безопасности, наличие множества самостоятельно управляемых компаний-собственников подвижного состава и инфраструктурных объектов.

В структуру разрабатываемой автоматизированной системы управления технологическими процессами погрузочно-транспортных предприятий (АСУ ПТП), а также системы поддержки принятия решений (СППР), составной частью входят информационное, программное, техническое, организационное, метрологическое, правовое и лингвистическое обеспечение. Для анализа и выработки управляющих воздействий в СППР транспортных предприятий, как правило, применяется имитационное моделирование, экстраполяция ретроспективной информации, ситуационный анализ и др. Во всех случаях используются алгоритмы, разработанные на основе анализа реальной ситуации, ретроспективной информации.

В качестве объекта исследований принято погрузочно-транспортное управление (ПТУ) «Восточный Кузбасс» ОАО «СУЭК-Кузбасс». Единый технологический процесс работы железнодорожного пути необщего пользования ОАО «СУЭК-Кузбасс» ПТУ «Восточный Кузбасс» и станции примыкания Терентьевская Западно-Сибирской железной дороги (филиала ОАО «РЖД») предусматривает:

- рациональную систему организации работы железнодорожного пути необщего пользования ОАО «СУЭК-Кузбасс» ПТУ «Восточный Кузбасс» и станции примыкания Терентьевская, обеспечивающую единый ритм перевозочного и производственного процессов;

- выполнение планов перевозок грузов, улучшение использования грузоподъемности и вместимости вагонов;

- обеспечение непрерывности и максимальной параллельности при выполнении операций с вагонами;

- обеспечение сохранности вагонов и грузов, безопасности движения и техники безопасности при производстве маневровых и грузовых

операций;

- диспетчерское руководство маневровой и грузовой работой на железнодорожном пути необщего пользования ОАО «СУЭК-Кузбасс» ПТУ «Восточный Кузбасс» на основе взаимной информации о подходе поездов и грузов;

- рациональное распределение работы между локомотивами, эффективное использование технических средств;

- взаимопомощь коллективов при выполнении сменно-суточных планов работы;

- работу железнодорожного пути необщего пользования ОАО «СУЭК-Кузбасс» ПТУ «Восточный Кузбасс» и станции примыкания Терен-тьевская в зимних условиях.

Для создания АСУ ПТП проведён анализ пропускной способности на три периода развития предприятий ПТУ «Восточный Кузбасс»: до реконструкции, в период реконструкции и перспективное развитие после реконструкции (рисунок 2). По результатам анализа разработаны предложения для перспективного развития ПТУ и создания АСУ ПТП.

Перерабатывающая способность станции «Соколовская» до реконструкции (рис.2а) определяется по формулам

В = N ■ Ь ■ Р; N = 1440'Р' кп ;

коловская»; Р - количество приёмо-отправочных путей; кп =0,85- коэффициент использования полезной работы для приёмо-отправочного пути (); Т - суммарное время занятия приёмо-отправочного пути поездами; Тпор - время занятия приёмоотправочного пути порожними поездами; Тгр -время занятия приёмо-отправочного пути гружёными поездами; 1пр/т - время на операции по прибытию состава порожних вагонов со станции «Тыхта» на станцию «Соколовская»; 1от/с - время на операции по постановке, уборке вагонов на погрузочные комплексы; tфор - время на операции, связанные с окончательным формированием поезда на станцию «Тыхта»; tот/т - время на операции по отправлению поезда на станцию«Тыхта»; км -коэффициент месячной неравномерности [1].

Существующая перерабатывающая способность станции «Соколовская» (рис.2б) и после реконструкции (рис. 2в)

В —

N • Ь

N —

1440•Р

(2)

Т — Тпор + К • Тгр ;

Т

т,_ -1

Т — і 7+ і. + і / ; к —

гр от/с фор от/т? м

гр

где В - перерабатывающая способность станции «Соколовская» до реконструкции; N - максимальное количество поездов, перерабатываемых на одном приёмо-отправочном пути; Ь - средняя длина поезда, перерабатываемого на станции «Со-

К т

м

Аналогично проведён расчет перерабатывающей способности станций «Тыхта», «Челя» «Парк О». Итоговые результаты провозной и перерабатывающей способности перегонов и станций до и после реконструкции см. на рис. 3.

Пропускная и провозная способность перегона «Тыхта - Соколовская» до реконструкции (рисунок 4), существующая и после реконструкции (строительство двух новых путей и удлинения существующих путей) (рис. 5) определяется по формулам:

365 • N гр

О —--------------гр

• 2 • F

-^гр н

Nгр - к

N • к

+1

к

н

м

а

Рис.2 . Схема железнодорожных путей ОАО «СУЭК-Кузбасс»: а - до реконструкции; б - существующая; в - после реконструкции

Н Перерабатывающая способность до реконструкции □ Перерабатывающая способность после реконструкции

Количество

груженых

Парк «О» и

«Д»

Тыхта Соколовская Челя

Наименование станции

б

в

Рис. 3 . Перерабатывающая способность станций

Рис.4. Провозная способность перегона «Тыхта - Соколовская» до реконструкции

Рис. 5. Провозная способность перегона «Тыхта - Соколовская» после реконструкции

(1440 + г тех) ■« ■ к.

N =■

к, = ■N гр

(3)

N об

Т — 1Т 1 пер 21 об

пер

N = N - N •

1У об 1У н 1У гр;

+ ЪТ-тр + Тп + Тс +

+ 2 ■ Тп2 + Тс2 + 5Трз ’ где О - провозная способность перегона «Тыхта -Соколовская» до реконструкции; Nгр - пропускная способность в грузовом направлении; Qгр - средний вес грузового поезда брутто (16*68 = 1088 т); Ен - отношение веса грузового поезда нетто к весу брутто (68/90=0,75) [3]; ^ - коэффициент месячной неравномерности; Nн - величина пропускной способности в парах поездов; 1440 - количество минут в сутках; tmех - время на технологическое «окно», для однопутного перегона [3]; ан - коэффициент надежности, с учетов отказов устройств

СЦБ и связи на однопутных участках [3]; К - количество поездов в расчетном периоде графика; Тпер - период графика; кн - коэффициент непарно-сти (кн = 3 / 2 = 1,5); N06 - пропускная способность в обратном направлении; Тоб - время следования поезда в обратном направлении; Тгр - время следования поезда в грузовом направлении; Тп - интервал попутного следования поездов на станции «Тыхта»; Тс - интервал скрещения поездов на станции «Соколовская»; Тп2 - интервал попутного следования поездов на станции «Соколовская»; Тс2 - интервал скрещения поездов на станции «Тыхта»; Трз - время на разгон и замедление поездов.

Аналогично вычисляется пропускная и провозная способность перегона «Тыхта - Парк «О» до реконструкции (рис. 6), существующая (рис. 7) и после реконструкции (строительства разъезда «Тихоновский», рис. 8) .

Рис. 6 - Провозная способность перегона «Тыхта - Парк «О» до реконструкции

Тт 1т 1ш ТоВг ър}

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 7. Существующая провозная способность перегона «Тыхта - Б/П 20км - Парк «О»

Рис. 8. Провозная способность перегона «Тыхта - Парк «О» после реконструкции

Итоговые результаты провозной способности перегонов до и после реконструкции приведены в табл. 1. Погрузочные возможности станции Те-рентьевская (погрузки ОАО "СУЭК") приведены в табл.2.

Рассмотренную структурно-функциональную схему производства и реализации угольной продукции предлагается идентифицировать как сложную систему. Согласно приведённым графикам и алгоритмам система включает несколько подсистем, взаимодействие между которыми при управлении с существующих диспетчерских пунктов не всегда эффективно. Анализ показал, что объекты этой системы являются управляемыми, что подтверждается наличием прямых и обратных управляющих связей, выходные воздействия непосредственно используются для выработки управляющих воздействий, реализация которых изменяет состояние объекта в будущие периоды.

Поэтому разработка и внедрение АСУ ПТП в структуре ПТУ «Восточный Кузбасс» позволит:

- повысить перерабатывающую способность станций за счёт сокращения времени заня-

тия приёмо-отправочного пути поездами, в том числе времени на операции по прибытию состава порожних вагонов со станции; на операции по постановке, уборке вагонов на погрузочные комплексы; на операции, связанные с окончательным формированием поезда; на операции по отправлению поезда;

- увеличить пропускную и провозную способность перегонов за счёт сокращения коэффициент месячной неравномерности, коэффициента непарности, количество поездов в расчетном периоде графика, коэффициента надежности.

Для разработки и внедрения автоматизированной системы управления транспортными потоками в структуре ПТУ «Восточный Кузбасс» необходимо совместно получить и реализовать следующие научно-практические результаты:

1) выявить особенности и перспективные направлений развития автоматизированных систем управления транспортно-технологическими потоками крупных угольных компаний;

2) разработать общую структуру и информационное обеспечение АСУ ПТП для управления

Таблица 1 . Провозная способность перегонов в грузовом направлении

Наименование перегона Г1 - провозная способность перегона до реконструкции Г2 - провозная способность перегона после реконструкции станции «Соколовская» Г3 - провозная способность перегона после реконструкции и строительства разъезда «Тихоновский»

млн. т/год вагонов/ сутки млн. т/год вагонов/ сутки млн. т/год вагонов/ сутки

Соколовская -Тыхта 7,7 310 15 600 15 600

Тыхта -Терентьевская 12 485 18 700 26,6 1060

Таблица 2 . Погрузочные возможности станции Терентьевская

Предприятие Расстояние, км 2011 г. Перспектива

тыс. т/год вагонов в сутки тыс. т/год вагонов в сутки

Камышанский 21,5 1 200 47 2 700 107

Майский 17 1 000 39 1 200 48

ш. 7 20,6 4 000 158 4 500 179

ш. Котинская 20,6 6 000 237 7 000 278

СДС 0 0 6 300 250

Заречный 2 000 80 6 000 238

Всего 14 200 561 27 700 1 100

неравномерными транспортно-технологическими потоками угольного холдинга;

3) апробировать и адаптировать к реальным условиям элементы автоматизированной системы управления неравномерными транспортными потоками в угольном холдинге;

4) внедрить автоматизированной системы управления неравномерными транспортными потоками угля в холдинге ОАО «СУЭК».

Указанные задачи в настоящее время решаются под руководством и непосредственном участии автора специалистами ПТУ «Восточный Кузбасс».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бородин А.Ф. Становление и развитие единой технологии работы станций примыкания и железнодорожных путей необщего пользования (цикл статей) / А.Ф.Бородин, Г.Е. Давыдов, А.В. Тонких, М.И. Шмулевич // бюл. трансп. инф. - 2009. - № 7. - С. 8-14.

2. Боровикова М.М. Организация движения на железнодорожном транспорте/ М.М. Боровикова -М.: Маршрут, 2003. — 368 с.

□Автор статьи:

Приступа Юрий Дмитриевич, директор ОАО «СУЭК-Кузбасс» «Погрузочно-транспортное управление, г. Ленинск-Кузнецкий. Тел. (384-56) 5-22-40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.