Научная статья на тему 'Математическое моделирование циклического деформирования'

Математическое моделирование циклического деформирования Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
451
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИКЛИЧЕСКОЕ НАГРУЖЕНИЕ / МАЛОЦИКЛОВАЯ УСТАЛОСТЬ / МЕТОД КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ / CYCLIC LOADING / LOW-CYCLE FATIGUE / FINITE ELEMENT METHOD

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Темис Ю. М., Азметов Х. Х.

На основе модели поведения конструкционного материала при циклическом упругопластическом деформировании и оценки ресурса малоцикловой усталости создана система математического моделирования циклического нагружения конструкций методом конечных элементов. Приведены примеры решения тестовых задач и реальных конструкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematical Modeling of Cyclic Deformation

Based on the behavior of structural materials under cyclic elastic-plastic deformation and low cycle fatigue life assessment the authors established a system of mathematical modeling of cyclic loading of structures using finite elements. The paper considers the examples of solutions of test problems and real structures.

Текст научной работы на тему «Математическое моделирование циклического деформирования»

Раздел 3. Естественные науки.

Пунктиром на рисунке 5 выделена зависимость, относящаяся к рассмотренному выше случаю однородной плоскости. Кривые 1, 2, 3, 5, 6, 7 на рис. 5 получены при задании значений параметров Е(2)/Е(1), у(1), v(2) в виде (10; 0,1; 0,45), (2; 0,1; 0,45), (10; 0,45; 0,1), (2, 0,45; 0,1), (0,1; 0,1; 0,45), (0,1; 0,45; 0,1), соответственно. Как видно, в случае Е(2)/Е(1) = 0,1; V = 0,45; V = 0,1 наблюдается снижение уровня напряжений на кромке отверстия в 1,6 раза по сравнению со случаем однородной плоскости. При Е(2)/Е(1) = 0,1 наблюдается, кроме того, ситуация, когда изменения параметров v(1) и v(2) в широком диапазоне значений (см. кривые 6 и 7) не приводят к выходу уровня напряжений на кромке отверстия за пределы того, что имеет место в случае однородной плоскости (кривая 4). Наконец, даже в ситуации, когда Е(2)/Е(1) = 2 , выбрав V() = 0,45 и Vе ) = 0,1 (кривая 5), можно также снизить уровень напряжений на кромке отверстия по сравнению со случаем однородной плоскости.

В качестве общего вывода по выполненному исследованию отметим, что проведенный анализ позволил дать оценку влияния слоистой структуры продольно растягиваемой плоскости на характер распределения напряжений вокруг имеющихся в ней двух одинаковых круговых отверстий. Более того, установлена возможность существенного снижения уровня указанных напряжений при надлежащем выборе характеристик слоев.

Литература

1. Савин Г.Н. Распределение напряжений около отверстий. Киев: Наукова думка, 1968. 888с.

2. Ефимов В.В., Кривой А.Ф., Попов Г.Я. Задачи о концентрации напряжений возле кругового дефекта в составной упругой среде // Изв. РАН. МТТ. 1998. № 2. с. 42-58.

3. Члингарян Г.С. Напряженное состояние составной упругой плоскости с включениями на границе раздела материалов // Изв. НАН Армении. Механика. 2009. Т.62. № 3. с. 52-58.

4. Мазин В.А., Михайлова В.Л., Сухомлинов Л.Г. Вариационно-разностная процедура численного решения плоской задачи теории упругости для прямоугольной области с включениями и отверстиями// Экологический вестник научных центров Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС). 2010. № 2. с. 53 - 62.

Математическое моделирование циклического деформирования

д.т.н., проф. Темис Ю.М., к.т.н. Азметов Х.Х.

«ЦИАМ им. П.И. Баранова» tejoum@ciam.ru

Аннотация. На основе модели поведения конструкционного материала при циклическом упругопластическом деформировании и оценки ресурса малоцикловой усталости создана система математического моделирования циклического на-гружения конструкций методом конечных элементов. Приведены примеры решения тестовых задач и реальных конструкций.

Ключевые слова: циклическое нагружение, малоцикловая усталость, метод конечных элементов

Математическое моделирование циклического деформирования и оценка ресурса малоцикловой усталости актуально для высоконагруженных машин и установок энергетического машиностроения, авиационных двигателей и других конструкций, работающих при циклическом нагружении. Явление малоцикловой усталости непосредственно связано с процессами пластического деформирования в зонах концентрации напряжений в деталях конструкции: отверстиях, галтелях, выточках, сварных швах, шпоночных и шлицевых соединени-

ях, технологических дефектах и дефектах материала, включениях и неоднородностях на границах между матрицей и волокном в композиционном материале. Основными факторами, вызывающими разрушение, являются высокие циклические напряжения и деформации материала детали, который работает в этих зонах в условиях знакопеременного нагружения по циклу, близкому к жесткому. Отметим, что в ряде случаев процесс нагружения в этих зонах близок к простому при условии, что действующие силы и температуры изменяются синхронно, а эффектами ползучести можно пренебречь. Для таких условий в инженерных приложениях возможно применение теории малых упругопластических деформаций [1], обобщенной на случай циклического нагружения [2].

Анализ большинства аналитических зависимостей, описывающих поведение конструкционного материала при циклическом упругопластическом деформировании, показывает, что они не всегда учитывают экспериментально установленные факты изменения модуля упругости, эффекта Баушингера и масштаба преобразования нелинейного участка кривой деформирования. При этом авторы в качестве параметра, ответственного за кинетику упруго-пластических свойств конструкционного материала, выбирают номер полуцикла нагружения и либо амплитуду напряжений в мягком цикле, либо амплитуду деформаций в жестком цикле. К сожалению, перенести модели, основанные на таких параметрах, в практику расчета реальных конструкций весьма затруднительно.

В настоящей работе, в отличие от работы [2], рассматривается вариант модели поведения конструкционного материала, в которой модуль упругой разгрузки Ех, размер упругой зоны при разгрузке и масштаб преобразования нелинейного участка кривой деформирования в каждой ветви кривой циклического деформирования зависят от накопленной пластической п/

деформации х = , а сама ветвь определяется направлением нагружения (рисунок 1) в

п=0

виде [3-6]

* *

а = <

Ех8 8

Е/*х + Ьх

I

**

8 -£*г 8 +-~

V ЬХ J

** 8 >8*х

(1)

Испытания, проведенные для различных конструкционных материалов, показали [5, 7], что при программах нагружения с постоянным размахом напряжений, постоянным размахом деформаций или случайными размахами напряжений число полуциклов п/ до разрушения при знакопеременном пластическом деформировании связано с предельной величиной накопленной пластической деформации хтах степенной зависимостью

п/ =(хтах/3}, (2)

где: 5 - постоянная, зависящая от величины остаточной пластической деформации,

у - параметр, характеризующий свойство материала «залечивать» повреждения при циклическом нагружении.

Накопленная пластическая деформация при этом может быть представлена на плоскости (х, п/) графиком изменения 1п(х) от 1п(п/) (рисунок 2).

Если в качестве меры повреждения рассматривать величину Б = %(п)/ хтах (п), то момент равенства ее единице определит величину полуциклов нагружения, при котором имеет место начало разрушения малоцикловой усталости.

Под программным нагружением будем понимать процесс приложения нагрузок и температур, который можно разбить на ряд этапов, считая, что нагрузки и температуры изменяются на к+1 этапе на величины {АДк+1} и {АТк+1} соответственно. Обозначим в качестве продолжительности этапа изменения {Д} и { Т} от {Дк} и {Тк} до {Дк+1} и {Тк+1} время А1к+^

Рисунок 1 - Формирование кривой деформирования для к +1 полуцикла: а) ветви кривой в зависимости от направления нагружения

Рисунок 2 - Процесс исчерпания ресурса МЦУ: 1 - предельная кривая хтах(п);

2 - характер изменения %(п); а, Ь - направления изменения х(п) в зависимости от

программы нагружения

Пусть векторы деформаций и напряжений в точке тела {¿}к и { о"}к соответствуют концу к-го временного этапа, а {е}к+1 и {а}к+1 - концу к+1 этапа. Для каждого этапа выполняется вариационное соотношение [6]:

\{а}тч [5в}ёО. - {{/Ц- {{/I = 0, (3)

□ □ 5

где: д=к, к+1 - номер этапа.

Вычитая из соотношения (3) при д=к+1, аналогичное при д=к, получим, что задача моделирования НДС при переходе от этапа к этапу сведется к решению следующей задачи:

{{Ла} - {{Л/}+1 {би}сЮ. - {{А/ }Т+1 {5ы}а8 = 0. (4)

□ □ 5

Будем считать, что при циклическом деформировании этапы соответствуют полуциклам нагрузки или разгрузки. Полуциклы нагрузки задаются приращениями сил Л/а и Л/5, а также кинематическими граничными условиями Лм5, прикладываемые к начальному состоянию нагрузок и кинематическим условиям Ь(п5)=0. Полуцикл разгрузки задается векторами -¥□ и -Л/5 и кинематическими условиями -Лп$. Таким образом, если рассматривать упругую деформацию, то линейная система, следующая из (4), за один цикл нагрузки и разгрузки должна вернуться в исходное состояние. Однако, если рассматривать каждый по-

луцикл нагрузки или разгрузки для каждой расчетной точки конструкции как этап движения по соответствующей части кривой циклического деформирования, то на этапе с номером к можно рассматривать зависимости деформационной теории пластичности в локальной системе координат (а*®, 8 г*(к)). При этом получим, что напряжения и деформации связаны известной зависимостью

Аа*(к) = С.. А8*(к) +А8*°к). (5)

г] г]тп тп г] (к) V /

Значения компонент тензора С]тп определяются итерационным методом при решении задачи для к-го этапа. Из вариационного соотношения (4) известным способом можно получить систему уравнений МКЭ

[К ]к+1 •{А^к+1}=(АДк+1}, (6)

где: [К]к+1 - матрица жесткости к+1 этапа, определяемая последовательными приближениями;

{Аик+1} и {АГк+/} - векторы приращений перемещений и нагрузок на к+1 этапе соответственно.

Тогда для всех векторов в конце к+1 этапа справедливо

ик+1 = ик +Аик

8к+1 =8к +А8к ^ (7)

ак+1 =ак +Аак+1.

Воспользуемся обобщением понятия единой кривой деформирования. На к+1 этапе точка, отображающая процесс деформирования, должна находиться на одной из ветвей кривой циклического деформирования, представленных на рисунке 1 а линиями, выходящими из точки ак.

На основе полученных соотношений МКЭ и модели материала при циклическом деформировании (1) создана программа «Сус1е2Б». Программа предназначена для определения упругопластического напряженно-деформированного состояния деталей методом конечных элементов при циклическом нагружении. Процесс расчета является шаговым. Каждый шаг нагружения соответствует этапу изменения нагрузок.

Для проверки работы программы «Сус1е2Б» и оценки точности предложенной методики было проведено решение тестовых задач по моделированию кинетики напряженно-деформированного состояния и кривых усталостной долговечности гладких образцов.

Рассмотрены образцы из никелевого сплава ЭИ698ВД и титанового сплава ВТ-9, широко применяемые в авиадвигателестроении. Эти материалы при циклическом нагружении проявляют различный характер изменения свойств: первый материал упрочняющийся, а второй - разупрочняющийся. По экспериментальным данным были определены параметры кривых циклического деформирования (1) и параметры модели малоцикловой усталости (2) для сплавов ЭИ698ВД и ВТ-9.

На рисунке 3 показаны расчетная схема и сетка конечных элементов для модели гладкого цилиндрического образца. Рассматривались осесимметричные задачи циклического деформирования при мягком (силовом) и жестком (кинематическом) нагружении. Прикладывалась симметричная циклическая нагрузка с постоянной величиной амплитуды напряжений или деформаций.

На рис. 4 показаны расчетные кривые циклического деформирования при жестком и мягком нагружении для одного из уровней нагрузок образцов из материалов ЭИ698ВД и ВТ-9 соответственно.

На рисунке 5 показан характер изменения величины накопленной пластической деформации х в зависимости от числа полуциклов при жестком нагружении образца из сплава ЭИ698ВД для различных значений амплитуды деформации 8а. Пересечение кривых х(п) с предельной линией хтах(п), построенной по зависимости (2), позволяет перейти к построе-

нию усталостной диаграммы в координатах (еа, Ы=п/2). Для рассматриваемого примера расчетная усталостная диаграмма приведена на рисунке 6а.

Ар, Ы

I I = А а) б)

Рисунок 3 - Модель гладкого образца: а) расчетная схема; б) сетка конечных элементов

(Па]- — 250-

/ - Л

Г / //

/ //

/ //

/ //

/ / у

/ / / /

( / Л

//

7

1

'60/ / /

- 1 - 10 ПОЛу1|ИКЛЫ_ - 99- 100 пилуциклы-999 - 1000 гшлуцкклы

1

1 -125<Н

а [МП Э г1200-

т

/

/

0- /

/

/

г .5 ■1 .0 ¿1 я -1 0 -В .5 [1 0 0 6- 1 0 1 5 -г 0 2

// 600-

0- Ополу! ЦИК/ ы

— 56-99 полуцикпы

в)

Г' "7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< /

/

А 00, /

/ / ЬС1 ^ /

7 / /

/ / >)

.5 0 -[ 5 / а 0# /о J 0

/ •с

/

/

■ /

/ / -48-49 полуцикпы

-чооо- — 74-75 полуцинлы

г)

Рисунок 4 - Расчетные кривые циклического деформирования образца из сплава ЭИ698ВД при жестком Деа = 1,0% (а) и мягком ДРа=1150 МПа (б) нагружении и из сплава ВТ-9 при жестком Деа = 2,5% (в) и мягком ДРа=950 МПа (г) нагружении

Усталостные диаграммы для сплава ЭИ698ВД при мягком нагружении и сплава ВТ-9 при жестком и мягком нагружении представлены на рисунках 6б-6г, соответственно.

Сравнивая данные эксперимента и расчета, можно сделать вывод, что для гладких образцов модель поведения материала при циклическом деформировании и модель прогноза ресурса приводят к результатам, хорошо согласующихся с экспериментом. Расхождение результатов при жестком нагружении в области большой долговечности связано с тем, что модель (2) не учитывает упругую составляющую повреждаемости, вклад которой в этом диапазоне становится существенен. На рисунках 6а и 6в показаны усталостные диаграммы при жестком нагружении, полученные с помощью часто используемой для оценки ресурса модели Мэнсона [8]. Из графиков видно, что данная модель дает хорошее соответствие только в области большой долговечности. Это связано с тем, что она не учитывает изменение свойств

материала при циклическом деформировании, которое существенно при больших пластических деформациях.

Рисунок 5 - Изменение накопленной пластической деформации х сплава ЭИ698ВД при жестком нагружении для различных значений амплитуды деформации

в)

г)

Рисунок 6 - Диаграммы МЦУ сплава ЭИ698ВД при жестком (а) и мягком (б) нагружении и сплава ВТ-9 при жестком (в) и мягком (г) нагружении

Описанная методика применена для анализа циклической долговечности диска компрессора авиационного ГТД, на ресурс малоцикловой усталости которого основное влияние оказывает замковое соединение. Расчет показал, что в галтели замкового соединения диска возникают опасные точки, в которых возможно возникновение трещин малоцикловой усталости (рисунок 7). На рисунке 8а приведены кривые циклического деформирования для опасной точки галтели замкового соединения диска, показывающей характер изменения напряжений и деформаций. Из графика видно, что из-за изменения свойств материала и перераспределения напряжений и деформаций в окрестности опасной точки размах напряжений

падает, а размах деформаций растет. На рисунке 8б приведены экспериментальные и расчетные точки долговечности замкового соединения. Расчетные точки построены для различных свойств материала: номинальных, минимальных и максимальных из возможного набора реализаций кривых деформирования, - что позволяет получить разброс циклической долговечности диска для заданного уровня нагружения. Из диаграммы видно хорошее соответствие расчетных и экспериментальных данных.

Рисунок 7 - Распределение интенсивности напряжений в замковом соединении диска и

положение опасных точек

1000 800 еоо

400

200 а

(

-200 -400 -600 -В00 -1000 -1200

-в |Г ЛПэ)

/

/

1

/ /

/

/

/ /

/ / / /

/

' 1

0.0 1.0 2 0 ''Г С 4 и ь а в.

/ ' 1

/ 1

/ /Л

Ь/

/

- 1- 1и папуцикпы - - 99-100 [юпуциклы ■ - .*,:.:< $00 Г . 1111

а)

--п[оЕ>/«ин]-

-А—< >А— А

♦ Эксперим

_ .■ Расчет

_:-.|:гы 10:::) б)

Рисунок 8 - Расчетные кривые циклического деформирования в опасной точке (а) и диаграмма малоцикловой усталости диска (б) Выводы

На основе модели поведения конструкционного материала при циклическом упруго-пластическом деформировании и оценки ресурса МЦУ создан программный комплекс метода конечных элементов "Сус1е2В", позволяющий проводить математическое моделирование циклического нагружения конструкций. Решение ряда тестовых задач и численный анализ реальных конструкций показали хорошее соответствие полученных результатов экспериментальным данным.

Литература

1. Ильюшин А. А. Пластичность. - М.: ОГИЗ, 1948. - 376 с.

2. Москвитин В.В. Циклические нагружения элементов конструкций. М.: Наука, 1981. 344 с.

3. Темис Ю.М. Пластичность и ползучесть деталей ГТД при циклическом нагружении // В сб.: Проблемы прочности и динамики авиадвигателей. Вып.2. - Тр. ЦИАМ №1237, 1989. - с. 32-50.

4. Темис Ю.М. Моделирование процессов неизотермического упругопластического деформирования в деталях энергосиловых установок // В кн.: Машиностроение. Энциклопедия / Ред. совет: К.В. Фролов (пред.) и др. - Динамика и прочность машин. Теория Механизмов и машин. Т. 1-3 в 2-х книгах. Кн. 1. Под общ. ред. К.С. Колесникова. -М.: Машиностроение, 1994. - С. 263-268.

Раздел 3. Естественные науки.

5. Темис Ю.М., Пучков И.В. Характеристики упругопластического деформирования и повреждаемости конструкционных материалов при циклическом нагружении // Межвуз. сборник «Прикладные проблемы прочности и пластичности. Методы решения». - Изд-во Нижегородского университета, 1992. - с.82-89.

6. Темис Ю.М. Пластичность и ползучесть в инженерных расчетах. Аналитические и численные методы в решении граничных задач пластичности и вязкоупругости. Свердловск, АН СССР, 1986. - С. 100-106.

7. I.V. Putchkov, J.M. Temis, A.L. Dowson, D. Damri: Development of a finite element based strain accumulation model for the prediction of fatigue lives in highly stressed Ti components // IntJ. Fatigue. Vol.17, No 6, 1995. - pp. 385-398.

8. Мэнсон С. Температурные напряжения и малоцикловая усталость. / Пер. с англ. -М.: Машиностроение, 1974. - 344 с.

Моделирование кривых деформирования и ресурса конструкционного материала при циклическом неизотермическом нагружении

д.т.н., проф. Темис Ю.М., Факеев А.И.

МГТУ «МАМИ» (495) 223-05-23, доб. 1318, tm@mami.ru

Аннотация: Предложена модель упругопластического материала при циклическом неизотермическом нагружении. Проведено сравнение рассчитанных по модели петель циклического упругопластического деформирования и экспериментальных результатов стали Х18Н9 при жестком нагружении и действии высоких температур. Проведено сравнение модели малоцикловой усталости, основанной на накопленной пластической деформации с формулой Мэнсона при повышенных температурах.

Ключевые слова: пластичность, циклическое нагружение, неизотермические условия.

Трехпараметрическая модель [1], предназначенная для расчета пластических деформаций при циклическом нагружении в изотермических условиях, обобщена на случай неизотермического нагружения. Это позволило описывать кривые циклического деформирования, учитывая эффект Баушингера, изменение модуля разгрузки и различные масштабы преобразования линейного и нелинейного участков первоначальных кривых деформирования, полученных при разных температурах. Показано, что существует зависимость, связывающая число циклов до разрушения образца с накопленной при высоких температурах пластической деформацией. На основе этой зависимости произведена оценка усталостной долговечности образцов.

1. Моделирование кривых циклического деформирования. Подход, основанный на описании кривых циклического деформирования в зависимости от структурного параметра,

n

в качестве которого принят параметр Одквиста Х= ^, получил экспериментальное

i

подтверждение при постоянной температуре для ряда конструкционных материалов [2]. В работе [3] предложено использовать понятие о термомеханической поверхности - поверхности неизотермического пластического деформирования

^ = F (ер, T). (1)

Однако термомеханическая поверхность, построенная по изотермическим кривым деформирования, полученным при постоянных температурах испытаний, справедлива только для процессов, при которых не происходит изменение направления деформирования. При

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.