Научная статья на тему 'Математическое моделирование гидравлического привода инвалидного кресла-коляски'

Математическое моделирование гидравлического привода инвалидного кресла-коляски Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
346
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЕ ИНВАЛИДНОЕ КРЕСЛО-КОЛЯСКА / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПОТЕРИ МОЩНОСТИ / СИЛА ТРЕНИЯ / HYDROMECHANICAL WHEELCHAIR / MATHEMATICAL MODEL / POWER DROP / FRICTION FORCE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Галлямов Шамиль Рашитович, Месропян Арсен Владимирович, Оразов Артем Тимурович

В статье предлагается математическая модель гидравлического привода, установленного на инвалидное кресло-коляску, которая позволяет определить угол поворота вала гидромотора в зависимости от скорости перемещения рычагов управления, а также от величины перепада давлений. Рассматриваются вопросы влияния определенных факторов на переходные процессы при движении инвалидного кресла по горизонтальной поверхности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Галлямов Шамиль Рашитович, Месропян Арсен Владимирович, Оразов Артем Тимурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematical modeling of the wheelchair hydraulic system

The article is offered the mathematical model of hydraulic system mounted on the wheelchair, which one allows to determine the angle of the hydraulic motor shaft rotation, according to velocity of the control levers moving as well as the presser drop. The questions of the specific factors influences on the transients are considered.

Текст научной работы на тему «Математическое моделирование гидравлического привода инвалидного кресла-коляски»

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ И КОМПЛЕКСЫ ПРОГРАММ

УДК 615.478.32-82

Ш. Р. Галлямов, А. В. Месропян, А. Т. Оразов

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ПРИВОДА ИНВАЛИДНОГО КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

В статье предлагается математическая модель гидравлического привода, установленного на инвалидное кресло-коляску, которая позволяет определить угол поворота вала гидромотора в зависимости от скорости перемещения рычагов управления, а также от величины перепада давлений. Рассматриваются вопросы влияния определенных факторов на переходные процессы при движении инвалидного кресла по горизонтальной поверхности. Гидромеханическое инвалидное кресло-коляска; математическая модель; потери мощности; сила трения

ВВЕДЕНИЕ

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) около 10 % мирового населения, что составляет 650 млн человек, являются инвалидами.

В настоящее время в РФ 13,2 млн людей с ограниченными возможностями, самая большая группа среди которых - люди с нарушением функции опорно-двигательного аппарата -7,2 млн человек. Данная категория населения должна пользоваться теми же правами и возможностями, что и все другие люди, но, на самом деле, они не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию. В результате этого миллионы детей и взрослых вынуждены вести такой образ жизни, который ведет к их сегрегации. Именно поэтому в 2010 г. в нашей стране в рамках реализации Конвенции ООН о правах инвалидов была разработана государственная программа «Доступная среда», целью которой является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Необходимо применение новых методов для решения этой проблемы, в частности, создание инновационных технических средств медицинской реабилитации, позволяющих обеспечить доступные, комфортные и безопасные условия жизни инвалидов в современном быстроразвивающемся мире [1].

Контактная информация: 8(347)273-88-88

АНАЛИЗ

ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ИНВАЛИДНЫХ КРЕСЕЛ

Обзор средств медицинской реабилитации для людей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата позволяет выявить потребительские свойства и определить основных производителей инвалидных кресел, к которым относятся: Китай (совместно с ЗАО «ВЗСО» г. Владимир) - 70 % произведенной продукции; ФГУП «УЗМПИ» г. Уфа - 15 %; Меуга и Ойо-ресНа, Германия - 3 %; остальные - менее 1 %. Наиболее востребованными являются инвалидные кресла-коляски с ручным приводом, которые составляют 90 % от общего спроса.

В результате анализа параметров и технических характеристик была проведена классификация инвалидных кресел (рис. 1). Представленные инвалидные кресла делятся на кресла-каталки, применяющиеся, в основном, для транспортировки людей, не передвигающихся по разным причинам самостоятельно, которые не могут использовать силу рук для движения. Они отличаются простотой конструкции ходовой части. Наиболее распространены кресла-коляски, которыми управляют люди с нарушением статодинамической функции [2].

Инвалидные кресла-коляски классифицируются по способу управления: с ручным приводом или механические; с мотором (электрические и на топливных элементах) и комбинированные. Помимо положительных качеств, к которым относятся универсальность и компактность конструкции, был выделен ряд существенных недостатков представленных кресел. Механические обладают относительно сложной системой управления и необходимостью прикладывания больших физических усилий (до 160 Н).

Рис. 1. Классификация инвалидных кресел

Рис. 2. Принципиальная гидравлическая схема инвалидного кресла-коляски

К недостаткам инвалидных кресел-колясок с мотором относятся большие массогабаритные характеристики (до 95 кг), необходимость постоянной подзарядки аккумуляторной батареи (ограниченный запас хода 10-20 км), высокая стоимость (60-300 тыс. руб.) и сложность обслуживания.

Инвалидные кресла-коляски с комбинированным или гибридным электромеханическим приводом имеют значительные преимущества по сравнению с другими видами кресел, а именно: улучшенные массогабаритные характеристики, минимальные затрачиваемые усилия при передвижении, независимость от внешних источников питания. Важным ограничением данного типа инвалидных кресел, которое делает его недоступным для большинства людей с ограничениями жизнедеятельности, является высокая стоимость импортной техники и отсутствие отечественных разработок. На сегодняшний день одним из перспективных направлений

в развитии инвалидных кресел-колясок является разработка кресел с гидромеханическим приводом.

В состав гидравлического привода инвалидного кресла-коляски входят следующие составные элементы: реверсивный шестеренный гидромотор (ГМ), гидрораспределитель ручного управления с пружинно-возвратным механизмом (ГР), 2 гидравлических цилиндра (ГЦ), 8 обратных клапанов (ОК), предохранительный клапан (ПК), фильтр (Ф) и гидравлический бак (Б) (рис. 2, 3).

Рис. 3. Компоновочная схема инвалидного кресла-коляски: 1 - рычаг управления;

2 - тройник; 3 - гидроцилиндр;

4 - гидрораспределитель; 5 - гидробак с фильтроэлементом; 6 - гидромотор;

7 - подшипник; 8 - редуктор;

9 - предохранительный клапан

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

ДВИЖЕНИЯ ИНВАЛИДНОГО КРЕСЛА

При проектировании инвалидного кресла-коляски с гидромеханическим приводом одной из актуальных задач является снижение потребных усилий для перемещения, что обуславливает необходимость моделирования различных режимов движения инвалидного кресла-

коляски, расчетов и исследований статических и динамических характеристик гидравлического привода кресла.

Для того чтобы осуществлять преобразование затрачиваемой энергии с минимальными потерями по КПД, необходимо произвести учет существенно влияющих факторов, к числу которых можно отнести: люфты, которые возникают вследствие нежесткости крепления гидравлических цилиндров на инвалидное кресло-коляску; изменения температуры; приведенный модуль объемной упругости жидкости; суммарная сила трения, действующая в гидравлическом цилиндре [3]:

Fтр X Fтр 1 + Fтр 2. (1)

Здесь FTр 1 = fTрlPдефпbкпПdпl - сила трения в паре «поршень - корпус ГЦ», Fтр 2 = =- сила трения в паре «шток -корпус ГЦ», где тГз^р2 - коэффициенты трения в трущихся парах, ёшт - диаметр штока ГЦ; pдеф - контактное напряжение в уплотнительном кольце, Ьк - ширина зоны контакта, йп1 - диаметр канавки в поршне под уплотнительные кольца, А?кп - внутренний диаметр уплотнительного кольца поршня ГЦ.

Разработана математическая модель гидравлического привода, которая позволяет проанализировать динамические характеристики проектируемых исполнительных элементов гидросистемы; приняты следующие допущения [4]:

• модуль объемной упругости рабочей жидкости, коэффициент ее вязкости, коэффициент расхода управляемого гидродвигателя, а также давления подачи и слива - величины постоянные;

• температура жидкости в течение рассматриваемого динамического процесса не изменяется;

• гидравлические потери в подводящих гидролиниях гидрораспределителя и гидродвигателя малы и ими можно пренебречь;

• люфты в механической проводке не учитываются;

• нежесткость связи между штоком исполнительного гидроцилиндра и нагрузкой не учитывается;

• золотник идеальный (перекрытие отсутствует, щели симметричные).

Расчетная схема представлена на рис. 4.

Рис. 4. Расчетная схема гидропривода инвалидного кресла-коляски

Система дифференциальных уравнений гидравлического привода включает в себя следующие уравнения:

• уравнение движения поршня гидроцилиндра:

d2 y (t)

m = r - A.P(t) - F

п dt2 эф 1 Tp

agii

dyn (t) ) - b dyn (t)

dt

dt

где mп - масса поршня гидроцилиндра (кг); Уп - перемещение поршня (м); Aэф - э ффектив-ная площадь гидроцилиндра (м2); P1(t) - давление на входе в гидромотор (Па); ^тр.ц - сила сухого трения между поршнем и корпусом гидроцилиндра (Н); Ь - коэффициент вязкого трения в гидроцилиндре (Пс/м); R - величина полезной нагрузки (Н).

• уравнение баланса расходов на гидроцилиндре и гидромоторе:

А ) dP1(t)

dyп (t) л dф(t) ( эфУшях + qм)

dt

-4* = qм

dt

dt

2E,

где qм - характерный объем гидромотора (м3/рад); ф - угол поворота вала гидромотора (рад); E1 = 4 • 108 Па - приведенный модуль объемной упругости жидкости [5]; ymax - макси-

мальное перемещение поршня гидроцилиндра (м).

• уравнение вращения вала гидромотора:

Jdj) = (т _ р ^0 - m) - Mn - ЬшЛ± , т т

где J - момент инерции вала гидромотора (м4); Р.,1 - давление слива (Па), Ь - ширина шестерни гидромотора (м); т - модуль зацепления (м); т0 - диаметр основной окружности шестерни (м); Мп - момент нагрузки (Нм); Ьт - коэффициент вязкого трения в гидромоторе (Н • с/м).

Для того чтобы выполнить имитацию возвратно-поступательного движения штоков гидроцилиндров, необходимо сделать допущение, что величина полезной нагрузки изменяется по синусоидальной зависимости:

К = 4ф • Ртах • 8Ш(ю), (2)

где Ртах - максимальное давление в гидросистеме [Па], ю - угловая скорость перемещения рычагов инвалидного кресла-коляски [рад/с].

При перемещении штока в обратную сторону гидроцилиндр производит всасывание рабочей жидкости, поэтому расход на гидромоторе равняется нулю:

туп (?) туп (?)

эф

dt

dt

^п (t) dt

> 0,

(3)

< 0.

тУп (?)

где ------- - скорость перемещения поршня

тг

гидроцилиндра (м/с).

Для ограничения максимального перемещения поршня гидроцилиндра вводится следующее условие:

тУп (0

R

R

0

dt

> 0 ап<і уп ^) < 0.156,

Фп ^) dt

< 0 ап<і Уп (t) > 0, otherwise.

(4)

Результаты численного моделирования представлены на графиках (рис. 5-8).

Сила, прикладываемая к штоку гидроцилиндра, обуславливает перепад давлений, реализуемый на гидромоторе. На рис. 5 и 6 представлены затрачиваемые усилия на перемещение поршня гидроцилиндра и перепад давлений на гидромоторе для различных типоразмеров диаметра поршня гидроцилиндра.

Рис. 5. Затрачиваемые усилия на перемещение поршня гидроцилиндра 1 - dп = 12 мм; 2 - dп = 14 мм; 3 - dп = 16 мм

Рис. 6. Перепад давлений на гидромоторе 1 - тп = 12 мм; 2 - тп = 14 мм; 3 - тп = 16 мм

Определив максимальную силу, необходимую для перемещения поршня гидроцилиндра, из графика развиваемых усилий, можно рассчитать затрачиваемые усилия на рычагах управления инвалидного кресла:

FуCл = 0,33Ятах. (5)

0

Зависимость (5) получена исходя из конструктивного исполнения крепления штока гидроцилиндра к рычагам инвалидного кресла.

Перемещение поршня гидроцилиндра изменяется в пределах 0 <уп < 0,156 (рис. 7).

/\

\

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/ \

\

/ \

' \ 1 * 1 3

\

\

\

Рис. 7. Перемещение поршня гидроцилиндра

/

у

/

У -

_ /

г—

И

^ с

Рис. 8. Угол поворота вала гидромотора 1 - йп = 12 мм; 2 - йп = 14 мм; 3 - йп = 16 мм

Графики угла поворота вала гидромотора представленные на рис. 8, иллюстрируют движение одного гидроцилиндра одностороннего действия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате обзора инвалидных кресел была представлена их классификация и проанализированы основные технические и эксплуатационные характеристики, к которым относятся: способ управления, массогабаритные параметры, стоимость, зависимость от внешних источников питания. Выявлено наиболее перспективное направление в разработке инвалидных кресел-колясок - инвалидные кресла-коляски с гидромеханическим приводом.

Разработана математическая модель движения инвалидного кресла-коляски с гидромеханическим приводом, позволяющая определить максимальные затрачиваемые усилия на передвижение при заданном возвратно-поступательном перемещения штоков гидроцилиндров, а также получить выходную характеристику угла поворота вала гидромотора.

Из графиков, представленных на рис. 5-8, видно, что при увеличении диаметра поршня гидроцилиндра на 2 мм происходит увеличение максимального давления в гидросистеме на 30 % (при максимально допустимом давлении подобранного гидравлического оборудования 2,5 МПа) и, соответственно, угла поворота вала гидромотора на 50 %. С другой стороны, возрастают затрачиваемые усилия на перемещение поршня Я на 90 %.

В дальнейшем для повышения адекватности разработанной модели планируется учет сил трений в подвижных соединениях, которые обуславливают величину нагрузочного момента, влияния эксплуатационных и климатических условий на работу гидравлического привода инвалидного кресла-коляски, а также проведение тестирования и отладки математической модели по результатам верификации результатов экспериментальных исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Галлямов Ш. Р., Месропян А. В., Ора-

зов А. Т. Проектирование инвалидной кресло-коляски с гидромеханическим приводом // Механика жидкости и газа: сб. тр. в 5 т. Т. 4. Уфа: УГАТУ, 2011. С. 52-56.

2. ГОСТ Р 51079-2006. Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедея-

тельности. Введ. 01.01.2007. М.: Стандартинформ, 2006. 48 с.

3. Месропян А. В. Влияние трения на переходные процессы в исполнительных гидроприводах систем управления ЛА // Полет. 2010. № 3. С. 21-28.

4. Попов Д. Н. Динамика и регулирования гидро- и пневмосистем: учебник. М.: Машиностроение. 1987. 424 с.

5. Цуханова Е. А. Динамический синтез дроссельных управляющих устройств гидроприводов. М.: Машиностроение, 1990. 243 с.

ОБ АВТОРАХ

Галлямов Шамиль Рашитович, ст. преп. каф. прикл. гидромеханики. Дипл. магистр по энергомашиностроению (УГАТУ, 2006). Канд. техн. наук (УГАТУ, 2009). Иссл. в обл. пневмогидросистем, разработки перспективной малогабаритной техники.

Месропян Арсен Владимирович, проф. той же каф. Дипл. инженер-механик (УГАТУ, 1996). Д-р техн. наук по гидромашинам и гидропневмоагрегатам (УГАТУ, 2010). Иссл. в обл. гидроприводов систем управления ЛА и гидрофицированных систем испытаний и вскрытия нефтеносных пластов.

Оразов Артем Тимурович, магистрант той же каф. Дипл. бакалавр по гидравлическ., вакуумн. и ком-прессорн. технике (УГАТУ, 2010). Готовит магистерскую диссертацию в обл. проектирования инвалидного кресла-коляски с комбинированным гидромеханическим приводом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.