Научная статья на тему 'Математическое моделирование детандер-генераторной установки с подогревом природного газа'

Математическое моделирование детандер-генераторной установки с подогревом природного газа Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
502
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ТУРБОДЕТАНДЕР / ТЕПЛОВОЙ НАСОС / РЕДУЦИРОВАНИЕ ДАВЛЕНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / RENEWABLEENERGYSOURCES / TURBO-EXPANDER / HEAT PUMP / PRESSURE REDUCTION OF NATURAL GAS / MATHEMATICAL MODELING

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Степанов Владимир Михайлович, Горелов Юрий Иосифович, Пахомов Сергей Николаевич

Рассмотрены вопросы математического моделирования физических процессов, происходящих в детандер-генераторных установках с предварительным подогревом газа, используемых в системах редуцирования давления природного газа. Разработанная математическая модель может быть использована при определении рациональных параметров детандер-генераторных установок различного назначения и компоновки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Степанов Владимир Михайлович, Горелов Юрий Иосифович, Пахомов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL MODELING OF EXPANDER-GENERATOR SYSTEM WITH THE HEATING OF NATURAL GAS

The questions of mathematical modeling of physical processes occurring in the expander-generator systems with preheating gas used in the system of natural gas pressure reduction are discussed. The mathematical model can be used in the determination of rational parameters of an expander -generator systems of different function and layout.

Текст научной работы на тему «Математическое моделирование детандер-генераторной установки с подогревом природного газа»

УДК 621.311

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕТАНДЕР-ГЕНЕРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ С ПОДОГРЕВОМ

ПРИРОДНОГО ГАЗА

В.М. Степанов, Ю.И. Горелов, С.Н. Пахомов

Рассмотрены вопросы математического моделирования физических процессов, происходящих в детандер-генераторных установках с предварительным подогревом газа, используемых в системах редуцирования давления природного газа. Разработанная математическая модель может быть использована при определении рациональных параметров детандер-генераторных установок различного назначения и компоновки.

Ключевые слова: возобновляемые источники энергии, турбодетандер, тепловой насос, редуцирование давления природного газа, математическое моделирование.

В статье рассматриваются вопросы математического моделирования детандер-генераторной установки понижения давления природного газа с предварительным его подогревом путем использования теплового насоса. Технологическая схема установки с детандер-генераторным агрегатом и парокомпрессионным тепловым насосом для подогрева газа перед детандером представлена ниже.

Установка редуцирования давления газа с детандер-генераторным агрегатом работает следующим образом. Природный газ по магистрали высокого давления 1 поступает на станцию технологического понижения давления. Для технологического снижения давления транспортируемого природного газа традиционного применяется дросселирующее устройство 2, после которого газ поступает в трубопровод низкого давления 3. Для снижения давления газа может быть использован также и детандер-генераторный агрегат, в состав которого входят детандер 5, кинематически соединенный с электрогенератором 9, теплообменник подогрева газа перед детандером 6. Детандер 5 включается параллельно дросселирующему устройству 2, заменяя его полностью или частично. Снижение давления в детандере осуществляется за счет расширения потока транспортируемого газа, при этом в генераторе 9 вырабатывается электроэнергия. Одна часть электроэнергии, вырабатываемой электрогенератором 9, по линии 17 подается на электродвигатель 12 - привод компрессора 11, вторая часть -по линии 16 подается в электросеть. Для подогрева транспортируемого газа перед детандером в теплообменнике 6 используется парокомпрессионная теплонасосная установка, в состав которой входят испаритель 13, компрессор 11 с электродвигателем 12, дросселирующее устройство 10 и пароохладитель (конденсатор) 6, являющийся одновременно теплообменником подогрева транспортируемого газа перед детандером. Хладагент, находя-

щийся в газообразном состоянии, из испарителя 13 подается в компрессор 11. В компрессоре давление и температура хладагента повышаются до необходимых по условиям эксплуатации величин. Из компрессора 11 хладагент направляется в теплообменник подогрева газа - пароохладитель (конденсатор) 6. В пароохладителе (конденсаторе) 6 происходит нагрев транспортируемого природного газа за счет охлаждения хладагента или теплоты его конденсации в зависимости от характера изобары. Из пароохладителя (конденсатора) 6 хладагент направляется в дросселирующее устройство 10. В дросселирующем устройстве 10 давление хладагента уменьшается до необходимого по условиям эксплуатации, после чего хладагент направляется в испаритель 13. В испарителе 13 происходит испарение хладагента за счет теплоты низкого температурного потенциала, поступающего от источника 7.

Технологическая схема установки с детандер-генераторным

агрегатом и парокомпрессионным тепловым насосом для подогрева газа перед детандером: 1 - газопровод высокого давления; 2 - дросселирующее устройство; 3 - газопровод низкого давления; 4 - подача газа высокого давления на детандер;

5 - турбодетандер; 6 - теплообменник подогрева газа перед детандером; 7 - источник теплоты низкого температурного потенциала; 8 - трубопровод газа низкого давления на выходе из детандера; 9 - электрогенератор; 10 - дросселирующее устройство; 11 - компрессор; 12 - электродвигатель - привод компрессора; 13 - испаритель; 14 - насос подачи теплоносителя теплоты низкого температурного потенциала; 15 - линия

подачи электроэнергии в электросеть;16 - линия подачи электроэнергии к электродвигателю - приводу компрессора

Мощность Nt турбодетандера определяется как:

NT - mg ( hgnT - hgT ) hmhe

(1)

где mg - расход газа через турбодетандер; И^, И0Т - энтальпия газа на входе и выходе из турбодетандера; /т - механический КПД турбодетандера; г/а - КПД электрогенератора.

Температура газа Т£ш на выходе из турбодетандера определяется

соотношением:

in

rriout _ rpin zT

TT - TT -out

z'

T

hoT

f k—1

( po°ut ^ k

v PTn у

+1

(2)

где Т™ - температура газа на входе в турбодетандер; , 2°* - коэффициенты сжимаемости газа на входе и выходе из турбодетандера; Т]0Т - внутренний относительный КПД турбодетандера; рТ, р- давление газа на входе и выходе из турбодетандера; к - показатель изоэнтропы.

Для соблюдения технологических ограничений на температуру транспортируемого природного газа в установке предусмотрен теплооб-менный аппарат для подогрева газа до турбодетандера. Математическое описание теплообменника, служащего для подогрева газа, имеет вид:

ав = тс (И? -И0и)Х, (3)

д§н = т§ (ИОВ - ), (4)

где ан - количество теплоты, переданное хладагентом газу; - количество теплоты, полученное газом в теплообменнике; тс - расход хладагента через теплообменник; тО - расход газа через турбодетандер; И™, ИС0ш - энтальпии хладагента на входе и выходе из теплообменника; И°0В, И°Т - энтальпии газа на выходе из теплообменника и турбодетандера; X - коэффициент рассеивания теплоты.

Математическое описание парокомпрессионнойтеплонасосной установки:

(5)

Qxg - mx (hk

,„„ I l„out rout

m I hu — h

h

гдеQxg- количество теплоты, переданное хладагентом газу; mx - массовый

" " 1 out

расход хладагента в парокомпрессионной теплонасосной установке; hk -

out

энтальпия хладагента на выходе из компрессора; nh - энтальпия хладагента на выходе из теплообменника; % - коэффициент рассеивания теплоты.

1

Количество теплоты, полученное газом от хладагента перед турбо-детандером:

Qg = mg (hg - hg ), (6)

где hg - энтальпия газа на входе в теплообменник.

о

Математическое описание испарителя:

- количество теплоты, переданное источником низкопотенциальной теплоты хладагенту

Qlp = ЩР ( hp - hou (7)

где mlp - массовый расход источниканизкопотенциальной теплоты в паро-

7 ¡Л

компрессионной теплонасосной установке; hp - энтальпия источника низкопотенциальной теплоты на входе; hO^ - энтальпия источника низкопотенциальной теплоты на выходе; X - коэффициент рассеивания теплоты.

- количество теплоты, полученное хладагентом от источника низкопотенциальной теплоты:

Qp = mx (hCp - tiff ), (8)

где mx - массовый расход хладагента в парокомпрессионной теплонасос-ной установке.

Расход хладагента в контуре парокомпрессионной теплонасосной установкиопределяется как:

Qlp Qlp /п\

mx =——-—7 = 1-—. (9)

Х ijn lOUt ' - "" - > v '

lin lOUt / uin nOUt \ fz ' hcp - hcp ( hlp - hlp )-Ç

Математическое описание компрессора парокомпрессионной теп-лонасосной установки. Энтальпия хладагента на выходе из компрессора:

lOUt — lin

hOUt=hcp + , (10)

h

где hi - внутренний относительный КПД проточной части компрессора.

Количество электроэнергии, переданное установкой в сеть, определяется учетом затрат энергии на привод компрессора парокомпрессион-нойтеплонасосной установкии затрат энергии на привод перекачивающего насоса:

Ne = NT-Nk-Np, (11)

где Nk - мощность, потребляемая компрессором, а Nn - мощность, потребляемая перекачивающим насосом.

Мощность, потребляемая компрессором:

118

mx (hf — hi,"')

Nk-—-, (12)

hmexhed

где hmex - механический КПД компрессора, hed - КПД электродвигателя компрессора.

Мощность, потребляемая насосом, перекачивающим носитель теплоты низкого температурного потенциала:

pout — pin

Nn - mp— Pp, (13)

P Phn

out in

где ppp , pp - давления носителя теплоты низкого температурного потенциала на входе и выходе из насоса соответственно; р - плотность носителя теплоты низкого температурного потенциала; hn - эффективный КПД насоса.

Список литературы

1. Агабабов В.С. Бестопливныедетандер-генераторные установки: учебн. пособие / В.С. Агабабов, А.В. Корягин. М.: Издательский дом МЭИ, 2011. 48 с.

Степанов Владимир Михайлович, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, ener-gy@tsu.rula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Горелов Юрий Иосифович, канд.техн. наук, доц., gor tula@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Пахомов Сергей Николаевич, гл. инженер, gor tula@rambler.ru, Россия, Тула, ООО«Газпром МежрегионгазТула»

MATHEMATICAL MODELING OF EXPANDER-GENERATOR SYSTEM WITH THE

HEATING OF NATURAL GAS

V.M. Stepanov, Y.I. Gorelov, S.N. Pachomov

The questions of mathematical modeling of physical processes occurring in the expander-generator systems with preheating gas used in the system of natural gas pressure reduction are discussed.The mathematical model can be used in the determination of rational parameters of an expander -generator systems of different function and layout.

Key words: renewableenergysources, turbo-expander, heat pump, pressure reduction of natural gas, mathematical modeling.

Stepanov Vladimir Mikhailovich, doctor of technical science, professor, head the department, emrgy@tsuJulg.ru Russia, Tula, Tula State University,

Gorelov Yuri Iosifovich, candidate of technical science, docent, gor tula@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University,

119

РаеИотоу Шко1аеу1сИ, тат вп^певг, хог 1и1аа,гатЫег.ги, ЬЬС«Оа.2ргот Mezhregiongaz Ти1а»

УДК 621.86 : 621.333.4

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЕАКТИВНО-ВЕНТИЛЬНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Н.Ч. Хай

В статье приведена разработка математической модели электромеханических систем подъемных установок с реактивно - вентильным электродвигателям (РВЭД). Приведено обоснование применения РВЭД в системе электропривода подъемных установок.

Ключевые слова: реактивно-вентильный электродвигатель, математическая модель, эффективность.

Для исследования характеристик переходных процессов реактивно-вентильного электропривода нужно разработана ее математическая модель. РВЭД находят применение благодаря их экономичности, эффективности массогабаритных показателей, экономии расхода топлива и новых функциональных преимуществ, позволяющих улучшить динамику ЭМС, ее экологические свойства и т.д. В связи с этим в этой работе поставлена задача создания имитационной математической модели, описывающей работу РВЭД.

Электромагнитные процессы в РВЭД описываются системой уравнения Кирхгофа. Так уравнение фазового направления для у-ой фазы:

С¥ ' (в, i ')

и = Я^ +—у-, (1)

у у сИ

где Я - фазовое сопротивление; Чу - потокосцепление; и у - фазовое напряжение; i . - фазовый ток.

Потокосцепление вводятся в качестве дополнительных переменных, устанавливающих необходимую связь между токами и индуктивно-стями обмоток двигателя

Ч = Ь (вв) ., (2)

у у у

где Ь . (в) - собственная индуктивность обмотки у-ой фазы; в - угол поворота ротора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.