ЭЛЕКТРОТЕХНИКА. ЭНЕРГЕТИКА
УДК 621314 К. В. ХАЦЕВСКИЙ
В. Е. БЕЛЯКОВ
Омский государственный технический университет
Омский институт водного транспорта
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА С ДРОССЕЛЬНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ СКОРОСТИ_
В статье рассмотрен асинхронный электропривод с индуктивным реостатом (дросселем) в роторной цепи. Предложены схемы регуляторов скорости, улучшающие динамические характеристики электропривода. Получена имитационная модель регулируемого электропривода.
Ключевые слова: асинхронный двигатель, импульсное управление, регулятор скорости, математическая модель.
В настоящее время значительное внимание уде- ющей техники, существенно снизить затраты на ляется проблемам создания и повышения эффектив- стадии разработки изделия.
ности систем автоматизации проектирования (САПР). В крановых механизмах преобладают электро-
Проектирование сложных динамических систем, приводы с асинхронными двигателями с фазным таких как устройство управления электроприводом ротором. Для таких приводов широко используется грузоподъемного крана, с большим количеством дроссельное регулирование скорости вращения. параметров, влияющих на рабочий процесс, невоз- Несмотря на потери энергии скольжения, интерес можно осуществлять без использования современ- к этим решениям не снижается.
ных компьютерных методов. Применение САПР Рассчитаем характеристики асинхронного элек-
позволит сократить сроки создания и ввода в эксплу- тропривода с дросселем Ь1 ... Ь3 и регулятором ско-атацию образцов новой и модернизации существу- рости в роторной цепи [1], схема которого приведена
Рис. 1. Схема дроссельного регулятора электропривода
Рис. 2. Схема замещения дроссельного регулятора
на рис. 1 (на схеме показано управление тиристором у5'1, управление остальными тиристорами аналогичное). При расчетах приняты следующие допущения:
— машина имеет гладкий воздушный зазор, все параметры ее линейны, а напряжения на выводах синусоидальны;
— каждый тиристор в фазах роторной цепи заменен на резистор сопротивлением Яе Это сопротивление, в зависимости от того, открыт тиристор или закрыт, принимает следующие значения: Я( = = 0,001 Ом (тиристор открыт); л(=100 кОм (тиристор закрыт).
Схема замещения дроссельного электропривода с учетом допущений представлена на рис. 2. Для схемы замещения система уравнений для статора и ротора имеет вид [2]:
-иг = ^г-)+^ • ИТ+
+ 4™ ■ Па - 1Ь • (г2 + О - Ь ■ ^ - Чгс ■ Па
-ТЬ -Т . , , , , , (ИЬ
-ПГ = ^ + ^р) + V-" +
+ 4-Ь ■ -ОЬ - 1С • - + Г^) - 1др- ИС - ■ П1Ь
-Т -¥ . , , , ^ т -I
ИТ-ИГ = ^ ^ + +
+ 4с • ПС - Iа ■ (г2 + Г^) - 1др- - • ПС
(1)
-г
- и
А А -Ч ;
-г
в - ив - ¡в ' -1;
-г
с - ис - ¡с • Г1;
где иа, иь, ис — мгновенные значения напряжений фаз статора;
Т., , Т , Т., Т — мгновенные значения по-
А в с а ь' с
токосцеплений фаз статора и ротора соответственно; г1 = га = Гв = гс — активное сопротивление фаз обмотки статора;
Г2= Га= ГЬ= ГС — активное сопротивление фаз обмотки ротора;
50
Рис. 3. Структурная схема дроссельного электропривода
r' = r • к2 — приведенное активное сопротивление
др др e дросселя;
Lgp — приведенная индуктивность обмотки дросселя. Решение системы дифференциальных уравнений
(1):
Ya = i A ■ Li + h ■ NAB + íc ■ NAC +
YC = iA ■ NCA + iB ■ NCB + ia ■ ¿1 + + ia ■ NCa + ib ■ NCb + ic ■ NCc '
Ya -Yb = iA • (NaA " NbA) +
+ iB ■ (NaB - NbB) + C ■ (NaaC - NbC) + + ia ■ (¿2 - Nba) + ib " (Nab - ¿2) + ic ' (Nac - Nbc )l (2)
Yb -Yc = iA • (NbA - NcA) + + iB ■ NbB - NcB) + iC ■ (NbC - NcC) + + ia - (Nba - Na) + h " (¿2 " Kb) + 4 " (Nbc - L2)
Yc -Ya = iA • (NCA - NaA) + + iB • (NcB - NaB) + ia ■ (NcC - NaC) + + ia ■ (NCa - ¿2) + 4 • (Ncb - Nab) + h ' (¿2 " ^ )
где nab=nac=nba=nbc=nca=ncb=ni — взаимные индуктивности между любыми двумя обмотками статора;
N =N =Nh =Nh =N =N =N2 — взаимные индук-
ab ac ba bc ca cb 2
тивности между любыми двумя обмотками ротора; N. , N... N. , NB , N„., NB , NC , Nc., NC — взаимные
Aa' Ab AC Ba' Bbf BC Ca' Cb Cc
индуктивности между соответствующими фазами статора и ротора;
NNNNNNNNN — взаимные
aA' aB' aC bA' bB' bC' cA' cB' cC BJanranuic
индуктивности между соответствующими фазами ротора и статора;
¿v ¿2 — индуктивности обмоток статора и ротора соответственно.
Токи, протекающие через тиристор, определяем по законам Кирхгофа:
itra ia + itrc;
U = + U ;
trb b tra'
i. rta + i. -rtb + i, rtc = 0.
tra trb trc
(3)
Решая системы уравнений (2) и (3), определяем токи ¡А, 1В, 1С, ¡а, 1Ь, ¡с и токи, протекающие через тирист°ры 1цс-
Мгновенные значения напряжения на кольцах каждой фазы ротора:
dY № ... .
dt dt
dYb _ dY dt dt
_ ib ■ r2 + ic • r2;
(4)
TT dYc dYa . , .
Urca = —ТГ _—ГТ _ ic ■ r2 + ia dt dt
Напряжения управления каждым тиристором:
U
UYa = kpot ■ Uoc +
к
_U
UYb = kpot ■ Uoc + _ Uзад-,
ktr 2
(5)
UYc = kpot ■ Uoc +
_ U з
где к(г2 — коэффициент трансформации понижающего трансформатора ТУ1 цепи управления тиристорами; кро1 — коэффициент потенциометра задания; иос — напряжение обратной связи; изад — напряжение задания.
Электромагнитный момент асинхронного двигателя определяется по формуле:
M = (i a (Yc _ Yb ) + i,;(YA _ Yc) + ic (Y„ _ Yc)) • 2p 3 3л/3
Тогда сумма моментов определяется:
X М = Мдпн + Мэ .
(6)
(7)
Электропривод (рис. 3) состоит из асинхронного двигателя с фазным ротором, дросселей Ы ... Ь3,
+ ia • NAa + ib • NAb + ic • NAc
YB = iA • NBA + iB • + iC • NBC +
_ ia • r2 + ib
+ ia • NBa + ib • NBb + ic • NBc
rca
51
Рис. 4. Имитационная модель дроссельного электропривода в среде МаНаЪ
Г\_У
.4 28.6 .В Э 2! .2 29 4
Рис. 5. Результаты экспериментальных и теоретических исследований: а) экспериментальные данные 1=Г(1); б)теоретические исследования 1=Г(1); в) экспериментальные данные <а={(Ь); г) теоретические исследования <а={(Ь)
г
в
тиристоров VS1... VS3 в роторной цепи, соединенных по схеме треугольника и системы управления тиристорами [3]. В свою очередь система управления содержит блоки обратной связи по напряжению на роторе, блок определяющий продолжительность полуволны напряжения на кольцах ротора, блок формирования управляющих импульсов, источник питания и блок задания напряжения.
Особенностью рассматриваемого регулятора является введение дополнительного напряжения, задающего жесткость механической характеристики при появлении дополнительного момента. Данный способ управления включает в себя определение продолжительности полупериода напряжения на кольцах ротора и расчет угла управления a каждого тиристора. Данный принцип управления обеспечивает линейное регулирование угла управления тиристора в диапазоне от 0 до 180° при изменении нагрузки на валу электродвигателя, существенно повышая жесткость механической характеристики.
При Uoc< U3 угол управления a устанавливается равным 180°, чему соответствует полностью закрытое состояние тиристоров.
При uoc>(u3 + DUgon) угол управления a устанавливается равным 0°, при этом тиристоры полностью открыты. В остальных случаях угол a рассчитывается по формуле (8)
U3 + DUgon
U
DU д
180.
(8)
Использование современных средств моделирования позволяет повысить эффективность подобного анализа, так как процесс формирования уравнений, описывающих электромагнитные процессы в системах силовой электроники, формализован, и соответствующие алгоритмы в совокупности с численными методами интегрирования и сервисными функциями реализованы в виде стандартных сред моделирования [4]. В имитационной модели в программе МаНаЬ (рис. 4) реализована обратная связь по напряжению на кольцах ротора [5]. На рис. 5 представлены результаты сравнения теоретического и экспериментального изменения тока статора и скорости двигателя. При наложении на экспериментальные переходные процессы кривых теоретических переходных процессов качественных расхождений не наблю-
далось [6]. Расхождение установившихся значений выходных характеристик не превышает 2 %, что приемлемо для решения задач, поставленных в данной работе.
Библиографический список
1. Тиристорный регулятор скорости дроссельного асинхронного электропривода с регулируемой жесткостью механической характеристики / А. М. Борисов [и др.] // Электромеханика. Известия вузов. — 2008. — № 2. — С. 56 — 60.
2. Шишков, А. Н. Асинхронный электропривод крановых механизмов с дроссельным регулированием скорости : автореф. дис. ... канд. техн. наук / А. Н. Шишков. — Челябинск : ЮУрГУ, 2007. - 19 с.
3. Беляков, В. Е. Система автоматизированного моделирования устройств управления электроприводами самоходных грузоподъемных кранов / В. Е. Беляков // Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки : сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. — Омск, 2014. — С. 46 — 49.
4. Хацевский, К. В. Модель асинхронного электродвигателя для измерения механических координат / К. В. Хацевский, Ю. Н. Дементьев, А. Д. Умурзакова // Омский научный вестник. Сер. Приборы, машины и технологии. — 2013. — № 3 (123). — С. 200 — 204.
5. Беляков, В. Е. Исследования системы управления грузоподъемного крана ДЭК-251 в программе МАТЬАБ /
B. Е. Беляков // Сб. науч. тр. ОИВТ. — Омск, 2013. — № 11. —
C. 6—14.
6. Беляков, В. Е. Динамическая система грузоподъемного крана ДЭК-251 / В. Е. Беляков // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. — 2012. — Вып. 1 (23). — С. 7 — 12.
ХАЦЕВСКИЙ Константин Владимирович, доктор технических наук, профессор кафедры «Электрическая техника» Омского государственного технического университета.
БЕЛЯКОВ Виталий Евгеньевич, старший преподаватель кафедры «Электротехника и электрооборудование» Омского института водного транспорта. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.03.2016 г. © К. В. Хацевский, В. Е. Беляков
Книжная полка
Клименко, К. А. Исследование электромагнитного поля трансформаторов промышленной частоты с короткозамкнутыми витками : моногр. / К. А. Клименко. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2015. - 137 с.
Приведены результаты исследований электромагнитного поля трансформаторов промышленной частоты с короткозамкнутыми витками, показана возможность использования трансформатора с короткозамкнутым кольцом в качестве датчика тока с разомкнутой сигнальной обмоткой, установлена возможность обнаружения наличия короткозамкнутых витков в силовых трансформаторах с использованием датчиков Холла, разработана методика расчета конструктивных параметров трансформаторного датчика тока с коротко-замкнутым кольцом, позволяющая проектировать датчики для различных систем автоматики. Предназначена для специалистов в области электроэнергетики, а также для широкого круга научных работников, аспирантов и студентов вузов, обучающихся по энергетическим специальностям.
a =