Научная статья на тему 'МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДЛЯ ЗАДАНИЯ НЕСООСНОСТИ СТАТОРА И РОТОРА СИНХРОННОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ГЕНЕРАТОРА'

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДЛЯ ЗАДАНИЯ НЕСООСНОСТИ СТАТОРА И РОТОРА СИНХРОННОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ГЕНЕРАТОРА Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСООСНОСТЬ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР / МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Козловский Владимир Николаевич, Саксонов Александр Сергеевич, Стрижакова Елена Владимировна

В статье представлены результаты разработки математического аппарата, при помощи которого возможно моделирование автомобильного генератора при наличии несоосности между статором и ротром этого генератора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Козловский Владимир Николаевич, Саксонов Александр Сергеевич, Стрижакова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL APPARATUS FOR SETTING THE MISALIGNMENT OF THE STATOR AND ROTOR OF A SYNCHRONOUS AUTOMOBILE GENERATOR

The article presents the results of the development of a mathematical apparatus with which it is possible to simulate an automobile generator in the presence of misalignment between the stator and the rotor of this generator.

Текст научной работы на тему «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДЛЯ ЗАДАНИЯ НЕСООСНОСТИ СТАТОРА И РОТОРА СИНХРОННОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ГЕНЕРАТОРА»

УДК 621.31

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-3-181-183

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДЛЯ ЗАДАНИЯ НЕСООСНОСТИ СТАТОРА И РОТОРА СИНХРОННОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ГЕНЕРАТОРА

В.Н. Козловский, А.С. Саксонов, Е.В. Стрижакова

В статье представлены результаты разработки математического аппарата, при помощи которого возможно моделирование автомобильного генератора при наличии несоосности между статором и ротром этого генератора.

Ключевые слова: несоосность, автомобильный генератор, математический аппарат.

При изготовлении электромеханических преобразователей энергии (ЭПЭ) автомобильных генераторных установок (АГУ) неизбежно возникают отклонения конструктивных параметров от номинальных значений. Как известно [1], возникновение этих отклонений зависит от целого ряда случайных факторов (неточность инструмента, технологической оснастки и т.д.). Согласно статистике отказов автомобильного электрооборудования за 2017-2019 гг., до 50 % отказов приходится на автомобильную генераторную установку. При этом, около 22 % отказов связано с наличием несоосности статора и ротора ЭПЭ АГУ.

Значит, целесообразно разработать математический аппарат, позволяющий задавать несоосность статора и ротора ЭПЭ АГУ.

Сначала запишем выражение номинального ВЗ ЭПЭ АГУ (1):

5 = ^ (1)

ином 2 ^ ^

где Dp - диаметр ротора, м.

Если ВЗ имеет неравномерность, последний имеет точки максимального и минимального значений, это показано на рис. 1.

статор

Для определения значений ВЗ необходимо использовать положения аналитической геометрии [2], а именно решить задачу, введя в нее систему координат. В данном случае, наиболее целесообразно использовать полярную систему координат. В случае с ЭПЭ, который имеет неравномерность ВЗ, в системе полярных координат значение неравномерности ВЗ будет представляться полярным радиусом г, а угол это угол между продольной осью машины и полярным радиусом, как показано на рис. 2.

Заметно, что в разных точках воздушного зазора угол ^ будет иметь разные значения, это говорит о том, что и значения ВЗ будут разными, а значит, при каждом конкретном угле ^ можно определить значения этого ВЗ с переходом к Декартовой системе координат (2), (3):

Sy = SH0M±A^ sin(р (3)

Sx = <5ном ±A-cos <р (4)

где Д - величина смещения ротора относительно статора, м.

Из рис. 2 заметно, что максимальное и минимальное значения ВЗ соосны с полярным радиусом, (при угле ^ = 0°). Значит, выражение (3) отбрасывается, а выражение (4) преображается в выражение (5):

Известия ТулГУ. Технические науки. 2022. Вып. 3

fimax/min ^ном (5)

.Œ.Z

Рис. 2. Определение значений ВЗ ЭПЭ с применением полярной системы координат

ВЗ неравномерный, и имеет максимальное и минимальное значение. Значит можно ввести понятие амплитудного значения (6), (7):

fimax = 5ном + А (6)

fimin ^ном А (7)

Непосредственно амплитуда определяется как разность максимального и минимального ВЗ ЭПЭ АГУ (8):

fimax fimin (8)

Когда известны амплитуда колебаний неравномерного ВЗ и номинальное значение ВЗ, то можно записать неравномерный ВЗ в гармонической форме, в виде выражения (9):

fiexc =Л<5 cos(wt + <р) +5ном (9)

где w - циклическая частота вращения, рад/с;

Это выражение справедливо для общего случая. Для более конкретного результата нужно учесть влияние полюсов ротора ЭПЭ, т.к. от числа полюсов зависит число циклов ста-торной ЭДС [3] (10):

П = ^ (10)

где p - число полюсов ротора машины.

Из теоретической электротехники нам известно, что угловая частота выражается таким образом (11):

w = 2nf (11)

где f - частота, Гц.

Из теории электрических машин нам известно, что значение частоты выражается следующим образом (12):

f = ^ (12)

' 60 v '

где п - частота вращения ротора машины, об/мин.

Теперь выражение (11) нужно подставить в выражение (12), и в результате получить новое выражение (13):

ш = 2п— (13)

60 v '

Подставив преобразованное значение циклической частоты в выражение (13) получается выражение (14):

fin =45œs(^t+ф) + fiном (14)

С помощью выражения (14) можно задавать неравномерный воздушный зазор. Разработанный математический аппарат может быть использован для исследования влияния несоосности статора и ротора на выходные характеристики ЭПЭ АГУ и других электромеханических преобразователей транспортных генераторных установок.

182

Список литературы

1. Козловский В.Н., Брачунова У.В., Крицкий А.В., Саксонов А.С. Математическая имитационная модель оценки зарядного баланса автомобиля // Грузовик. 2021. № 7. С. 1726.

2. Письменный Д.Т. Конспект лекций по высшей математике: Полн. курс / Д.Т. Письменный; Дмитрий Письменный. М.: Айрис Пресс, 2004.

3. Вольдек А.И., Попов В.В. Электрические машины. Машины переменного тока: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Электротехника, электромеханика и электротехнологии" и "Электроэнергетика". М.: Питер, 2008. 349 с.

Козловский Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, Kozlovskiv-76@mail.ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,

Саксонов Александр Сергеевич, аспирант, a.s.saksonoff@vandex.ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,

Стрижакова Елена Владимировна, канд. техн. наук, доцент, a-ezhova@vandex.ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,

MATHEMATICAL APPARATUS FOR SETTING THE MISALIGNMENT OF THE STATOR AND ROTOR OF A SYNCHRONOUS AUTOMOBILE GENERATOR

V.N. Kozlovsky, A.S. Saksonov, E.V. Strizhakova

The article presents the results of the development of a mathematical apparatus with which it is possible to simulate an automobile generator in the presence of misalignment between the stator and the rotor of this generator.

Key words: misalignment, car generator, mathematical apparatus.

Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, Kozlovskiv-76@mail.ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,

Saksonov Aleksandr Sergeevich, postgraduate, a.s.saksonoff@yandex.ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,

Strizhakova Elena Vladimirovna, candidate of technical sciences, docent, a-ezhova@yandex.ru, Russia, Samara, Samara State Technical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.