© Ю.М. Ляшенко, B.C. Борисов, Д.Ю. Ляшенко, 2012
УЛК 621.86.330.4(06)
Ю.М. Ляшенко, B.C. Борисов, А.Ю. Ляшенко
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗОИ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩЕЙ С КОВШОМ ЭКСКАВАТОРА СЫПУЧЕЙ СРЕДЫ
Показана возможность алгоритмизации графоаналитического метода профессора С.С. Голушкевича для построения графических образов при помощи программных продуктов.
Ключевые слова: экскаватор, ковш, погрузка, сыпучая среда, зоны напряженного состояния, методыi построения, математическое моделирование.
Анализ эксплуатационных характеристик отечественных и зарубежный карьерных экскаваторов показывает, что доля затрат времени на черпание в процессе погрузки составляет в среднем 17—20 % от общего времени цикла и требует наибольших затрат энергии. Процесс черпания материала является одной из основнык операций рабочего цикла одноковшового экскаватора, от характера выполнения которой во многом зависит степень наполнения ковша материалом, величины сопротивлений, возникающих в процессе взаимодействия рабочего органа с погружаемой средой, и затраты времени на выполнение рабочего процесса. По этой причине многие исследователи, занимающиеся изучением процесса погрузки, в той или иной мере касались вопроса определения зон напряженного состояния погружаемого материала, влияющих на величину усилий при внедрении ковша и зачерпывании груза.
Среди используемых исследователями методов наибольшей наглядностью для описания зон напряженного состояния обладает графоаналитиче-
ский метод профессора С.С. Голушкевича, апробированный в работах В.Г. Сильня и В.Д. Ерейского для описания взаимодействия ковша со штабелем [1, 2]. Однако данный метод отличается трудоёмкость графических построений, выполняемых вручную (рис. 1).
Уровень развития современных вычислительных средств позволяет создавать математические модели процессов построения графических образов с последующей реализацией их при помощи программных продуктов [3], в том числе построения, лежащие в основе графоаналитического метода профессора С. С. Голушкевича: характеристические круги и зоны напряжённого состояния.
Для написания программы, реализующей графоаналитический метод профессора С.С. Голушкевича, была составлена математическая модель, реализующая изложенный ниже алгоритм. В основу механизма расчёта положен следующий принцип. При моделировании каких либо графических построений, выбираем у графических построений опорные точки, позволяющие создать целостную кар-
тину графического построения. В случае с треугольником — опорными точками будут являться углы треугольника, с окружностью — опорной точкой будет центр окружности и дополнительно сохраняется радиус. Выбирается удобная для счисления система координат. Вычисляются в этой системе координат координаты опорных точек. Для графического отображения полученных результатов на основе полученных координат точек, вычисляются значения параметров для встроенных в систему методов графического отображения информации (рисования).
Входными параметрами для графоаналитического метода являются следующие величины: угол внутреннего трения, угол отсыпки, угол внедрения ковша, угол трения материала о ковш.
Согласно метода проф. С.С. Го-лушкевича, процесс построения зон напряжённого состояния при внедрении ковша в штабель, разделяется на три стадии:
• построение характеристических кругов;
• определение направлений линий скольжения зон напряжений;
• построение зон напряжения.
Математические модели и алгоритм построения характеристических кругов, предусматривающий следующие построения: малый круг — круг площадок; средний круг — круг вершин; большой круг — круг полюсов (рис. 2)
Для круга вершин и круга полюсов задаются значения радиусов произвольной величины (в пределах области отображения, при этом единицы измерения значения не имеют, так как при построение характеристических кругов учитываются не расстояния а направления).
Радиус круга площадок вычисляется по формуле НПЛош=Нверш-31п{ф) где Кверш — радиус круга вершин, ф — угол внутреннего трения.
Для отображения круга вызывается метод отображения окружности с параметрами, отображающими окружность в центре формы с соответствующим радиусом.
Математические модели и алгоритм определения направлений линий скольжения зоны сильных напряжений (рис. 2):
Выбирается система координат с началом в центре круга, с абсциссой направленной вправо, а ординатой вверх и задаются координаты точке начала отсчёта точке О (х= 0;
У=0).
Вычисляются координаты точек Р и М:
хР = Яверш^(1~(Яплош/Яверш) х х(Яплош/Яверш))
V
я
1 _ ( "Ппош )2
я,
'Верш
У =Яп
я,
х м=
1 _ ( Ппош
= Яверш' \1 (я ' Ум = Я
Верш
Вычисляются координаты точки К
(хК=°; УК=Яполюс)-
Вычисляются координаты точки L хь=К.х+(соз(а)-Яполюс+ +Яверш ■^(1-((31п(а)-ЯполЮС>/ЯверШ)2)
V
1 _ (51П(а) • )2 г5т(а)
'верш
Уь=К.у-(соз(а)-Яполюс+
+Я,
верш•
¡1 _(5Ма) • )2 гсов(а)
я„,
где а — угол трения материала о ковш.
Рис. 2. Характеристические круги и линии скольжения зон сильных и слабых напряжений
Вычисляется угол между линией скольжения и передней кромкой днища ковша. аА=90°-а1ап((Ь.х-М.х)/(М.у-Ь.у)) Вычисляется угол между второй линией скольжения и внутренней частью днища ковша. ав= 90°-а!ап((Ь .х-Р.х)/(Р.у-Ь.у))
Для отображения производится поворот построенных точек на угол аКОВш — угол внедрения ковша относительно горизонта. Для этого координаты точек подвергаются следующему преобразованию:
Лновое_ 31п(а!ап(хстарое / устарое )+
+ак
)• л fx
■ У
с:
Уновое cos(atan(xCTapoe / устарое )+
+ yа
уп= —R • 11 -
XC RBeprn * r
1Плош\ 2
'Верш
; yc = R„
/1 - (^Плош )2 XB = RBepni' \\ VR ' ; УВ = Rn
Верш
Вычисляются координаты точки P (x=0;y=RnO/4IOC).
Вычисляются координаты точки E
X-E = RBepni-Sin(ac/I зон); Уе =
RBepm" COS(acn зоН
Вычисляется угол зоны слабого напряжения от откоса.
асл взаим =а!ап((Е.у - В.у)/(В.х - Е.х))
Вычисляется угол верхней части зоны слабого напряжения от откоса.
ав. сл взаим = а!ап((Е.у - С.у)/(Е.х - С.х)) Для отображения производится поворот построенных точек на угол аОтК — угол откоса штабеля относительно горизонта. Для этого координаты точек подвергаются следующему преобразованию:
нОвОе ап(а!ап(хСТарое / устарое )+
+ ао
к)^
старое
+ У
старое
уновое _ COs(atan(XcTapoe / Устарое ) +
+ аотк )• Vх
lv 2 + y 2
' старое y старое
+ аковш )' Л/'' старое
Математические модели и алгоритм определения направления линий скольжения зоны слабых напряжений:
Если аотсып=0 — угол отсыпки, то асл взаим =0 — угол зоны слабого напряжения от откоса. При этом зоны слабого взаимодействия не существует.
Выбирается система координат с началом в центре кругом, с абсциссой направленной вправо, а ординатой вниз и задаются координаты точке начала отсчёта точке О (х= 0;у=0).
Задаются координаты точек С и В:
где ac
< POE
Математические модели и алгоритм построения зон напряжения (рис. 3):
Выбирается система координат с началом в левом верхнем углу области отображения на главной форме, с абсциссой направленной вправо, а ординатой вниз.
Координаты точки границы штабеля с поверхностью земли задаются по следующей формуле O (x= 0.7-Width; y=0.7-Height) где Width-ширина области отображения, Height — высота области отображения.
Отображается уровень почвы при помощи машинной команды, отображающей линию на уровне точки O от левой до правой границы области отображения.
Отображается граница штабеля материала. при помощи отрезка, начало которого берётся в точке O, а конец имеет координаты по x =1 и по y=O.y-O.x-tan(aOTK), где аотк-угол откоса.
Точка передней кромки ковша вычисляется по следующим правилам A (x= O.x- Width/10;y= O.y) — Величина Width/10 отнимается от координа-
[^Моделирование процесса черпания -|П|Х|
сЧ / Угол внутреннего трения Угол отсыпки Угол наклона почвы 48 о
Е у Гч Угол внедрения ковша 10
М N 1 N Угол трения материала о |29 поверкность ковша Параметры ковша (мм) Длина внедряемой |эб0 части Высота оси вращения [794 от плоскости внедрения Расстояние от режущей И 430 кромки до высоты оси вращения от плоскости внедрения Глубина внедрения |Э60
А\ 0 Длина от нижней кромки Высота от днища 712 11ЭЗ
| Рассчитать | Хар. кр.
_ _ - Подбор оси ковша _1
Подбор идеальной оси
Сдвигаемый объём 11,335 Л ишн. сдвиг, объём |0,182 1^1 Учитывать лишнее
Зачёрпываемый объём 11,174 Недост. сдвиг, объём |0,018 Учитывать недостающее
Рис. 3. Построение зон напряжённого состояния
ты по х для соразмерного отображения ковша на области отображения.
Вычисляется точка крайнего входа ковша в штабель В:
хв =(А.у - О.у + ЪаПао-тк) О.х+!ап(аКСвШ) А.х)/
/(!ап(аКОвш)+ tan(аKoвш))
ув = O.y-taп(аoтк)•(O.x-B.x)
Построение точки М, ограничивающей зону сильных напряжений производится по следующему алгоритму:
хм = (B.y-A.y-tап(aв--aкoвш)•A.x)/ /^ап(ад -^шНап^в-а^вт)) ум =А.у-(А.х-М.х) •taп(аA -а^вт) где аА — угол между линией скольжения и передней кромкой днища ковша, ав — угол между второй линией скольжения и внутренней кромкой днища ковша.
Особую зону ВЕМ, определяется по следующим формулам г = г еШФ
кон нач ,
г = ВЕ г = ВМ
кон 1 нач
где у — угол между линиями скольжения, определяющий величину особой зоны ф — угол внутреннего трения.
Таким образом, для построения границы особой зоны необходимо перебрать от астарт= ав—а^вш до а^нец = ^т^са-асл взаим длину начального радиуса — расстояние между точками В и М. Расстояние между любыми точками А и В находится по формуле:
А.х _ В.х)2 + (А.у _ В.у)2 . Далее производится перебор угла от астарт до а^ш с шагом 0.1 градуса. Согласно
формуле ткон = гнач еи находятся
все промежуточные радиусы. Для каждого радиуса строится точка, определяющая границу зоны для данного значения угла.
Точка границы зоны особых взаимодействий будет иметь следующие координаты:
х = В.х - соз(а)-г;
у = В.у - зт(а)-г.
где а — значение промежуточного, получаемого перебором, угла; г-радиус при промежуточном значении угла.
Конечная точка перебора Е определяется при угле аКОнец.
Зона слабых взаимодействий строится в случае, когда асл взаим — угол верхней части зоны слабого напряжения от откоса не равен нулю. Для построения зоны слабых взаимодействий вычисляется точка С:
хс = (В.у - Е.у - !ап(аотк)-В.х +
+ !ап(аож+ сл взаим)-Е.х)/(!ап(Оотк+ сл взаим)
- 1ап(аотк));
ус = Е.у - !ап(аотк+ а.
-в. сл взаим,
i)-(E.x - C.x)
Программа реализована при помощи программного продукта компании Microsoft: Visual Studio .Net на языке программирования C#.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сильня В.Г., Михайлов В. Г. К теории работы ковшового погрузочного органа в уклоне // Тр. НПИ.-Новочеркасск,1961. -Т. 130. - С.5-17.
2. Вопросы теории взаимодействия наклонной плоскости с сыпучим материалом / В.Л. Ерейский, Е.А. Крисаченко и др. // Ис-
следование погрузочных машин, транспортных установок и вопросы их расчета: Сб. науч. тр. / НПИ. — Новочеркасск, 1970. — Т. 214. — С. 24-30.
3. Беклемишев Д. В. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры: учебн. — м.:высш. шк. 1998 — 320 с. ИДИ
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Ляшенко Ю.М. — доктор технических наук, профессор, кафедра «Технологические машины и оборудование», Борисов B.C. — инженер,
Ляшенко А.Ю. — студент, е-mail: [email protected], ШИ (ф)ЮРГТУ (НПИ)
А
ПРОГРАММНЫЕ ЛОЗУНГИ, СПОСОБНЫЕ ОБЪЕДИНИТЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКУЮ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ
От творческой активности инженеров зависят экономические успехи России.