Научная статья на тему 'Математическая составляющая учебного курса физической химии и её роль в повышении качества образования студентов'

Математическая составляющая учебного курса физической химии и её роль в повышении качества образования студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Семенова Татьяна Владимировна

Выделены дидактические особенности изучения студентами высшей школы специальных разделов математики, используемых при решении учебных и научных задач физической химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Семенова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Математическая составляющая учебного курса физической химии и её роль в повышении качества образования студентов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х содержать, сопровождаемые терминологическими ошибками, нижеследующие недостатки: 1) неточность в формулировке темы курсовой работы, вызванная плохим знанием автором её содержания и соответствующей научной терминологии; 2) попытка определить актуальность курсовой работы с помощью предполагаемого решения её определенной задачи; 3) подмена во введении курсовой работы понятия «предмет исследования» понятием «объект исследования»; 4) промах в формулировке заголовков глав курсовой работы, обусловленный авторским разночтением между утвержденным планом и существующей структурой письменной научной работы; 5) использование в качестве заголовка одной из глав или параграфов курсовой работы названия идентичного наименованию самой научной письменной работы.

Дидактический опыт, накопленный нами в течение последних тридцати лет в ряде высших учебных заведений Уральского региона [3], показывает, что избежать перечисленные выше терминологические ошибки проектирования и реализации курсовых работ студентов высшей школы возможно при регулярном обсуждении начинающим исследователем со своим научным руководителем постоянно возникающих вопросов выполнения первой научной работы.

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что постоянно возникающие при постановке и выполнении курсовых работ терминологические ошибки могут быть своевременно устранены при регулярном консультировании и выяснении вопросов студентом высшей школы со своим научным руководителем - преподавателем-ученым.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

2. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

3. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

© Каримов М.Ф., Сайсанова Г.Д., 2018

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Семенова Татьяна Владимировна студент биохимфака БФ БГУ г. Бирск, РФ

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО КУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ ХИМИИ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Выделены дидактические особенности изучения студентами высшей школы специальных разделов математики, используемых при решении учебных и научных задач физической химии.

Ключевые слова Физическая химия, специальные разделы высшей математики.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х

Строение и состояние вещества, химическая термодинамика и химическая кинетика, являющиеся основными разделами физической химии, подлежат прочному освоению студентами высшей школы для осмысленного восприятия и применения ими неорганической, органической и аналитической химии в учебной, научной и производственной деятельности.

Уровень освоения физической химии обучающимися в высших учебных заведениях зависит от их способности к математическому моделированию объектов, процессов и явлений химической действительности, состоящему из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].

Для математического моделирования поведения составляющих вещество электронов, протонов, нейтронов, атомов, молекул необходимо пользоваться представлениями квантовой механики, основным уравнением которой является уравнение Эрвина Рудольфа Шредингера (1887 - 1961), что есть линейное дифференциальное уравнение в частных производных второго порядка. Преподаватели высшей математики, общей физики и физической химии в младших курсах высших учебных заведений, устанавливая соответствующие междисциплинарные связи, на лекционных и практических занятиях со студентами рассматривают на основе общей теории метода разделения переменных подробный алгоритм решения уравнения математической физики параболического типа, которым является уравнение Шредингера,

Относящиеся к химической термодинамике уравнения первого и второго начал термодинамики, расчет энтропии реакции, уравнение для расчета энергии Гиббса, уравнение изотермы химической реакции при стандартных условиях успешно решаются студентами высшей школы аналитическими или численными приемами элементарной математики.

Имеющиеся в высшей математике такие способы решения систем дифференциальных уравнений, как метод Эйлера, метод Рунге-Кутты, метод прогноза и коррекции используются студентами высших учебных заведений для решения учебных и научных задач кинетики химических реакций, определяющей ход химического процесса и играющей важную роль в химических технологиях производства необходимых для народного хозяйства продуктов.

Для успешной математической обработки данных учебных и научных экспериментов по физической химии необходима углубленная теоретическая и практическая подготовка студентов высшей школы по теории вероятностей и математической статистике с нижеследующими вопросами: 1) алгебра случайных событий; 2) основные теоремы о вероятностях случайных событий; 3) случайные величины и законы их распределения: 4) одномерные и многомерные распределения вероятностей случайных величин; 5) биномиальное и нормальное распределения вероятностей; 6) числовые характеристики случайных величин; 7) распределения Стьюдента, «хи-квадрат» и Фишера; 8) выборка и генеральная совокупность; 9) выборочные средние и дисперсии; 10) оценка неизвестных параметров статистических совокупностей; 11) доверительная вероятность и доверительные интервалы; 12) выборочные распределения; 13) проверка статистических гипотез; 14) параметрические методы индуктивной статистики; 15) корреляционные связи между случайными величинами.

Современная математическая составляющая учебного курса физической химии в высшей школе имеет ускоряющую исполнение алгоритмов решения учебных и научных задач новую информационную технологию в виде системы электронных таблиц Excel [2] и системы математического проектирования MathCAD [3].

Дидактический опыт преподавания высшей математики у студентов? изучающих физическую химию в ряде вузов Уральского региона в течение последних тридцати лет [4] показывает, что установление и развитие междисциплинарной связи между математикой и химией на лекционных и практических занятиях приводит к повышению уровня интеллектуального и творческого потенциала у обучающихся в системе высшего образования.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что развитая междисциплинарная связь высшей математики и физической химии способствует

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х повышению качества образования студентов высших учебных заведений. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

2. Каримов М.Ф. Основные функциональные возможности системы электронных таблиц Excel для обработки данных химического эксперимента // Башкирский химический журнал. - 2006. - Т.13. - № 4. - С. 51 - 54.

3/ Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С. 107 - 111.

4. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

© Каримов М.Ф., Семенова Т.В., 2018

УДК 37

Фортова Любовь Константиновна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры государства и права ВЮИ ФСИН РОССИИ;

г. Владимир, РФ E-mail: flk33@mail.ru Горбунова Оксана Алексеевна, аспирант кафедры «Психологии личности и специальной педагогики» Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

г. Владимир, РФ E-mail: oksana-gorbunova92@mail.ru

ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация

В данной статье авторы рассматривают влияние эстетического воспитания младших школьников для их социализации. В настоящее время актуальной проблемой школы является эстетическое воспитание. Эстетическое развитие детей младшего школьного возраста успешно при применении эффективных способов формирования эстетического восприятия окружающего мира, при разработке действенных форм и методов развития у детей младшего школьного возраста творческой активности, при внедрении новых форм и методов взаимодействия семьи и школы. В дальнейшем эстетическое воспитание помогает максимально реализоваться человеку в обществе, а затем в будущей профессии. Эстетическое воспитания знакомит детей с моральными ценностями, помогает в труде, в быту, облегчает общение со сверстниками и взрослыми. В рамках данной статьи мы хотели бы показать пути формирования духовно богатой, творчески мыслящей личности, имеющей компетенции для ориентации в обществе, способную модифицироваться к новым реалиям.

Ключевые слова

Эстетическое воспитание, младшие школьники, эстетика, эстетическое развитие, эстетическое восприятие, эстетическая деятельность, духовные резервы личности, нравственность, искусство, музыкальные занятия, изобразительное искусство, художественный вкус, занятия в хоре.

Нельзя не согласиться с Фридрихом Шиллером в том, что воспитание думающего и чувствующего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.