Научная статья на тему 'МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / ТЕОРИЯ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Баин Александр Михайлович

Предложена математическая модель системы дистанционного обучения с позиций теории сетей массового обслуживания, позволяющая рассчитывать производительность, время отклика и долю теряемых запросов многопользовательской системы.The mathematical model of the remote training system from positions of the theory of the mass service networks, allowing the calculation of productivity, time of response and a share of lost inquiries of the multi-user system, has been offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Баин Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 004.32.06

Математическая модель системы дистанционного обучения

А.М.Баин

Московский государственный институт электронной техники (технический университет)

Предложена математическая модель системы дистанционного обучения с позиций теории сетей массового обслуживания, позволяющая рассчитывать производительность, время отклика и долю теряемых запросов многопользовательской системы.

Анализ современных исследований в области систем дистанционного обучения показал, что основное внимание уделяется педагогическим и экономическим аспектам разработки систем дистанционного обучения (СДО) [1-2]. В частности, в [3] выделяют следующие критерии эффективности СДО: формирование системы знаний; формирование системы профессиональных умений и навыков; рентабельность образовательного процесса и разумная стратегия цен за обучение.

Для пользователей систем дистанционного обучения наиболее очевидным критерием, характеризующим удобство и качество работы, является время отклика Я, т.е. время, прошедшее с момента отправки запроса до получения ИТМЬ-страницы от сервера. Многочисленные исследования показывают, что для комфортной работы с сервером СДО время отклика не должно превышать 1 с, а для того, чтобы пользователи не отвлекались на другие задачи, время полной загрузки страницы должно оставаться в пределах 10 с. Повышение эффективности СДО должно осуществляться через призму их основных функций обслуживания, т.е. поиска и предоставления информации определенного характера по заявке пользователя.

Таким образом, актуальным является математическое моделирование СДО, направленное, в первую очередь, на вычисление основных характеристик производительности системы. Математическое моделирование производительности СДО может осуществляться с разной степенью детализации: на уровне системы, когда сама система считается «черным ящиком», обрабатывающим поступающие запросы, и на уровне компонентов, когда используются модели процессоров, дисков и сетей . Для анализа характеристик системы построим ее обобщенную модель, используя основные положения теории массового обслуживания [4, 5].

Представим весь программно-аппаратный комплекс, автоматизирующий процессы дистанционного обучения, в виде «черного ящика», на вход которого поступают запросы пользователей со средней частотой X запросов/с, обслуживаемые системой с усредненной производительностью д запросов/с. Допустим, что нагрузка однородна, т.е. запросы статистически неразличимы, и имеет значение только их количество. Предположим, что система находится в операционном равновесии, т.е. количество запросов, обрабатываемых системой в начале рассматриваемого периода, равно количе-

© А.М.Баин, 2010

А.М.Баин

ству запросов, обрабатываемых в конце периода. Опишем состояния системы единственным параметром - числом ожидающих обслуживания или обслуживаемых запросов, при этом последействие отсутствует и рассматриваемый процесс функционирования системы является марковским.

Построим диаграмму переходов обобщенной модели уровня системы, обозначив ее возможные состояния числами 0, 1, 2,..., к,..., считая при этом, что интенсивности поступления и обработки запросов Xк и цк могут зависеть от состояния

Поскольку система находится в состоянии операционного равновесия поток переходов в состояние к должен быть равен потоку переходов из этого состояния, т.е. выполняется принцип равенства входящего и исходящего потоков. Исходя из этого, имеем следующую систему уравнений:

Х 0 Ро

Х\Р\ = ц 2 р 2; х к-\рк-1 = ц крк;

(1)

где рк - относительный период времени, в течение которого система находится в состоянии к. Закон сохранения потоков выполняется с учетом сделанного ранее предположения о марковском процессе функционирования системы. Из (1) получим:

х о

Р1 = —Ро;

Ц1

Х1 Х1 Xо

р 2 =—Р1 =--Ро;

Ц 2 Ц 2 Ц

(2)

X к-1 X к-1 Х1 X о Рк =—Рк-1 = —— Ро;

цк

ц к ц2 ц1

Используя более компактное представление, запишем (2) в виде

к-1 X Рк = Ро П '

г=о Цг+1

Поскольку сумма всех рк должна быть равна 1, получим

к-1

X,.

( да к-1 ^ N

Е Рк=Ро +Е Рк = Ро+Е Ро =Ро1+ЕП—

к=1 г=о ц г+1 V к=1 г=о ц г+1

к=о

к=1

= 1,

(3)

(4)

<

да

да

да

откуда

Ро =

то к—1 ^

1+2ПА-

к=1 1=0 +1

(5)

Коэффициент использования системы находим как долю времени, в течение которого система не бездействует

и = 1 — ро . (6)

Средняя производительность системы будет равна сумме произведений производи-тельностей ^ на доли времени рк, в течение которых система функционировала:

то

X = Т^кРк . (7)

к=1

Среднее количество запросов, находящихся в системе, определяется как

то

N = 2 кРк . (8)

к=1

В соответствии с законом Литтла среднее количество обрабатываемых системой запросов равно произведению интенсивности входного потока (производительности системы) на среднее время обработки заявки, следовательно, среднее время отклика вычисляется как [5]

то

* = N = . (9)

Е^кРк

к=1

В рамках полученной обобщенной модели можно выделить множество вариантов функционирования системы, отличающихся постоянной или переменной скоростью обработки, конечной или бесконечной очередью, а также конечной или бесконечной совокупностью поступающих запросов (т.е. открытым или закрытым типом системы).

Для моделирования системы будем использовать модель системы массового обслуживания с переменной скоростью обработки, конечной очередью и конечной совокупностью поступающих запросов (выбор закрытой модели обоснован ограниченностью количества запросов системы дистанционного обучения).

В закрытой модели системы каждый из М пользователей отправляет запросы с частотой 1/2, где 2 - время принятия решения (интервал времени между последовательными запросами). Если система пребывает в состоянии к (на сервере находятся к запросов), то в состоянии принятия решения находятся М - к пользователей, отправляющих запросы с интенсивностью 1/2, поэтому средняя частота поступления запросов состав. М — к ляет кк = ———, к = 0,..., М.

Скорость обработки запросов сервером растет до достижения некоторого количества одновременно обрабатываемых запросов 3, после чего наступает состояние насыщения, что можно описать следующей зависимостью:

АМ.Баин

\Х(к), к = 1,...,3;

(10)

[X(3), к > 3.

Подставив значения Хк и дк в выражения (3) и (5) и учитывая, что максимальное количество запросов в системе ограничено Ж, где Ж < М, получим:

М!

Рк =

Ро

Ро

к = 1,..., 3;

(М - к)!1кр(к):

М! X ( 3 ) 3 (М - к)!{2 • X(3))кр(3)

(11)

Ро =

1+Т

М!

- +

X (3)

3 ш

к > 3;

М!

к=1 (М - к)!2кр(к) р(3) к =3+1 (М - к)!(2 • X(3))

-1

(12)

где Р(к) = X (1) X (2)..^^ (к), при этом доля теряемых запросов определяется как рЖ. Исходя из (8), можно определить среднее количество запросов на сервере:

ш

N = Т кРк .

к=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средняя производительность, согласно (7), вычисляется по формуле:

Ш 3 ш

X = Т X(к)Рк = Т X(к)Рк + X(3) Т Рк .

к=1

к=1

к=3+1

Время отклика, в соответствии с законом Литтла, определяется как

я = n / X

(13)

(14)

(15)

Таким образом, для вычисления основных характеристик производительности системы дистанционного обучения должны быть известны такие параметры модели уровня системы, как время принятия решения Z, количество обучающихся, одновременно работающих с системой М, максимальное количество одновременно обрабатываемых системой запросов Ж, значения производительности системы в зависимости от количества находящихся в ней запросов Х(к).

Для расчета теоретических характеристик системы используем предложенную математическую модель со следующими параметрами: время принятия решения Z = 60 с; количество пользователей, одновременно работающих с системой М = 3600; максимальное количество одновременно обрабатываемых системой запросов Ж = 150; значения производительности системы в зависимости от находящихся в ней запросов Х(к); по результатам эксперимента, а также учитывая конфигурацию сервера (имеется возможность обработки двумя процессорами четырех независимых потоков, т.е. 3 = 4) Х(1) = 24, Х(2) = 48, Х(3) = 57, Х(4) = 64. Тогда по (11) - (15) получим, что среднее количество запросов на сервере N = 14,53, по (6) коэффициент использования системы и = 98,2%, средняя производительность Х= 59,76 запросов/с, среднее время отклика Я = 0,243 с, а доля теряемых запросов равна нулю.

Время отклика системы по мере увеличения количества одновременно отправляемых запросов возрастает практически линейно, что свидетельствует о том, что опера-

<

к

ционная система равномерно распределяет нагрузку между всеми потоками вебсервера и системой управления базой данных. Среднее время отклика системы может составлять от 38 до 1105 мс в зависимости от количества одновременно выполняемых запросов. Результаты экспериментов подтверждают достоверность данных, получаемых с помощью мониторинга времени выполнения страниц, осуществляемого в процессе разработки и тестирования системы.

Представленная модель может быть успешно использована для расчета и оптимизации параметров производительности СДО в зависимости от количества пользователей, что позволяет обоснованно определить требования к программно-аппаратным ресурсам системы.

Литература

1. Солодова Е.А., Антонов Ю.П. Математическое моделирование педагогических систем // Математика. Компьютер. Образование: сб. тр. XII междунар. конф. / Под общей ред. Г.Ю.Ризниченко. -Ижевск: Научно-издательский центр «Регулярная и хаотическая динамика», 2005. - Т. 1. - С. 113-121.

2. Рыженков Д.В., Константинов И.С., Новиков С.В., Кизимова Н.А. Адаптивная модель в автоматизированных системах дистанционного обучения // Изв. Тульского государственного университета. Сер. «Технологическая системотехника». Вып. 10. - 2006. - С. 31-39.

3. Минзов А.С. Оценка эффективности системы дистанционного обучения. - URL: http://www.mesi.ru/ joe/ st176.html

4. Хинчин А.Я. Работы по математической теории массового обслуживания. - М.: Изд-во URSS, 2009. -240 с.

5. Свешников А.А. Прикладные методы теории марковских процессов. - СПб.: Лань, 2007. - 192 с.

Статья поступила после доработки 5 октября 2009 г.

Баин Александр Михайлович - кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и программного обеспечения вычислительных систем МИЭТ. Область научных интересов: автоматизированные обучающие системы, системы поддержки принятия решений, информационно-поисковые системы. E-mail: evgen_uis@mail.ru

Издательско-полиграфический комплекс Московского государственного института электронной техники

информирует

Будет издано в 2010 году

Топильский В.Б.

Схемотехника интегральных систем сбора данных

В учебном пособии рассматриваются вопросы аналоговой схемотехники систем сбора данных, современные интегральные ЦАП, АЦП и некоторые функциональные устройства ЦАП/АЦП, используемые при их построении (источники опорного напряжения, устройства выборки и хранения).

Пособие в первую очередь ориентировано на подготовку специалистов по специализации 220100 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» направления 654600 «Информатика и вычислительная техника», специализирующихся на разработке различных информационно-измерительных и управляющих систем, а также может быть рекомендовано и при изучении смежных дисциплин в области промышленной автоматики, робототехники, приборостроения, электротехники и радиоэлектроники. Книга может быть полезна не только студентам и аспирантам, но и специалистам, так как соответствует современному уровню развития техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.