Научная статья на тему 'Математическая модель процесса заправки транспортных средств КПГ на АГНКС'

Математическая модель процесса заправки транспортных средств КПГ на АГНКС Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
221
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПРИМИРОВАННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / COMPRESSED NATURAL GAS (CNG) / АГНКС / ЗАПРАВКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / REFUELING VEHICLES / CNG STATION

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Евстифеев Андрей Александрович

В статье приведена математическая модель расчета необходимого числа и производительности заправочных колонок на АГНКС, выполненная с использованием теории массового обслуживания. Приведены также решения при условии, что характер потока заявок пуассоновский, а распределение времени обслуживания -экспоненциальное. Получены уравнения для двух и n каналов обслуживания различной производительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Евстифеев Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematical Model of Refueling Vehicles at CNG Station

This article describes a mathematical model of calculation the required quantity and performance on CNG dispensers made using queuing theory. The solutions in case of the condition that the nature of the flow of requests is Poisson and service time distribution is exponential are given. The equations for the two-n channel and service of various capacities are archived.

Текст научной работы на тему «Математическая модель процесса заправки транспортных средств КПГ на АГНКС»

Математическая модель процесса заправки транспортных средств

КПГ на АГНКС

I

А.А. Евстифеев,

начальник лаборатории ООО «Газпром ВНИИГАЗ», к.т.н.

В статье приведена математическая модель расчета необходимого числа и производительности заправочных колонок на АГНКС, выполненная с использованием теории массового обслуживания. Приведены также решения при условии, что характер потока заявок - пуассоновский, а распределение времени обслуживания -экспоненциальное. Получены уравнения для двух и п каналов обслуживания различной производительности.

__Ключевые слова:

компримированный природный газ, АГНКС, заправка транспортных средств.

ассмотрим технологическое оборудование АГНКС как систему мас-^^ сового обслуживания с параллельными каналами [1], которая ха-

рактеризуется следующими показателями: числом и производительностью газовых заправочных колонок на АГНКС; интенсивностью потока транспортных средств, приходящих на заправку; количеством и мощностью основного производственного оборудования (компрессоры, адсорберы и т.д.). Опишем АГНКС как систему.

АГНКС состоит из территориально распределенных газовых заправочных колонок (п), каждая из которых обладает собственной производительностью (цп). Вдоль маршрутов по улично-дорожной сети движутся транспортные

средства, которые формируют поток заявок на обслуживание или заправку с интенсивностью X. Число обращений для заправки неограниченно и обусловлено тем, что клиент может несколько раз в день приезжать на заправку за газовым моторным топливом.

Все вышесказанное позволяет сделать допущение о пуассоновском характере потока заявок и экспоненциальном распределении времени обслуживания, что дает возможность применить теорию Марковских случайных процессов [2] к нашему случаю.

Система из двух АГНКС

Предположим, что АГНКС состоит из двух элементов (заправочные колонки) - а и б, обладающих разной интенсивностью обслуживания. Эти элементы в случайные моменты времени и независимо друг от друга заканчивают обработку поступившей на обслуживание заявки. Для анализа работы системы при постоянных условиях выберем участок времени, на котором поток заявок является простейшим и стационарным пуассоновским. Параметры потока заявок для а и б различны и равны Ха и Хб . При поступлении заявки на вход системы один из каналов немедленно приступает к ее обслуживанию. Время, потраченное на обслуживание заявок, распределено по экспоненциальному закону [3] с параметром ца (если заявку обслуживает элемент а) и цб (если заявку обслуживает элемент б).

Легко показать, что процесс, протекающий в системе, - Марковский с ожиданием, непрерывным временем и конечным множеством состояний: Х0 - все элементы свободны, в системе нет заявок; - занят элемент а, обслуживается заявка; Х2 - занят элемент б, обслуживается заявка. Схема возможных переходов представлена на рис. 1.

Х0 Х2

Рис. 1. Схема переходов между состояниями системы

Для построения аналитических зависимостей воспользуемся методикой решения задачи, изложенной в [4], для нескольких неодинаковых приборов. Рассмотрим пример двухканальной системы (п=2). Каждый канал обслуживания в системе имеет собственную интенсивность обслуживания

/ТА

^ и ц2. Интенсивность обслуживания каналов по условиям задачи различна. Данное условие является важным, поскольку нас интересует пример именно с несколькими неодинаковыми приборами.

ф

Входящий поток заявок

г-►

\

Рис. 2. Схема двухканальной системы массового обслуживания с параллельными каналами

На рис. 2 показана схема двухканальной системы с параллельными каналами различной интенсивности обслуживания и вероятностью ф выбора первого канала. Полная интенсивность обслуживания составит

Ц = Е Ц, • (1)

1=1

Применение данной методики распределения потока заявок между каналами обслуживания позволяет вводить балансировочную вероятность. Заявка на обслуживание, поступающая в момент отсутствия в системе других заявок, может поступить на обслуживание в любой из двух приборов, выбирая прибор I с вероятностью ф.. Предположим, что для двух приборов

ф =ф2;Фг = 1 -ф,0 <ф< 1. (2) По условиям задачи, производительность одного из каналов меньше, чем у другого - допустим, ц1>ц2. На основании сделанных предположений система будет работать со следующими условиями:

при ф=0 заявка выбирает низкопроизводительный канал (Х2); при ф=0,5 заявка случайным образом выбирает один из двух каналов; при ф=1 заявка выбирает высокопроизводительный канал (Х1). Наличие возможных промежуточных значений ф позволяет обеспечить управление процессом обслуживания с помощью выбора соответствующих значений ф.

Процесс обслуживания зависит от четырех параметров: входящего на заправку потока транспорта интенсивности обслуживания каналов ц1, ц2; вероятности выбора высоко- или низкопроизводительного канала обслуживания ф.

Определим вероятности состояний (рис. 3). Таким образом, в исходном

состоянии имеем отсутствие заявок в системе, два параллельных канала обслуживания и несколько последовательных [3].

' > Х4

Цг X

Рис. 3. Граф состояний для системы с двумя параллельными каналами обслуживания

На основании графа состояний составим систему дифференциальных уравнений, но прежде рассмотрим возможные состояния системы и их вероятности. Обозначим через р и р2 вероятность занятости прибора 1 и прибора 2 соответственно. Поскольку и^1, обозначение рп не приводит к противоречию. Соответственно возможные вероятности состояния системы обозначим как

Ро(* X Рг(( X р2(? X Р3(?),-, Рп С )• (3)

Кроме этого, в любой момент времени имеет место

Ё рк с)=1.

(4)

За счет сделанных допущений и предположений система приведена к виду, соответствующему методу анализа систем массового обслуживания, описанному в [2, 5]. Поэтому для вероятностей состояний получим систему дифференциальных уравнений вида: ^ ^)

Ж

Фх (/) Ж

Ф2(')

Ж

Лрп (г) Ж

= (1 - Р0({) + М1 Р2( 1) + ^2Рх (?) = [1 - (^ + Ц 2)] Р\ О) + И1 Рз (О + (! - Ф) ^ Ро С) = [1 - (X + ^)] р2 (?) + Ц2 р3( ? ) + фА.р0 (?)

= [1 - (Х + ц)] Рп (I) + цРп+1 (г) + ХРп_, (г)

/ТА

Использовав [3], получим вероятности состояния в установившемся режиме при п > 3:

^РоО) = Р2 +^2 Рх (X + ц2) рх = р3 + (1 - ф )Хр0

(^ + ^1) Р2 =^2 Рз +

(6)

Ф + Ц) Рп =^Рп+1 + ^„-1 Введем отношение интенсивности обслуживания а =

X

X

^ + ^2 ^

Это приведенная плотность потока заявок, равная отношению среднего числа заявок к среднему времени обслуживания одной заявки:

а = — = Хт,

(7)

где т - среднее время обработки.

Решим систему (6) относительно неизвестных р0, р , р2, р3,..., рп. Из первого уравнения получаем

из второго уравнения из п-го уравнения

где у = Ь. .

Рп =

а 1 + У/ 1 \ Рх = (---(а+1 - ф)Д> ;

1 + 2а у

(1 + у ) (а + ф) р0; [1 + (1 + у) а-(1 -у) ф] р0,

Р( =

а

1 + 2а ап (1 + у)

1 + 2а у

(8)

(9) (10)

Определим среднее число заявок г, находящихся в системе. Плотность выходящего потока равна интенсивности Л., усредненной по п:

X = 0 р0 + Ц 2 Р( + ^ Р( + ^ Ц р„ .

п-3

Отсюда среднее число заявок в системе будет равно а(1 + у)[1 + (1 + у)а - (1 - у)ф]

г = ■

у(1 + 2а) + а[1 + (1 + у )а - (1 - у )ф]

(11)

(12)

Величина ( может быть использована в качестве критерия производительности АГНКС, то есть чем меньше значение г при одинаковой плотности потока транспортных средств, приходящих на заправку, тем быстрее работает станция.

В данной части работы рассмотрен пример АГНКС с двумя заправочными колонками разной производительности - для легкового и грузового транспорта. В качестве средства арбитража очереди используется параметр ф, изменение которого позволяет влиять на общую производительность заправочной галереи АГНКС.

Обобщение для п заправочных колонок на АГНКС

Рассмотрим АГНКС с числом заправочных колонок, равным п, и площадкой для очереди числом 5. Предположим, что все п заправочных колонок работают параллельно, и вероятности их остояний обозначим через р0 , р1 , р2 , р3 ,... , рп. Схема возможных состояний системы и переходов между ними приведена на рис. 4.

С

/(2)Х ^2

Х -- Х х , п+1 ' > Хп+2

Х0 ^2 Х2 X ^х

Рис. 4. Схема возможных состояний системы и переходов между ними

Обозначим состояния каналов обслуживания через Х1 , Х2, Х3,..., Хп, а дополнительно через Хп+1 , Хп+2 , Хп+3 ,..., Х+ , обозначим состояния очереди и введем функцию/(/) распределения потока заявок на канал I.

По аналогии с двухканальной системой составим дифференциальные уравнения для вероятностей состояний. Предположим, что число заявок 5, стоящих в очереди, в наших условиях может быть сколь угодно большим, тогда система уравнений будет иметь вид:

dp.it) _ Л

Л

ФогСО л

¿Ры (О

л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

)

ж ¡=1

ж ¡=1 Ф„+, (О

¡=1

= / (1) 1р0 (г) - (ц 01 + / (1) X) Рт (г) + Ц01 Р„+1 (г) = /№„(?) - (|102 + /(2)Х)^02(Г) + Ц02р„+1(Г)

= / (и)^Ро (г) - <А„ + / («М Ро„ (Г) + Н-оЛ+1 (Г)

и и и и

^Е / (') р<>1 с) - (Е / (о*-+Е^) р„л)+Е^д,+2 (?)

/=1 /=1 1=1 /=1

п п п п

^Е / (о - (Е / +Е^) РпЛ)+Е^оа+3 )

¡=1 1=1 ¡=1 1=1

: 0>„+^) - (£/('> + Е ^ (Г) + Е ^оА+,+1«

1=1 ¡=1

(13)

/ТА

Введем в (13) вместо суммы производительностей «приведенную» сумму производительностей каналов обслуживания:

п

!>о,- =^пр- (14)

г=\

Сумма интенсивности потока, распределенная между каналами с помощью функции распределения нагрузки, равна полной интенсивности:

Е А/ (0 = А. (15)

i=l

Далее преобразовав (13), получим вероятности состояния в установившемся режиме в виде системы алгебраических уравнений:

п

X (о<) ~ХРо = 0

1=1

/(1) V» - (Ь)1 + f (!)Ро1 + М-01 Рп+1 = 0 /(2)Ър0 - (ц02 + /(2)Х)р02 + ц02рп+1 = 0

/(п)Хр0 - (ц0и + /(п)Х)р0п + ц0пРп+1 = 0 [, (16)

п

Ра - + ^пр) Рп+1 Рп+2 = 0

1=1

„-Х - № + М Рп+* + Цпр Рп+,+1 = 0

ОТ

X Рок = 1

к=1

Разрешив ее относительно неизвестных р0, р1, р2, р3,..., р0п , рп+1, ..., рп для любого к < п получим

Рок =

f {к р0 + рп+1 ц0 к

(17)

Цо к + /

Полученные соотношения позволяют проводить расчет необходимого числа заправочных колонок по типам с учетом неравномерности прихода на заправку грузового транспорта, автобусов и легковых автомобилей. Графики распределения численности приходящих на заправку транспортных средств по времени суток приведены в работах [6, 7]. Проведенные работы по анализу неравномерности объемов заправки транспорта природным газом и необходимого уровня обеспечения надежности снабжения потребителей газовым моторным топливом [8] показали, что следует рассчитывать не средние значения заявок в очереди, как обычно делается для систем массового обслуживания, а максимальные (пиковые) значения. Расчет числа каналов обслуживания разной мощности по предельным значениям числа заявок (транспортных средств) приводит к дополнительным финансовым затратам на оборудование станции, но позволяет покрывать перспективную потребность и создавать запас по надежности заправки транспорта.

Данный подход также может быть распространен на расчет необходимого

числа компрессоров, аккумуляторов, систем осушки и подготовки природного

газа. Процесс расчета и математическая модель при этом остаются неизмен- 31

ными, коррекции подлежат только исходные данные.

_ Литература

1. Вентцель Е.С. Исследование операций. - М.: Сов. Радио, 1972.

2. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. - М.: Гос. изд-во физ.-мат. литературы, 1962. -564 с.

3. Олзоева С.И. Моделирование и расчет распределенных информационных систем. -Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. - 67 с.

4. Кофман А., Крюон Р. Массовое обслуживание. Теория и приложения. - М.: Мир, 1965. - 302 с.

5. Евстифеев А.А. Математическая модель анализа потребности в КПГ и СПГ на вновь газифицируемых территориях // Газовая промышленность. - 2013. - № 01 (685). - С. 87-88.

6. Евстифеев А.А. Модель прогнозирования потребления газового моторного топлива в населенном пункте // Транспорт на альтернативном топливе. - 2013. -№ 3 (33). - С. 43-47.

7. Евстифеев А.А. Расчет надежности системы поставок газового моторного топлива потребителям // Транспорт на альтернативном топливе. - 2013. - № 4 (34). - С. 61-65.

8. Евстифеев А.А., Заева М.А., Хетагуров Я.А. Применение математического моделирования при испытаниях и отработке сложных технических систем // Вестник Нац. исслед. ядерного ун-та МИФИ. - 2013. - Т. 2. - № 1. - С. 115.

Новости отрасли

W///////////////////////M

Совещание в «Газпром трансгаз Ставрополь»

Компания РариТЭК - дистрибьютор ОАО «КАМАЗ» - приняла участие в семинаре-совещании, который состоялся 19-22 ноября 2013 г. и одна из тем которого была посвящена автотехнике КАМАЗ, использующей в качестве моторного топлива природный газ.

Перед многочисленными специалистами и руководителями «Газпром транс-газ Ставрополь» выступил генеральный директор «РариТЭК» Рафаэль Батыршин. В своем докладе представитель КАМАЗа раскрыл возможности использования природного газа в качестве моторного топлива на серийно выпускаемых автомобилях КАМАЗ, рассказал об их сервисном обслуживании, обучении персонала и перспективах сотрудничества. Предложенный комплексный подход КАМАЗа подразумевает активную деятельность всех участников газового рынка: поставщиков КПГ - производителей автотехники - администраций районов.

По итогам совещания стороны отметили перспективность в сотрудничестве по использованию автотехники КАМАЗ, в том числе использующей в качестве моторного топлива КПГ (метан).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.