Носов С. В., канд. техн. наук, доц. Липецкий государственный технический университет
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТА ПНЕВМОКОЛЕСОМ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ
nosovsergej@mail.ru
Разработана математическая модель процесса уплотнения грунта пневматическим колесом и алгоритм расчета деформаций грунта и его плотности на основе нового реологического подхода к оценке деформационных характеристик уплотняемых материалов.
_Ключевые слова: уплотнение грунта, относительные деформации слоя грунта._
Для наиболее общего случая, когда при взаимодействии пневматического колеса с уплотняемым слоем, материал которого работает в условиях сложного напряженного состояния, компоненты девиатора тензора деформаций определяются каждая в отдельности в соответствии с особенностями развития деформаций в каждом направлении. При этом должны учитываться и закономерности изменения соответствующей составляющей нагрузки со стороны колесных уплотнителей.
Составим математическую модель взаимодействия уплотняемого слоя грунта с пневмоко-лесом дорожно-строительной машины.
Если в качестве основного критерия при разработке математической модели выбрать приращение плотности грунта после однократного прохода пневмоколеса, то можно записать
А
Р =
1 - е
(1)
где р - плотность грунта после прохода пнев-моколеса, г/см3; р0 - начальная плотность грунта, г/см3; е - относительное изменение объёма.
При разработке математической модели взаимодействия уплотняемого слоя с пневмоко-
лесом приняты следующие допущения: грунт представляет собой изотропную среду с упруго-вязко-пластичными свойствами; в процессе деформации разрушения грунта не происходит, т.е. грунт рассматривается как сплошная среда; зависимость сдвига грунта, как функции от глубины, носит линейный характер; каток на пневматических шинах движется по горизонтальной поверхности прямолинейно и равномерно; пятно контакта колеса с грунтом имеет форму эллипса; инерционными свойствами грунта можно пренебречь; влияние динамических колебаний в трансмиссии катка не оказывают влияния на процесс развития деформации и изменения плотности грунта.
Относительное изменение объема определяется главными деформациями среды, которые могут быть определены из известного кубического уравнения [1]
£3 - Зх £2 + 32 £-= 0 , (2)
коэффициентами которого являются инварианты тензора деформаций
J1 = £ + £ + £ = £ - 2/(0£е , (3)
¿2= ££у + ££ + £*£ -
1 2 1 2 1 2 о 2 1 2
'Уху --г„ = -2/(0£е -тУ
¿3 =
£хс 2 Уз" 2 У
1 1
2 Уху £у
1 1
2 Ухг 2 Ууг £ г
,(5)
= £/(г )£/) + 0,25^}
У У У > (4)
4
Угловая деформация в плоскости качения
пневмоколеса определяется зависимостью:
= >
Угх
Н
(7)
деформации
где £| = = )£, /(г) - коэффициент поперечной деформации грунта.
Здесь переменными ех, еу, ег, обозначены относительные деформации в направлении соответствующих осей, а переменными ууг, угх -угловые деформации в соответствующих плоскостях (рис. 1). При этом
К
Остальные относительные приравниваются нулю.
Согласно проведенным исследованиям [2] получена зависимость изменения коэффициента поперечной деформации слоя грунта от времени действия уплотняющей нагрузки
Н
№); £х = №) (6)
Л- Л- /1П Л- Л- /-.О
№) = 0,51 + 0,01 если №) ^ 0,3; №) = 0,3 в остальных случаях.
(8)
у
<
£ г =£в =
Нел
У
///////'/// /
Нсл/2
77777
77777777777
X
Рис. 1. Ориентирование элементарного объёма слоя грунта в осях системы координат
На рис. 2 представлены три основных ре- мальные и тангенциальные напряжения. Для
жима качения пневмоколеса в процессе уплот- определения значений и закономерностей их
нения грунта. В пятне контакта пневмоколеса с распределения по опорной поверхности принят
уплотняемым слоем грунта развиваются нор- графический методом сходящихся сил [3].
Я'
Я
У
х
а
¥П7
чш^
т
а
т
а
т
1Г
а б в
Рис. 2. Реакции грунта, действующие в контактах колес: а - ведомого; б - ведущего; в - свободного; а - нормальное напряжение; т - тангенциальное напряжение
Развитие относительных вертикальной ев (0 и горизонтальной ег (0 деформаций слоя грунта под колесом описывается выражениями
^ > = Ъ
е. (') = -1
Е
г
а(т') + | К (г -т')а{т')с1т'
т(т') + } -т')т(т')Ст'
о
, (9)
где а(т') и т(т') - нормальные и касательные напряжения в грунте под колесом в момент времени т' действия нагрузки, кПа; ^ - время в мо-
мент определения деформаций; т' - время, в момент возникновения напряжений а и т; К^-т^ и Я^-т ) - функции скоростей линейной и сдвиговой ползучести, представленные в виде экспоненциально-степенных выражений [4]; Е и О -мгновенные модули деформации и сдвига грунта, кПа:
Е = -
1+ J K (t -т ' )dT '
_0_
/сг
1 + | R(t -т ' )dT '
- G = ■
Хк [ х](t )/т
(10)
где а и т - нормальное и тангенциальное напряжения в слое при ступенчатом законе нагружения (законе Хевисайда), кПа; ев'(1) и ег'(1) - относительные вертикальная и горизонтальная деформации слоя при его нагружении по закону Хевисайда в момент времени
Коэффициент подобия между базовой и любой другой из кривых ползучести определяется выражением
Хк[ х ] =
s[t; х] _ Ä[t;W; р]- Ä[t; аг ; tz ; Иг ]• À[t; а; т]
]
s[t; х0] Ä[t;W0; р0
где Xi= f(W, р) - функция подобия от влажности и плотности слоя грунта; х2= f(ar, tr, hr) - функция подобия от угла установки грунтозацепов к плоскости качения колеса, шага и высоты грунтозацепов; х3= f(o, т) - функция подобия от нормальных и тангенциальных напряжений в пятне контакта пневмоколеса с уплотняемым грунтом.
Уравнения регрессии для функций подобия можно получить экспериментальным путем при проведении штамповых испытаний.
Время взаимодействия пневмоколеса с уплотняемым слоем грунта:
2a
= Xi-Х2-Хз,
(11)
t =
V
(12)
тр
где Утр - поступательная скорость трактора с прицепным катком или другой транспортно-технологической машины на колесном ходу, м/с; 2а - длина продольной диагонали пятна контакта колеса с деформируемым грунтом
2а = 0,7 • 2// / 2)2 - г? + д(2а), (13)
где Ок - свободный диаметр колеса, м; гк - статический радиус колеса, м; д(2а) - приращение величины продольной диагонали пятна контакта колеса с грунтом в зависимости от его реологических свойств.
Таким образом, получена математическая модель взаимодействия уплотняемого слоя грунта с пневмокоесом уплотняющей машины, которая позволяет определить значения вертикальной, горизонтальной и объёмной деформаций грунта и его плотность после прохода колеса.
Вычисления проводятся в следующем порядке:
1. Зная основные параметры колесной транспортно-технологической машины, вычисляют нормальную нагрузку на колеса;
2. Через диаметр колеса и его статический радиус определяют значение длины пятна контакта;
;аг 0; ^ 0; Кг 0;а0;т0
3. Вычисляют площадь пятна контакта, среднее значение нормального напряжения в пятне контакта и максимальное значение нормальных напряжений;
4. Через длину пятна контакта и скорость движения уплотняющей машины определяют время взаимодействия колеса с грунтом;
5. Зная величину ведущего момента на пневмоколесе, графическим методом получают эпюры напряжений, действующие в контакте колеса с уплотняемым слоем (рис. 2), параллельно вычисляя значения вертикальной и горизонтальной деформаций грунта по выражениям
(9);
6. Вычисляют значения относительных линейных и угловых деформаций согласно выражений (6), (7) и с помощью выражений (3) - (5) вычисляют корни кубического уравнения (2);
7. Определяют относительное изменение объёма, через величину которого находят значение плотности после прохода пневмоколеса по слою грунта согласно (1).
Выводы по данному исследованию:
1. Проведено теоретическое исследование взаимодействия уплотняемого слоя с пнев-моколесом транспортно-технологической машины (скрепера, автогрейдера, пневмокатка и др.) в рамках четырехмерного подхода к оценке деформационных характеристик уплотняемого материала на основе разработанной математической модели. В качестве основного критерия эффективности взаимодействия уплотняемого материала с пневмоколесом принято приращение плотности дорожного материала после однократного прохода пневмоколеса, определяемое через относительное изменение объема.
2. Каждая компонента относительных деформаций, входящая в инварианты кубического уравнения, определяется как независимая величина в соответствии с принятыми соотношениями нелинейной теории наследственной ползучести упруго-вязко-пластичесих тел с учетом времени и характера действия соответству-
0
ющей нагрузки в пятне контакта пневмоколеса с уплотняемым слоем, а также функций подобия, определяющих соотношения параметров состояния уплотняемого слоя, параметров грунтоза-цепов и величин действующих нормальных и касательных напряжений в пятне контакта пневмоколеса с уплотняемым слоем грунта.
3. Установлено, что коэффициент бокового расширения уплотняемого дорожно-строительного материала является величиной непостоянной и зависит о времени действия приложенных нагрузок. Для грунта получена зависимость изменения коэффициента бокового расширения от времени, согласно которой в интервале 0...0,5 с наблюдается рост его значений, а в последствии, при больших значениях времени нагружения (порядка нескольких секунд и более) коэффициент принимает постоянное значение, характерное для данного типа грунта.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вялов С.С. Реологические основы механики грунтов - М.: Высшая школа, 1978.-447 с.
2. Носов С.В., Бондаренко П.А. К вопросу оценки коэффициента Пуассона опорного основания МЭС с ярко выраженными реологическими свойствами // Прогресс транспортных средств и систем - 2002: материалы международной научно-практи-ческой конференции (811 октября 2002 г.). Часть 1.- Волгоград, 2002. С. 311-313.
3. Водяник И.И. Воздействие ходовых систем на почву (научные основы.- М.: Агропром-издат, 1990.- 172 с.
4. Носов, С.В. Выбор функции влияния при исследовании реологических свойств опорного основания // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2006. № 10. С. 19-21.