Научная статья на тему 'Математическая модель оценки экономико-образовательных процессов по вероятностным показателям нереализованных возможностей сформированности компетенции'

Математическая модель оценки экономико-образовательных процессов по вероятностным показателям нереализованных возможностей сформированности компетенции Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
99
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МНОГОМЕРНОЕ НОРМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ НЕРЕАЛИЗОВАННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ / COMPETENCE / COMPETENCY / MULTIVARIATE NORMAL DISTRIBUTION / THE PERFORMANCE OF UNREALIZED POSSIBILITIES

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Зиброва Ольга Григорьевна, Зибров Петр Федорович

Ннотация: в основу современных экономико-образовательных систем положено внедрение компетентностно-ориентированного обучения в вузе. Оценка компетентности студентов в вузе является важнейшей характеристикой экономической эффективности подготовки конкурентоспособных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Зиброва Ольга Григорьевна, Зибров Петр Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL MODEL OF AN ESTIMATION OF THE ECONOMIC-EDUCATIONAL PROCESSES PROBABILISTIC INDICATORS OF UNREALIZED POSSIBILITIES OF FORMATION OF COMPETENCE

The basis of modern economic and educational systems emphasize the implementation of competence-oriented education. Assessment of competence of students is an essential characteristic of economic efficiency in the training of competitive specialists.

Текст научной работы на тему «Математическая модель оценки экономико-образовательных процессов по вероятностным показателям нереализованных возможностей сформированности компетенции»

УДК: 303.02 ББК: 60.506

Зибров П.Ф., Зиброва О.Г.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ПО ВЕРОЯТНОСТНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ НЕРЕАЛИЗОВАННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

Zibrov P.F., Zibrova O.G.

MATHEMATICAL MODEL OF AN ESTIMATION OF THE ECONOMIC-EDUCATIONAL PROCESSES PROBABILISTIC INDICATORS OF UNREALIZED POSSIBILITIES OF FORMATION OF COMPETENCE

Ключевые слова: компетенция, компетентность, многомерное нормальное распределение, показатели нереализованных возможностей.

Keywords: competence, competency, multivariate normal distribution, the performance of unrealized possibilities.

Аннотация: в основу современных экономико-образовательных систем положено внедрение компетентностно-ориентированного обучения в вузе. Оценка компетентности студентов в вузе является важнейшей характеристикой экономической эффективности подготовки конкурентоспособных специалистов.

Abstract: the basis of modern economic and educational systems emphasize the implementation of competence-oriented education. Assessment of competence of students is an essential characteristic of economic efficiency in the training of competitive specialists.

Компетенция - это предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнению профессиональной деятельности. Компетентность - это ситуативная категория, так как она выражается в готовности к осуществлению деятельности в конкретных профессиональных ситуациях. Компетентность - интегральная характеристика личности, распадающаяся на спектр отдельных компетентностей, включает в себя когнитивные, мотивационно-ценностные, эмоционально-волевые компоненты [1] .

Показатели или факторы компетенции оцениваются по шести признакам: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

ФГОС ВО (уровень бакалавриата) выделяет компетенции: общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК) и профессионально-прикладные (ППК).

Для указанного набора компетенций будем рассматривать вектор компетентно-

сти Х=(Х1,Х2,Х3,Х4) четырехмерного пространства. Каждая его компонента включает шесть оценочных значений, обусловленных набором многомерных статистических данных, по результатам опроса и тестирования специалистов конкретной предметной области. При этом статистический материал подлежит систематизации и обработке с целью выявления характера и структуры взаимосвязей между компонентами вектора Х=(Х1,Х2,Х3, Х4). Эти задачи решаются методами многомерного статистического анализа.

Многомерные статистические методы позволяют обоснованно выбрать математическую модель, которая наилучшим образом соответствует исходным статистическим данным, характеризующим реальное поведение исследуемой совокупности входящих в экономико-образовательную систему, оценить надежность и точность выводов, сделанных на основании ограниченного статистического материала.

Оценка изменения динамического состояния исследуемого объекта наиболее

эффективна при использовании вероятностных математических моделей и статистических методик. Возникающие возмущения в системе оказывают случайные воздействия на результаты образовательного процесса и оцениваются как дискретными, так и непрерывными параметрами, имеющими статистическую природу. Они определяются математическим ожиданием, дисперсией, среднеквадратичным отклонением и взаимной корреляцией. Статистическое математическое ожидание характеризует средневзвешенное состояние изучаемого объекта, а дисперсия - рассеивание или разброс отклонений количественных значений параметров от математического ожидания, корреляционные моменты устанавливают оценку взаимного влияния статистических показателей. В разрабатываемой математической модели используется второй вариационный момент, вычисляемый относительно нормативных значений контролируемых параметров, то есть оценивается состояние объекта относительно требуемого оптимума. Подобный подход приводит к количественным характеристикам отклонения экономико-образовательной системы от заранее обусловленного и принятого за эталонное.

Процедура расчета предполагает сбор информации о наличии или отсутствии выбранного характерного признака, а также его сравнение с имеющимся эталоном, согласно выбранных критериев. Получение количественных показателей при этом осуществляется по двум направлениям:

- математическое моделирование процессов и явлений на основе существующих, известных математических образов и отношений между ними, не противоречащих результатам опыта;

- познание и описание математических закономерностей на основе количественно-прогностических отношений.

Первое влияет на эффективность хозяйственной и экономической деятельности, второе позволяет совершенствовать и оптимизировать принципы переработки информации о количественных оценках состояния явлений и процессов.

Успешность решения подобных задач зависит от наилучшего, наивыгоднейшего

способа использования ресурсов и их воздействия на хозяйственную деятельность, обуславливая распределение и взаимную увязку имеющихся ресурсов, представляющих оборудование, деньги, рабочую силу, электроресурсы, и другие факторы. Оптимальность их влияния определяется естественными ограничениями на потребление ресурсов. Таким образом, при математическом моделировании экономических процессов необходимо выполнять следующие действия:

- смоделировать механизм оценки эффективности используемых технологий, сформулировать цель решения поставленных задач методами теории вероятностей и математической статистики;

- разработать критерии и количественные оценки, определить составляющие достижения поставленной цели;

- выбрать приоритетные численные показатели оценок;

- построить вероятностно-статистическую математическую модель исследуемого процесса, устанавливающую функциональные зависимости между показателями и результатами;

- осуществить исследование анализируемого объекта с помощью математической модели соответствующим методом;

- проверить соответствие полученных результатов реально существующим показателям;

- использовать полученную модель в планировании и прогностических расчетах.

Следовательно, для повышения эффективности управленческих мероприятий, на основе количественных оценок состояния, экономико-образовательной системы требуется адаптация математического инструментария к указанному классу задач, в которых оперируют множествами непрерывных и дискретных случайных величин (Х1,Х2,.....,Хп).

Числовыми характеристиками для указанной системы являются:

п математических ожиданий

т

х2 ' ' хп ■ 1

п дисперсий П • (п - 1)

Ох , А. ®х

корреляционных момен-

к„ 1Ф / = 1,2,...,и

tob у, где J .

Корреляционные моменты характеризуют попарную корреляцию всех величин, входящих в систему и имеют вид:

К1}=М

о о xixJ

хг =Х.

-т,

Xj=XJ

Следует отметить, что дисперсия каж-

X

дои из случайных величин 1 есть частный случай корреляционного момента случайной величины Х1 на саму себя. Действительно:

о

D, = K,, = M

X 2

= M

о о

X, X.

Все корреляционные моменты и дисперсии представляют в виде корреляционной матрицы.

K =

K11 K12

К к

K 21 K 22

K

2n

\Knl Kn2

к =K...

K

nn

где

Вместо этой матрицы используют так же и нормированную матрицу из коэффициентов корреляции.

r '11 r 12 .. r 1n

r 21 r. 22 .. r 2n

r ,

\ n1 n 2

nn J

К

г = ——

ч

о а

где 1 1 , причем

ности вероятности, который задается соотношением:

fX1 , Х2 У> Xn^

--^ n n

„ 2 i= 1 j=1

Сл- J

,(1)

C

здесь 1 1 - определитель матрицы С,

С =

матрица, обратная корреляци-

K

оннои матрице

К

ж , Мч

Элементы матрицы

K

|K| -

где 1 1 - определитель корреляционной

М,

матрицы, а J - миноры этого определи-1

теля, причем

|с|=й

Из выражения (1) в качестве примера можно получить закон нормального распределения плотности случайных величин при

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— 9 Ф[ Г"

п ~ ^, то есть на плоскости для ^ '

Корреляционная матрица при этом принимает вид

К =

г а2

aar

х у ху

.aar

\ х у ху

а

У /

Отсюда

1*1=

а er t

л; у ~

г

ху >

2 2 ä 2 er er f - г

r v ^ ет;

С =

2 ä 2 а у-г

X ^ ху

а er С г

X у ~ ху

r

xy

, (J <J

\ X у ^

<т2<-

V ~

xy J

Г, = = ... = Г = 1.

1122 nn

Если система непрерывных случайных

Ф[ X X величин 2'"'' п - характеризует не-

которую систему в п-мерном пространстве показателей, то она может быть описана нормальным законом распределения плот-

Подстановкой элементов определителя матрицы в (5), получают выражение для нормального закона на плоскости.

fx, у]

1

_ 1

(2)

о

о

С

У

1

2

1

r

xy

1

2

2

r

xy

e

r

xy

Из соотношения (2) следует, что нормальный закон на плоскости зависит от пяти параметров, имеющих следующий вероятностный смысл:

тх,ту

математические ожида-

ния;

С7 ,<7

_ X ' у

средние квадратичные от-

клонения; г

— — коэффициент корреляции величин X и Y.

г - К-

Коэффициент корреляции обращается в ноль для независимых случайных вели-

г

чин. Если коэффициент ху не равен нулю, то случайные величины являются некоррелированными.

Гп,

Если , то случайные величины

(Х,У) зависимы, и условные законы распределения плотности вероятности обозначают

/4>/лГ /Ч/у"

как ^ -и-7^

Указанные условные плотности вероятности нормального закона характеризуются с центрами рассеивания

т

у / X

™х/у = ™х+Гху

<Т„

<У„

менты являются математическими ожиданиями величин X и У системы, то есть :м(г17°_=м ^

тх = а10

ту=а 01 =

м\:°г1 =м\'_

Совокупность математических ожида-

- т ту ний х и у представляет характеристику

положения системы. Геометрически это координаты точки на плоскости, вокруг которой рассеяны значения системы (Х, У). Два вторых центральных момента системы представляют дисперсии величин Х и У

0 0 0

М2,о=М X2 7° II X2

в X

Они характеризуют рассеивание слу-

„ О , О

чайных точек в направлении осей х у .

Второй смешанный центральный момент имеет специальное обозначение

0 0 0

Мол=М х°г2 II 72

и =К =М

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/ 1 1 XV

0 0 ХГ

-т 4-т

х ^ У .

и представляет корреляцию между случайными величинами Х, У.

Для дискретных и непрерывных случайных величин корреляционный момент имеет вид

К =УУ] ^ -т ^ У-т -р.. ,

ху —' ^ I х ^ ^ 1 у г 11 7

и средними квадратичными отклонеНИЯМИ

=

Л

°~х/у = °~х

г<

В [2,3] подробно изложен механизм вероятностной оценки распределения дискретных величин по показателям нереализованных возможностей для одномерного случая.

Когда имеет место система двух случайных величин, то первые начальные мо-

Куу = ту^/Х у^у.

Он наряду с рассеиванием величин Х и У характеризует связь между ними, а для независимых случайных величин равен ну-

К =0.

лю, то есть ^

К

Если ^ , то между случайными величинами есть вероятностная зависимость.

При расчетах характеристик нереали-зованности оптимальных показателей состояния исследуемых систем используется

X

величина §

X

где к - случайная величина, к -регламентированное значение оптимального

состояния системы, ^ -1,2,...,п

Для дискретных и непрерывных случайных величин начальный момент первого

8 и

порядка показателя к принимает вид

а

^ Ё ^гк ^к Р/к

1

а1 $кУ

Второй вариационный момент, характеризующий разброс значений статистических параметров относительно к

^Ргк

¿=1

К 3= К*у К У ЕЁ < -7 1', -Ъ

>1

/'и

Здесь ^ ' " -

функция распределения плотности вероятности системы непрерывных случайных величин.

После перехода от системы непрерыв-

X ,У

к си-

ных двух случайных величин

4,8 "

стеме х для которой справедлив нормальный закон распределения на плоскости, можно рассчитать вероятность оптимального функционирования системы в заданной

области Б изменения параметров

=—1

х у у х у

В

2<-

2г12 ^г -«10 ^ -«02 > -«021

м2

. а\ 20 . ^г . 12 сг^г

А1

где:

Здесь - вероятность

Р ФС — X Г С

4 ¡к^ у ¡к ^ ¿к*^ _ распределение

плотности вероятности случайной величины

X,

В системах двух случайных величин с показателями оптимальности

х у указанные характеристики имеют вид

«г,

а,

Ы >1 ,

О ]<"- г, ^ «20 3= )('- гу }2О

я

;=1 у-1

1=1 м

Конечный количественный результат определяется заданной областью D, в которой изменяются составляющие системы

Ъ ,8

~ X ' у ^

Например, для прямоугольной области D со сторонами, параллельными координатным осям и нормальном законе распределе-

Ъ ,8 "

X > V

ния системы

Р#ХА СД =

- »г.

их вероятность

р <>,

V

V ^х^У

- »г,

V

V

где

а < 8Х < /3 у <8у<у

Аналогично, вероятность попадания

значении системы х у - в эллипс рассеивания В^ отношение полуосей которого

2

1^2

12

В

П П

А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 = 1-^=0,393, = 2

1

о ^ у ^ ^ - при

' "•равна ,, >0,865.

М- ^

Р Чйх'ду 51 ^ 1 ~е 2 Таким образом, полученные соотно-

шения позволяют на практике рассчитывать

, _ 1 вероятностные количественные характери-

Если ' -1, эллипс рассеивания выраж- стики оценки приближения исследуемой

дается в круг и случайные величины §х,5у системы к оптимальному состоянию. не коррелированны

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Зибров, П.Ф., Кузнецова, О.А. Математическая модель интервальной оценки компетентности как двумерного вектора распределения по статистическим данным / Сборник материалов методического семинара. Часть 1. Сборник подготовлен при грантовой поддержке РФФИ проект №14-06-20557. - Тольятти, 18-19 декабря 2014 г.

2. Зибров, П.Ф. Механизм вероятностной оценки природоохранных технологий и состояния экосистем по показателям нереализованных возможностей / Сб. трудов первого международного экологического конгресса «Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов» ELPIT. - Тольятти, 2007.

3. Зибров, П.Ф., Зиброва, О.Г., Зибров, А.П. Моделирование объектов и процессов формирования систем управления промышленным предприятием / Материалы IX Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». - Тольятти, 2012.

4. Зибров, П.Ф., Зиброва, О.Г. Концепция формирования экономического образа мышления студентов ВУЗов. - Тольятти: ТГУ, 2003. - 138 с.

5. Зибров, П.Ф. Вероятностный подход к оценке характеристик состояние экосистем по показателям нереализованных возможностей // Известия Самарского научного центра РАН. - Том 16. - № 1(6). - 2014. - С. 1756-1761.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.