Научная статья на тему 'Математическая модель электрогидроусилительного агрегата рулевого управления автотранспортных средств'

Математическая модель электрогидроусилительного агрегата рулевого управления автотранспортных средств Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
88
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОГИДРОУСИЛИТЕЛЬНЫЙ АГРЕГАТ / РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ELECTROHYDROAMPLIFYING AGGREGATE / STEERING / MATHEMATICAL MODEL

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Веселов П. В.

Описана обобщенная математическая модель системы электрогидроусили-тельный агрегат рулевое управление транспортного средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Веселов П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL MODEL OFELECTROHYDROAMPLIFYING AGGREGATE OF MOTOR VEHICLES STEERING

Generic mathematical model of electrohydroamplifying aggregate motor vehicles steering system is described.

Текст научной работы на тему «Математическая модель электрогидроусилительного агрегата рулевого управления автотранспортных средств»

УДК 629.3

П.В. Веселов, асп., (4872) 35-54-50, eistst@rambler.ru Россия, Тула , ТулГУ) МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

ЭЛЕКТРОГИДРОУСИЛИТЕЛЬНОГО АГРЕГАТА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Описана обобщенная математическая модель системы электрогидроусили-тельный агрегат - рулевое управление транспортного средства.

Ключевые слова: электрогидроусилительный агрегат, рулевое управление, математическая модель.

Следящий электрогидравлический привод рулевой системы управления автотранспортного средства выполняет специфические требования, предъявляемые в процессе работы, связанные с его непосредственным назначением по обеспечению автоматического регулирования положения направляющих колес в соответствии с задающим воздействием со стороны рулевого колеса.

Следящий электрогидравлический привод с электромеханическим управлением состоит из дроссельного гидропривода в цепи жесткой механической обратной связи, а также в параллельной цепи электрической обратной связи. Сигнал о рассогласовании как разность сигналов управления и обратной связи преобразуется с помощью электронного блока управления.

Изменение нагрузки на рулевом колесе автотранспортного средства через управляющий сигнал блока управления обеспечивает перемещение гидравлического золотника.

Силовой поршень (выходное звено золотника) имеет соединение с рулевым колесом, что обеспечивает механическую обратную связь и позволяет водителю автотранспортного средства «чувствовать дорогу» в комфортном диапазоне нагрузок на рулевом колесе.

Основное назначение анализируемой системы управления заключается в обеспечении слежения колес за управляющим движением рулевого колеса в заданном диапазоне скоростей и ускорений. Это свойство обеспечивается в результате энергетического и динамического расчета гидравлического поршневого привода и золотника с тем, чтобы развиваемые усилия и потери были не менее требуемых усилий и скоростей перемещаемого колеса.

Кинематические связи в системе "электрогидроусилительный агрегат (ЭГУА) - рулевое управление" удобно анализировать с помощью структурной схемы нагруженного ЭГУА (рисунок).

На рисунке Увх - координаты перемещения входного звена ЭГУА; 7вх - координаты нагрузки входного звена ЭГУА; Уб - координата пере-

мещения штока; x - относительное перемещение золотника; Z - сигнал рассогласования; Кос - координаты обратной связи; ZБ - координаты пово-

= d {ЛУБ)

рота сошки, б--— ; Квх - координаты передачи входного сигнала,

(Л1

'Э-

dx

динаты крутизны скоростной характеристики дроссельного привода; К

Кз

Квх = Кпер Кое; Кер - коэффициент передачи ЭГУА; Квх = I \Pd = 0 - коор-

А

Структурная схема нагруженного ЭГУА

Коэффициентом передачи ГУА является отношение перемещения штока гидродвигателя на выходе к перемещению входного звена

КПЕР = У" , (1)

У вх

Величина и знак коэффициента передачи определяются кинематической схемой обратной связи:

Y

v — о.с Кос = ~Y~ 1б

х

Y6

Увх = 0. (2)

Перемещение точки силового возмущения, т.е. штока гидроцилиндра при неподвижном закрепленном входном звене ЭГУА, обусловлено деформацией жидкости в гидроцилиндре в результате ее сжатия и деформации основания.

Динамическая жесткость так же, как и передаточная функция, может быть представлена в виде отношения полиномов и выражена номинальной величиной.

В частном случае при гармоническом характере силового воздействия на шток его перемещение (деформация) также будет носить характер гармонических колебаний с определенной амплитудой и сдвигом по фазе.

В этом случае динамическая жесткость определяется амплитудой, фазовой и частотными характеристиками.

Частотные характеристики динамической жесткости определяются экспериментом или по результатам теоретических расчетов и моделированию.

Характеристика динамической жесткости определяет демпфирующие свойства ЭГУА, а также всей рулевой системы автотранспортного средства.

Динамическое состояние ГУА с отрицательным коэффициентом передачи при действии возмущающей силы, приложенной к штоку, определяют также системой уравнений, и, если уравнения рассогласованы, записывают с учетом кинематической обратной связи

Ах = кос АУб . (3)

Передаточная функция динамической жесткости ГУА с отрицательным коэффициентом передачи имеет вид

/ ч R(s) G0 (71s +1)

wô{s ) = -У)= ° 1 + 1 > (4)

ys(s) 7 s +1

где

Т = ^ =-L

KQPKPXKOC Kd

72 = ;

2 EKqp

G0 = KPXAPKOC .

В передаточной функции динамической жесткости ЭГУА с отрицательным коэффициентом передачи постоянная времени Т2 может быть уменьшена за счет снижения добротности ГУА и жесткости основания.

При Тг>Т2 фазовая частотная характеристика становится постоянной, а переменная штока отстает по фазе от возмущающей силы. В этом случае ЭГУА поглощает работу внешних сил, выполняя функцию демпфера колебаний. Для усиления демпфирующих свойств ЭГУА нужно уменьшить коэффициент обратной связи КОС не изменяя добротности ЭГУА.

В определенной степени рулевую систему автотранспортного средства можно представить колебательной системой, имеющей массу тР и перемещающейся под действием момента на рулевом колесе М(1;), что вызывает изменение входной координаты ГУА УВХ:

^(,)--ь/М--СрАув -|*|Ь3 ^ = 0 . (5)

Уравнение рассогласования ГУА

Ах = Квх АУВХ - КОС аУ6 • (6) Уравнение расхода дроссельного гидропривода

Або =АQэФ -АQcк, (7)

где Аб0 = КЗАх - расход золотника.

Эффективный расход дроссельного гидропривода

Аб = -^ЛАРЛ + А &Ы (8)

АбЭФ 2Е & А Л ■ (8) Расход жидкости, обусловленный скольжением гидропривода,

Абск = Квр АР& . (9) Силы, действующие на массу рабочего органа,

т ^(¿у) + + сш Ауи = сш (Ау3 -Ауи) = Я = АРЛАЛ (10)

т ш

или после преобразований:

)= ^Н{\1 + ) у^ )=°т № ) ,

тБ 2 + ЬБ + сш + с КОН где г (о )= с кон т2 + ЬБ + Сш) . с = 2 ЕАп

где &т - ; С Г =—— •

тБ + ЬБ + Сш + СкОН Г

к

Дополнительно введены обозначения: Кй =—Кос - коэффициент

Ап

А 2

добротности ЭГУА; В = - коэффициент жесткости механической ха-

КбР

рактеристики ЭГУА, характеризующий собственное демпфирование. А 2

В =-п— с учетом перетечек.

Кбр + ГУТ

Приведённые система уравнений и структурная схема позволяют рассчитать ошибки, динамические характеристики и выполнить общую оценку работы ЭГУА.

Список литературы

1. Основы технической кибернетики: учеб. пособие для вузов / Р.А.Сапожников М.: Высшая школа, 1970. 464 с.

2. Семенов М.В. Кинематические и динамические расчеты исполнительных механизмов. Л.: Машиностроение, 1974. 432 с.

3. Могендович Е.М. Гидравлические импульсные системы. Л.: Машиностроение, 1977. 216 с.

4. Вермишев Ю.Х. Основы управления ракетами, 1968. 320 с. P.V. Veselov

MATHEMATICAL MODEL OFELECTROHYDROAMPLIFYING AGGREGATE OF MOTOR VEHICLES STEERING

Generic mathematical model of electrohydroamplifying aggregate - motor vehicles steering system is described.

Key words: electrohydroamplifying aggregate, steering, mathematical model.

Получено 19.06.12

УДК 629.3

П.В. Веселов, аспирант, (4872) 35-54-50, eistst@rambler.ru (Россия, Тула ,ТулГУ)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОГИДРОУСИЛИТЕЛЬНОГО АГРЕГАТА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Определена работоспособность электромеханической системы электрогид-роусилительного агрегата рулевого управления автотранспортных средств.

Ключевые слова: электрогидроусилительный агрегат, сервопривод, переходный процесс.

Электромеханическая система электрогидроусилительного агрегата рулевого управления автотранспортного средства включает в себя источник электрического питания, сервоприводы, электромеханические датчики, электромеханический блок управления сервоприводами (рис. 1).

Электрогидроусилительный агрегат работает следующим образом. Нагрузка, приложенная к управляющему звену, фиксируется тензодатчи-ком 9, а положение сектора-вала сошки 6 фиксируется потенциометриче-ским датчиком 10. Блок управления 8 на основании сигналов с датчиков генерирует управляющий сигнал на электрогидрораспределитель 7. Под воздействием управляющего сигнала электрогидрораспределитель 7 направляет поток гидравлической жидкости к полостям картера по обе стороны поршня-рейки 5, тем самым изменяя положение поршня-рейки 5, механически связанного через сектор-вал сошки с управляемым звеном, тем самым реализуя гидроусиление нагрузки приложенной к управляющему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.