Научная статья на тему 'Моделирование переходных процессов в системе "электрогидроусилительный агрегат рулевое управление” автотранспортных средств'

Моделирование переходных процессов в системе "электрогидроусилительный агрегат рулевое управление” автотранспортных средств Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
137
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОГИДРОУСИЛИТЕЛЬНЫЙ АГРЕГАТ / СЕРВОПРИВОД / ПЕРЕХОДНЫЙ ПРОЦЕСС / ELECTROHYDRAULIC AMPLIFYING AGGREGATE / SERVOMOTOR / TRANSITION PROCESS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ядыкин Евгений Александрович, Веселов Павел Валерьевич

Произведено моделирование переходных процессов в системе "электрогидро -усилительный агрегат рулевое управление " автотранспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Ядыкин Евгений Александрович, Веселов Павел Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSITION PROCESS MODELLING OF THE "ELECTROHYDRAULIC AMPLIFYING UNIT STEERING" SYSTEM OF MOTOR VEHICLES

Transition process modelling of the "electrohydraulic amplifying unit steering" system of motor vehicles is designated.

Текст научной работы на тему «Моделирование переходных процессов в системе "электрогидроусилительный агрегат рулевое управление” автотранспортных средств»

ТРАНСПОРТ

УДК 629.062

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ "ЭЛЕКТРОГИДРОУСИЛИТЕЛЬНЫЙ АГРЕГАТ - РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ” АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Е.А. Ядыкин, П.В. Веселов

Произведено моделирование переходных процессов в системе "электрогидро-усилительный агрегат - рулевое управление" автотранспортных средств.

Ключевые слова: электрогидроусилительный агрегат, сервопривод, переходный процесс.

Особенности взаимосвязи элементов электромеханической системы "электрогидроусилительный агрегат (ЭГУА) - рулевое управление" автотранспортных средств определены на основе разработанных новых технических решений по повышению эффективности и надежности ее работы.

Повышение эффективности и надежности функционирования достигается за счет уменьшения времени запаздывания реакции рулевого механизма.

Кинематические связи анализируются с помощью расчетной рис. 1 и структурной рис. 2 схем математической модели.

Уравнения движения ЭГУА рулевого управления представляют его как колебательное звено системы "ЭГУА - рулевое управление", имеющее массу тР и перемещающейся под действием момента на рулевом колесе М(1) что вызывает изменение входной координаты ГУА УВХ (уравнение сил действующих на систему ЭГУА - рулевое управление):

р(,)_-СРАУв -IКвхЬз= 0

Уравнение рассогласования ГУА

Ах — КВХ АувХ _ КОС Ауб

Уравнение расхода дроссельного гидропривода

А0> —А0эф _А0ск ,

где расход золотника А(2о — К з Ах.

Эффективный расход дроссельного гидропривода

_ V а(РР„) + А а (Ау,)

эф

2Е а

а

Рис. 1. Расчетная схема математической модели: тр - масса подвижной рулевой системы, приведенная ко входу золотника системы, кг; вр - коэффициент вязкого трения, Н/с;

Ср - коэффициент жесткости рулевой системы, Н/м;

Сш - коэффициент жесткости рулевых шарниров, Н/м;

Ск - коэффициент жесткости конструкции, Н/м; ¥(1) - усилие, приложенное к рулевому колесу, Н; ¥з(1) - усилие приложенное

соленоидом к золотнику, Н

Рис. 2. Структурная схема математической модели: Увх - координаты перемещения входного звена ЭГУА; Уб - координата перемещения штока; х - относительное перемещение золотника; Кос - координаты обратной связи; Квх - координаты передачи входного сигнала;Квх = Кпер

Кое; Кпер - коэффициент передачи ЭГУА; Квх =

Ґд^ V дх J

Ра _ 0 -

координаты крутизны скоростной характеристики дроссельного

привода; Кух= —3; гвх - усилие на входящем звене; гБ - координата

А

п

перемещения ведущего колеса; г - сигнал рассогласования. [6]

Расход жидкости, обусловленный скольжением гидропривода

А£ск = Кдр АР,.

Уравнение сил, действующих на массу рабочего органа

т а (АУи) + Ъ + Сш Ау = Сш (Ау о -Ауи) = Я = АРЛАЛ

у. 2 /у ш V и ш V * о * и *

Ж Л .

Здесь т - масса движущих частей электрогидроусилителя, приведенная к штоку поршня, кг; Ь - коэффициент вязкого трения, Нм/с; у - перемещение штока поршня, м; Я - полезная нагрузка, приведенная к штоку поршня, Н; V - объект жесткости, находящийся в силовом цилиндре (принимаем его равным половине объема цилиндра), м ; Еж - модуль объемной упругости жесткости, Н/м2; увх - координата перемещения входного звена ЭГУА, м; уб - координата перемещения штока ЭГУА, м; Кос - коэффициент обратной связи; Квх - коэффициент передачи входного сигнала; Квх = Кпер * Кос; Кпер = Уб/увх; Сш - коэффициент шарнирной нагрузки, Н/м.

В работе применены два способа решения уравнения - прямое решение методом "Рунге-Кутта" и структурное моделирование в "МайаЬ".

На рис. 3 приведена структурная схема разомкнутой системы "ЭГУА - рулевое управление" автотранспортного средства.

Рис. 3. Структурная схема разомкнутой системы "ЭГУА - рулевое управление ": рк - рулевое колесо; п - поршень; сш - сошка; нк - направляющие колеса; гр - гидрораспределитель; г - генератор; сл - соленоид; тд - тензодатчик; дпнк - датчик положения направляющих колес; дпрк - датчик положения рулевого колеса

При моделировании системы учтено ограничение по давлению и времени реакции системы "ЭГУА - рулевое управление", нелинейная зависимость силы трения Б^^у) при движении штока ЭГУА.

В результате исследований численного эксперимента с математической модели ЭГУА рулевого управления получены расчетные осцилло-

граммы их режимов работы на основе замкнутой структурной схемы, представленной в работе [7].

Рис. 4. Осциллограммы режимов работы ЭГУА рулевого управления

Из осциллограмм рис. 4 установлено, что эффективность достигнутая за счет рациональных, конструктивных и режимных параметров новых технических решений составила 20%, что соответствует требуемому уровню надежности.

В результате анализа режимов работы ЭГУА рулевого управления установлено, что рациональные переходные процессы могут быть достигнуты за счет разработанной конструктивной схемы с применением элек-трогидравлических и электротехнических элементов.

Для оценки эффективности установленных рациональных, конструктивных и режимных параметров предложенных технических решений,

на основе численных экспериментальных исследований получен график переходного процесса рис. 5.

Р, МПа

Рис. 5. График переходного процесса: 1 - переходный процесс в существующей конструкции ГУА полученный Меркуловым Н.М.;

2 - переходный процесс в конструкции ЭГУА с оптимальными параметрами и при применении технических решений по внедрению электрогидравлических агрегатов и электротехнических элементов

Определение работоспособности системы «Электрогидравлический усилительный агрегат - рулевое управление» автотранспортных средств устанавливается из её общей передаточной функции подстановкой Р=^, где получено характеристическое уравнение в частной области в виде

X (Л,, а)+Г (Л,, П)у = 0 Решаем совместно систему

' X (Л,, а)=0;

]т (Л,, а)=0;’

которая приведена в работе [7].

Оценка результатов теоретических и экспериментальных исследований показали, что расхождение между ними не превышает 14,5%, что допускается в инженерных расчетах и подтверждает правильность установленного требуемого уровня надежности функционирования системы «ЭГУА - рулевое управление».

Список литературы

1. Сапожников Р.А., Матвеев П.Н., Родин Б.П., Филадельфина Н.А. Основы технической кибернетики: учеб. пособие для вузов. М.: Высшая

школа, 1970. 464 с.

2. Семенов М.В. Кинематические и динамические расчеты исполнительных механизмов. Л.: Машиностроение, 1974. 432 с.

3. Могендович Е.М. Гидравлические импульсные системы. Л.: Машиностроение, 1977. 216 с.

4. Вермишев Ю.Х. Основы управления ракетами, 1968. 320 с.

5. Веселов П.В. Определение работоспособности электромеханической системы электрогидроусилительного агрегата рулевого управления автотранспортных средств. // Известия ТулГУ. Технические науки. Тула: Издательство ТулГУ, 2012. Вып. 12. Ч. 3. С. 194-197.

6. Веселов П.В. Математическая модель электрогидроусилительно-го агрегата рулевого управления автотранспортных средств // Известия ТулГУ. Технические науки. Тула: Издательство ТулГУ, 2012. Вып. 12. Ч. 3. С. 190-193.

7. Веселов П.В. Определение работоспособности электромеханической системы электрогидроусилительного агрегата рулевого управления автотранспортных средств // Известия ТулГУ. Технические науки. Тула: Издательство ТулГУ, 2012. Вып. 12. Ч. 3. С. 194-197.

Ядыкин Евгений Александрович, д-р техн. наук, проф., Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Веселов Павел Валерьевич, аспирант, Россия, Тула, Тульский государственный университет

TRANSITION PROCESS MODELLING OF THE "ELECTROHYDRAULIC AMPLIFYING UNIT - STEERING" SYSTEM OF MOTOR VEHICLES

E.A. Yаdykin, P. V. Veselov

Transition process modelling of the "electrohydraulic amplifying unit - steering" system of motor vehicles is designated.

Key words: electrohydraulic amplifying aggregate, servomotor, transition process.

Yadykin Evgenij Аleksandrovich, doctor of technics, professor, Russia, Tula, Tula state University,

Veselov Pavel Valer'evich, postgraduate, Russia, Tula, Tula state University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.