СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ю.Л. Троицкий, А.В. Корчинский
МАСТЕРСКАЯ «ТЕКСТ: СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ» Концепция учебной программы
Мастерская «Текст: стратегии чтения» - уникальная площадка для практической отработки методов гуманитарного чтения текстов различной природы. Объектом внимания являются художественные и нехудожественные тексты, документы, философские и научно-теоретические произведения. В основе работы мастерской лежит проектный метод работы.
Ключевые слова: текст; дискурс; дискурс-анализ; методология; новый образовательный формат.
Мастерская «ТЕКСТ: стратегии чтения» была задумана в качестве междисциплинарного методологического курса для студентов, обучающихся по различным программам в рамках направлений «История» и «Филология» Историко-филологического факультета ИФИ РГГУ.
Проблемное поле мастерской - это, прежде всего, историкофилологические методы исследования сложноустроенных текстов самой различной природы - от бытовых документов до художественных произведений.
Уникальность проекта состоит в том, что на занятиях делается попытка привести формы и жанры учебной деятельности студентов-гуманитариев в соответствие с новыми условиями, которые предъявляются к универсальному образованию. Среди этих условий — высокая степень
неопределенности типа и характера будущей профессиональной деятельности студента. Сочетание принципа фундаментальности образования с быстро меняющейся образовательной и рыночной конъюнктурой требует иных способов получения образования. Особенность проекта заключена также в том, что в его основу положены принципы коммуникативной дидактики, предполагающие развитие и саморазвитие студентами профессиональных (исследовательских) компетенций в процессе и посредством коммуникации. Кроме того, концепция мастерской основывается на принципах эпистемологического плюрализма и диалогизма, когда преподаватели (модераторы) и студенты равноправны в своих позициях относительно истинностных суждений.
Обязательным условием нормального функционирования образовательного проекта такого рода является то, что «мастерская» - это длительная форма учебной работы. Этот формат давно освоен в обучающей системе творческих специальностей, но на сегодняшний момент он практически не находит применения на гуманитарных факультетах классических и профильных университетов. Подобная адаптация учебного жанра предполагает не просто приспособление формата «творческой мастерской» для нужд гуманитарного образования, но создание совершенно нового способа организации учебно-исследовательской деятельности студентов.
Суть концепции мастерской - устроение для студентов такой развивающей образовательной среды, которая бы инициировала появление новых предметных смыслов во время занятий, их артикуляцию, развитие, углубление за счет коллективной мыследеятельности и ее дискурсивной экспликации во время занятий.
Основная технология работы мастерской - проектная деятельность участников. Проектная работа понимается как движение к реальному продукту, требующее постоянных экскурсов и «боковых» исследовательских
отвлечений, которые и составляют основной - эвентуальный (событийный) - продукт деятельности мастерской.
Исходя из этого, предполагается два реальных продукта работы студентов мастерской. Во-первых, это может быть сборник материалов заседаний, включающий в себя фрагменты стенограмм, отдельных выступлений, творческих студенческих работ. Другой реальный продукт - «Рабочая книга студента по аналитике текста», включающая описание аналитических приемов, методов и методологий работы с разнотипными текстами. Структура такой рабочей книги (или учебника нового типа) включает три раздела:
1. Дискурс (краткий очерк аналитического метода).
2. Экскурс (образцы аналитики текста, выполненные в логике этого подхода).
3. Праксис (тексты с заданиями по анализу).
Таким образом, пользователь такого учебника не только узнает о том или ином аналитическом методе, не только видит его «работу», но сам может попробовать практически этот метод освоить.
Эвентуальным продуктом в таком случае можно будет считать междисциплинарные аналитические компетенции студентов, освоенные за время работы в мастерской. Это и составляет «главный» образовательный результат для каждого участника.
Технология работы мастерской состоит из нескольких линий:
• Постоянное фиксирование и описание инструментов (понятий и аналитических процедур), доведение возникающих зачастую спонтанно «предпонятий» до отчетливых понятийных определений и дефиниций. Накопленная «общая память» мастерской (тезаурус понятий и репертуар аналитических техник) является образовательным ресурсом для развития коллективной
мыследеятельности участников, постоянно актуализирующих имеющиеся знания.
• Сопровождение теоретических наблюдений и экскурсов практическими упражнениями по аналитике текста.
• Проведение мастер-классов (приглашение ведущих специалистов) в точках затруднений содержательного движения мастерской.
Предполагается использовать как инструмент в работе мастерской репертуар коммуникативных стратегий, выделенных лингвистом Н.В. Максимовой в качестве создания продуктивного коммуникативного пространства мастерской.
При самой разнообразной тематической и проблемной сюжетике мастерской, стержнем работы является освоение и рефлексия существующих, и попытка создания новых приемов и методов историкофилологического анализа текста. В центре внимания участников проекта -проблемные зоны гуманитарной методологии: фактор риторичности исторического текста (документа, источника, историографического текста), дискурсивный статус научного и философского текста, особенности теоретического дискурса, его соотношение с дискурсом художественной словесности, проблема дискурсивности применительно к визуальным объектам и т.п.
На каждом заседании мастерской (дважды в месяц) предполагаются следующие виды учебно-исследовательской деятельности:
• обсуждение новейших научных публикаций по аналитической проблематике;
• «медленное чтение» теоретических текстов по основным направлениям гуманитарной аналитики;
• заслушивание и обсуждение докладов участников семинара;
• аналитика сложноустроенных текстов различной природы.
В работе мастерской в равной степени участвуют студенты и аспиранты как филологических, так и исторических специальностей и направлений подготовки. С организационной точки зрения возможны различные формы участия студентов в работе мастерской:
• спецкурс (студенты могут выбрать занятия в рамках мастерской в качестве годового специального курса, дополняющего теоретическую и методологическую подготовку историков и филологов);
• спецсеминар (студенты могут посещать занятия мастерской на постоянной основе, выполняя дипломную работу или выпускную квалификационную работу бакалавра/магистра под руководством одного из ведущих мастерской, либо просто совершенствуя свою аналитическую и методологическую компетенцию);
• магистранты и аспиранты могут рассматривать мастерскую как вспомогательный методологический курс в рамках своей научно-исследовательской работы и подготовки диссертации.
Курс адресован в первую очередь студентам 3-4 курсов бакалавриата или специалитета по указанным направлениям подготовки, начинающих работу над выпускной исследовательской работой. В своем минимальном объеме курс рассчитан на 72 академических часа (2 зачетных единицы) в год.
В 2009-2010 учебном году курс прошел апробацию на Историкофилологическом факультете. Поскольку мастерская, прежде всего, призвана формировать и совершенствовать методологические исследовательские компетенции студентов, в ней не предусматривается жесткого, устойчиво-
го содержательно-тематического наполнения. Кроме того, участники мастерской делятся на начинающих и продолжающих. Поэтому программа должна ежегодно модифицироваться, включая необходимые повторения (с углублением и детализацией) и «подстройку» под уровень подготовки слушателей. В 2009-2010 учебном году в ходе занятий удалось рассмотреть ряд «проблемных зон» современной гуманитаристики, включая обязательную рефлексию понятийно-терминологического инструментария и практического закрепления аналитических методик. Структуру курса в минувшем учебном году можно представить в следующей таблице:
Темы занятий Методологиче- Аналити- Материал для Учебные за-
ские проблемы ческие инструменты анализа дания
Цикл семина- Филологические и Понятия А. Линкольн Анализ ком-
ров №1. Дис- иные способы ана- «язык», «Г еттисбергская позиции,
курс и текст. лиза нехудожест- «речь», речь», И. Брод- структур вре-
Анализ поэти- венного текста. «дискурс», ский «На столе- мени и про-
ческого текста Мотивный анализ, «текст», тие Анны Ахма- странства,
и текста поли- интертекстуаль- «высказы- товой». «точек зре-
тического вы- ный анализ, теория вание», ния», субъ-
ступления. речевых актов коммуника- ектной струк-
применительно к тивное со- туры, модаль-
художественному бытие», ности выска-
и политическому различия зываний.
дискурсу. между ними. Понятия интертекста, мотива, перформатива.
Семинар с уча- Становление поня- Язык, дис- Лекция П. Серио Дискуссия.
стием Патрика тия дискурс. Ме- курс, текст, «Язык, дискурс,
Серио (Швей- тодологические идеология, идеология (т.н.
цария). Поня- отличия дискурс- субъект майские события
тие дискурса. ного анализа от дискурса. 1968 года в Па-
Язык и дискурс логического, лин- риже)»
в современных гвистического, со-
гуманитарных циального, фило-
и социальных софского анализа
исследованиях. текста.
Цикл семина- Концептуальное и Проект и Произведения Дискуссия,
ров №2 (с уча- эстетическое в со- произведе- группы AES+F. написание эс-
стием худож- временном искус- ние, кон- се.
ника Евгения стве. Визуальное и цепт.
Святского семантическое, «Язык» в
(Г руппа дискурсивное, не- широком
AES+F)). Дис- дискурсивное и смысле:
курс современ- медиальное в ху- дискурс и
ного искусства. дожественных практиках. недискурсивное. Визуальный текст.
Семинар с уча- Проблемы соот- Признаки Лекция И.П. Дискуссия.
стием ношения докумен- докумен- Смирнова «До-
И.П. Смирнова. тального и литера- тального кументальный
Документ и турного текста. текста, ите- текст и межтек-
литературное Дискурсивные ративные, стовая полемика:
произведение. взаимодействия нарратив- “Записки из
философии, исто- ные и тети- Мертвого Дома”
риописания и ху- ческие вы- и западноевро-
дожественной ли- сказывания. пейская филосо-
тературы. фия 1840-х гг.»
Цикл семина- Когнитивные и ри- Триада ло- Полемика С.Л. Доклады слу-
ров №3. Дис- торические страте- гос - этос - Козлова и С.Н. шателей, ро-
курс современ- гии научного дис- пафос в на- Зенкина на стра- левая игра,
ных гумани- курса. Роль рито- учном тек- ницах журнала написание эс-
тарных наук. рических компо- сте; декла- «Новое литера- се.
нентов в познании ративность турное обозре-
и интеллектуаль- и аргумен- ние» по поводу
ной коммуника- тативность статьи С.Л. Коз-
ции. Дискурсив- научного лова «Транс-
ные параметры на- текста. На- портная метафо-
учной полемики. учная ме- рика Макса Ве-
Жанры научной тафора. бера».
полемики.
Опираясь на этот опыт и исходя из запросов студентов, в дальнейшей работе мастерской планируется учитывать также следующие проблемно-тематические позиции.
Во-первых, в инструментальном освоении основополагающих понятий «языка», «дискурса» и «текста» следует большее внимание уделять пониманию статуса и специфики невербальных и неязыковых знаков, поэтике жеста и поведенческого текста, функционированию последних в социальном контексте.
Во-вторых, особое место в работе мастерской должно быть отведено риторике визуального (фотографии, плаката, фильма и др.) и методам анализа, альтернативным семиотическим (феноменологическому, медиальному и др.). Кроме того, говоря о визуальных источниках, авторы курса планируют привлекать материал не только из области искусства.
В-третьих, анализ дискурса планируется существенно обогатить техниками анализа идеологических структур, что позволит студентам оперировать аналитическими инструментами не только применительно к «поэтике» (структуре) анализируемых ими текстов, но и - к их социальной прагматике. Это оказывается актуальным не только для политических тек-
стов, но и для текстов науки, философии, искусства, а также для текстов, некритически воспринимающихся в качестве чисто информационных.
В-четвертых, предполагается уделить существенное внимание дискурсивной критике источников - работе с историческим источником в коммуникативном плане, что подразумевает его локализацию в системе современных ему дискурсов, жанровую квалификацию, коммуникативную характеристику с точки зрения прагматики высказывания.
Авторы курса надеются, что эти и иные аспекты методологии чтения текстов в ходе занятий будут преобразовываться из теоретических проблем в эффективные аналитические инструменты, которые составят прочную базу исследовательских компетенций студентов.