Мастер-план как непоименованный инструмент градостроительного планирования
Н.Р. Скакодуб аспирант кафедры экологического и земельного права юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заместитель начальника управления нормативного и методического обеспечения Правового департамента Ассоциации «Национальное объединение строителей» (г. Москва)
Никита Русланович Скакодуб, [email protected]
Институт мастер-планирования как механизм градостроительного проектирования, направленный на качественное развитие городских территорий и возрождение «депрессивных территорий», в российской социально-экономической действительности появился совсем недавно, а в правовой - и доныне отсутствует. Э.К. Трутнев верно отмечает, что формальное наличие актов законодательства о градостроительной деятельности не является безусловным условием для возникновения института градорегулирования 1. В связи с этим необходимо рассмотреть и определить обстоятельства, обусловившие формирование указанного инструмента в системе градо-регулирования.
Следует отметить, что отправной точкой процесса формирования отечественных правовых механизмов градостроительного планирования и развития территорий является эпоха петровских преобразований. Наиболее существенным достижением того времени стал переход к регулярной планировке застройки городов 2. Так, строительство Санкт-Петербурга осуществлялось на основании предварительно составленных
регулярных планов застройки с учетом требований, закреплённых в указах Петра I, в частности, о «красной линии улиц», пожарной безопасности, об организации благоустройства территорий. По своему содержанию изданные петровские указы образовывали некий «свод строительных правил». К тому же переход от децентрализованного регулирования к централизованному управлению и придание вопросам градостроительства государственного значения поспособствовали развитию территорий не только в Петербурге, но и в других вновь образованных городах.
Следующая веха в развитии градостроения приходится на период царствования Екатерины II. В годы ее правления Правительствующий сенат издал Указ от 1763 года «О сделании всем городам, их строениям и улицам специальных планов по каждой губернии особо», которым Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы поручалось подготовить регулярные планы застройки не только Санкт-Петербурга и Москвы, но и иных городов Российской Империи 3. Посредством разработки регулярных планов застройки городов был
Под градорегулированием Э.К. Трутнев понимает «осуществляемое в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации органами власти с участием граждан регулирование градостроительной деятельности - деятельности по развитию территорий, в том числе городов и иных населенных пунктов» (см. Градорегулирование. Основы регулирования градостроительной деятельности в условиях становления рынка недвижимости / под ред. Э.К. Трутнева. М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. С. 13, 105). См. Бондаренко ЕЮ. История городов: учебное пособие. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. С. 60. Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. иЯ1_: https://bigenc.ru/domestic_history/
2
осуществлен переход от исключительных случаев по упорядочению застройки городов к общегосударственной программе их преобразования и обновления.
Строительное законодательство дореволюционной России окончательно сформировалось в период действия кодифицированного акта по строительной части - Устава строительного (далее - Устав), устанавливающего подробное регулирование застройки городов, а также ответственность за нарушение его положений. Согласно статьям 298 и 300 Устава «город строится не иначе, как по плану, Высочайше утвержденному» 4, «начальники губерний сами собою не могут дозволять никаких от конфирмованных планов отступлений» 5. «Проектный план составляется во всех отношениях согласно с планом существующего расположения города, с обозначением частей, остающихся без изменений и новых предложений» 6. В случае если необходимо было застроить свободные территории, то требовалось вносить изменения и утверждать план заново 7. Несмотря на то, что с переизданиями Устава города получали все большие дискреционные полномочия для отклонения от правил Устава и появлялась свобода у частных застройщиков, все же административно-императивный метод правового регулирования оставался преобладающим. Устав продолжал действовать до национализации земли, провозглашенной Декретом «О земле» в октябре 1917 года 8.
С принятием первых советских декретов начался переход к исключительному при-
менению административно-технического подхода к развитию территорий в форме прямых указаний административно-властного характера. Весь прежний наработанный опыт градорегулирования, по сути, был ликвидирован, так как регулирование градостроительной деятельности невозможно без наличия рынка недвижимости и рыночных отношений 9. Так, Совет народных Комиссаров в Декрете от 14 декабря 1917 года «О запрещении сделок с недвижимостью» приостановил любые сделки «всех недвижимостей и земель в городах», а вслед за этим Декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета от 20 августа 1918 года «Об отмене частной собственности на недвижимость в городах» были изъяты из частной собственности все соответствующие городские земли и строения. В период отсутствия свободного оборота земельных участков стала действовать система социалистического градостроительства как понятие не экономического, а «конструкционного содержания» 10. Например, Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО), принятый в 1920 году на VIII Всероссийском съезде Советов, был ориентирован на комплексное решение социально-политических и научно-технических проблем с использованием балансового метода («увязка строительства электростанций с производством и потреблением электроэнергии» 11).
В начале 1920-х годов возникает новая область деятельности градостроительства - территориальное планирование. Под
1ехи2084902
4 Устав строительный, измененный по продолжениям 1876 и 1879 гг., с разъяснениями по решениям Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената и приложением циркуляров Министерства внутренних дел и позднейших узаконений. Изд. 3-е. СПб.: Тип. К.К. Ретгера, 1881. С. 100.
5 Там же. С. 101.
6 Там же. С. 288.
7 Там же. § 18. Глава IV. Особые приложения. С. 290.
8 Декрет о земле принят II Всероссийским съездом Советов 27 октября 1917 года. 2-е изд.
9 Трутнев Э.К. Указ соч. С. 105.
10 Конструкционное содержание теоретических основ градостроительства (в западном понимании физическое региональное планирование) было основано на синтезе архитектуры и строительства.
11 См. Морозова Н.И. Актуальное значение советского опыта территориального планирования и рационального размещения производства // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2011. № 1. С. 14.
этим термином стали понимать деятельность по «планированию действий государства и его органов по размещению предприятий сферы материального производства, непроизводственной сферы и расселению населения, направленное на повышение экономии общественного труда, комплексное и высокоэффективное развитие каждого региона страны, выравнивание уровней социально-экономического развития республик и экономических районов, на повышение благосостояния, улучшение условий труда, быта и отдыха людей во всех частях страны, рациональное природопользование, территориальное разделение труда, экономическое и национально-этническое районирование» 12. Вопросы территориального планирования были подчинены ведомственной системе государственного планирования, а представления о потребностях граждан были выстроены по нормативной модели на основе идеологических установок. Таким образом, стали разрабатываться консолидированные схемы градостроительного планирования, которые спустя 40 лет приобретут формы генеральной схемы развития и размещения производительных сил и генеральной схемы расселения на территории.
В 1930-х годах городское хозяйство в целом «закончило восстановительный и вступает в реконструктивный период» 13. Наряду с этим, в случае если необходимо было продолжить процесс восстановления, организовывалась деятельность по перестройке, расширению и развитию пространства. В Москве развернулась работа по разработке научно обоснованного плана дальнейшего расширения и развития города, так как недочетом планировочной практики являлся разрыв между перспективным проектирова-
нием (генеральным проектом планировки) и тем, которое непосредственно было связано с конкретной текущей застройкой. Опыт Москвы стал практическим руководством для работ по строительству, реконструкции и развитию других городов. При застройке городов необходимо было добиться строжайшего соблюдения плановой дисциплины в градостроительстве 14, ставился вопрос о реконструкции и более продуманном использовании свободных территорий города. Генеральный проект планировки города в основной части должен был быть «жестким» и достаточно «гибким в деталях» 15, учитывающим, что в городе приходится строить в том числе на уже освоенных территориях. Таким образом, использование территорий стало осуществляться планомерно и по целевому назначению.
К началу 1960-х годов планирование развития территорий осуществлялось на основании «генеральной схемы развития и размещения производительных сил» и «генеральной схемы расселения на территории», в которых содержались:
• комплексная оценка и функциональное зонирование территории;
• анализ площадок для промышленного, гражданского и рекреационного строительства;
• уточнение и дальнейшая детализация вопросов развития хозяйства, размещения промышленных, сельскохозяйственных и транспортных объектов на конкретных площадках;
• предложения по формированию систем расселения, здравоохранения и образования;
• определение сети перспективных сельскохозяйственных мест;
• разработка вопросов развития транс-
12 См. Мезенцев С.Д. Проблемы территориального планирования и градостроительства: социально-философский аспект // Вестник МГСУ. 2014. № 6. С. 24.
13 О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР [Текст]: резолюция по докладу т. Кагановича Л. М., принятая пленумом ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года. Москва; Ленинград: Московский рабочий, 1931. 16 с.
14 Планировка и строительство городов СССР: материалы III Пленума Правления Союза советских архитекторов СССР. 7-11 июля 1938 года. М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1938. С. 107.
15 Там же. С. 108.
порта, водоснабжения, энергоснабжения 16.
Проведенные в СССР работы по территориальному планированию внесли существенный вклад в решение крупных проблем территориальной организации производственных сил государства 17 и позволили по-новому определить направления развития наиболее перспективных районов.
Однако в 1990-х годах развитие «районной планировки» было практически прекращено, поскольку идея «рынок все сам расставит по своим местам» привела к обвальному прекращению государственного прогнозирования и планирования.
С принятием Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3295-1 «Об основах градостроительства в Российской Федерации» (далее - Закон № 3295-1) устойчивому развитию территорий стало уделяться больше внимания. На законодательном уровне развитие территориального планирования признавалось одним из основных направлений градостроительной деятельности. В дальнейшем механизм «районной планировки» нашел свое применение в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее - ГрК РФ), понятом в 1998 году, через институт градостроительного планирования развития территорий и поселений.
Действующий ГрК РФ, принятый в 2004 году, заменил существовавший ранее термин «градостроительное планирование развития территорий и поселений» на «территориальное планирование», существенно изменив подход к его назначению и содержанию, роли и месту в системе правового регулирования градостроительных и смеж-
ных отношений 18. В изначальной концепции действующего ГрК РФ территориальное планирование представлялось в качестве правового механизма, предназначенного впоследствии заменить земельно-правовой способ определения назначения территорий - деление земель на категории. Однако после принятия ГрК РФ дальнейшее развитие правового регулирования деятельности по территориальному планированию пошло по пути сужения и конкретизации его содержания и задач. Наиболее существенные изменения положения ГрК РФ в части регулирования деятельности по территориальному планированию претерпели в 2011 году с принятием Федерального закона № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования». В этом законе содержание территориального планирования было сведено до определения планируемых мест размещения объектов федерального, регионального и местного значения посредством установления соответствующих функциональных зон, также была конкретизирована и упрощена процедура подготовки и утверждения документов территориального планирования. Специалисты считают, что «разработка и утверждение документов территориального планирования является средством, позволяющим системно организовать территории городских и сельских поселений, районов, регионов и территории Российской Федерации в целом» 19.
Поскольку любая система стремится к упрощению своих элементов, для гармонизации института территориального пла-
16
См., например:
Браде И., Перцик Е.Н., Питерский Д.С. Районная планировка и разработка схем расселения: опыт и перспективы. М.: Международные отношения, 2000, 132 с.; Колосовский Н.Н. Избранные труды. Смоленск: Ойкумена, 2006, 334 с.
17 Браде И., Перцик Е.Н., Питерский Д.С. Указ. соч. С. 25.
18 См. Болтанова Е.С., Романова О.А, БандоринЛ.Е. Градостроительное право: учебник. М.: Проспект, 2021. С. 77.
19 Крамкова Т.В. Территориальное и стратегическое планирование: основные проблемы и тенденции развития законодательства // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 4. С. 44.
нирования с градостроительным зонированием, а также для выполнения целевых показателей достижения национальных целей Федеральным законом от 19 декабря 2022 года № 541-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» была предусмотрена возможность разработки единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа 20.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что на всем протяжении исторического развития городов и прилегающих к ним территорий в России создавались обстоятельства для формирования и появления механизма территориального планирования, основная задача которого - определение оптимальных мест размещения объектов федерального, регионального и местного значения, предусмотренных документами стратегического планирования, с учетом различных факторов и интересов с целью их последующего строительства или реконструкции 21.
В настоящее время в законодательстве о градостроительной деятельности нормативно закреплена стройная и иерархичная система документов территориального планирования, включающая:
• схемы территориального планирования Российской Федерации;
• схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации;
• схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации;
• схемы территориального планирования муниципальных районов;
• генеральные планы поселений, муниципальных и городских округов;
• единый документ территориального
планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа.
Однако с практической точки зрения существующая структура документов по территориальному планированию и развитию муниципалитетов представляет собой сложную и запутанную для эффективного управления территорией систему, в которой не связаны стратегическое, градостроительное и бюджетное планирование. В нее входят такие документы, как:
• стратегия социально-экономического развития (долгосрочное планирование);
• генеральный план;
• местные нормативы градостроительного проектирования;
• муниципальные программы (среднесрочное планирование);
• правила землепользования и застройки;
• документация по планировке территорий;
• программы комплексного развития инфраструктуры;
• правила благоустройства территорий.
В связи с этим остается пространство
для дискуссии о том, насколько мастер-план является самостоятельным и оригинальным документом пространственного развития Российской Федерации.
Прежде всего для формирования единой законодательной архитектуры мастер-планов необходимо установить сущность документа - понятие «мастер-план» должно относиться к документам либо стратегического, либо градостроительного планирования. Так, первая концепция внедрения мастер-плана в систему действующих документов заключается в объединении стратегии социально-экономического развития территории и генерального плана с определением стратегических приоритетов и це-
20 Надо отметить, что по состоянию на 1 июня 2024 года такой документ в России принят не был, но несколько десятков муниципальных образований заявили о разработке единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования.
21 См. Болтанова Е.С., Романова О.А., Бандорин Л.Е. Указ. соч. С. 75.
леполагания, функционального зонирования, объектов бюджетной инфраструктуры и проектов комплексного развития, а также с разработкой плана мероприятий («дорожной карты») и оценкой финансовых ресурсов для реализации. Вторая же сводится к замене стратегии социально-экономического развития территории как «альтернативного» варианта или к дополнению материалов по обоснованию генерального плана за счет включения стратегических положений пространственного развития и показателей экономического планирования.
Стоит признать, что для правопорядка разных стран характерно наличие определенных правовых концепций и отличительных юридических институтов. Анализ систем пространственного планирования иностранных государств показывает, что ни в одной из них понятие «мастер-план» официально не закреплено и используется как:
1) документ, вносящий изменения в документы градостроительного планирования;
2) документ стратегии-видения, имеющий рекомендательный характер;
3) синоним для обозначения комплексного плана развития территорий 22.
Изучение зарубежного опыта мастер-планирования с целью совершенствования российского законодательства может оказаться полезным и даже необходимым, поскольку разработка и реализация матер-планов в зарубежных странах началась задолго до первых российских аналогичных проектов и накопленная практика позволит заранее оценить возможные риски и определить последствия.
Для разработки требований к структуре и содержанию мастер-планов развития городов следует определить принципы интеграции мастер-плана в нормативное право-
вое поле Российской Федерации, поскольку в них закрепляются закономерности общественной жизни 23 и, выступая в качестве специфического социального регулятора, они определяют основное в праве и тенденции его развития 24. К таковым можно отнести:
1)принцип оптимизации системы территориального планирования (исключение создания документа с дублирующими функциями);
2) принцип интеграции и связанности стратегического, градостроительного и бюджетного планирования;
3) принцип недопущения формального подхода и возможности выбора (установление дискреционных полномочий для уполномоченных органов государственной власти);
4) принцип гибкости территориального планирования (определение содержания документа в зависимости от поставленных задач развития конкретной территории).
Помимо перечисленного, в целях эффективного использования ресурсов и максимальной реализации социально-экономического, промышленного, инвестиционного и инновационного потенциалов субъектов Российской Федерации для мастер-планирования той или иной территории должны быть установлены соответствующие «критерии отбора» (например города федерального туристско-рекреационного потенциала, исторические центры, промышленные центры стратегического значения, опорные центры системы расселения и логистики в зонах низкой плотности проживания, города, входящие в закрытые административно-территориальные образования, наукограды).
О необходимости легитимизации понятия «мастер-план» свидетельствует не только
22 Обзор систем пространственного планирования в зарубежных странах (на примере США, Нидерландов, Англии и Германии). Ш1_: https://urbaneconomics.ru/sites/default/files/obzor_sistem_prostranstvennogo_ planirovaniya_v_zarubezhnyh_stranah.pdf (С. 16-17).
23 См. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. С. 183.
24 Теория государства и права: учебник / под ред. Р.А. Ромашова. СПб.: Юридический центр Пресс, 2005. С. 189.
возрастающий интерес к документу стратегического развития и территориального планирования 25, но и возникающие определенные затруднения, связанные с применением механизма «регуляторной гильотины», предполагающего четкое разграничение состава и функций документов территориального планирования.
Представляется, что законодательное закрепление понятия «мастер-план» будет способствовать созданию более благоприятных условий для реализации программ пространственного развития Российской Федерации.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Градорегулирование. Основы регулирования градостроительной деятельности в условиях становления рынка недвижимости / под ред. Э. К. Трутнева. М. : Фонд «Институт экономики города», 2008. 296 с.
2. Бондаренко Е. Ю. История городов : учебное пособие. Владивосток : Дальневосточный государственный университет, 2002. 125 с.
3. О сделании всем городам, их строениям и улицам специальных планов по каждой губернии особо : Указ Правительствующего сената от 1763 года. Доступ можно получить из любой поисковой системы.
4. Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы.иВЬ: https://bigenc.ru/ domestic_history/text/2084902 (дата обращения: 09.04.2024).
5. Устав строительный, измененный по продолжениям 1876 и 1879 гг., с разъяснениями по решениям Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената и приложением циркуляров Министерства внутренних дел и позднейших узаконений. Изд. 3-е. СПб. : Тип. К.К. Ретгера, 1881. 428 с.
6. Декрет о земле : принят II Всероссийским съездом Советов 27 октября 1917
25 Правительству Российской Федерации совместно с исполнительными органами субъектов Российской Федерации необходимо определить перечень, включающий не менее 200 крупных и малых городов, городских агломераций, обеспечив разработку, утверждение и реализацию мастер-планов и планов комплексного социально-экономического развития (см. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (30 марта 2024 года № Пр-616). URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/73759
года. 2-е изд. // Собрание узаконений и распоряжений РСФСР, 1917, № 1, ст. 3.
7. О запрещении сделок с недвижимостью : Декрет Совета народных Комиссаров в от 14 декабря 1917 года // Собрание узаконений и распоряжений РСФСР, 1917, № 10, ст. 154.
8. Об отмене частной собственности на недвижимость в городах : Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета от 20 августа 1918 года // Собрание узаконений и распоряжений РСФСР, 1918, № 62, ст. 674.
9. Морозова Н. И. Актуальное значение советского опыта территориального планирования и рационального размещения производства // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2011. № 1. С. 12-16.
10. Мезенцев С. Д. Проблемы территориального планирования и градостроительства: социально-философский аспект // Вестник МГСУ. 2014. № 6. С. 17-26.
11. О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР : резолюция по докладу т. Кагановича Л. М., принятая пленумом ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года Москва ; Ленинград : Московский рабочий, 1931. 16 с.
12. Планировка и строительство городов СССР : материалы III Пленума Правления Союза советских архитекторов СССР. 7-11 июля 1938 года. М. : Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1938. 142 с.
13. Браде И., Перцик Е. Н., Питерский Д. С. Районная планировка и разработка схем расселения: опыт и перспективы. М. : Международные отношения, 2000. 132 с.
14. Колосовский Н. Н. Избранные труды. Смоленск : Ойкумена, 2006. 334 с.
15. Об основах градостроительства в Российской Федерации : Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 32951 // Ведомости Съезда народных депутатов
и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 32, ст. 1877.
16. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 года № 73-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 19, ст. 2069.
17. Градостроительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 1 90-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1 (часть I), ст. 16.
18. Болтанова Е. С., Романова О. А., Бандорин Л. Е. Градостроительное право : учебник. М. : Проспект, 2021. 312 с.
19. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования : Федеральный закон от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 13, ст. 1688.
20. Крамкова Т. В. Территориальное и стратегическое планирование: основные проблемы и тенденции развития законодательства // Имущественные отношения
в Российской Федерации. 2013. № 4. С. 4051.
21. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» : Федеральный закон от 19 декабря 2022 года № 541-ФЗ // Российская газета. 2022. № 290.
22. Обзор систем пространственного планирования в зарубежных странах (на примере США, Нидерландов, Англии и Германии). URL: https://urbaneconomics.ru/sites/ default/files/obzor_sistem_prostranstvenno go_planirovaniya_v_zarubezhnyh_stranah.pdf (дата обращения: 09.04.2024).
23. Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования. М. : Статут, 1999. 709 с.
24. Теория государства и права : учебник / под ред. Р. А. Ромашова. СПб. : Юридический центр Пресс, 2005. 628 с.
25. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (30 марта 2024 года № Пр-616). URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/73759 (дата обращения: 09.04.2024).
* * *
Окончание. Начало на с. 38
Аккредитив
Это еще один способ оформления ипотеки и покупки жилья в сегменте новостроек. При сделках с его использованием банк не переводит полученные денежные средства на счета эскроу в полном объеме, а хранит их на специальном счете, имея к нему доступ. Клиент получает сниженную процентную ставку. Однако использование аккредитива создает и риски для заемщика. В отличие от эскроу такие счета не застрахованы. Поэтому в случае банкротства застройщика средства с них могут просто пропасть, предупредил аналитик группы «Финам» Игорь Додонов.
Лизинг
Несмотря на предложение Минфина развивать данный маркетинговый инструмент как альтернативу ипотеке, по мнению управляющего директора компании «Метриум» Руслана Сырцова, он в России не прижился. Схема отличается гибкостью, индивидуальным графиком внесения платежей. В то же время на период выплат недвижимость остается в собственности у лизингодателя. «Договор не подразумевает и автоматического перехода жилья клиенту по завершении выплат, - подчеркнул эксперт. - Сторонам необходимо установить порядок выкупа его остаточной стоимости, и отсутствие этого пункта в соглашении часто становится почвой для различных злоупотреблений».
Индивидуальные скидки
Когда ипотека для покупателей стала почти недоступной, застройщики начали предлагать клиентам индивидуальные условия приобретения, где размер скидки может быть обсужден непосредственно при сделке, рассказала IRN.Ru директор компании Etagi Prime Ригина Гордеева. В 2024 году средний размер таких скидок, согласно ее наблюдениям, увеличился до 6,45%, а максимальный дисконт - до 35%. Сегодня такие схемы используются в 75% ЖК, резюмировала эксперт.
Информация предоставлена сайтом «Единый ресурс застройщиков»