DOI: 10.17805/trudy.2022.1.7 ЖУРНАЛИСТИКА
МАСТЕР-КЛАСС «ОСВЕЩЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ В СМИ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ
И ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА (ОПЫТ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО)
А.Г. Шилина, О.А. Субботина Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
Аннотация: Статья представляет собой методологическую презентацию мастер-класса «Освещение проблемы домашнего насилия в СМИ».
Ключевые слова: мастер-класс; домашнее насилие; СМИ; Закон о домашнем насилии
MASTER CLASS
«COVERAGE OF THE PROBLEM OF DOMESTIC VIOLENCE IN THE MEDIA» IN THE BACHELOR'S DEGREE PROGRAM IN JOURNALISM AND PUBLISHING (EXPERIENCE OF THE V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY)
A.G. Shilina, O.A. Subbotina V. I. Vernadsky Crimean Federal University
Abstract: The article is a methodological presentation of the master class «Coverage of the problem of domestic violence in the media».
Keywords: Keywords: master class; domestic violence; mass media; Law on domestic violence
Принимая во внимание Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2017-2022 гг. (далее - Стратегия) (Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 гг., 2017: Электр. ресурс), утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации (№ 410-р от 08 марта 2017 г.), план мероприятий по реализации Стратегии (План мероприятий по реализации в 2019-2022 годах Национальной стратегии действий в интересах женщин на 20172022 гг., 2019: Электр. ресурс), рекомендации Департамента государственной молодежной политики Министерства образования и науки (письмо № НН-11/1632 от 10 ноября 2020 г.), а также один из базовых приоритетов Стратегии - профилактику и предупреждение насилия в отношении женщин и девочек, в 2021 гг. в Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского, в Институте медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна мы провели цикл мероприятий по проблематике Стратегии. В этой публикации внимание сфокусировано на описании мастер-класса «Освещение проблемы домашнего насилия в СМИ».
Эксперты Центра защиты пострадавших от домашнего насилия при Консорциуме женских неправительственных организаций проанализировали дан-
ные приговоров судов, опубликованных за период с 2011 по 2019 г. и выяснили, что «12 209 из 18 547 женщин погибли от рук партнера или родственника. Эта цифра практически равнозначна потерям за 10 лет Афганской войны, в которой, по официальным данным, 14 427 советских военнослужащих» (Консорциум женских неправительственных организаций: Электр. ресурс). Важным социальным актором в системе предотвращения домашнего насилия являются медиа. Терминологически обоснованная (Шилина, 2021: 314), неконнотированная (Се-миколенова, Суслова, Шилина, Субботина, 2008), верифицированная (Субботина, Шилина, 2021: 112-113), базирующаяся на нравственном и этическом законе «Не навреди!» (Головин, Коханая, 2020: 81), информация в СМИ - это результат знаний по этой теме и навыков комментирования проблемы. Именно поэтому в процессе профессиональной подготовки студентам и студенткам направлений подготовки 42.03.02 «Журналистика», 42.03.03 «Издательское дело» необходимы кейс-стади по вопросам профилактики домашнего насилия.
Цель мастер-класса - определить критерии подачи материалов о проблеме домашнего насилия в СМИ. Трудоёмкость и срок освоения тематики мастер-класса составляют 2 часа аудиторной работы. Мастер-класс состоит из 8 заданий-упражнений. Опишем каждое из них.
Задание-упражнение № 1. Вступительное слово ведущих
Цель: идентифицировать прецедент однобокого, поддерживающего традиционные взгляды на проблему, освещения фактов о домашнем насилии в СМИ. Форма работы: интерактивное обсуждение. Ход работы. Участникам и участницам сообщаются известные факты патриархатного подхода к проблеме, а также предлагается привести свои примеры.
Задание-упражнение № 2. Знакомство
Цель: определить, что есть домашнее насилие в нашем представлении.
Форма работы: индивидуальное выступление, интерактивное обсуждение.
Ход работы. Участникам и участницам предлагается нарисовать то, как представляется домашнее насилие. Для этого им раздаются листы бумаги и маркеры. После того, как они изобразят свое видение домашнего насилия, участники и участницы называют имена, показывают свои рисунки, кратко их комментируют. Одна из ведущих проводит знакомство и обсуждение с группой, другая прикрепляет рисунки прищепкой на бельевую веревку, натянутую в зале.
Далее присутствующим задаются такие вопросы: Какие ваши впечатления от нашего знакомства? Для чего мы познакомились таким способом?
Задание-упражнение № 3. Что такое домашнее насилие?
Цель: дать определение домашнему насилию.
Форма работы: мозговой штурм, интерактивное обсуждение.
Ход работы. Участникам и участницам предлагается сформулировать ответ на вопрос «Что такое домашнее насилие?». Одна из ведущих спрашивает у груп-
пы, другая записывает ответы на флипчарте. После того, как записаны ответы, присутствующим предлагается дефиниция домашнего насилия: «Действие или бездействие одного из членов семьи, направленное на других членов семьи, совершенное с использованием существующего или созданного благодаря обстоятельствам преимущества сил или власти, нарушающее личные права и свободы других членов семьи, угрожающее их жизни и здоровью (физическому и психическому), вызывающее у них страдания и наносящее им вред», а также перечень характерных черт домашнего насилия.
Аудитории предлагается ответить на вопросы: Что объединяет эти определения? Для чего мы дали определение термину «домашнее насилие»?
Задание-упражнение № 4. Определение проблемы домашнего насилия
Цель: «диагностировать» ситуацию домашнего насилия.
Форма работы: мозговой штурм, интерактивное обсуждение.
Ход работы. Ведущие просят присутствующих определить, кто является жертвой домашнего насилия. После нескольких ответов демонстрируется слайд презентации: «Важная особенность домашнего насилия, отличающая его от других видов насилия, состоит в том, что обидчик и жертва связаны родственными или иными близкими отношениями. Домашнее насилие может исходить от супруга, партнера, бывшего супруга, родителей, детей, других родственников, жениха и т.д. Это усугубляет психологическую травму, получаемую жертвой насилия. К жертвам домашнего насилия можно отнести следующие категории:
- супруга (супруг);
- сожительница (сожитель);
- дети (в том числе приемные);
- родители (в том числе приемные);
- внуки, бабушки, дедушки;
- дяди (тети), племянники (племянницы);
- другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с насильником общее хозяйство или проживающие с ним. Чаще всего домашнему насилию повергаются женщины (57 %) и дети (36 %)».
После этого студентам и студенткам сообщаются статистические данные о состоянии проблемы в России.
Задание-упражнение № 5. Формы ответственности за домашнее насилие
в Российской Федерации
Цель: рассказать об административной и уголовной ответственности за домашнее насилие в Российской Федерации.
Форма работы: интерактивное обсуждение.
Ход работы. Участникам и участницам задается вопрос: «Существует ли ответственность за деяния, квалифицируемые как домашнее насилие, в Россий-
ской Федерации?», предлагается информация об административной и уголовной ответственно сти.
Задание-упражнение № 6. Закон о домашнем насилии в Российской Федерации
Цель: рассказать об этапах формирования Закона о домашнем насилии в Российской Федерации.
Форма работы: интерактивное обсуждение.
Ход работы. Аудитории сообщается информация об изменениях в уголовном законодательстве по вопросу домашнего насилия, затем информация об основных этапах становления - развития - «замораживания» Закона о домашнем насилии в Российской Федерации.
Участникам и участницам предлагается ответить на вопрос: «Для чего нужна эта информация журналистам, редакторам?».
Задание-упражнение № 7. Исследование случая: освещение факта обсуждения Закона РФ о домашнем насилии в СМИ
Цель: рассмотреть особенности подачи информации, связанной с фактом обсуждения Закона РФ о домашнем насилии в СМИ.
Форма работы: работа в малых группах, презентация результатов работы малых групп, интерактивное обсуждение.
Ход работы. Присутствующие объединяются в три группы. Группам предлагаются три разные публикации в СМИ, освещающие процедуру обсуждения Закона о домашнем насилии в Российской Федерации:
- медиатекст 1. «Финальная версия законопроекта о домашнем насилии стала неожиданностью для его соавторов. Они назвали документ «реверансом в сторону фундаменталистов» (Meduza, 2019: Электр. ресурс);
- медиатекст 2. «Совет Федерации опубликовал проект закона о профилактике домашнего насилия» (Interfax, 2019: Электр. ресурс);
- медиатекст 3. «В социальных сетях продвигают закон против домашнего насилия» (Коммерсантъ, 2019: Электр. ресурс).
В течение 15-20 минут участники и участницы должны прочитать медиатек-сты, описать сильные и слабые позиции коллег-журналистов в подаче информационного повода, затем презентовать результаты анализа.
Ведущие задают участникам и участницам вопросы: Какие общие сильные стороны вы отметили во всех медиатекстах? Какие общие слабые стороны вы отметили во всех медиатекстах? Чем это упражнение полезно журналистам? Чем это упражнение полезно редакторам? Почему все еще сильны традиции патриархального общества при освещении этой проблемы? Как преодолеть недостаточную осведомленность представителей массмедиа в проблеме домашнего насилия?
Задание-упражнение № 8. Итоги мастер-класса
Цель: высказать/выслушать факты, демонстрирующие отношение участников и участниц к проделанной работе.
Форма работы: индивидуальное выступление, интерактивное обсуждение.
Ход работы. Присутствующие в форме персональных выступлений подводят итоги мастер-класса, обращаясь к концептуальной метафоре мастер-класса -бельевой веревке, на которой прищепками прикреплены листы с изображениями домашнего насилия: домашнее насилие скрыто от посторонних глаз и часто воспринимается как «семейно-бытовое дело» - однако угроза жизни не может быть приватной сферой семьи.
В интерактивном обсуждении результатов выявляются факты, которые влияют на усовершенствование профессиональных компетенций в освещении проблемы насилия в семье.
Интерактивные методические стратегии, применяющиеся в ходе мастер-класса «Освещение проблемы домашнего насилия в СМИ»: мозговой штурм, работа в группах, дискуссия в совокупности с индивидуальными выступлениями, - позволяют, во-первых, усовершенствовать профессиональные навыки работы с социальными вопросами в медиасфере; во-вторых, разработать алгоритм квалифицированного освещения темы в журналистских и издательских материалах и, в-третьих, перевести проблему домашнего насилия из плоскости «приватного» в плоскость «публичного» - открытого и честного обсуждения в современном российском обществе.
Учебно-просветительская разработка мастер-класса «Освещение проблемы домашнего насилия в СМИ» была представлена на XI Всероссийском (с международным участием) конкурсе научных, методических и творческих работ «Право на детство: профилактика насилия в семье, среди детей и молодёжи» (г. Киров, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, кафедра общественных наук, АНО «Восток-Запад», Историко-культурное молодёжное научное общество «Самобытная Вятка», 10 декабря 2021 года), а ее авторы - А. Г. Шилина и О. А. Субботина - удостоены диплома за I место.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Головин Ю.А., Коханая О.Е. (2020). Формирование нового медиапространства в эпоху социальных и технологических трансформаций // Челябинский гуманитарий. № 2 (51). С. 81-88.
Головкин П. (2019) Финальная версия законопроекта о домашнем насилии стала неожиданностью для его соавторов. Они назвали документ «реверансом в сторону фундаменталистов //Meduza, [Электронный ресурс] URL: https://meduza.io/ feature/2019/11/30/opublikovannyy-sovetom-federatsii-zakonoproekt-o-domashnem-nasiKi-stal-neozhidannostyu-dlya-ego-soavtorov-oni-nazvaK-dokument-reveransom-v-storonu-fundamentalistov (дата обращения 20.11.2021)
Консорциум женских неправительственных организаций [Электронный ресурс] URL: https://wcons.net/novosti/issledovanie-konsorciuma-zhenskih-npo-65-ot-vseh-ubityh-zhenshhin-v-god-pogibajut-v-rezultate-domashnego-nasilija/ (дата обращения: 03.12.2021).
Миронова К. В социальных сетях продвигают закон против домашнего насилия (2019) //Коммерсантъ [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4038476).
Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 гг. (2017) [Электронный ресурс] URL: https://mintrud.gov.ru/docs/government/179 (дата обращения: 03.12.2021).
План мероприятий по реализации в 2019-2022 гг. Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 гг. (2019). [Электронный ресурс] URL: https://mintrud.gov.ru/docs/government/185 (дата обращения: 03.12.2021).
Семиколенова Е. И., Суслова, Е. И., Шилина, А. Г., Субботина, О. А. (2008) Основы диалога. Учебное пособие к курсу для общеобразовательных учебных заведений гуманитарного и общеобразовательного направлений обучения. Симферополь: ДиАйПи. 160 с. С. 90-98.
Совет Федерации опубликовал проект закона о профилактике домашнего насилия (2019) //Interfax, [Электронный ресурс] URL: https://www.interfax.ru/russia/686127 (дата обращения 20.11.2021).
Субботина О. А., Шилина А. Г. (2021) Оценка эффективности фактчекинг-стра-тегии // «MEDIAОбразование: медиавключенность vs медиаизоляция»: материалы VI Международной научной конференции (Челябинск, 23-25 ноября 2021 года): Часть 1. Челябинск: Челябинский государственный университет. 509 c. C.111-115.
Шилина А. Г. (2021) Гендерная информационная война в условиях пандемии COVID-19 // Медиалингвистика. Вып. 8. Язык в координатах массмедиа: мат-лы V Междунар. научн. конференции (Санкт-Петербург, 30 июня - 2 июля 2021 г.) СПб.: Медиапапир. 410 с. С. 311-315.
Шилина Анжела Григорьевна - доктор филологических наук, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и издательского дела Института медиаком-муникаций, медиатехнологий и дизайна Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Адрес: 295007, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, пр. Академика Вернадского, 4. Тел.: + 7 (978) 732-48-62. Эл. адрес: [email protected]
Shilina Angela Grigorievna - Doctor of Philology, Professor of the Department of Advertising, Public Relations and Publishing of the Institute of Media Communications, Media Technologies and Design of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Address: 4 Akademika Vernadskogo Ave., Simferopol, Republic of Crimea, 295007, Russia. Tel.: + 7 (978) 732-48-62. Email: [email protected]
Субботина Ольга Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций Института медиакоммуникаций, медиатех-нологий и дизайна Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского.
Адрес: 295007, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, пр. Академика Вернадского, 4. Тел.: + 7 (978) 773-76-75. Эл. адрес: [email protected]
Subbotina Olga Anatolyevna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Journalism and Media Communications of the Institute of Media Communications, Media Technologies and Design of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Address: 4 Akademika Vernadskogo Ave., Simferopol, Republic of Crimea, 295007, Russia. Tel.: + 7 (978) 773-76-75. Email: [email protected]
Для цитирования:
Шилина А.Г., Субботина О.А. Мастер-класс «Освещение проблемы домашнего насилия в СМИ» в системе подготовки бакалавров журналистики и издательского дела (опыт Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского). 2022. №1. С. 44-50. DOI: https:// www.doi.org/10.17805/trudy.2022.1.7