Научная статья на тему 'КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ФАКТОР ЦЕЛОСТНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ФАКТОР ЦЕЛОСТНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
краеведение / краеведческая деятельность / краеведы / методы / приемы / компетенции / источники информации / local history / local history activity / local historians / methods / techniques / competencies / information sources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володченко Ольга Николаевна

В статье автор рассказывает о значении краеведения в научной и учебной деятельности высшей школы, о том, какие методы и приемы обучения используются при подготовке журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL HISTORY AS A FACTOR OF THE INTEGRITY OF EDUCATION IN HIGHER EDUCATION

In the article, the author talks about the importance of local history in the scientific and educational activities of higher education, about what teaching methods and techniques are used in the training of journalists.

Текст научной работы на тему «КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ФАКТОР ЦЕЛОСТНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

DOI: 10Л7805Лг^у.2022ЛЛ7 ЖУРНАЛИСТИКА

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ФАКТОР ЦЕЛОСТНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

О.Н. Володченко

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского

Аннотация: В статье автор рассказывает о значении краеведения в научной и учебной деятельности высшей школы, о том, какие методы и приемы обучения используются при подготовке журналистов.

Ключевые слова: краеведение; краеведческая деятельность; краеведы; методы; приемы; компетенции; источники информации

LOCAL HISTORY AS A FACTOR OF THE INTEGRITY OF EDUCATION

IN HIGHER EDUCATION

O.N. Volodchenko V. I. Vernadsky Crimean Federal Universit

Abstract: In the article, the author talks about the importance of local history in the scientific and educational activities of higher education, about what teaching methods and techniques are used in the training of journalists.

Keywords: local history; local history activity; local historians; methods; techniques; competencies; information sources

Одной из актуальных проблем для современной России является патриотическое воспитание молодых граждан, от которых зависит будущее нашей страны. Патриотизм имеет непосредственное отношение к морально-нравственным установкам личности, основанным на аксиологическом подходе - ценностном восприятии современного мира.

В политике российского государства теме патриотического воспитания уделяется серьезное внимание. В рамках национальной программы «Образование» разработан федеральный проект «Патриотическое воспитание», направленный на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, который будет реализовываться с 2021 по 2024 гг. (Проект, 2020: Электр. ресурс).

Невозможно воспитать патриота страны, не привив любви к своему родному краю. Эту функцию выполняет краеведение.

В понятие краеведение в разные исторические периоды вкладывалось различное содержание. Как научное знание краеведение начало формироваться в XVIII в., но активное его становление в России приходится на XIX в., период развития экономической и социокультурной инфраструктуры регионов государства (Исламова, 2010: 103).

Важную роль в становлении краеведения сыграла деятельность В.Н. Татищева, Г.Ф. Миллера, М.В. Ломоносова и др.

Сам термин «краеведение» был введен в обиход в 1914 г. историком-методистом и педагогом В.Я. Ульяновым в книге «Опыт методики истории в начальной школе». До этого использовались такие термины как «родиноведение» и «от-чизноведение» (Исламова, 2010: 104).

Сегодня краеведение рассматривается как комплексная научная дисциплина, связанная со всесторонним изучением природы, населения, истории, культуры определенного административного либо природного района, населенного пункта.

Формированию ценностного отношения к культурному наследию народов родного края, толерантного и уважительного отношения к представителям других национальностей и культур способствует этнографическое краеведение. Особенно это важно для регионов, где проживают представители различных народов и национальностей, как, например, в Крыму.

Сложно переоценить значение краеведения для изучения географии, истории, археологии, литературы и иных направлений знаний. Д.С. Лихачев верно подметил, что «краеведение принадлежит к типу комплексных наук». Ученый отмечал, что краеведение соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности (Лихачев, 2000: 159).

Памятники архитектуры и в целом местные традиции строительства также являются предметом изучения краеведения, архитектурного. Данное направление нацелено на сохранение исторического и культурного облика края, поскольку архитектурные сооружения отражают конкретный исторический этап, позволяют говорить об уровне развития материального производства, о социально-экономических отношениях в регионе, эстетических представлениях эпохи создания.

Архитектурное краеведение активно развивается в Крыму. Краеведы изучают историю архитектурных сооружений, способствуют сохранению памяти о выдающихся архитекторах, работавших в регионе. Так, в 2014 г. в Ялте был открыт памятник главному архитектору города Николаю Петровичу Краснову, построившему значительное количество дач и дворцов Южного берега Крыма, в том числе Дюльбер, Суук-Су, Харакс, Юсуповский дворец, Ливадийский дворец. В этом же году был выпущен альбом «Архитектор Н. Краснов: известный и неизвестный», посвященный наследию выдающегося архитектора. В альбоме собраны уникальные акварели, чертежи, фотографии, в том числе ранее неизвестных построек Краснова из собрания Ялтинского историко-литературного музея. В.Н. Струнина готовит к изданию книгу о деятельности главного архитектора Евпатории в 1894-1919 гг. Адама Людвиговича Генриха. Архитектор создал проекты гостиниц, банков, гимназий, дач, административных зданий в стиле модерн. Большинство из сохранившихся на сегодняшний день зданий, построенных Ген-

рихом, признаны архитектурными объектами культурного наследия регионального значения и определяют облик исторической части Евпатории.

Литературное краеведение связано с изучением биографий писателей, родившихся, живших или бывавших в данной местности, а также поиском «литературных мест», описанных в литературных произведениях или вдохновивших литераторов на их написание.

Источниками для краеведческих исследований служат документальные материалы, археологические и этнографические памятники, фонды краеведческих музеев, литература, региональная пресса.

Развитие краеведения рассматривается учеными как непременная часть современного образования и воспитания. Исследователи указывают на роль краеведческих сведений в подготовке специалистов для работы на конкретной территории. Таким образом, краеведение важно не только с точки зрения теоретического накопления знаний о регионе, но и как способ его развития и преобразования (Пирожков, 2011).

Среди функций краеведения можно назвать следующие:

1. познавательная функция определяется задачами изучения истории, культуры, природы края, осмысления фактов и событий;

2. практическая рекомендательная функция основана на том, что благодаря выявлению тенденций развития края регионоведение может помочь в формировании обоснованного плана развития региона;

3. воспитательная функция связана с важностью краеведческой информации в формировании мировоззрения жителей края с опорой на события местной истории, культурную специфику (Пирожков, 2016: 157).

Не случайно Д. С. Лихачев ввел понятие «экология культуры» и был убежден, что «краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать» (Лихачев, 2000: 161).

Поэтому следует уделять серьезное внимание краеведению в образовательной деятельности, начиная с детского сада и заканчивая вузовской подготовкой.

В крымских СМИ тема краеведения - одна из самых актуальных. Практически каждое средство массовой информации имеет свои краеведческие рубрики и темы. Более того, сформировалась группа журналистов, которые специализируются на данной тематике. Среди самых известных крымских журналистов-краеведов - Наталья Дремова, Александр Шилко, Игорь Белянский, Олег Широков, Вячеслав Хачатурян, Владимир Илларионов и многие другие.

В Крыму выходят журналы «Полуостров сокровищ» и «Крымский журнал», в которых рассказывается о достопримечательностях Крыма, памятниках археологии, истории, культуры и архитектуры, а также природных объектах.

Огромную работу по распространению краеведческих знаний ведут краеведы в социальных сетях. Так, корреспондент газеты «Ялтинские вести» Наталья Сырбу создала на платформе Фейсбук сообщество «Большая ялтинская энциклопедия». В группе более 1 800 подписчиков, а с 2021 г. материалы, размещенные

на платформе Фейсбук, стали публиковаться на ресурсе «Яндекс. Дзен», где у проекта около двух сотен подписчиков.

Редактор крымского выпуска газеты «Московский комсомолец» ведет группу «Кино-Крым: Весь мир на ладони», где дается качественная достоверная информация о съемках фильмов в Крыму, однако группа подписчиков незначительная, пока насчитывает чуть более 300 человек. Особого внимания заслуживают такие группы, как «Крым. История. Культура. Краеведение» (7,7 тыс. участников); «Крымоустройство» (11 тысяч участников); «История Ялты (старая Ялта)» (25,9 тыс. участников); «Старый Симферополь. Краеведение» (11 тыс. участников).

Деятельность краеведов становится основой для научных исследований преподавателей и студентов КФУ имени В. И. Вернадского, в том числе и по направлению подготовки «журналистика».

Так, выпускница 2021 г. Института медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна по направлению подготовки «журналистика» Урие Кокиева в рамках выпускной квалификационной работы создала медиапроект «Краеведение - это состояние души», в который вошли цикл интервью с журналистами и учеными, проводящими исследования на Южном берегу Крыма. Героями интервью стали: Татьяна Барская (журналист, краевед, член Союза журналистов России, регионального Союза писателей Республики Крым, лауреат премии им А.П. Чехова, Пушкинской премии, автор более ста публикаций в СМИ по истории и культурному наследию Южного берега Крыма); Наталья Сырбу (краевед, журналист муниципальной газеты «Ялтинские вести» и ведущая рубрики «Страницы истории», организатор фонда «Ялтинские энциклопедии» и сообщества краеведов «Большая энциклопедия Ялты); Андрей Карагодин (кандидат исторических наук, старший преподаватель Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, который на протяжении многих лет сотрудничает с краеведами Крыма. Результат сотрудничества - в соавторстве с краеведом Марией Петровой создан онлайн-путеводитель по старым дачам Симеиза); Людмила Дьяконова (экскурсовод с 30-летним стажем, автор экскурсионного тура «Ялта: право на прошлое», посвященного архитектуре и истории Ялты конца XIX - начала XX вв).

Работа Урие Кокиевой (научный руководитель О.Н. Володченко) была отмечена краеведческим сообществом Ялты: по решению краеведов - цикл интервью был размещен на платформе Большой Ялтинской энциклопедии под названием «Расколдование мира, который нам нравится» на ресурсе «Яндекс. Дзен» (Рас-колдование, 2021: Электр. ресурс).

Не менее важна повседневная работа по формированию краеведческих знаний при подготовке будущих журналистов. Это благодатная тема для проведения практических занятий в «полевых условиях», когда обучающиеся получают задание собрать материал по тому или иному объекту истории, культуры или архитектуры, что способствует формированию навыков работы с открытыми источниками информации. Студенты учатся быть наблюдательными и обращать внимание

на информационные таблички, размещенные на зданиях, являющимися объектами культурного наследия. При сборе информации о том или ином объекте, либо известном человеке, который проживал в этом доме, формируется навык работы с документами, в том числе и архивными, проведения интервью с экспертами.

Методы работы при проведении практических занятий:

1. Формат экскурсии (по городу, в музей, библиотеку, архив и т.д.).

2. Работа в малых группах (рабочая группа) по созданию медиапроекта на определенную тему.

3. Проведение мастер-классов, на которые приглашаются краеведы. Студенты получают навыки проведения интервью, знакомятся с методами работы по сбору материалов и их верификации.

Все используемые методы показали свою эффективность. Экскурсия по городу развивает наблюдательность, студенты начинают обращать внимание на мемориальные таблички на зданиях, интересоваться историей того или иного объекта, судьбами известных личностей, которые жили и работали в Крыму.

На мастер-классах опытные краеведы рассказывают о своих проектах, кропотливой работе с документами, о сложном процессе по их верификации, о том, какую огромную помощь им оказывают сотрудники музеев, библиотек и архивов.

При создании собственных медиапроектов приобретаются навыки проведения интервью с экспертами в той или иной области краеведения. Более серьезно обучающиеся начинают относиться к информации, которую находят в интернете, учатся проверять ее достоверность.

И самое главное - учатся работать с аудиторией, начинают осознавать, что среди их будущих читателей/зрителей/слушателей могут оказаться люди, которые отлично разбираются в том или ином вопросе. Осознают, как важно научиться уважать свою аудиторию и создавать качественные медиапродукты.

Таким образом, мы можем говорить, что краеведение, в основе которого лежит комплексное изучение той или иной местности в целях накопления, сохранения и передачи знаний о крае, должно быть основой в образовательной деятельности высших учебных заведений.

Не случайно Д. С. Лихачев называл краеведение самым массовым видом науки. «Краеведение само по себе популярно. Оно существует постольку, поскольку в его создании и восприятии (потреблении) участвуют широкие массы. В этом отношении краеведение в системе наук занимает исключительное место. Краеведение может и должно стать в той или иной местности «самым массовым видом науки», - утверждал он (Лихачев, 2000: 160).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исламова Д. (2010) Сущность понятия «краеведение» // Вестник Челябинской госакадемии культуры и искусств. № 2 (22). С.101-108.

Лихачев Д.С. (2000) Краеведение как наука и как деятельность // Русская культура. М.: Искусство. С. 159-173.

Пирожков Г.П. (2011) Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста: монография. Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена; Гамбург: Нобелистика. 300 с.

Пирожков Г.П. (2016) Краеведение как научная учебная дисциплина через призму современных проблем // Грамота. Тамбов. № 2 (64). С 156-158.

Расколдование мира, который нам нравится (2021) // Яндекс. Дзен [Электронный ресурс] URL: https://zen.yandex.ru/media/id/6037eeb17724493a987b34 (дата обращения 15.11.2021)

Большая ялтинская энциклопедия (2021) // Фейсбук [Электронный ресурс] URL: https://www.facebook.com/groups/yalta.history (дата обращения 10.11.2021).

Федеральный проект «Патриотическое воспитание» (2021) //Министерство просвещения РФ [Электронный ресурс] URL: https://edu.gov.ru/national-project/ projects/patriot/ (дата обращения 02.11.2021).

Володченко Ольга Николаевна - кандидат наук по социальным коммуникациям, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций Института медиакомму-никаций, медиатехнологий и дизайна Крымского Федерального университета имени В. И. Вернадского. Адрес: 295007, Россия, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4. Тел.: +7 978 7528717. Эл. адрес: uajet.olga@mail.ru

Volodchenko Olga Nikolaevna - Candidate of Sciences in Social Communications, Associate Professor of the Department of Journalism and Media Communications of the Institute of Media Communications, Media Technologies and Design of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Address: 4 Akademika Vernadskogo Avenue, Simferopol, 295007, Russia. Tel.: +7 978 7528717. E-mail: uajet.olga@mail.ru

Для цитирования:

Володченко О.Н. Краеведение как фактор целостности образования в высшей школе. 2022. №1. С. 98-103. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2022.1.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.