Научная статья на тему '«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и творчество В. М. Шукшина конца 1960-х первой половины 1970-х годов: феномен правды'

«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и творчество В. М. Шукшина конца 1960-х первой половины 1970-х годов: феномен правды Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
363
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. А. БУЛГАКОВ / В. М. ШУКШИН / ПРАВДА / «МАСТЕР И МАРГАРИТА» / «Я ПРИШЕЛ ДАТЬ ВАМ ВОЛЮ» / «КАЛИНА КРАСНАЯ» / ЛОЖЬ / V. M. SHUKSHIN / M. A. BULGAKOV / «ТHE MASTER AND MARGARITA» / «ICAME TO GIVE YOU WILL» / «RED SNOWBALL TREE» / TRUTH / LIE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кабакова Светлана Александровна

Статья посвящена диалогу М. А. Булгакова и В. М. Шукшина о правде в русской литературе середины ХХ века. Два писателя показывают в произведениях, как обман стремительно поглощает людей, становится нормой жизни. Мастера слова отстаивают правду как одну из высших ценностей на земле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M. A. Bulgakov and V. M. Shukshin: Dialogue about Truth in the Russian Literature of the middle of the XX-th century

The article is devoted to V.M. Shukshin, M.A. Bulgakov's dialogue about truth in Russian literature of the middle of the twentieth century. Two writers show in their works as deception rapidly absorbs people and becomes the norm of their life. The Masters of speech defend truth as one of the highest values in the world.

Текст научной работы на тему ««Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и творчество В. М. Шукшина конца 1960-х первой половины 1970-х годов: феномен правды»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 13 (267).

Филология. Искусствоведение. Вып. 65. С. 54-57.

С. А. Кабакова

«МАСТЕР И МАРГАРИТА» М. А. БУЛГАКОВА И ТВОРЧЕСТВО В. М. ШУКШИНА КОНЦА 1960-х -ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1970-х ГОДОВ: ФЕНОМЕН ПРАВДЫ

Статья посвящена диалогу М. А. Булгакова и В. М. Шукшина о правде в русской литературе середины ХХ века. Два писателя показывают в произведениях, как обман стремительно поглощает людей, становится нормой жизни. Мастера слова отстаивают правду как одну из высших ценностей на земле.

Ключевые слова: М. А. Булгаков, В. М. Шукшин, правда, «Мастер и Маргарита», «Я пришел дать вам волю», «Калина красная», ложь.

В художественном мире как Булгакова, так и Шукшина важен феномен правды. П. С. Попов - один из ближайших друзей Булгакова в первом биографическом очерке о нем писал: мастер слова «ненавидел только человеческое высокомерие, тупость, однообразие, повседневность, карьеризм, неискренность и ложь, в чем бы последние ни выражались: в поступках, искательстве, словах, даже жестах. Сам он был смел и неуклонно прямолинеен в своих взглядах. Кривда для него никогда не могла стать правдой. Мужественно и самоотверженно шел он по избранному пути» [5. С. 11]. Шукшин в статье «Нравственность есть правда» 1969 года отмечал: «Человек умный и талантливый как-нибудь, да найдет способ выявить правду. Хоть намеком, хоть полусловом - иначе она его замучает, иначе, как ему кажется, жизнь пройдет впустую. Гений обрушит всю правду с блеском и грохотом на головы и души людские. Обстоятельства, может быть, убьют его, но он сделает свое дело. Человек просто талантливый

- этот совершенно точно отразит свое время (в песне, в поступке, в тоске, в романе), быть может, сам того не поймет, но откроет глаза мыслящим и умным» [7. С. 37]. Пристальное внимание писателей к правде, диалектике правды и лжи объясняется как личными, так и национальными причинами. Для Булгакова и Шукшина миссия мастера слова - обрушить в своих произведениях «всю правду с блеском и грохотом на головы и души людские», этому они и посвятили жизнь.

Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» создает фигуру Иешуа - «положительно прекрасного человека» (в чьи уста будет вложена правда), христоподобный образ. Он «представляет» исключительно человеческие качества нравственной добродетели, выражает

сущность не евангельского, а очеловеченного Христа. Это мудрый человек с душой и сердцем ребенка, не знающий лжи, не способный притворяться, оборванный бродяга, одинокий, путешествующий из города в город, проповедующий добро, гонимый, мучающийся. Образ Иешуа уникален тем, что он всегда говорит только правду, причем «легко и приятно». Одни называют его душевнобольным, юродивым, в других он вселяет страх, но есть и те, «кричащие приветствие как некому пророку». Какую же правду Иешуа несет людям: «<...> злых людей нет на свете» [1. С. 29]; «<...> рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины» [1. С. 26]; «<...> всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть» [1. С. 32]; «Бог один <...> в него я верю» [1. С. 33]. Его правда обладает лечебной силой, особым даром. Так, с помощью слов Иешуа избавляет прокуратора от головной боли: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет» [1. С. 26]. Итак, правда, по Булгакову, может приносить облегчение и обладать лечащим даром.

В. В. Петелин утверждает, что «Иешуа, Пилат и Каифа в одинаковой степени мотивированно отстаивают свое понимание правды,

справедливости, законности, долга, чести. Да, правду говорить легко и приятно, но не всякая правда может быть по душе тем, кто осуществляет власть. Идеи Иешуа приходят в противоречие с эстетическими, общественными и религиозными постулатами своего времени» [4. С. 234]. Следовательно, В. В. Петелин разделяет правду философа и правду власти, но как бы уравнивает их, а ведь, по Булгакову, это недопустимо. Насмешки, побои, заточение не могут заставить Га-Ноцри отказаться от правды. Пилат предлагает солгать Иешуа и тем самым спасти себя: «И что же ты сказал? - спросил Пилат. - Или ты ответишь, что ты забыл, что говорил?» [1. С. 32]. Но для Иешуа любая ложь была тяжким грехом, даже ложь во имя спасения самого себя. Только смерть способна заставить замолчать бродячего философа. К ней и прибегают представители власти, они знают и понимают природу и силу своего врага.

В романе есть еще персонаж, максимально приближенный к образу библейского пророка

- это Мастер. Он способен чувствовать и находиться в других мирах, в веках, способен услышать, понять и перенести на бумагу голоса неба. Если бродячий философ знает правду и несет ее людям, то Мастер угадывает правду в своем романе, но не может ее донести до читателей. Представители литературной среды всеми способами пытаются заставить писателя замолчать и уничтожить свое произведение. Мастер пытается сжечь дело всей своей жизни, лишившись надежды на публикацию романа. Он находится в состоянии безысходности, обреченности, тоски и мрака, заболевает, уходит от людей в клинику для душевнобольных. Бессмертная правда писателя навсегда останется в его произведении, но будет доступна читателям только после смерти творца, а также после смены власти.

Поэт Иван Бездомный представлен на первых страницах романа Булгакова как активный член Массолита. Полагая, что окружен единомышленниками, он пишет свои стихи по установленным правилам и строго на определенные темы. Встреча с Воландом меняет жизнь Ивана кардинально. Стремление писателя рассказать правду о смерти Берлиоза литературной среде оборачивается насмешкой, позором и заточением в клинике Стравинского. Иван не понимает, почему его схватили, почему не верят его словам, ведь он рассказывает все так, как было на самом деле. Его правда является вымыслом для окружающих, он остается наедине со своей правдой. Коллега по Массолиту, видя,

что Иван не сумасшедший, а «и впрямь нормален», не пытается защитить приятеля, потому что Бездомный обидел Рюхина правдой: «Рю-хин старался понять, что его терзает <...> Что же это? Обида, вот что. Да, да, обидные слова, брошенные Бездомным прямо в лицо. И горе не в том, что они обидные, а в том, что в них заключается правда:

Поэт не глядел уже по сторонам, а, уставившись в грязный трясущийся пол, стал что-то бормотать, ныть, глодая самого себя.

Да, стихи... Ему - тридцать два года! В самом деле, что же дальше? - И дальше он будет сочинять по нескольку стихотворений в год. - До старости? - Да, до старости. - Что же принесут ему эти стихотворения? Славу? Какой вздор! Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи. Отчего они дурные? Правду, правду сказал! - Безжалостно обращался к самому себе Рюхин, - не верю я ни во что из того, что пишу!..» [1. С. 72-73]. Поэт, который не верит в то, что пишет, по Булгакову, не может являться истинным мастером слова, настоящий писатель должен верить в каждое свое слово и своим искусством нести правду.

Для Шукшина, как и для Булгакова, важно показать правду человеческих отношений, правду души. Но для Шукшина «Калины красной» правда души есть воля, поэтому «Я пришел дать вам волю» равнозначно другому убеждению: «Я пришел дать вам правду», ведь, как формулирует сам писатель, «Нравственность есть Правда. Не просто правда, а - Правда. Ибо это мужество, честность, это значит -жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду» [6. С. 36]. Поэтому, согласно Шукшину, создать нравственные отношения - значит обеспечить господство воли, правды, мира.

Степан Разин ведет за собой огромное войско людей, которые видят в нем заступника, покровителя. Но не веря до конца в достижение своей цели, он отходит от правды, прибегает к обману: «Царевич-то помер - вот и выйдет, что брешем мы. А то бояры не сумеют стрельцам правду рассказать! Эка! <...> Сумеют, а мы в дураках окажемся с этим царевичем. С какими глазами на Москву-то явимся?» [6. С. 290]. Слова Матвея не смогли убедить Разина в совершаемом проступке, в напрасной надежде на присоединение стрельцов к войску. Для Шукшина уход от правды означает уход от жизни, смерть.

56

С. А. Кабакова

В киноповести «Калина красная» представлена судьба ожесточенного жизнью и пробивающегося к правде вора-рецидивиста

- Егора Прокудина. Его умение играть разные социальные роли (например, артиста на сцене, бухгалтера, богатого золотодобытчика) сопровождается талантом лгать. Хотя внешне Егор выглядит уверенно и кажется, что ему это доставляет удовольствие, но, на самом деле, его натура не терпит фальши ни в других, ни в себе, а чувство правды часто прорывается наружу: «Я бы хотел не врать, Люба, - заговорил он решительно. - Мне всю жизнь противно врать <...> Я вру, конечно, но от этого <...> только тяжелей жить. Я вру и презираю себя. И охота уж добить свою жизнь совсем, вдребезги. Только бы веселей и желательно с водкой. Поэтому счас не буду врать: я не знаю. Может, вернусь. Может, нет. - Спасибо за правду, Егор» [6. С. 324-325]. Эти слова звучат как исповедь перед женщиной, которая ждала его и надеялась на продолжение «заочной» истории. Егору трудно в селе Ясном, потому что здесь люди честны перед собой, правдивы. Он же долго врал, хотя не мог переносить ложь, поэтому герою, спустя много лет, не «легко» говорить правду: «Больше не могу

- тяжело» [6. С. 324-325]. После знакомства с семьей Байкаловых Прокудин использует обман ради спасения дорогих ему людей. Так, он боится сознаться, лжет самому родному человеку - матери, потому что любит и беспокоится за ее здоровье, осознает, что правда о его тюремной жизни может убить мать, а этого он допустить не может. Или приход незваного «гостя» из воровской «малины» в дом Любы заставляет Егора нервничать, врать, чтобы не «замарать» честный крестьянский дом грязными воровскими делами, уберечь от возможной гибели. Егор, покидая преступный мир, ступая на дорогу правды, подписывает себе смертный приговор. Потому что, по Шукшину, за грехи, проступки нужно нести ответственность: «За все, что происходит сейчас на земле, придется отвечать всем нам, ныне живущим. И за хорошее, и за плохое. За ложь, за бессовестность, за паразитический образ жизни, за приспособленчество, за трусость и измену - за все придется платить. Платить сполна» [2. С. 7]. Поэтому у Шукшина смывает грехи с Егора, облегчает страдания, прекращает душевные терзания только смерть.

В повести для театра «А поутру они проснулись» герои ищут вместе с социологом

ответ на важный вопрос: «Мы исследуем вопрос происхождения <...> ну, пьянства, грубо говоря. Так сказать, причины и следствия. Для этого - на один-единственный вопрос, который я вам задам, - надо ответить... надо сказать всю правду. Вопрос такой: как вы здесь оказались?» [6. С. 559-560]. Каждый герой повести, рассказывая свою историю, пытается не просто оправдаться, а скрыть истинные причины появления в вытрезвителе, то есть утаить правду. Лишь Очкарик, находясь в зале суда, начинает задумываться об истинных причинах своей изоляции. Он живет в мире, где царят обман, злость, хамство, ложь, где обвешивание покупателей считается законным делом. И этому миру нельзя перечить, иначе окажешься изолированным от общества. Гришаков пытался прилюдно пристыдить наглого продавца, остановить воровство, а в результате его выводят из магазина как нарушителя порядка. Находясь в состоянии отчаяния, он напивается (заливает алкоголем обиду), это приводит к новому столкновению с продавцом, и в итоге он сам, а не жулик оказывается обвиняемым и должен понести ответственность за аморальное поведение. Герой повести для театра, подобно Иешуа у Булгакова, предстал перед законом, чтобы донести свою правду, но она оказалась не совместима с правдой суда. Симпатия закона не на стороне Гришакова, а на стороне продавца мясного отдела, который нагло обвешивает и будет продолжать обвешивать всех покупателей.

В повести для театра «Энергичные люди» Шукшин укрупняет проблему жульничества, показывая не одного вора, а целое их сообщество. Герои со своими «энергичными» законами давно забыли об истинных человеческих ценностях. Они лгут, обворовывают государство, общество по «негласному экономическому закону», потому что так легко и быстро разбогатеть. Но в то же время «энергичные» скрывают правду о своих доходах, преподносят себя окружающим как исключительно законопослушные и живущие по правде и совести люди: «Хватит! - взревел Аристарх. - У меня вон, - показал он на стол, - семь почетных грамот лежат!» [6. С. 480]. Они ищут пути скрыть правду, закрыть рот взбунтовавшейся Вере Сергеевне. Уговоры, доводы не помогают усмирить жену Аристарха, даже попытка убийства не страшит ее, и лишь ложь помогает примирить супругов: «Ва-аша запи-иска, в несколько стро-очек, - пропел беспечный Чернявый. - Она вам все расскажет про записку.

Соня, только всю правду. Влюбилась, дурочка, в вашего Аристарха и <...> решила вас поссорить» [6. С. 488]. Но ложь ради лжи наказывается автором - представители закона приходят в дом Аристарха.

В поисках правды Иван-дурак из повести-сказки «До третьих петухов» совершает путешествие за тридевять земель. Герой из библиотеки попадает в чужой мир, заселённый страшными существами, живущими по неписаным законам. Эта сила пытается обмануть, использовать Ивана. Так, сообразительную и практичную Бабу Ягу устраивает Иван как «полный дурак», чтобы можно было его заставить строить «коттеджик» и прислуживать ей в нем. Жестокий Горыныч использует Ивана как послушного раба, который и споет, и спляшет. Черти, Мудрец, его секретарша, скучающая молодежь относятся к Ивану как к бесхитростному клоуну. Герой возвращается в библиотеку с правдой о том, что миром правят безнравственные существа, которые разрушают все ценности человечества и не только используют таких, как Иван-дурак для своих целей, но и издеваются, смеются над ними. По Шукшину, терпением и смирением ничего не изменить, не выстоять в борьбе с бесовской силой, поэтому Иван в раздумье, как поступить. Ведь опасная сила крепнет, и уже ее ценности (хамство, жадность, жестокость, коварство) манят к себе других персонажей, заполняют их души: «монахи стоят и подергивают плечами в такт чертовой музыке <.> Да и сам Иван - постоял маленько и не заметил, как стал тоже подергиваться и притопывать ногой, словно зуд его охватил» [6. С. 537]; Медведь возле Чертей научился пить, курить, разогнал семью, собрался идти в цирк за бесплатной едой. Иван призывает «коллектив» в библиотеке не сидеть, не рассиживаться на полках, но на этом повествование останавливается, вопрос остается открытым: «Будут ли вести борьбу или нет с бесовской силой жители библиотеки?». Нетерпимое отношение ко лжи заставляет героя искать орудие борьбы против стремительно наступающей бесовской силы. Известный исследователь творчества Шукшина О. Г. Левашова считает, что «ложь <...> оказалась не только одной из характеристик разрушительного потенциала национального характера, но и важной составляющей обнару-

жившейся тенденции к созиданию. Более того, в противоречивой диалектике лжи и правды в форме неистинного высказывания выявляется отказ от лжи реальной жизни и ведется поиск подлинного, сокровенного» [3. С. 120-121].

Таким образом, у Булгакова и Шукшина правда героя и правда власти никогда не совпадают. Кроме того, часто закон находится на стороне неправого, защищая предательство, жульничество, ложь. Смертный человек не может в одиночку бороться за правду, потому что эта борьба приведет его к гибели. Если у Булгакова «правду говорить легко и приятно» и она обладает лечебной силой, то у Шукшина через борьбу, страдания и боль правда выходит к людям. Лишь на земле, в деревенском мире отношения правдивы, искренни, а в городе они лживы и наигранны, поэтому правду убивают в городе, проповедуют ложь ради лжи.

Два писателя показывают в произведениях, как обман стремительно поглощает людей, становится нормой жизни. Шукшин в своих рабочих записях восклицал: «Ложь, ложь, ложь <.> Ложь - во спасение, ложь - во искупление вины, ложь - достижение цели, ложь - карьера, благополучие, ордена, квартира <...> Ложь! Вся Россия покрылась ложью, как коростой» [7. С. 290]. Мастера слова отстаивают правду как одну из высших ценностей на земле.

Список литературы

1. Булгаков, М. А. Собр. соч.: в 5 т. М. : Художеств. лит., 1989. Т. 5.

2. Калина красная // Спутник кинозрителя. 1974. № 4.

3. Левашова, О. Г. «Потому я и человек, что вру .» (философия и психология лжи в прозе В. М. Шукшина в аспекте традиций русской классики) // В. М. Шукшин : проблемы и решения : сб. ст. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2002.

4. Петелин, В. В. Мятежная душа России : споры и размышления о современной русской прозе. М. : Совет. Россия, 1986.

5. Чудакова, М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М. : Книга, 1988.

6. Шукшин, В. М. Собр. соч. : в 5 т. Екатеринбург, 1992. Т. 2.

7. Шукшин, В. М. Собр. соч. : в 8 т. Барнаул, 2009. Т. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.