№ 3 (50), 2013
"Культурная жизнь Юга России" ^
издании представлен достоверный портрет живого, горячего, талантливого музыканта, умного, масштабно мыслящего государственного деятеля, благородного обаятельного человека, прекрасного друга и семьянина. Предваряя статьи более 70 авторов, инициатор проекта, составитель и главный редактор книги - доктор философских наук, профессор Руслан Ханаху в своем обращении к читателю пишет: Адаму «выпало редкое счастье знать свое предназначение и следовать ему. Именно поэтому, должно быть, результаты его деятельности поражают современников».
Страницы книги дышат неподдельной любовью и дружеским восхищением редкими человеческими качествами Адама - его духовным аристократизмом, скромностью, умением ценить людей и помогать им. Приведу лишь некоторые строки.
А. К. Тхакушинов, ректор Майкопского государственного технологического университета, доктор социологических наук, профессор. В настоящее время -Глава Республики Адыгея: «Мы его знали и любили как человека культуры, как верного друга, преданность, порядочность, надежность которого придавали силы и уверенность всем, кому посчастливилось дружить с ним. Он был очень разносторонним человеком. И во всем, чем он занимался, достигал наивысшего результата. Так было и в творчестве, и в спорте, и в руководстве культурой, и в объединении людей. Я не встречал большего интернационалиста, чем Адам. Знакомство с представителями различных народов он воспринимал как роскошь человеческого общения, как счастливую возможность обогатить-ся новой культурой. Он, как никто другой, сплачивал, объединял людей. Это под силу, как мы все понимаем, очень искреннему, чистому человеку».
Н. Г. Денисов, заместитель председателя правительства Краснодарского края: «Адам обладал именным оружием массового поражения людей творческими идеями. Его внутренняя сила порождала вулканическую лаву интеллектуальной руды, фонтан <... > проектов, которые как цунами обрушивались на окружение и возвращались к нему добрыми делами. Как коллега по аналогичной руководящей работе свидетельствую: Адаму во многом удавалось возвести управление в разновидность искусства <... > не только в Адыгее,
где его вклад наибольший, но и в Краснодарском крае он очень многое сделал, и на Северном Кавказе. Он был очень значимой фигурой в Российской Федерации. В Адаме удивительно сочеталось необыкновенное обаяние и притягательность в общении с неутомимой самоотдачей и непримиримой требовательностью в работе. Он был проникновенным, очень тонким < ...>человеком».
Н. Д. Санджиев, министр культуры Калмыкии: «Не все знают, что Калмыкия входит в Ассоциацию "Северный Кавказ". Мы - министры культуры Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Краснодарского края, Ставрополья и других регионов всегда работали вместе, сплотившись вокруг безусловного лидера - Адама Асхадовича Ханаху. Мы, и те, что старше, и те, что младше его, считались с его мнением: оно всегда было аргументировано и убедительно. А его привычки, шутки, меткие выражения стали крылатыми. Мы подражали ему, не задумываясь, не замечая этого».
26 сентября - День рожденья Адама. Это время, когда Майкоп наполнен ароматом «изабеллы», красотой созревших плодов, радостным ощущением избытка жизни. Время, неизменно напоминающее и о плодах отважных дел Адама Асхадо-вича, внедренных его волей, его страстной душой и уникальным организационным талантом в настоящее и будущее Адыгеи, Кубани, России.
На почетной доске именитых выпускников Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова в фойе Большого зала золотыми буквами вписано имя заслуженного деятеля искусств РА, заслуженного работника культуры РФ Адама Ханаху. В Майкопе память первого адыгейского пианиста, первого министра культуры РА увековечена мемориальным барельефом на стене дома, в котором он жил, а также присвоением Камерному музыкальному театру РА его имени.
Подобно истовому пахарю возделывая древнее поле адыгейской культуры, на котором выросли новые таланты, он придал художественной жизни своей республики неслыханное ускорение и международный масштаб. Для благодарных соотечественников Адам Ханаху навсегда останется вдохновляющим примером служения искусству -светлым рыцарем Адыгеи.
Т. И. ТАРАСЕНКО
МАСТЕР ХОРОВОГО ИСКУССТВА
В статье, написанной на основе архивных и опубликованных материалов, воспоминаний и бесед с композитором, его коллегами и учителями, создан творческий портрет В. А. Позднеева - крупного деятеля в области современного народно-песенного искусства.
Ключевые слова: Оренбургский государственный академический народный хор, В. А. Позднеев, современная народная хоровая песня, фольклорные обработки.
t. i. kan. adam khanakhu - the knight of adyghe culture
Basing on personal reminiscences and other biographic resources, the author of the article reconstructs the enlightener way and the creative destiny of the first culture minister of Adygei Republic A. A. Khanakhu.
Key words: Adyghe music culture, L V. Sobinov Saratov State Conservatory, Krasnodar State University of Culture and Arts.
Владимир Александрович Позднеев верно ного искусства. Среди множества воссозданных служит сохранению бесценных богатств народ- в его музыке русских образов - «ласковые бере-
112 "Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (50), 2013
зы», «алые грозди рябины», «журавлиные песни». Человек удивительной судьбы, он в возрасте 29 лет, преуспевая в профессии, уехал из Москвы в Оренбург, где возглавил широко известный Оренбургский государственный русский народный хор. Маститые певцы и музыканты ведущего в Оренбуржье коллектива приняли молодого руководителя неоднозначно, но удивление и настороженность быстро сменились уважительным отношением. Нельзя было не почувствовать творческое, горячее, серьезное отношение В. А. Позд-неева к народной песне и к своему делу. Он словно был призван подхватить эстафету от мастеров, много сделавших для становления и развития хорового коллектива, таких, как Яков Хохлов и Людмила Райкова. Но и привнес свое понимание миссии хора.
Воссоздавая дух настоящего народного искусства, в котором главным являются внутренняя красота и душевная чистота, В. А. Поздне-ев в годы, когда близилась «смена координат» и расшатывались устои государства, действовал с присущей ему ответственностью; укреплял идею соборности - единения, без которого неминуемы серьезные потери.
В 1991 году, с отменой прежнего государственного устройства - СССР, громче зазвучало имя России, русская песня стала более востребованной, воспрянуло дело, к которому призван Владимир Позднеев - воспевать свою землю, раскрывая истинные ценности человеческой жизни.
Как определился вектор этой талантливой судьбы?
В. А. Позднеев родился 5 сентября 1958 года в Подмосковье, детство прошло в Белгородской области. И прикипел душой к народной музыке, которая постоянно звучала в доме: музыканты-самородки были в семье мамы, которая и сама замечательно пела страдания и частушки, выразительно подчеркивая ритм дробями и переплясами. Белгородский край славился сохранившимся народным музыкальным искусством. Все это стало для Владимира Александровича источником творчества, определило не просто профессию, но жизнь.
Обладавшего от природы хорошим слухом и голосом мальчика с восьми лет приняли в местную хоровую школу. Его первый педагог по хору заслуженный работник культуры РФ Ольга Васильевна Санина вспоминает о самобытном таланте юного Володи Позднеева, говорит, что он ярко раскрылся уже в детском возрасте: «Я помню, какой это был удивительный мальчик. Он пел у меня в хоре и никогда не пропускал занятий. А когда он солировал, то чувствовалось, что он пропускает и слова, и мелодию через свое сердце, через свою душу. Зал затаенно слушал. А потом был шквал аплодисментов. Это было потрясающе!».
Дальше, казалось, все шло по обычному для музыкантов пути: после музыкальной школы -училище. Владимиру Позднееву 15 лет. Отделение хорового дирижирования дает ту необходимую базу, которая позволяет ему вскоре выступать вместе с русско-болгарским ансамблем песни и танца «Дружба», осваивая музыку разных наро-
дов. Все здесь кажется таким живым, ярким и необычным: народные костюмы, танцы, привольные русские и болгарские мелодии! Опыт коллективного творчества дал многое начинающему музыканту, но главное - утвердил желание работать в направлении хорового народного пения.
Следующая ступень - институт им. Гнесиных. Девятнадцатилетний юноша приезжает в Москву, попадает в творческую атмосферу, которая его влекла и интересовала. Его учителями были Нина Константиновна Мешко, возглавлявшая Северный русский народный хор; Людмила Васильевна Шамина, прекрасно знавшая специфику работы с самодеятельным хором (она ввела в научный оборот категорию «этнический слух»); Николай Васильевич Кутузов, на протяжении многих лет руководивший Академическим хором русской песни Центрального телевидения и Всесоюзного радио; Вячеслав Михайлович Щуров - известный исследователь-фольклорист, собиратель народных песен. Заметив стремление Владимира Позд-неева самостоятельно создавать хоровые аранжировки и обработки народных песен, один из его педагогов - Нонна Васильевна Калугина познакомила начинающего композитора с Александром Абрамским. Уроки, которые получил в этот период, Владимир Александрович считал важнейшими для формирования его как композитора и хорового деятеля.
Ценный профессиональный опыт был приобретен в Ансамбле песни и пляски МО ПВО под руководством народного артиста России Игоря Ивановича Раевского. В. А. Позднеев постигал законы жизни хорового коллектива, его структуру, специфику репетиционной работы, особенности постановки танцевальных номеров, принципы работы с оркестром.
Самостоятельная творческая деятельность В. А. Позднеева начинается в 1985 году. Он становится художественным руководителем хора Дворца культуры им. Горького, что дает новый опыт работы с коллективом. К этому времени относятся его первые опыты в области композиции - песни на стихи В. Любицкого, В. Семернина, В. Бокова, обработки народных песен Белгородской и Воронежской областей. К молодому композитору пришла известность, одно за другим поступали предложения работать с крупными хоровыми коллективами. Но он выбрал Оренбург, где, как покажет время, был действительно нужен.
Четверть века прошло с той поры. Немало трудностей пришлось испытать, взяв на себя ответственность за будущее хорового коллектива, который к тому времени имел и прекрасную репутацию, и сложившийся репертуар. О возникших в связи с этим проблемах В. А. Позднеев сказал в одном из интервью, формулируя творческую установку, которой он сохраняет верность не одно десятилетие: «Моей задачей было сохранить богатство, созданное прежними руководителями, и продолжить работу в том же направлении, не ломая народную манеру пения, присущую всему Уральскому региону, не нарушая лексику народного танца, тембровую палитру оркестра народ-
№ 3 (50), 2013 "Культурная жизнь Юга России"
ных инструментов. Но при этом и усилить самобытность коллектива в целом» [1].
Мастер постоянно работает над расширением и обновлением репертуара, создает хоровые обработки и авторские хоровые сочинения, которые получили широкую известность. Семь авторских сборников песен, хоров, обработок народных мелодий - серьезный вклад в искусство современного хорового пения [2].
Стержнем творческих принципов мастера является воссоздание на современной основе архаической народно-песенной культуры (старинный крестьянский и казачий фольклор) и городской песни Х1Х-ХХ столетий. Его сочинения встали в ряд лучших хоровых обработок, обогатили развитие данного жанра. Для В. А. Позднеева характерно бережное отношение к фольклорному первоисточнику, выразительная, образная (зачастую театрализованная) подача материала. Взяв за основу текст и мелодию народной песни, мастер стремится сохранить в своем произведении ее жанрово-стилевые черты, музыкальную форму; при этом - подчеркнуть самобытность музыкального образа, наполнить фактуру свежим гармоническим звучанием.
Время творческого становления В. А. Поздне-ева совпало с новым периодом развития отечественной хоровой музыки, когда стали появляться оригинальные авторские композиции, сочетающие фольклорные и современные мотивы. Естественно, композитор оказался перед выбором: сохранять классическую традицию фольклорных обработок или же включать их в сферу нового музыкального языка, современных концептуальных решений? Он пошел путем воссоздания первоисточника, выявляя свои идеи на народно-песенной основе. В частности, композитору свойственно включение хоровых диалогов, акцентирование внимания на графически ясной ансамблевой фактуре, прозрачном звучании, на светлых тембровых красках. Фактура является одним из наиболее важных выразительных, динамизирующих форму средств (достаточно послушать его хоровые обработки известных народных песен «О чем задумался, служивый», «Сидел соловей на маковке», «Уж ты, волюшка», «Широка ты, степь»). В. А. Позднеев ощущает хор как слаженный большой ансамбль солистов, способных интерпретировать и представлять народно-песенные образы в оригинальном, но близком к первоистоку виде.
Сценическая трактовка песни предъявляет высокие исполнительские требования к хоровому
коллективу: обнаружить и соответствующий масштаб звучности, и яркую характерность тембра каждой партии, и безупречный ансамбль между партиями и (особенно) внутри партии, звучащей как солирующий голос. Здесь особенно отчетливо видна специфика самого жанра обработок для народного хора, где автор одновременно выступает и как драматург, и как режиссер.
Совершенно другое амплуа раскрывают оригинальные сочинения композитора. Для вокального творчества Владимира Позднеева характерно жанровое разнообразие, но в большей степени он проявляет себя как удивительный лирик. Его вокально-инструментальная музыка представляет немалый интерес, поскольку оба ее компонента -слово и музыка, органично дополняют друг друга. Музыка порождена словом, красотой поэтических образов, но выводит эмоциональное содержание стихов на уровень художественного обобщения. Словно бы вслушиваясь в каждое слово, композитор стремится раскрыть зримые образы и картины природы, мысли и чувства человека, живущего на своей земле. Он любит выстраивать композиции, постепенно раскрывая все краски хора. Хотя В. А. Позднеев - несомненный лирик, музыкальные средства в его песнях и хоровых обработках несут и большую драматургическую нагрузку, позволяя композитору каждый раз находить новое оригинальное решение, предъявляя сложные исполнительские требования и в то же время расширяя арсенал выразительных средств.
Владимиру Александровичу Позднееву рано подводить итоги. Ему всего 55. Как много сделано, свершено, создано! Но песня продолжает звучать - а значит и жить.
Литература
1. Герстле Н. Главное - движение вперед // Южный Урал. 22 февраля. 1994.
2. Позднеев В. Оренбуржье в сердце моем. Песни без сопровождения и в сопровождении фортепиано, баяна (гитары). Оренбург, 2004; Он же. Песни, хоры, обработки народных песен без сопровождения. Оренбург, 2008; Он же. На земле Уральской. Оренбург, 2008; Он же. По широкой улице. Южнорусские народные песни в обработке Владимира Позднеева. Старый Оскол, 2002; Он же. Произведения для хора., М: Современная музыка, 2003 г; Степная дорога. Оренбург, 2002; Широка ты, степь. Песни оренбургских казаков в обработке В. Позднеева, Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2002.
t. i. tarasenko. a master of choral art
Creative portrait of V. A. Pozdneev's - a major figure in contemporary folk-song art - is presented in the article that was written on the basis of the archival and published materials, memoirs and interviews with the composer, his colleagues and teachers.
Key words: Orenburg State Academic Folk Choir, V. A. Pozdneev, modern choral folk song, folk processing.