Научная статья на тему 'Массовые праздники советской Хакасии: новые символические формы национальной политики (1920-1930-е гг. )'

Массовые праздники советской Хакасии: новые символические формы национальной политики (1920-1930-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗЫ ПРОШЛОГО / СИМВОЛЫ / SOVIET NATIONAL POLICY / MASS FESTIVITIES / FOLK TRADITION / IMAGES OF THE PAST / SYMBOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самушкина Е. В.

В статье анализируется становление массовых праздников советской Хакасии в 1920-1930-е гг. На основе архивных источников и региональной прессы феномен советского праздника рассматривается как инструмент популяризации национальной политики большевиков. В ходе исследования выявлены основные идеологемы и символы, используемые для трансляции национальной политики большевиков сквозь призмупраздничной культуры, описаны основные элементы праздничных торжеств изучаемого периода, показана трансформация праздников в контексте советской национальной политики. Массовые праздники советской Хакасии 1920-1930-х гг. можно рассматривать как способ трансляции большевиками своих представлений о «народной культуре», о том, что она является отражением творческого потенциала коренного тюркоязычного населения региона. Этим можно объяснить появление в программе торжественных мероприятий номеров, демонстрирующих успехи хакасов в выражении своих креативных способностей, этнической культуры. Но представление этнического происходит в жестких рамках советской национальной идеологии. Символы, ход, элементы мероприятий разрабатывались, за редким исключением, центром, подробные указания в виде директивных писем поступали из Москвы. Они отражали идею классового единства, построения нового общества, дружбы народов и интернационализма. Таким образом, массовые праздники в Хакасии выполняли идентификационную функцию. Праздник в советской Хакасии в изучаемый период начал свое становление, были отобраны важные элементы его составляющие, сформулированы представления о прошлом хакасского народа в досоветский период и после революции. Тем самым советская власть попыталась интегрировать региональные сообщества, неоднородные, в том числе в этническом, культурном плане в идеологическое пространство советского государства. Провозглашая ценности модернизации, разрыв с традиционным обществом и праздничным календарем, большевики при всем при этом для трансляции своих идеологем использовали приемы и образы, существующие в традиционном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Массовые праздники советской Хакасии: новые символические формы национальной политики (1920-1930-е гг. )»

DOI: 10.26105/SSPU.2019.56.5.022 YAK 94:394.2(571.513)(091) ББК 63.3(2Рос.Хак)6-7

E.B. САМУШКИНА

E.V. SAMUSHKINA

МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ СОВЕТСКОЙ ХАКАСИИ: НОВЫЕ СИМВОЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НАУИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ (1920-1930-е гг.)

MASS FESTIVITIES OF SOVIET KHAKASSIA: NEW SYMBOLIC FORMS OF NATIONAL POLITICS

(1920-1930-s)

Работа выполнена в рамках программы НИР XII.186.3.

Традиционное мировоззрение народов Сибири: способы устойчивости, пути изменений. № 0329-2018-0006 Символ и знак в культуре народов Сибири XVII-XXI вв.: актуализация и стратегии сохранения The work has been made in the field of program SRW XII.186.3.

Traditional world view of Siberian peoples: stability methods, ways of changes.

№ 0329-2018-0006 Symbol and sign in the culture of Siberian peoples in XVII-XXI cc.: updating and strategies of preserving

В статье анализируется становление массовых праздников советской Хакасии в 1920-1930-е гг. На основе архивных источников и региональной прессы феномен советского праздника рассматривается как инструмент популяризации национальной политики большевиков. В ходе исследования выявлены основные идеологемы и символы, используемые для трансляции национальной политики большевиков сквозь призму праздничной культуры, описаны основные элементы праздничных торжеств изучаемого периода, показана трансформация праздников в контексте советской национальной политики. Массовые праздники советской Хакасии 1920-1930-х гг. можно рассматривать как способ трансляции большевиками своих представлений о «народной культуре», о том, что она является отражением творческого потенциала коренного тюркоязычного населения региона. Этим можно объяснить появление в программе торжественных мероприятий номеров, демонстрирующих успехи хакасов в выражении своих креативных способностей, этнической культуры. Но представление этнического происходит в жестких рамках советской национальной идеологии. Символы, ход, элементы мероприятий разрабатывались, за редким исключением, центром, подробные указания в виде директивных писем поступали из Москвы. Они отражали идею классового единства, построения нового общества, дружбы народов и интернационализма. Таким образом, массовые праздники в Хакасии выполняли идентификационную функцию. Праздник в советской Хакасии в изучаемый период начал свое становление, были отобраны важные элементы его составляющие, сформулированы представления о прошлом хакасского народа в досоветский период и после революции. Тем самым советская власть попыталась интегрировать региональные сообщества, неоднородные, в том числе в этническом, культурном плане в идеологическое пространство советского государства. Провозглашая ценности модернизации, разрыв с традиционным обществом и праздничным календарем, большевики при всем при этом для трансляции своих иде-ологем использовали приемы и образы, существующие в традиционном обществе.

This article considers the analisys of mass festivities in Khakassia in 1920-1930-s within the framework of Bolshevik's national policy. Based on the archival resources and regional press the phenomenon of Soviet festivity is considered as an instrument of popularization of Bolshevik's national policy. In the course of this study we pointed out main ideologemes and symbols, that were transmitted in light of festive culture, we also described main elements of festive celebrations in the reviewed period, and showed transformation of festivities within the framework of Soviet national policy. Mass festivities of Soviet Khakassia in 1920-1930-s can be viewed as the way the Bolsheviks transmitted their vision of «national culture», and about the fact that national culture reflects creativity of Turkic people in reviewed region. This can explain the acts of the festive program that demonstrated the success of the Khakas in expressing their creative abilities and ethnic culture. But ethnic expression went in the rigid boundaries of Soviet national ideology. Symbols, progress, and elements of the

event with some minor exceptions were masterminded centrally, and detailed guidelines in the form of instruction letter were sent from Moscow. It reflected the idea of class unity, new society construction, national cohesion, and internationalism. Therefore, mass festivities in Khakassia accomplished an identification function. Festivity in Soviet Khakassia in reviewed period started to establish itself, to select its important elements and to define concepts of the Khakas past in Pre-Soviet and Post-revolution period. By that Soviet government tried to integrate regional societies, different in ethnics and culture, into ideological space of the Soviet state. Proclaiming values of modernization, separation from traditional society and festive calendar Bolsheviks, however, used methods and images that existed in traditional society in order to transmit their ideologemes.

Ключевые слова: советская национальная политика, массовые праздники, народная культура, образы прошлого, символы.

Key words: Soviet national policy, mass festivities, folk tradition, images of the past, symbols.

В первое десятилетие советской власти в политике был актуализирован этнический фактор. Мероприятия большевиков в этнонациональной сфере можно охарактеризовать как национализм положительной деятельности, который заключался в поддержке выделения территорий по этническому принципу, развитию родных языков этнических меньшинств, формированию этнонациональных элит [12, с. 100]. При этом понимание «национальной культуры» того периода можно рассматривать как пример «символической этничности». Советская власть способствовала актуализации символических форм этнической принадлежности: фольклора, музеев, демонстрирующих традиционную культуру, исторические события, приведшие к прогрессивному развитию народов [12, с. 98].

Праздник, как часть национальной культуры, стал одним из способов трансляции советской этнонациональной политики в среде этнических меньшинств. Используя государственный праздничный календарь, советская власть утверждала новые символические формы, новое прочтение исторических событий, демонстрировала свое восприятие времени и пространства. Через праздничные мероприятия формировалась и транслировалась новая система ценностей, власть провозглашала свой легитимный статус.

Данная статья посвящена анализу массовых праздников в Хакасии в 1920-1930-е гг. в контексте национальной политики большевиков. В рамках исследования будут описаны основные элементы и символы торжественных мероприятий, сквозь призму праздничной культуры будет рассмотрено представление советской власти о понятии «народная культура», показан процесс формирования праздничного канона в выбранный период. Источнико-вой базой данного исследования являются архивные документы и региональная газета «Советская Хакасия».

Период коренной ломки традиций приходится на первую треть ХХ в., совпадая с утверждением советской власти в Хакасии. После завершения гражданской войны, в сибирском регионе началось строительство нового общества; 22 ноября 1922 г. Енисейский губисполком постановил ходатайствовать перед ВЦИК о выделении самостоятельной административной единицы - Хакасского уезда, и в 1923 г. он был образован. Хакасия как самостоятельная административно-территориальная единица возникла в 1923 г.; в 1925 г. уезд был преобразован в округ, в 1930 г. - в Хакасскую автономную область в составе Западно-Сибирского края; в 1934 г. область вошла в состав Красноярского края.

Модернизация праздников в Хакасии XX в. стала частью общей политики по созданию светской праздничной обрядности Советского государства. Важнейшей функцией советских праздников должно было стать сплочение людей на социально-классовой основе, утверждение у них общности взглядов, настроений, чувств. Коммунистическая идеология провозглашала прин-

цип пролетарского интернационализма в культуре, постулируя сочетание традиционных этнических черт с общесоветскими.

К разработке новых обрядов в Советском государстве приступили с момента провозглашения нового строя. На заседании Совета Народных Комиссаров под председательством В.И. Ленина - 25 января 1918 г. А.В. Луначарский доложил о новом календаре, а на следующий день Совнарком опубликовал декрет «О введении в Российской республике западно-европейского календаря». Этим декретом отменялись религиозные и старорежимные праздники и вводились новые - памятные дни великих событий борьбы трудящихся России и всего мира. Так было положено начало государственной легитимизации праздников «Красного календаря». Началось становление совершенно нового типа массового празднества. Надо отметить, что это был длительный процесс, который условно можно разделить на два периода: до 1930-40-х гг. и после.

В соответствии директивами партии и правительства в документах Хакасского Укома РКП(б) начала 1920-х гг. предписывалось: «...уважительно относиться к нацменам и ни в коем случае не допускать оскорбления их чувств» [4, л. 62]. Для начала необходимо было «.изучить жизнь и быт хакасов, и выявить каким путем можно подойти к работе с ними; на первых порах не стремиться проводить собрания в юрточных улусах, а лишь вести индивидуальные беседы. Главное же - глубже приглядываться к жизни и быту хакасов, выявляя, чем они дышат и чего они хотят» [3, л. 14].

В этот период в хакасской среде сохранялась практика проведения традиционных праздников. В секретном обзоре информационно-статистического политического отдела Хакасского окружкома ВКП(б) от 1928 г. сообщается: «.шаманство процветает не только в глухих улусах, но и в культурных селах. Особая потребность в шаманстве в хакасских селениях является один раз в год при исполнении религиозных обрядов на исторических памятниках (которые они считают святыми). Это жертвоприношение старшему горному духу и водяному, куда хакасы съезжаются из разных улусов, колют баранов, пищу варят без соли, еда начинается только тогда, когда разрешит шаман, под руководством которого потом начинают пьянство» [6, л. 23]. Как видно из обзора, в конце 1920-х годов традиционный праздник в Хакасии по-прежнему сохранял все свои основные компоненты и в аборигенной среде рассматривался как необходимое и обязательное действие.

Параллельно шел процесс построения системы советских праздников, костяк которой составляли революционные праздники: 1 Мая, годовщина Октябрьской социалистической революции, День Красной армии. Первоначально не было какого-то единого ритуала проведения этих мероприятий, и потому они отражали общие послереволюционные настроения, что проявилось в идейно-социальной направленности: митинги, речи, демонстрации стали их неотъемлемыми атрибутами.

Путем закладывания новых традиций, представители советской власти надеялись донести до населения содержание революционных праздников и символов. Соединение нового праздничного календаря с привычными праздничными формами, праздничными поводами из старого обрядового цикла облегчит коммуникацию новой власти с народом [15, с. 140]. Праздники были призваны утвердить авторитет власти, играли роль общественных регулятов. Новый календарь соотносился с концепцией народной культуры. По В.И. Ленину, революция предоставила народным массам возможность участвовать в процессах народного творчества, решать исторические задачи самостоятельно. Массовый пролетарский праздник, вначале в форме маевки, утверждал идею советского обновления [11, с. 103, 219]. Явление массовых шествий, карнавалов того периода расценивалось как демонстрация «народной души» и умения веселиться [11, с. 229, 231]. Ранний советский праздник ознаменовывал качественный переход от одного социального состояния в другое. Временная ориентация подобных мероприятий тоже изменилась. Если в про-

странстве традиционного праздника время останавливалось, то в ходе советского раннего праздника акцент делался на будущее. Именно к нему стремилось общество через показ настоящих успехов в социально-политической, экономической сферах. Символический смысл шествий в тот период обозначал ориентацию в будущее, прогресс, преодоление расстояния между настоящим и будущим. Демонстрация помогала ощутить динамику движения самой революционной истории. Митинг и шествие выполняло важную функцию - функцию приобщения масс к участию в осуществлении задач социалистической революции [11, с. 258, 261].

Хакасско-минусинские степи в этом случае не были исключением, здесь, как и везде, основной задачей октябрьских и майских праздников объявлялась мобилизация населения, демонстрация достижений в сельском хозяйстве, промышленности, торговле. Особо подчеркивалась необходимость «...принимать все меры к широкому вовлечению хакасского населения, особое внимание уделять женщине-хакаске». Структура праздников тщательно разрабатывалась с учетом потребностей построения нового советского общества.

В 1926 г. в Хакасский округ были посланы тезисы, посвященные советской национальной политике и ее отражению в массовых праздниках. Праздник Октября и день принятие Конституции рассматривался в этом документе как главные события для трудящихся всех национальностей. Согласно тексту документа, только после революции народы получили свободу, установилось их фактическое равенство и «братство». При этом отмечается и активная роль трудящиеся ранее угнетенных народов в процессе завоевания и удержания власти большевиками, победе над контрреволюцией.

В ходе совместной борьбы, по мысли авторов тезисов, массы сплотились и в результате появился Советский Союз. В документе повторяется формула, встречающаяся в нарративах советской власти, о Царской России как тюрьме народов, мысль об эксплуатации этнических меньшинств, их неполноправном, угнетенном положении по сравнению с русским большинством. Так же муссировалась мысль о сознательной политике консервации средневекового быта, религиозных предрассудков со стороны царской власти и буржуазии, тормозящих модернизацию мер в целях эксплуатации ресурсов. Советская же власть, провозгласив лозунг «право наций на самоопределение», объединила различные народы в революционной борьбе по классовому принципу. Как отмечалось в документе, была «перевернута вверх днем царская география» путем замены административного деления и включения этнического фактора в основу для выделения областей. Отмечались особые условия, созданные советской властью для творчества народов, их просвещения и культурного роста [4, л. 67].

В рамках новой культурной политики был структурирован и календарь. Центральным событием стало празднование годовщины Октябрьской революции. Именно эта дата являлась главным событием и для Хакасии. При этом канон торжеств устанавливался в течение 1920-х гг. и был неизменен в 1920-1930-е гг. Типичное описание действа можно встретить в архивных документах: «План празднования 7 ноября: Официальная часть прекращается в 12.00 дня и 6 ноября, вечером, в здании клуба или народного дома устроить торжественное открытие по проведению праздника Октябрьской революции, где выступят с приветствиями представители РКП(б), ВЛКСМ, сельских советов. Утром провести митинг, демонстрации по улицам села с пением революционных песен. Для детей провести детское утро, для взрослых - вечерний спектакль (желательно пьесу революционную)» [9, л. 64].

Организуя празднование 8-летия Октября в 1925 г. представители РКП(б) в циркулярном письме выделяли три основных момента: хозяйственный рост региона, возросшая активность масс и международное положение СССР, в том числе освободительное национальное движение на Востоке. При этом указывалось на необходимость широкого вовлечения хакасов в торжества. Для этого из районных центров в большие улусы направлялись работни-

ки. Отдельное внимание уделялось женщинам хакаскам, для которых предполагалось организовать собрания и объяснить сущность праздника. 6 ноября устраивался вечер воспоминаний участников октябрьских событий, шествия рабочих с красными знаменами и исполнением революционных песен. Тем самым в ходе создавалась историческая память о революционных годах. Само мероприятие 7 ноября должно было начаться с торжественного митинга, демонстрации. Вечером чреда действий продолжилась театральными постановками на революционные темы [4, л. 7, 10].

Десятилетие Октября отмечалась с большим размахом: для разъяснения политики советской власти на местах, демонстрации достижений советского строя в отдаленных улусах были посланы кино-передвижки, пропагандисты, владеющие хакасским языком. В крестьянским улусных районах особым пунктом стояло «раскрытие вопроса» о значении Октябрьской революции для «угнетенных ранее наций». В с. Усть-Абаканск были организованы две агитационные группы в целях участия в демонстрациях, народных зрелищах, играх, выступления с докладами в ближайших улусах. Однако, составляющие торжественных мероприятий не менялись: разъяснительная работа среди населения, демонстрация товаров местных предприятий, сопровождаемая лозунгами и плакатами информационного характера, культурно-просветительская работа в отдаленных улусах, вечера воспоминаний октябрьских событий, торжественное заседание и митинг, массовые народные представления, посвященные партизанскому движению в Хакасии [5, л. 46-53].

Наряду с главным торжеством страны Советов в праздничный канон были включены другие праздники и памятные даты. Появляются программы празднования Международного женского дня, Дня кооперации, освобождение Сибири от колчаковщины, годовщина революции 1905 г. [7, л. 70-71]. Международный день работниц рассматривался советской властью на местах в качестве демонстрации изменения положения женщины, прежде всего хакаски после Октябрьской революции. Частью торжеств являлся прием представительниц тюркоязычного коренного населения в партию [8, л. 3]. Праздники, связанные с событиями революционного календаря имели мемориальный характер, были призваны сформировать историческую память среди населения, но скорее являлись экспериментальной частью праздничного календаря 1920-х гг. и широкого распространения не получили.

Относительно мирное сосуществование двух праздничных моделей -традиционной и советской - в тридцатые годы сменяется жестким доминированием последней. Начинается борьба с «внутренними врагами», с национализмом и космополитизмом. В результате чего происходит вытеснение традиционных символов, которые переводятся из сферы общественно значимой на периферию культуры (на уровень семейных ценностей, не контролируемых государством).

В 1931 гг. в ходе I Хакасской областной партийной конференции были выдвинуты очередные задачи национального строительства области. Участники мероприятия отмечали, что за годы советской власти были реализованы основные положения большевиков в области национальной политики: уничтожены сословные привилегии, созданы условия для равенства всех национальностей, каждой национальности дано право свободного развития. Результатом же действий большевиков явилось создание Хакасской автономной области.

Были намечены с ориентацией на решение X съезда РКП и основные задачи, связанные с развитием региона и его коренного населения: развитие и укрепление советской государственности в формах соответствующих национально-бытовым условиям хакасов; учреждение действующего на родном языке суда, администрации, органов хозяйства, органов власти, состоящих из людей местных, знающих быт и психологию местного населения; организация работы прессы, школы, театра, клубного дела и в целом куль-

турно-просветительных учреждений на хакасском языке; создание и развитие широкой сети курсов и школ общеобразовательного и профессионально-технического характера на родном языке для ускоренной подготовки кадров квалифицированных рабочих, советских партийных работников по всем областям управления и прежде всего в области просвещения из числа представителей коренного тюркоязычного населения [1, л. 21]. Т.о., в документе закрепляется формула И.В. Сталина о культуре советской по содержанию и национальной по форме.

Оригинальной формой демонстрации успехов советской власти в области национальной политики стала организация 2-ой областной октябрьской национально-культурной олимпиады в 1932 г. в дни празднования 15 годовщины революции. Основной задачей мероприятий объявлялись мобилизация широких трудящихся масс коренного населения на успешное осуществление четвертого завершающего года пятилетки, выполнение плана национально-культурного строительства, активизация широких трудящихся масс на осуществление задач, поставленных партией и правительством в области культурной революции во второй пятилетке. Участникам олимпиады вменялось дальнейшее поднятие активности, энтузиазма, инициативы коренного населения и нацменьшинств на развитие национальной по форме и социалистической по содержанию культуры, организация и закрепление в сознании местного населения новых форм, методов художественно-культурной работы в области.

Основной же целью для этнических культур, советских по содержанию и национальных по форме, было определено воспитание активных масс трудящихся, в дальнейшем успешно осуществляющих «хозяйственно-политические задачи», выполняющих промышленно-финансовый план области, борющихся с уклонами от генеральной линии партии, в том числе и в области «ленинской национальной политике». Каждый район Хакасии должен был участвовать в Олимпиаде по предложенной областным центром схеме. Так, например, представителям Аскизского района следовало предоставить два номера живой газеты с содержанием: борьба за развитие социалистического животноводства, культурное строительство в районе, показатели борьбы за ликвидацию неграмотности, внедрение нового алфавита, показатели роста совхозной и колхозной торговли, успехи в уборке урожая и хлебозаготовок, хор стихи на родном языке, 3 колхозных стенгазет, стрельба. Районам вменялось организовать проверку художественной самодеятельности, а также организовать вокруг художественной работы социалистическое соревнование. Особое внимание уделялось знатокам фольклора: сказочникам, чат-ханистам, исполнителям горлового пения, авторам сказок и стихов. Было решено организовать творческие силы, оказывать методическую поддержку, а также, что немаловажно обеспечить классово выдержанное содержание всей проводимой художественной работы, приспособив формы художественной работы к коренному населению [10, с. 1].

В резолюции Хакасского обкома от 4 декабря 1932 г. были подведены итоги второй областной национально-художественной олимпиады, в которых констатировалось успешное развитие национальной по форме и социалистической по содержанию художественной культуры, отмечалось более широкое по сравнению с первой олимпиадой подобного рода вовлечение хакасов в качестве участников мероприятия. Однако указывались и недостатки, к которым, согласно руководящим органам, следовало отнести отсутствие новых фольклорных форм. Как итог было вынесено постановление о выработке новых форм народного творчества, в которых бы сочетались традиционные приемы исполнительского искусства на музыкальных инструментах, литературные жанры, но в новой интерпретацией, отражающей будни советской страны. В документе также фиксировалась необходимость активизировать массы местного населения на творческую инициативу, для внедрение образов советской культуры в формы традиционного этнического искусства [2, л. 9].

Важным событием в праздничном календаре регионов в 1930-е гг. становятся годовщины образования административных субъектов Советского Союза. Именно в эти даты советской власть проводились информационные кампании в прессе, в ходе которых демонстрировались преимущества советской этнонациональной политики по отношению к аборигенному населению, успехи советских администраторов в реализации политики просвещения, развития народной культуры. Знаковым событием для Хакасии становится пятилетний юбилей автономной области, отмечаемый в 1935 г. Официальной датой образования Хакасской автономной области являлось 30 октября и, как правило, чествование дня Октябрьской революции совмещали с празднованием учреждения автономии. К пятилетнему юбилею в газете «Советская Хакасия» появляется публикация под заголовком «Праздник автономной Хакасии - праздник всего края». В этом тексте представляются основные вехи истории региона. Как и в других автономных областях, например в Ойротии, антитезой описывалось бедственное положение трудового народа Хакасской автономной области до Октябрьской революции, и «богатейшую, счастливую, радостную жизнь трудящихся всех национальностей» в настоящем [14, с. 1].

Новой оригинальной формой становится публикация коллективных писем от лица населения И.В. Сталину. Не стала исключением и Хакасия. В том же юбилейном номере помещен текст такого письма. В нем излагаются основные моменты истории хакасов. Центральным образом является идея борьбы, мотив активности народных масс: борьбы хакасского народа против угнетателей (баев, попов и чиновников), борьбы коренного тюркоязычного населения за выживание, борьба за счастливое будущее. В письме отмечалось крайне бедственное положение хакасов до революции, его для описания был применен эпитет «могила народов», утверждая тем самым критичность ситуации по отношению к остальным регионам, которые именовались «тюрьмой народов». Еще один распространенный прием писем и публикаций подобного рода - цитаты так называемых рабочих или сельских корреспондентов. Подобного типа статьи появлялись в региональной печати перед значимыми праздниками, и были призваны демонстрировать мнение представителей из народа о мероприятиях советской власти в различных сферах. Так, можно привести пример описания прошлого коренного тюркоязычного населения, данного конюхом с фермы Аскизского района: «...нам хакасам тяжело жилось в царское время. Были мы одной из самых забитых, самых отсталых народностей царской России. Жили мы в большой долине реки Абакан, заключенной в объятия березовых рощ. Были у нас юрты, разбросанные, серые и скучные, голые, землисто-грязные как тело дикаря. Единственным украшением в наших юртах были уродливо-страшные шаманские божки. Жизнь наша проходила в чадном дыму юрт и ненавистен был у нас труд. А жалкие крохи, которые давала нам земля, уходили шаману, баю и уряднику. Никто не заботился о нашем просвещении. Над нами глумились: «Какое может быть обучение инородцев!. Газет мы никогда не видели. Так и проходила жизнь в бескультурье и невежестве. Так было до тех пор, пока не пришла советская власть» [13, с. 3]. Настоящее же описывалось в тексте как период созидания и процветания : «После победы Октябрьской революции, в братском союзе с народами нашей великой родины, под руководством ленинской партии, возглавляемой твоим, товарищ Сталин, мудрым водительством, сокрушая врагов революции пришли мы к новой радостной жизни. Там, где раньше были голые беспредельные степи, глубокие горы с разбросанными одинокими улусами, воплотились великие идеи Ленина-Сталина, родилась и расцветает новая Советская Хакасия... Зацвели социалистические поля Хакасии, на обширных пастбищах пасется скот наших колхозов и совхозов». Заключительная часть письма была посвящена готовности народных масс встать на защиту социалистических ценностей, построенного благополучного общества, братского союза трудящихся всех национальностей [13, с. 3]. Т.о. происходит конструирование исторического нарратива, актуального на протяжении 1930-х гг.

Массовые праздники советской Хакасии 1920-1930-х гг. можно рассматривать как способ трансляции большевиками своих представлений о «народной культуре», о том, что она является отражением творческого потенциала коренного тюркоязычного населения региона. Этим можно объяснить появление в программе торжественных мероприятий номеров, демонстрирующих успехи хакасов в выражении своих креативных способностей, этнической культуры. Но представление этнического происходит в жестких рамках советской национальной идеологии. Символы, ход, элементы мероприятий разрабатывались, за редким исключением, центром, подробные указания в виде директивных писем поступали из Москвы. Они отражали идею классового единства, построения нового общества, дружбы народов и интернационализма. Т.о., массовые праздники в Хакасии выполняли идентификационную функцию. Праздник в советской Хакасии в изучаемый период начал свое становление, были отобраны важные элементы его составляющие, сформулированы представления о прошлом хакасского народа в досоветский период и после революции. Тем самым советская власть попыталась интегрировать региональные сообщества, неоднородные, в том числе в этническом, культурном плане в идеологическое пространство советского государства. Провозглашая ценности модернизации, разрыв с традиционным обществом и праздничным календарем, большевики при всем при этом для трансляции своих идеологем использовали приемы и образы, существующие в традиционном обществе.

Литература

1. Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Национальный архив» (далее ГКУ РХ «Национальный архив»). Ф. 2. Оп. 1. Д. 39.

2. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 2. Оп. 1. Д. 170.

3. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-1. Оп. 1. Д. 1.

4. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-1. Оп. 1. Д. 37.

5. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-1. Оп. 1. Д. 177.

6. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-1. Оп. 1. Д. 266.

7. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-1. Оп. 1. Д. 369.

8. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-14. Оп. 1. Д. 44.

9. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-14. Оп. 1. Д. 74.

10. За социалистическую культуру молодой Хакасии // Советская Хакасия. 1932. 3 июн. № 68. С. 1.

11. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978. 392 с.

12. Мартин Т. Империя положительной деятельности: Советский Союз как высшая форма империализма // Государство наций: Империя и национальное строительство в эпоху Ленина и Сталина. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2011. C. 88-116.

13. Письмо трудящихся Хакасии товарищу Сталину // Советская Хакасия. 1935. 7 нояб. № 129-130. C. 3.

14. Праздник автономной Хакасии - праздник всего края // Советская Хакасия. 1935. 7 нояб. № 129-130. C. 3.

15. Рольф М. Советские массовые праздники. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН): Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2009. 439 с.

Reference

1. State Institution of the Khakas Republic «National archive». F. 2. Op. 1. Doc. 39.

2. State Institution of the Khakas Republic «National archive». F. 2. Op. 1. Doc. 170.

3. State Institution of the Khakas Republic «National archive». F. P-1. Op. 1. Doc. 1.

4. State Institution of the Khakas Republic «National archive». F. P-1. Op. 1. Doc. 37.

5. State Institution of the Khakas Republic «National archive». F. P-1. Op. 1. Doc. 177.

6. State Institution of the Khakas Republic «National archive». F. P-1. Op. 1. Doc. 266.

7. State Institution of the Khakas Republic «National archive». F. P-1. Op. 1. Doc. 369.

8. State Institution of the Khakas Republic «National archive». F. P-14. Op. 1. Doc. 44.

9. State Institution of the Khakas Republic «National archive». F. P-14. Op. 1. Doc. 74.

10. To socialist culture of young Khakassia. Sovetskaja Hakasija [Soviet Khakassia], 1932, no. 68, 3 June, p. 1 (in Russian).

11. Mazaev A.I. Prazdnik kak social'no-hudozhestvennoe javlenie [Festival as a so-cio-artisitic phenomenon]. M.: Nauka, 1978, 392 p. (in Russian).

12. Martin T. Imperija polozhitel'noj dejatel'nosti: Sovetskij Sojuz kak vysshaja forma imperializma [The Affirmative Action Empire: Soviet Union as the highest form of imperialism] // Gosudarstvo nacij: Imperija i nacional'noe stroitel'stvo v je-pohu Lenina i Stalina. M.: Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija (ROSSPJeN), Fond «Prezidentskij centr B.N. El'cina», 2011, pp. 88-116.

13. The letter of workers of the Khakassia to Comrade Stalin. Sovetskaja Hakasija [Soviet Khakassia], 1935, no. 129-130, 7 November, p. 3 (in Russian).

14. The festival of Khakass autonomy is a holiday for all over the region. Sovetskaja Hakasija [Soviet Khakassia], 1935, no. 129-130, 7 November, p. 3 (in Russian).

15. Rol'f M. Sovetskie massovye prazdniki [Soviet mass festivities]. M.: Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija (ROSSPJeN): Fond Pervogo Prezidenta Rossii B.N. El'cina, 2009, 439 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.