Научная статья на тему 'МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганзюкова Ольга Юрьевна

В статье выделяется проблема научного обоснования определения виртуальной образовательной среды, а также анализируются возможности применения в обучении массовых открытых онлайн-курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Ганзюкова О.Ю.

Ганзюкова Ольга Юрьевна - преподаватель высшей категории, цикловая комиссия социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Колледж Луганской государственной академии культуры и искусств им. М. Матусовского, г. Луганск, Луганская Народная Республика, Украина

Аннотация: в статье выделяется проблема научного обоснования определения виртуальной образовательной среды, а также анализируются возможности применения в обучении массовых открытых онлайн-курсов.

Ключевые слова: виртуальная образовательная среда, онлайн-обучение, дистанционное образование, массовые открытые онлайн-курсы.

Стремительные изменения в обществе, обусловленные развитием информационно коммуникационных технологий (ИКТ), ставят перед системой образования задачи формирования новой образовательной среды для обеспечения качественной подготовки современных специалистов.

Развитие ИКТ и их широкое применение в образовательной практике сделало актуальной проблематику взаимодействия закрытых образовательных систем и социального окружения. Это обстоятельство отражено в различных исследованиях о виртуальной реальности (А. Бюль, Д. Ланье, М. Вейнстейн, А. Крокер); в применении ИКТ в образовании и организации систем открытого и дистанционного обучения (А.П. Ершов, В.П. Зинченко, В.С. Леднев, Н.Н. Моисеев, В.Н. Монахов, А.И. Павловский и др.). В этих работах раскрываются возможности, связанные с применением ИКТ, посвященные проблемам реализации концепции непрерывного образования (перехода от "образования на всю жизнь" до "образования в течение всей жизни"), практического воплощения личностно-ориентированной образовательной парадигмы [1; 2].

Актуальность приобретает задача научно обоснованного определения виртуальной образовательной среды и конкретизации путей, в рамках которых возможно эффективное использование ИКТ в образовательных системах.

Когда мы упоминаем ИКТ, то часто подразумеваем виртуальное обучение. Этот термин имеет много определений, и очень часто оно перекликается с понятиями дистанционного и обучением онлайн, но имеет ряд отличий [3].

Онлайн-обучение происходит через Интернет как в реальном времени, то есть синхронно, так и асинхронно. Этот тип обучения включает в себя видео и аудио, передаваемые через Интернет, а также видеоконференции [4].

Форма дистанционного образования предполагает, что обучаемый и обучающийся разделены территориально и во времени.

Виртуальное обучение также включает в себя дистанционное и онлайн-обучение, но при виртуальном обучении предполагается дополнительные способы передачи информации, такие как книга, телефон, радио, а также любые виды корреспонденции [3; 4; 5].

Одним из путей использования ИКТ является создание виртуальной образовательной среды - массовых открытых онлайн-курсов MOOCs (massive open online courses), в рамках которой на основе применения технологий виртуальной реальности обеспечивается эффективное интерактивное самообучение в образовательном процессе.

MOOCs - онлайн-курсы с массовым интерактивным участием и открытым доступом. Обучаться на них может каждый желающий, оплачивается только

сертификат. Они не имеют ограничений для регистрации или каких-либо предварительных условий.

На сегодняшний день ведущими площадками MOOCs являются:

* Coursera, которая была основана в апреле 2012 г. двумя профессорами Стэнфордского университета - доктором Эндрю Нг и доктором Дафной Коллер. Являясь коммерческой в своей основе, Coursera предлагает курсы по различным дисциплинам, включая гуманитарные науки, медицину, биологию, общественные науки, математику, бизнес, информатику и другие предметы. На данный момент Coursera предлагает курсы на многих языках, в том числе и на русском языке.

* Udacity — это образовательная организация, учреждённая в феврале 2012 г. Себастьяном Траном, Давидом Ставенсом и Майком Сокольски. Курсы дают знания в основном по инженерии, математике и бизнесу. Проект сотрудничает с лидерами отрасли, такими как Google, NVIDIA, Microsoft, Autodesk, и предлагает онлайн-классы, которые не всегда доступны в обычных образовательных учреждениях.

* EdX — некоммерческая организация, презентованная в апреле 2012 г. двумя университетами-партнёрами, Гарвардским и Массачусетским институтом технологии. Эта интернет-платформа используется не только для создания обучения, но и для поиска методов обучения и технологий. Онлайн- курсы дают исследователям возможность отслеживать прогресс студентов, определяя проблемы в системе образования. Здесь можно пройти курсы по электронике, программированию, информатике, химии и искусству.

* Khan Academy — некоммерческая образовательная организация, созданная в 2008 выпускником MIT и Гарварда Салманом Ханом. Предоставляет курсы по физике, биологии, экономике, истории искусств, информатике, медицины и др.

В последние годы Россия также стремится включиться в этот процесс, создавая свои образовательные виртуальные ресурсы, к которым относятся:

* Универсариум. Проект открылся 23 декабря 2013 года. В системе представлены бесплатные образовательные курсы преподавателей ряда университетов страны (Московского государственного университета им. Ломоносова, Московского Физико-технического института, Российского экономического университета им. Плеханова и других), а также российских научных центров.

* Лекториум - некоммерческий проект, занимающийся созданием учебных материалов в формате открытых онлайн-курсов, а также съёмкой и размещением видеолекций. На сегодняшний день имеет около десятка массовых онлайн-курсов.

Бесспорно, виртуальная образовательная среда является социокультурным феноменом реальной действительности, но его дидактический потенциал остается недостаточно раскрытым, поскольку имеющиеся противоречия между потребностями образовательной практики в эффективному образовательной среде и состоянием научного знания о них.

В любом случае можно сделать вывод, что MOOCs обладают на сегодняшний день огромным потенциалом, и, скорее всего, будут востребованы в образовательной сфере в ближайшее десятилетие.

Список литературы

1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Организация учебно-воспитательного процесса с применением IT-технологий: Технология работы педагога в виртуальной образовательной среде МГОУ: Учебно-методическое пособие. Часть 1, 2. // Вайндорф-Сысоева М.Е., Шитова В.А. М.: ООО «Диона», 2008. 96 с.

2. Ганзюкова О.Ю. Особенности системы оценивания в электронном обучении / Наука и образование сегодня. № 4 (27), 2018. С. 56-67.

3. Bloom B. The 2 Sigma Problem: The Search for Methods of Group Instruction as Effective as One-to-One Tutirin // Educational Researcher, 1984. Vol. 13. № 6. С. 4-16.

39

4. Ko Susan Schor. Teaching online: a practical guide // Susan Ko, Steve Rossen. 3rd ed. New York and London: Routledge, 2007. -50 c.

5. Palloff Rena M. Building Online Learning Communities : Effective Strategies for the Virtual Classroom.. // Rena M. Palloff, Keith Pratt - 2nd ed - San Francisco. Wiley Imprin, 2007. 292 c.

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ПРЕПОДАВаТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОго ВОСПИТАНИя и СПОРТа

КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1 2 Туркменова М.Ш. , Бабанов Ш.Ж.

1Туркменова Мукаррам Шермахаматовна - преподаватель;

2Бабанов Шахобиддин Жиянмуродович - преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта, Национальный университет им. Мирзо Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: политические, социально-экономические изменения, происходящие в Узбекистане, требуют от педагогической науки, ее теории и практики новых подходов к решению образовательных задач. Учебно-профессиональное образование по физической подготовке и спорту также подвержено существенному реформированию, обусловленному политической ситуацией в государстве. Ключевые слова: проблема, педагог,педагогический процесс, физическое воспитание.

УДК 37.1174

Известно, что физическая подготовка и спорт в высшем учебном заведении выполняют несколько важных функций. Реализация образовательной функции открывает возможность будущим специалистам управлять своим физическим состоянием и функциональными резервами организма. Воспитательная функция проявляется в формировании у студентов патриотического мировоззрения, долга, чести и личного достоинства, нравственного самосознания, навыков и умений высококультурного и дисциплинированного поведения [1].

Однако нельзя в полной мере реализовать названные функции, если деятельность преподавателей по физической подготовке и спорту не нацелена на постоянный поиск наиболее эффективных способов решения педагогических задач. В настоящее время общее количество преподавателей, деятельность которых отличается низким и неудовлетворительным уровнем творчества, значительно превышает число преподавателей с высоким уровнем развития творчества. Такое положение дел настоятельно требует своего научного осмысления и поиска путей выхода из сложившейся ситуации [2].

Результаты проведенных экспериментальных исследований свидетельствуют, что реализация творческих возможностей педагогов кафедры физического воспитания и спорта в значительной степени зависит от тех условий, в которых осуществляется их профессиональная деятельность. Основными причинами, сдерживающими рост и проявление творческих способностей педагогов, являются: нездоровый морально-психологический климат в коллективе; ошибки в подборе и расстановке преподавательского состава; невысокая престижность творческого труда; превышение установленных норм работы; недостатки в планировании учебно-тренировочной, методической и научно-исследовательской работы на кафедре физической подготовки и спорта; низкое качество оборудования для учебно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.