Научная статья на тему 'Массовые открытые онлайн-курсы в контексте формирования глобального информационного общества'

Массовые открытые онлайн-курсы в контексте формирования глобального информационного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюшевская С. В.

Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) – новая и малоизученная форма обучения, возникшая в результате развития дистанционного обучения, совершенствования информационно-коммуникационных технологий и движения к открытию образовательных ресурсов. Массовые открытые онлайн-курсы, реализуемые при участии ведущих университетов мира, динамично развиваются в глобальном масштабе, расширяя доступ к высшему образованию и обучению в течение всей жизни для людей со всего мира и оказывая существенное воздействие на современную систему высшего образования. В статье анализируются особенности, проблемы и перспективы развития массовых открытых онлайн-курсов в условиях формирования глобального информационного общества, или общества, основанного на знании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Массовые открытые онлайн-курсы в контексте формирования глобального информационного общества»

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

© Артюшевская С.В.*

Европейский гуманитарный университет, Литва, г. Вильнюс

Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) - новая и малоизученная форма обучения, возникшая в результате развития дистанционного обучения, совершенствования информационно-коммуникационных технологий и движения к открытию образовательных ресурсов. Массовые открытые онлайн-курсы, реализуемые при участии ведущих университетов мира, динамично развиваются в глобальном масштабе, расширяя доступ к высшему образованию и обучению в течение всей жизни для людей со всего мира и оказывая существенное воздействие на современную систему высшего образования. В статье анализируются особенности, проблемы и перспективы развития массовых открытых онлайн-курсов в условиях формирования глобального информационного общества, или общества, основанного на знании.

Современная система высшего образования находится в стадии серьезных преобразований, обусловленных, в свою очередь, радикальными социальными, экономическими, технологическими, политическими и культурными изменениями глобального характера. Развитие наукоемких экономических систем и формирование общества знания, процессы глобализации и интернационализации, возрастающее значение новых информационно-коммуникационных технологий выделяются в числе важнейших факторов, оказывающих влияние на современный университет.

Стремительное развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий приобретает сегодня характер глобальной информационной революции, оказывающей влияние на все сферы жизнедеятельности общества (включая науку, образование, экономику, культуру, управление и др.) и определяющей движение к новому типу общества - информационному, или, как его еще называют, обществу знания. Информационное общество - это общество с нарастающим производством и использованием информации и знаний во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Одной из основополагающих характеристик этого общества является его глобальный характер [8].

Понятие «информационное общество» впервые появилось во второй половине 1960-х годов. Изобретение данного термина приписывается профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши [1]. Изучением проблем, связанных с информационным обществом, занимались многие из-

* Доцент академического департамента истории.

вестные ученые (Д. Белл, Е. Масуда Т. Стоуньер, М. Маклюэн, Э. Тоффлер, П. Дракер, М. Кастельс, А.И. Ракитов, А.Д. Урсул, Н.Н. Моисеев и др.). Некоторые исследователи считают, что информационное общество - это новая социальная организация людей, процесс формирования которой еще не завершен и должен пройти несколько стадий. Другие же авторы полагают, что информационное общество уже построено в некоторых наиболее развитых странах (США, Японии, странах Западной Европы).

Начиная с 1990-х годов, исследователи стали акцентировать внимание не столько на значении самой информации в различных сферах жизнедеятельности общества, сколько на роли знаний, что породило ряд новых определений постиндустриального общества: общество знания (knowledge society), или общество, основанное на знании (knowledge-based society). При этом многие авторы отмечают необходимость обеспечения свободного доступа людей к информации, без которого, как подчеркивает Н.Н. Моисеев, не имеет смысла говорить о построении информационного общества - «общества коллективного интеллекта планетарного масштаба» [6].

Таким образом, общество, возникающее в результате информационной революции, отличается тем, что информация и особенно знание как высшая и наиболее ценная форма всей гигантской массы информации, циркулирующей в современном обществе, занимает в нем особое место. Знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать, становится главным условием благополучия каждого человека и каждого государства [8].

Глобальные тенденции, зародившись в XX веке, будут иметь продолжение в новом столетии, бросая вызов человеческой цивилизации. В этих условиях важно уметь противостоять разрушительным тенденциям и поддержать прогрессивные тенденции на основе тех приоритетов, которые соответствуют изменившимся реалиям цивилизационного развития. Этот вызов имеет самое непосредственное отношение к сфере образования, которая призвана корректировать свои приоритеты с учетом потребностей человеческой цивилизации в XXI веке [3].

Современные тенденции развития высшего образования в глобальном мире и проблемы трансформации университета находятся в центре внимания многих исследователей (J.E. Willis, Y. Lincoln, M. Kwiek, П.С. Мэграт, Б. Брок-Утне, Г.Я. Миненков и др.). Проблемы развития высшего образования рассматриваются в контексте формирования общества знания, в котором предполагается расширенное воспроизводство и распространение знания. В современном мире познание перестало быть исключительно принадлежностью элит и распространяется на все общество. Развитие образования и обучения в обществе, основанном на знании, предполагает смену самой парадигмы обучения, ставя в центр обучающуюся личность и обучение в течение всей жизни. Отныне образование перестает быть процессом транс-

ляции знаний - акцент перемещается на умение всех и каждого учиться и на самостоятельное освоение знаний [5].

Быстрое развитие информационной техники и информационно -коммуникационных технологий открывает новые возможности и перспективы для совершенствования системы образования. Это касается как улучшения технической оснащенности образовательных учреждений и их доступа к мировым образовательным ресурсам, так и использования новых форм и методов обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность учащихся.

При этом особое значение приобретают открытые образовательные ресурсы и открытое дистанционное обучение, которые способствуют более интенсивному обмену знаниями, значительно расширяют доступ людей к высшему образованию и обучению в течение всей жизни, а также открывают возможности для развития международного сотрудничества и участия университетов в мировой образовательной системе.

Движение к открытию образовательных ресурсов началось в последнем десятилетии XX века, а в 2001 году приобрело всемирный масштаб, когда Массачусетский технологический институт запустил проект Open Course Ware, открыв свободный доступ к материалам своих учебных курсов [19]. В настоящее время открытые дистанционные курсы, основанные на использовании учебных материалов, размещенных в свободном доступе либо выпущенных под лицензией, разрешающей их свободное использование, предлагаются на бесплатной основе многими высшими учебными заведениями.

Начиная с 2008 года, некоторые онлайн-курсы, открытые для всех желающих, начали привлекать сотни и тысячи участников. Для обозначения таких курсов в 2008 году был введен термин «массовый открытый онлайн-курс» (massive open online course, MOOC). Термин появился как ответная реакция на курс «Коннективизм и коннективистские знания», который в 2008 году провели Джордж Сименс и Стивен Доунс в Университете Манитобы (Канада) и в котором участвовало 25 студентов в аудитории и еще 2300 слушателей онлайн [24]. Вслед за этим курсом, в период с 2008 по 2011 год было проведено еще несколько открытых онлайн-курсов, зарегистрировавших от нескольких сотен до нескольких тысяч участников. Первые МООК возникли внутри открытых образовательных ресурсов и основаны на концепции коннективизма [25].

Переломным этапом в развитии МООК можно считать 2011-2012 год, когда идея МООК окончательно утвердилась сначала в США, а затем в Европе и других регионах мира.

Осенью 2011 года на три курса, организованных Стэнфордским университетом, было зарегистрировано рекордное количество участников (около 100 тыс. на каждый курс). Например, на курс «Введение в искусственный интеллект» записалось 160 тыс. слушателей из 190 стран и, согласно представленным отчетам, 23 тыс. участников успешно его завершили [11].

С этого времени начинается стремительное развитие массовых открытых онлайн-курсов, которые стали предметом многочисленных публикаций в средствах массовой информации и бурных дискуссий в академических кругах, а 2012 год был даже назван «годом МООК» [21].

С начала 2012 г. в США активно разворачивают свою деятельность проекты, реализующие массовые открытые онлайн-курсы. В их числе Udacity, Coursera, MITx (позже edX), а к концу года к ним присоединяются Canvas, UM's Online High School, Udamy, Wedubox и другие [7].

В настоящее время можно выделить три крупные платформы онлайн-курсов университетского уровня: Udacity, Coursera и edX (все они базируются в США).

Udacity является частной образовательной организацией, основанной Себастьяном Труном, Дэвидом Ставенсом и Майклом Сокольски, с заявленной целью демократизации образования, обеспечения доступа к высококачественному высшему образованию и изменения будущего образования [26]. Проект возник после успешной реализации осенью 2011 года Питером Норвигом и Себастьяном Труном курса «Искусственный интеллект» в Стэн-фордском университете. Это стало настоящим прорывом для всего движения МООК, поскольку именно после этого запустились Coursera, MITx / edX и другие проекты.

Платформа edX - некоммерческий академический проект, находящийся под управлением Массачусетского технологического института (MIT) и Гарвардского университета. Позже к ним присоединились Калифорнийский университет в Беркли, Система университета Техаса, Австралийский национальный университет, Университет Торонто и другие. Данный проект предлагает на безвозмездной основе онлайн-курсы университетского уровня по широкому спектру дисциплин [14].

Лидером движения МООК является Coursera - некоммерческая образовательная компания, основанная в феврале 2012 года профессорами Стэн-фордского университета Дафной Коллер (Daphne Koller) и Эндрю Нгом (Andrew Ng). Как отмечает Д. Коллер, цель проекта - использование лучших курсов лучших преподавателей в лучших университетах и предоставление бесплатного доступа к ним во всем мире [15]. Проект Coursera стартовал при участии четырех американских университетов (Стэнфордского, Мичиганского, Принстонского и Пенсильванского), но очень скоро к нему присоединились и другие крупные университеты (Университет Джонса Хопкинса, Калифорнийский технологический институт, Колумбийский университет, Эдинбургский университет, Университет Торонто и другие). Уже к началу августа 2012 г. был зарегистрирован первый миллион слушателей из 196 стран [28]. В начале мая 2013 г. на сайте Coursera предлагалось около 370 курсов, разработанных при участии 69 партнеров из разных регионов мира (Северной Америки, Западной Европы, Азии, Австралии), а количество пользователей превысило 3,5 млн. человек [13].

В числе основных отличительных характеристик этих проектов можно отметить привлечение преподавателей лучших (прежде всего, американских) университетов, бесплатность обучения и, как следствие, массовость и глобальность (участие тысяч, десятков тысяч и сотен тысяч слушателей со всего мира).

Начало 2013 года ознаменовалось приходом массовых открытых он-лайн-курсов в Европу. В феврале ведущая платформа МООК Coursera объявила о том, что к ней присоединилось 29 университетов, включая 10 европейских [23]. В их числе, например, такие известные вузы как Мюнхенский и Женевский университеты, Политехническая школа Парижа, университеты Рима и Копенгагена.

В марте 2013 года берлинская компания Iversity объявила о запуске одноименной платформы массовых онлайн-курсов. Ее цель - убедить европейские академические круги в перспективности МООК и объединить вузы континентальной Европы для создания собственных массовых онлайн-курсов [18]. Тем временем в Великобритании набирает обороты созданная в декабре 2012 года платформа массовых онлайн-курсов Futurelearn, объединяющая более 20 британских университетов [22].

В апреле 2013 г. было объявлено о запуске первой общеевропейской программы, предлагающей массовые открытые онлайн-курсы. Программа реализована по инициативе Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения (EADTU), при поддержке Еврокомиссии и при участии партнеров из 11 стран. Предлагается более 40 бесплатных университетских онлайн-курсов на 12 языках по обширному ряду предметов (от математики и экономики до языков и климатологии) [27].

Таким образом, динамичное развитие массовых открытых онлайн-кур-сов является одной из значимых тенденций в области высшего образования в современном мире.

Вопросы, связанные с развитием массовых открытых онлайн-курсов, широко обсуждаются в академической среде, вызывая при этом жаркие споры и различные (нередко противоположные) мнения о влиянии МООК на будущее образования. В частности, дискутируются вопросы о том, являются ли МООК возможностью или угрозой для университетов, насколько эффективно обучение в МООК, каково их влияние на традиционную форму обучения в вузах [9, 10, 12, 16, 17, 20, 29]. Некоторые аналитики склонны рассматривать МООК как революционное средство, называя их величайшей революцией в образовании со времен изобретения печатного станка Гуттен-берга [2] и полагая, что МООК будут способствовать демократизации знания и высшего образования в планетарном масштабе [15]. Другие же видят в них серьезную угрозу для всей системы высшего образования [20].

Ниже представлена попытка обобщить некоторые наиболее распространенные мнения о преимуществах и недостатках МООК. При этом необходимо отметить, что МООК являются новой и малоизученной формой обуче-

ния, в связи с чем, для обоснования или опровержения тех или иных представлений, необходимы всесторонние научные исследования и широкий обмен практическим опытом.

Стремительный рост популярности МООК можно объяснить большим количеством преимуществ, которые они предлагают. При этом можно говорить о потенциальных преимуществах МООК не только для самих участников курсов, но также для университетов и общества в целом.

1. Доступность МООК, предлагаемых на бесплатной основе для всех желающих. Для участия в МООК достаточно иметь доступ к сети Интернет, что сейчас становится возможным даже для малоимущих слоев населения в странах с не самой благополучной социально-экономической ситуацией. Единственным ограничением может быть английский как основной язык преподавания, однако, благодаря растущему спросу и многочисленным добровольцам, материалы курсов быстро становятся доступны и на других языках; кроме того, в настоящее время все больше курсов предлагается и на других языках (испанском, французском, итальянском, китайском и др.). Таким образом, МООК расширяют возможности для доступа к высшему образованию и обучению в течение всей жизни для людей из разных стран мира и разных социальных слоев.

2. Высокий научный уровень, актуальность и новизна предлагаемых курсов. Благодаря МООК, сегодня у всех желающих появилась возможность обучения в лучших университетах мира у авторитетных ученых и экспертов мирового уровня. В рамках проектов МООК предлагаются курсы по актуальным направлениям современного научного знания в различных областях (например, квантовая механика, машинное обучение, искусственный интеллект, устойчивое развитие и др.).

3. Внедрение передовых образовательных технологий. Многие полагают, что комплексный формат обучения, основанный на использовании мультимедийных материалов и интерактивных форм работы (включая, онлайн-форумы, вебинары, симуляционные лаборатории по электронике и т.п.), может - при их умелом использовании - со временем успешно заменить скучные учебники и сделать обучение более целенаправленным и эффективным [2].

4. Развитие научных исследований в области эдукологии. Опыт реализации МООК может рассматриваться как масштабный эксперимент в области эдукологии. По мнению Д. Коллер, это беспрецедентная возможность по-иному взглянуть на то, как мы понимаем процессы человеческого обучения. Обработка и анализ большого количества данных могут использоваться для ответов на вопросы о том, какие методы обучения хороши, как отличить эффективные методы от неэффективных, что студенты не понимают чаще всего и как мы можем помочь им понять [15].

Следует также отметить, что для дальнейшего развития МООК необходимо проведение научных исследований по целому кругу проблем, в том числе: 1) соотношение МООК и других моделей дистанционного обучения;

2) возможность использования МООК в традиционном обучении; 3) принципы и модели проектирования МООК; 4) навыки, необходимые преподавателю (тьютору) для проведения МООК; 5) оценка уровня подготовки студентов к обучению в МООК; 6) оценка эффективности обучения студентов в МООК и др.

5. Взаимопроникновение культур, обмен знаниями и опытом, формирование различных сообществ. Важно отметить, что МООК привлекает в конкретный период времени участников с различной культурой, традициями и уровнем знаний, что способствует возникновению очень плотного облака знаний. Таким образом, создаются условия для формирования «общества коллективного интеллекта планетарного масштаба» [6]. Кроме того, МООК способствует возникновению между его участниками сильных связей, которые могут быть использованы и в будущем для реализации совместных проектов и обмена опытом.

6. Новые возможности самореализации участников курсов. Обучение в МООК открывает новые перспективы для самореализации участников, в том числе, для продолжения обучения и трудоустройства. Так, блестящее завершение конкретного курса может помочь студенту привлечь к себе внимание университета, предлагающего курс, и способствовать возможному поступлению в этот университет. Кроме того, у участников курсов появляются новые перспективы для трудоустройства (в том числе, за рубежом). Глобальные образовательные платформы могут оказаться настоящей находкой для предприятий и организаций, ищущих сотрудников [2]. Можно отметить, что уже сейчас некоторые платформы (Udacity, Coursera) активно сотрудничают с работодателями.

7. Новые возможности продвижения университетов. В свою очередь, посредством МООК университеты имеют возможность продвижения своих образовательных программ в мировом образовательном пространстве и привлечения талантливых студентов для обучения на стационаре.

Таким образом, прогнозируется, что в стратегической перспективе МООК могут содействовать демократизации знания и развитию системы образования в целом, а также развитию межкультурного диалога, социальному и экономическому развитию.

В то же время стремительное развитие МООК вызывает целый ряд вопросов и сомнений. При этом одни и те же аспекты, с одной стороны, могут рассматриваться в качестве преимуществ, а, с другой стороны, могут подвергаться сомнению и резкой критике.

1. Прежде всего, высказываются сомнения в декларируемой всеобщей доступности МООК. При этом отмечается существующее неравенство в доступе к новым информационным технологиям («цифровое неравенство», или «цифровой разрыв»), что является существенной проблемой в рамках мирового информационного пространства. Кроме того, в связи с необходимо-

стью поиска финансовых средств для развития курсов и оплаты работы преподавателей, со временем часть курсов может стать платной, а некоторые платформы уже сейчас наряду с бесплатными предлагают и платные курсы.

2. Некоторые эксперты высказывают сомнения в качестве обучения в МООК, полагая, что в педагогическом плане МООК не имеют под собой серьезной теоретико-методологической основы, а используемые в них методы и формы работы не способствуют эффективности и высокому качеству обучения. При этом отмечается также низкий уровень продуктивности в МООК (по имеющимся данным, обычно не более 5 % слушателей, записавшихся на курс, успешно его завершают [16]). Сюда относятся также достаточно многочисленные традиционные претензии, предъявляемые к дистанционному обучению в целом. Традиционными являются также аргументы, отмечающие повышенную вероятность академической нечестности среди учащихся. Вместе с тем, следует иметь в виду, что все эти аргументы до некоторой степени верны, но в то же время не учитывают наличие в дистанционном обучении многочисленных внеучебных взаимодействий (которые носят глобальный характер и могут быть хорошей основой для профессионального роста участников), а также прогресса в технологиях, позволяющих реализовать эффективное взаимодействие и обучение [7].

3. Риски для традиционных образовательных учреждений и преподавателей. Некоторые аналитики видят в МООК серьезный вызов традиционной системе очного обучения, с ее порою баснословными ценами на качественное и престижное образование. Прогнозируется, что в случае укрепления МООК, они могут стать серьезными конкурентами для традиционных университетов и колледжей. Высказывается опасение, что развитие МООК может поставить под угрозу многие университеты и колледжи, не имеющие репутации элитных университетов. Кроме того, у вузов может возникнуть соблазн отказаться от ряда своих курсов, а преподавателей окажется дешевле заменить онлайн-инструкцией от именитых профессоров [7].

4. Угроза национальным системам образования и образовательный империализм. Те же проблемы могут возникнуть на международном уровне. Существует угроза образовательного империализма, выводящего одни страны на уровень лидеров и ставящего другие в зависимость от них. Так, экспансия онлайн-курсов элитных американских университетов может серьезно ударить по университетам других стран.

Кроме того, одним из препятствий в использовании МООК для развивающихся стран может быть языковой барьер, поскольку хорошее понимание английского языка является необходимым условием для изучения подавляющего большинства МООК. Поэтому чрезвычайную ценность приобретает развитие возможности межъязыковой коммуникации.

Безусловно, это далеко не полный перечень обсуждаемых проблем, связанных с МООК. В то же время, если еще сравнительно недавно Forbes охарактеризовал МООК по отношению к существующей системе образования

как «расширение с подрывным характером» (disruptive extensions), то постепенно страсти по данному поводу улеглись, и началась интенсивная работа по использованию раскрывшегося потенциала новой формы обучения [4]. В этой связи можно отметить упомянутые выше проекты ряда европейских университетов по развитию МООК, в том числе запуск первой общеевропейской программы МООК, реализованной по инициативе Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения и при поддержке Еврокомиссии.

На примере развития МООК очевидно, что в современных условиях возрастает значение управления образованием и необходимость решения проблем образования не только в рамках национальных образовательных систем, но также на международном, транснациональном уровне.

Таким образом, массовые открытые онлайн-курсы можно рассматривать как одно из проявлений современных тенденций формирования глобального информационного общества, или общества, основанного на знании. Динамичное развитие МООК генерирует не только новые возможности, связанные с демократизацией образования и внедрением инновационных образовательных технологий, но и таит в себе возможные угрозы и риски. Успешность решения возникающих проблем будет зависеть от способности ответить на новые вызовы, стоящие перед университетами в современном мире.

Список литературы:

1. Алексеева И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. - 1999. - № 1. - С. 30-35.

2. Беляева Е.А. MOOCs и будущее высшего образования [Электронный ресурс] // Сыктывкарский государственный университет: сайт. - Режим доступа: http://www.syktsu.ru/2013/04/25/MOOCS-i-budushhee-vysshego-obrazo-vaniya (дата обращения: 03.05.2013).

3. Краснова Г.А. Открытое образование: цивилизационные подходы и перспективы. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 252 с.

4. Линс С.С «MOOC» или не с «MOOC»? Учеба будущего [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vzagranke.ru/razvitie/grani/global/s-mo-oc-ili-ne-s-mooc-ucheba-budushhego.html (дата обращения: 30.04.2013).

5. Миненков Г.Я. Трансформация университета и учебный процесс. -Мн.: ЕГУ 2004. - 164 с.

6. Моисеев Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль. - 1996. - № 1. - С. 81-83.

7. Тимкин С.Л. Coursera - лидер движения массовых открытых онлайн-курсов (МООС) [Электронный ресурс] // Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского: сайт. - 05.04.2013. - Режим доступа: http://om-su.ru/page.php?id=4132 (дата обращения: 30.04.2013).

8. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. - 232 с.

9. Adams S. Is Coursera the Beginning of the End for Traditional Higher Education? [Электронный ресурс] // Forbes. - 17.07.2012. - Режим доступа: http://www.forbes.com/sites/susanadams/2012/07/17/is-coursera-the-beginning-of-the-end-for-traditional-higher-education/ (дата обращения: 8.01.2013).

10. Armstrong L. Coursera and MITx: Sustaining or disruptive? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.changinghighereducation.com/ 2012/08/coursera-.html (дата обращения: 20.09.2012).

11. Attwell G. MOOCs are here to stay [Электронный ресурс] // Pontydy-sgu.org. - 6.02.2012. - Режим доступа: http://www.pontydysgu.org/2012/02/ moocs-are-here-to-stay/ (дата обращения: 12.04.2012).

12. Bates T. What's right and what's wrong about Coursera-style MOOCs? [Электронный ресурс] - 5.08.2012. - Режим доступа: http://www.tonybates.ca/ 2012/08/05/whats-right-and-whats-wrong-about-coursera-style-moocs/ (дата обращения: 20.09.2012).

13. Coursera [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cour-sera.org (дата обращения: 5.05.2013).

14. edX [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.edx.org (дата обращения: 5.05.2013).

15. Koller D. What we're learning from online education [Электронный ресурс] // TED-talks. - 2012. - Режим доступа: www.ted.com/talks/daphne_kol-ler_what_we_re_learning_from_online_education.html (дата обращения: 3.04.13).

16. Lewin T. College of Future Could Be Come One, Come All [Электронный ресурс] // New York Times. - 19.11.2012. - Режим доступа: www.nytimes. com/2012/11/20/education/colleges-turn-to-crowd-sourcing-courses.html?page-wanted=all&_r=1& (дата обращения: 28.11.2012).

17. Lewin T. Instruction for Masses Knocks Down Campus Walls [Электронный ресурс] // The New York Times. - 4.03.12. - Режим доступа: www.ny-times.com/2012/03/05/education/moocs-large-courses-open-to-all-topple-cam-pus-walls.html?pagewanted=all&_r=0 (дата обращения: 8.01.2013).

18. Lomas N. Berlin-Based Iversity Relaunches As MOOCs Platform, Sets Its Sights On Becoming The Coursera Of Europe [ Электронный ресурс]. -11.03.2013. - Режим доступа: http://techcrunch.com/2013/03/11/iversity-moocs-pivot (дата обращения: 30.03.2013).

19. MIT OpenCourseWare. Free Online Course Materials [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ocw.mit.edu/index.htm (дата обращения: 30.09.12).

20. Moshe Y.V Will MOOCs destroy academia? [Электронный ресурс] // Communications of the ACM. - Vol. 55 (11): 5. - November 2012. - Режим доступа: http://cacm.acm.org/magazines/2012/11/156587-will-moocs-destroy-aca-demia/fulltext (дата обращения: 2.05.2013).

21. Pappano L. The Year of the MOOC [Электронный ресурс] // The New York Times. - 2.11.2012. - Режим доступа: http://www.nytimes.com/2012/11/ 04/education/edlife/massive-open-online-courses-are-multiplying-at-a-rapid-pace.html?pagewanted=1&_r=0 (дата обращения: 2.12.2012).

22. Parr C. Futurelearn's boss on breaking into Moocs [Электронный ресурс] // Times Higher Education. - 21.03.2013. - Режим доступа: http://www.ti-meshighereducation.co.uk/news/futurelearns-boss-on-breaking-into-moocs/ 2002636.article (дата обращения: 30.03.2013).

23. Protalinski E. Coursera adds 29 new universities to bring total to 62, offers first courses in Chinese, Italian, and Spanish [Электронный ресурс] // The Next Web. - 21.02.2013. - Режим доступа: http://thenextweb.com/insider/2013/ 02/21/coursera-adds-29-new-universities-to-bring-total-to-62-offers-first-courses-in-chinese-italian-and-spanish (дата обращения: 2.03.2013).

24. Reflections on open courses [Электронный ресурс] // Connectivism. -August, 2010. - Режим доступа: http://www.connectivism.ca/?p=267 (дата обращения: 30.09.2012).

25. Siemens G Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age [Электронный ресурс]. - 12.12.2004. - Режим доступа: http://www.elearnspace.org/ Articles/connectivism.htm (дата обращения: 30.09.2012).

26. Udacity [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.udacity. com/ (дата обращения: 5.05.2013).

27. Vassiliou welcomes launch of first pan-European university MOOCs (massive open online courses) [Электронный ресурс] // European Commission, Press release, Brussels/Heerlen (Netherlands), 23 April 2013. - Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-13-349_en.htm (дата обращения: 5.05.13).

28. Young J. Coursera hits 1 million students, with Udacity close behind [Электронный ресурс] // Chronicle of Higher Education. - 10.08.012. - Режим доступа: http://chronicle.com/blogs/wiredcampus/coursera-hits-1-million-students-with-udacity-close-behind/38801 (дата обращения: 2.10.2012).

29. Zhu A. Massive Open Online Courses - A Threat or Opportunity to Universities? [Электронный ресурс] // Forbes. - 9.06.2012. - Режим доступа: http://www.forbes.com/sites/sap/2012/09/06/massive-open-online-course-a-threat-or-opportunity-to-universities/ (дата обращения: 1.10.2012).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-КВЕСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ

© Люльчак С.Ю.*

Винницкий государственный педагогический университет им. М. Коцюбинского, Украина, г. Винница

В статье рассмотрены возможности применения проектных технологий в процессе формирования профессиональных знаний и умений будущих квалифицированных рабочих. В процессе работы над квестами

* Ассистент кафедры Инновационных и информационных технологий в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.